Что изобрел чарльз диккенс
Чарльз Джон Хаффем Диккенс
Фото Все
Видео Все
Чарльз Диккенс и Кэтрин Хогарт. Больше, чем любовь
Известные люди Чарльз Диккенс Док фильм
Англия Чарльза Диккенса (Док фильм)
Чарльз Диккенс — биография
Чарльз Диккенс – английский писатель. Его перу принадлежат романы и очерки. Прославился еще при жизни, назван крупнейшим прозаиком 19 века.
Чарльз Диккенс стал автором самых трогательных и нежных любовных историй английской литературы 19-го века. Ему лучше других удавалось описание семейных ценностей и домашнего уюта. Однако это присутствовало только на бумаге, он умел сочинять фантазии, украшавшие человеческую жизнь. Сам он вырос в ужасной нищете и бесконечных долгах, в которые их семью вогнал отец. Чарльз приобрел большую популярность в свое время, но по-настоящему счастливым так и не стал. Он всюду искал свой идеал, потратив на это долгие годы своей жизни. Его произведения вошли в классику мировой литературы.
Детство
Родился Чарльз Диккенс 7 февраля 1812 года в Лэндпорте — пригороде Портсмута, и стал вторым ребенком в семье. На тот момент у Элизабет и Джона Диккенсов подрастала старшая дочь Фанни. Джон работал рядовым чиновником на военно-морской базе Королевского флота. Спустя три года Джон получил назначение в Лондон, а потом в Чатем, графства Кент. В этом городе Чарльз окончил начальную школу.
Мальчик хорошо помнил свою биографию, примерно с 2-х лет. Он знал те времена, когда они жили прекрасно, у них хватало денег на все, и детей было только двое. Но потом один за одним родились новые младенцы, семья резко обеднела, и маленький Чарльз винил во всем мать. Он не понимал, откуда берутся дети, но считал мать виновной в их бедственном положении.
Портрет Чарльза Диккенса в детстве
В 1824-м Джон Диккенс оказался в долговой яме, выбраться откуда не представлялось возможным. Денег не было вообще, и должника поместили в специальную тюрьму. Жену с детьми тоже привозили туда на каждые выходные, только так они могли спастись от притязаний кредиторов.
В связи с такой обстановкой, Чарльзу пришлось бросить обучение в школе и найти работу. Его взяли на фабрику, где производилась вакса. Он трудился практически бесплатно, за шесть шиллингов в неделю. Но судьба была благосклонна к этой горемычной семье.
Умер дальний родственник Джона Диккенса, он получил небольшое наследство, благодаря которому погасил долги. Его уволили на пенсию, и еще он устроился в местную газету в качестве репортера.
Даже после того, как отец вышел на свободу, Чарльз не бросил свою работу. Зато теперь он мог продолжить учебу, и стремительными темпами постигал все, что пропустил в свое время. Молодой человек стал студентом Веллингтонской академии, которую окончил в 1827-м. Поступил на работу в адвокатскую контору младшим клерком. Теперь его зарплата равнялась тринадцати шиллингам в неделю. Он проработал там год, обучился стенографии, а после стал свободным репортером.
В 1830-м карьера Диккенса начала стремительно налаживаться, он стал сотрудником редакции «Монинг Хроникал».
Литература
Заметки начинающего литератора пришлись по душе общественности, и Чарльз получил дополнительный стимул к занятиям литературным творчеством. Теперь в этом был весь смысл его жизни.
Чарльз Диккенс в процессе творчества
В 1836-м Диккенс выпустил свои первые труды под названием «Очерки Боза». Тема их была очень актуальной не только для самого репортера, но и для большинства жителей британской столицы.
Газеты пестрели психологическими портретами мелких буржуа, принадлежащих перу Чарльза, и это еще больше прославило молодого литератора.
По мнению русского писателя Федора Достоевского, Диккенс представлял собой настоящего мастера, наиболее реалистично показывающего все прелести современной действительности. Творческая биография прозаика началась с романа «Посмертные записки Пиквикского клуба», который он выпустил в 1837-м. Книга состоит из жанровых зарисовок, посвященных особенностям жителей туманного Альбиона, их добродушию и живому нраву. Работы молодого автора читались легко, они дышали оптимизмом и этим привлекали многочисленных любителей чтения.
Лучшие произведения
Все, что писал Чарльз Диккенс, пользовалось неизменным успехом у читателей, и неважно, был это рассказ, роман или повесть. Он писал много и продуктивно, книги выходили с небольшим интервалом во времени. Среди лучших его произведений можно назвать:
Личная жизнь
Первый раз Чарльз серьезно влюбился в Марию Биднелл, отец которой служил управляющим банком. В то время он еще не был известным, занимал должность простого репортера, и не пользовался уважением у богатых родителей своей возлюбленной. К тому же родной отец изрядно подпортил ему репутацию пребыванием в долговой тюрьме, и это тоже негативно сказалось на отношении со стороны Биднеллов. Мария отправилась на учебу в Париж, а когда приехала, то прежних чувств уже не было.
Портрет Чарльза Диккенса и Кэтрин Томсон Хогарт
Вскоре в личной жизни писателя появилась Кэтрин Томсон Хогарт, она приходилась дочерью журналисту, с которым у Диккенса сложились приятельские отношения. Девушка была ему верна, в этом браке родилось десять детей. Но, несмотря на это обстоятельство, супруги часто ссорились, и вскоре Чарльз уже тяготился семьей, считал ее обузой и мучением.
В 1857-м прозаик снова познал любовь. На этот раз предметом страсти стала Эллен Тернан, молодая актриса, 18-и лет от роду. Взбодренный новыми чувствами, Чарльз снимает для любимой квартиру, где они проводят много времени. Этот роман продолжался до самой смерти писателя. В 2013-м их роман нашел отражение в картине «Невидимая женщина». Именно Эллен прозаик завещал все свое наследство.
Смерть
Бурная личная жизнь и интенсивная творческая деятельность не могли не сказаться отрицательно на здоровье писателя. Чарльз игнорировал первые звоночки организма, продолжал активную жизнь.
После возвращения из литературного турне, которое Диккенс совершил по городам Америки, здоровье писателя пошатнулось не на шутку. В 1869-м у него частенько отказывали руки и ноги. 8 июня 1870-го произошел инсульт, от которого он не оправился. Великий прозаик умер на следующее утро.
Местом упокоения Чарльза Диккенса стало Вестминстерское аббатство. После смерти он стал еще более популярным, народ возвел его в классики английской и мировой литературы.
Интересные факты
Известные книги
Ссылки
Пять историй из жизни Чарльза Диккенса — человека, который придумал Рождество
Александра Борисенко, Виктор Сонькин
Чарльз Диккенс родился 7 февраля 1812 года, 208 лет назад. Жизнь писателя часто была довольно трудной: Диккенсу приходилось содержать не только своих братьев и сестёр (а он был вторым ребёнком из восьми), но и большую семью из десяти детей. Переводчики Александра Борисенко и Виктор Сонькин выбрали из его биографии несколько интересных фрагментов, которые позволяют увидеть характер Диккенса с разных сторон.
1. Диккенс и Рождество
Считается, что настоящее английское Рождество придумали три человека: принц Альберт, который ввел в моду новогодние елки, привычные в его родной Германии, Генри Коул, напечатавший первые рождественские открытки, и Чарльз Диккенс, который с 1843 года стал писать рождественские рассказы.
Первый и самый известный из них — «Рождественская песнь в прозе», в которой появляется дух Рождества, неся с собой всеобщее примирение, семейный уют и рождественский ужин, завершающийся подачей пудинга:
«Внимание! В комнату повалил пар! Это пудинг вынули из котла. Запахло, как во время стирки! Это — от мокрой салфетки. Теперь пахнет как возле трактира, когда рядом кондитерская, а в соседнем доме живет прачка! Ну, конечно, — несут пудинг! И вот появляется миссис Крэтчит — раскрасневшаяся, запыхавшаяся, но с горделивой улыбкой на лице и с пудингом на блюде, — таким необычайно твердым и крепким, что он более всего похож на рябое пушечное ядро. Пудинг охвачен со всех сторон пламенем от горящего рома и украшен рождественской веткой остролиста, воткнутой в самую его верхушку» (перевод Т. Озерской).
У самого Диккенса было бесприютное детство: его семье было не до праздников. Отец семейства, Джон Диккенс, постоянно влезал в долги, они то и дело переезжали с квартиры на квартиру, поскольку их выгоняли за неуплату. Потом Диккенс-старший и вовсе попал в долговую тюрьму.
Может быть, поэтому Чарльз сделал из Рождества главный семейный праздник. Он ставил спектакли со своими многочисленными детьми, собирал множество гостей, причём гости не должны были опаздывать ни на минуту, накрывал богатый стол — горы фруктов, искусственные цветы, приборы с монограммой. Некоторые утонченные гости посмеивались над этим вульгарным изобилием. Однако его рождественские рассказы были невероятно популярны, приносили ему большие деньги, а вся Англия заразилась его отношением к Рождеству.
2. Дом мечты
Когда Диккенс был маленьким, он гулял с отцом по Чэтхему. Они часто проходили мимо красного кирпичного дома, который казался маленькому Чарльзу верхом совершенства. Его отец назидательно говорил сыну: «Если очень много работать и быть целеустремленным, можно стать хозяином такого дома, хотя это и кажется недостижимым».
Как мы помним, сам отец не очень-то преуспел в том, чтобы упорно работать, и семья беспрерывно скиталась по съёмным жилищам. Поэтому для Чарльза так важен был дом, где он старался создать для своих детей атмосферу уюта и благоденствия. Кроме того, он всю жизнь содержал не только родителей, но и многочисленных братьев и сестер.
Единственный Дом-музей Диккенса находится в доме на лондонской Даути-стрит, где писатель прожил первые годы своего брака и где родились трое его старших детей. Но по справедливости он должен был находиться совсем в другом месте.
Главным домом Диккенса стал Гэдсхилл-Плейс в Кенте — тот самый кирпичный дом, который так завораживал его в детстве. Диккенс купил его в 1857 году и жил там до конца своих дней. Там он устроил себе уютный кабинет с книжными полками, а дверью служил фальшивый стеллаж. На корешках были названия книг, которые придумал сам Диккенс: например, «Жизнь кошки» в девяти томах. Когда он писал, то всегда запирал дверь на замок, и никому не разрешалось к нему входить. В доме также была оранжерея и биллиардная, а в саду — миниатюрная копия швейцарского шале, где Диккенс иногда работал летом.
Так Диккенс осуществил свою детскую мечту. В конце концов его беспутный отец оказался прав: упорный труд принес свои плоды.
3. Неудобный гость
Когда Диккенс только купил Гэдсхилл-Плейс, к нему приехал погостить Ханс Кристиан Андерсен. Он был уже очень знаменит в Великобритании. В 1846 году его сказки вышли в английском переводе и с тех пор пользовались большим успехом.
Андерсен глубоко восхищался Диккенсом и считал его самым выдающимся писателем современности. Девять лет они состояли в переписке, и Диккенс неоднократно звал его приехать в Англию. Наконец Андерсен решился, но выбрал для этого крайне неудачный момент: Диккенс только что переехал в новый дом, публика плохо принимала его новый роман «Крошка Доррит», у него начались трудности в семье.
Андерсен оказался очень непростым гостем. Утром первого же дня он возмутился, что слуга не пришел его брить, как это принято в Дании, и потребовал, чтобы это сделал старший сын Диккенса, которому такая обязанность совсем не понравилась. После этого Диккенс каждый день предоставлял гостю упряжку с лошадьми, чтоб тот мог съездить к цирюльнику в Рочестер.
«Ввиду полнейшей безграмотности автора просим впредь пьес не присылать»
Андерсен постоянно жаловался на холод; получив неблагоприятную рецензию на одну из своих книг, он с воплями катался по лужайке, а однажды, когда собрались гости и Диккенс протянул руку одной из дам, чтобы вести ее к столу, Андерсен перехватил его руку и сам повел к столу Диккенса, к изумлению гостей. В довершение всего вместо запланированных двух недель он прогостил у Диккенса больше месяца, и когда он уехал, Диккенс повесил на двери его комнаты табличку: «В этой комнате Ханс Кристиан Андерсен прожил пять недель, и они показались нам вечностью». После этого переписка двух великих писателей заглохла.
4. Реальная история мисс Моучер
Как известно, Диккенс печатал свои романы сериально — то есть порциями в журналах. В первой части «Дэвида Копперфилда» появляется эксцентричный персонаж — карлица-парикмахер мисс Моучер.
«Подбородок ее — так называемый двойной — был столь жирен, что целиком поглотил завязанные бантом ленты шляпки. Шеи у нее вовсе не было, не было и никакой талии, а ноги были такие, что о них и упоминать не стоит, ибо хотя верхняя половина ее туловища вплоть до того места, где надлежало быть талии, казалась даже длиннее, чем следует, а заканчивалась мисс Моучер, как и всякое человеческое существо, парой ног, но она была такой коротышкой, что стояла перед самым обыкновенным стулом, как перед столом, положив на сиденье свою сумку» (перевод А. Кривцовой).
Дальше на страницах романа мисс Моучер играет не самую благовидную роль и не вызывает симпатии у читателей. Однако беда была в том, что Диккенс очень точно описал реального человека, мисс Джейн Сеймур Хилл, которая делала педикюр его жене. Она даже написала Диккенсу письмо: «Я много страдала от своего уродства, но никогда прежде мне не причинял страдания человек столь одаренный, как Чарльз Диккенс».
Диккенс был страшно растерян и огорчен. Он написал покаянное письмо педикюрше и обещал исправиться. И сдержал слово: во второй части «Давида Копперфилда» мисс Моучер совершенно преображается, оказывается положительной героиней и произносит страстную речь о своей нелегкой жизни:
«— Что мне остается делать? — спросила крошечная женщина, вставая и разводя руками, чтобы я мог видеть ее всю, с головы до пят. — Вот, смотрите! Я вот такая, и мой отец был такой, и у меня такая сестра и брат такой. Много лет работаю я ради брата и сестры, изо всех сил работаю, мистер Копперфилд, с утра до ночи. Ведь я должна жить. И никому я зла не приношу. Если находятся такие люди, которые по недомыслию или из жестокости подсмеиваются надо мной, что же мне остается делать, как не смеяться над собой, над ними, над всем на свете? Ну что ж, иногда я так и делаю. Чья же это вина? Моя?» (перевод А. Кривцовой).
Диккенс не раз попадал в такие передряги. Например, в довольно неприятном мистере Скимполе из «Холодного дома» все его друзья узнали поэта и писателя Ли Ханта — а между тем Диккенс очень много помогал вечно сидевшему без денег Ли Ханту и был его другом.
5. Школы для ненужных детей
Иногда, впрочем, Диккенс вполне намеренно использовал реальных людей в качестве прототипов, хотя и уверял публику в обратном, чтобы избежать судебных преследований. Так получилось с портретом Уильяма Шоу в романе «Жизнь и приключения Николаса Никльби».
В 1838 году внимание Диккенса, которому тогда было всего 26 лет, привлекла проблема школ Йоркшира. С середины XVIII века в Йоркшир ссылали никому не нужных детей, в школах были чудовищные условия, дети голодали, мерзли, болели и умирали. В 1823 году прошёл суд над неким Уильямом Шоу, директором школы, где девять мальчиков ослепли от глазной инфекции. Внимание Диккенса привлекло объявление этой самой школы, Академии Боуз, которая продолжала существовать и набирать учеников. В «Николасе Никльби» он приводит объявление почти дословно:
«Образование. В Академии мистера Уэкфорда Сквирса, Дотбойс-Холл, в очаровательной деревне Дотбойс, близ Грета-Бридж в Йоркшире, мальчиков принимают на пансион, обеспечивают одеждой, книгами, карманными деньгами, снабжают всем необходимым, обучают всем языкам, живым и мертвым, математике, орфографии, геометрии, астрономии, тригонометрии, обращению с глобусом, алгебре, фехтованью (по желанию), письму, арифметике, фортификации и всем другим отраслям классической литературы. Условия — двадцать гиней в год. Никакого дополнительного вознаграждения, никаких вакаций и питание, не имеющее себе равного» (перевод А. Кривцовой, Е. Ланна).
Конечно, главной тут была фраза «никаких вакаций»: детей отправляли с глаз долой на многие годы. Диккенс всегда увлекался журналистскими расследованиями: он приехал в Йоркшир инкогнито под выдуманным предлогом — якобы его овдовевшая родственница подыскивает школу для сына.
Всё увиденное он со страстью и гневом описал в романе, отвратительный директор школы Уэкфорд Сквирс — точная копия мистера Шоу, вплоть до одноглазости:
«Наружность мистера Сквирса не располагала в его пользу. У него был только один глаз, а в результате обычного предрассудка предпочтение отдается двум. Глаз его был бесспорно полезен, по решительно некрасив — окрашенный в зеленовато-серый цвет и напоминающий своим разрезом веерообразное оконце над парадной дверью. Лицо со стороны, лишенной глаза, было в морщинах и складках, что придавало мистеру Сквирсу очень мрачный вид. В особенности когда он улыбался, ибо в таких случаях у него появлялось выражение чуть ли не злодейское» (перевод А. Кривцовой и Е. Ланна).
В предисловии, впрочем, Диккенс уверял, что изобразил не человека, а тип. Вскоре после этого была проведена реформа, в ходе которой многие йоркширские школы-пансионы были закрыты.
Чарльз Диккенс
Биография и место в мировой литературе
Диккенс имел успех с первой и до последней публикации. Давайте посмотрим, как ему удалось стать одной из самых влиятельных персон в Англии.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Влияние Чарльза Диккенса (1812 —1870) на британскую и мировую культуру нельзя переоценить. Диккенс не просто автор нескольких великих романов: он изменил правила игры сразу в нескольких сферах литературной жизни. В начале нашей беседы о Диккенсе давайте обсудим, какое значение он имеет в литературе и какие открытия совершил.
⭐️ Литературная карьера Диккенса даже началась практически одновременно с царствованием королевы Виктории (1837). Диккенса, однако, нельзя однозначно назвать типичным викторианцем: слишком яркий у него темперамент. Он больше, чем его коллеги-современники, склонен к эксцентрике, театральности, гротеску, мелодраме.
⚡️ Невероятный успех сопровождал Диккенса с первых публикаций до последних. Уникален он тем, что писатель объединил все классы и группы: его ценили серьезные критики, философы и политики, его книги рабочие читали вслух для неграмотных друзей и близких. Романы Диккенса адресованы массовому читателю, но это не помешало автору создать оригинальный и новаторский художественный язык. Диккенс — мастер интриги и блестящий манипулятор, он умеет завладеть вниманием и эмоциями читателя. Вместе с тем он не упрощает серьезные темы, его тексты многомерны и неоднозначны.
✍️ Популярность позволила Диккенсу влиять на устройство самой литературной профессии. Он был убежденным защитником принципа авторского права и борцом с литературным пиратством, жертвой которого часто становился сам. Как издатель и редактор литературных журналов Диккенс участвовал в управлении литературным процессом, открывал новые имена и задавал тренды.
🖋 Слава Диккенса также изменила отношение к писателям-романистам. До Диккенса в британской культуре роман еще продолжали считать развлекательным жанром — поэты и эссеисты пользовались гораздо большим уважением. С Диккенсом уже нельзя было не считаться, и ко второй половине 19 века стало нормой читать и обсуждать романы всерьез. Следующие поколения викторианских романистов, от сестер Бронте до Уилки Коллинза или Томаса Гарди, шли по пути, открытому Диккенсом, хотя никто из них на него не похож.
❇️ Перечислим важнейшие открытия Диккенса:
➖ Он полностью изменил всю тематику детства и воспитания в литературе — сделал детей полноценными героями с собственным миром и переосмыслил жанр романа воспитания.
➖ Диккенс первым стал широко использовать в художественной прозе разговорную речь, особенно диалекты. Английский язык зазвучал почти во всем его реальном многообразии.
➖ «Человек, который изобрел Рождество» — это не такое уж преувеличение. Диккенс не придумал сам жанр рождественского рассказа, но придал празднику новые значения и приучил читателей каждое Рождество ждать специально написанных новых историй. А вариации сюжета «Рождественской песни в прозе» в литературе, кино, мультфильмах или рекламе уже невозможно сосчитать.
➖ Диккенс сделал «счастливый конец» («happy ending») осмысленным принципом. На самом деле не все его сюжетные линии заканчиваются благополучно, но он был уверен, что романный сюжет в целом не может быть полностью безвыходным.
➖ Многие персонажи Диккенса построены как законченные, целостные образы — они легко остаются в культурной памяти и вне сюжетов: такие фигуры, как Скрудж, Пиквик, Урия Хип или мисс Хэвишем, превратились в новые архетипы.
Чарльз Диккенс (1812—1870)
Давайте узнаем биографию писателя и обозначим основные моменты его литературной карьеры.
👤 Чарльз Диккенс родился 7 февраля 1812 года в портовом городе Портсмут: его отец служил чиновником на флоте. В 1817 году отца перевели в Чатем, и следующие пять лет детства Диккенс потом вспоминал как самое счастливое время своей жизни. В школе у него был прекрасный учитель, а дома — библиотека: будущий писатель увлекся приключенческими романами. В романе «Дэвид Копперфилд» он вспомнит круг своего детского чтения: «Дон Кихот», «Робинзон Крузо», «История Тома Джонса» и «Сказки тысячи и одной ночи».
🇬🇧 Идиллия закончилась, когда отца отозвали в Лондон. Джон Диккенс плохо справлялся со своими финансами и в 1824 году попал в долговую тюрьму. Семья присоединилась к нему, кроме 12-летнего Чарльза, которого отправили работать на фабрику по производству ваксы. Отец вскоре вышел из тюрьмы, и мальчик вернулся в школу, но этот опыт стал определяющей травмой всей его жизни. Дети, вынужденные бороться за выживание, брошенные, страдающие появляются почти во всех произведениях Диккенса. Однако свою личную историю он хранил в тайне, посвятив в нее только самых близких.
✍️ Профессиональная карьера Диккенса началась с журналистики. Он научился стенографировать, работал парламентским репортером, а затем стал писать для нескольких газет. В основе его писательского мастерства лежат репортерские навыки — наблюдательность, умение быстро схватывать суть события, знание уличной жизни.
📇 В 1836 году Диккенсу предложили издать заметки и эссе отдельной книгой — так появились «Очерки Боза». Книга сразу завоевала интерес читателей, и издатели увидели в молодом журналисте золотую жилу. В этом же году Диккенс начнет свой первый роман — «Посмертные записки Пиквикского клуба» — и уже никогда не остановится.
🖋 Диккенс обладал фантастической трудоспособностью. В начале карьеры он писал по два романа одновременно, не прекращая журналистскую работу.
🎭 Театр с детства был вторым призванием Диккенса. В 1845 году он организовал собственную театральную труппу, регулярно ставил спектакли и играл в них. Актерский талант писателя проявился и в публичных выступлениях — лекциях и чтениях, пользовавшихся огромным успехом. Театральные подмостки, актеры-любители, переодевания и декорации часто появляются в его романах.
🌏 Диккенс много путешествовал и писал путевые заметки и эссе — отправился в целое турне по Америке в 1842 году и часто ездил с семьей в Италию и Швейцарию. Лондон он так и не полюбил, и образ столицы в его текстах остался основанным на страшных детских воспоминаниях.
🌟 К середине века писатель стал одной из самых влиятельных публичных персон в Британии. Он активно занимался благотворительностью, много писал о социальных проблемах. Больше всего его волновали неравенство, тяжелые условия труда, изъяны системы образования. Он часто жертвовал свои гонорары, помогал открывать школы для бедных и поддерживал нуждающихся.
💬 Современники запомнили Диккенса человеком темпераментным, вспыльчивым, с трудным и непредсказуемым характером. Его энергия завораживала и пугала. Американский философ и писатель Ральф Уолдо Эмерсон так описал свое впечатление от выступления Диккенса в Бостоне: «Он словно привязан к какому-то страшному локомотиву и никогда не сможет ни освободиться, ни успокоиться». Диккенс умер в 58 лет — и до последнего дня продолжал работать над последним романом.
🎩 В молодости Диккенс в шутку добавил к своему журналистскому псевдониму «Боз» эпитет «неподражаемый» — The Inimitable, и это определение навсегда закрепилось за ним в английской литературе — the inimitable Boz.
Литературное наследие Диккенса огромно. Вы наверняка видели российское собрание сочинений из 30 томов: это 15 романов, десятки рассказов и повестей, эссе, очерки, публицистика. Давайте перечислим самые главные.
📚 Романы Диккенса принято называть сокращенно, потому что он любил длинные иронические заглавия. Например, первоначальное название «Дэвида Копперфилда» — «Жизнь, приключения, испытания и наблюдения Дэвида Копперфилда-младшего из Грачевника в Бландерстоне, описанные им самим (и никогда, ни в каком случае не предназначавшиеся для печати)».
📇 Произведения Диккенса, как и большинство английских романов в это время, публиковались как сериалы: читатели получали каждую неделю новые главы по подписке. Нередко автор не знал, чем и когда закончит роман, начиная печатать первые главы: судьба книги зависела от читательского интереса. Мы сейчас обычно читаем отредактированные «книжные» версии, которые выходили сразу после окончания серийного варианта.
❇️ Творчество Диккенса можно условно разделить на три периода.
1️⃣ Ранний Диккенс — это «Очерки Боза» (1836) и четыре романа:
🔸 «Посмертные записки Пиквикского клуба» (1837)
🔹 «Приключения Оливера Твиста» (1839)
🔸 «Николас Никльби» (1839)
🔹 «Лавка древностей» (1841)
2️⃣ Зрелый Диккенс — это рождественские повести (самая известная из них — «Рождественская песнь в прозе», 1843) и романы:
🔸 «Домби и сын» (1848)
🔹 «Дэвид Копперфилд» (1850)
🔸 «Холодный дом» (1853)
3️⃣ Поздний период — романы:
🔹 «Тяжелые времена» (1854)
🔸 «Крошка Доррит» (1857)
🔹 «Повесть о двух городах» (1859)
🔸 «Большие надежды» (1861)
🔹 «Наш общий друг» (1865)
🔸 «Тайна Эдвина Друда» (1870) (не закончен)
Что почитать о Чарльзе Диккенсе
▪️ Уилсон Э. Мир Чарльза Диккенса. М., 1975
▫️ Сборник статей «Тайна Чарльза Диккенса». М., 1990
▪️ Статья из этого сборника «Тайная Чарльз Диккенса: великая тайна»
▫️ Сильман Т.И. Диккенс: очерки творчества. М., 1970
▪️ Честертон Г.К. Чарльз Диккенс. М., 1982
▫️ Михальская Н. П. В мире Диккенса. М., 1988
▪️ Пирсон Х. Диккенс. М., 2001
▫️ Потанина, Н. Л. Игровое начало в художественном мире Чарльза Диккенса. Тамбов, 1998
▪️ Урнов М. В. Неподражаемый Чарльз Диккенс — издатель и редактор. М., 1990
Сайты о Диккенсе на английском:
📖 Давайте прочитаем первую главу из книги Гилберта Кийта Честертона «Диккенс и его эпоха» (1906).
👇 Как вы думаете, в чем ценность Диккенса с точки зрения Честертона? Совпадает ли его взгляд с вашим представлением о Диккенсе?
Немецкая литература: понять и полюбить
Курс лекций об абсурдном и противоречивом мире Манна, Кафки и Гессе. Расскажем об истории создания книг и поймем, почему без немецкой литературы 20 века нельзя представить ни современную прозу, ни современный театр. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.