Что изображено на московском гербе
Герб города Москва
Утвержден 23 ноября 1993 года распоряжением мэра Москвы №674-РМ «О восстановлении исторического Герба города Москвы»; переутвержден Законом города Москвы № 4-12 «О гербе и флаге города Москвы» (утвержден 1 февраля 1995 года постановлением №12 Московской Городской Думы) и Законом города Москвы № 39 «О гербе города Москвы» от 11 июня 2003 года.
Всадник-змееборец как символ Московского княжества известен как минимум с XVI века и был центральным элементом герба сначала Московского царства, а затем и Российской империи. Изображение всадника присутствует и в центральной части герба Российской Федерации, однако, согласно официальному описанию герба этот элемент не описан как Святой Георгий и не упоминается как герб города Москвы.
Советский герб города Москва 1924 г.
Герб был составлен архитектором Д. Осиповым.
Утвержден Президиумом Моссовета 22 сентября 1924 года. Но этот герб не получил широкого распространения и довольно быстро был просто забыт.
Исторический герб города Москвы
Герб 1730 г.:
Описание московского герба содержалось в утвержденном Сенатским приказом 8 марта 1730 года «Знамённого гербовника» для описаний гербов полковых знамён. В описании российского государственного орла в Знамённом гербовнике 1730 года московский герб описан так: «Георгий на коне белом, побеждающий змия, епанча и копье желтые, венец желтый же, змий черный, поле кругом белое, а в середине красное«.
Герб Москвы
Наша история богата событиями, которые повлияли на современность. Большинство государственных праздников уходят своими корнями в историю.
Появление герба
Хроника появления праотца современной эмблемы Москвы ссылается на далекое четырнадцатое столетие (времена Ивана II). В те времена впервые появляется изображение герба с пешим змееборцем. Во времена Ивана III на эмблеме появилась фигура всадника, убивающая дракона (змея).
Московское правительство утвердило эмблему города в далёком 1993 году. На ней изображён Георгий Каппадокийский с золотым копьём в руках, восседающий на скакуне. Герой облачён в серебряную амуницию. Фон герба неспроста выбран тёмно-красного цвета, что означает почтение памяти воинов, погибших на поле битвы. Георгий Победоносец золотым копьём убивает чёрного дракона, символизирующего зло).
История герба
Герб неоднократно подвергался трансформации. Сегодня он представляет собой прямоугольный щит темно-красного цвета. Изображённый на нём Святой Георгий Победоносец в голубой мантии восседает на лошади серого цвета. В руке всадник держит золотое копьё, которым он поражает чёрного Змия. Эту эмблему мы видим в наши дни в аналогичном исполнении на флаге Москвы.
Исторически не подтверждено, что Георгий Победоносец изначально был изображён на гербе. Когда закончилась знаменитая Куликовская битва, на гербе появлялся светский всадник, поражающий дракона копьём. До шестнадцатого века образ всадника ассоциировался у наших предков с образом царя-правителя. Образ воспринимался предками как прототип Святого Георгия, причём чаще такие мысли выражали заморские послы, приезжавшие в Россию. Наши соотечественники спорили с подобными предположениями. Менялась композиция и цвет, но каждый государь России с уважением относился к своему гербу.
Начиная с 1720 года изображённого на гербе всадника стали величать Святым Георгием. Не последнюю роль в этом сыграл Пётр первый, назначивший Георгия покровителем Москвы. В 1883 году герб претерпел кардинальные изменения: наездник был повёрнут в обратную сторону. Традиционно воины носили щиты слева, а изображение рыцаря повернулось «лицом к врагу». В 1917 году герб отменили. Было принято решение разрабатывать новую символику страны. В 1924 году была утверждена новая эмблема. В самом сердце герба находились звезда, серп и молот, ставшие атрибутами пролетарского сообщества.
В 1993 году российской столице вернули старый образ герба. Кто же такой Георгий Лиддский, запечатлённый на эмблеме Москвы? По происхождению он относится к известному греческому роду, по вероисповеданию христианин. Служил у императора Диаклетиана и когда тот начал притеснение христиан, Георгий принял решение защищать их права, за что был подвергнут жесточайшим испытаниям. Общественность потребовала казни своего защитника, что и произошло 6 мая 303 года, когда он был обезглавлен решением императора. Теперь этот день ознаменован как день почтения памяти Святого Великомученика Георгия.
В старорежимные времена деревенские жители впервые после зимних холодов выводили на выпас животных в День почтения памяти Георгия Победоносца, совершая при этом освящение домов и скот. В народе этот день принято именовать “Юрьев день”, когда до эпохи властвования Бориса Годунова, сельские жители переводились к другому помещику. Имя “Георгий” переводится как “земледелец”, потому его именем назван цикл работ русских крестьян: “Вот тебе бабка и юрьев день”, “Юрьем починают, Юрьем завершают”.
Как ни назови герб российской столицы, во все времена она была и будет собирательным образом, символизирующим противостояние добра и зла. Всадник-змееборец – это воин, защитник, древнее отображение победы света над тьмой.
Современные традиции
Принятый 22 сентября 2004 года Закон РФ “О праздниках города Москвы” установил 6 мая праздновать День герба и флага. В этот день принято почитать городские традиции, совершать экскурс в историю, вспоминать заслуги известных предков. Герб Москвы является одним из объектов официальной символики Российской Федерации, потому относиться к нему стоит уважительно. Приобщать молодое поколение к празднованию Дня герба, стимулировать интересоваться историей и оберегать символику государства – вот основные задачи проведения данных мероприятий.
Общая площадь: 2 561 км²
Дата образования: 1147 г.
Население: 12 506 468
Валюта: российский рубль (RUB)
Телефонный код: +7 499, +7 498, +7 496, +7 495
Герб Москвы
Герб города Москвы, как и гербы других российских городов, является официальным символом столицы и его визитной карточкой. Данный символ на протяжении нескольких веков, претерпев ряд изменений, приобрел современный вид и свой праздник, названный Днем флага и герба Москвы. Этот городской праздник каждый год москвичи отмечают в день памяти покровителя города, Георгий Победоносца, 6 мая, начиная с 2005 года.
Внешний вид
В современном виде герб города Москвы был утвержден в 1993 году. Его автором стал художник и график Константин Константинович Иванов, который реконструировал в своем эскизе столичный герб 1781 года. Описание герба столицы сейчас гласит, что на французском щите темно-красного цвета нарисован великомученик Георгий Победоносец в серебряных латах и шлеме, в синем плаще, на белом коне, пронзающий черного змея у ног коня золотым копьем.
История изменений
Попав на эмблему Московского княжества еще в XVI веке, Георгий Победоносец отсутствовал на ней лишь в советское время, в период с 1924 по 1993 год.
Георгий Победоносец
Его изображение на гербе Москвы за столь долгий период времени было несколько раз существенно изменено:
Герб с великомучеником Георгием после революции упразднили и до современного московского герба использовали советский герб г. Москвы.
Цвета и их символика
Цвета имеют символичный смысл и значение:
Цветовая палитра герба ограничена небольшим набором цветов, сочетающих в себе геральдическое значение и христианский смысл.
Неточности
Как отмечают исследователи геральдики, есть две ярко выраженные погрешности:
Эти неточности изображения укоренились на гербе Москвы и не вызывают вопросов и отторжения у обычных людей, тогда как у геральдистов и историков по-прежнему вызывают жаркие споры.
Факты
Существует ряд фактов, связанных со столичным гербом, которые могут быть интересны обычным москвичам и гражданам РФ:
Тот факт, что жители России не делают различия между гербом столицы и щитом, помещенным в центр герба России неудивителен: сюжет и цветовое решение этих геральдических знаков очень похожи. Различия заключаются лишь в некоторых деталях изображения, которые способен заметить лишь глаз внимательного человека, а именно:
Данные нюансы гербового изображения никого не смущают и мало кому заметны. Герб Москвы на протяжении последних лет стал уже привычным символом столичной жизни, так как его изображения можно встретить в Москве повсюду: на зданиях Правительства Москвы, Государственной Думы РФ, мэрии, на бланках и печатях московских органов власти и даже на указателях при въезде в столицу. Иностранные туристы, почитающие и знающие Георгия Победоносца как католического святого, узнают его и на эмблеме столицы российского государства, что говорит о его схожести со святым и с сюжетом о победе над змеем.
Как выглядит герб сегодня
То, что изображено на гербе Москвы:
Вся цветовая гамма основного символа столицы выполнена в сдержанных красках с применением наиболее распространённых геральдических тонов.
Интересный факт: Всадник на гербе изначально не был олицетворением Георгия Победоносца. Из истории создания этого символа становится ясно, что образ воюющего с драконом всадника на коне появился ещё до возникновения христианства на Руси.
Значение атрибута
Герб столицы России — собирательный образ, в котором добро противостоит злу. Всадник, борющийся со змеёй, символизирует собой отважного воина-защитника, победу света над тёмными силами. Цвета, используемые при раскраске герба Москвы, несут в себе следующее смысловое значение:
В целом картина является олицетворением бесстрашия и силы русского воина. Вполне допустимо, что герб Москвы символизирует именно ту мощь, которая под покровительством Георгия Победоносца, помогала столице выходить непобеждённой из военных столкновений.
О Георгии Победоносце
Воин, запечатлённый на современном гербе, состоял когда-то на службе у императора. По происхождению Георгий был выходцем из известного греческого рода Каппадокии, местности в Малой Азии (теперешней Турции). Когда император начал гонения на приверженцев христианской веры, Георгий, христианин по вероисповеданию, встал на защиту этих людей. За это его подвергли ужасным пыткам.
Об этом хорошем и мужественном человеке существовало немало легенд. В одной из них рассказывалось об одержанной им победе над чудищем-змеем. Тот проживал в районе некого города Ласия. От его нападений страдали местные жители, подвергающиеся уничтожению. В то время городом управлял царь Сельвий, славившийся своею жестокостью и не признающий христианства. После того как люди сообщили правителю о набегах змея, он издал приказ, предписывающий всем жителям поочерёдно передавать зверю своих детей.
Очередь дошла и до единственной дочери самого царя. Плачущую девушку, ожидавшую смерти, встретил на своём пути Георгий, направляющийся на родину. Храбрый воин услышал от неё о страшном звере и решил сразиться с ним один на один, чтобы спасти город от страшной участи. Моля Бога о помощи, воин сумел победить врага. Георгий убивает поверженного зверя точным ударом копья в голову. Воин сообщил жителям города, что их главная сила заключается в христианской вере, способной преодолеть любые преграды.
В древнем сюжете ярко показана столь важная для народа победа силы духа героя над змеем, за что воина назвали Победоносцем и стали почитать его во всём христианском мире. В дальнейшем эта история нашла своё отражение на различных государственных знаках.
Исторический путь официального знака
Чтобы узнать, как проходило становление символа города, важнейшего столичного атрибута, стоит заглянуть в историю герба Москвы. Тема происхождения российских символов изучена не полностью. Проследить весь путь создания официального знака столицы можно лишь по оставшимся с той поры вещественным доказательствам: монетам, печатям, скульптурным и прочим объектам.
Первые изображения святого Георгия
Обычай изображать на монетах князей или святых, покровительствующих им, пришёл на Русь из Византии в конце X века, задолго до утверждения Московского символа.
Изначально святой Георгий стал отображаться на монетах (печатях) в XI веке. Предположительно началось это с князя Ярослава Мудрого. При крещении он был наречён Юрием (Георгием — в переводе с греческого языка). Продолжил традицию Юрий Долгорукий, основатель Москвы. На его печати Георгий Победоносец, представленный в полный рост, доставал из ножен меч.
И в последующих столетиях на именных монетах русские князья продолжали изображать святого Георгия. Среди них были Александр Невский, Иван II Красный и другие. Облик, напоминающий современную картинку на главном символе, впервые был нанесён на монеты в период правления Василия Тёмного II.
В 1464 году святой Георгий в скульптурном отображении из белого камня был установлен архитектором Василием Ермолиным над въездными воротами, относящимися к главной башне Московского Кремля — Фроловской. Об этом впервые упомянуто в Ермолинской летописи.
Некоторые историки считали это изваяние всадника, сражающегося с драконом, главным атрибутом (гербом) столицы, поскольку оно возвышалось над основными кремлёвскими воротами, проходя под которыми, снимали шапки даже князья. Но указанная скульптура подобно иконам выполняла лишь охранную функцию.
Символ Московского княжества
Впервые знак с изображением всадника, поражающим дракона своим копьём, был официально утверждён в качестве герба Московского княжества в годы правления Ивана III (с 1462 по 1505). Тогда завершилось объединение большинства русских земель вокруг Москвы, ставшей центром государства.
На сохранившемся с 1497 года логотипе (печати) великого князя московского Ивана Васильевича помимо изображённого всадника, поражающего дракона копьём, на обороте были слова — «всея Руси». Это говорит о том, что на некоторое время символ Московского княжества становится государственным символом всей Руси.
С периода правления Ивана Грозного (1533—1584) впервые на государственных печатях появилось изображение птицы, двуглавого орла со всадником на её груди. Такое сочетание несколько веков использовалось в качестве основного символа (герба) Российской империи. На нём время от времени всадник отображался по-разному: походил на правителя или менялся вектор, при котором воин на рисунке был развёрнут то в левую, то в правую сторону.
Важно, что в те времена ездца (всадника) на главном знаке не называли святым Георгием, а считали его государем. Это говорило о том, что всадник на коне отождествлялся с Московским государством, а не с самим городом Москвой.
Петровская эпоха
В начале XVIII века всадника на гербовом значке впервые нарекает святым Егорием (Георгием) император Пётр I в своих документах. В период его правления на воинских знамёнах армейских полков отображались эмблемы городов их дислокации. Те полки, что находились в Москве, имели эмблему с изображением двуглавого орла с тремя коронами и щитом на груди, в центре которого всадник на коне направлял копьё в пасть дракона.
К тридцатым годам XVIII века с эмблемы знамени исчез орёл, осталось изображение всадника с короной на голове, держащего копьё; и образ змея. Святой Георгий стал частью государственного герба, а вскоре — и гербом города Москвы — исторического центра России (столицей был Санкт-Петербург).
Появление официальной символики
Свой первый официальный гербовый знак Москва обрела при Екатерине II в декабре 1781 г. В описании его указано, что святой Георгий повёрнут в противоположную сторону, нежели всадник на Государственном гербе, и поражает копьём чёрного змея в красном поле. В документе говорилось, что узаконена была старая, давно известная эмблема Москвы.
Существенные изменения знак претерпел в 1859 и 1883 г. годах:
Такое изображение на официальном символе Москвы продержалось вплоть до революции 1917 г. Москва при Советской власти становится столицей государства. Утверждают для неё другой герб (1924) в духе символики одержавшего победу пролетарского класса.
Окончательный вариант
Новый символ города был введён правительством Москвы в ноябре 1993 г. согласно нормативному акту, восстанавливающему исторический герб Москвы, утверждённый в 1781 году. Городской знак отличается от символа Московской области, где всадник повёрнут не вправо, а влево. Ныне существующий Московский герб был позднее утверждён Городской думой столицы в 1995 года, а затем узаконен в 2003 году.
Сегодняшнее описание и значение герба Москвы ещё раз подтверждают, что Георгий Победоносец вернулся на своё законное место. И в настоящее время город находится под надёжной защитой этого покровителя, символизирующего торжество добра над злом.
«Московский герб: герой пронзает гада»
Казалось бы, бесспорная истина: святого Георгия Победоносца издревле считали покровителем русской столицы, и его образ запечатлен на московском гербе, ставшем позднее частью герба государственного. Но почему святой изображен без нимба? И действительно ли на гербе, который за свою историю претерпел много символических изменений, изображен святой Георгий? Об этом до сих пор не утихают дискуссии.
Кем возвысилась Москва
Московский герб 1730 г. |
На Русь святой Георгий пришел из Византии вместе с принятием христианства. Сын святого Владимира Великого, князь Ярослав Мудрый первым принял крещение с именем Георгий, положив традицию почитания святого Георгия Победоносца на государственном уровне. Согласно византийскому же обычаю изображать на монетах и печатях как самого правителя, так и его святого покровителя, на монетах Ярослава впервые появляется пеший образ святого Георгия. Ярослав основал и первые на Руси Георгиевские храмы: Юрьев монастырь под Новгородом, для которого в 1170 году была написана древнейшая из сохранившихся икон святого Георгия – по заказу сына благоверного Андрея Боголюбского, князя Георгия, княжившего в Новгороде и ставшего первым мужем грузинской царицы Тамары. В Москву этот образ привез Иван Грозный, и ныне он хранится на северном клиросе Успенского собора. В Киеве Ярослав Мудрый основал Георгиевский монастырь, наподобие Георгиевских храмов Константинополя. День освящения его собора, 26 ноября, стал вторым, «зимним», праздником святого Георгия Победоносца. (По преданию, именно в этот день святой Георгий победил змия.) Имя «Георгий» в переводе с древнегреческого означает «земледелец», и два его праздника ознаменовали цикл сельских работ на Руси: «Юрьем починают, Юрьем и кончают». На Руси его называли Егором и Юрием – от сокращенного Гюргия.
Судьбоносное для Москвы событие произошло в конце ХI века, когда киевский князь Владимир Мономах нарек своего новорожденного сына Юрием – так святой Георгий Победоносец стал небесным покровителем основателя Москвы князя Юрия Долгорукого. На его печати был изображен святой Георгий пешим и вынимающим меч – еще без змия. Предание гласит, что однажды по дороге из Киева во Владимир Юрий Долгорукий остановился в гостях у боярина Кучки; прогневавшись за непочтительный прием, велел казнить его, но, возлюбив его прекрасные владения, повелел поставить там город Москву. И будто бы дал в ее герб образ своего небесного покровителя – всадника, попирающего копьем змия.
Это, конечно, предание, но с него и начинаются все загадки. Бесспорно, что на московском гербе, созданном в XVIII веке, изображен Георгий Победоносец. Но когда именно он появился в государственной символике, к общему мнению историки не пришли до сих пор. Считается, что эмблема святого Георгия как московский великокняжеский знак впервые появилась при старшем брате Ивана Калиты князе Юрии Даниловиче – как его небесного патрона. Образ пешего змееборца (воина, замахнувшегося мечом на змия) в Московском княжестве встречается на монете великого князя Ивана II Красного, сына Ивана Калиты. На печати Дмитрия Донского появился первый образ конного всадника с копьем. На печати его сына Василия I тоже изображен всадник с копьем, направленным острием вниз, и с тех пор этот символ утвердился в качестве московской эмблемы, став наследственным. На монетах Василия II, внука Дмитрия Донского, появляется отчетливое изображение всадника, поражающего копьем змия в раскрытую пасть, напоминающее иконографию «Чуда святого Георгия о змие». Историк В.Б Муравьев, исследовавший драматичную историю московского герба в недавней книге «Легенды древней Москвы», считает, что здесь определенно узнается святой Георгий и что с этого времени – середины XV века – образ святого Георгия Победоносца становится устойчивым символом московского князя и Московского княжества. А при Иване III изображение всадника обретает свой окончательный, классический вид.
Однако поскольку до начала XVIII века этого всадника называли «ездецом», то у исследователей сложились две полярные точки зрения. «Православная» версия гласит, что это – святой Георгий как покровитель Москвы и московских князей. Сторонники «светской» версии считают «ездеца» сугубо русским символом князя-воина, государя, который лишь во времена Петра Великого стал ассоциироваться с Георгием Победоносцем. Эти разногласия возникли, во-первых, из-за русской традиции изображать на печатях и монетах как святых покровителей князей, так и их самих, оттого зачастую без нимба и в короне, что дало повод увидеть в «ездеце» изображение правителей. Отсутствие нимба является главным фактом, позволяющим считать «ездеца» светской персоной. Во-вторых, судя по сохранившимся историческим свидетельствам, сами русские часто называли этого всадника князем или царем, тогда как святого Георгия в «ездеце» на московской эмблеме узнавали в основном иностранцы, благодаря сходству всадника с иконографическим образом святого Георгия Победоносца, а в Европе он был тоже очень популярен и почитался покровителем рыцарства. Есть примирительные версии, что это одновременно и образ святого Георгия, и московского князя, уподобленного святому воину. Или что изначально это был образ святого Георгия, затем со времени Ивана Грозного, венчавшегося на царство, стал образом государя вплоть до петровской эпохи. Версий множество. Но сегодня «георгиевцы» упрочивают свои позиции, приводя аргументы в защиту того, что московский всадник – это образ святого Георгия Победоносца.
Великий князь Иван III начал новую эпоху в истории России, когда Москва, созидавшая вокруг себя русские земли в единое сплоченное государство, стала преемницей Второго Рима после падения Константинополя. Возможно, и с этим было связано усиление государственного почитания в Москве святого Георгия Победоносца, который был покровителем византийских императоров. В 1464 году на кремлевской Фроловской башне появилась белокаменная икона-горельеф святого Георгия. Образ водрузили над главными воротами города с наружной стороны, а через два года с внутренней стороны поместили образ другого покровителя Москвы, святого Димитрия Солунского, вверив святым охрану Кремля от врагов. Когда же итальянские мастера построили Спасскую башню на месте Фроловской, над ее воротами позднее поместили образ Спасителя, а скульптура святого Георгия была перенесена в Георгиевскую церковь около Спасской башни, а потом в Вознесенский монастырь. (В XVII веке святому Георгию вновь вверили охрану города, поместив его образ над Воскресенскими воротами Китай-города, ведущими на Красную площадь. Именно к этой иконе в 1918 году взывала Марина Цветаева в своем знаменитом стихотворении: «Страж роковой Москвы, сойди с ворот!».) Образ святого Георгия был на великокняжеских стягах Ивана III, с которыми он вышел на Великое стояние на Угру, и одержанную победу приписали покровительству святого Георгия.
Во время формирования национального государства личная эмблема московского князя становится эмблемой державы. И при Иване III окончательно появился прообраз московского герба. Знаменитая государственная печать 1497 года, которую Н.М. Карамзин считал истоком символики русского государственного герба, имела на лицевой стороне изображение конного всадника, поражающего копьем змия, а на ее обратной стороне впервые появился двуглавый орел. Во всаднике легко узнается иконографический образ «Чуда святого Георгия о змии». По мнению О.В. Яхонта, всадник на этой печати точно воспроизводит образ скульптурной иконы святого Георгия с Фроловской башни. Есть другая версия, что образ всадника был заимствован с надгробия митрополита Феогноста в Успенском соборе, где было вычеканено «Чудо Георгия о змии». Исследователи, те, что видят в этом всаднике святого Георгия, считают, что его изображение на государственной печати и в московской символике времен Ивана III было и знаком преемственности московских князей владимирским и киевским князьям. Кроме того, так символически подчеркивалась роль московского князя как оплота Православия.
Однако нимб у этого всадника отсутствует.
Авторы книги «Символы, святыни и награды Российской державы» дают очень интересное объяснение. По их мнению, данное изображение всадника не соответствует древним православным канонам и в некоторых других элементах, например он колет змия в шею, а не в глотку, но зато этот образ Георгия Победоносца «более всего напоминает свое воплощение в произведениях западноевропейского искусства эпохи Возрождения, прежде всего итальянского». Иными словами, итальянские мастера, прибывшие по зову Ивана III строить соборы и крепости Третьего Рима, могли по его же заказу выполнить и государственную печать, где изобразили святого Георгия в более привычных им традициях, как было принято в Европе – без нимба.
При Иване Грозном всадник-змееборец утверждается на груди двуглавого орла как символ сплочения русских княжеств вокруг Москвы. На голове всадника появляется корона, очевидно, в знак принятия Иваном Грозным царского титула. Приверженцы «светской» версии, считающие всадника образом царя как защитника России, подкрепляют ее такими свидетельствами. Послы Ивана Грозного заявляли, что на печати изображен «государь на коне». Когда в середине XVII века герцог Тосканский спросил русского посла, изображен ли во всаднике Георгий Победоносец, тот ответил: «Великий государь наш на аргамаке» (породистой лошади). В описи Оружейной палаты о гербовом знамени 1666–1667 годов сказано, что на груди двуглавого орла «царь на коне колет копием змия». Подьячий Посольского приказа Григорий Котошихин утверждал, что на печати Московского княжества вырезано: «Царь на коне победил змия». (Встречается и совсем простое пояснение: «Человек на коне колет змия»). Если всадник – государь, то что же змий? О символе змия разногласий нет: это библейский образ зла и олицетворение врагов русской земли.
Сторонники «георгиевской» версии дают свои трактовки перечисленным фактам. Во-первых, то самое отсутствие нимба в изображении Георгия Победоносца (и прочие отступления от канонов) на печати Ивана III и при его преемниках сделало всадника в представлении русских «царем» или «человеком на коне», то есть светским символом. Отсюда и неопределенное именование «ездец». В.Б. Муравьев предложил более сложное объяснение: всадника на московском гербе называли «государем» русские официальные лица. Подобная идентификация изображения на государственном знаке (монете, печати, эмблеме) с самим государем (или его небесным патроном, что тоже символизировало государя) «была издревле традиционна для России, и отказаться от этой традиции русская бюрократия не решалась». Таким образом, это официальная трактовка государственных лиц, явившаяся из древнего правила чеканить на государственных знаках образ правителя или его небесного покровителя. Иностранцы же, не связанные с русской бюрократией, открыто называли всадника на груди орла святым Георгием, в том числе и Самуэль Коллинс, личный лекарь царя Алексея Михайловича. Но, по мнению Г.В. Вилинбахова и Т.Б. Вилинбаховой, европейцы легко узнавали во всаднике святого Георгия потому, что он был изображен без нимба, как было принято в Европе.
Сторонники «светской» версии указывают и на тот факт, что на государственном гербе, помещенном на титульном листе Библии, изданной в Москве в 1663 году, всаднику-змееборцу на груди двуглавого орла придано портретное сходство с царем Алексеем Михайловичем. Однако крупнейшие исследователи православной средневековой Москвы М.П. Кудрявцев и Г.Я. Мокеев утверждают, что изображение царя на коне, убивающего копьем змия, здесь дано вместо традиционного герба Москвы – Георгия Победоносца. И указывают на надписи над гербом из книги пророка Исаии: «Аз поставих царя с правдою и вси пути его прави»; «Сей созиждет Град Мой» (Ис. 45: 13).
Алексей Михайлович считал себя защитником Вселенского Православия. Московское царство стало главным покровителем Восточных Патриархатов, прозябавших под османским игом. Появилась идея об освобождении Константинополя и создания православной империи на территории бывшей Византии и Балкан под властью московского царя. Москву же, устроенную во образ Небесного Иерусалима – Града Божия, называли и Новым Иерусалимом на земле, согласно пророчествам книги Исаии об избрании нового народа и города, на который перейдет слава народа Божия: «Оставите бо имя ваше в насыщение избранным Моим, вас же избиет Господь; работающим же Мне наречется имя новое» (Ис. 65: 15). Изображение Алексея Михайловича воином, убивающим змия, здесь символизирует идею Руси как последнего мирового оплота Православия, и такая вариация вполне могла иметь место на книге.
Ученые не пришли к единому выводу об идентификации московского всадника, но именно он стал прообразом герба Москвы. Слово «герб», буквально означающее «наследство», стало входить в русский обиход при Алексее Михайловиче. В 1672 году появился «Титулярник», где были собраны изображения 33 гербов областей и городов, входивших в полный царский титул. Еще раньше, в 1669 году, царь приказал мастерам изобразить в росписях на стенах Коломенского дворца 14 печатей «в гербах», то есть поместить государственные эмблемы в щитах, по аналогии с европейскими гербами. На них и обратил внимание юный Петр I.
Святой Егорий на коне
Московский герб 1883 г. |
Считается, что Петр Великий, не мудрствуя лукаво, первым из русских назвал московского всадника святым Георгием Победоносцем. Сохранилась его записка, датируемая предположительно 1710 годом: «Сие имеет свое начало оттуду, когда Владимир, монарх российский, свою империю разделил двенадцати сынам своим, из которых владимирские князи возымели себе герб с[вятого] Егория, но потом ц[арь] Иван Вас[ильевич], когда монархию, от деда его собранную, паки утвердил и короновался, когда орла за герб империи Российской принял, а княжеский герб в груди оного поставил». В правление Петра I начинается создание московского герба, на котором святой Георгий был изображен в русской традиции, берущей истоки в православной иконографии.
В 1722 году император учредил Герольдию, которая должна была среди прочего заниматься составлением городских гербов – по замыслу Петра, эти гербы предполагалось поместить на знаменах войск, размещавшихся в том или ином городе. На должность «для сочинения гербов» по рекомендации Якова Брюса определили пьемонтского графа Франциска Санти, хорошо знавшего европейские геральдические правила – по ним и собирались создавать русские гербы и исправлять традиционные русские эмблемы. Однако Санти мудро расценил, что успех придет лишь в том случае, если он не скопирует для России европейскую геральдику, а создаст русскую по русским традициям. К тому же, основательно изучив «Титулярник», русские печати и портреты государей, он увидел, что гербы на Руси фактически существуют, в чем-то отвечая и положениям западноевропейской геральдики, и это вызвало у него уважительное отношение к древним русским и московским эмблемам. Оттого он сохранил за русской геральдикой право иметь свои законы. Так, святой Георгий на московском гербе изображался к зрителю правым боком (как на большинстве икон «Чуда святого Георгия о змии»), то есть в левой геральдической стороне. Тогда как по правилам геральдики надлежало сделать наоборот и развернуть всадника в правую геральдическую сторону, левым боком к зрителю. В Западной Европе такое правило возникло по естественным причинам: живые существа, например всадник или лев, всегда изображались левой стороной к зрителю, чтобы в бою или на турнире эти фигуры на щите рыцаря, который он держал в левой руке, не казались убегающими от противника.
Эскиз московского герба выглядел так: в красном поле святой Георгий с золотой короной, в греческом полудоспехе, закрывающем грудь и спину, колет копьем, увенчанным крестом, в пасть черного змия. И здесь он изображен без нимба, но на его святость указывал крест наверху копья. В дальнейшей истории московского герба его все больше приближали к требованиям европейской геральдики.
После смерти Петра Великого Санти ложно обвинили в заговоре против Петра II, и он пробыл в сибирской ссылке 15 лет. Его проект, хотя так и не стал официальным гербом Москвы, был утвержден Сенатом в 1730 году как герб для знамени московских полков. Тогда же был утвержден государственный герб с московским гербом на груди орла: «Георгий на коне белом, побеждающий змия, епанча (плащ. – Е.Л.) и копье желтые, венец желтый же, змий черный». Итак, плащ святого на гербе не красный, как на иконе, – символ пролитой крови великомученика, а золотой. Геральдические каноны все более утверждаются.
Новая эра московского герба наступила при Екатерине Великой. В зимний Юрьев день 26 ноября 1769 года она учредила в России орден святого великомученика и победоносца Георгия. С тех пор 26 ноября в Зимнем дворце устраивался ежегодный прием в честь орденского празднования. Для торжественных обедов императрица заказала фарфоровый Георгиевский сервиз: все его предметы несли изображения орденских знаков и георгиевской ленты. И тронным залом в Зимнем дворце был Георгиевский зал, созданный Джакомо Кваренги по приказу императрицы.
При Екатерине II Москва вернулась к созданию своего официального герба после реформы местного управления, когда каждый русский город был обязан иметь собственный, высочайше утвержденный герб, по аналогии со свободными городами Западной Европы. Товарищ герольдмейстера подполковник И.И. фон Энден неудачно исправил уже имевшийся московский герб, а именно: переоблачил всадника из древнего полудоспеха в полный панцирь средневекового рыцаря. Такая традиция была принята в Европе, поскольку святой Георгий почитался покровителем рыцарства, но для православной России такая трактовка святого Георгия Победоносца была чужеродна. Кроме того, копье на гербе утратило крест. Однако русская традиция изображения в левой геральдической стороне была сохранена. Сохранились и цвета: красное поле, белый конь и черный змий. Неизвестен цвет плаща, но считается, что он был золотым, как описано в статуте ордена святого Георгия. 20 декабря 1781 года императрица утвердила именно этот герб Москвы как официальный.
Лишь в середине XIX века он был создан по правилам европейской геральдики. Это изменение связано с пожеланием Николая I и с деятельностью немецкого барона Б.В. Кене, управляющего Гербовым отделением Департамента герольдии, который занимался и созданием Большого государственного герба. «Согласно с требованиями геральдики», он развернул фигуру всадника в правую геральдическую сторону – левым боком к зрителю. Еще Лжедмитрий I на своей печати попытался по-европейски «развернуть» московского всадника, и посягательство на московский герб казалось «уделом» иностранцев. Чтобы поразить копьем змия, находящегося слева от коня, всаднику пришлось бросить узду и взять копье обеими руками. Однако копью был возвращен венчавший его крест. Изображался всадник по-прежнему в сплошных рыцарских латах, но при Александре III в 1883 году ему был возвращен полудоспех. Мантия же святого Георгия вместо золотой стала «лазуревой» – синей. (О.А. Рево предположительно связывает это с возможным желанием герольдии привести цвета московского герба в соответствие с цветами национального флага России: белый конь, синий плащ, красный щит). Вместо черного змия появился золотой дракон с зелеными крыльями. В старину не разделяли змия и дракона – это было одно и то же существо, образ библейского врага. Историк Г.И. Королев, написавший блестящее исследование «Змий или дракон», одной из возможных причин переделывания змия в дракона в XIX веке считает то же желание привести отечественную геральдику в согласие с западноевропейскими геральдическими правилами.
Отечественные геральдисты были очень расстроены этими переменами, ведь именно московский герб, как самый твердый и ранний, установившийся на Руси, следовало охранять от произвольных новшеств. Примененные формально западные геральдические правила без учета особенностей отечественного герба казались чуждыми началами, пренебрежением к национальным традициям.
Любимым в народе оставался иконописный образ святого Георгия Победоносца, воспринимавшийся как святой символ древней Москвы. Писатель Иван Шмелев приводит услышанный им разговор двух московских подмастерьев: «Святой Егорий сторожит щитом и копием Москву нашу, потому на Москве и писан… Чего в сердечке у нашего орла-то? Москва писана на гербу: сам святой Егорий, наш, стало быть, московский. С Москвы во всю Россию пошел».
Московский герб 1993 г. |
После революции герб Москвы был упразднен. 27 февраля 1925 года президиум Моссовета утвердил первый советский герб, составленный архитектором Д. Осиповым, – Москва стала первым городом, получившим герб c революционной, пролетарской символикой. Место святого Георгия заняла пятиконечная звезда – победный символ Красной Армии. На фоне звезды был изображен обелиск, являвшийся первым революционным монументом РСФСР, – символ твердости Советской власти. (Этот обелиск – памятник первой советской Конституции, стоял на месте памятника Юрию Долгорукому). Серп и молот – эмблема рабоче-крестьянского правительства. Зубчатое колесо и ржаные колосья, изображенные по овалу щита, символизировали смычку города и деревни, а внизу располагалась динамо-машина – эмблема электрификации.
К образу святого Георгия Победоносца как воина, сокрушающего врага, обратились во время Великой Отечественной войны. И кавалерист на плакате, поражающий копьем свастику со змеиными головами, и карикатуры Кукрыниксов, где советский воин колет штыком фашистскую гадину или в череп Гитлера, навеяны мотивами московского герба. Знаменательно, что битва за Москву началась накануне зимнего праздника святого Георгия, а взятие Берлина состоялось накануне весеннего. 6 мая 1945 года пришлось на Пасху, что верующие восприняли как знак скорой победы, и через день была подписана капитуляция фашистской Германии. Медаль «За победу над Германией» носили на георгиевской ленте.
23 ноября 1993 года распоряжением мэра Москвы «Овосстановлении исторического герба Москвы» столице был возвращен ее исторический герб по образцу первого официально утвержденного герба Москвы 1781 года: на темно-красном щите Георгий Победоносец, в серебряных доспехах и лазоревой мантии, на серебряном коне, поражает золотым копьем черного змия. И хотя жаль, что на нашем гербе сохранился облик средневекового рыцаря, далекий от православного образа святого Георгия, но теперь он хотя бы развернут в традиционную для России левую геральдическую сторону. И самое главное: святой Георгий Победоносец снова вернулся на московский герб.