Что изображено на триумфальной арке
Триумфальная арка в Париже
Триумфальная арка в Париже (Arc de triomphe de l’Étoile)
Триумфальная арка в Париже — архитектурный монумент в античном стиле и один из узнаваемых символов столицы Франции. Памятник был построен в XIX веке в честь победы наполеоновских войск в Аустерлицком сражении.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Триумфальная арка в Париже
Основные моменты
Размеры Триумфальной арки в Париже впечатляют и подчеркивают ее величие. Архитектурное сооружение поднимается на 49,5 м, имеет ширину 44,8 м и высоту свода свыше 29 метров. Хотя с момента постройки прошло уже более 180 лет, арка во французской столице остается самой большой из всех Триумфальных арок мира.
Знаменитый монумент стоит в историческом центре города, на площади, названной в честь Шарля де Голля. От этого места в разные стороны проложено 12 проспектов, самый известный из них носит название «Елисейские поля». Триумфальную арку видно со всех сторон, и круглый год к ней приходит множество французских и зарубежных туристов. Площадь вокруг памятника можно считать настоящим местом паломничества, так как мимо нее проложены маршруты почти всех экскурсий по Парижу.
Через Триумфальную арку ведет «Триумфальный путь», который еще называют «Королевской перспективой». Это ряд строений и исторических монументов, вытянутых вдоль одной оси. Он начинается от Лувра, продолжается через сады Тюильри к площади Согласия, а потом по Елисейским садам выводит к арке. Здесь «Триумфальный путь» не заканчивается. Он длится еще дальше от центра города – через бульвар Великой армии к Большой арке Дефанс. Триумфальная арка в Париже лежит посредине «Королевской перспективы», и поэтому с нее отлично видно и здания исторического центра города, и ультрасовременные высотки Дефанса.
Строительство Триумфальной арки
В 1805 году армия, руководимая Наполеоном, одержала победу в «битве трех императоров» под Аустерлицем. Император очень хотел увековечить триумф своих солдат, и распорядился построить Триумфальную арку в центре Парижа.
Архитекторы подготовили несколько проектов памятника. По одному из них монумент планировали сделать в виде огромного слона, в котором бы был устроен музей, рассказывающий о победах французских войск. Однако, внимание императора привлек проект Жана-Франсуа Шальгрена, придворного зодчего Наполеона I, который выбрал в качестве прообраза парижского памятника знаменитую однопролетную арку Тита в Риме.
Древний монумент появился во времена правления римского императора Домициана, в 81 году нашей эры. Арка Тита стояла на древней Священной дороге, с юго-восточной стороны от Римского форума. Лаконичный, красивый памятник послужил прототипом для многих Триумфальных арок, построенных в Новое время.
Как и в римской арке, монумент в столице Франции планировали сделать с одним выразительным пролетом и мощными опорами. По воле Наполеона Шальгрен спроектировал французскую арку размером втрое больше древней арки Тита. На следующий год начались работы по возведению Триумфальной арки в Париже. А спустя пять лет пожилой автор памятника умер. Это случилось в то время, когда арка по высоте была не достроена всего на 5 метров.
Возведение Триумфальной арки растянулось на долгие три десятка лет по причине череды военных поражений Франции. В 1806-1807 годах под массивный памятник установили фундамент. В 1810 году в столицу Франции приехала невеста императора Мария Луиза Австрийская. В честь ее визита деревянные леса строящегося монумента декорировали суровым полотном, на котором была изображена готовая арка. Так Наполеон смог увидеть свою мечту в виде большого макета, выполненного в натуральную величину. Заканчивать строительные работы довелось архитектору Абелю Блуэ. В 1836 году, когда Триумфальную арку, наконец, построили, императора, задумавшего ее, уже не было в живых.
Исторические события возле арки
В 1840 году правитель Франции Луи-Филипп I в угоду бонапартистам перевез прах императора Наполеона на родину с места, где он провел последние годы жизни. Останки забрали с удаленного острова Святой Елены, поместили на помпезно оформленный траурный кортеж и с почестями провезли под сводами величественной Триумфальной арки. В наши дни прах Наполеона находится в здании Дома Инвалидов (Rue de Babylone, 70).
В 1921 году под парижский монумент перенесли останки Неизвестного солдата, который отдал свою жизнь во время недавней войны. А через два года здесь установили Вечный огонь как символ памяти обо всех жителях Франции, не вернувшихся с полей Первой мировой войны.
Скульптурное оформление
Торжественность Триумфальной арки определяется не только ее большими размерами, но и тщательно выполненным декором – орнаментами, барельефами и скульптурами. В сторону центра города (Елисейских полей) обращены две скульптурные композиции. Справа установлена динамичная работа французского мастера Франсуа Рюда. Она посвящена выступлению волонтеров против армии Пруссии, вошедшей в Лотарингию в 1792 году, и называется «Марсельеза». С левой стороны арка декорирована скульптурной группой, выполненной Жаном-Пьером Корто. Ее названают «Триумф 1815 года». В центральной части этой композиции скульптор изобразил фигуру самого Наполеона.
Со стороны Дефанса (Avenue de la Grande-Armée) установлены две скульптуры, автором которых является известный французский художник Антуан Этекс. Слева можно увидеть «Мир 1815 года», запечатлевший события Венского конгресса. А справа – композицию, посвященную событиям сопротивления французов в 1814 году.
Над четырьмя скульптурами, а также по бокам Триумфальной арки размещено 6 барельефов со сценами побед, одержанных французами. Со стороны проспекта Ваграм находится изображение боя возле Аустерлица (1805 год), где видны фигуры русских солдат. Этот барельеф был создан Жаном-Франсуа Теодором Гешером. А с противоположной стороны установлена работа Карло Марочетти. На барельефе увековечена битва возле местечка Жемаппе в Бельгии, которая произошла между французами и австрийцами в 1792 году.
Со стороны центра города виден барельеф работы Бернара Габриэля Серра или Серра Старшего, на котором военачальника Османской империи Саида Мустафу-пашу представляют императору Наполеону. Эти события произошли после победы французов в битве у мыса Абукир в Египте (1799 год). А рядом находится барельеф со сценой похорон французского генерала Марсо, случившихся в 1796 году.
Со стороны монумента, обращенной к современному кварталу Дефанс, видны барельефы, увековечившие две знаменитых битвы: сражение при Арколе в Италии (1796 год) и бой за египетский Каноб, который произошел двумя годами позже.
Кроме того, на опорах Триумфальной арки в Париже написаны названия 128 битв, в которых побеждала армия Франции, а также имена 660 военачальников. Фамилии тех из них, кто пал в бою, перечеркнуты. Монумент окружают массивные тумбы из гранита, которые соединяют тяжелые чугунные цепи. Они отмечают сто дней, когда правил Наполеон.
Триумфальная арка сегодня
Каждый год 14 июля возле Триумфальной арки в Париже проводят пышную церемонию военного парада. Парижане и гости города возлагают венки и живые цветы к могиле и Мемориальному огню. В торжестве принимает участие президент страны и оставшиеся ветераны.
Внутри парижской достопримечательности открыт одноименный музей, в котором можно узнать об истории ее строительства и происходивших возле Триумфальной арки событиях. А на верху памятника создана смотровая площадка, пользующаяся большой популярностью у туристов. Внимание, которое приковывает эта обзорная точка на холме Шайо, не случайно. Отсюда открываются отличные виды на центральную часть города и его пригороды. Побывав на вершине знаменитой арки, можно понять, почему ведущий через нее путь носит название «Триумфального».
Для туристов вход на смотровую площадку и в музейную экспозицию открыты без выходных: с октября по март с 10.00 до 22.30, а в остальные месяцы – до 23.00.
Как добраться
Триумфальная арка в Париже возвышается на площади Шарля де Голля. К монументу можно выйти от станции парижского метро Charles de Gaulle Etoile. Кроме того, до площади проложены маршруты многих городских автобусов.
Триумфальные ворота: как в столице появился символ воинской славы
Триумфальные ворота на Тверской заставе
Летом 1814 года на площади Тверской заставы появилась деревянная Триумфальная арка — она чествовала русскую армию, которая возвращалась из Европы после разгрома Наполеона. Место выбрали неслучайно: обычно именно здесь, на въезде в город, московские градоначальники, дворяне и почётные граждане встречали императора, прибывающего из Северной столицы. Эта дорога позже стала называться Петербургским (сейчас Ленинградским) шоссе — его открыли в 1822 году.
Сама арка тоже была выполнена в лучших традициях — немало подобных сооружений построено на пути русских воинов [1].
В 1826 году Николай I решил, что память о победе заслуживает чего-то более долговечного и повелел заменить деревянные ворота каменными. Создать их поручили известному архитектору Осипу Бове. Строительство началось через три года, а закончилось ещё через пять: по одним сведениям, в казне не хватало средств — город продолжал возрождаться после грандиозного пожара 1812-го, по другим, тормозили дело московские чиновники, которые почему-то невзлюбили проект.
В сентябре 1834 года наконец состоялось торжественное открытие памятника. Увы, автор не дожил нескольких месяцев до этого момента, и завершал возведение ворот его младший брат Михаил Бове. Сооружение на стыке архитектуры и скульптуры получилось по-настоящему величественным: шесть пар колонн обрамляли высокие постаменты с мощными фигурами античных воинов в островерхих шлемах и пластинчатых доспехах. На декорированном фризе расположили гербы 36 российских губерний, чьи жители участвовали в Отечественной войне 1812 года, и медальоны с вензелем Николая I. Венчала арку колесница Славы, стоя в которой правила шестёркой лошадей Ника — крылатая богиня победы. Фронтон с обеих сторон украсила надпись (обращённая внутрь города — по-русски, наружу — на латыни), прославляющая Александра I как спасителя Отечества [2].
Беспокойная судьба памятника
В 1872 году под воротами прошла линия конки от Тверской заставы до Воскресенской площади (сейчас площадь Революции). В 1899-м её сменил первый в городе электрический трамвай, запущенный от Страстной площади (сейчас Пушкинская) до Петровского парка. Интенсивное движение не могло не сказаться на состоянии памятника, и к столетней годовщине Бородинского сражения ворота пережили первую реставрацию — пока косметическую. Следующий ремонт состоялся уже при советской власти, в середине 1920-х годов [2, 3].
В 1936-м Тверскую заставу начали переделывать в соответствии с Генпланом реконструкции Москвы, принятым годом ранее. Триумфальные ворота разобрали, планируя позже вернуть на прежнее место после тщательной реставрации. При демонтаже специалисты Музея архитектуры имени А.В. Щусева измерили параметры сооружения, составили подробные чертежи ярусов и сфотографировали арку со всех сторон. Большинство элементов почистили и обновили, а затем отправили на хранение в филиал музея на территории Донского монастыря. Они довольно органично вписались в общую композицию: фигуры воинов выстроились вдоль центральной аллеи, горельефы разместили в стенных нишах, а колесницу Славы установили на специальном пьедестале.
Восстановление ворот отложилось не неопределённый срок — его отодвинула Великая Отечественная война, после которой столицу, как и всю страну, по сути, отстраивали заново. Элементы в Донском монастыре терпеливо ждали своего часа. Гораздо меньше повезло, например, чугунным колоннам: они несколько лет пролежали на Миусской площади, а затем их переплавили для военных нужд — сохранилась лишь одна из двенадцати. Казалось, памятнику суждено забвение как одному из множества «пережитков прошлого»…
Арки и ворота: взгляд в историю
Триумфальные ворота пришли к нам из глубины веков: классические образцы — арки императоров Тита, Септимия Севера и Константина в Древнем Риме. Они послужили эталоном для возведения триумфальных арок в Париже при Наполеоне, и ворота на Тверской заставе, как и Нарвские ворота в Санкт-Петербурге (тоже открыты в 1834 году), стали своеобразным «симметричным ответом» России.
Считается, что античную традицию принёс в Россию Пётр I: в 1696 году он выстроил триумфальные ворота в честь взятия Азова, а в 1709-м по его приказу поставили сразу семь арок в честь празднования победы под Полтавой. Все они, хотя и искусно декорированные росписью, статуями и аллегорическими фигурами, были временными, в основном деревянными. Обычно их разбирали по окончании торжеств или позже, когда они ветшали; часто арки сгорали при пожаре.
Первым капитальным сооружением в этом ряду стали Красные ворота, построенные в 1753 году при Елизавете Петровне на месте деревянной арки. Их пытались снести ещё в середине XIX столетия, а в 1927 году разрушили для расширения Садового кольца. Название памятника сохранилось в топониме площади, а в 1935-м здесь открылась и одноимённая станция метро.
Впрочем, есть у триумфальных арок и другой «родственник», который необязательно связан с победами, но обозначает центральный, парадный въезд в город и чаще всего говорит о его столичном статусе — речь идёт о Золотых воротах. На Руси они впервые появились в Киеве при Ярославе Мудром (XI век); их создали по образцу византийской арки императора Константина. Позже Золотые ворота возводили и в других городах, чтобы показать их величие, например во Владимире (XII век).
Другой аналог триумфальных арок — Царские врата в христианских церквях. Они тоже наследуют античную традицию: в Древнем Риме за любые ворота и двери отвечал двуликий Янус — божество, которое смотрит одновременно вперёд и назад, в будущее и прошлое, и связывает разные миры. Именно в его честь месяц, который начинает год, назвали январь. В храме Царские врата символизируют переход от града земного к граду небесному, иначе говоря — вход в рай. Кроме того, согласно некоторым исследованиям, в эпоху классицизма (конец XVIII — начало XIX века) распространились иконостасы в форме триумфальных арок [4].
В общем, у советской власти были основания скептически относиться к яркому символу имперского величия, который был косвенно связан ещё и с религией.
Воссоздание Триумфальных ворот: новое место, новый смысл
Победа в Великой Отечественной войне позволила пересмотреть идеологические позиции. В мае 1947 года на Пушкинской площади выросла широкая резная арка с традиционными русскими узорами; по вечерам её освещали разноцветные огни. Это был не просто вход на первую послевоенную ярмарку «Весенний базар», а символический переход от времени голода и разрухи к эпохе изобилия и процветания.
В начале 1950-х годов масштабные, поистине триумфальные ворота появились на главном входе Центрального парка культуры и отдыха имени Горького и ВДНХ, который тогда был основной площадкой для массовых народных гуляний.
А в 1965 году Совет Министров СССР наконец признал большую художественную ценность и общественно-историческое значение Триумфальных ворот и приказал восстановить их. Но в ансамбль площади у Белорусского вокзала они уже не вписывались, и им нашли новое подходящее место — на Кутузовском проспекте, напротив панорамы «Бородинская битва» [1].
Строго говоря, сооружение не восстановили, а воссоздали: за 30 лет после демонтажа многие детали потерялись или пришли в негодность. Видимо, поэтому реставраторы решили не трогать рельефы и статуи, сохранившиеся на территории Донского монастыря. Пользуясь чертежами и фотографиями 1936 года, а также авторской копией арки, которая хранилась в Музее архитектуры, все элементы сделали заново. Например, чугунные колонны изготовили на заводе «Станколит», а скульптуры, гербы и горельефы — на Мытищинском заводе художественного литья.
Не обошлось без трансформаций: основа конструкции стала железобетонной, а не кирпичной, как в оригинале; вместо белого облицовочного камня использовали гранит и серый крымский известняк. А ещё изменились надписи на памятных досках: упоминание об Александре I убрали, зато процитировали строки из обращения Кутузова к армии [2]. Это явно ключевой момент — спасителем Отечества признали народ, а не императора. Кроме того, Триумфальные ворота уже не были проездными: их установили на островке посреди проспекта, сровняв с землёй небольшой холм, а с обеих сторон магистрали устроили подземные пешеходные переходы.
Торжественное открытие приурочили, как положено, к революционному празднику: церемония состоялась 6 ноября 1968 года [3]. А через восемь лет, к 30-летию окончания Великой Отечественной войны, территорию вокруг Триумфальных ворот назвали площадью Победы. Военно-мемориальный комплекс и парк Победы, выросшие впоследствии на Поклонной горе, помогли воссозданному памятнику, разделив с ним тяжёлую двойную нагрузку.
Арки нового века: реставрация и реконструкции
Время летит быстро и не щадит даже камень и чугун. В начале XXI века специалисты отметили, что Триумфальным воротам нужна реставрация, и её провели в 2012 году, к 200-летию Отечественной войны 1812 года. Облагородили не только саму арку, но и территорию вокруг неё: озеленители разбили новые цветники, а инженеры переделали систему художественной подсветки. Обновлённый памятник стал одним из подарков москвичам ко Дню города.
За работы по обновлению памятника жюри конкурса «Московская реставрация» вручило сразу несколько премий. Награды присудили сразу в семи номинациях, в том числе за лучший проект и за высокое качество выполненных работ.
Кроме того, на 18-й Международной выставке по реставрации, охране памятников и обновлению городов, проводимой под патронажем ЮНЕСКО в Германии, награду получил стенд Правительства Москвы, где в первую очередь презентовали как раз реставрацию Триумфальной арки.
Использованные источники
Триумфальные ворота на Кутузовском в Москве: история возникновения и строительства
Триумфальная арка в Москве
Триумфальная арка или Триумфальные ворота в Москве – объект культурного наследия, расположенный на Кутузовском проспекте. Памятник воздвигнут в честь победы русского народа над Наполеоном в 1812 году. Достопримечательность относится к самым известным триумфальным воротам и аркам мира.
История
Триумфальная арка была построена в середине 1814 и первоначально была деревянной. Сооружение у Тверской заставы оказалось недолговечным, поэтому в 1826 году встал вопрос о возведении каменной арки. Проект разработал архитектор О.И. Бове, известный по реконструкции Москвы после пожара в 1812 году.
Торжественная закладка арки состоялась в августе 1829 года. В памятник была вмонтирована бронзовая доска с надписью о возвеличивании русского народа в его борьбе против французов.
