Что изображено на рисунке история 5 класс
Рабочая тетрадь по всеобщей истории Древнего мира. Годер. 5 класс. 1 часть. Задание 32
Задание № 32. Вспомните мифы о богах и ответьте на вопросы.
1. Как египтяне именовали Кота и Змея, изображённых на рисунке? Кто всегда побеждает в схватке между Котом и Змеем? Где она происходит? Как долго продолжается?
Под котом египтяне подразумевали бога солнца Ра, а под змеей — бога тьмы Апопа. Каждую ночь, когда солнце заходило, египтяне верили, что Ра спускается в подземное царство, где ведет свой вечный бой со змеем Апопом. Под утро Ра побеждает Апопа и наступает рассвет.
2. Какое событие художник изобразил на рисунке? Опишите рисунок. Что изображено на нём? Чьи имена из тех, кто изображён на рисунке, вам известны? Что вы знаете о каждом из них? С какой целью принесли деревянный ящик?
На рисунке изображена сцена из мифа об Осирисе и Исиде. Младший брат Осириса Сет показывает на богато украшенный гроб и говорит, что отдаст его тому, кому он придется в пору. Гости по очереди ложились в гроб, но он был им велик. Когда Осирис лег в гроб, Сет закрыл крышку на замок, а сообщники Сета выбросили гроб в Нил. После этого Исида отыскала тело Осириса, чудесным образом родила от него Гора, который победил Сета и оживил Осириса. Но Осирис остался править в загробном мире, а Сет стал богом хаоса, разрушения, войн и песчаных бурь — олицетворением зла.
Что изображено на рисунке история 5 класс
Каждая из иллюстраций, приведённых ниже, относится к одной из указанных в перечне тем. Установите соответствие между темами и иллюстрациями: к каждой теме подберите по одной иллюстрации.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А) шумерские города-государства
Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.
«У царя этого племени родился первенец, которому дали имя Гаутама. На седьмой день после рождения сына умерла его мать. Отец решил посвятить свою жизнь сыну. Он приказал огородить дом высокой стеной, чтобы ничто не могло смутить юную душу. В ворота пропускали только красивых и хорошо одетых людей. Прожив 29 лет, став мужем и отцом, Гаутама ни разу не выходил за ворота и наивно полагал, что всюду живут также беззаботно, как он. Но однажды он встретил дряхлого старца и понял, что старость неизбежна. Встретил больного и понял, что не вечно будет здоров. Он задумался о смерти и решил стать отшельником. Долго странствовал он, голодал и терпел лишения. И однажды, когда он сидел под огромным деревом, скрестив ноги, предаваясь глубокому размышлению, он обрёл мудрость».
Легенда о Гаутаме или Будде относится к Древней Индии.
Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3—6, только по выбранной Вами теме.
Прочитайте список слов и напишите слово, относящееся к выбранной Вами теме.
Иероглифы, брахманы, клинопись, полис, патриции, конфуцианство.
Объясните смысл этого слова.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1. Соответствие тем и слов: для темы А — клинопись, Б — брахманы, В — иероглифы, Г — полис.
2. Объяснение смысла слов:
клинопись — древняя письменность, распространённая в Месопотамии. Знаки этой письменности выдавливались палочкой на влажной глине и были похожи на клинья;
брахманы — высшая варна в Древней Индии, жрецы;
иероглифы — древние рисуночные знаки египетского письма;
полис — небольшое независимое государство в Древней Греции, центром которого был город.
Содержание смысла слова может быть раскрыто в иных формулировках.
Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3—6, только по выбранной Вами теме.
Прочитайте список событий (явлений, процессов) и напишите событие (явление, процесс), которое относится к выбранной Вами теме.
Строительство пирамиды фараона Хеопса, изгнание Тарквиния Гордого, строительство городов из глины, существование кастовой системы, деятельность правителя Дария I, Марафонская битва.
Используя знания по истории, расскажите об этом событии (явлении, процессе). Ваш рассказ должен содержать не менее двух исторических фактов.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1. Соответствие тем и событий (процессов, явлений): для темы А — строительство городов из глины, Б — существование кастовой системы, В — строительство пирамиды фараона Хеопса, Г — Марафонская битва.
2. Рассказ об указанном событии (процессе, явлении).
Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3—6, только по выбранной Вами теме.
Заштрихуйте на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой (параллелями и меридианами), в котором полностью или частично располагалась страна, указанная в выбранной Вами теме.
А) Шумерские города-государства — желтый.
Б) Древняя Индия — зеленый.
В) Древний Египет — синий.
Г) Древняя Греция — красный.
Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3—6, только по выбранной Вами теме.
Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?
А) Наличие тепла и влаги привели к земледелию и садоводству, но бурные разливы заставили построить сложную ирригационную систему.
Б) Жаркий и влажный климат, отсутствие зимы давал возможность собирать по два урожая в год, в основном выращивали рис.
В) Плодородная почва, жаркий климат, разливы Нила привели к земледелию.
Г) Близость к морю, отсутствие пригодных земель для земледелия сделали основными занятиями садоводство, ремесло, мореплавание и торговлю.
Каждая из иллюстраций, приведённых ниже, относится к одной из указанных в перечне тем. Установите соответствие между темами и иллюстрациями: к каждой теме подберите по одной иллюстрации.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А) Шумерские города-государства — скульптура шумерского эпического героя Гильгамеша (иллюстрация 3).
Б) Древняя Индия — индийское пляшущее божество (иллюстрация 2).
В) Древний Египет — скульптура египетского фараона Рамзеса Второго (иллюстрация 1)
Г) Скульптура древнегеческой богини Афины (иллюстрация 4).
Таким образом, А — 3, Б — 2, В — 1, Г — 4.
Ответ: А — 3, Б — 2, В — 1, Г — 4.
А) Шумерские города-государства — скульптура шумерского эпического героя Гильгамеша (иллюстрация 3).
Б) Древняя Индия — индийское пляшущее божество (иллюстрация 2).
В) Древний Египет — скульптура египетского фараона Рамзеса Второго (иллюстрация 1).
Г) Скульптура древнегеческой богини Афины (иллюстрация 4).
Таким образом, А — 3, Б — 2, В — 1, Г — 4.
Каждая из иллюстраций, приведённых ниже, относится к одной из указанных в перечне тем. Установите соответствие между темами и иллюстрациями: к каждой теме подберите по одной иллюстрации.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
В) Вавилонское царство
Г) Древняя Палестина
Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.
Сторож уста открыл и вещает,
Обращается он к великой Иштар:
«Постой, госпожа, не сбрасывай двери,
Обожди ты снаружи, внутрь я войду,
Доложу твоё имя царице Эрешкигаль».
Входит сторож, вещает Эрешкигаль:
«Сестра твоя это, Иштар, стоит у дверей,
Корчемница это великих пиров,
Возмутившая воды пред Эа-царём».
Иштар — богиня Вавилона.
Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3—6, только по выбранной Вами теме.
Прочитайте список слов и напишите слово, относящееся к выбранной Вами теме.
Пурпурная краска, зиккурат, Аттика, Осирис, термы, двенадцать родов (колен).
Объясните смысл этого слова.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1. Соответствие тем и слов: для темы А — Осирис, Б — пурпурная краска, В — зиккурат, Г — двенадцать родов (колен).
2. Объяснение смысла слов:
Осирис — владыка загробного мира;
пурпурная краска — добываемая финикийцами из морских моллюсков яркая краска, которую использовали для окраски тканей;
зиккурат — многоступенчатое культовое сооружение в виде башни;
двенадцать родов (колен) — племенной союз Израиля.
Содержание смысла слова может быть раскрыто в иных формулировках.
Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3—6, только по выбранной Вами теме.
Прочитайте список событий (явлений, процессов) и напишите событие (явление, процесс), которое относится к выбранной Вами теме.
Битва при Марафоне, правление царя Давида, создание Карфагенской средиземноморской державы, походы фараона Тутмоса III, Первая Пуническая война, издание законов царя Хаммурапи.
Используя знания по истории, расскажите об этом событии (явлении, процессе). Ваш рассказ должен содержать не менее двух исторических фактов.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) соответствие тем и событий (процессов, явлений): для темы А —походы фараона Тутмоса III; Б — создание Карфагенской средиземноморской державы; В — издание законов царя Хаммурапи; Г — правление царя Давида;
2) рассказ об указанном событии (процессе, явлении)
Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3—6, только по выбранной Вами теме.
Заштрихуйте на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой (параллелями и меридианами), в котором полностью или частично располагалась страна, указанная в выбранной Вами теме.
А) Древний Египет — синий.
Б) Финикия — розовый.
В) Вавилонское царство — красный.
Г) Древняя Палестина — черный.
Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3—6, только по выбранной Вами теме.
Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?
Финикия занимала узкую приморскую полосу вдоль северной части восточного побережья Средиземного моря, окаймлённую с востока Ливанскими горами, подступающими местами почти вплотную к берегу. Эта особенность природных условий Финикии отразилась даже в названиях важнейших населённых пунктов. Так, название города Библа (по-финикийски — Гебал) означает «гора», города Тира (по-финикийски — Цур) — «скала».
Возможности для пашенного земледелия ввиду недостатка удобных земель были ограничены, но имевшиеся земли всё же могли интенсивно использоваться, так как ветры с моря приносили обильные дожди. Здесь преобладало садоводство, разводили оливковые деревья, финиковые пальмы, виноградную лозу и др. Кроме садоводства большую роль играло рыболовство; не случайно название одного из крупнейших финикийских городов — Сидона означает «место рыбной ловли». Важным богатством страны были леса, росшие в горах Ливана над побережьем, изобиловавшие кедром и другими ценными породами деревьев.
Рабочая тетрадь по всеобщей истории Древнего мира. Годер. 5 класс. 1 часть. Задание 47
Задание №47. Ответьте на вопросы к рисунку современного художника.
В древней поэме, созданной в Двуречье, сказано: «Погрузил на корабль весь свой скот и всю родню». Какому мифу посвящён рисунок? О каком корабле идёт речь? Как звали его строителя? Что изображено на рисунке (в центре, вдали справа)?
На картинке изображен сюжет из мифа о вселенском потопе. Речь идет о корабле, который построил шумерский праведник, сын царя города Шуруппака, Зиусудра, в переводе на аккадский язык — Утнапишти. В дальнейшем этот миф был пересказан и в Вавилонских мифах (там Зиусудра имеет имя Атрахасис), и в ассирийских (написанных в VII веке до н.э.) и в виде известного библейского предания о Ное, и в трудах вавилонского историка Бероса, писавшего на греческом языке в 300 году до н.э. (у Бероса Зиусудра зовется Ксисутросом, а богом, предупредившим его об опасности, был Кронос).
В оригинальном шумерском мифе корабль называется Ма-гур-гур («лодка, которая может опрокидываться и кувыркаться»). В ассирийском варианте лодка называется «Сулили» (в современном иврите для обозначения подводной лодки используется однокоренное слово – «солелет»). В библейском варианте мифа корабль назывался «Ковчег».
Гора Нацир («гора спасения»), к которой пристал корабль, появилась уже в ассирийской версии мифа. Многие современники считают, что гора Нацир это современная гора Арарат, обосновывая это текстом из Библии. Однако в Библии говорится о горе в местности Арарат — в те времена этот регион носил название страны Урарту. Поэтому не факт, что корабль Ма-гур-гур пристал именно к горе Арарат. В ряде источников утверждается, что гора Нацир существует и по сей день, сегодня она называется Пир Омар Гудрун. Расположена она на западе Иранского нагорья, в четырехстах пятидесяти километрах к северу от города Шурупгака, где жил Зиусудра, в пределах южного Двуречья.
Таким образом, на рисунке в центре изображен сам корабль, который в библейской версии называется «Ковчег», а вдали справа — гора Нацир (возможно, гора Арарат или гора Пир Омар Гудрун). Вернее, на рисунке изображена именно гора Арарат, судя по двойной вершине.
Издание: 2020 г.
Оглавление
Задание №43. Впишите недостающие буквы. Боги, почитавшиеся в Двуречье:
Задание №44. Заполните контурную карту (с. 35) «Древнее Двуречье».
1. Напишите название реки, протекающей через Египет.
2. Напишите названия двух главных рек Двуречья.
3. Закрасьте районы земледелия в Двуречье (границы районов обозначены знаком «пунктирная линия»).
4. Закрасьте кружочки, обозначающие города — центры древнейших государств. Напишите их названия:
5. Какие страны и полуостров обозначены на карте цифрами? Напишите их названия:
Задание №45. Впишите недостающие буквы и цифры.
Задание №46. Ответьте на вопросы к рисунку современного художника.
В древней поэме, созданной в Двуречье, сказано: «Погрузил на корабль весь свой скот и всю родню».
Какому мифу посвящён рисунок? О каком корабле идёт речь? Как звали его строителя? Что изображено на рисунке (в центре, вдали справа)?
Задание №47. Ответьте на вопросы.
Жители Вавилона знали соседние с Двуречьем страны и моря. Например, они знали о существовании двух больших водных пространств. Это не были реки — одно из них они называли «морем Восхода», а другое — «морем Заката».
Как в наши дни называются эти водные пространства? Чем объяснить каждое из древних названий? Прежде чем дать ответы, рассмотрите карту.
Задание №48. Ответьте на вопросы.
Отряд воинов-чужеземцев подошёл к большой полноводной реке. Это был Евфрат. Чужеземцы посмотрели на бегущую воду, в удивлении замахали руками и закричали: «Быть не может! Да ведь это река, текущая наоборот!»
К какому народу принадлежали чужеземцы? Почему они называли Евфрат «великой перевёрнутой рекой»?
Задание №49. Ответьте на вопрос.
В Южном Двуречье в древности богатые люди указывали в своём завещании среди прочего имущества предметы из дерева — кровать, табурет и дверь.
Почему дети и внуки получали в наследство наряду с домом, домашней утварью, слитками серебра такой, на наш взгляд, странный для упоминания в завещании предмет, как дверь?
Задание №50. Заполните контурную карту «Вавилонское царство».
1. Напишите названия главных рек Двуречья.
2. Закрасьте кружочек, обозначающий самый знаменитый город Древнего Двуречья, и напишите его название.
3. Какой залив обозначен на карте цифрой? Напишите его название:
1. Персидский залив
4. Обведите границы Вавилонского царства при Хаммурапи (1792—1750 годы до н. э.).
Задание №51. Заполните «линию времени».
Отметьте на «линии времени» годы правления Хаммурапи в Вавилоне. Сколько лет правил этот царь? Сколько лет назад он умер? (Вычисления делайте письменно.)
Задание №52. Ответьте на вопрос.
Представьте себе, что в музей попала глиняная табличка, будто бы найденная при раскопках. А на табличке надпись на древнем языке, из которой следует, что это письмо вавилонского царя Хаммурапи фараону-завоевателю Тутмосу.
Признают ли учёные находку подлинной или же заявят, что это подделка?
Чтобы найти правильный ответ, обозначьте на «линии времени» годы правления Хаммурапи и Тутмоса.
Задание №53. Разгадайте два кроссворда «На берегах Тигра и Евфрата».
1-й кроссворд
Если вы правильно разгадаете кроссворд, то в клетках по горизонтали, выделенных рамкой, прочтёте имя героя мифа, который спасся во время потопа.
По вертикали:
1. Один из древнейших городов, царём которого был Гильгамеш.
2. Богиня плодородия и любви.
4. Злой великан, охранявший кедровый лес.
5. Наводнение, затопившее всю землю по воле богов.
6. Царь Урука — герой сказаний, возникших в Двуречье.
8. Полноводная река, текущая в Двуречье.
9. Любимый друг и соратник Гильгамеша.
2-й кроссворд
В клетках по горизонтали, выделенных рамкой, вы прочтёте название письма, изобретённого в Двуречье.
По вертикали:
1. Небольшая пластина из мягкой глины, предназначенная для письма.
2. Горная порода, образующая в соединении с водой тестообразную массу и использовавшаяся в строительстве, в писцовых школах, для изготовления посуды.
3. Одна из двух главных рек Двуречья.
4. Высеченные на каменном столбе правила, по которым вавилонские судьи разбирали споры между людьми.
5. Самый известный в Древнем Двуречье город.
6. Вавилонский царь-законодатель.
7. Брусок из глины, обожжённый в печи или высушенный на солнце, использовавшийся для построек.
8. Каменный предмет, на котором высечены законы Хаммурапи.
9. Одно из названий страны в Западной Азии, где, как и в Египте, более пяти тысяч лет назад возникли государства и было изобретено письмо.
Задание №54. Ответьте на вопрос.
Вавилонские врачи в лечебных целях прописывали больным употреблять в пищу яблоки, груши, морковь, свёклу, лук, чеснок.
Правы ли были древние врачи? Свой ответ аргументируйте.
Задание №55. Ответьте на вопрос.
Русское слово «трава» вавилоняне обозначали словом «шамму». Интересно, что слово «шамму» употреблялось и в другом значении — «лекарство».
Случайно ли одно и то же слово употреблялось в разных значениях? Поясните свою мысль.
Задание №56. Ответьте на вопросы.
Кто из жителей Двуречья или героев сказаний мог бы произнести такие слова? По какому поводу они могли быть сказаны?
1. Я о моём друге плачу, горько рыдаю. Неужто и я умру и стану землёк)?!
2. Вынес я ворона и отпустил его. Ворон же улетел, спад воды увидел и не вернулся.
3. Я начертал мои драгоценные слова на камне, чтобы сильный не притеснял слабого! Я дал сиять справедливости в стране!
Задание №57. Найдите ошибки в тексте.
Однажды учитель предложил пятиклассникам придумать рассказ от имени мальчика, живущего в Вавилоне. Этот учитель часто не слушал отвечающего на уроке ученика. Если тот говорил без запинки, то получал пятёрку. В классе многие этим пользовались. Судите сами — вот как начал выполнять задание один ученик:
«Ну и рассказ! Жаль, что никого не нашлось, кто подсказал бы тебе самому!» — прервал отвечающего учитель. На этот раз он ответ слушал внимательно.
Чем был недоволен учитель?
Задание №58. Впишите недостающие буквы и слова.
Что продавали финикийские купцы
Боги финикийцев покровительствовали городам
Задание №59. Заполните контурную карту «Финикий ские колонии».
1. Закрасьте кружочки, обозначающие финикийские города, и напишите их Названия:
1. Библ
2. Сидон
3. Тир
2. Напишите название моря, по которому финикийцы проложили торговые пути.
3. Закрасьте берега, захваченные и колонизованные финикийцами.
4. Закрасьте кружочек, обозначающий колонию финикийцев, ставшую впоследствии главным городом крупного государства, и напишите название города.
5. Океан, по которому плавали финикийские корабли, обозначен на карте цифрой 4. Напишите его название. Атлантический океан
Задание №60. Ответьте на вопрос и выполните задание.
В древности Финикия была частью обширной области, называемой Ханаан. Название же Финикия придумали греки. Это они дали жителям Библа, Тира, Сидона прозвище «финикийцы», что по-гречески означает «красноватые», или, точнее, «красящие в лилово-красныи цвет».
1. Чем можно объяснить такое прозвище?
2. Известно, что греки жили достаточно далеко от Финикии. Предположите, как и при каких обстоятельствах они знакомились с жителями финикийских городов.
Задание №61. Заполните контурную карту «Израильское царство».
Задание №62. Составьте рассказ по рисунку современного художника.
В Ветхом Завете сказано: «И простёр он руку свою, и расступились воды».
О ком идёт речь? Что предшествовало изображённому на рисунке? Что было дальше? Составьте рассказ по рисунку.
Задание №63. Составьте рассказ по рисунку современного художника.
В Ветхом Завете сказано: «И сдвинул он с места два средних столба, на которых утверждён был дом, упёршись в них, в один правою рукою своею, а в другой левою».
О ком идёт речь? Что предшествовало изображённому на рисунке? Что было дальше? Составьте рассказ по рисунку.
Задание №64. Составьте рассказ по рисунку.
В Ветхом Завете сказано: «Я убью его и отрублю голову ему, и узнают все, что есть Бог в Израиле!»
Кому принадлежат эти слова? Против кого они направлены? Какие события изобразил художник.
Задание №65. Ответьте на вопрос.
Более трёх тысяч лет назад в Египте и Двуречье ученики писцов тратили на овладение письмом и чтением долгие-долгие годы обучения в школе. Напротив, в древних городах Тире, Библе и Сидоне школьники, едва только начав учиться (проходило каких-нибудь несколько недель), могли записать и прочитать несложный текст.
Чем объяснить различие в сроках обучения грамоте в разных странах древности?
Задание №66. Ответьте на вопросы.
Вспомните библейские сказания. Кто из тех, о ком рассказывается в Ветхом Завете, мог произнести такие слова?
1. «Идите к отцу моему и скажите ему:
«Так говорит сын твой. Приди ко мне, не медли. Ты будешь жить близ меня в Египте, ты и сыны твои, и сыны сынов твоих, и мелкий и крупный скот твой».
Как звали отца и сына? Как случилось, что они оказались в длительной разлуке?
2. «Вот ты говоришь, что любишь меня, а сердце твоё не со мною. Скажи мне, в чём твоя тайна?» — так она спрашивала его всякий день, и душе его от этих расспросов стало тяжело до смерти. И он наконец сказал ей: «Бритва не касалась головы моей. »
Что последовало за признанием юноши? Какова была его дальнейшая судьба?
3. «Зачем вышли вы воевать? Выберите у себя человека, и пусть придёт ко мне.
Если он может сразиться со мною и убьёт меня, то мы будем вашими рабами. Если же я одолею его и убью его, то вы будете нашими рабами».
Кем был этот силач? Как его имя? Что произошло после того, как были произнесены эти слова?
Задание №67. Разгадайте кроссворд «Библейские сказания».
Если вы правильно разгадаете кроссворд, то в клетках по горизонтали, выделенных рамкой, прочтёте данное христианами название первой, наиболее древней части Библии.
По вертикали:
1. Родоначальник евреев.
2. Сын Адама и Евы, убитый братом.
3. Гора, к вершине которой пристал корабль со спасшимися после Всемирного потопа людьми.
4. Бог — создатель мира, животных и людей.
5. Один из родоначальников евреев, отец Иосифа.
6. Добрый и богобоязненный человек, спасшийся во время потопа.
7. Название еврейского государства.
8. Первый мужчина на Земле.
9. Первая женщина на Земле.
10. Человеческая кость, из которой Бог создал первую женщину.
11. Страна, где долгие годы томился в рабстве еврейский народ.
Задание №68. Разгадайте кроссворд «Израильское царство».
Если вы правильно разгадаете кроссворд, то в клетках по горизонтали, выделенных рамкой, прочтёте название главного города Израильского царства при Давиде и Соломоне.
По вертикали:
1. Река в Палестине.
2. Древний город, стены которого, согласно сказанию, рухнули от звуков военных труб израильтян.
4. Первый правитель Израильского царства.
5. Герой библейских сказаний, чья великая сила была в его длинных волосах.
6. Подкупленная филистимлянами красавица, предавшая своего возлюбленного-израильтянина.
7. Филистимский богатырь, с которым вышел сразиться юный израильский пастух.
8. Царь Израиля, пришедший к власти после гибели Саула и его сыновей.
9. Царь Израиля, славившийся богатством и мудростью.
Задание №69. Ответьте на вопрос.
Первый алфавит придумали финикийцы. В нём были только согласные буквы. Это создавало трудности при чтении. Представьте себе, что кто-то написал, подобно финикийцам, без гласных заповеди, данные Богом Моисею.
Какие заповеди здесь написаны?
Задание №70. Заполните контурную карту «Ассирия».
1. Обведите границы Ассирийской державы в середине VII (7-го) века до н. э.
2. Страны, находившиеся под властью ассирийских царей, обозначены на карте цифрами. Напишите их названия:
1. Вавилонское царцство
2. Сирия
3. Израильское царство
4. Финикия
3. Обозначьте стрелками направления завоевательных походов ассирийцев.
4. Закрасьте кружочек, обозначающий название главного города Ассирийского царства, и напишите его название.
5. Закрасьте кружочек, обозначающий самый знаменитый город Двуречья, оказавшийся под властью царей Ассирии. Напишите его название.
6. Напишите названия главных рек Двуречья.
7. Какие водные пространства обозначены на карте цифрами? Напишите их названия:
5. Красное море
6. Средиземное море
7. Персидский залив
Задание №71. Впишите недостающие слова и буквы.
Задание №72. Разгадайте кроссворд «Ассирийское царство».
Если вы правильно разгадаете кроссворд, то в клетках по горизонтали, выделенных рамкой, прочтёте название главного города Ассирийской державы, данное ему покорёнными народами.
По вертикали:
1. Река, на которой был расположен главный город Ассирии в VIII—VII (8—7-м) веках до н. э.
3. Орудие, с помощью которого ассирийцы разбивали стены вражеских городов.
4. Один из финикийских городов, захваченных ассирийцами.
5. Страна, на севере которой возникло Ассирийское государство.
6. Распространённый в древности род войск, который впервые стали использовать ассирийцы.
7. Один из последних ассирийских царей, создатель дворцовой библиотеки.
8. Населявший Южное Двуречье народ, который поднял победоносное восстание против ассирийского владычества.
9. Главный город Ассирийской державы.
10. Народ, живший к северо-востоку от Двуречья и принимавший участие в разгроме Ассирии.
Задание №73. Ответьте на вопросы.
Древний путешественник рассказывал, что видел в одной из стран быков с пятью ногами.
Шутил ли этот человек? Если нет, то что он имел в виду?
Задание №74. Ответьте на вопрос.
Известно, что главную роль в гибели Ассирийского царства и разрушении Ниневии сыграли вавилоняне.
Мог ли вавилонский царь Хаммурапи участвовать в празднике по случаю этой победы?
Чтобы найти правильный ответ, обозначьте на «линии времени» годы правления Хаммурапи и год разрушения Ниневии.
Задание №75. Разгадайте кроссворд «Персидская держава».
Если вы правильно разгадаете кроссворд, то в клетках по горизонтали, выделенных рамкой, прочтёте название знаменитой дороги в древней Западной Азии. Причудливая форма рамки напомнит вам эту дорогу (рассмотрите её изображение на карте на с. 91 учебника).
По вертикали:
1. Слово, которым мы называем правителей древних государств — Вавилонского, Ассирийского, Персидского.
2. Главный город Лидийского царства.
3. Последний царь Лидии, славившийся своим богатством.
4. Один из главных городов Персидской державы, в котором начиналась знаменитая дорога.
5. Основатель Персидской державы.
6. Огромный город в Двуречье, захваченный персами благодаря военной хитрости.
7. Великое царство в Западной Азии, которое первым оказалось под властью персов.
8. Ещё одно захваченное персами великое царство, название которого совпадает с женским именем.
9. Драгоценный металл, который в изобилии добывался на песчаных берегах рек Малой Азии.
10. Название воина из личной охраны персидского царя.
11. Один из главных городов Персидской державы, известный своими роскошными дворцами.
12. Страна в Африке, завоёванная персами.
13. Самый могущественный из царей Персии, властитель обширной державы.
Задание №76. Заполните контурную карту «Персидская держава» (с. 57).
1. Закрасьте ту территорию, на которой возникло Персидское государство.
2. Обведите границы Персидского царства в VI (6-м) веке до н. э.
3. Напишите название реки, до которой доходили владения персов на востоке.
4. Страны и полуостров, подвластные персидским царям, обозначены на карте цифрами. Напишите их названия:
1. Мидия
2. Лидия
3. Вавилония
4. Сирия
5. Палестина
6. Финикия
7. Синайский полуостров
8. Египет
5. Какие водные пространства обозначены на карте цифрами? Напишите их названия:
9. Красное море
10. Средиземное море
11. Черное море
12. Каспийское море
13. Персидский залив
6. Закрасьте кружочки, обозначающие города Персеполь, Сузы, Экбатаны, Вавилон, Сарды. Напишите их названия.
7. Проведите путь из города Сузы до города Сарды. Напишите на карте название этого пути.
Проверьте себя.
1. Сравните письменность и школьное обучение в Древнем Египте и Двуречье. Какая была у детей мотивация к учению?
2. Какая письменность способствовала появлению нашего алфавита?
3. Вы узнали, что первые законы появились очень давно, ещё до нашей эры. Подумайте, что может быть общего между современными законами и принятыми во времена царя Хаммурапи.
4. Какой правитель носил титул «великий царь, царь царей»? Почему его так называли?
5*. С помощью Интернета и дополнительной литературы соберите информацию и подготовьте сообщение (сопроводив его электронной презентацией) об одном из выдающихся правителей или полководцев древности.