Что изображено на картине три богатыря
Описание картины «Богатыри. (Три богатыря)» Васнецова, 1898
Описание картины:
Картина Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри» по праву считается настоящим народным шедевром и символом отечественного искусства. Создавалась картина во второй половине XIX века, когда среди русских художников была очень популярна тема народной культуры, русского фольклора. Для многих художников это увлечение оказалось кратковременным, но у Васнецова народная фольклорная тематика стала основой всего творчества.
Над созданием этой картины художник работал почти 30 лет. В 1871 году был создан первый набросок сюжета в карандаше, и с тех пор художник увлёкся идеей создания этой картины. В 1876 году был сделан знаменитый эскиз с уже найденной основой композиционного решения. Работа над самой картиной длилась с 1881 по 1898 год. Готовая картина была куплена П.Третьяковым, и до сих пор она украшает Государственную Третьяковскую галерею в Москве.
Алёша Попович по сравнению с товарищами молод и строен. Он изображён с луком и стрелами в руках, но прикреплённые к седлу гусли свидетельствуют о том, что он не только бесстрашный воин, но и гусляр, песенник, весельчак. В картине много таких деталей, которые характеризуют образы её персонажей.
Упряжки коней, одежда, амуниция не вымышленные. Такие образцы художник видел в музеях и читал их описания в исторической литературе. Художник мастерски передаёт состояние природы, как бы предвещающей о наступлении опасности. Но богатыри представляют собой надёжную и мощную силу защитников родной земли.
Живопись. История картины. В.М. Васнецов. «Богатыри».1881-1898 гг.
В.М. Васнецов. «Богатыри».1881-1898 гг.
Об авторе.
История написания картины.
Васнецов писал картину «Богатыри» более 20 лет, создал множество набросков (первый набросок был им сделан в 1871 году). За основу пейзажа он взял виды в окрестностях Абрамцево — усадьбы знаменитого промышленника и мецената Саввы Мамонтова.
Прообразом Ильи Муромца стал крестьянин Владимирской губернии Иван Петров (позднее — извозчик села Большие Мытищи).
Интересно, что в былинах Добрыня Никитич всегда молод, как и Алёша, но В. Васнецов изобразил его зрелым человеком с роскошной бородой. Некоторые исследователи считают, что чертами лица Добрыня напоминает самого художника.
Младший сын хозяина имения, Андрей Мамонтов, стал прототипом Алеши Поповича, а для богатырских коней «позировали» лошади с абрамцевской конюшни.
Описание картины.
Холст, масло. 295, 3× 446 см
На картине «Три богатыря» В. Васнецов изобразил трех известных былинных героев: Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. Каждый образ – индивидуален, воплощает определённые черты характера русского народа.
Самый младший из богатырей – Алеша Попович. Он очень молод, но уже готов сражаться за родную землю, народ. Автор изобразил богатыря в несколько романтическом стиле: он нежен, на боку у него колчан со стрелами, а слева – гусли, что свидетельствует о его любви к народной музыке. В образе Алёши Поповича художник воплотил огромную любовь простого народа ко всему прекрасному, его умение видеть и ценить красоту, любить и защищать всё, что дорого.
Картина имеет сюжет, о котором художник писал в своём письме П. П. Чистякову следующее: «Богатыри Добрыня, Илья и Алешка Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого? « В этих словах заключена идея картины – способность народа, который воплощён в образах богатырей, защитить свою Родину, противостоять любой несправедливости. Автор показал защитников не только родной земли, но и всех обиженных, то есть простых людей, народ. Богатыри никого не дадут в обиду, зорко стоят на своём посту!
Особо хочется отметить богатырских коней, которые под стать своим хозяевам. Они такие же сильные, мощные, готовые в любую минуту по велению хозяина мчаться на врагов.
Богатыри изображены посреди огромных русских просторов: на переднем плане – степь, на заднем фоне возвышаются небольшие холмы. Но небо – тёмное, с огромными тучами, предгрозовое, словно и природа ощущает опасность.
Где картина находится в настоящее время?
Москва. Государственная Третьяковская галерея.
Портрет В.М. Васнецова. Художник Н.Д. Кузнецов. 1891 г.
Картина «Богатыри» Виктора Васнецова — классическое изображение защитников Отечества
«Богатыри» — картина Виктора Михайловича Васнецова (Viktor Mikhailovich Vasnetsov), изображающая трех героев былин. Мощный Илья Муромец предводительствует на огромном черном коне. Всадник на белом — это Добрыня Никитич, а на рыжем восседает Алеша Попович. Их шлемы похожи на маковки церквей. Могучие воины снаряжены в доспехи — богатыри полностью готовы к бою. Зорко следит их взор, нет ли где врага отчизны. Родина находится под надежной защитой — это чувствует каждый, кто видит картину.
Виктор Михайлович Васнецов — знаменитый русский художник XIX-XX веков. Первоначально он писал бытовые сценки и входил в круг передвижников. «Богатыри» же стали ярким примером более позднего, собственного декоративного стиля.
Долгие годы написания картины позволили Васнецову вложить в нее целый пласт смыслов. Критики утверждают: каждый из богатырей — это обобщенный типаж целого сословия. Илья Муромец — простолюдин, сильный своим мужеством. Добрыня Никитич имеет утонченные черты лица. Его меч готов метко разить обидчиков. Вероятно, художником подчеркивается принадлежность Добрыни к ученому сословию. Его знаниям доверяют остальные богатыри. Юноша Алеша Попович, сын священника, решил бить врага издали — луком, стрелами и. гуслями. Он символизирует собой надежный тыл — творческую интеллигенцию. Музыка бодрит души воинов и не дает им унывать.
Картина «Богатыри» — символический портрет русского народа. Единство, дружба и готовность прийти на помощь соотечественникам — основные добродетели русичей. Глядя на этот запоминающийся шедевр, понимаешь: в общем деле важен каждый человек, какими бы умениями он ни обладал, каким бы происхождением ни отличался.
«Богатыри» Виктора Васнецова – картина, что писалась более 20 лет
«Богатыри» – одна из самых узнаваемых и любимых народом картин Виктора Васнецова
Свою знаменитую картину «Богатыри» (в народе её также называют «Три богатыря») Виктор Васнецов писал более двадцати лет. Сколько людей позировало живописцу, сложно перечислить. Среди простого люда и представителей интеллигенции художник искал тот самый “русский типаж”, который был успешно воплощён в образах трёх былинных героев.
Интересно, что все три образа значительно различаются между собой, а сам Васнецов сумел мастерски передать характеры Ильи, Алёши и Добрыни. Какие скрытые символы можно увидеть на этом полотне? Почему Васнецов так долго трудился над своими «Богатырями»? И что вдохновило его на создание картины?
История создания картины
Как часто бывает, любому выдающемуся творению предшествует ряд случайностей, которые подтолкнули мастера на создание своего шедевра. Так было и с Васнецовым. Известный русский художник в 1871 году посещает мастерскую своего друга.
Там он вдохновляется увиденным и делает простой карандашный набросок будущей картины. Впрочем, стал бы клочок бумаги размером 19 на 26 сантиметров первым шагом к созданию знаменитого полотна – большой вопрос. К счастью, этот набросок увидел мастер исторической живописи П. П. Чистяков, что и посоветовал Васнецову приступить к работе над этой картиной.
Первый набросок картины «Богатыри», 1871—1874 гг.
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Именно идеей Чистякова стало использование образов былинных богатырей, а не трёх простых всадников. Однако уже на этом первом наброске заметны все основные детали и особенности будущей картины. Первый эскиз своего произведения Виктор Васнецов преподнёс своему другу, Поленову, в доме-музее которого он хранится и сегодня.
Однако Поленов не хотел принимать лишь зарисовку. Он уговорил живописца создать настоящую большую картину, к чему Васнецов приступил позднее. В целом, на создание полотна ушло более двадцати лет – со дня того самого знаменитого наброска на маленьком листе бумаги до воплощения идеи на холсте.
Образы богатырей
Как я уже заметила, натурщиков для этого сложного произведения Васнецов искал всюду. Прообразом Ильи Муромца стал крестьянин Иван Петров, живший во Владимирской губернии. Именно этот человек позировал живописцу для этюда 1883 года.
Крестьянин Иван Петров, проживавший во Владимирской губернии, 1883 год.
Этюд к картине «Богатыри»
Но как истинный творец, Васнецов не мог успокоиться, отыскивая новые типажи и пробуя менять образ Ильи, богатыря, что оказался самым сложным в портретном решении. В других зарисовках и этюдах художника можно увидеть образ, взятый с натуры кузнеца из Абрамцева или извозчика, встреченного Васнецовым в Москве. Сам мастер писал:
“Иду по набережной около Крымского моста – и вижу: стоит около полка здоровенный детина, точь-в-точь вылитый мой Илья”.
А вот личности натурщиков Добрыни и Алёши так и остаются загадками. Многие искусствоведы полагают, что в чертах Добрыни Никитича художник мог изобразить самого себя. Несмотря на то, что в былинах этот богатырь всегда описывается молодым силачом, Васнецов решил показать его зрелым мужчиной. Не исключено, что некоторые черты он списал с самого себя, создав таким образом некий “автопортрет”.
Описание, сюжет и символы картины «Богатыри»
Васнецов считается признанным мастером изображения фольклорных и былинных сюжетов, но его богатыри стали одним из самых известных творений. Одни только размеры полотна являются поистине впечатляющими – 295 на 446 см. Главным замыслом художника стало изображение силы и мощи русских героев, что всегда готовы отразить нападение врага.
В своём письме к Чистякову художник описывал своё произведение так:
“Богатыри Добрыня, Илья и Алёшка Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?”.
В своём воображении при создании «Богатырей» Васнецов воскресил былинные образы самых знаменитых персонажей, что известны каждому русскому человеку. У художника не было стремления изобразить конкретный эпизод из древних преданий или исторический момент.
Виктор Михайлович Васнецов «Богатыри», 1881-1898 г.
Картина находится в Третьяковской галерее, Москва, Россия
Напротив, Васнецов постарался обобщить в образах своих богатырей силу и твёрдость духа всего русского народа. Илья, Добрыня и Алёша являются лишь отчасти былинными персонажами, их главное предназначение – отражение могущества всей Руси.
Как известно из преданий, об этих трёх богатырях рассказывалось в разные времена, а потому встретиться так, являясь практически ровесниками, они могли лишь на картине Васнецова. Все три героя картины – очень разные:
Не менее интересны и особые “скрытые” символы картины Васнецова «Богатыри», которые замечаешь лишь после детального просмотра. Пейзаж представлен исполинскими деревьями и юными сосенками – это отражает преемственность поколений. Герои стоят на фоне темнеющего неба – возможно, оно “сообщает” нам о приближении противника. Однако в небесах заметны просветы, а значит, победа неизменно будет на стороне правды и добра.
Сын Виктора Васнецова, Алексей, вспоминал о работе отца:
“«Богатыри» — это для нас была… не картина, а что-то необходимое в жизни…”.
Живописец действительно вложил все свои силы и мастерство в этот шедевр, который я бы назвала не просто прекрасным, а вдохновляющим. Глядя на «Богатырей» Васнецова, невольно чувствуешь гордость за прошлое своей страны, за силу духа, полученную от предков, за готовность противостоять любым испытаниям – как делали наши предки-”богатыри” в далёкие времена.
Гармония сказки и были на полотне В. Васнецова «Богатыри»
Многие живописцы интересовались историей, фольклором и этнографией, черпая вдохновение из легенд, преданий, небылиц и басен. Не стал исключением и Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926). Именно о его произведении и пойдёт речь в нашей статье!
Виктор Васнецов «Богатыри». 1881—1898 Холст, масло. 295,3 × 446 см. Фото с оригинала
Как появилась картина Васнецова «Три богатыря»?
Первый набросок карандашом 1871—1874 гг. Третьяковская галерея |
Официально художник начал трудиться над полотном в 1881 г. Однако идея панно возникла у него ещё в 1871 г., при посещении мастерской Василия Дмитриевича Поленова (1844-1927). Друзья обсуждали принципы творчества, и кто-то сказал, что задавать тон всего произведения обязано то сказание, которое легло в его основу. Рисунок может разве что дополнить и расширить уже существующее впечатление, но не полностью его трансформировать. Сразу же после визита Виктор Михайлович «набросал карандашиком» давно лелеемый замысел – троицу могучих богатырей на лохматых конях.
Первый эскиз маслом картины «Богатыри» Холст, масло 27х41 Дом-музей В. Д. Поленова |
Первый эскиз маслом, подаренный В. Д. Поленову, сейчас хранится в его доме-музее. На нём есть две даты – «75» и «10 марта 1898». Первое число проставлено ошибочно – полотно Васнецов закончил вскоре после своей поездки в Париж в 1876-1877 гг. и преподнёс приятелю. Но, увидев рисунок и услышав описание картины, которую хотел создать Виктор Михайлович Васнецов, Поленов отказался забирать набросок, заявив, что возьмёт его лишь тогда, когда мастер нанесёт финальные штрихи. Для этого потребовалось более 20 лет – и наконец 27 апреля 1898 г., огромный шедевр (его размеры – 295,3*446 см) был закончен.
Художник рисовал и другие эскизы. Среди них – пейзажи «Абрамцево» (1879), «Мелколесье. Ахтырка» (1880), «Лесистый пригорок и дали в Абрамцеве» (1881), портреты «Витязь в кольчуге» (1880), «Крестьянин Владимирской губернии Иван Петров» (1883), этюды «Лошади» (1881), «Кольчуга» (1898), «Голова крестьянина» (1898).
Этюд для первого плана картины «Богатыри» Абрамцево
Холст, масло 19х47,5 Дом-музей В. Д. Поленова
Мелколесье. Ахтырка
Холст на картоне, масло 14 х48 Музей-заповедник Абрамцево
Пейзаж лесистого пригорка и дали в Абрамцеве (Пейзаж под Абрамцевым)
Холст, масло.34,7х49,3 Третьяковская галерея 1882 г.
Вот что говорил о картине сам живописец: «Может, я не всегда работал над «Богатырями» с должным усердием и напряженностью, но они неотступно были передо мною, лишь к ним влеклось сердце и тянулась рука! Это – мой творческий долг».
Полотно по достоинству оценила публика и критики. А когда Виктора Михайловича посетил коллекционер П. М. Третьяков, он был настолько поражен произведением, что простоял перед ним несколько минут, а потом немедленно заключил договор о покупке. Так «Три богатыря» стали одним из последних панно, внесённых в каталог картин всемирно известного собрания. Кроме того, они заняли центральное место на персональной выставке Васнецова, организованной в марте-апреле 1899 г.
«Богатыри» в Государственной Третьяковской галереи, Москва
Персонажи шедевра – натурщики и прототипы
Раньше герои преданий считались вымышленными, но исследования историков показали, что за эпосом скрываются вполне реальные люди. В частности, «настоящий» Илья Муромец родился в г. Муроме (Владимирская обл. России) в XII ст. Сначала он носил прозвание «Чоботок», но после тяжёлого ранения принял постриг под именем Илия. Останки силача похоронили в Киево-Печерской лавре, а в 1643 г. его причислили к лику святых. Изучив мощи, учёные установили, что богатырь страдал от проблем с позвоночником и даже реконструировали его внешность – это высокий (около 182 см) мужчина с развитой мускулатурой.
Художник долго искал человека, с которого он мог бы написать Илью Муромца. Он зарисовывал крестьянина Ивана Петрова, кузнеца из помещичьей усадьбы Абрамцево, ломового извозчика, встреченного около Крымского моста в Москве.
Иван Петров, крестьянин Владимирской губернии
Этюд Виктора Васнецова для картины «Богатыри». 1883 год
Алёша Попович – младший из трёх храбрецов. В былинах его образ довольно противоречив – воин отличается находчивостью и хитроумием, но в то же время хвастливостью, лукавством и коварством. В реальности витязь Александр Попович был ростовским боярином, «храбром» (лучшим бойцом) Всеволода Большого Гнезда, Константина Всеволодовича и Мстислава Старого, вместе с которым и погиб в битве под Калкой в 1223 г.
Натурщиком же для полотна стал младший сын мецената и промышленника Саввы Мамонтова Андрей. Впервые мальчик позировал живописцу, когда ему ещё не исполнилось 13 лет. По картине Васнецова легко уловить весёлый, благодушный, искренний характер юноши.
Андрей Саввич Мамонтов, младший сын мецената и промышленника Саввы Мамонтова
Добрыня Никитич – умный и образованный «служилый» князя, то есть соратник правителя, которому тот поручает самые сложные и опасные задачи. Его исторический прототип – воевода Добрыня, дядя Владимира Красное Солнышко. А внешность богатыря скопирована… с самого Виктора Михайловича! Впрочем, некоторые исследователи считают, что это собирательный образ всего семейства Васнецовых.
Прототипом Добрыни считают собирательный образ всего семейства Васнецовых
Символика картины Васнецова
Художник воспринимал богатырей как мифическое воплощение созидательной энергии природы. Они олицетворяли преемственность поколений, нерасторжимую связь предков и потомков, богатое наследие, оставленное населявшими эти земли людьми.
Васнецов придал каждому воину индивидуальность, наделив его личными качествами. Так:
Неслучаен и выбор пейзажа. Пасмурное небо, низко нависшее над головами героев, напоминает, что они постоянно должны находиться настороже – по словам живописца, «примечать в поле, нет ли ворога, не обижают ли кого».
Впрочем, постичь смысл произведения можно, лишь взглянув на него вблизи – и купить картину из янтаря, полностью повторяющую оригинал, Вам поможет наш интернет-магазин «Янтарь Полесья»!