Строительство велось в течение пяти лет и было завершено в 1834 году. А еще через два года при реконструкции площади у Белорусского вокзала московские Триумфальные ворота разобрали, убранство передали в Музей архитектуры. Через тридцать лет сооружение решили восстановить.
Новым адресом Триумфальной арки в Москве стал Кутузовский проспект. Перед реставраторами была поставлена задача воссоздать первоначальный облик арки. Они создали более 150 моделей – точных копий всех декоративных элементов.
По фрагментам единственной оставшейся колонны были отлиты 12 чугунных двенадцатиметровых колонн. Согласно плану реконструкции Кутузовского проспекта арка была торжественно открыта в 6 ноября 1968 года. Сегодня арка находится на площади Победы недалеко от станции метро “Парк Победы”. Рядом также находится Поклонная гора.
Описание
Триумфальная арка на Кутузовском проспекте в Москве – однопролетная арка, имеющая две арочные опоры-пилоны. Вокруг них расположились двенадцать колонн. Лицевой стороной сооружение обращено ко въезду в Москву.
Между колоннами предусмотрены ниши – в них на высоких постаментах разместили литые фигуры воинов, облаченных в древнерусские доспехи. По периметру карниза расположились гербы административных районов страны, жители которых принимали участие в борьбе с завоевателями.
Там же помещались медальоны с инициалами Николая I. Сверху – сидящие статуи богинь Победы со скипетрами и венками в руках. У их ног собраны военные трофеи.
Арка увенчана шестеркой коней и колесницей с крылатой богиней Победы. В ее правой руке – лавровый венок в честь победителей. На главном фасаде размещена чугунная плита с текстом о победах русского народа.
Скульптуры
Воин на переднем плане держит круглый щит с гербом России. В его правой руке – меч, занесенный над поверженным врагом. Горельеф воплощает всю мощь русского народа, поднявшегося против завоевателя. Очень выразительно исполнена фигура убитого врага с обнаженной грудью.
Благодаря пространственной глубине сооружения движение кажется особенно впечатляющим. Фигуры на переднем и заднем плане различаются по размерам, а ближайшие являются почти самостоятельными скульптурами.
Другой горельеф – «Освобожденная Москва» выглядит более спокойно. Полулежащая женщина опирается на щит с изображением древнего московского герба. На нем виден святой Георгий Победоносец, поражающий дракона. Она олицетворяет Москву. Фигура облачена в сарафан и мантию, на голове небольшая корона. Правая рука тянется к императору Александру I. Вокруг – изображения Минервы, Геракла с палицей на правом плече женщины, старца и юноши. Все они расположились на фоне зубчатой стены Московского кремля.
Реставрация
В феврале 2012 года была проведена реставрация Триумфальной арки в Москве, приуроченная к 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года. До начала работ мэр сообщил, что памятник находится в аварийном состоянии. При выполнении ремонтных работ была заменена основная часть облицовки пришедшей в негодность, проведена расчистка скульптурных групп и каменных стен, а также реставрационные работы по металлическим элементам. При этом пришлось снимать колесницу, венчающую ворота, и скульптуру богини Ники. Впоследствии они были установлены на место.
Торжественное открытие Триумфальной арки после реставрации состоялось в сентябре 2012 года. В ближайших планах сооружение на воротах смотровой площадки.
Триумфальная Арка в Москве. Интересные факты, фото, описание, где находится
Триумфальная Арка, посвященная победам защитников Отечества, стоит сейчас на Кутузовском проспекте в Москве. За годы своего существования она меняла не только внешний облик, но и место нахождения. Величественное сооружение, созданное архитектором О.И. Бове и восстановленное В.Я. Либсоном, является одним из основных достопримечательностей столицы.
Где находится Триумфальная арка в Москве, как добраться
Московские Триумфальные ворота (второе название московской Триумфальной арки) находятся недалеко от Поклонной горы и Панорамы «Бородинская битва». Три объекта, связанные одной темой, образуют комплекс Победы. Арка установлена на прогулочной площадке, разделяющей встречное движение машин по Кутузовскому проспекту. Ее координаты: 55°44′12″ с. ш. 37°31′11″ в. д.
На остановке наземного общественного транспорта «Парк Победы» останавливаются автобусы, троллейбусы и маршрутные такси 22-х номеров. Но удобнее добираться сюда на самом быстром виде транспорта столицы – метро. Стация «Парк Победы» находится на Арбатско-Покровской линии темно-синего цвета.
