Что изображено на картине опять двойка
Картина «Опять двойка» Федора Павловича Решетникова — сюжет, знакомый каждому школьнику
«Опять двойка» — любимый всеми шедевр русского и советского художника Федора Павловича Решетникова (Fedor Pavlovich Reshetnikov). Эмоциональная, добрая картина трогает сердце. Ситуацию, в которую попал главный герой, с первого взгляда понимает и юный зритель, и взрослый человек. В комнате собралась семья. На переднем плане несчастнейший из людей — взъерошенный мальчишка, вернувшийся из школы с «парой» в дневнике. Из видавшего виды портфеля предательски высовываются коньки. Проштрафившемуся ученику стыдно. Мать смотрит на сына с укором, хотя на лице ее нетрудно заметить и сочувствие, младший братишка ехидно улыбается. За столом раскладывает учебники сестра, аккуратная пионерка. Она, как строгий судья, сурово поглядывает на понурого шалопая, не понимая, как можно докатиться до такого позора. Искренне радуется хозяину только пес. Напряженная атмосфера передается зрителю, который невольно чувствует жалость к отвергнутому всеми, кроме собаки, мальчику. Хочется верить, что непоседа обязательно исправит злополучную двойку.
Федор Павлович Решетников — яркий представитель стиля соцреализм. Но все же истинным его призванием стала детская тема. Работы живописца, посвященные жизни ребятишек, проникнуты невероятной теплотой. Автор относится к детворе нежно, трепетно и сочувственно.
Особенно полюбился публике «ученический» цикл мастера. Триптих открывает картина «Прибыл на каникулы» (1948). Она висит слева от дверного проема в комнате, где терзается угрызениями совести герой произведения «Опять двойка». Репродукция картины «Опять двойка», в свою очередь, фигурирует в «Переэкзаменовке» (1954), ставшей логическим продолжением истории нерадивого школьника (для нее позировал тот же мальчик).
Сначала Федор Решетников задумал написать образцового отличника, заработавшего дежурную пятерку. Чтобы собрать материал, он пришел на урок в школу. Педагог вызвал отвечать лучшего ученика, но тот растерялся в присутствии гостя и не справился с простой задачкой. Гамма чувств на его лице поразила художника, он сделал множество набросков.
Изначально действие должно было происходить в классе, но затем Федор Павлович решил перенести его в семью. Реакция родных для ребенка важнее насмешек одноклассников, а, значит, и воздействие на зрителя будет сильнее.
Но вот незадача — тот самый отличник Сережа, который оконфузился у доски, наотрез отказался позировать. В итоге роль двоечника блестяще исполнил сын бывшего соседа Решетникова — художника-авангардиста Густава Густавовича Клуциса, расстрелянного в 1938 году. Потрепанный портфель (кстати, мастер очень гордился его «портретным сходством» с оригиналом) одолжили у вратаря дворовой футбольной команды.
Назидательный пафос разбавлен изображением верного пса. Чтобы удержать собаку на задних лапах, ее владельцу пришлось стоять с куском колбасы в зубах, прижимая лапы животного руками.
В школьной программе СССР «Опять двойка» использовалась как эталон бытовой живописи, и по сей день пятиклассники пишут о ней сочинения. По мотивам знакомого сюжета снят один из эпизодов юмористического киножурнала «Ералаш» (124-я серия).
5 сочинений по картине «Опять двойка»
Пример сочинения по плану.
В центре полотна мы видим мальчишку, который расстроен тем, что получил плохую отметку в школе. Он явно не выполнил домашнее задание, поэтому и получил двойку. Судя по его одежде на улице зима. Рядом с ребёнком его собака, которая рада своему хозяину вне зависимости двойку он принёс со школы или пятёрку.
На заднем плане можно увидеть девочку, она тоже школьница и судя по опрятному виду учится лучше брата, она явно не одобряет его отношение к учёбе. Мама тоже не рада двойке сына, но смотрит на него не со злостью, а скорее с укором, ведь она все равно его любит. Судя по интерьеру квартиры понятно, что художник описал послевоенные годы. Видно, что семья не бедствует.
Автор удивительно смог передать с помощью красок характеры героев и атмосферу того дня. Мне картина очень понравилась разнообразием деталей, которые можно рассматривать очень долго и каждый раз находить для себя новое.
Пример сочинения 2
Картина «Опять двойка», известная многим людям, написана русским художником Решетниковым.
Главный герой изображен в левой части картины. Это мальчик. Он школьник, который, собственно говоря, и получил опять ту самую двойку из названия произведения искусства. Его взгляд растерян, печален, расстроен. Ребенок смотрит больше в пол, чем на остальных людей в комнате. Вероятно, он обдумывает, как могло такое произойти вновь. Он держит портфель, пальто расстегнуто. На его грудь оперлась передними лапами домашняя лающая собака.
На правой части картины показана мать мальчика и его маленький братик. Женщина смотрит на своего сына-двоечника осуждающим взглядам, причем он граничит с жалостью. Кажется, что она хочет сказать: «Ну, сынок, как так? Как такое снова могло повториться? Ты же учил». Она как бы и не довольна сыном, но в то же время ей его жаль. Брат младший сидит на велосипеде, наверное, он приехал с прогулки. Он улыбается и смеется со своего непутевого братишки, который получил очередную плохую отметку. Но он еще мал и не знает, что такое учиться в школе. Он не серьезен. Скорее всего он злорадствует брату.
На заднем центральном фоне за столом, на котором лежит книга, стоит сестра-пионерка. Вероятно, она учится хорошо, а, может, отлично. Она листает книгу и не забывает поглядывать на виновника этакого «семейного переполоха». Она смотрит именно осуждающим взглядом. Девочка не понимает, как можно учить и получать плохие отметки.
Комната, в которой происходит действие, небольшая, старая, типичная доя советского времени. На стене висят часы с маятником, календарь, на тумбе в углу стоит граммофон. В открытой двери наблюдатель может увидеть, что находится в другой комнате: цветок на подоконнике, батареи и какую-то карту, висящую на стене.
Преобладают цвета средней теплоты: коричневый, грязно-зеленый, синий, темно-красный. Лица героев освещены желтым цветом. Настроение такое: легкое сочувствие и в то же самое время осуждение к мальчику, получившему двойку.
Общее впечатление от картины хорошее, потому что художник смог передать все необходимые эмоции с помощью кисти и красок.
Пример сочинения 3
Картина «Опять двойка» — одна из самых известных работ художника Фёдора Павловича Решетникова. Она даёт нам полное представление о жизни и быте обычной семьи середины прошлого века. Картина была написана в 1952 году.
Главным персонажем картины является мальчик Митя. Он опять получил двойку. Митя одет в пальто бледно-коричневого цвета и чёрные брюки, на ногах у него чёрные сверкающие ботинки. В руке у мальчика портфель, перевязанный верёвкой, из которого торчат
коньки. Он только что пришёл из школы. Художник смог очень точно передать настроение мальчика, у него нахмуренное лицо, видно, что он сильно расстроен случившимся. Глаза Мити потуплены в пол.
Мама мальчика сидит у стола, её руки сложены на коленях. Видно, что она расстроена очередной плохой оценкой сына. На ней надет яркий фартук красного цвета, а на голове синяя косыночка. Скорее всего, мама Мити очень много времени проводит на кухне, готовя для своих любимых детей. Вот уже и помощница подросла — это сестра Мити.
Во взгляде младшего брата Мити видна некоторая усмешка. Он сидит на велосипеде и вместе со всеми смотрит на Митю. Одна только собака радостно встречает хозяина. Она передними лапами уперлась в его грудь и кажется, что пытается подбадривать сильно опечаленного ученика.
На полу в комнате лежит ковёр. Ближе к дверям, которые ведут в другую комнату, стоит стол, застеленный белой скатертью, рядом стоит стул. На стене справа висят большие часы с маятником, а слева расположился календарь. В другой комнате в горшке стоит большой красивый цветок.
Мне кажется, что мальчик исправится, будет больше времени уделять домашним заданиям и перестанет получать плохие отметки в школе.
Пример сочинения 4
Картину «Опять двойка» Ф. Решетников написал в 1952 году. Недавно закончилась война, и детям нужно было получать образование.
На картине изображена семья: мать и трое детей. Главный персонаж картины – мальчик, который только что пришел со школы. Мальчик одет в зимнее пальто, темные школьные брюки и черные ботинки, на которых еще виднеется снег. Шапки на голове нет, только торчат непослушные вихры. В руке у мальчика портфель, перевязанный бечевкой. Из портфеля выглядывают коньки. Скорее всего, катание на коньках мальчик любит больше чем учебу. Лицо у героя несчастное, он смотрит в сторону, потому что ему стыдно.
У стола, накрытого красивой светлой скатертью, стоит девочка в строгой школьной форме. На шее у нее повязан красный пионерский галстук. Волосы аккуратно заплетены в две косички с черными бантами. Это старшая сестра героя картины. Она только что пришла со школы, достает учебники и собирается делать уроки. Она похожа на отличницу, на брата смотрит осуждающе.
На стуле, положив руки на колени, сидит мать мальчика. Женщина занимается домашним хозяйством. Она одета в светлую блузку и темную юбку, сверху одет оранжевый фартук. На голове у нее синий платок, на ногах комнатные тапочки. Можно предположить, что мать готовила обед, когда пришел ее сын со школы. Мама смотрит на мальчика с осуждением и жалостью.
Младший братишка катается по дому на велосипеде. Он подъехал к матери и ждет, что будет дальше. Велосипед двухколесный, светло – коричневого цвета. Мальчик одет в коричневые шаровары и бело – голубую рубашку. Он аккуратно подстрижен.
На грудь мальчику прыгает собака, она радуется его приходу и хочет, чтобы он ее погладил. Шерсть у собаки белого цвета с крупными рыжими пятнами.
Комната, где все собрались, не очень большая, но светлая. На полу лежит ковер. На стенах висят небольшие картинки и настенный календарь. В глубине комнаты видна настольная лампа. В соседнюю комнату открыта дверь. Там видно окно. На нем стоит большой зеленый цветок.
Пример сочинения по плану (6-7 класс)
План описания с опорными словами:
Первым ученика, вернувшегося из школы, бросилась встречать собака. Она положила лапы мальчику на грудь и радостно виляет хвостом. Собака рада хозяину и ей не важно, какие отметки тот получил в школе.
На дальнем плане изображена семья, встречающая мальчика. Мама расстроилась из-за двойки сына. Она сидит у стола, сомкнув руки, и смотрит на ребенка с укором. Маме жалко сына, она тревожится о его учебе.
Не одобряет двойку и сестра. Девушка выглядит опрятно, она, наверное, отличница. Ее портфель аккуратно лежит на стуле, она собирается учить уроки. Сестра осуждает брата за плохую отметку, переживает за него.
Младший братишка катался по комнате на велосипеде и остановился около мамы. Он смеется над двоечником, потому что еще слишком мал и не понимает сложившейся ситуации.
Цвета на картине не очень яркие, они подчеркивают настроение изображенных на ней людей.
Этой картиной художник, вероятно, хотел нам сказать, что плохо получать двойки. Из-за них расстраивается не только сам ученик, но и его близкие люди. Название картины говорит о том, что это не первая двойка в жизни мальчика. Картина создает грустное настроение. Художник изобразил мальчика и его семью очень реалистично, поэтому я переживаю за мальчика и его будущее, желаю ему исправить все двойки. Сюжет картины учит, что к учебе нужно относиться более ответственно, чтобы не расстраивать себя и родных.
«Опять двойка» – знаменитое “детское” полотно Фёдора Решетникова
«Опять двойка» – одна из известнейших картин Фёдора Решетникова
Картина знаменитого советского художника Фёдора Решетникова знакома людям самых разных возрастов. Как правило, знакомство с ней происходит ещё в школе, ведь ситуацию, в которую попал главный герой полотна «Опять двойка», понимает каждый ученик (даже тот, кто ни разу не получал двойки).
Со временем мы начинаем замечать новые детали в этой картине, а потому она остаётся интересной как для юного зрителя, так и для взрослого человека. Что же раскрывают перед нами образы этого творения? Какой смысл вложил в него Фёдор Решетников, его автор? И как, по предположению, будет развиваться сюжет, показанный нам?
О мастере
Фёдор Павлович Решетников появился на свет в 1906 году в небольшой украинской деревушке. Увы, уже с ранних лет он познал всю боль и глубину потерь. Когда мальчику исполнилось три года, он остаётся сиротой. Опеку над маленьким Фёдором берёт старший брат. Он зарабатывал на жизнь росписью иконостасов и стен церквей в соседних деревнях.
Как вы догадываетесь, именно благодаря ему Фёдор Павлович заинтересовался живописью, к которой впоследствии проявил особенный талант. Растирая краски и перемывая кисти, что подавал во время работы старшему брату, юный Решетников сам понемногу осваивал это непростое искусство. Втайне он создавал первые свои рисунки. В период Гражданской войны Фёдор уходит из дома, чтобы не становиться обузой для брата.
В эти сложные времена ему довелось перепробовать самые разные профессии. Решетников был и плотником, и шахтёром, однако в его душе теплилась надежда когда-нибудь написать свои настоящие картины, которые увидел бы свет.
Советский художник Фёдор Павлович Решетников
Как ни странно, но необыкновенное призвание написания картин на детскую тему Решетников открыл в военные годы. Тогда он работал корреспондентом, поскольку достиг высокого мастерства в создании графических шаржей, что создавались художниками-репортёрами.
За время своей насыщенной деятельности Фёдор Павлович создал много интересных и запоминающихся картин, самыми известными среди которых стали «За мир», «Прибыл на каникулы», «Достали “языка”». Но, без сомнения, известность живописцу принесла его работа, названная «Опять двойка». Глядя на неё, поневоле чувствуешь себя участником событий, что так ярко преподнесены художником.
История создания картины
«Опять двойка» – картина, что является второй частью трилогии полотен. Ей предшествует «Прибыл на каникулы», а третьей частью истории стала «Переэкзаменовка». Процесс её написания был весьма интересным и даже забавным. Как рассказывал Решетников, для написания картины на школьную тематику он пришёл в школу, где учителя пригласили его посетить уроки.
Заметив незнакомого человека, сидящего в конце класса, ребята смущались и волновались – им казалось, что это какой-то проверяющий. Один мальчик, которого вызвали к доске, и вовсе не смог решить очень лёгкую задачу. Он был до того смущён, что Фёдор Павлович решил написать его на своей картине.
Правда, работа шла нелегко. Почему-то ученик не вписывался в поданный живописцем школьный интерьер. Он даже заменил учителя на полотне, но всё равно оставался недоволен своей работой.
Однако в итоге Решетникова осенила спасительная идея: ведь ребёнок мог быть не в школе, а дома! Так и была создана известная нам картина, сюжет которой не может оставить равнодушным ни детей, ни взрослых.
Фёдор Павлович Решетников «Опять двойка», 1952 год
Местонахождение картины: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
«Опять двойка» — описание картины
На картине «Опять двойка» Фёдора Решетникова мы видим семью, что встречает мальчика, вернувшегося из школы. Его вид красноречиво говорит о том, что вместо уроков он занимался катанием на коньках, играл “в войну” с дворовыми ребятами.
Особенное внимание к себе привлекают младший брат главного героя и собака. Они рады видеть своего любимца, ведь хотят поиграть с ним. Мать мальчугана с грустью смотрит на него, а старшая сестра явно осуждает.
Фрагмент картины Решетникова «Опять двойка»
Как отмечают искусствоведы, в картине «Опять двойка» есть явное разделение на негативных и положительных персонажей, третьим же элементом являются сочувствующие лица. Однако я не соглашусь с подобной распространённой версией. Несмотря на нерадивость школьника, он явно очень добрый мальчишка, который искренне любит маленького брата и собаку. В то же время стоит поддержать мать и сестру, что желают своему родному человеку успешного будущего, тяжело переносят подобные школьные промахи.
Полотно Фёдора Решетникова имеет немало интересных деталей. С первого же взгляда становится заметно, что в семье нет отца. Вероятнее всего, он погиб на войне. Однако бедствующими этих людей не назовёшь. Мы видим ковёр, велосипед и часы. Для 1952 года, когда люди ещё пытались оправиться от военных потрясений, это были предметы роскоши, которые могла позволить себе далеко не каждая семья.
Главный герой и его собака. Фрагмент картины «Опять двойка»
Не менее занимательный аспект – композиция картины. Персонажи выстроены в форме треугольника, вершина которого упирается в картину, висящую на стене. Это особая ирония Решетникова – в качестве репродукции он изобразил собственное творение «Прибыл на каникулы», что было написано ранее.
Подобный приём использования изображения предыдущей картины повторяет и в третьей части трилогии – «Переэкзаменовке», что является сюжетным продолжением истории.
«Опять двойка» – одна из самых известных картин Фёдора Решетникова, художника, что с особой теплотой писал детей. Нежное и трепетное отношение к ребятам, понимание их радостей и тревог живописец передаёт в каждом своём творении. Даже здесь нельзя определить, сильно ли осуждает Решетников своего героя, ведь его образ выписан с душевностью и любовью.
Сочинение по картине «Опять двойка» Ф.П. Решетникова
Сочинение по картине «Опять двойка» (1952) советского художника Ф.П. Решетникова является одним из самых распространенных сочинений, которые пишут ученики второго и последующих классов.
Популярность этой картины объясняется не только школьной тематикой, но и ее четким, внятным композиционным решением.
Сочинение по картине «Опять двойка» − 5 класс
Вариант 1
Перед нами картина Решетникова “Опять двойка”. На ней изображено отношение к двоечнику в семье.
На картине мы видим семью, которая встречает мальчика, пришедшего из школы с двойкой. Мальчик — двоечник одет в пальто, брюки, чёрные ботинки. В правой руке он держит перевязанный рюкзак, в котором лежат коньки. У мальчика грустное лицо с оттопыренными ушами, светлые волосы. У него грустное настроение. Рядом с мальчиком прыгает его собака. Она будто просит: “Поиграй со мной”. В стороне сидит мама. Поза мамы расстроенная, растерянная. У неё опустились руки от горя. Рядом с мамой младший брат на велосипеде. Он ждёт, когда можно будет поиграть со старшим братом. За кухонным столом сидит и учит уроки сестра. Её отношение к брату-двоечнику строгое. Ей больше жаль маму, чем брата.
Моё отношение к главному герою легкомысленное, но строгое. Отношение к картине безразличное. Всё как обычно.
Вариант 2
На картине изображена семья, которая встречает мальчика, пришедшего из школы с двойкой.
На переднем плане картины стоит мальчик, одетый в пальто, чёрные брюки и чёрные ботинки. У него светлые волосы, оттопыренные уши и грустное лицо. В руке у мальчика старый портфель, перевязанный верёвкой, в котором лежат коньки. На мой взгляд, мальчик использует портфель для драк и игр. Он пришёл домой грустный, потому что опять получил двойку.
Собака очень обрадовалась, когда мальчик пришёл домой. Она оперлась лапами на его грудь, взглядом умоляя пойти с ней погулять. Собака — дворняжка, белого окраса с коричневыми пятнами.
По середине картины на стуле сидит мама. Она очень неодобряюще смотрит на сына. Она очень расстроена, и у неё руки опустились от горя. Мама думает, что её опять вызовут в школу, а она так хотела, чтобы сын был отличником, как его старшая сестра.
Рядом с мамой на велосипеде сидит брат с весёлым лицом, который только и ждёт, когда старший брат пойдёт поиграть с ним. Младшему брату плевать на двойку.
На заднем плане картины стоит старшая сестра — круглая отличница. Она занята уроками. Сестра смотрит на брата свысока. Ей очень жаль маму.
Моё отношение к главному герою положительное. Я бы не отказалась побывать на его месте. Картина мне нравится. В ней описывается сцена из жизни любого школьника.
Вариант 3
На картине Ф.П. Решетникова “Опять двойка” изображена семья. Мальчик – главный герой картины – пришел домой из школы. Но он не весел, потому что у него двойка. Судя по названию картины, она уже далеко не первая. Мама мальчика очень огорчена. Так и кажется, что, узнав про плохую оценку, она всплеснула руками и бессильно опустилась на стул, где она и изображена. Мама смотрит на сына с укоризной, и мальчику стыдно. Он надулся и отвернулся, пряча глаза, потому что он и сам огорчен и понимает свою вину.
С осуждением смотрит на брата и старшая сестра, которая здесь же на столе разбирает свои учебники и тетради. Видно, что это аккуратная и прилежная девочка. Я думаю, что она хорошо учится, может быть, она отличница и расстраивается, что младший братишка получил неудовлетворительную оценку. На девочке аккуратная школьная форма, отглаженный красный пионерский галстук, волосы тщательно причесаны.
Еще на картине можно увидеть маленького мальчика – младшего братишку незадачливого ученика. Он катается на велосипеде и весело смеется, не понимая пока огорчения старших. Может быть, он думает, что сам будет учиться лучше, а может быть, и не знает пока ничего про школьные трудности старшего.
Из портфеля ученика высовываются коньки. Наверное, это намек, что причина плохих оценок – не отсутствие желания или глупость мальчика, а просто слишком сильное увлечение хоккеем.
Но мне кажется, герой картины так огорчен двойкой, что теперь он будет лучше заниматься, а кататься на коньках станет только в свободное время. Тогда он быстро исправит все плохие оценки.
Вариант 4
Из школы пришел ученик с еще одной двойкой. Дома его ждали, особенно большая собака. Но когда мама и старшая сестра узнали, что мальчик получил плохую отметку, то они очень огорчились.
Обрадовалась только собака, а младший брат на велосипеде улыбается, потому что не понимает, как это плохо получать двойки. Ведь он еще не учится в школе. А вот старшая сестра, наверное, отличница. Она готовится к урокам. У нее очень строгое лицо, она недовольна братом и переживает за маму.
Мама очень расстроилась из-за плохой учебы своего старшего сына, но она любит его и надеется, что он будет учиться хорошо. Мальчик тоже печальный, потому что он не хотел расстраивать своих родственников, но так получилось.
Он любит кататься на коньках, играть с друзьями. Это мешает ему хорошо учиться. Видно, что семья дружная и вместе они преодолеют все трудности.
Вариант 5
На картине Федора Павловича Решетникова «Опять двойка» изображены ученик-двоечник и его семья. Мальчик, получивший еще одну двойку, только что пришел домой и находится на переднем плане картины. Он одет в зимнее пальто, черные брюки и ботинки. В руках у него перевязанный портфель, из которого выглядывают коньки.
У мальчика растрепаны волосы и красные уши. Наверное, он не сразу пришел из школы домой, а катался на коньках и играл с ребятами. Мальчик грустный, он ни на кого не смотрит. Даже на любимую собаку, которая радостно встретила его и зовет погулять.
Дома очень чисто и красиво. Видно, что мама мальчика хорошая хозяйка. Она устало сидит на стуле у обеденного стола. На ней надет кухонный фартук. Скорее всего, она готовила обед и ждала своего сына из школы. Только вот он опять огорчил ее. Она с упреком смотрит на мальчика.
Посередине картины стоит старшая сестра двоечника, только она, в отличие от него, учится хорошо. На шее сестры завязан красный галстук, она пионерка. Сестра достала из аккуратного и чистого портфеля учебники и собирается делать уроки. Она смотрит на брата очень сердито и осуждающе.
Младший братишка катался на велосипеде и весело смотрит на брата. Он еще маленький и не может сочувствовать своему брату. Картина Ф.П. Решетникова очень правдивая. Нужно надеяться, что мальчик исправится и будет учиться на одни пятерки.
Вариант 6
Главный герой картины «Опять двойка» – грустный мальчик, стоящий на переднем плане. Причина его грусти в том, что он опять получил двойку, а может быть, даже прогулял школу. Весь его вид указывает на то, что ему стыдно. Однако потрепанный портфель, в котором поверх книг лежат коньки, говорит о том, что школьник не самый прилежный ученик. Скорее всего, он уже привык к тому, что его ругают, и многое пропускает мимо ушей.
Его поведение, конечно, огорчает семью. Настроение картины выражает приглушенная цветовая гамма. Выделяется только красный пионерский галстук старшей сестры главного героя. До прихода ученика все были чем-то заняты: сестра-отличница готовила уроки, мама хлопотала по дому, братишка катался на велосипеде.
Но появление двоечника заставил всех остановиться, все замерло и, кажется, что слышно, как тикают настенные часы. Все внимательно смотрят на провинившегося мальчика. Даже весело закрученный хвост верной собаки, радостно встречающей хозяина, не может поднять настроения персонажам картины. Только младший несмышленый братишка ехидно улыбается, радуясь оплошности брата. Эта картина очень поучительная. Она учит нас ответственно относиться к учебе и не подводить своих родных.
Сочинение по картине “Опять двойка” – 7 класс
Вариант 1
Картина Ф. П. Решетникова «Опять двойка» — замечательное произведение жанровой живописи, на котором с помощью цвета и света показаны сложные чувства людей.
Пространство картины условно разделяется на две части, границей между которыми является дверь, ведущая в другую комнату. Люди, находящиеся по правую сторону от этой грани, как бы объединены и цветом, и позами: их головы склонены друг к другу и видно, что они – заодно.
Яркий передник матери создает ощущение тепла. С ним перекликается окраска велосипеда младшего сына и алый галстук девочки, что вместе с позами подчеркивает близость этих детей к матери. Все трое находятся на светлом фоне, то есть у них все в порядке.
А по левую сторону, в самом темном углу – только один мальчик. Он провинился, и вся семья его осуждает. И вот мы видим, что в одежде провинившегося среднего братишки нет ничего красного. Его лицо обращено не к семье, а к зрителю, а взгляд погружен в себя. Спина прямая, он стойко переносит свой позор, и, кажется, не особенно страдает от угрызений совести. Выражение его лица скорее обреченное, чем виноватое. Вряд ли он может сам справиться с учебными трудностями.
Скорее всего, он нуждался когда-то в помощи, а мама не смогла ее оказать, потому что была слишком занята работой. Ведь недавно закончилась война и, скорее всего, это – одна из тех матерей, на чьи плечи легла тяжелая ноша — растить троих детей без отца, при этом восстанавливая страну после страшных испытаний. Именно поэтому она так грустно смотрит на сына. А старшая дочка старается ей помочь, ругая его вместо мамы.
Помятый портфель красноречиво показывает, что у мальчика есть, помимо учебы, другие радости в жизни – прогулки с друзьями, каток. Пес не зря так радуется своему хозяину. Видимо, от трудностей жизни тот спасается, найдя утешение в общении с четвероногим другом.
Вариант 2
Мы видим знаменитую картину художника Решетникова. В своем произведении он изобразил семью, которая ждет и встречает сына со школы. Передний план картины занимает мальчик. Он светловолосый, одет в черные брючки и ботинки, поверх на нем надето старое пальтишко. Его растрепанные волосы и лопоухость создают впечатление озорника и бездельника, он грустно смотрит в пол, мальчик явно чем-то расстроен. Его портфель изрядно потрепан, он даже перевязан веревкой, из него торчат не тетради и учебники, мы видим коньки. Мне кажется, свой портфель он использует, когда обороняется или зачинает драку. Из всех, кто нарисован на картине, мальчика встречает одна собака. Она встала на задние лапы, и как бы заигрывает, просит поиграть с ней.
Справа на стуле сидит мама мальчика. По ее взгляду можно догадаться, что она снова расстроена. Наверно потому, что ее опять вызывают в школу. Около нее, на велосипеде катается младший братишка, он улыбается, глядя на собаку. Он слишком мал, чтобы понять, что так сильно расстроило их мать. На задней части картины нарисована сестра. Она старшая из всех, и тоже недавно вернулась со школы. Она еще не успела снять школьную форму и красный пионерский галстук. Волосы ее аккуратно забраны в косу. Она готовиться начать выполнять домашние задания. Сразу складывается впечатление, что девочка эта отличница. Мне кажется, она жалеет маму, больше чем брата.
Я не считаю главного героя отрицательным персонажем. И мое отношение к нему ровное. Я считаю, что сестра в состоянии помочь разобраться младшему брату и подтянуть его по проблемным предметам. Мне очень понравилось это произведение, нигде я не видела. Что бы художник так точно смог изобразить настроение всей семьи.
“Опять двойка” — история, знакомая всем
Картина Федора Павловича Решетникова “Опять двойка” — одно из самых известных и любимых произведений советской живописи. Каждый или почти каждый человек, который смотрит на картину, может припомнить себя в подобной ситуации, когда хочешь-не хочешь, а нужно идти домой и рассказывать о том, что получил плохую оценку.
В этой картине самое главное — фигуры и лица людей, уже по их позам мы можем понять настроение. Лица очень красноречиво передают их подлинные чувства и мысли. На картине мы видим семью: маму и трех детей. Художник изобразил всех в момент, когда каждый из героев картины остро реагирует на ситуацию. И эта реакция отражается на лице каждого.
Посередине комнаты стоит мальчик, вернувшийся из школы. Его портфель, перевязанный бечевкой, из которого выглядывают коньки, говорит о том, что в этот день ученик уделил учебе внимания значительно меньше, чем катку. Его сестра с укором и неодобрением смотрит на брата. Сама она стоит с учебником возле стола и, видимо, собирается делать уроки. “Опять двойка” — это не про нее, эта девочка, скорее всего, отличница. Мама детей расстроена мальчиком. Возможно, она только что оживлено беседовала с дочкой и младшим сыном. Но вот вошел средний ребенок и по его лицу стало ясно: “Опять двойка”. Вся радостная атмосфера мгновенно улетучилась.
Само название картины говорит о том, что с мальчиком — героем картины — такая история происходит довольно часто. Никто не удивлен, но почти все раздосадованы, в том числе и сам двоечник. В этот момент на его лице читается раскаяние: ” Эх, если бы все начать сначала, то я бы не катался весь день на коньках, а сначала выучил уроки!” Лишь младший братишка посматривает на него с лукавым любопытством — что же будет дальше? И только собаке — верному другу — все равно, какие оценки в дневнике у ее хозяина, она радостно пытается лизнуть его в нос.
Давайте вспомним, когда была написана картина. Это 1952 год, прошло 7 лет после окончания Великой Отечественной войны. Из тех, кто изображен на картине, войну не застал только младший братишка. Сестра, судя по всему, родилась еще до войны. Главный герой — двоечник, был в войну маленьким ребенком, но, несомненно, знает и помнит, какие трудности пережили люди. Все же это счастливая семья — их отец вернулся с войны и тогда у них родился третий ребенок. Семья живет хорошо, в достатке. Для тех лет обстановка в комнате очень хорошая, даже богатая. У малыша есть велосипед, который был не у всех детей. Мальчик наверняка гордится своим отцом и не раз обещал ему исправиться. И вот повторяется досадное недоразумение. Конечно, все это не изображено на картине, но эта история легко угадывается, стоит только внимательнее посмотреть.
Описание картины Федора Решетникова «Опять двойка»
Вариант 1
Большинству советских школьников известна картина Фёдора Павловича Решетникова «Опять двойка». Многие ученики попадают в подобную ситуацию, когда получена плохая отметка, и нужно о ней сообщать родителям.
Данное полотно очень удобно для описания тем, что оно многоплановое. Интересно наблюдать, как устроен советский интерьер, отражающий образ жизни простых рабочих людей послевоенного времени (Картина написана в 1952 году).
Эта семья живёт не так уж плохо: в комнате хорошая мебель, ковёр на полу, велосипед у младшего мальчика. Дети неплохо по тем временам одеты. Видимо, семья не лишилась отца во время войны, и у детей есть всё необходимое, чтобы хорошо учиться. Но, как видно, старший мальчик не оправдывает ожиданий родителей. Он опять принёс из школы неудовлетворительную оценку.
Самое главное в картине – это невероятно выразительные фигуры и лица людей. Художник изобразил семью, которая встречает загулявшего двоечника. Из школы он вернулся не сразу, опасаясь наказания.
Старшая сестра, несомненно, отличница и активистка, уже успела сделать уроки и теперь осуждающе и строго смотрит на брата-двоечника. Он стоит посредине комнаты, ото всех отвернув глаза. Ему всё же стыдно за собственный проступок. Но, к сожалению, он повторяется уже не в первый раз, потому что мать устала от такого поведения сына.
Сидя на стуле, она с укором и сожалением смотрит на старшего сына. С одной стороны в её взгляде просматривается желание наказать ребёнка, а с другой видна жалость к нему.
А младшему братишке, который ещё не знает, что такое школа, весело от всего происходящего. И только верный пёс рад приходу хозяина. Ему совершенно безразлично, что он принёс в дневнике.
Художник изобразил эмоции и чувства, образ жизни детей тяжёлого послевоенного времени, которые помнят тяготы войны.
Вариант 2
В «некотором государстве» СССР процветал социалистический реализм. Он превратился в целое течение в искусстве, отображая действительность с точки зрения коммунистических идей. Фолиант «Кодекс строителя коммунизма» выводил четкие правила, которым подчинялись все слои общества и представители всех профессий.
Хотя, если вести речь о социальном разделении общества, его просто не было. Существовала партийная номенклатура, рабочий класс и творческая интеллигенция. Один из ее представителей – художник Ф. Решетников. Известно, что он не только состоял в компартии, но и соблюдал все ее постулаты, за что и был награжден премиями имени Сталина.
Картина «Опять двойка», знакома вам с самого детства. Ее название уже стало фразеологизмом, хотя задумывалась она под концепцией «Опять пятерка» и должна была отражать идеи социалистического общества, которое, между прочим, работало на результат. Каждый ребенок рассматривался там как строитель коммунистического будущего, а такая отметка как «двойка» автоматически исключала его из этих рядов.
Чтобы лучше раскрыть первоначальный сюжет, Ф. Решетников начал ходить в школы и выбирать натурщиков для будущего полотна. Но в дело вмешался Его Величество Случай – отличник, который должен был позировать для картины, неожиданно получил двойку. Случившиеся пошатнуло убеждения художника о сюжете произведения.
Изображение двоечника было новаторское по тем временам, ведь от него исходили волны не коммунистического принципа отбора, а чистого гуманизма. Первый вариант картины содержал поникшего мальчика и грозную учительницу, нависшую над ним. Но опять произошел тот самый Случай.
Все дело в дочери Решетникова, которая согласно тенденциям того времени, была круглой отличницей. Однажды она получила двойку, и художник понял, что картину нужно срочно менять – необходимо презентовать отношение к плохим оценкам не на уровне школы, а на уровне семьи.
С последней художник определялся очень долго, пока, в конце концов не нарисовал маму, сестру, младшего брата и даже собаку. Правда, последняя, отказывалась стоять на задних лапах, а главный персонаж написан с соседского мальчишки.
По сюжету полотна – на дворе 1952 год. Если вы посмотрите на семью, то поймете, что старшая дочка появилась на свет еще до Великой отечественной, двоечник был в войну совсем малышом, а младший родился уже в послевоенное время. Достаток семьи по тем временам был неплохой, что отражает остановка в комнате. Тумбочка с настольной лампой, ковер на полу, стол из дерева тогда были на пике интерьерных решений. Младший сын ездит на велосипеде – мечте всех тогдашних детей. Приоткрытая белая дверь показывает фикус на подоконнике – еще одна дань моде того времени. На стене висит календарь, про который говорят, что это миниатюрная копия еще одного полотна Решетникова.
Первое, что вы видите – это цвета, причем все оттенки красного – от розового до бардового, которые отсылают к цвету флага СССР. Сочетания мягких коричневато-желтых оттенков придают картине эмоциональность.
Самого же двоечника и всех персонажей следует рассматривать именно в психологическом контексте. Все чувства и переживания написаны у членов семьи на лицах, даже собака становится эмоциональным персонажем. Художнику удалось «поймать момент», когда проявляется человеческая реакция на события.
Грустно поникший светловолосый мальчик держит в руках коньки и портфель. Причем коньки указывают на то, что учеба ему неинтересна – школьнику не смогли дать правильную мотивацию. Двойку он воспринимает не как личную неудачу, а как то, что это сильно огорчило маму. Видно, что «двойка» в его дневнике поселилась надолго, что это не единичный случай. Ребенок, выросший в войну, просто не увидел детства и теперь пытается «нагнать» его за счет школьного времени. Еще один фактор – это возраст мальчика. На картине изображен ученик 5 – 7 класса, которому не хочется думать об уроках. Мальчикам такого возраста нравятся подвижные игры, общение со сверстниками, а не монотонные школьные занятия.
К мальчику направлены три разных взгляда, которые современные психологи называют агрессорами. Они активно или пассивно выражают свое отношение к двойке.
Первый – это сестра, чьи строгие косички, форма и пионерский галстук выдают «хорошую девочку». Строго сложенные книжки и тетрадки, портфель на стуле выдает в ней отличницу. Сейчас она недовольна братом, который портит ее имидж и с укором смотрит на него. Она – старшая в семье, так что чувствует ответственность за мальчика, которого воспринимает не как брата, а как нерадивого ученика.
Мама преподносит образ пассивного агрессора и, на первый взгляд, кажется спокойной. Но она обессиленно сложила руки на коленях, а фартук выдает то, что ее оторвали от домашних дел. Эта женщина еще с военных лет живет ради своих детей и в том, что «опять двойка» чувствует долю своей вины. Поза матери отражает то, что она устала от отношения сына к учебе, но бороться с этим нет сил.
Мальчик на велосипеде выступает контрастом к остальным персонажам и раздражительным фактором для школьника. Он не только одет в новенькие штанишки и кофту, а и ехидно поглядывает на брата. Не остается сомнений, что его любят больше всех и у него будет полноценное детство. Мама, которая хочет вырастить ребенка в мирное время, позволяет ему все – даже кататься по квартире на велосипеде. Фигура младшего брата отражает еще и семейный конфликт «Остапа и Андрия», ведь он прижимается к маме, а отойдя от нее, не сможет не то что взглянуть на брата, а и противостоять ему.
Единственный друг – это собака, красивая и ухоженная, чем-то напоминающая золотистого ретривера. Мальчик, получивший двойку, без сомнений, ее хозяин, ведь животное стоит на задних лапах и радостно заглядывает ему в лицо.
Стоит сказать, что картина Ф. Решетникова «Опять двойка» стала популярна среди населения бывшего СССР. Ее печатали в учебниках, снимали мультфильмы и даже несколько серий «Ералаша».
Другая картина «Мальчишки» была написана в 1971 году и принадлежит кисти известного советского художника Федора Решетникова. Художник часто изображал детей на своих полотнах.