Что изображено на крестике

Крестик

Приблизительное время чтения: 9 мин.

Что изображено на крестике

С большим огорчением узнал о новом законе принятом в Англии, согласно которому запрещается носить поверх одежды нательный крест и тем самым демонстрировать свою веру.

Огромный путь, пройденный христианами в осмыслении места и значения Креста Господня в их жизни, похоже, для некоторых Европейских стран перечеркнут. Мысленно окидываю взором этот путь и своими соображениями поделюсь с вами.

Знак креста христиане высекали на своих гробницах, украшали им свою одежду, свитки священных книг. В то время, конечно, демонстрировать крест значило подвергать себя риску, христиане были гонимы; именно поэтому кресты на себе не носили.

Впрочем были и исключения. В актах VII-го Вселенского Собора (акт 4-й) говорится, что мученик Прокопий (ум. 303), пострадавший при Диоклетиане, носил на шее крест, наполовину золотой, наполовину серебряный. То же известно о христианском воине мученике Оресте (ум. 304).

После легализации христианства в IV веке знак Животворящего Креста Господня христиане начинают носить на себе.

Святитель Иоанн Златоуст, порицая неразумных женщин, возлагавших на крещенных младенцев амулеты, восклицал: «Не следует возлагать на младенцев ничего, кроме спасительного креста!» Кресты для ношения на теле изготавливаются из простого камня и железа и из благородных металлов, часто кресты украшают драгоценными камнями, не счесть разнообразия и не описать изящества крестов, дошедших до нас.

Уже на рубеже VII-го — IX-го веков формируется восточный и западный тип иконографии креста. Дело в том, что в V-м — VII-м веках Православная Церковь вела догматический спор с монофизитской ересью. Монофизиты утверждали, что человеческая сущность Иисуса Христа полностью поглощена Божеством и поэтому в ней следует признавать только одну Божественную природу.

Поэтому на христианском Востоке, где догматические вопросы были обострены, появляется необходимость более полно раскрыть сюжет Распятия во всем величии Искупительной Жертвы Богочеловека. Такая иконография получает свое окончательное догматическое обоснование в 692 году, в 82-м правиле Трулльского Собора.

В лучших традициях такого православного догматического взгляда Спаситель изображается на Кресте умершим. Глава Его склонена вправо («Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: свершилось! И приклонив главу, предал дух» — Ин. 19, 30.). Тело почившего Спасителя прямое или слегка изогнуто, руки имеют горизонтальное положение, открытые ладони пробиты гвоздями. Ступни ног пригвождены, каждая отдельно своим гвоздем. Фигура Распятого выражает Божественный покой и величие, она как бы наложена на Крест, и Господь, как и на древних Распятиях, открывает свои объятия всем народам, сходя с Креста навстречу людям. Крестчатый нимб с греческой надписью «own», что значит Сущий, подтверждает догмат о Божественной стороне Богочеловеческой природы Христа и говорит о Крестной Жертве Господа.

Римская Церковь не поняла и не приняла этих принципов, и на западных Распятиях VIII–X вв. Христос изображался живым, часто в царском обличии и короне. В Средние века на Западе отказались от идеализации Распятого в пользу земного реализма, и возник тот тип Распятия, который сегодня принято называть католическим. Христос на Кресте изображается как умерший, или умирающий (агонизирующий) человек. Натуралистически передается тяжесть провисающей на руках, страдающей плоти, перекрещенные ступни пригвождены одним гвоздем (западное нововведение XIII-го века), голова Христа увенчана терновым венцом.

Изображения Распятого Спасителя, сходные с католическими, встречаются и на православных крестах, особенно в XVIII-XX вв.

Что изображено на крестике

Концентрируя внимание на муках и смерти, оно обладает лишь простым эмоциональным воздействием, вводя в соблазн сравнения своих греховных страданий с безгрешными искупительными Страстями Христа», — замечает современный исследователь истории Креста Юрий Федоров.

Основной формой Креста Господня, принятой византийской и русской иконописью, является четырехконечный крест, дополненный двумя небольшими перекладинами сверху и снизу. Верхняя перекладина означает дощечку с надписью вины Христа, установленную по приказу Понтия Пилата и описанную во всех четырех Евангелиях. Ввиду того, что этой надписи не усваивалось догматического значения, на древних крестах она отсутствует, а вместо нее с VII-го по XVI-й век пишется IС ХС (Иисус Христос). Надпись «Иисус Назорей — Царь Иудейский» (I. Н. Ц. И.) впервые появляется на Западе, а в русских памятниках — только с XVII-го века.

Несколько иначе обстояло дело с нижней перекладиной, которая обозначала подножие. Несмотря на то, что в Евангелии о подножии не говорится, оно упоминается многими отцами Церкви и имеется на византийских и русских изображениях Распятия с древнейших времен.

Самое первое значение подножия — безусловно, поддерживать тело Распятого на Кресте. Но, чтобы объяснить, зачем была нужна такая перекладина, немножко отойдем от темы и вспомним, что же представляла из себя казнь распятие на кресте.

Что такое распятие на кресте?

Казнь на кресте была самой страшной казнью, изобретенной древним человеком. Распятое тело провисало на кресте таким образом, что точка его опоры оказывалась в груди. Когда руки человека подняты выше уровня плеч и он висит, не опираясь на ноги, вся тяжесть верхней половины тела приходится на грудь. В результате этого напряжения кровь начинает приливать к мышцам грудного пояса и застаивается там. Мышцы начинают постепенно деревенеть. Тогда наступает явление асфиксии: сведенные судорогой грудные мышцы сдавливают грудную клетку. Мышцы не дают расширяться диафрагме, человек не может набрать в легкие воздуха и начинает умирать от удушья. Такая казнь длится иногда несколько суток. У еще живых людей птицы выклевывают глаза, бродячие собаки объедают на ногах пальцы.

Кованые граненые гвозди вбивались между лучевыми костями руки, рядом с запястьем. На своем пути гвоздь встречал нервный узел, через который нервные окончания идут к руке и управляют ею. Гвоздь перебивает этот нервный узел. Само по себе прикосновение к оголенному нерву — страшная боль, а здесь все эти нервы оказываются перебиты. Но мало того, чтобы дышать в таком положении, остается только один выход — надо найти некую точку опоры в своем же теле для того, чтобы освободить грудь для дыхания. У прибитого человека такая возможная точка опоры только одна — это его ноги, которые также пробиты в плюсне. Гвоздь входит между маленькими косточками плюсны. Человек должен опереться на гвозди, которыми пробиты его ноги, выпрямить колени и приподнять свое тело, тем самым ослабляя давление на грудь. Тогда он может вздохнуть. Но, поскольку его руки пробиты гвоздями, они начинают вращаться вокруг гвоздя. Чтобы вздохнуть, человек должен повернуть свою руку вокруг гвоздя, отнюдь не круглого и гладкого, как сейчас, а сплошь покрытого острыми зазубринами и с острыми гранями. Такое движение сопровождается болевыми ощущениями на грани шока.

Евангелие говорит, что Спаситель страдал на Кресте около шести часов. Чтобы ускорить казнь, стража или палачи перебивали мечом голени распятому. Человек не мог подняться на ногах, чтобы вдохнуть, и быстро задыхался. Евангелие сообщает, что стражники перебили голени двум разбойникам, Христос же умер Сам, причем умер от разрыва сердца, что доказывается сообщением о истекших из пробитой груди крови и околосердечной лимфы. Христос умер от разрыва сердца, потому что кроме физических страданий Он претерпевал страшные душевные муки: Он нес на Себе грехи всего человечества.

Итак, напомню, мы говорили о том, зачем на кресте было нужно подножие, нижняя перекладина.

. Именно такое значение перекладина имела на ранних изображениях Креста Христова, но постепенно возникают другие символичесие значения этой перекладины.

Согласно византийскому церемониалу, подножие означает величие изображаемого лица. Поэтому на древних изображениях креста подножие имело кубическую форму и было похоже на подножие, изображаемое на иконах у Престола Вседержителя, тем самым показывая Спасителя и на Кресте как Царя Славы.

Постепенно, с десятого века, объемное кубическое подножие в византийском и русском искусстве превратилось в широкую доску. В русских крестах с XV-го — XVII-го веков оно начинает изображаться со скошенным кверху правым концом.

Появляется и особое толкование. Как мы помним, по обе стороны Креста Христова были распяты два разбойника. Один из них хулил умирающего Господа, другой просил: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем». Перекладина концом вверх указывает на «благоразумного» разбойника (справа, поэтому вверх направлена правая сторона Креста), концом вниз — на разбойника, хулящего Господа.

Дополнительные изображения на кресте

Как совершенно понятно, на кресте, прежде всего, изображается Распятый Спаситель. Над головой Его также может быть табличка с буквами (I. н. ц. и.). Под ногами Богочеловека — подножие (прямое или скошенное).

Но человек, переживая Крест Христов как орудие нашего Спасения, всегда стремился тот маленький, но драгоценный для него знак, который он носил на груди, украсить разными символами нашей веры. Отсюда проникают на наш крест разные надписания, персонажи, детали и проч.

Укажу на наиболее популярные изображения, встречаемые на нагрудных и нательных крестах, и дам их краткое истолкование.

Копие и трость. Рядом со крестом изображаются копие и трость — орудия Страстей Христовых. Иногда рядом с Крестом изображаются фигурки воинов, держащих копие и трость. Если воин изображается один, это почти всегда указание на сотника Лонгина, при Кресте покаявшегося и уверовавшего во Христа.

Часто у Христа на Распятии — пронзенный бок, и рядом может изображаться Евхаристическая Чаша. Она напоминает, что из крови и воды, истекших из пронзенного бока Спасителя, по мысли святых отцов, родилась Церковь.

Иногда за Крестом Христовым изображается стена или строение. Это изображение стен Иерусалима. Кроме чисто исторического указания на то, что Спаситель был распят вне города, это указание на Горний, Небесный Иерусалим, куда мы получили доступ благодаря Голгофской Жертве.

По правую и по левую стороны Креста могут стоять: Божия Матерь, Иоанн Богослов, кто-нибудь из Жен Мироносиц, сотник Лонгин, Иоанн Креститель, первоверховные апостолы Петр и Павел, святые и вселенские Учители: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.

На нижней части Креста обычно изображались камни Голгофской горы и Адамова глава, то есть череп похороненного, по преданию, на Голгофе Адама. Символически это указывает на то, что Смертью Второго Адама (Христа) была одержана победа на смертью, внесенной в мир первым Адамом.

На некоторых древних крестах (преимущественно византийских) внизу мог изображаться дракон (поверженный сатана) или просто одна разинутая пасть дракона.

На некоторых крестах внизу изображается восставший из гроба Адам или Ева. Существует даже целый сюжет нагрудного креста: Сошествие Христа Спасителя во ад.
Вверху Распятия может изображаться Вознесение Господне.

Существуют кресты, на которых на оборотной стороне изображаются Двунадесятые праздники, но оборотная сторона вообще дает большой творческий простор для иконописца.

Источник

Отличия православного и католического крестика

Что изображено на крестике

Когда Христос, сын Божий и человеческий, принимал муки на кресте (а это не религиозный догмат, а исторический факт), он наверняка не мог помыслить о том, что вера в Бога не будет единой. Но История рассудила иначе: теперь мы имеем не только православие и католицизм, но и массу иных течений в рамках христианской церкви.

Даже символика внутрихристианских конфессий различается: православный крестик отличается от католического, а протестанты и вовсе не признают нательных крестов и прочих символов, почитаемых главенствующими течениями христианства.

Можно ли православному носить иерусалимский крест? Обязательно ли наличие распятия? Чем различаются нательные кресты основных христианских конфессий? Разбираемся вместе!

Раскол христианской церкви произошел еще в середине XI столетия в результате многолетних разногласий между Римом и Константинополем. А немного позже от нее отделились еще десятки течений. Даже православная церковь не едина!

Как выглядит католический и православный крестик

Разногласия между основными христианскими конфессиями носят, скорее, формальный характер и основываются на малозначительных, с точки зрения обычного человека, деталях. Они касаются особенностей проведения церковных обрядов, трактовки Священного писания, внешней атрибутики и прочих частностей.

В качестве примера рассмотрим отличия православного и католического крестика. Их не так много, как кажется непосвященным. Несмотря на распространенные заблуждения, православная церковь принимает к освящению кресты всяческих форм: четырех-, шести- и восьмиконечные, с распятиями и без оных. Католики чаще используют простейший четырехлучевой крест, пренебрегая дополнительными перекладинами.

Однако широко известный иерусалимский крест (большой крест в окружении четырех малых) в этот список не входит. Так что святыню, привезенную от Гроба Господня, при крещении по православному обычаю использовать не рекомендуется. А вот носить ее можно. Более того: наиболее продвинутые священники даже освящают иерусалимские кресты, что всего несколько десятков лет назад казалось невозможным!

Христианский нательный крестик больше присущ православию. Католики носят нательные кресты реже, а протестанты и вовсе отвергают, считая, что истинная вера не нуждается ни в каких материальных носителях!

Однако вернемся к основным христианским конфессиям и попробуем отличить православный крестик от католического. Обратите внимание на следующие различия:

В качестве нательного креста католики обычно используют простой четырехлучевой вариант без распятия. У православных четырехлучевой вариант тоже распространен, но лучи имеют замысловатую форму. Распятие встречается чаще.

Можно ли православному носить католический крестик

В связи с вышесказанным возникает вопрос, можно ли носить православным католический крестик. Мнения у служителей церкви по этому поводу сильно расходятся.

Наиболее ортодоксально настроенные священники старой формации отказываются освящать крестики, несущие явно выраженные внешние признаки католического «происхождения». Как правило, простые кресты они освящают все, но вот с распятием могут возникнуть проблемы. В частности, они обращают внимание на язык надписей (он должен быть церковнославянским или русским) и количество гвоздей на распятии.

Более прогрессивные представители РПЦ не запрещают носить католический крест православному человеку. Они закономерно полагают, что духовное содержание креста и степень жертвенного подвига Иисуса не зависят от визуальных нюансов материального объекта.

С равным успехом можно полагать, что носить православный крестик католику тоже не возбраняется. Это можно делать безбоязненно, без оглядки на частное мнение священников-ортодоксов.

Истинная вера и благочестие находятся внутри человека и не зависят от внешнего вида креста. Можно увешаться «правильными» распятиями хоть с головы до ног, но совершать неблаговидные поступки. А можно и вовсе не носить крест, но всеми поступками и мыслями доказывать собственное благочестие и следование основным принципам христианства.

Источник

ОТЛИЧИЕ ПРАВОСЛАВНОГО КРЕСТА ОТ КАТОЛИЧЕСКОГО

Среди всех христиан, только православные и католики, почитают кресты и иконы. Крестами украшают купола церквей, свои дома, носят на шее.

Форма креста

Четырехконечный крест

Восьмиконечный православный крест

Для Православия форма креста не имеет особого значения, гораздо больше внимания уделяется тому, что на нем изображено, однако наибольшую популярность получили восьмиконечные и шестиконечные кресты.

Святитель Димитрий Ростовский пишет, что «когда Христос Господь на плечах Своих носил крест тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. Не было подножия, потому что еще не поднят Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе». Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала «распяли Его» (Ин. 19:18), а потом только «Пилат написал надпись и поставил на кресте» (Ин. 19:19). Именно сначала по жребию поделили «одежды Его» воины «распявшие же Его» (Мф. 27:35), а уж только потом «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27:37).

Восьмиконечный крест с давних времен считается самым мощным защитным средством от различного рода не́чисти, а также видимого и невидимого зла.

Шестиконечный крест

Однако не в форме креста или количестве концов заключается вся его сила. Крест славится силой распятого на нем Христа, и вся символичность и чудотворность его в этом.

Многообразие форм креста всегда признавалось Церковью вполне закономерным. По выражению преподобного Феодора Студита — «крест всякой формы есть истинный крест» и имеет неземную красоту и животворящую силу.

Распятие

В католической и православной Церквях особое значение придается не форме креста, а образу Иисуса Христа на нем.

До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим, и только в Х веке появились изображения мертвого Христа.

Да, мы знаем, что Христос умер на кресте. Но мы знаем и то, что потом Он Воскрес, и что страдал Он добровольно из любви к людям: чтобы научить нас беречь бессмертную душу; чтобы мы тоже могли воскреснуть и жить вечно. В Православном Распятии эта пасхальная радость присутствует всегда. Поэтому на православном кресте Христос не умирает, а свободно простирает руки, ладони Иисуса открыты, будто он хочет обнять все человечество, даря им свою любовь и открывая путь к вечной жизни. Он — не мертвое тело, а Бог, и весь его образ говорит об этом.

Над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС» — имя Иисуса Христа; а под ней: «НИКА»Победитель.

Кроме того, в православной Византии хранились гвозди, которыми Господь был прибит к кресту. И было точно известно, что их четыре, а не три. Поэтому на православных крестах ноги Христа прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось, как новшество, на Западе во второй половине XIII века.

Православное Распятие Католическое Распятие

В католическом Распятии изображение Христа имеет натуралистические черты. Католики изображают Христа мертвым, иногда с потоками крови на лице, из ран на руках, ногах и ребрах (стигматы). В нем проявляется все человеческое страдание, муки, которые пришлось испытать Иисусу. Его руки провисают под тяжестью тела. Образ Христа на католическом кресте правдоподобен, но это изображение мертвого человека, в то время как нет никакого намека на торжество победы над смертью. Распятие в православии как раз таки символизирует это торжество. Кроме того, ноги Спасителя прибиты одним гвоздем.

Значение крестной смерти Спасителя

Возникновение христианского креста связано с мученической смертью Иисуса Христа, которую он принял на кресте по вынужденному приговору Понтия Пилата. Распятие на кресте было распространённым способом казни в Древнем Риме, позаимствованным от карфагенян — потомков финикийских колонистов (считается, что впервые распятие использовалось именно в Финикии). Обычно к смерти на кресте приговаривали разбойников; многие ранние христиане, подвергавшиеся гонениям, начиная с времён Нерона, также были казнены таким образом.

Распятие на кресте у римлян

До страданий Христовых крест был орудием позора и страшного наказания. После же Его страданий он стал символом победы добра над злом, жизни над смертью, напоминанием бесконечной Божьей любви, предметом радости. Воплотившийся Сын Божий Своею кровью освятил крест и сделал его проводником Своей благодати, источником освящения верующих.

Читая Евангелия, мы убеждаемся, что крестный подвиг Богочеловека является центральным событием в Его земной жизни. Своими крестными страданиями Он смыл наши грехи, покрыл наш долг перед Богом или, на языке Писания, нас «искупил» (выкупил). В Голгофе сокрыта непостижимая тайна бесконечной правды и любви Бога.

Сын Божий добровольно взял на Себя вину всех людей и пострадал за нее позорной и мучительнейшей смертью на кресте; потом на третий день воскрес как победитель ада и смерти.

Почему для очищения грехов человечества понадобилась именно такая ужасная Жертва и существовала ли возможность спасти людей другим, менее мучительным путем?

Иными словами, апостол разъяснял, что то, что в христианстве некоторыми воспринималось как соблазн и безумие, фактически является делом величайшей Божественной мудрости и всемогущества. Истина искупительной смерти и воскресения Спасителя является фундаментом для многих других христианских истин, например, об освящении верующих, о таинствах, о смысле страданий, о добродетелях, о подвиге, о цели жизни, о предстоящем суде и воскресении умерших и других.

(Тайна искупления человечества тесно связана с целым рядом важных религиозных и психологических факторов. Поэтому для уяснения тайны искупления надо:

а) понять, в чем собственно состоит греховное повреждение человека и ослабление его воли для сопротивления злу;

б) надо понять, как дьявольская воля, благодаря греху, получила возможность влиять и даже пленять человеческую волю;

в) надо понять таинственную силу любви, ее способность положительно влиять на человека и облагораживать его. При этом, если любовь больше всего обнаруживает себя в жертвенном служении ближнему, то, несомненно, что отдача за него жизни есть высшее проявление любви;

г) от понимания силы человеческой любви надо возвыситься до понимания силы Божественной любви и того, как она проникает в душу верующего и преображает его внутренний мир;

В православной аскетике есть такое понятие, как несение своего креста, то есть терпеливое исполнение христианских заповедей на протяжении всей жизни христианина. Все трудности, как внешние, так и внутренние, именуются «крестом.» Каждый несёт свой жизненный крест. О необходимости личного подвига Господь так сказал: «Кто не берет креста своего (уклоняется от подвига) и следует за Мной (называет себя христианином), тот недостоин Меня» (Мф. 10:38).

«Крест хранитель всей вселенной. Крест красота Церкви, Крест царей держава, Крест верным утверждение, Крест ангелом слава, Крест бесом язва», — утверждает абсолютную Истину светилен праздника Воздвижения Животворящего Креста.

Мотивы возмутительного осквернения и похуления святого Креста сознательными крестоненавистниками и крестоборцами вполне объяснимы. Но когда видим христиан, втянутых в это гнусное дело, тем более молчать нельзя, ибо — по слову святителя Василия Великого — «молчанием предается Бог»!

Различия католического и православного креста

Таким образом, имеются следующие отличия католического креста от православного:

Католический крест Православный крест

Источник

Как должен выглядеть нательный крестик

Что изображено на крестике

Нательный крест вот уже двадцать столетий является ежедневным спутником каждого человека, который верит в православие. Этот аксессуар является не просто символом своей веры, но и сильным оберегом человека против плохих духов, злых людей и неприятностей. Крестик надевают на шею младенца при крещении, и считается, что именно в этот день маленький человек рождается в новой для себя христианской жизни и получает Ангела-хранителя.

Для обычных людей крест – ни что иное, как обычный традиционных аксессуар, к которому все привыкли и не вкладывают в его суть что-то особенное. Но оказывается, что вокруг этого оберега возникает очень много вопросов. Какой крестик считается правильным, можно ли его снимать, что делать, если крест сломался. Разобраться в этих вопросах довольно сложно, так люди больше склонны доверять суевериям, которые прижились в нашем обществе, и меньше книгам, так как их приходится открывать и даже читать.

Как должен выглядеть православный крестик: виды нательных крестиков

По современным православным канонам крестики бывают двух разновидностей шести- или восьмиконечным. • Шестиконечный крест. Эта форма наиболее распространена среди древних оберегов. В нем наклонная нижняя планка трактуется двояко: одни говорят, что наклонная перекладина – это символ внутреннего баланса человека, который постоянно борется с совестью и грехом, а вторые утверждают, что планка показывается путь от греха к духовности. • Восьмиконечный крест. Этот оберег является наиболее каноническим (правильным) с точки зрения православных устоев. Сверху над крестом расположена горизонтальная перекладина, на которой вы найдете аббревиатуру I.Н.H.I., в переводе на русский И.Н.Ц.И. – Иисус Назарянин, Царь Иудейский. Верхняя табличка была сделана по распоряжению Пилата – римского правителя Иудеи. Снизу – диагональная перекладина, у которой верхний конец смотрит влево, а нижний – вправо. Считается, что нижняя перекладина была прикреплена к кресту солдатами, когда стало ясно, куда достанут ноги Иисуса при распятии. Кстати именно восьмиконечный белый крест был официально признан орденом Святого Иоанна Иерусалимского еще в VIII веке. Нашивали его на красный рыцарский плащ и рясу монахов. Позже он стал называться Мальтийский. И на основании этого символа в 1807 году был утвержден Георгиевский крест для награждения в русской гвардии, флоте и армии. Но как нательник он тоже был очень популярным среди военнослужащих.

Что изображено на крестике

В эпоху Российской Империи практиковали награждение духовенства восьмиконечным крестом, а чуть позже их вручали офицерам и воинам за доблесть и отвагу.

Однако самый распространенный христианский крестик сегодня – это латинский четырехконечный. Считается, что это форма является одной из самых древнейших, которая появилась еще в Риме, а к нам она пришла с Запада. Изделие представляет собой перекрещение всего лишь двух перекладин, причем горизонтальная должна быть расположена на 2/3 высоты от вертикальной. Эта форма креста очень полюбилась ювелирам. Многие сегодня считают, что крестик у православных должен быть совершенно не таким, однако каноны православия его не запрещают.

Про латинский крест есть очень интересное мнение. Говорят, что Святой Князь Владимир после своего крещения вывез латинский крестик из Корсуни (древнерусское название Херсонеса), где он принял христианскую веру. И считается, что этот четырехконечный крест и ныне сохраняется в Софийском Соборе города Киева.

На Руси крест, который надевается под одежду, получил название нательник.

Сегодня очень много споров по поводу того, какой нужно носить крестик православным мужчинам и женщинам. Однако священники в церкви утверждают следующее: «Главное не форма и цена креста, главное – это вера и чистота души человеческая».

Форма и размер нательного православного креста

И тут сразу же возникает вопрос, как правильно выбрать форму оберега на крещение ребенка? Вот несколько советов: • Если вы выбираете оберег для очень религиозной семьи, то лучше покупать восьмиконечный крест. Этим вы покажете свое уважение к глубокой вере ваших друзей. Однако если вы будете крестить младенца «обычной» семьи, которые не особо переживают по поводу соблюдения церковных традиций, то можете приобрести тот крест, который вам больше всего понравился с точки зрения эстетики.

А теперь советы, которые просто следует иметь в виду, с точки зрения защиты ребенка от неприятных ситуаций: • крест для ребенка лучше брать небольшого размера (не более 2 см), чтобы он не мешал его повышенной активности в будущем; • с точки зрения материалов, лучше взять серебро, так как дети очень часто теряют украшения. И, кстати, серебро обладает антисептическим свойством; • не стоит покупать украшение с камнями, так как оно будет носиться не один год, и вставки просто растеряются; • если крестить придется совсем маленького ребенка, то берите крест без острых концов и углов, дабы малыш не мог поцарапаться.

Что изображено на крестике

Крестик с распятием и без него: какой носить можно, а какой нельзя

Это еще один камень преткновения, который обсуждается уже не один десяток лет среди православных людей и столько будет еще обсуждаться. Причем и мнения священнослужителей по этому вопросу также отличаются. Одни говорят, что крестик без распятия означает, что человек принадлежит к католической вере, другие утверждают, что вид и форма креста не имеют большого значения. Но мы все отлично знаем, что истину мы можем найти только в первоисточниках, т.е. литературе. А там говорится, что: 1. Православная церковь признает все виды крестов: четырехконечные, шестиконечные или восьмиконечные, с изображением распятого Иисуса или без него. 2. При выборе креста следует избегать лишь тех вариантов, которые очень похожи на католические. В заголовке “Чем отличается католический крестик от православного” вы найдете четкие пояснения, как отличить крест католического вероисповедания от православного.

Неосвященный крест не считается символом веры, это не что иное, как обычное украшение.

Золотой, серебряный или платиновый

Сегодня крестики делают из различных ювелирных сплавов: золота, серебра и платины. Каждый из этих материалов имеет свои плюсы и минусы, с которыми вы можете ознакомиться в таблице ниже. Плюсы мы для удобства выделили жирным шрифтом.

ЗолотоСереброПлатина
Практически противоаллергенноМожет вызывать аллергиюПротивоаллергенная
Дорого стоитСамая низкая стоимостьСамая высокая стоимость
Легко ухаживатьУхаживать сложнее, чем за золотомЛегко ухаживать
Самая низкая твердостьБолее твердое, чем золотоСамая высокая твердость
Легко царапается при постоянной носкеЛучше ведет себя при эксплуатации, чем золотоСамая высокая износостойкость
Слабо окисляетсяБыстро окисляетсяНе окисляется
Реагирует на перепады температурыРеагирует на перепады температурыНе реагирует на перепады температуры
от 2800 до 5000 рублей за граммОт 40 до 100 рублей за граммОт 5500 до 7500 рублей за грамм

Что изображено на крестике

Как вы уже, наверное, догадались из таблицы, платина – самый лучший металл для нательника, так как он обладает самыми лучшими эксплуатационными характеристиками и прослужит вам без проблем не один десяток лет, однако стоимость ювелирной платины очень высока.

А вот церковь более признает серебро, поэтому некоторые священнослужители считают, что нательный крест должен быть выполнен именно из серебряного сплава.

Несмотря ни на что мудрые люди говорят, что неважно, из какого материала сделан крест, важнее чтобы человек следовал тем правилам и устоям, которые предписывает ему вероисповедание.

Чем отличается католический крестик от православного

На самом деле разбираться с этим вопросом довольно сложно, так как сегодня наша культура сильно перемещена с традициями Запада. Обычный необразованный в церковных вопросах человек, навряд ли сможет просто так на глаз распознать католический крест среди православных. Однако можно найти много интересных деталей, которые значительно отличаются у этих двух верований.

Что изображено на крестике

Православный отличается от католического креста по следующим признакам: 1. В католических оберегах Иисус изображается максимально натуралистическим, а именно на его лице принято отображаться страдания, которые перенесло его тело в момент распятия. Целью этого является то, что люди должны помнить о муках, которые перенес Сын Небесный ради спасения человеческих душ. А вот в православных распятиях уходят от передачи мучений и стараются сделать изображение одухотворенным, чтобы показать, как был Иисус счастлив, переходя в другой мир. 2. Также считается, что на католическом распятии Сын Небесный уже мертвый и весь в крови. А в православии Иисуса изображают воскресшим с открытыми ладонями – это символ победы над смертью. 3. Есть отличие в надголовной надписи на кресте. У православных крестов она сделана на церковно-славянском языке «I.Н.Н.I.», а у католиков – латинскими буквами «I.N.R.I.».

Что изображено на крестике

4. В православных крестах, кроме надголовной надписи, на обратной стороне оберега вы увидите гравировку: «Спаси и сохрани». В католических аксессуарах этого нет. 5. В летописях православия пишут, что гвоздей на кресте было четыре, поэтому ноги Иисуса расположены рядом друг с другом. Католики утверждают, что гвоздей было всего три и на рисунках распятия ноги располагают одну поверх другой.

И еще одно главное отличие в том, что наш православный народ привык к нательному кресту как к обручальному кольцу, и если человек его надевает сознательно по доброй воле и своим убеждениям, то уже с ним не расстанется. Однако католики не носят крестики каждый день, у них такие традиции исторически не сложились.

Кто должен покупать ребенку крестик на крестины

Таинство крещения – это первая ступень, на которой человек получает признание в церкви, и считается, что этот обряд лучше всего проводить на сороковый день после рождения ребенка или позже, так как мама крохи прошла полное очищение, а ребенок за это время успел подрасти и немного окрепнуть.

Но кто должен купить ребенку крестик на таинство? Эта миссия возлагается на крестных родителей, так как именно они в религии считается самыми главными духовными наставниками. И по традиции девочке покупает крестик крестная мать, а мальчику – крестный отец.

Но сильно строгих правил по этому поводу в православной церкви нет. Этот вопрос решается индивидуально в каждой семье. Крестик ребенку могут купить также его родители, дедушки или бабушки, друзья или даже сам священник, если он того пожелает.

Крест, приобретенный не в церковной лавке, перед крещением обязательно святят.

Разновидности старинных нательных крестиков

Что изображено на крестике

Считается, что в Византии христиане стали носить крестики с 300 года нашей эры. На территории Крыма в городе Херсонесе они появились чуть позже в V, VI веке. А на Киевской Руси еще позже в V-VII веке. А какими были старинные кресты наших предков? На самом деле нательный символ православия не сильно изменился с древних времен. Давайте рассмотрим самые популярные. • одними из самых распространенных считаются двусторонние кресты, на которых изображен лик Спаса Нерукотворного (новгородская икона XII века), но очень часто встречается и изображения других святых. Этот образ – символ жертвенности, принесенной Иисусом для спасения человечества. С обратной стороны выполнено изображения фигуры Божией Матери, которая держит в своих руках покров, защищающий весь род человеческий. • Лепестковый крест представляет собой четырехконечный символ. Четыре разветвления креста исходят из центра и интерпретируются как лучи Света Жизни. В середине такого нательника находится образ Иисуса или круг с еще одним крестом. Этот символ считается одним из наиболее распространенных христианских оберегов древних веков. • Домонгольские кресты. Это небольшие литые свинцовые нательники начала IX века нашей эры. На фронтальной стороне изображена Богоматерь и Святые. Большинство из этих изделий были украшены скандинавским и византийским орнаментами. • Клиновидный крест. Приблизительно с XII-XIII веков эти нательники стали достаточно популярными. Оберег представляет собой пересечение перекладин, которые расширяются по бокам. На трех верхних концах символа находятся цветки лилии. Иногда вместо лилий изображали окружность с точками, которые отмечают вершины треугольника – обозначение Святой Троицы. • Каплевидный четырехконечный крест. Этот символ состоит из перекрестья, на концах которых выполнены небольшие фигуры в виде капель. Они символизируют кровь Спасителя, которой окропляли крестное дерево во время распятия.

Из интересного: на греческом Евангелие II века изображен каплевидный крест.

Что изображено на крестике

• В качестве оберега славяне носили символ лунницы с крестом. Этот знак особенно почитался среди женщин. Оберег представляет собой луну, в центре которой вписан четырехконечный крест. Разновидностей лунниц было большое множество: двурогие, трехрогие и даже округлые, где вместо Луны было вписано Солнце. Часто символ был украшен металлическими шариками и 28 насечками по числу лунных дней. Изготавливали лунницу старшие женщины в роду и дарили девочкам своей семьи при рождении. Считалось, что под влиянием символа девушка вырастет здоровой, красивой, мудрой, создаст крепкую семью и родит здорового ребенка. Лунницу надевали на шею в качестве подвески, вплетали в косы, надевали на пояс.

Что носят мусульмане, евреи, протестанты вместо крестика

В мусульманской вере считается, что люди находятся под защитой Аллаха, и ношение талисманов (Тамима) не имеет смысла, т. е. запрещено. Что касается разрешения на ношение таавизов (нанесенных на бумагу или другие поверхности текстов) – этот вопрос считается очень спорным.

В еврейской культуре существует 14 символов, которые можно носить в качестве оберегов. Самые популярные из них: • Изображение двух Скрижалей, которые на горе Синой вручил Господь Моше Робейну. Этот оберег указывает на особенную миссию еврейского народа. Такой символ вы можете встретить на синагогах, больницах, различных орнаментах, которые украшают предметы утвари, одежду и мебель. • Звезда Давида. Этот знаменитый знак представляет собой шестиконечную звезду, состоящую из двух равносторонних треугольников, наложенных друг на друга. Считается, что для царя Давида эта звезда была личными талисманом. В древние времена еврейские монахи использовали данный знак в виде печати, им украшали страницы средневековых манускриптов, а с XIX века магендавид нанесли на флаг Израиля. • Слово Хай. Это очень популярный символ среди евреев: слово “хай” означает “жизнь” и число 18, именно поэтому оно является священным для евреев. Медальон со словом “хай” принято носить на шее. По преданиям данный амулет обладает защитными свойствами.

Протестанты никакие знаки и символы в своей вере не признают.

Подводя итоги, можно сказать лишь одно: мнений по поводу правильности формы и вида нательных крестиков очень много. Одни утверждают, что православная вера очень четко регламентирована правилами и, преступая их, вы не совершаете грех. Однако другие священнослужители и историки говорят, что видов нательных крестов уже такое множество, что сказать, какой из них более православный, а какой более католический, – очень сложно. Поэтому выбирайте для себя тот крестик, который вам больше всего приглянулся. И пусть он будет тем оберегом, который вас будет защищать и принесет вам только счастье.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *