Что изображено на щите олега на вратах царьграда
Щит Вещего Олега
Сказки, былины, мифы, легенды, да и вообще любая история всегда оставляют свой след в сознании человека, особенно в детском возрасте. С ранних лет я знал о Вещем Олеге, что был в давние времена такой Великий Князь, который не только объединил славянские народы, но и научил уважать Русь и другие страны. Об этом свидетельствует такой всем известный исторический факт, как Князь Олег прибил свой щит на врата Царьграда. И на этом щите был изображён его герб.
Этот факт так и остался бы для меня просто фактом, если бы не череда событий в моей жизни, которая снова свела меня с ним. Так случилось, что для меня стал абсолютно понятен Смысл Жизни Человека. Он состоит из трёх основных моментов: Жить, Любить и быть Счастливым. Во-первых, тело человека должно жить и как всё живое должно продолжаться в своих потомках. Во-вторых, его уму необходимо научиться любить Жизнь, такую, какая она есть. И постараться улучшить её. И в-третьих, если соблюдены первые два условия, то человек становится счастливым. Ведь силу души можно научиться чувствовать и при жизни. Это такая же энергия, она похожа на ветер. И у человека есть «крылья», он может научиться парить над жизненной суетой. Эти мысли были написаны мной на Верном камне, который находится в центре России, г. Братске.
После появления этой надписи у меня возникло чувство какой-то незавершённости…, захотелось как-то более интересно всё это оформить. Как картину поместить в достойную её раму. Я перебрал множество вариантов, пока предо мной не появился образ щита Вещего Олега. Конечно, вряд ли кто узнает, каков был настоящий смысл рисунка на его гербе, но это не мешает каждому из нас высказать свою версию. По моему мнению, на нём как раз и отображены сначала этапы становления Человека, а потом и его жизненный путь.
На гербе всего три цвета, которые характеризуют три основные стихии. Красно-коричневый – Земля. Желтый – огонь и синий – это воздух или вода. В центре расположена девятилучевая звезда, состоящая из трёх равносторонних треугольников, символизирующая триединство человека. Это тело, разум и душа. Звезда находится в центре круга, что говорит о целостности того, в ком гармонично развиты эти три начала. На Гармонию, Любовь и изначальную связь с Творцом Мироздания показывает древнейший символ коловрата, что внутри этой звезды.
Круг же находится в центре другой звезды. В ней уже восемь лучей. По моему мнению, они соответствуют восьми основным направлениям в жизни каждого человека, по которым он может двигаться. Шесть в материальном, видимом мире, – это вперёд, назад, направо, налево, вверх и вниз. И два направления в невидимом, духовном мире. Первый, это – Путь к Себе. Второй я называю – Свой Путь.
Путь к Себе, это путь познания основ мироздания и главного закона Гармонии и Любви. И в этом есть истина. И эту истину я понимаю буквально. Если заглянуть в себя, внутрь тела, то мы увидим, в какой гармонии и любви находятся все клеточки нашего организма по отношению друг к другу. А так как человек есть лишь только частица мироздания, сравнимая с клеткой нашего тела, то ему необходимо научиться следовать этим законам гармонии. И только такой человек может стать сам собой.
И только такой человек, который осознал закон Абсолютной Любви и стал сам Собой может начать Свой Путь. Все люди созданы по образу и подобию Творца, в каждом есть его частица. Эта частица хранится в нашем ДНК и раскрывается по мере нашего миропонимания, а это зависит от той информации, которую принимает человек.
Что такое хорошо и что такое плохо, есть вечный вопрос. Но сейчас, по Закону Времени, на него стало возможным, однозначно ответить каждому. Всё в жизни есть отражение наших мыслей, и надо научиться, так думать, чтобы окружающая реальность превосходила наши мечты и ожидания. И именно поэтому я полностью согласен с Владимиром Владимировичем Маяковским: «Светить всегда, светить везде, вот лозунг мой и солнца».
Люди приходят и уходят, а их дела остаются. И мы с великой благодарностью и уважением вспоминаю о наших предках, которые жили по чести, совести и справедливости. Все эти коды есть в наших генах. Дело за нами, как сможем воспользоваться, этим скрытым, в каждом из нас, великом потенциале Творца.
В настоящее время я работаю над проектом концептуальной композиции, которая должна объединить Верный камень и герб Вещего Олега. И мне хотелось бы, чтобы эти древнейшие наши символы вновь появились на улицах городов России.
Рекомендуем к ознакомлению:
Щит на вратах Царьграда. Византийский триумф Олега Вещего
2 сентября 911 года заключен первый письменный договор между Киевской Русью и Византией, и в знак успешного завершения военного похода князь Олег приказывает прибить щит к вратам Царьграда
Враг или союзник?
Отношения с Византийской империей являлись важным элементом внешней политики Руси еще в IX веке. В то время греки пытались начать христианизацию молодого Древнерусского государства, правда, значительных успехов добиться не смогли. Один из первых набегов на Константинополь случился в 860 году – за два года до призвания варягов на княжение в Новгороде. С тех пор на протяжении почти полувека византийцы стремились сохранить дружественные отношения с воинственным соседом и вести торговлю, пусть и в довольно ограниченном объеме.
Константинополь – столица Византийской империи
Именно нежелание расширять торговые льготы, а также пренебрежительное отношение православных византийцев к русам-язычникам послужило поводом для военной кампании 907 года. Грядущим походом князь Олег стремился закрепить статус пути «из варяг в греки» как самой надежной торговой магистрали Восточной Европы.
Момент для наступления был выбран очень удачно: Византийская империя как раз находилась в состоянии конфликта с Арабским халифатом. В 906 году византийский полководец Андроник восстал против императора Льва VI, а затем перешел на сторону арабов. На Руси к предстоящему выступлению готовились с особой тщательностью и даже прибегали к использованию средств разведки (иначе откуда Олегу было знать, что византийцы побоятся воевать с двумя соперниками одновременно). Начало похода запланировали на первую половину лета, когда море наиболее спокойное. Так же поступали в 860 и 941 годах.
Корабли на колесах
Князь Олег, прозванный Вещим, правил на Руси тридцать лет и три года. Поход на Византию стал его самым масштабным и ярким деянием, сравнимым разве что с объединением Киева и Новгорода. Если верить «Повести временных лет», то войско Олега отличалось невероятными размерами и включало в себя представителей почти всех восточнославянских и финно-угорских племен Древней Руси, и даже тех, с кем он воевал (например, тиверцев). Нестор-летописец утверждал, что в поход снарядили 2000 кораблей, на каждом из которых находилось по 40 человек (число практически невозможное).
Князь Олег с Игорем, сыном Рюрика. Художник И. Глазунов
Олег двинулся на греков «на конях и кораблях». По всей видимости, конное войско двигалось до черноморского побережья, спуская корабли по Днепру, а затем пересело на корабли. Когда греки преградили врагу путь по Босфору, князь приказал поставить ладьи на катки и перебросить их в бухту Золотой Рог, откуда Царьград был более уязвим. Согласно летописи, вид «кораблей на колесах», не знающих преград, настолько поразил византийцев, что те сразу задумались о переговорах.
Откуда же возник образ этих кораблей? Удивительно, но о нем упоминается как в самых разных мифологических, так и в серьезных военных трактатах. Подобные корабли даже использовались на карнавальных шествиях в Европе вплоть до Нового времени. Существовали ли они на самом деле? Безусловно, да. Например, античный автор Юлий Фронтин в своем произведении «Стратагемы», посвященном военным хитростям, рассказывает о том, как полководец Спарты по имени Лисандр оказался осажденным в афинской гавани и спас свои корабли, подложив под них катки и переправив в ближайший порт по суше. Двигались они при этом на всех парусах, подгоняемые ветром. Весьма впечатляющее зрелище!
Поход Олега на Константинополь: ладьи, поставленные на колеса, двигаются по суше
Но вернемся к походу 907 года. Даже если ладьи Олега и не шли под парусами как древнеримские, у варягов имелся опыт перетаскивания их волоком. Например, только так можно было переместить корабли от Ловати до Днепра. Так что для варягов это было обычным делом, а византийцев, забывших, по всей видимости, античные премудрости, зрелище повергло в ужас. И все же греческое коварство возобладало над страхом: послы Льва VI попросили Олега о пощаде и вынесли ему дары, пищу и вино. разумеется, отравленные. Когда мудрый князь отказался от подношений, среди местных жителей прошел слух, что вовсе не Олег, а сам святой Дмитрий (покровитель Фессалоник, которым Константинополь отказался помогать в войне с арабами) послан им за многочисленные грехи.