Общая характеристика арки
Арочные ворота образуются двумя опорами-пилонами, симметрично окруженными шестью колоннами каждая. На лицевой стороне арки, обращенной в сторону Можайского шоссе, в нишах с постаментами стоят скульптуры воинов в древнерусских одеждах. Это аллегории Победы и Храбрости. Рядом с ними летают богини-Славы.
Над ними, в верхней части пилонов закреплены горельефы с композициями «Изгнание французов из Москвы» и «Освобожденная Москва». Еще выше, под карнизом – пояс из 44 гербов городов-защитников России. На самом верху арки – несущаяся шестерка лошадей, которой управляет богиня победы – Ника, приветствуя лавровым венком защитников Отечества. Общая высота сооружения 28 м.
История создания и существования памятника
Триумфальная Арка в Москве была построена в 1814 году для встречи русских войск, которые возвращались из победоносного похода, наголову разгромив войска Наполеона. Глава Кабинета Министров С.К. Вязмитинов издал приказ об организации торжеств, разослав его всем губерниям.
Одновременно император Александр I, подписавший мирный договор с Францией, известил об окончании войны Московского градоначальника Ф.В. Растопчина. Началась подготовка к торжественной встрече победителей и празднованию долгожданного мира.
Триумфальные ворота у Тверской заставы
Европейская традиция возводить подобные сооружения в честь победителей грандиозных сражений родилась еще в Древнем Риме. Они ставились (постоянно или временно) для торжественного въезда воинов в город. Первые парадные ворота в России появились при Петре Великом.
Строительство победных памятников началось одновременно в трех городах:
Тверская застава Москвы была избрано не случайно; это официальное место торжественной встречи императора по его возвращении из Западной Европы.
Возведенная деревянная арка возвышалась над московскими малоэтажными домами и производила грандиозное впечатление. Почти успели достроить сооружение и в Нарве, когда поступил приказ императора свернуть все работы по пышному празднованию события.
Александр I испугался, что многочисленные скопления народа перерастут в бунты. Новочеркасская арка не успела появиться тогда. Зато в 1817 году, в ожидании приезда императора в город, там возвели целых два подобных сооружения, не зная с какой стороны ждать самодержца. Сейчас город украшают две достопримечательности, посвященные одному событию, – Западные и Северные городские ворота.
Постройка Триумфальной арки Осипа Бове
Обе деревянные арки (в Москве и Санкт-Петербурге) через несколько лет обветшали и были разобраны. Однако в северной столице под руководством архитектора В. Стасова приступили к возведению на том же месте парадных ворот из камня.
Николай I во время коронации (1826 год) заметил, что было неплохо и Москве восстановить утраченное сооружение. Работу над проектом поручили О.И. Бове, документ был утвержден только через три года.
К строительству приступили сразу же после принятия проекта, к моменту организованного властями праздника торжественной закладки Триумфальной арки часть фундамента уже была сделана. В подготовленное место вложили памятную плиту и «на счастье» — несколько серебряных рублей.
Архитектор и архитектура
Осип Иванович Бове известен тем, что руководил строительством и реконструкцией зданий в центральных районах Москвы после пожара 1812 года. Он родился в 1784 году в Петербурге. Его родители – художники встретились в России, когда неаполитанец Винченцо Джованни Бова приехал работать в Эрмитаж. Они окрестили ребенка именем Джузеппе, но все его звали по-русски Осипом Ивановичем.
Получив образование в Москве, он оказался в группе зодчих, работавших под руководством великих архитекторов М.Ф. Казакова и К.И. Росси. Когда началась Отечественная война, пошел служить корнетом в гусарский полк.
По возвращении был назначен в «Комиссию о строении Москвы», где нес ответственность за центр города: Арбатский, Тверской, Пресненский и другие районы. В 1814 году Осип Иванович стал главным архитектором. Благодаря ему новая, послевоенная Москва была отстроена в едином замысле, с размахом, став городом-монументом.
Под руководством Бове преобразились территории, прилегающие к Кремлю: был засыпан ров, заложен Александровский сад, перестроены Торговые ряды (позже замененные ГУМом). Благодаря ему появилась Театральная площадь с Большим театром, был построен Манеж, храмы, жилые дома, Первоградская больница. Основной стиль архитектурных сооружений – классицизм.
Скончался Осип Иванович в 1834 году в Москве, похоронен на кладбище Донского монастыря.
Строительство Триумфальной арки. Материалы, используемые при создании
Триумфальная арка в Москве строилась с 1829 года в течение 5 лет. Для нее тщательно подбирался материал. Пилоны были сделаны из кирпичной кладки. Использовался камень из укрепления берегов Самотечного канала, который в это время подлежал разборке. Для облицовки стен велась добыча материала в селе Татарово Московского уезда (ныне территория Москвы).
Тот камень называли «татаровским мрамором». 12 колонн, статуи и квадрига с богиней Никой были выплавлены из чугуна. Над скульптурным декором работали художники И.Т. Тимофеев и И.П. Витали. Они выполняли композиции, пользуясь рисунками Бове.
Важным элементом была мраморная пластина со словами посвящения, утвержденными Николаем I. Надпись на русском и латинском языках содержала благодарность императору Александру I, победившему Наполеона и возродившему сожженный город.
По обеим сторонам от основного сооружения были установлены каменные строения для размещения в них дежурных гвардейцев. Сооружения соединялись с аркой решетчатой декоративной оградой.
В преддверии 100-летия победоносного окончания войны с Наполеоном, в 1912 году, памятник был отремонтирован и приведен в надлежащий вид. Следующая крупная работа по его обновлению производилась Н.Д. Виноградовым уже в середине 20-х годов прошлого века. Триумфальная московская арка О.И. Бове просуществовала 102 года.
Демонтаж арки
В 1935 году советским правительством был утвержден масштабный Генплан развития Москвы. В нем предусматривались мероприятия по снесению некоторых зданий, расширению и обновлению проспектов и улиц, возведение новых сооружений, необходимых городу.
Именно в свете выполнения этого плана было осуществлено невиданное ранее для столицы действо: некоторые московские дома были сдвинуты в сторону, освобождая место транспортным магистралям.
Над проектом реконструкции Тверской заставы, ставшей к этому времени крупным транспортным узлом, работала группа архитекторов под руководством А.В. Щусева. Триумфальную арку решили разобрать на время производства земляных работ, и восстановить по их завершении.
С этой целью к демонтажу сооружения подошли со всей ответственностью. Каждый снимаемый элемент подлежал зарисовке, описи, замеру и складированию. Но началась война, которая нарушила многие планы. Все колонны из чугуна (кроме одной) были отправлены на переплавку – воюющей стране нужен был металл.
В декабре 1965 года на заседании Моссовета было принято решение о восстановлении Триумфальной арки, как значимого исторического и художественного объекта.
Перенос Триумфальной арки
Группа специалистов во главе с реставратором В.Я. Либсоном воссоздали в соответствии с сохраненными документами копию Триумфальной арки. Работы велись до 1968 года.
Новое сооружение возводилось с применением современных тому времени материалов и возможностей:
Триумфальная Арка в Москве была вновь открыта в ноябре 1968 года, но уже не на ул. Белорусской.
Проблема установки грандиозного памятника
Триумфальные ворота были установлены на Кутузовском проспекте, одной из самых оживленных автомагистралей столицы, носящей имя великого главнокомандующего. В 60-е годы прошлого века место возведения памятника вызвало среди специалистов большие споры. За прошедшие полтора века первопрестольная изменилась неузнаваемо.
Прежде всего, город значительно вырос вверх. Послевоенное строительство домов большой этажности подавляло, делало не столь грандиозным триумфальное сооружение. Кроме того, город расширил свои границы – то, что прежде было окраиной, сегодня оказалось почти центром.
В 1962 году неподалеку от Поклонной горы было открыто новое здание панорамы-музея «Бородинская битва». Полотно работы Ф. Рубо, написанное в 1911 году, было изъято из запасников, отреставрировано и размещено в 23-метровом цилиндре здания. Поклонная гора – историческое место, где в 1812 году Наполеон ждал русскую депутацию с ключами от покоренной столицы, от Кремля. Ждал напрасно.
Арку было решено отдалить от многоэтажных зданий, стоящих по обе стороны проспекта. Расширенную в этом месте магистраль разделили площадкой-островом, на которой и установили ворота. Триумфальная арка не проездная, поток автомобилей огибает ее с двух сторон, а площадка, на которую ведут подземные переходы, отдана полностью во власть туристов и отдыхающих.
Реставрация
Триумфальная арка прошла большую реставрацию в 2012 году, в преддверии празднования в Москве 200-летия победы над Наполеоном.
В ходе работ ГКУ «Мосреставрация» произвело следующие действия:
Стоимость работ обошлась городу в 230 млн. руб.
В планах правительства Москвы – открытие смотровой площадки на Триумфальной арке.
Как выглядит Триумфальная арка в Москве сегодня?
Величественное, красивое сооружение встречает прибывающих в город с западной стороны. После реставрации Московские ворота стали еще более притягательны для туристов.
Безопасная и озелененная площадка с цветниками посреди потоков несущихся машин позволяет осмотреть каждую деталь сооружения, сделать интересные снимки в непосредственной близости. В темное время суток включается подсветка, которая делает памятник еще интереснее.
Скульптуры арки
Осип Иванович Бове, работая над проектом, видел все сооружение в целом, включая элементы декорирования. Он сделал множество рисунков, набросков, эскизов фигур и других элементов, которыми пользовались скульпторы Иван Витали и Иван Тимофеев.
Скульптуры из чугуна были отлиты на Мышечском заводе (г. Алексин Тульской губернии). Черный цвет декора выгодно контрастировал с белой облицовкой арки. После демонтажа в 1936 году все сохраненные части были переданы в Музей Архитектуры.
На воссозданной Триумфальной арке часть скульптур – копии, они были изготовлены по гипсовым слепкам. Подлинные композиции и рельефы – колесница с Победой, фигуры воинов, образы Твердости и Храбрости, а также летящие Славы вернулись на памятник после реставрации.
Неиспользованные элементы декора арки Бове выставлены в экспозиции в Скульптурном дворике Музея архитектуры по адресу: ул. Воздвиженка, 5/25.
Композиция «Изгнание французов»
Фигуры на переднем плане композиции и в ее глубине отличаются по размерам, что обеспечивает объемность сцены. Крупные части горельефа выполнены тщательно, почти ювелирно, создавая ощущение живых тел и напряженность обстановки.
Композиция «Освобожденная Москва»
Красивая женщина-Москва, одетая в сарафан, с короной на голове полулежит в свободной позе. Фоном служат кремлевские зубчатые стены. Она опирается на щит с изображением Георгия-Победоносца, поражающего копьем змея.
Москва окружена мифологическими богами и простыми людьми: старцами, отроками, женщинами. Ее рука с благодарностью протянута к Александру I, освободившему город и народ от захватчика-Наполеона.
Интересные факты
В 1899 году сквозь Триумфальную арку были проложены трамвайные пути, и электрические вагоны, следуя по маршруту Страстная (Пушкинская) площадь – Петровский парк тормозили на остановке с тройным названием: «Тверская застава. Триумфальные ворота. Александровский вокзал».
В XIX веке во время открытия каменной арки Бове, приглашенный на торжество митрополит Московский, отказался освятить сооружение из-за присутствия в декоре мифологических богов. Местные жители называли богиню Нику, держащую лавровый венок «бабой с калачом». Русскому мужику, незнакомому с греческой мифологией, были понятнее душевность и гостеприимство русской красавицы с хлебом-солью.
Некоторые источники утверждают, что инициатором послевоенного восстановления Триумфальной арки был первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.
Выступая в 1965 году на VIII съезде ВЛКСМ, он с сожалением заметил, что мы не бережем памятники, «несущие в себе патриотическое начало». В ответном слове генеральный секретарь Н.С. Хрущев обещал комсомольцам, что предпримет шаги по восстановлению арки. Свое слово он сдержал.
Во время реставрационных работ 2012 года в сооружении бала найдена записка-послание, в которой сообщалось, что Федор Давыдов последний рабочий, покидающий объект в 1968 году. По аналогии была заложена новая капсула, адресованная потомкам 2062 года со списком всех принимавших участие в реставрации (232 имени).
Аналоги Триумфальной арки в мире
Триумфальная арка в Москве имеет множество аналогов в мире. Одно- и многопролетные сооружения возводятся в честь победителей или памятных событий. Обычно их устанавливают на въездных магистралях, крупных дорогах, в конце улиц, на мостах. Сохранилось несколько древнеримских арок 200-300-х годов, есть множество сооружений нового времени.
Страна | Город | Год | Событие (назначение) |
Франция | Париж | 1836 | В честь Аустерлицкого сражения |
Индия | Нью-Дели | 1931 | Памяти воинов, участвовавших в сражениях Первой мировой войны |
Испания | Барселона | 1988 | К проведению Всемирной выставки |
Германия | Берлин | 1791 | Первоначальное название Бранденбургских ворот – ворота Мира |
Англия | Лондон | 1828 | Вход в Букингемский дворец |
Италия | Рамини | 27г. до н.э. | Арка Августа – ворота в город |
Румыния | Бухарест | 1922 | В честь защитников независимости |
Триумфальная арка столицы уже давно воспринимается как монумент мужества и победы русских людей во всех войнах и сражениях, произошедших на нашей земле. В Москве бережно относятся к памяти о великих событиях, стремясь сохранить и передать ее потомкам.
Оформление статьи: Мила Фридан
Видео о Триумфальной Арке в Москве
Небольшой обзор Триумфальных ворот: