Что изобрел даймлер бенц
Лица автопрома. Готлиб Даймлер: битва гениев
Дойтц, окраина Кельна, 1875 год. Команда лучших инженеров Германии уже несколько лет работает над новым ДВС (этим, как вы помните, закончилась первая часть повествования) – компактным и легким, пригодным для использования на транспорте. В двухстах километрах от Кельна, в городке Мангейм, над этой же задачей бьется конструктор-одиночка Карл Бенц.
Похоже, к 1875 году все лучшие технические умы Германии собрались в Дойтце. Здесь, на «Заводе газовых двигателей», опираясь на наработки предшественников, помощь коллег и используя собственный запас знаний, Готлиб Даймлер целенаправленно пытался создать компактный двигатель, пригодный для использования на транспорте и в промышленности. Несколько вариантов ДВС в третьей четверти XIX века уже было создано и освоено в производстве, но даже лучший из них – атмосферный двигатель Отто мощностью 4 л.с. – достигал 3-4 метров в высоту и весил около 300 килограммов. А Даймлеру нужен был гораздо более легкий и компактный агрегат.
Пробы и ошибки
Интеллектуалы, собравшиеся в коллективе «Завода газовых двигателей в Дойтце», устраивали один мозговой штурм за другим: предлагались варианты работы атмосферного двигателя на смеси газа с керосином, опробовался мотор на керосине, разрабатывалась модификация для работы на лигроине, проводились многочисленные прочие опыты и эксперименты.
Даймлер и Майбах оставались сторонниками атмосферного типа, Отто возвращается к своим старым, казалось бы, тупиковым наработкам десятилетней давности – и в мае 1876-го находит смысл в развитии идеи четырехтактного мотора. И уже осенью того же года созданные совместными усилиями образцы четырехтактного ДВС были опробованы в деле. Еще несовершенный, с кучей откровенных недоработок и «детских болезней» четырехтактный двигатель внутреннего сгорания оказался работоспособным, а главное – показал свою перспективность. Конструкторы поняли, что этот мотор стоит доводить до ума. Но на это ушло еще более десятилетия.
Первые четырехтактные двигатели, созданные в Дойтце, развивали 0,5 л.с. Путь повышения мощности создатели справедливо видели в повышении частоты вращения, но тут препятствием стала система зажигания. Смесь в цилиндре поджигалась по старинке – газовой горелкой, устроенной за особым клапаном. Этот же клапан попутно управлял впуском горючей смеси в камеру сгорания. Эта придуманная Николаусом Отто хитроумная система работала на невысоких оборотах (до 200 об/мин), но оказалась непригодной для 700-800 об/мин, к которым стремились конструкторы. Увы, команде Даймлера не удалось реализовать идею электрического поджига рабочей смеси, хотя за ее реализацию в 1877-78 гг. брался сам отец немецкой электротехники Вернер Сименс.
Поиски в России
Параллельно с техническим изысканиями Готлиб Даймлер как один из руководителей компании занимался вопросами маркетинга. В 1881 году он несколько месяцев провел в России. Внушительный тур по империи, охвативший Санкт-Петербург, Москву, Ригу, Нижний Новгород, Тулу, Харьков, Одессу и Краков, должен быть открыть немцам перспективы сбыта их газовых моторов. Даймлер был поражен грандиозными масштабами российской промышленности и уровнем ее технологий. Кроме того, по свидетельству некоторых биографов, в России изобретатель собрал информацию о перспективах масштабной нефтедобычи. Вопрос общедоступного топлива для будущих массовых моторов не переставал волновать Даймлера, и наряду со светильным газом им рассматривались летучие продукты перегонки нефти – керосин и бензин.
Между тем, в команде единомышленников, работавших над ДВС на «Заводе газовых двигателей в Дойтце», назрел конфликт. Что, собственно, и неудивительно – стольким неординарным творческим личностям трудно было уживаться вместе. В 1882 году Даймлер и Майбах уходят с завода, чтобы самостоятельно заняться постройкой нового двигателя внутреннего сгорания – быстроходного, легкого и компактного. Как это заведено у пунктуальных немцев, в подписанном партнерами соглашении оговорены права и обязанности друзей: Готлиб Даймлер выступает руководителем проекта, а Майбах – конструктором и инженером.
На финишной прямой
Компаньоны переезжают на свою территорию – в купленную Даймлером усадьбу в Каннштате, что в пригороде Штутгарта. Из старой парковой оранжереи сделали мастерскую, пристроили ней кабинет конструктора, а садовые дорожки расширили с учетом того, чтобы по ним мог пройти автомобиль. 48-летний Даймлер к тому времени скопил достаточно средств в деньгах и ценных бумагах, чтобы не только купить столь внушительную виллу, но и финансировать свои конструкторские разработки.
Единомышленникам оставалось решить две главные проблемы, которые препятствовали повышению мощности мотора – новое зажигание и система питания, позволяющая управлять работой двигателя. В 1883 году Даймлер с Майбахом разработали систему калильного зажигания, которое представляло собой подогреваемый особой горелкой стержень, выступающий в камеру сгорания и поджигающий рабочую смесь в момент ее наивысшего сжатия. Двигатель получился достаточно компактным, но и этот вариант был далек от идеала. Сделать так, чтобы смесь загоралась не в момент нахождения поршня в верхней мертвой точке, а чуть раньше, Даймлеру и Майбаху пока не удавалось. К слову сказать, сначала не давался этот вопрос и Карлу Бенцу. Но уже к 1886 году у себя в Мангейме Бенц смог раз и навсегда решить вопрос опережения зажигания – при помощи высоковольтной катушки с батареей и искровой свечи, практически такой, какой мы видим ее сегодня. А Даймлер с Майбахом еще долго обходились калильным зажиганием (и даже продавали на него патент другим производителям моторов) – вплоть до 1898 года, когда еще один гениальный немец Роберт Бош придумал свое магнето.
На фото: Роберт Бош
Между тем, в 1883-м двигатель Даймлера обретал все новые и новые черты. Конструктор целенаправленно стремился приспособить свое детище к применению на транспортных средствах. В качестве топлива наконец был выбран бензин, который в отличие от газа легко хранить на борту транспортного средства. Вместе с Майбахом они разработали водяное охлаждение, создали закрытый картер (в отличие от Бенца, который через три года даже на запатентованной машине Benz Patent-Motorwagen имел открытые маховик, шатун и коленвал с масленками-капельницами). Компактный агрегат весил всего 80 кг и мог по праву считаться быстроходным, поскольку крутился в диапазоне 450-900 об/мин, развивая, правда, пока лишь 0,5 л.с. при рабочем объеме 0,264 л.
В немного модернизированном виде двигатель был установлен на специально изготовленный двухколесный аппарат Reitwagen – деревянное подобие мотоцикла, который успешно был испытан в ноябре 1885 года. В пробной трехкилометровой поездке была достигнута скорость 12 км/ч. Так на неприметной дороге на берегу реки Неккар наступила эра бензинового механического транспорта.
Первый автомобиль
Через полгода был готов вариант двигателя для более основательного транспорта – четырехколесной безлошадной повозки. Длинноходный (ход поршня 120 мм) одноцилиндровый агрегат набирал 650 об/мин и развивал 1,1 л.с., горючую смесь готовил примитивный испарительный карбюратор, а для охлаждения был приготовлен пластинчатый радиатор.
Экипаж-носитель для нового двигателя был заказан профессионалам – фабрике «Вимпф и сын» из Штутгарта, по соображениям секретности (Даймлер патентовал все свои разработки) покупку заявили как фаэтон, приобретаемый в подарок для супруги. Монтаж двигателя и рулевого управления осуществили в другом городе и на другом постороннем предприятии – заводе в Эслингене. Трансмиссия была ременной, водяной радиатор разместили сзади. Полученные 16 км/ч – вполне приличная скорость для опытного образца. Первую в мире машину обкатывали на садовых дорожках усадьбы Даймлера и на загородной дороге Каннштат – Унтертюркхайм (доведется бывать в окрестностях Штутгарта – не забудьте поклониться этим святым для всякого автомобилиста местам).
Как и мотоцикл Reitwagen (1885 год), четырехколесный автомобиль был запатентован (1886 год) – правда, чуть позже, чем это сделал Карл Бенц со своим трехколесным Patent-Motorwagen. Но в отличие от Бенца, Даймлер не остановился на создании автомобиля – он мыслил более масштабно. Тут же были созданы модификации бензинового мотора для лодок (1886 год) и дирижаблей (1888 год). Особенно удачным оказался лодочный мотор. Хотя его и пришлось испытывать на воде под видом электрохода (электричества немецкая общественность боялась меньше взрывоопасного бензина), но спрос на «судовой двигатель» сразу превысил предложение – так что Даймлеру пришлось купить новый участок земли и организовать там новое моторное производство.
На фото: Patent-Motorwagen
Нетехнические проблемы
Создав однозначно работоспособный образец автомобиля, изобретатель столкнулся с неожиданной проблемой отсутствия рыночного спроса. Самоходный экипаж воспринимали как яркую техническую новацию, но не как практичный транспорт. С подобным парадоксом столкнулся в то же время и Карл Бенц. Участие во Всемирной Парижской выставке 1889 года обоих немецких автомобилей сделало их популярными в кругах бомонда, но вопроса продаж не решило. Даймлера спасало раскрученное моторное производство, двигатели активно покупали для установки на небольшие лодки.
Вскоре парижская фирма «Панар и Левассор» купила у Даймлера патент на производство его моторов во Франции. Кроме заводских цехов и лодок французские двигатели Даймлера стали монтировать на автомобили – сначала Пежо (с 1890 года), затем марки «Панар и Левассор».
Работа над новыми конструкциями отвлекает инженера от грустных мыслей. Вслед за двухцилиндровым мотором Даймлер с Майбахом создают (1890 год) четырехцилиндровый 10-сильный двигатель. В 1893 году друзья официально начинают вести собственные изыскания, отделившись в плане конструкторских разработок от Daimler Motoren Gesellschaft.
Производственные неурядицы не выбивают упорного изобретателя из колеи в моральном плане, но здоровье подводит: 59-летний Даймлер переносит тяжелый инфаркт. Отдыхая после болезни в Италии, он находит себе новую любовь и летом 1893-го женится на 37-летней вдове Лине Хартман. Медовый месяц изобретатель с мировым именем и преуспевающая отельерша провели в Америке. Даймлер с промоцелями побывал на множестве тамошних предприятий и посетил Всемирную выставку в Чикаго, где собрал щедрый комплект заслуженных почестей и немало информации о путях развития американской техники. К сожалению, наладить сбыт даймлеровской продукции в США впоследствии так и не удалось. Тем временем в результате финансовых манипуляций партнеры-инвесторы отстранили Готлиба Даймлера от участия в делах Daimler Motoren Gesellschaft.
К совершенству
Между тем Майбах, вдохновляемый и финансируемый Даймлером, продолжал работу, которая не окончена до сих пор, – приближение конструкции ДВС к идеалу. В первую очередь двигатель совершенствовали на предмет возможности управления им. Так, испарительный (он же барботажный) карбюратор ограничивал диапазон регулирования обогащения смеси и оборотов, а значит, затруднял компенсацию изменяющейся нагрузки на двигатель. Придуманный Майбахом в 1893 году карбюратор распылительного (эжекционного) типа (доживший, кстати, до XXI века) сделал мотор более гибким по характеристикам. Также положительно повлияла на тяговые характеристики внедренная в 1898 году система искрового зажигания, момент опережения которого стало можно регулировать. Сам Даймлер тоже занимался доводкой собственно автомобиля, стремясь повысить комфортность машины за счет конструктивных решений. Так, он экспериментировал с ходовой частью и подвеской двигателя на раме, внедрял ременную главную передачу вместо шестеренчатой.
Постепенно сбыт двигателей Даймлера рос, этому способствовали победы оснащенных ими машин в гонках, например, в известном пробеге Париж – Руан 1894 года. Удачной в коммерческом плане разработкой оказался четырехцилиндровый мотор «Феникс», созданный Майбахом, Готлибом Даймлером и его сыном Паулем. Этот двигатель ставили на популярные модели Пежо. Купить права на его производство вместе с автомобилем Даймлера захотела и английская компания «Бритиш Мотор Синдикат», но при условии, что Daimler Motoren Gesellschaft вернет Даймлера на должность директора. Скрепя сердце руководители DMG пошли на такой шаг, поскольку британцы предложили за лицензии огромные деньги – 350 тысяч марок.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Всем известно, что первые автомобили Mercedes производились Готлибом Даймлером совместно со своими партнёрами, Вильгельмом Майбахом. Это потом они объединились с Карлом Бенцем в единый концерн — Daimler-Benz.
Так как появилось название Mercedes и название концерна Mercedes-Benz?
«Мерседес» переводится как «дар», «милосердие». Мать девочки в молодости жила по соседству с испанскими семьями, а для испанцев это имя очень популярное и обычное.
Да, да, я помню как удивлялся этому имени читая рома Дюма «Граф Монте-Кристо».
Так вот, матери девочки настолько оно понравилось, что когда родилась дочка, а женщина считала ее появление на свет божьим даром, она и стала называть девочку Мерседес. Одно непонятно, почему нельзя было дать ребенку это имя при рождении. Возможно, из-за того, что семья была еврейская, имели место какие-то традиции и условности, которые родители не могли обойти.
Итак, Адриана Мануэла с детства откликалась на имя Мерседес.
Эмиль с дочерью
У Еллинека была хорошо развита предпринимательская жилка, и он сразу понял, что за самодвигающейся техникой будущее. И он стал представителем немецкой фирмы «Daimler-Motoren-Gesellschaft» во Франции, США и Австро-Венгрии и занялся продажей продукции фирмы.
Эмиль на гонкац в Ницце, 1901 год
Более того, в 1903 году Эмиль Еллинек стал официально зваться Эмиль Еллинек-Мерседес.
Интересный факт. Буквально на всех презентациях автомобиля «Мерседес» по требованию Еллинека рядом с машиной ставился большой портрет его дочери.
На следующий год он попросил построить новый автомобиль – более мощный и одновременно более элегантный. При этом Эмиль Йеллинек поставил условие: назначить его единственным представителем фирмы в Австро-Венгрии, Франции и Америке, а новому автомобилю дать имя «Мерседес». Сделанный им заказ – 36 машин – был по тем временам гигантским.
В 1902 году название «Мерседес» было зарегистрировано как торговая марка. После слияния заводов Даймлера и Бенца в 20-х годах ХХ века новые автомобили стали называться «Мерседес–Бенц». Машины марки «Мерседес-Бенц» всегда считались престижными, надежными, качественными.
В настоящее время компания «Мерседес-Бенц» — один из ведущих в мире производителей автомобилей. Кстати, эмблема «Мерседес» — трехлучевая звезда — символизирует применение двигателей компании на земле, в воде и в воздухе, а также превосходство компании в этих трех стихиях.
Даймлер Бенц: История Успеха
В начале было…
Готтлиб Даймлер был рожден в семье обычного пекаря в городке Шорндорф 17 марта 1834 г. Незаурядный ребенок с раннего детства проявлял способность к наукам. Любовь к точным наукам и рисованию, а также усидчивость и трудолюбие дали свои плоды. Помимо обычной школы Готтлиб посещал воскресную, усвоил программу из геометрии, стереометрии и тригонометрии и успешно применял их на практике.
После окончания обучения стал учеником местного оружейника. Четыре плодотворных года подарили юноше слесарный навык, знание гравировки и чертежного дела. К концу обучения он самостоятельно собирал двустволку. Уже тогда к нему пришли осознание своего призвания, и решение связать свою жизнь с инженерным делом.
Для продолжения обучения и получения большего производственного опыта Даймлер уехал в Страсбург. В «Высшей школе производственной практики», будто специально созданной для него, он получал необходимые знания с раннего утра и до полуночи. С 1853 досконально изучил принципы работы паровых двигателей и пришел к выводу, что они не являются венцом научной и технической деятельности.
Первые работы
После окончания учебы в 1859 Готтлиб получает работу на том же страсбургском заводе, выпускающем паровозы. Там его убежденность в необходимости создания нового двигателя еще больше окрепла. Для этого ему не хватало знаний. Освоив механику, физику и химию, изучил французский и английский языки, восполнил пробелы в знаниях машиностроения. Но ввиду слабого развития электротехники, знания в ее области были скудны. Это существенно тормозило решение проблемы зажигания рабочей смеси для двигателя.
В поисках недостающих сведений будущая легенда трудится в Париже, затем отправляется в Англию, а в 1863 возвращается на родину. Здесь он работает чертёжником, затем получает руководящую должность на фабрике Брудергауз, которая славилась предоставлением рабочих мест сиротам и инвалидам. Здесь и происходит судьбоносное знакомство с 19-летним Вильгельмом Майбахом. В последствии он стал для Даймлера не только верным другом, но и надежным компаньоном-единомышленником.
На пути к успеху
Женившись в 1867 на Эмме Кунц, Д. спустя два года переезжает в Карлсруэ, приняв предложение работы техническим директором в Maschinbau-Geselschaft Karlsruhe. По его настоянию через полгода подобное предложение работы получает и Майбах. Следующие несколько лет проходят вполне успешно: знания и опыт Даймлера оценивают по заслугам, производство поднялось на новый уровень, а также он познакомился с Николаусом Отто, который точно также страстно мечтал создать двигатель внутреннего сгорания.
Он не мог упустить такой шанс. Вместе с Вильгельмом Майбахом они начинают свою деятельность под началом Отто в должностях технического директора и главного конструктора соответствующе. На проверку их взгляды на путь развития ДВС оказались несколько различными. Николаус Отто вел работы по созданию двухтактного мотора, а Даймлер и Майбах считали, что проект требует значительных поправок для того, чтобы стать более легким и простым в работе.
В 1880 разногласия достигают критической точки и Отто увольняет Даймлера. Майбах уходит вслед за другом по собственному желанию. Примечательно, что буквально в 130 км от них Карл Бенц также трудится над созданием ДВС, даже не подозревая о наличии соперников-единомышленников. Он даже получает патент на производство двухтактного двигателя.
Перебравшись в Штутгарт, компаньоны приобретают дом, делают к нему внушительную пристройку и там продолжают свои работы. 1881 — Готтлиб на пару месяцев уезжает в Россию. Там он собирает достаточно информации о перспективности нефтепродуктов и приходит к выводу, что бензин будет лучшим топливом для ДВС.
Дом подвергался обыску со стороны полиции: бдительные соседи заподозрили инженера в фальшивомонетчестве. Их опасения были развеяны, а Д. мог продолжить свои поиски.
Первые шедевры
Первый двигатель был сконструирован в 1885. В этом же году их трудами был создан первый карбюратор. Для того, чтобы мотор можно было применять на различных транспортных средствах Д. потратил немало времени. В конечном итоге движок имел водяное охлаждение, закрытый картер, имел массу 80 кг и совершал 450-900 об/мин.
В августе 1885 Даймлер запатентовал свое первое «детище» — мотоцикл с ДВС (Daimler Reitwagen). Он представлял собой деревянную конструкцию из рамы и колес, с установленными коробкой двигателя и ременной передачей на колеса. Через два месяца его сын, Пауль Даймлер, проехал на нем 3 км со скоростью 12 км/ч по дороге рядом с рекой Неккар.
Март 1886 стал очередной проверкой стрессоустойчивости соседей: к дому изобретателя была подвезена самоходная карета с усовершенствованным ДВС в 1,5 л. с. и способная развить скорость до 16 км/ч. Она и стала первым четырехколесным автомобилем. Патент на него Даймлер получил в этом же году.
Через год Даймлер и Майбах сконструировали первый лодочный мотор, который затем стал их основным продкутом производства на несколько лет. Он поднял небывалый ажиотаж и для его производства инженеру пришлось приобретать землю для дополнительного производства. В августе 1888 состоялся полет первого воздушного шара с ДВС Даймлера.
Рождение компании и ее становление
1890 г стал годом основания компании Daimler Motoren Gesellschaft (DMG). Не смотря на успех лодочного мотора Д. долгое время не мог найти крупного заказчика на автомобиль.
Его изобретение не воспринималось как серьезный вид транспорта. Чтобы удержать компанию на плаву Д. приходится превратить ее в открытое акционерное общество. Готтлиб практически теряет главную роль в управлении компании, вся власть переходит к держателям основных пакетов акций.
Даймлер и Майбах не заканчивают свои эксперименты и в 1890 создают четырехцилиндровый движок 10 л.с. Однако, разногласия с членами совета компании вынуждают их отделиться и работать самостоятельно.
В возрасте 59 лет Готтлиб переносит инфаркт и на некоторое время покидает Германию для восстановления сил. Майбах при его финансовой поддержке продолжает искать пути совершенствования двигателя. В 1893 Вильгельм создает эжекционный карбюратор. Тем временем, совет DMG полностью лишает Даймлера его должности.
Достижения Майбаха и постоянные улучшения самого автомобиля со стороны Даймлера сделали свое дело: спрос начал подниматься. Победы в различных заездах и гонках подогревали интерес публики. Лицензию на выпуск автомобилей решила приобрести английская фирма British Motor Syndicate за 350 000 марок. С оговоркой, что Д. вернется на свою прежнюю должность в DMG.
Изменивший мир
Компания DMG пережила свой первый кризис и уверенно заняла лидирующие позиции. Автомобильное производство было поставлено на широкий поток. Двигатели пользовались успехом и находили применение повсюду: авто, автобусы, грузовики. Последний мотор, выпущенный при непосредственном участии создателя, имел 24 л.с.
В 1899 был выпущен первый Мерседес, получивший свое название в честь дочери Эмиля Еллинека (Мерседес было ее домашним прозвищем и в своем латинском источнике означало «милосердие»).
6 марта 1900, в возрасте 66 лет, величайший инженер своего времени, внесший неоценимый вклад в создание и развитие автопромышленности, скончался.
Концерн Даймлер-Бенц
После кончины отца Пауль Даймлер взял дело в свои руки, поручив Майбаху управлять фирмой. Нужно было поддерживать конкурентоспособность компании и продолжать развивать ее горизонты. Серьезным противником был Карл Бенц, также преуспевший в автомобильной промышленности.
Первая мировая война обернулась кризисом для обоих предприятий. Чтобы выжить и удержать производство на плаву две крупные организации решили объединиться в одну.
1924 — заключение соглашения о сотрудничестве.
1926 — рождение компании Daimler-Benz AG.
Новая фирма — результат слияния двух «отцов» немецкого автопрома — стала стремительно набирать обороты. Первый автомобиль, сошедший под ее наименованием, имел мотор в 160 л.с, объем которого составлял 6,2 л. За ним последовали модели Mercedes CCK и Mercedes CCKL. Модельный ряд был дополнен кабриолетами. Завершилась разработка кузова, пригодного для ралли.
Вплоть до Второй мировой войны концерн daimler benz ag покорял сердца автолюбителей:
1928 — выпуск Mercedes hurburg460, оснащенной мотором в 80 л.с. ис 3400 об/мин;
1930 — выход модели мерседес ssk;
1930-е — производство моделей мерседес 500К и 540К;
1934 — дебют Mercedes benz 770 (также был выпущен дизельный двигатель);
1936-1940 — дизельный мерседес 260d с движком 45 л.с, 2,5 л;
1937 — вариации кузова — купе, кабриолет.
Некоторые машины использовались в военных целях. Для них же была поставлена на производство модель грузовика.
Концерн во второй половине XX века
Восстановив разрушенные войной предприятия, Daimler benz выпустила в 1947 мерседес 170, под капотом которого было 52 л.с. Настоящий бум произвел мерседес лимузин 300 с шестицилиндровым двигателем в 115 л.с. Чуть позже был выпущен более бюджетный представитель модельного ряда — мерседес 219.
Самой выделяющейся моделью стал Mercedes 300 SL coupe — первая спортивная машина, выпущенная после войны. Ее «изюминкой» были двери-«крылья». 215 л.с. под капотом легко развивали скорость до 250 км /ч.
Лучшие среди лучших
С момента создания Daimler benz ag выпустила много престижных, качественных и надежных автомобилей. Мерседес S Class записан в Книге рекордов как самое прочное авто всех времен и народов.
Daimler-Benz входит в тройку фирм-фаворитов немецких потребителей и обоснованно считается достоянием экономики Германии.