Византийцам пришлось сдаться и принять условия русского князя. Олег потребовал у императора выплаты по 12 гривен на ладью, дань для Киева, Чернигова, Переяславля, Полоцка, Ростова и Любеча. Кроме того, русским воинам было разрешено брать сколько угодно съестных припасов, мыться в банях Царьграда, а для обратного пути – запасаться у византийцев парусами, якорями и канатами.
Мир и любовь
Через четыре года после триумфального похода Олег решает закрепить свой успех заключением договора с императором Львом VI и его братом Александром. В 911 году посланники князя вновь прибывают в Константинополь, но уже с мирными целями.
Русско-византийский договор 911 года. Отрывок из Радзивилловской летописи XIII века
Договор Руси с Византией – самый ранний подлинный документ нашей истории. Древнерусский текст, известный сегодня, представляет собой перевод греческого оригинала и включен в «Повесть временных лет». Любопытно, что византийцы никак не упомянули в своих источниках предшествующий мирному соглашению поход 907 года. Возможно, напрямую сообщать о своем поражении, тем более молодому и малоизвестному государству, каковым в тот момент являлась Русь, греческим хроникерам было неприятно. Как бы то ни было, в 911 году подписание документа состоялось. Обе стороны давали присягу: византийцы – по христианскому обряду, русы – по языческому, упоминая в клятвах Перуна и Велеса. После заключения договора Лев VI преподнес русскому посольству дары, организовал «экскурсию» по храмам и с честью отпустил домой.
Для чего нужен щит над вратами Царьграда?
Из всей истории военных успехов Олега самым известным, пожалуй, является эпизод со щитом, прибитым по приказу князя к городским воротам Константинополя. Обычно этот символический жест ассоциируется с фактом безоговорочной победы и подчинения соперника, однако существуют и другие версии.
Князь Олег. Рисунок В.П. Верещагина из серии «Державные правители России».
Дело в том, что в XI–XII веках, когда создавалась «Повесть временных лет», слово «победа» использовалось еще и в значениях «защита» или «покровительство». Прибивая щит к вратам Царьграда, Олег не унижал новоиспеченного союзника, а демонстрировал, что больше не имеет намерений воевать и хочет прекратить брань. Князь показал, что столица Византийской империи отныне находится под защитой русских воинов, которые не допустят разорительных набегов и восстаний. Подобная трактовка знаменитого жеста позволяет по-новому взглянуть на политику и личность князя Олега, который неслучайно остался в народной памяти с прозвищем «Вещий», а значит, мудрый и дальновидный.
Славные вехи истории. Щит на вратах Царьграда
Среди государственных и военных деятелей России есть фигура размеров подлинно исполинских, чьи деяния до сих пор не оценены в полной мере потомками. Слишком далеко отстоит от нас, сегодняшних, скрытый пеленой времени князь Олег Вещий, создатель единого Русского государства, талантливый политик, полководец и дипломат.
Между тем поход завершился блестящей и практически бескровной победой, заключением военно-политического союза и весьма выгодного для России международного договора, кстати, первого в истории нашей страны. Как удалось русскому полководцу добиться столь выдающихся результатов? Что означал его щит, прибитый на вратах Царьграда? Наконец, куда и зачем ехали посуху его знаменитые корабли на колесах?
Предлагаемая вниманию читателей статья поднимает завесу над одиннадцативековой тайной.
Молодая Русь встретила X век вполне благополучной страной: племенной сепаратизм угасает в глубоком подполье, пути сообщения расчищены от разбойничьих шаек, товары свободно обращаются по суше и рекам, процветают города, наполняются людьми и богатеют села.
Положение осложнялось тем, что поляне, как и ряд других племен, формально продолжали считаться данниками хазар, а ссориться с каганатом желающих было мало. В результате Киев не мог заключать равноправные международные соглашения, а русские купцы, лишенные правовой защиты, подвергались всяческой дискриминации за рубежом.
Первый путь не обеспечивал прямого достижения цели (все равно потом пришлось бы вести переговоры с той же Византией), а кроме того, требовал проведения целого комплекса предварительных мероприятий политико-стратегического характера, что было сделано лишь при преемниках Олега.
Второй же путь сразу выводил на куда более значительные перспективы. Восточная Римская империя к этому времени уже миновала зенит своего могущества. Оставлена Италия, под натиском арабов пришлось уйти из Северной Африки, постоянно тревожит Болгария. Хазарский каганат грозит северному Причерноморью. Войны давно превратились из наступательных в оборонительные, и Константинополь распыляет силы, стремясь прикрыть протяженные границы от многочисленных вражеских полчищ.
Вместе с тем не следовало и недооценивать силы империи: она все еще оставалась подлинной сверхдержавой средневековья, и граждане ее, хотя греческий язык уже вытеснил латынь, с гордостью называли себя римлянами («ромеями»). Здесь хранились многие достижения античной науки, в том числе и военной, в то время как западноевропейским армиям потребуются еще сотни лет, чтобы выйти на уровень римских легионов.
Олег принял во внимание также и внутреннее положение Византии, переживавшей своеобразный «застойный период».
Расчет оказался верным: византийская разведка или не смогла обнаружить приготовлений северного соседа, или ее донесения были оставлены без внимания. Надо сказать, излишняя меркантильность подвела Константинополь: правительство Византии, не желая терять налог с продажи, придерживало своих купцов дома, в то время как русские, несмотря на дискриминационные меры, давно облюбовали Царьград. Коммерция, понятно, сбору разведданных не мешала.
Скандинавские дружины шли на своих драккарах, описывать которые особой нужды нет. Можно только отметить, что хитрые викинги иногда делали кили этих «морских коней» полыми, чтобы, утяжелив их свинцом или железом, без опаски пускаться в бурное море. При необходимости металлические брусья вынимались, осадка уменьшалась и добытчики незаметно подбирались к безмятежному городу в верховьях одной из европейских рек.
Византийские корабли располагали куда более широкими возможностями. Империя унаследовала богатую школу кораблестроения Средиземноморья, и флот ее долгое время был представлен точно такими же триремами, биремами, моноремами, как и те, на которых одерживали победы господа римские адмиралы, разве что звались они иначе.
Это были достаточно грозные орудия морской войны; пройдет еще немало времени, прежде чем европейские корабельщики смогут поспорить со своими античными коллегами. Сорокаметровая трирема на всех ста семидесяти веслах развивала скорость до восьми узлов. Экипаж ее, помимо гребцов, включал до семнадцати матросов, до пятидесяти морских пехотинцев-эпибатов, баллистиариев и других специалистов.
Несколько сотен таких боевых кораблей, стоявших в гавани Золотого Рога, могли представлять серьезную помеху в осуществлении замыслов Олега. Правитель Руси при всей своей отваге был не из тех, кто очертя голову бросается в рискованную авантюру. Неужели он не учел подобную возможность? Учел, еще как учел! Здесь ему снова оказала услугу Ее Величество Русская разведка.
Коррупция, в период физической слабости Льва VI поразившая чиновничью верхушку, опасной болезнью проникла и на флот, благо там всегда есть чем поживиться. Неважно, что отпускаемые казной крохи так и не поступают по назначению (другим тоже воровать надо): господа адмиралы богатеют, спуская владельцам гражданских судов паруса, снасти, якоря, весла.
Боевая подготовка заменяется подрядами на коммерческую перевозку грузов, а гребцы боевых кораблей ссужаются частным лицам для производства различных работ. Надо сказать, что обеспечивать гребные корабли «живыми двигателями» и без того становится все труднее: Христианская Церковь запрещает рабство, а византийские граждане скорее пойдут побираться, чем возьмутся за рукоять весла. Остаются лишь каторжники да пленные, от которых в абордажном бою скорее подвоха дождешься, чем помощи.
Развал некогда грозного флота империи не укрылся от внимательного взора Олега, и летом 907 года он начинает тщательно подготовленный поход. Судовая рать насчитывала две тысячи кораблей и около шестидесяти тысяч человек личного состава (конечно, не все из указанного в Летописях числа кораблей были боевыми и не все несли по сорок бойцов на борту). Можно лишь представить впечатления современников этого события: ведь даже проходя мимо своих берегов по три корабля в линию колонна при самых минимальных дистанциях должна была растянуться более чем на три десятка километров!
Вдоль реки в непосредственном охранении движется конница, но большая часть ее следует к землям Болгарии, чтобы выйти к столице империи с севера одновременно с судовой ратью.
Достигнув Вятичева, Олег делает остановку на два-три дня: впереди опасные пороги Неясыти и Крарийской переправы, сложные и для отдельных судов с опытными командами. Как же провести через это препятствие такую армаду? Очень просто: по суше!
Русский флот под прикрытием конницы (мало ли какой сюрприз преподнесет степь) благополучно минует пороги и приближается к острову Элевферия (ныне Березань). Здесь, близ устья Днепра, в каменных башнях на холмах размещены наблюдательные посты Византии.
Разведка империи устанавливает не только наличие угрозы, но и точное количество кораблей Олега. Донесения, обгоняя друг дружку, несутся в Константинополь; город на Босфоре охватывает тревога.
Нависшая опасность заставляет Льва VI превозмочь недуг и вновь взять управление государством в свои руки. Следуют кадровые перестановки, наказания (согласно средневековым порядкам) виновных, столица энергично готовится к обороне. Увы! За одну-две недели нельзя исправить то, что приходило в упадок годами!
Город осажден с суши и блокирован с моря, но император и его военачальники тем не менее спокойно взирают на русские станы с высоты крепостных башен: противник у самого Константинополя? Что ж, такое бывало, и не раз. Вот только никому до сих пор не удавалось ступить за его стены!
В самом деле, фортификационные сооружения столицы долгое время служили образцом для военных инженеров Европы и Азии. Со стороны суши город надежно защищали тройные стены Феодосия, пересекавшие весь Босфорский мыс от Золотого Рога до Мраморного моря. Протяженность укреплений здесь составляла 5,5 км, но, прежде чем подойти к ним, атакующий должен был преодолеть наполненный водой ров глубиной 10 и шириной 20 метров!
Вдоль берегов Золотого Рога и Мраморного моря также тянулись внушительные, хотя и однорядные стены, ибо штурм с этих направлений был возможен разве что теоретически.
Катапульты, баллисты и их разновидности простреливали подступы к укреплениям на несколько сотен шагов, а мертвое пространство перекрывали похожие на длинношеих чудовищ фрондиболы, способные обрушить на штурмующих град камней или выплеснуть огромный ковш горящей нефти. Правда, настоящие потоки жидкого пламени и крутого кипятка были впереди, у самой подошвы стен.
Особые приспособления позволяли выхватывать острыми когтями нападавших из строя, поднимать выше крепостных зубцов и бросать вниз другим на острастку, вытягивать или крушить ударные части таранов; косить противника гигантскими ножами.
Задача долговременной фортификации состоит в том, чтобы обеспечить возможность обороняющимся успешно противостоять семи-, а то и десятикратно превосходящему противнику. Что и говорить, господа византийские инженеры справились с ней на «отлично»!
Известно, что в городе находилось десять тысяч императорских гвардейцев. Спорить с ними один на один могли разве что витязи (так на Руси величали именно профессиональных воинов) да викинги, а такими в войске Олега являлись далеко не все. Если учесть городскую стражу и отряды милиции, создаваемые кураторами каждого из четырнадцати районов двухмиллионного города, станет ясно, что на победу числом русскому князю рассчитывать не приходилось.
Олег также не располагал ни соответствующим осадным парком, ни специалистами, способными его обслуживать. Быть может, союзниками станут голод и жажда?
Все это прекрасно знал и Олег, а потому не пытался штурмовать даже крепость Галаты, защищавшую вход в Золотой Рог. Между нею и укреплениями города была протянута массивная цепь: особые механизмы позволяли опустить ее или поднять, образуя непреодолимый барьер. Даже пять с половиной веков спустя (турецкие войска овладели Константинополем в 1453 году) цепное заграждение будет не по зубам султану Мехмету II, располагавшему куда более мощными кораблями с артиллерией на борту!
Правитель Руси ограничивается тесной блокадой города и странными работами между лагерем своих войск и заливом Золотой Рог. Прямой угрозы столице, кажется, нет, но действия Олега все же причиняют изрядные неудобства и немалый ущерб, в первую очередь, из-за прекращения морской торговли. Лев VI начинает переговоры.
Солнечным августовским днем жители Константинополя становятся свидетелями небывалого зрелища: от русского лагеря на берегу Босфора в сторону Золотого Рога движется целая армада кораблей на колесах! Попутный ветер надоумил кого-то поставить паруса, чтобы облегчить труд взявшихся за канаты людей, и флот, украсившись сотнями многоцветных полотнищ, медленно катился посуху, оставляя слева Галату.
Историки до сих пор гадают над смыслом действий Олега: некоторые считают, что он хотел обойти Золотой Рог с севера, подтянуть корабли к стенам Феодосия и использовать их в качестве штурмовых помостов. Оборонительные возможности византийской столицы сделали бы такое решение, мягко говоря, не самым удачным.
Другая точка зрения гласит, будто русский князь собирался спустить корабли в залив и осуществить штурм морских стен непосредственно с водной поверхности. Увы, такое было не под силу ни Марцеллу, ни Митридату со всей их техникой и опытом осадных работ.
Договор с Византией был подписан четыре года спустя. Одна из его статей, между прочим, регламентировала службу русских витязей в вооруженных силах империи: головокружением от успехов Олег не страдал, византийскую военную науку ценил и желал, чтобы она стала также и достоянием Руси.
Подписали Договор те самые великие бояре, что ходили с Олегом на Царьград, командовали соединениями кораблей и войск. Вот они, эти русские адмиралы, чьи имена названы в Первом официальном международном документе России: Карл, Ингелот, Фарлов, Веремид, Рулав, Гуды, Руальд, Карн, Фрелав, Рюар, Актутруан, Лидулфост, Стемид. Кажется, эти имена звучат несколько «иноземно» для слуха современных россиян? Но куда важнее слова, открывающие Договор:
Зачем Олег прибил свой щит к вратам Царьграда, и долго ли он там провисел
Пробиться сквозь завесу легенд, окутывающую века, непросто
Вещий князь, не сумевший предвидеть свою гибель
Все наверняка помнят со школы стихотворение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Вещим, то есть всезнающим, провидцем, волхвом он прозван в летописи. Такому человеку не надо было обращаться за прорицанием к волхву, на что, очевидно, не обратили внимания ни древние летописцы, ни Пушкин.
А был ли щит, да и сам поход?
В 907 году, согласно русским летописям, Олег совершил морской поход на Константинополь. Греки, как обычно, перегородили вход в бухту Золотой Рог со стороны Босфора, мощными стальными цепями. Тогда Олег велел соорудить колёса, поставил на них свои ладьи, и его морской флот пустился по суше в обход Галаты в Золотой Рог прямо под стены имперской столицы. Устрашённые греки согласились выплатить Олегу столько дани, сколько он пожелает. В память о своей победе Олег прибил свой щит к воротам города.
Напрасно мы стали бы искать подтверждения этих сведений в греческих источниках – их нет. Может быть, грекам было неловко упоминать о своём поражении? Но, вообще-то, они скрупулёзно записывали всё, что у них случалось, даже неприятные события, пусть и скупо.
История с флотом, поставленным на колёса и двигавшимся по суше под парусами, выглядит совсем фантастично. Когда бы Олегова дружина успела соорудить столько колёс и осей, приладить их к ладьям, и где бы она взяла для этого столько строительного леса? Ну и, наконец, если бы такое было возможно, то наверняка кто-то из других врагов Византии попытался бы повторить сей приём. Однако этого больше не произошло ни разу.
В стенах Константинополя было десять ворот. К каким из них конкретно Олег прибил свой щит? Абстрактное указание летописца – «к вратам» – также заставляет подозревать здесь бесхитростный вымысел. Летописец не был знаком с топографией Константинополя даже настолько, чтобы внести правдоподобное уточнение – скажем, к Золотым или к воротам Святого Романа.
Если Олег в 907 году одержал столь триумфальную победу и заключил выгодный для Руси договор с греками, тогда зачем ему было в 911 году перезаключать договор на менее выгодных условиях? Из договора 911 года, упомянутого как в русских, так и в греческих источниках, выпала привилегия русичам на беспошлинную торговлю в Царьграде.
Сам договор 907 года почти слово в слово повторяет договор, заключённый князем Игорем в 944 году после – заметим! – неудачного похода на Константинополь в 941 году. Что лишний раз позволяет заключить: никакого победного похода Олега на Царьград в 907 году не было.
Так что незачем строить догадки насчёт того, сколько времени висел Олегов щит на вратах Царьграда, пока греки его не сняли. Никакого щита он не прибивал.
Интересно, что 1-я Новгородская летопись иначе рассказывает об обстоятельствах жизни и смерти Олега. Если по всем другим летописям Олег умер в 912 году, то 1-я Новгородская, пересказывая легенду о гибели князя от змеиного укуса, указывает, что случилось это событие в 922 году. А перед этим, именно в 920 и 922 гг., Олег совершил походы на Царьград. Ни о каком прибитом щите при этом не упоминается. Напротив, сколько можно судить, Олег потерпел неудачи.
Кстати, 1-я Новгородская летопись сомневается и в легенде о предречённой смерти князя. «А иные говорят, что он за море ушёл», – заключал летописец свой рассказ о нём.