Что изображено на картине поленова московский дворик

Картина «Московский дворик» Поленова: описание

Картина Поленова «Московский дворик», фото которой легко можно найти в любом каталоге русской живописи XIX века, по праву считается удивительным произведением. Это яркий пример того, как незначительное на первый взгляд полотно может не только серьезно повлиять на судьбу его творца, но и на долгое время определить направление развития целого жанра живописи.

Художник

Василий Дмитриевич Поленов – замечательный русский художник, был очень одаренным и разносторонне образованным человеком. Он получил диплом юриста в Санкт-Петербургском университете и одновременно блистательно окончил Академию художеств. Молодой человек был очень музыкален, в студенческие годы пел в хоре академии и даже создал несколько музыкальных произведений, но основным делом его жизни стала живопись.

Что изображено на картине поленова московский дворик

В столичных художественных кругах Поленов считался признанным мастером исторической живописи. До того как была создана картина «Московский дворик», он писал полотна на библейские сюжеты и стал автором нескольких замечательных театральных декораций. В те годы никто не мог предположить, что потомки запомнят Поленова прежде всего как великолепного и очень тонкого пейзажиста.

История появления картины

В 1877 году Поленов возвратился из долгого путешествия по Европе, где в течение 6 лет знакомился с работами величайших итальянских и немецких живописцев. Летом того же года он переехал жить из Петербурга в Москву и поселился в небольшой квартире на углу Трубниковского и Малого Толстовского переулков, недалеко от церкви Спаса на Песках. Именно вид из окна этой квартиры и послужил темой для этюда, на основе которого впоследствии была создана картина «Московский дворик».

Что изображено на картине поленова московский дворик

Изначально картина была пустой, лишь через год Поленов населил ее живыми существами. Именно в таком виде полотно в 1878 году было отправлено на шестую выставку передвижников и принесло живописцу неожиданную славу и признание.

Сам Поленов никак не ожидал такого успеха. Сохранилось его письмо к Ивану Крамскому, где он называет свой шедевр «картинкой», предполагая, что вскоре сможет представить на суд своих коллег нечто более серьезное. Тем не менее полотно очень понравилось публике, и вскоре после закрытия выставки его приобрел для своей знаменитой галереи сам Павел Третьяков.

Первый вариант картины также сохранился, и позже художник подарил его писателю Тургеневу, с которым был хорошо знаком и талантом которого неизменно восторгался.

Описание картины

Описание картины «Московский дворик» не займет много времени. Полотно изображает обычный московский двор, уголок старой Москвы со своим патриархальным укладом и особенной атмосферой.

Лето. Цветут цветы. Раннее утро, обещающее жаркий солнечный день. Синее-синее небо с редкими облаками. На этом ярком голубом фоне прекрасно смотрится изящная церковь с пятью куполами. Ее центральный золотой купол величественно возвышается над своими более скромными собратьями, а рядом еще выше вздымается стройная колокольня. Солнце светит настолько ярко, что на стенах церкви заметны тени от пробегающих по небу облаков.

В центре двора расположился небольшой особняк. О том, что он достаточно стар, говорят все окружающие постройки. В центре композиции располагается старый сарай с провалившейся крышей. Здание настолько ветхое, что сквозь его крышу успело прорасти небольшое кудрявое деревце. Рядом стоит небольшой, покосившийся от времени колодец.

Что изображено на картине поленова московский дворик

Но несмотря на ветхость строений, жизнь в этом дворике не замерла. Мы видим запряженную лошадь, деловито выискивают что-то в земле куры. Вдалеке идет женщина с ведром. По виду ведро полное. Это хорошая примета, значит, никакие напасти обитателям дворика не грозят.

Но самые главные персонажи картины – это, конечно же, дети. Симпатичные белоголовые ребятишки с удовольствием играют под теплым летним солнцем. Двое из них устроились прямо на траве. На переднем плане картины маленькая девочка в длинной юбке внимательно изучает сорванный цветок. Все трое увлечены своими делами и совсем забыли о своей маленькой сестренке, которая плачет, отчаянно пытаясь привлечь к себе внимание.

Это обычный московский дворик, где мирно и размеренно течет своя нехитрая жизнь. В картине нет никакого драматизма, даже вид покосившихся строений не вызывает мысли о запустении. К тому же большинство персонажей – дети, а значит, жизнь этого дворика будет продолжаться. Картина «Московский дворик» Поленова написана с такой любовью к людям, что спокойствие и умиротворение сквозят буквально в каждом миллиметре полотна.

Колористика и композиция

Эти миры на полотне удивительным образом соединены и создают общую чарующую картину умиротворения и тихой радости. Создается полное впечатление, что милость Божия хранит всех тех, кто находится под сенью великолепного неба. А церковь выступает как своеобразный страж этой идиллии.

По своему колориту картина «Московский дворик» может быть сравнима с географической картой. На ней присутствуют все цвета, которые можно найти в любом атласе, – белый, голубой, зеленый, коричневый. Возможно, такая палитра выбрана художником совсем не случайно, ведь московский дворик для его обитателей – это почти целый мир. Они редко покидают его.

Но даже при таком ограниченном выборе цветов трудно найти более богатое по колористике полотно, чем картина Поленова «Московский дворик». Фото, к сожалению, не способно передать всей игры красок. К примеру, зеленая трава, которая на первый взгляд кажется одного цвета, на самом деле таит в себе множество оттенков и тончайших цветовых переходов.

«Московский дворик» – это замечательный пример того, как пристальное внимание к деталям позволяет добиться идеальной гармонии целого.

Интимный пейзаж

Картина «Московский дворик» стала родоначальником нового жанра в русской живописи, получившего название интимный пейзаж. Природа в таких произведениях становится отражением глубоко личных, интимных переживаний и впечатлений автора, а человеческие фигуры не играют доминирующей роли, а лишь оттеняют общее настроение, добавляя необходимые акценты.

Что изображено на картине поленова московский дворик

Впоследствии Поленов создаст еще несколько столь же пронзительных произведений. Его следующее полотно в жанре интимного пейзажа, «Бабушкин сад», представляет вниманию зрителей все тот же особняк, что и на картине «Московский дворик», вот только настроение совсем другое. Здесь уже нет радости жизни и веры в будущее, все подчинено лишь прошлому.

Значение картины

Картина «Московский дворик» Поленова была написана художником вскоре после его возвращения из долгой поездки по Европе, именно поэтому в ней звучит столь ностальгическая любовь к родному краю. Трогательную и наивную красоту простого русского пейзажа не смогли затмить великолепные виды Италии и Германии.

Заслугой и своеобразным новаторством Поленова, несомненно, стало то, что он сумел сделать одухотворенными самые обычные, прозаические вещи. Он вдохнул жизнь в полотно, написанное в рамках строгих канонов реалистической живописи, тем самым давая возможность другим художникам совершенствоваться в этом направлении.

Что изображено на картине поленова московский дворик

Даже через полтора столетия картина «Московский дворик», фото и репродукции которой пользуются неизменной популярностью, не перестает восхищать ценителей живописи своей неповторимой атмосферой чистоты и радости жизни.

Источник

Картина «Московский дворик»: простота и глубокий смысл 535 слов читать

Картина знаменитого русского художника Василия Паленова смогла повлиять не только на судьбу её творца, но и на развитие живописного искусства. Простой, на первый взгляд, сюжет полотна, имеет глубокий смысл и заставляет задуматься многих.

История написания картины

Впоследствии, художник заполнил картину живыми персонажами. Так, картина приобрела жизнь, заиграла настроением. Изначальный же вариант, Василий Паленов подарил писателю Тургеневу, будучи поклонником его литературных шедевров.

Описание сюжета картины

Картина «Московский дворик» очень проста, но она хорошо передает настроение старой Москвы, ее быта и повседневности.

Художник изобразил утренний двор, то, как постепенно просыпается местный народ, отправляясь по своим делам. День предвещает быть теплым, и на улице с самого утра бегают ребятишки. Купол старой церкви очень выгодно смотрится на фоне ярко-голубого неба. Облака отражаются на стенах церкви, а купола блестят на солнце.

Центр композиции занял старинный особняк. Его надворные постройки покосились от старости, крыша сарая прогнулась и обветшала, сквозь нее даже проросло дерево.

По двору заметно, что существует он уже много-много лет. Но, несмотря на свою старость, двор кипит жизнью с самого утра. Вдали можно увидеть женщину, идущую с полным ведром воды, запряженную лошадь, также погруженную в повседневные заботы.

Главные персонажи картины – маленькие дети, которые являются символом жизни и продолжения существования маленького дворика. Дети увлечены своими делами: кто-то играет сидя на траве. Девочка разглядывает сорванный цветок, не обращая внимания на свою маленькую сестренку.

Несмотря на покосившиеся дворовые постройки, нет ощущения того, что жизнь во дворе затухает. На самом деле, она только начинается. Самое главное, что люди довольны своей жизнью. Атмосфера картины полна любви и доброты.

Глядя на полотно, возникает ощущение чего-то своего, родного, трогательного и неповторимого. Художник любил людей и воспринимал их такими, какие они есть, с их простотой и недостатками, ища в каждом недостатке – достоинство.

Сочетание цветов и композиций

Несложно заметить, что художник постарался совместить два горизонта: земной и небесный. Вверху – яркое голубое небо, переливающиеся на солнце облака, которые меняют свои формы, то исчезают, то появляются. Внизу – сочная трава, на которой блестит утренняя роса. Чистота, безмятежность и спокойствие – все это находится под охраной церкви. Сам Бог хранит покой местных жителей.

На картине присутствуют практически все основные цвета, которыми изображается рельеф на географических картах. И это – также неслучайный выбор художника. Для жителей маленького дворика, их маленький мир является целой Вселенной, где они живут, работают, растят детей и радуются жизни.

На первый взгляд, может показаться, что картина вовсе не богата красками. Но, стоит присмотреться, и станет заметно, что даже одна трава имеет несколько, переходящих друг в друга, оттенков.

Большое внимание Паленов уделил мелким деталям, которые и являются полноценной картиной. Без какой-либо мелочи, изображенной на полотне, сюжет картины уже не будет полным.

Картина «Московский дворик» стала родоначальником нового жанра. Смысл такой живописи заключается в том, чтобы из простых, довольно обыденных вещей, сделать шедевр. Именно простота привлекает внимание данного произведения, его легкость и понятная всем естественная красота.

Источник

Описание картины Василия Поленова “Московский дворик”

НазваниеМосковский дворик
Страна, художникРоссия, Василий Поленов
Год1878
ЖанрГородской пейзаж
НаходитсяГосударственная Третьяковская галерея, Москва
МатериалыХолст, масло

Изображение городского пейзажа сделало Поленова одним из популярнейших художников своего времени.Идиллическая Москва со стройной архитектурной красотой церквушек, патриархальный повседневный быт, покосившийся сарайчик, уживающийся с шатровой колокольней, наличие важно ступающих кур, сушащегося белья, тянущихся к небу деревьев, весело резвящихся детишек, громко ревущего ребенка, двухэтажного особняка с зеленеющей лужайкой – все это мы находим в пронизанной солнечными лучами воздушной среде. Художник обращается к пленэрной живописи, показывая богатое разнообразие красок, игру светотеней.

К изображению типичного старого московского дворика в летнее время, когда солнце пока не поднялось высоко над крышами домов, а дети не разбежались по домам, художника подтолкнула тяга к пейзажу. Интересно то, что картину с изображением Москвы пишет человек, родом из Петербурга, по факту не знавший толком города. Живописец нашел хмурую и неуютную квартиру, как ему показалось на первый взгляд, вблизи Арбата, и уже был готов отказаться от нее, пока не посмотрел в окно, где его ищущий сюжет для картины внимательный глаз заинтересовался внутренним двориком с постройками и куполами. Тогда-то Поленов понял: он нашел то, что искал.

Существует версия, что в 1877 году была написана не картина, а лишь вертикальный формат с другим ракурсом, а возвращение к полотну было год спустя. Здесь мы уже можем наблюдать значительное расширение композиции, людей. Но самое главное – это свет, реальное ощущение теплого воздуха и красоты, передающейся всем зрителям полотна.

Живописца никогда не посещала мысль о создании им шедевра, сам он даже извинялся за свое творение, но полотно стало символом города и даже тиражировалось на марках. Проявление колористического мастерства Поленовым мы наблюдаем в написании крыш: светло-голубые с изумрудным блеском крыши играют главную роль в создании тонкого и плавного перехода от травы на переднем плане к синему небу.

Солнечный свет пронизывает дворик в один из самых обычных дней. Трава, устланная по двору, играет всевозможными оттенками. Оживление дворика достигается путем плывущих перистых облаков, поднимающегося солнца, которое зажигает купол церкви. Наличие на задней стороне пятиглавой церкви Преображения Господня указывает на религиозность русского народа. Кстати, эту церковь можно увидеть и сейчас. Неподалеку от сарайчика стоит лошадь в ожидании владельца. Справа виднеется дорожка, которая ведет к особнячку, рядом с которым молодая женщина, скорее всего, крестьянка, несет ведро. От картины веет радостью и счастьем, а другого быть и не может, так как Поленов считал, что искусство должно приносить лишь радость.

Источник

История Москвы

Вы здесь

В. Д. Поленов «Московский дворик»

Что изображено на картине поленова московский дворик
Работа широко известна, и включена в большую часть каталогов российской живописи XIX века. На полотне можно увидеть внешний вид двориков Москвы, характерный для того времени. Данная работа Поленова значительно повлияла на живопись, помогла с формированием нового направления в живописи. Тогда никто не думал, что художник запомнится тонким пейзажистом.

История создания

После шестилетнего путешествия по Европе автор картины вернулся в 1877 году, летом он переехал в Москву. Там он жил на пересечении малого Толстовского переулка, и Трубниковского. Свой вид из окна он и сделал тематикой этюда. Далее двор преобразился в картину «Московский домик». Изначально изображение природы и строений было пустым, только год спустя художник решил добавить живых существ.

Что изображено на картине поленова московский дворик

(Московский дворик. Вариант картины для И.С. Тургенева)

Таким же изображение сохранилось до 1878 года, когда его направили с целью демонстрации на выставку передвижников. Тогда Поленов, не ожидающий успеха, получил признание и стал знаменит. Работу с видом Москвы высоко оценила публика, ее купил Павел Третьяков с целью выставки. Также был сохранен и первичный вариант работы, ее художник преподнес Тургеневу.

Описание картины

Основой полотна является стандартный для старой Москвы дворик, отражен особенный дух времени, патриархальный уклад. Художник отразил летний период, ощущается жар дневного солнца, видно цветение. Красоту уютной улочки подчеркивает синева небес, которая обрамляет изящную церковь с куполами.

Что изображено на картине поленова московский дворик

По соседству раскинулась колокольня, яркость солнечного света отражает наличие теней от облаков. Центр двора отведен под особняк, его древность выделена наличием очень старых пристроек, провалившейся крыши сарая. Колодец также многое видел, уже успел покоситься.

Что изображено на картине поленова московский дворик

При старости обстановки и архитектуры отражено течение жизни, на картине присутствует запряженный конь, также там, и здесь выискивают курочки. В отдалении проходит женщина с ведром, оно выглядит полным. Возможно, так художник хотел показать, что местным жителям беды не страшны.

Ближе всего к зрителю расположились белокурые ребятишки, пара из них расположились на траве, девочка уделяет внимание цветку. Все здесь заняты своим делом, всем некогда уделить внимание плачущей малышке.

Что изображено на картине поленова московский дворик

По тем временам двор обычен, жизнь здесь простая, идет размеренно. Хотя прорисованы запущенные здания, ни капли драматизма в рисунке нет. Дети также отражают продолжение жизни, художник смог показать свое милосердное отражение к людям, и умиротворенность течения летнего времени.

Художественные приёмы

Композиция продумана, хотя сразу этого не видно, условно есть деление на земной мир, словно рай, он расположен в нижней части работы. Верхняя часть – небеса с чистым небом, облаками, церковью. В тонах есть все цвета, примененные в мировом атласе, возможно, так показано то, что этот дворик – целый мир для местных жителей. Только вблизи можно увидеть, что трава прорисована с применением разных тонов и переходов, каждая деталь рисовалась с пристальным вниманием. Интересна колористическая сторона картины, чистые и полные свежести тона передают радость жизни, даже для теней художник не использовал унылые тона.

Источник

История одного шедевра: «Московский дворик» Поленова

Отправляю вам что поприличнее. Примерно такими словами Василий Поленов сопроводил свой «Московский дворик», когда посылал его на выставку передвижников. Как это часто бывает, когда дедлайн горит, сдаешь уже хоть что-нибудь. Как получилось, что безделица, написанная на скорую руку, стала программным произведением художника, рассказывает Снежана Петрова.

Что изображено на картине поленова московский дворик

«Московский дворик», Василий Поленов (1878)

Москва — большая деревня. Собственно, вот и весь сюжет. На полотне изображен вид из окна дома, где жил Поленов. В Москву он приехал, чтобы собирать материал для своей очередной картины, а до этого художник много лет провел в Европе, где учился у местных мастеров.

«Дорогой дядя, — писал Поленов своему дяде Чижову, в доме которого жил уже три недели и занимался поисками квартиры, — благодарю Вас за гостеприимство Мое новое жилище очень неподалеку от Вас. Находится оно в Дурновском переулке между Новинским бульваром и Собачьей площадкой. Мой адрес: Москва, Дурновский переулок близ Спаса на Песках, дом Баумгартен».

Что изображено на картине поленова московский дворик

Храм Спаса Преображения на Песках, 1882

«Я ходил искать квартиру. Увидал записку, зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его». Раз-два и готово. А тут как раз выставка передвижников подоспела. «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижной выставке с чем-нибудь порядочным. Надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время. Картинка моя изображает дворик в Москве в начале лета». В итоге его порядочную картинку полюбили все, а Третьяков купил.

Изображенный на полотне храм сохранился до сих пор, а вот ни дома, где снимал жилье художник, ни особняка уже нет. Зато они остались еще на одной картине Поленова — «Бабушкин сад». На ней изображен тот же усадебный дом, но с другого ракурса.

Что изображено на картине поленова московский дворик

«Бабушкин сад», Василий Поленов (1878)

По этим картинам можно представить себе, какой была Москва в 1870-х. В XVIII — XIX веках главной градостроительной единицей города были не улицы и площади, а дом и двор. Особняки, занимая порой целые кварталы, были окружены садами и дворовыми постройками.

После «Московского дворика» Поленова окрестили мастером интимного пейзажа. Здесь слово «интимный» предстает в своем истинном значении, то есть «глубоко личный, задушевный, сокровенный». А само понятие «интимный пейзаж» подходит любому полотно, на котором очевидно выражено эмоциональное состояние художника.

Сам Василий Дмитриевич, считая себя историческим живописцем, не шибко ценил картину. Но в среде передвижников она была новаторской, как вдох-выдох. Передвижники все к чему-то призывали. А «Московский дворик» никуда не звал, ничему не учил. Это отдохновение от суеты.

Вьющиеся среди травы тропинки, домики и деревья, многообразие тонов зелени, воздух и свет — с каком любовью выписан этот вид из окна. Тургеневское настроение в работах Поленова почувствовали все. Даже сам Тургенев. Василий Дмитриевич подарил Ивану Сергеевичу эскиз «Московского дворика», а Иван Сергеевич Василию Дмитриевичу — «Записки охотника» с дарственной надписью. Книгу эту Поленов очень любил и называл бриллиантом русской литературы.

Поленов родился в Петербурге и был абсолютно городским человеком. Но писал сердцем — о природе. Любил он смотреть на ширь полей, гущь лесов и бег рек. Поэтому как только заработал на первый дом — сразу купил. Вернее, построил по собственному эскизу.

Что изображено на картине поленова московский дворик

Василий Поленов перед мольбертом, фото 1897 года

Сегодня широкий зритель помнит Поленова в основном как автора элегических сюжетов с тургеневским настроением. Действительно, у кого не защемит сердце да не накатит слеза при виде «Разлива на Оке» или «Золотой осени»?!

А между тем, художник писал и на религиозные, и на военные, и на античные темы. Например, во время русско-турецкой войны он состоял официальным художником при главной квартире наследника-цесаревича — будущего императора Александра III. А на исходе XIX века Поленов специально путешествовал на Ближний Восток, чтобы зарядиться местной атмосферой и собрать натуру для грандиозной евангельской серии «Из жизни Христа».

Впоследствии Поленов как заслуженный мастер делал, что хотел. Практически полная свободна творчества. Хочешь — по твоим эскизам дом построят. Хочешь — оперу твою поставят. Хочешь — благотворительность устроят. Все, что душе Василия Дмитриевича угодно.

Скончался Поленов жарким июльским днем (его любимое время года, когда березовый лист полон). И похоронили его на крутом берегу с видом на Оку, откуда он так часто писал родные просторы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *