Что изображено на картине неравный брак

Как сложилась реальная судьба невесты с картины «Неравный брак» художника Пукирева

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Что изображено на картине неравный брак

Сюжет картины предельно ясен и не вызывает каких-то двойственных толкований. Конечно, симпатии зрителя могут быть только на стороне несчастной девушки – почти ребенка, ее белое платье как будто светится в полумраке церкви. Кажется, что в полотне нет никаких тайн и загадок. Однако ее предыстория остается до сих пор неразгаданной до конца. Художник изобразил на картине несколько реальных людей, сказав при этом то ли слишком много, то ли слишком мало. Например, друг Пукирева художник Петр Михайлович Шмельков стоит за спиной невесты и смотрит прямо на зрителя; можно там найти и голову рамочника Гребенского, обещавшего сделать художнику раму для картины «каких ещё не было». А вот шафер (крайняя фигура справа), всей своей позой выражающий явное недовольство происходящим, несомненно имеет портретное сходство с самим Василием Пукиревым. С первых дней выставки слухи о том, что эта картина на самом деле рассказывает о личной трагедии самого художника, не утихали.

Что изображено на картине неравный брак

Однако, согласно одной из версий, Василий Пукирев изобразил на картине любовную драму своего друга. Молодой купец Сергей Варенцов был влюблен в девушку, но родители предпочли выдать красавицу за человека, на 13 лет старше ее. Причем сам несчастный влюбленный был вынужден исполнять роль шафера на этой свадьбе, так как состоял в родстве с семьей жениха. Правда, как настоящий творец, Василий Пукирев, конечно, придал драматизма своему произведению. Жених тут старше юной невесты как минимум лет на тридцать-сорок. Но на то оно и искусство, чтобы вскрывать пороки человеческого общества. На самом деле, картина «выстрелила» именно потому, что явление неравных браков на тот момент действительно было наболевшей распространенной практикой. Об этом уже начинали говорить в обществе, так как по статистике таковыми являлось уже большинство заключаемых союзов. В феврале 1861 года даже вышел Указ Священного Синода, осуждающий браки с большой разницей в возрасте, однако ситуацию он, конечно, не изменил.

Что изображено на картине неравный брак

О том, что версия Сергея Воронцова имеет право на существование, говорят несколько фактов: Во-первых, об этом рассказал в своих мемуарах его родственник Николай Варенцов. Во-вторых, на сохранившемся эскизе картины за спиной невесты также стоит скрестивший руки на груди шафер, который байроновским взглядом буравит жениха, однако тут изображен явно другой человек, действительно очень похожий на Сергея Варенцова!

Что изображено на картине неравный брак

Эту «замену действующих лиц» объясняют тем, что к моменту написания картины ситуация у друга художника уже изменилась. Именно этот жизненный случай не стал показательно-трагическим. Прототип заплаканной невесты был очень счастлив в своем неравном браке, а молодой человек буквально через год собрался делать предложение другой достойной женщине, и свое «участие» в картине в качестве несчастного влюбленного посчитал неуместным. По этому поводу он даже поссорился с Пукиревым, и тот в сердцах пририсовал якобы шаферу бороду… В этом месте мемуарист объясняет получившееся сходство с самим художником случайностью, и вот тут мы подходим ко второй версии истории этой картины.

Известно, что моделью, с которой Пукирев рисовал невесту, была Прасковья Матвеева Варенцова (здесь совпадение фамилий с героем предыдущей версии действительно случайно). Девушка была внебрачным отпрыском очень знатной княжеской семьи, которая принимала в ее судьбе участие. О том, что художник был влюблен в нее и сделал ей предложение, пишет знаменитый описатель московского быта Гиляровский:

Н. А. Мудрогель, старейший работник Третьяковской галереи, взятый на службу ещё самим Третьяковым, также вспоминал: «На картине Пукирева «Неравный брак» в роли шафера за невестой художник изобразил себя… И вообще, вся картина, как я знаю, является отголоском личной драмы художника: невеста с картины должна была стать его женой и не стала, богатый и знатный старик сгубил её жизнь».

Возможно, что, влюбившийся в свою модель, художник действительно сделал ей предложение и получил отказ от знатной семьи, которая предпочла выбрать для девушки более достойный вариант. После чего полотно на самом деле стало автобиографичным, а молодой живописец своим творчеством, похоже, сумел предсказать нерадостную судьбу возлюбленной. Эта версия получила неожиданное подтверждение в 2002 году, когда в Третьяковскую галерею попал рисунок 1907 года работы известного московского художника и педагога Владимира Дмитриевича Сухова. Карандашный портрет пожилой женщины был подписан самим автором:

«Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В.В.Пукирев написал свою известную картину «Неравный брак». Госпожа Варенцова живет в Москве, в Мазуринской богадельне».

Что изображено на картине неравный брак

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

«Неравный брак» картина Пукирева

История создания, описание и сочинение по картине «Неравный брак» русского художника Василия Пукирева.

Кто написал картину «Неравный брак»

Автором картины является известный русский художник, живописец, мастер жанровой сцены Василий Владимирович Пукирев (1832-1890). На счету художника немало настоящих шедевров живописи — «Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного Суда», «Сбор недоимок» и другие, но главным шедевром Василия Пукирева является картина «Неравный брак».

Что изображено на картине неравный брак

«Неравный брак» история создания картины

Картина была написана в 1862 г. Холст, масло. Размеры: 173 × 136,5 см. Находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.

Василий Пукирев написал картину после окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В 1863 году он представил картину на академической выставке. Работа настолько поразила зрителей, что за неё он был удостоен академика Императорской Академии художеств.

Для того времени сюжет картины являлся очень актуальным. Браки, которые совершались с большой разницей в возрасте, зачастую исходя только из материальной выгоды и нередко против воли молодых девушек, были частым явлением. В середине XIX века данный вопрос стоял остро и осуждался многими современниками.

Не потеряла актуальности картина и сегодня. Хотя в наше время крайне редки и зачастую не на слуху являются браки, которые осуществляют помимо воли невесты, однако браки с большой разницей в возрасте, которые явно был заключены только с целью наживы и обогащения, продолжают оставаться актуальными и, пожалуй, будут оставаться таковыми, пока миром правят деньги и люди их имеющие.

«Неравный брак» описание картины

На картине мы можем увидеть таинство венчания (обряд венчания) или по простому — церковный обряд бракосочетания. Таинство происходящего подчёркивает полумрак церкви и яркий луч солнца, пробивающийся сквозь окно. Свет выхватывает из полумрака престарелого жениха и совсем молодую невесту, а также священника. Остальные персонажи находятся в тени. Характер работы ясно показывает отношение к происходящему самого художника.

Что изображено на картине неравный брак

Жених всем своим видом вызывает у зрителя отторжение. По всему видно, что это очень властный и циничный человек. Взглядом искоса, в котором прослеживается некое превосходство, он смотрит на невесту. Здесь он является хозяином положения, против воли которого идти не посмеет никто, особенно сама невеста. Его взгляд повелительный, не терпящий возражений. Он наблюдает за побледневшей девушкой, чтобы та выполняла всё, что от неё требуется, беспрекословно. Гордая осанка, строгий и неподвижный вид — всё говорит о том, что этот человек привык смотреть на людей свысока, соответственно своему высокому положению. На его шее и левой груди Императорский орден Святого равноапостольного князя Владимира 2-й степени.

Что изображено на картине неравный брак

Рядом с женихом находится невеста. Её образ является полной противоположностью жениху. Девушка бледна и совсем потеряна. Против воли её выдают за старика, и она просто не в силах что-либо сделать. Зритель сразу обращает внимание на лицо невесты, искреннее сочувствуя бедной девушке. В белоснежном свадебном наряде она кажется настоящим ангелом, которого сломил жестокий мир, где правят власть, положение в обществе и деньги.

Что изображено на картине неравный брак

У девушки не остаётся сил. Левая рука со свечой безвольно повисла, она уже не может держать её как подобает — на уровне груди, как это делает жених. Левую руку из последних сил она протягивает священнику, который собирается надеть на её палец обручальное кольцо. Художник изобразил мгновение, когда мир молодой девушки окончательно рушится.

Сгорбленный священник также не может противостоять неравному браку. Несмотря на то, что брак должен осуществляться между любящими друг другу сердцами, он вынужден надеть кольцо на палец девушке, благословить мужа и жену на «счастливую» совместную жизнь.

Что изображено на картине неравный брак

Необходимо обратить внимание на фигуры людей на заднем плане. Они различны по своему характеру точно так же, как жених и невеста.

В левой части картины находится группа жениха. Они вполне довольны происходящим, с любопытством следят за происходящим на таинстве. Первый — военный — с откровенным и нескромным любопытством разглядывает невесту. Рядом с женихом стоит низенькая старая женщина, по всей видимости в этом образе художник изобразил сваху, которая имеет непосредственное отношение ко всему происходящему.

В правой части находится группа невесты. Выражения их лиц демонстрируют недовольство происходящим. Они отворачивают глаза и хмурятся, высказывая тем самым безмолвный протест неравным бракам.

Что изображено на картине неравный брак

Особое внимание стоит уделить самой крайней фигуре справа. Мужчина в профиль — сам Василий Пукирев. Художник запечатлел здесь свой автопортрет, тем самым указав и на своё личное отношение к несправедливости властных и богатых.

«Неравный брак» сочинение

Картина «Неравный рак» написана русским художником Василием Пукиревым в 1862 году. Шедевр русской живописи сегодня находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. На этой картине автор изобразил быт и нравы своего времени, к которым относился с осуждением.

В XIX веке не редки были случаи, когда небогатые родители находили для своей невесты богатого жениха, который мог быть гораздо старше её по возрасту, в целях поднятия своего собственного благосостояния и положения в обществе.

На картине мы видим процесс таинства венчания в церкви. Престарелый жених берёт в жёны совсем юную девушку. Невеста, которая чувствует себя обречённой на супружескую жизнь с человеком, к которому не испытывает никаких чувств, выглядит опустошённой. Она безвольно поднимает руку, чтобы священнослужитель надел на её палец кольцо. Вторая рука со свечой поникла. Рядом стоит жених, будущий супруг, за которого её отдали против воли.

Старик одет «с иголочки». С надменным и строгим видом он смотрит на свою невесту, требуя тем самым беспрекословного подчинения. Он чувствует себя хозяином положения, которому никто не может сказать слова против.

В центре картины три фигуры — жених, невеста и священник. Фигура священника в контексте сюжета так же важна. Исподлобья он смотрит на бедную невесту, опустившую глаза. Он сочувствует заплаканной девушке, но ничего не может с этим поделать. Здесь уже всё предрешено и никто не сможет помешать происходящей несправедливости.

Не меньший интерес вызывают фигуры, которые находятся за спинами венчающихся. По левую сторону стоят представители жениха. Военный с любопытством и улыбкой рассматривает молодую невесту. Рядом стоит старая женщина — сваха. По правую сторону стоят представители невесты. У всех на лице написано недовольство тем, что происходит. Они демонстративно отворачиваются от сцены и хмурят брови, выражая своё несогласие и возмущение. Самый крайний мужчина справа — автопортрет самого Василия Пукирева. На картину самого себя он поместил, чтобы показать личное отношение к тому, что в его время царят такие нравы, которые противны здравому смыслу и всему человеческому.

Картина заставляет зрителя сочувствовать и сопереживать невесте. Участь её предрешена. Теперь она будет вынуждена жить с человеком, которого не только не любит, но может даже ненавидит. Совсем в молодом возрасте она мечтала о высокой и искренней любви, счастливом браке, детях от любимого мужа, но всем её планам теперь просто не суждено сбыться, так как за неё её судьбу решили родители и тот человек, что стоит рядом и обладает большим влиянием.

Василий Пукирев своей работой в очередной раз указал на недостатки общества, и сделал ещё один шаг к тому, чтобы этот пережиток прошлого стал мало-помалу исчезать из культуры и обычаев в России. Невеста — это символ несправедливости, тот, чей образ должен указать людям на уничижительное отношение к женщинам, чтобы таких, как эта бедная девушка, больше никогда не было.

Источник

Почему «Неравный брак» — шедевр. Разбираем с экспертом самую известную картину Художественного музея

Было время, когда от своих знакомых приходилось слышать, мол, делать в наших художественных галереях нечего и смотреть там тоже не на что. Я, конечно, осознавал, что Лувром, Уффици или Эрмитажем белорусы не обладают, но пытался доказать: в наших музеях хватает достойных произведений со своей историей, легендами и скрытыми культурными кодами. Вы тоже не верите? Сегодня мы запускаем постоянную рубрику, в рамках которой вместе с экспертами каждую неделю будем на пальцах разбирать одно из любопытных произведений искусства, находящихся в белорусских музеях.

А начнем, пожалуй, с самой известной и популярной работы, хранящейся в Национальном художественном музее. О ней, кажется, слышали все. Это «Неравный брак» Василия Пукирева. Почему это шедевр, кто изображен на полотне и как картина повлияла на ход истории, нам рассказал ведущий научный сотрудник музея Дмитрий Солодкий.

Был ли Пукирев известным художником?

Василия Пукирева точно не назовешь широко известным художником. Он родился в Тульской губернии, учился иконописи в Могилеве, писал для храмов, а потом поступил в Московское художественное училище и какое-то время жил на Большой Лубянке. На фоне признанных российских мастеров Пукирев не особо выделялся, но в 1862-м он создал картину «Неравный брак», сразу же ставшую необычайно популярной. Ее выставили в Петербурге, а потом даже отправили на всемирную выставку в Париж.

Что изображено на картине неравный брак

— Есть музыканты, прославившиеся благодаря одной песне, а есть художники, которых мы знаем по одной картине. К их числу относится Пукирев. Он широко известен только одной своей работой — «Неравным браком», за которую сразу же получил звание профессора живописи в Академии художеств, рассказывает Дмитрий. — В дальнейшем ее для своей коллекции приобрел Третьяков. Больше ничего выдающегося художник сделать не смог и себя не превзошел. Наверное, поэтому в 1875-м, спустя 13 лет, он создает копию «Неравного брака». Возможно, ему просто хотелось заработать. Это, кстати, не было чем-то зазорным. Например, представленный в нашем музее Василий Максимов 30 раз повторил свою работу «Все в прошлом», потому что эти авторские копии у него отрывали буквально с руками. В дальнейшем Пукирев преподавал, но в итоге умер в абсолютной бедности. Чтобы хоть как-то прокормиться, он даже распродавал свою коллекцию работ других художников. В забытьи не был, но дела у него в конце жизни обстояли совсем плохо.

Что изображено на полотне?

Перед нами сцена венчания пожилого жениха и молодой невесты, которая согласилась на обряд явно не по своей воле и от этого не в силах сдержать слезы. За происходящим наблюдают гости, собравшиеся за спинами «молодоженов».

Есть несколько гипотез, почему Пукирев взялся за эту тему. Вот некоторые из них.

Кого написал художник?

Всего на полотне можно увидеть 11 человек. Часть из них — это реальные люди, жившие в одно время с Пукиревым.

Источник

Новое в блогах

Загадки и легенды картины «Неравный брак» В.Пукирева.

Что изображено на картине неравный брак

Наверное не найдётся ни одного человека,кто не видел бы иллюстрацию этой картины.

Неравный Брак. Это понятно зрителю с первого взгляда. Что привело сюда столь юную, трогательную в своей прелести и чистоте девушку, что заставило ее связать свою жизнь со стариком.

…Полумрак церкви. Падающий из окна свет ярко освещает лишь жениха, невесту и священника, совершающего обряд венчания. Бледная, заплаканная невеста, опустив глаза, протягивает руку священнику, который готовится надеть на её указательный палец венчальное кольцо. Перешёптываются гости, оценивая красоту бесприданницы. Стоящий за нею молодой человек глубоко задумался о разыгрывающейся перед ним жизненной драме…

Как резки и неприятны глубокие морщины его длинного, черствого, дряхлого лица жениха. Особенно неподвижным и застывшим кажется оно, зажатое тугим и жестким воротником. На шее жениха орденский Крест Владимира II степени, а на груди сияет соответствовавшая этому ордену звезда. Он преисполнен сознания собственной значительности. Видя слезы невесты, он даже и головы не повернул в ее сторону и, лишь скосив глаза, шепотом высказывает ей свою досаду.

Совершенно по другому написана невеста.Нежный овал ее миловидного лица, шелковистые русые волосы, изящный маленький рот – все в ней полно девичьей прелести. Особенно трогательной и чистой кажется она в свадебном наряде. Резко контрастируя с жесткой ризой священника, почти невесомо легкими представляются прозрачная кисея ее фаты и нежная пена кружев ее платья.

Должно быть, до последнего мгновения девушка надеялась на что-то, что помешает этому ужасному для нее браку. Теперь, когда обряд венчания подходит к концу, нечего более ждать. Опустив заплаканные глаза с припухшими от слез веками, не глядя на священника, она, почти лишаясь сил, медленно, точно в полусне, не замечая, что свеча, которую она держит в своей упавшей руке, почти касается пламенем ее платья, протягивает другую свою руку священнику, чтобы тот тяжелым обручальным кольцом навсегда сковал ее судьбу с этим чуждым ей, нелюбимым человеком.

Тема эта трагичностью своей привлекала известных художников слова. Достаточно вспомнить пьесу А.Н.Островского «Бедная невеста» или стихи Н.А.Некрасова на эту тему.

Это лучшая картина В.Пукарева.За неё ему присвоили звание профессора живописи..И имя его стало известным на всю Россию.

Что изображено на картине неравный брак

Многие в ту пору пытались докопаться, кого же и почему изобразил художник? Москва полнилась слухами. Говорили, будто Пукирев сам пережил подобную трагедию и потому самого себя изобразил на картине. Утверждали, что невеста его была выдана против своей воли за богатого старика. Слухи эти оказались живучи и ещё более утвердились в сознании наших современников. Надо сказать, в этом была доля истины.

В 2002 году в Государственную Третьяковскую галерею от родственников Пукирева поступили материалы, свидетельствующие о том, что в основу работы над картиной «Неравный брак» был положен действительный факт, связанный с другом В.В.Пукирева, купцом Сергеем Михайловичем Варенцовым.

В 1860 году, за два года до создания картины «Неравный брак», в церкви Трёх Святителей на Кулишках венчался московский купец Андрей Александрович Корзинкин с дочерью богородского купца Софьей Николаевной Рыбниковой. Жениху было 37 лет, невесте — 24 года.

Не мудрено, что родители невесты предпочли влюблённому в их дочь 27-летнему купцу С.М. Варенцову более богатого и известного в торгово-промышленном мире жениха. Красавец же Варенцов был на свадьбе лишь шафером. Объяснить этот странный поступок Сергея Михайловича может то обстоятельство, что его старший брат был женат на сестре Корзинкина. Это весьма угнетало Сергея Михайловича, и он поделился своими переживаниями с Пукиревым.

Это нашло своё отражение В картине. Шафером, стоящим со сложенными на груди руками, был Варенцов, портрет которого, написанный маслом, с давних пор хранился в мастерской. Невесту Пукирев писал с Прасковьи Матвеевны Варенцовой.она происходила из знатного рода и была внучатой племянницей княгине Ольге Мироновне Щепиной-Ростовской.Это была его давняя любовь.

Из-за картины между Варенцовым и Пукиревым произошла крупная ссора, когда купец увидел на ней своё изображение. Он готовился к свадьбе с Ольгой Урусовой и возмутился, что художник поведал всем о его тайне. Пукирев вынужден был приделать маленькую бородку шаферу, оставив все черты лица без изменения. Внешне они походили друг на друга, и теперь можно было сказать, что Пукирев изобразил на картине себя.

Так вместе и оказались на полотне Прасковья Варенцова и Василий Пукирев.Только здесь они смогли быть вместе.

Молодому преподавателю московского училища живописи и ваяния, было 30 лет. Он мечтал о семье. Трудно сказать, когда Пукирев сделал предложение Прасковье Матвеевне. Одно очевидно: едва родители её узнали об этом, они поспешили выдать дочь за известного и богатого человека их круга. Он был намного старше Прасковьи Матвеевны.

Прасковья Варенцова похоже, всю жизнь хранила любовь к Пукиреву, иначе не стала бы рассказывать на старости лет незнакомому художнику, что когда-то позировала для картины «Неравный брак».

Какова же судьба людей,связанных с этой картиной?

Что изображено на картине неравный брак

В 2002году В Третьяковскую галерею поступил портрет,сделанный в 1907 году, на котором написано: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В.В.Пукирев написал свою известную картину «Неравный брак». Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне». Да, Варенцова доживала свою старость в богадельне. Молва же, гуляющая по Москве, гласила, что молодой красавицей её выдали замуж за богатого человека, он скоро умер, но к своему любимому, художнику Пукиреву, она так и не вернулась. Верить ли этой молве?

Трагедию Варенцова или свою собственную изобразил художник в картине.

Пукирев же так и не обзавёлся семьёй. Что-то будто сломалось в нём. Дела не ладились. Удача отвернулась от него. Он писал новые картины, но они не находили покупателя. Пукирев запил, прекратил преподавать в училище, распродал свою коллекцию картин, потерял квартиру, жил на подачки друзей и умер в безвестности 1 июня 1890 года. Так, написав на картине чужую судьбу, он будто предсказал свою.

Что изображено на картине неравный бракМогила Пукирева.

Картина»Неравный брак» никого не оставляет равнодушным. Репин писал о её особом воздействии: «»Неравный брак» Пукирева… говорят, много крови испортил не одному старому генералу». А историк Н.Костомаров признался друзьям, что, увидев картину, отказался от намерения жениться на молодой девушке.

Бледна, едва дыша, потупив очи,
Держа свечу дрожащею рукой,
Стоит невеста. Чист и непорочен
Прелестный лик. С подавленной тоской
Протянута рука навстречу року
В обличье обручального кольца,
Готового сковать её без сроку
Веригами постылого венца
Со сластолюбцем – сморщенным Кащеем
Обласканным судьбою и царём;
Сияет крест Владимира на шее,
И чин, и власть, и деньги – все при нём.
Сейчас священник, в ризу облачённый,
Надев кольцо на полудетский перст,
Захлопнет дверцу клетки золочёной.
Бедняжка! В ней нести тебе свой крест.
Твой милый здесь же, близко – за тобою,
Но вам не быть с ним мужем и женой.
Как много вас, униженных судьбою,
С немилыми обходят аналой!(Г.Солодилов)

Источник

Неравный брак. О чём там?

На картине изображено таинство (обряд) венчания в православной церкви. Здесь тесно, среди полумрака, падающий из окна свет (с левого верхнего угла картины) ярко освещает лишь жениха, невесту, священника и молодого человека сзади невесты. Жених изображён стариком в хорошем костюме, с едким, снисходительно-раздражительным выражением морщинистого лица. У него невыразительные тусклые глаза, брезгливо оттопыренные губы, на шее орденский крест Владимира II степени и слева на груди соответствующая этому ордену звезда. Зажатый и тугой воротник придаёт его лицу неподвижный и застывший вид, и лишь глаза его чуть скошены в сторону невесты.

Согласно первой версии, сюжет картины связан с любовной драмой, случившейся с другом художника, молодым купцом Сергеем Михайловичем Варенцовым. Согласно этой версии Сергей Варенцов был влюблён в 24-летнюю Софью Николаевну Рыбникову, но родители невесты предпочли ему более богатого и известного в торгово-промышленном мире, Андрея Александровича Карзинкина ( на 13 лет старше невесты). Причём, по свидетельству Н. П. Сырейщикова, внучатого племянника Варенцова, в силу сложившихся обстоятельств Сергей Варенцов был вынужден присутствовать на венчании, состоявшемся в 1860 году в церкви Трёх святителей на Кулишках, в качестве шафера. Согласно версии вскоре Сергей Варенцов запротестовал против изображения себя на картине, так как в свою очередь, собирался жениться на Ольге Урусовой. Художник был вынужден изобразить на картине самого себя. