Назовите зародышевый листок зародыша позвоночного животного, обозначенный на рисунке цифрой 1. Какие типы тканей, органы или части органов формируются из него?
1) Цифрой 1 на рисунке обозначена эктодерма.
2) Из эктодермы образуются нервная система и органы чувств, кожные покровы (и в том числе перья, волосы, чешуя пресмыкающихся, когти, железы), передний и задний отделы пищеварительной системы (ротовая полость и первая треть пищевода, конечный отдел прямой кишки), наружные жабры. Нервная ткань, многослойный эпителий.
НЕ для ответа! Для повторения!
2 — вторичная полость тела (целом)
4 — гастральная полость
6 — нервная пластинка
Пользуясь рисунком, определите, какую форму отбора он иллюстрирует. Ответ обоснуйте. Изменится ли размер ушей у зайцев в процессе эволюции под действием этой формы естественного отбора, и при каких условиях жизни этот отбор будет проявляться?
1) стабилизирующая форма отбора, так как на графике видно, что давление отбора направлено на гибель особей с минимальным или максимальным значением признака;
2) стабилизирующий отбор проявляется при относительно постоянных условиях жизни;
3) изменения размера ушей у зайцев в процессе эволюции не произойдёт, так как эта форма отбора сохраняет среднее значение признака.
Ответ должен быть обязательно написан: «направлен на гибель особей с минимальным и максимальным значением признака»? Если написать: «выживают особи со средним значением признака», это будет аналогией.
Рассмотрите изображенные на рисунке клетки. Определите, какими буквами обозначены прокариотическая и эукариотическая клетки. Приведите доказательства своей точки зрения.
1) А — прокариотическая клетка; Б — эукариотическая клетка.
2) Клетка на рисунке А не имеет оформленного ядра, наследственный материал представлен кольцевой ДНК.
3) Клетка на рисунке Б имеет оформленное ядро и мембранные органоиды.
На рис.А в центре видно то ли ядро, то ли вакуоль? Замените рисунок.
К сожалению, именно такой рисунок был в задании, поэтому не целесообразно его заменять
На рисунке А как будто бы присутствуют одномембранные ограноиды: ЭПС и аппарат Гольджи. Чем ещё могут органоиды, изображенные на рисунке А?
Это мезосомы и ВКЛЮЧЕНИЯ
На рисунке А видно кольцевую ДНК, все с ним нормально, с рисунком.
Какой органоид изображён на схеме? Какие его части отмечены цифрами 1, 2 и 3? Какой процесс происходит в этом органоиде?
3) Здесь идет энергетический процесс с образованием молекул АТФ.
Назовите тип и фазу деления клеток, изображённых на рисунках. Какие процессы они иллюстрируют? К чему приводят эти процессы?
1) Тип и фаза деления: Мейоз — профаза1.
2) Процессы: кроссинговер, обмен гомологичными участками хромосом. Взаимный обмен участками между гомологичными (попарными) хромосомами.
3) Результат: новая комбинация аллелей генов, следовательно, комбинативная изменчивость
в пункте 2 был указан процесс «конъюгация», убран из критериев, т. к.
Конъюгация хромосом — попарное временное сближение гомологичных хромосом, во время которого между ними может произойти обмен гомологичными участками (а может и не произойти).
Пояснение от «пользователя» сайта Евгения Скляр — уточнения к пункту 2. Тоже засчитаются проверяющими «как верные»
3) Результат: новая комбинация аллелей генов, следовательно, повышение генетической разнородности хромосом и, как следствие, образующихся гамет (спор).
Без комбинативной изменчивости, т. к. об изменчивости можно говорить только судя по новому поколению организмов.
Си́напсис — конъюгация хромосом, попарное временное сближение гомологичных хромосом, во время которого между ними может произойти обмен гомологичными участками. (учебник для профильных классов под ред. Шумного)
Рассмотрите рисунок растительной клетки. Какая структура клетки обозначена на рисунке буквой А?
Каково значение этой структуры в жизнедеятельности клетки?
С помощью хлоропластов в клетках растений протекает фотосинтез.
Ольга рассмотрела ткани стебля под микроскопом и сделала рисунок. Что она изобразила на рисунке под цифрой 1?
На рисунке Ольга изобразила ксилему и обозначила сосуды.
Ответ: сосуды ИЛИ сосуд.
К какой ткани относятся изображённые на рисунке клетки?
Сосуды относятся к проводящим тканям ксилемы (древесина).
Ответ: проводящие ткани ИЛИ ксилема ИЛИ древесина.
На рисунке обозначена зелёная пластида, содержащая хлорофилл — хлоропласт.
Рассмотрите рисунок растительной клетки. Какая структура клетки обозначена на рисунке буквой А?
Каково значение этой структуры в жизнедеятельности клетки?
Клеточная стенка растений выполняет, в первую очередь, структурную функцию. Кроме того, защищает клетки и участвует в транспорте.
Ольга рассмотрела ткани стебля под микроскопом и сделала рисунок. Что она изобразила на рисунке под цифрой 4?
На рисунке Ольга изобразила поры сосудов ксилемы.
К какой ткани относятся изображённые на рисунке клетки?
Сосуды относятся к проводящим тканям ксилемы (древесина).
Ответ: проводящие ткани ИЛИ ксилема ИЛИ древесина.
Клетки растений покрыты клеточной стенкой, состоящей из целлюлозы.
Ответ: клеточная стенка.
Рассмотрите рисунок растительной клетки. Какая структура клетки обозначена на рисунке буквой А?
Каково значение этой структуры в жизнедеятельности клетки?
Вакуоль выполняет запасающую и депонирующую функции в клетке: хранят важные минералы, воду, питательные вещества, ионы, ненужные вещества, ферменты и растительные пигменты
Вакуоль в клетке поддерживает её тургорное давление.
Ольга рассмотрела ткани стебля под микроскопом и сделала рисунок. Что она изобразила на рисунке под цифрой 2?
На рисунке Ольга изобразила древесину стебля и отметила трахеиды.
Сколько Перекрестков Изображено на Рисунке 1 Балл Подпись Отсутствует Один Два Четыре
Независимо от того, сколько проезжих частей имеют пересекающиеся дороги, они образуют один перекресток (п. 1.2).
Знак 4.1.1 “Движение прямо” разрешает вам на этом перекрестке продолжить движение только в прямом направлении.
Знак 3.17.1 “Таможня” в сочетании с табличкой 7.1.1 “Расстояние до объекта” информирует вас о том, что до таможни осталось 100 м и что там вам надо будет остановиться.
. Только с места установки дорожного знака с названием населенного пункта на белом фоне.
. С места установки дорожного знака с названием населенного пункта на белом или синем фоне.
Правила устанавливают ряд требований, которые обязательны для выполнения только в населенных пунктах: скорость движения – до 60 км/ч, возможность остановки на левой стороне дороги, запрещение звукового сигнала и т.д. Эти требования начинают действовать только с места установки знака с названием населенного пункта на белом фоне, т.е. знака 5.22 “Начало населенного пункта”.
Сплошную линию 1.2.1, обозначающую край проезжей части, разрешается пересекать только для остановки на обочине (Приложение 2). В данной ситуации это исключение полностью распространяется на водителя встречного автомобиля. Вам пересечь сплошную линию для съезда на направляющий островок, обозначенный разметкой 1.16.3, запрещено, так как эти места на проезжей части не предназначены для движения и остановки.
Пусковой комплекс № 5
Пройдет от М11 «Москва – Санкт-Петербург» до 11 км А107 по территории Наро-Фоминского, Одинцовского, Истринского, Солнечногорского районов и городского округа Звенигород Московской области. Его длина составит 76,4 км.
После строительства и реконструкции пусковой комплекс станет четырехполосной автодорогой и будет соответствовать II технической категории вне населенных пунктов и магистральной улице общегородского значения регулируемого движения в населенных пунктах. Проезд будет бесплатным.
В рамках проекта построен участок дороги длиной 12 км и реконструировано 11 км автодороги А-107 Московского малого кольца с расширением проезжей части до четырех полос движения.
Проектом предусматривается строительство и реконструкция 24 мостовых сооружений: 9 мостов, 12 путепроводов и 5 транспортных развязок.
На участке обустроят развязки на пересечении с автодорогами М-1 «Беларусь», обходами города Звенигорода, Волоколамским и Пятницким шоссе и трассой М-10 «Россия».
10 ноября 2017 года было открыто движение по участку пятого пускового комплекса ЦКАД в обход г. Звенигорода. Длина участка — более 3,6 км, он включает в себя мост через реку Москву и две многоуровневые развязки.
Проект находится в высокой степени готовности. В 2018 году запустили движение на большинстве участков, в том числе открыли путепровод через Пятницкое шоссе.
Всего в рамках строительства ЦКАД возведут 34 развязки, 278 мостов, путепроводов и эстакад. Магистраль оборудуют современной автоматической системой управления дорожным движением, станциями метеонаблюдения, вертолетными площадками, стоянками для отдыха водителей и придорожным сервисом.
Формула зачисления баллов на карту
10 руб. = 1 балл, то есть за каждые полные 10 рублей в чеке начисляется 1 балл на карту.
Формула списания баллов с карты
Это значит, что при списании 10 баллов дается скидка в размере 1 рубля. Например, у вас на счету бонусной карты 3000 баллов, а покупка на 500 руб. Вы можете списать 3000 баллов, которые будут соответствовать 300 руб., а оставшуюся разницу в 200 руб. вы можете доплатить либо наличными, либо по банковской карте.
Посмотреть вопрос.
Независимо от того, сколько проезжих частей имеют пересекающиеся дороги, они образуют один перекресток (п. 1.2).
Знак «Таможня» в сочетании с табличкой «Расстояние до объекта» информирует Вас о том, что до таможни осталось 300 м и что там Вам надо будет остановиться.
Табличка под знаком «Место стоянки» уточняет, что около тротуарной стоянкой можно воспользоваться только в субботние, воскресные и праздничные дни.
2 Допускается для остановки на обочине и при выезде с нее только в местах, где разрешена остановка или стоянка.
Линию разметки 1.2 допускается пересекать для остановки транспортного средства на обочине и при выезде с нее в местах, где разрешена остановка или стоянка.
Водители ТС оперативных служб, выполняющие неотложное служебное задание, при включении проблескового маячка синего цвета могут отступать от требований ряда разделов Правил п. 3.1. В данном случае водитель автомобиля ДПС при условии обеспечения безопасности движения может проехать перекресток в любом направлении независимо от требований знака «Движение прямо или направо» и сигналов светофоров. Включение звукового сигнала необходимо только для получения преимущества перед другими транспортными средствами, что в данном случае не требуется.
Ассоциация по вопросам Управления Информацией и Изображениями — некоммерческая международная организация, которая предоставляет образовательные программы, ис.
Этот ваше взаимодействие с Интернетом.
Сколько Перекрестков Изображено на Рисунке 1 Балл Подпись Отсутствует Один Два Четыре
36.Вопрос 1. Анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения обязаны (выберите правильный ответ):
121.Вопрос 1. В каком случае при перевозке крупногабаритных грузов на автомобиле прикрытия должно устанавливаться табло с надписью: «БОЛЬШАЯ ШИРИНА»?
146.Вопрос 1. Какой показатель положен в основу классификации отечественных легковых автомобилей:
171.Вопрос 1. Что понимается под внесением изменений в конструкцию транспортного средства, выполненных после выпуска транспортного средства в обращение и влияющих на безопасность дорожного движения?
191.Вопрос 1. При каких неисправностях (условиях) автомобиль не допускается к эксплуатации :
234.Вопрос 1. Допускаются ли рывки и заедания при вращении рулевого колеса автомобиля во всем диапазоне угла поворота :
252.Вопрос 1. По какому параметру судят об экологичности выхлопа дизельного двигателя:
72. Вопрос 1. При каких неисправностях (условиях) автомобиль не допускается к эксплуатации в соответствии с » Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»:
Рассмотри рисунок, на котором изображён кабинет врача. Стол может быть изготовлен из дерева. Он отмечен на рисунке стрелкой с соответствующей надписью.
Покажи на рисунке стрелкой любой предмет (любую деталь) из металла и любой предмет (любую деталь) из стекла. Подпиши название соответствующего материала рядом с каждой стрелкой.
В качестве правильного ответа должно быть засчитано указание на рисунке
любых других предметов (деталей), если они могут быть сделаны из соответствующих материалов.
При оценивании засчитывается только указание предмета (детали) с подписью соответствующего материала, из которого предмет (деталь) сделан(-а)
Критерии оценивания выполнения задания
Баллы
Правильно указано по одному предмету (детали) из каждого материала с соответствующими подписями
2
Правильно указан(-ы) предмет(-ы)
(деталь(-и)) только из одного материала с соответствующей подписью, предметы (детали) из другого материала указаны неверно или не указаны
1
Не указано верно ни одного предмета (детали)
0
Максимальный балл
2
Рассмотри знаки, изображённые на рисунках. Как ты думаешь, что объединяет все эти знаки?
Какое правило отражает каждый из этих знаков? Напиши эти правила.
1) ответ на вопрос: все эти знаки можно встретить на улице ИЛИ это знаки дорожного движения; (Ответ на вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.)
1 – Здесь следует переходить дорогу по пешеходному переходу.
2 – Осторожно! Здесь дорогу могут перебегать дети.
3 – Здесь расположена велодорожка.
(Правила могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках. В качестве верного ответа могут быть приняты не только строгая формулировка правила, но и любое объяснение, свидетельствующее о том, что обучающийся понимает соответствующее правило)
Критерии оценивания выполнения задания
Баллы
Указание места
Верно указаны места, где можно встретить два-три знака
1
Верно указано место, где можно встретить только один любой знак. ИЛИ Не указано верно ни одного места
0
Правила
Верно сформулированы три правила
2
Верно сформулированы только два любых правила
1
Верно сформулировано только одно любое правило. ИЛИ Не сформулировано верно ни одного правила
0
Максимальный балл
3
На фотографиях изображены предметы, с которыми работают представители одной из профессий.
Что это за профессия? Какую работу выполняют люди этой профессии? Чем работа людей этой профессии полезна обществу?
с этими предметами работают врачи. Врачи лечат людей от огромного количества болезней. Эта профессия очень полезна обществу, так как проблемы со здоровьем могут возникнуть у каждого.
Критерии оценивания выполнения задания
Баллы
Определение профессии
Правильно определена профессия (выбранное обучающимся изображение связано с названной им профессией). При оценивании как правильный ответ засчитываются допустимые названия любого уровня конкретизации (например, рабочий, строитель, маляр
Профессия не определена в явном виде / определена неправильно
Если профессия в явном виде не определена / определена неправильно и по критерию К1 выставлен 0 баллов, то по всем остальным позициям оценивания выставляется 0 баллов
Пояснение характера работы (При оценивании объём пояснения не учитывается; краткое пояснение, правильное по существу, может быть оценено максимальным баллом по данному критерию).
Правильно пояснено, какую работу выполняют представители выбранной профессии
Пояснение о том, какую работу выполняют представители выбранной профессии, отсутствует. ИЛИ Ответ неправильный
Объяснение пользы для общества (При оценивании в качестве правильного может быть принято объяснение в любом объёме. Главное – конкретизация объяснения применительно к выбранной профессии).
Дано уместное объяснение того, чем работа людей выбранной профессии полезна обществу
Приведены рассуждения общего характера, не связанные с общественной значимостью конкретной профессии. ИЛИ Ответ неправильный
Внимательно изучи по таблице прогноз погоды на трое суток.
Прочитай утверждения о погоде, которая ожидается в указанные сутки. Выбери верные утверждения, запиши их номера в специально отведённую строку.
1) Самая высокая влажность воздуха ожидается в четверг утром.
2) Самое прохладное утро будет в четверг.
3) Во вторник утром без зонта не обойтись.
4) Северо-западный ветер будет преобладать во все указанные дни недели.
1) Самая высокая влажность воздуха ожидается в четверг утром.
— находим строку «влажность воздуха» — переходим на третью колонку утро — влажность воздуха самая высокая(96)
Вывод: предложение верное.
2) Самое прохладное утро будет в четверг.
— находим строку «температура» — переходим на третью колонку утро — температура утра самая низкая(14)
Вывод: предложение верное.
3) Во вторник утром без зонта не обойтись.
— находим строку «осадки» — переходим на первую колонку утро—утром дождя нет.
Вывод: предложение неверное.
4) Северо-западный ветер будет преобладать во все указанные дни недели.
— находим строку «ветер» — смотрим на показатели всех трех дней — в четверг преобладает С ветер.
Вывод: предложение неверное.
Рассмотри карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.
Запиши название каждого материка в отведённое для этого поле.
Название материка А
Название материка Б
Рассмотри карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.
Запиши название каждого материка в отведённое для этого поле.
Название материка А
Название материка Б
Рассмотри карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.
Запиши название каждого материка в отведённое для этого поле.
Название материка А
Название материка Б
Ответ: А — Южная Америка, Б — Евразия.
Если правильно подобрать к началу каждой фразы из первого столбца продолжение фразы из второго столбца, то получится правило, помогающее человеку сохранить здоровье и жизнь. Составь два правила из приведённых частей фраз: для этого к каждой позиции первого столбца подбери соответствующую позицию из второго столбца.
НАЧАЛО ФРАЗЫ
ПРОДОЛЖЕНИЕ ФРАЗЫ
А) При поездке в транспорте общего пользования разрешается
Б) При поездке в транспорте общего пользования не разрешается
1) пользоваться острыми предметами.
2) пользоваться мобильным телефоном.
3) пользоваться мобильным телефоном во время остановки.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А) При поездке в транспорте общего пользования разрешается —2) пользоваться мобильным телефоном.
Б) При поездке в транспорте общего пользования не разрешается — 1) пользоваться острыми предметами.
Артём проводил наблюдения за появлением плесени на плодах вишни, которые он собрал на своей даче. Чтобы выяснить, как влияет предварительная обработка ягод на скорость появления плесени, он взял два десятка свежесобранных плодов вишни, половину из которых аккуратно помыл и высушил. В одно блюдце Артём положил немытые плоды, а в другое — предварительно обработанные, то есть вымытые и высушенные. Оба блюдца он поместил в шкаф и стал наблюдать. Через некоторое время Артём обнаружил, что сначала плесень появилась на немытых плодах и лишь спустя ещё некоторое время – на предварительно обработанных.
Сравни условия нахождения плодов в двух разных блюдцах в описанном эксперименте. Подчеркни в каждой строке одно из выделенных слов.
Плоды в блюдцах: одинаковые / различные
Подготовка плодов перед хранением: одинаковая / различная
Рассмотрите внимательно рисунок и ответьте на вопросы.
1. Что изображено на рисунке?
2. Каким методом получено это изображение?
3. Какие преимущества и недостатки есть у этого метода по сравнению с альтернативными методами?
1. На рисунке изображены клетки.
На рисунке изображена микрофотография клеток.
На рисунке изображена водоросль.
любой иной верный ответ.
2. Изображение получено методом световой микроскопии.
3. Альтернативный метод – электронная микроскопия. Световая микроскопия позволяет рассматривать живые объекты и позволяет получать цветные изображения, но разрешающая способность у световой микроскопии гораздо меньше, чем у электронной.
Чтобы отличить с помощью какого микроскопа получено изображение, нужно обратить внимание на увеличение, разрешение и контрастность.
Световая микроскопия обеспечивает увеличение до 2-3 тысяч раз. Электронный — с максимальным увеличением до 10 6 раз.
Разрешающая способность электронных микроскопов от 0,01 до 0,1 нм. Разрешающая способность световых микроскопов — около 0,2 мкм.
3 вопрос: Какие преимущества и недостатки есть у этого метода по сравнению с альтернативным?
Для птиц, гнездящихся на земле, часто свойственно необычное поведение: они изображают перед хищником, что они ранены, в последний момент улетая прямо из-под носа хищника. Объясните, с чем связано такое поведение птицы? Как оно помогает повысить выживаемость вида? В чём риск такого поведения?
1. Поскольку гнездо расположено на земле, оно не защищено от хищников.
2. Птица, изображая раненную, уводит за собой хищника подальше от гнезда.
3. При этом, изображая ранение, птица рискует быть пойманной хищником, поскольку взлетает в самый последний момент.
1. На рисунке изображена зерновка пшеницы.
2. Цифрами 2, 3, 4 обозначены соответственно 2 — семядоля, 3 — зародышевая почка и 4 — зародышевый корешок.
3. Цифрой 1 обозначен эндосперм, в котором запасаются питательные вещества для развития зародыша.
Примечание от составителей сайта:
в критериях цифрой 3 был обозначен «зародышевый стебелёк», ответ заменен на «зародышевая почечка»
Это именно зерновка? Нельзя написать: семя однодольного растения.
Так было указано у создателей вопроса (ФИПИ). Но т.к. Ваш ответ не является «биологической ошибкой», то его тоже должны засчитать.
Схема строения какой молекулы изображена на рисунке?
На рисунке изображена схема третичной структуры — глобула.
Первичная структура белка – цепочка из аминокислот, связанных пептидной связью (сильной, ковалентной).
Вторичная структура белка – спираль. Удерживается водородными связями α-спирали или β-листы — складчатые (α-спирали показана на увеличенном участке).
Третичная структура белка – глобула (шарик). Четыре типа связей: дисульфидная (серный мостик) сильная, остальные три (ионные, гидрофобные, водородные) – слабые. Форма глобулы у каждого белка своя, от нее зависят функции.
Четвертичная структура белка – имеется не у всех белков. Состоит из нескольких глобул, соединенных между собой теми же связями, что и в третичной структуре. (Например, гемоглобин. )
Вторичная структура ДНК — двойная спираль.
Но это же и есть молекула гемоглобина, имеющая 4 структуру. Даже если я буду рассматривать структуру в кружке- это всеравно будет вторичная структура. Куда в таком случае смотреть?
Смотреть на весь рисунок.
Это глобула — одна нить, свернутая в шарик. И это не молекула гемоглобина, т.к. она состоит из 4 глобул (четырех молекул) и является агрегатом.
Это один из «странных» вопросов. В сборнике от ФИПИ правильным ответом обозначена вторичная структура. Дескать, смотри в выделенный кружок.
НЕ могу прокомментировать, что у Вас в сборнике, если хотите сфотографируйте задание и проконсультируйтесь вк.
Рассмотрите внимательно рисунок и ответьте на вопросы.
1. Что изображено на рисунке?
2. Каким методом получено это изображение?
3. Какие преимущества и недостатки есть у этого метода по сравнению с альтернативными методами?
1. На рисунке изображён фрагмент клетки.
На рисунке изображена электронная микрофотография фрагмента клетки.
любой иной верный ответ.
2. Изображение получено методом электронной микроскопии.
3. Альтернативный метод – световая микроскопия. Электронная микроскопия не позволяет рассматривать живые объекты и требует сложной подготовки препарата, но зато имеет большую разрешающую способность.
как по этой картинке можно понять какая это микроскопия?
А каким, по-Вашему мнению, ещё методом можно получить фотографию шероховатой эндоплазматической сети?
А как мжно понять по этой фотографии что на ней фрагмент клетки,еще и ЭПС шероховатая? Помоему тут просто изображены 3 клетки.
Понять можно, только «опытным» путем.
Чаще рассматривать различные изображения клеток и органоидов (их великое множество в учебниках, в пособиях, в сети) 🙁
Поработать со световым микроскопом, знать какие изображения он дает.
Если написал в ответе «Эндоплазматическая сеть», это будет являться ошибкой? Если да, то почему?
Не будет ошибкой. Ваш ответ входит в «На рисунке изображена электронная микрофотография фрагмента клетки.»
Какая фаза митоза изображена на рисунке?
На рисунке изображена метафаза, т. к. в метафазе пары хромосом выстраиваются в экваториальной плоскости клетки.
Какие органы изображены на рисунке? В чём заключаются их сходство и отличие? К каким доказательствам эволюции относится данный пример? Укажите четыре критерия.
1) на рисунке изображены видоизмененные конечности: плавательная конечность птицы и роющая лапа крота;
2) сходство заключается в том, что это примеры органов видоизменившихся в связи с приспособлением к среде обитания;
3) различие заключается в том, что эти конечности выполняют разные функции (плавание и рытье почвы) и образовались из разных конечностей (задняя и передняя);
4) этот пример относится к сравнительно-анатомическим доказательствам эволюции: ноги водоплавающих птиц (с перепонкой) и бегающая нога страуса гомологичны; или роющая конечность крота и хватательная передняя лапа обезьяны.
Неверным было бы сослаться на гомологичность представленных на рисунке конечностей. Они не гомологичны: строение передних (плечевая, локтевая, лучевая кости) отличается от строения задних (бедренная, берцовая кости).
Какие органы изображены на рисунке? В чём заключаются их сходство и отличие? К каким доказательствам эволюции относится данный пример? Укажите четыре критерия.
1) на рисунке изображены корень и корневище;
2) это аналогичные органы, выполняющие сходные функции (накопление питательных веществ и удержание растения в почве);
3) различие заключается в том, что эти органы имеют разное логическое строение и происхождение;
4) этот пример относится к сравнительно-анатомическим доказательствам эволюции.
Рассмотрите рисунок с изображением животных, обитающих на разных материках, и определите,
(А) какие виды изображены, (Б) какую группу доказательств эволюции они иллюстрируют и (В) тип изоляции, который привел к формированию таких видов.
Для каждой буквы выберите соответствующий термин из предложенного списка
3) аллопатрические виды
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
(А) какие виды изображены — 2) виды-эндемики
(Б) какую группу доказательств эволюции они иллюстрируют — 6) биогеографические
(В) тип изоляции — 4) географическая
Аллопатрические виды — виды, географически исключающие друг друга, но обычно занимающие соседние области. Например, два самостоятельных вида — чайка серебристая и чайка клуша; два вида поползней столь похожи друг на друга в районах аллопатрии, что различить их может только специалист. Но в областях совместного обитания они имеют специфические признаки: у одного клюв и черная эаглазничная полоса больше, чем у другого.
Палеоэндемики — это представители древних таксонов, как правило, сохранившиеся до настящего времени благодаря изолированности их место обитания от более прогрессивных групп. Наиболее яркими палеоэндемиками являются однопроходные (Monotremata) и сумчатые (Metatheria) млекопитающие Австралии.
Наиболее известные живые ископаемые — это рыба надотряда кистепёрых (Crossopterygii) латимерия (Latimeria chalumnae) и рептилия отряда клювоголовых (Rhynchocephalia) гаттерия (Sphenodon punctatum).
Неоэндемики. К неоэндемикам относятся молодые виды, образовавшиеся на изолированом ареале. К таковым относятся эндемики Британских островов, Крыма, Байкала. Наиболее известный эндемик озера Байкал — байкальская нерпа (Pusa sibirica).
Эндемичные виды, в связи с ограниченным ареалом и, следовательно, ограниченной численностью, часто заносятся в Красные книги как редкие или изчезающие виды.
Развитие эндемии чаще всего связан с географической изоляцией. Например, наиболее раннее отделение Австралии от южного материка Гондваны (более 120 млн лет) привело к самостоятельному развитию ряда животных. Не чувствуя давления со стороны хищников, которые отсутствуют в Австралии, здесь сохранились первозвери (утконос, ехидна, проехидна) и сумчатые (кенгуру, коала).
— Эндемики Эфиопской и Индо-Малайской областей. Панголин
— Эндемики Эфиопской области. Трубкозуб
Реликтовый вид — вид, сохранившийся в какой-либо местности как осколок существовавшей в прошлые геологические эпохи фауны или флоры. Реликтовые виды сохраняются в местах, где условия среды сходны с условиями их прежнего широкого распространения.
Некоторые виды реликтовых растений составляют особые реликтовые ландшафты.
Реликтовые виды различают по давности: реликтовый вид мезозойской фауны, реликтовый вид ледниковой эпохи и т. д.
Примерами ледниковых реликтов являются сабельник болотный, произрастающий на Кавказе, и береза карликовая, сохранившаяся в центральной Европе.
К филогенетическим относят такие реликтовые растения, как гинкго, мегасеквойя, хвощ, сциадопитис, воллемия, ликвидамбар, вельвичия.
Латимерия (Latimeria chalumnae) — живое ископаемое (реликт), эндемик Коморских островов и Мадагаскара.
То есть относится и к эндемикам и к реликтам.
Группа доказательств — биогеографические.
Биогеография — наука, изучающая закономерности географического распространения животных и растений и их группировок, а также характер фауны и флоры отдельных территорий. Биогеография делится на зоогеографии (географию животных) и фитогеография (географию растений). Изучение флоры и фауны различных материков позволяет восстановить общий ход эволюционного процесса.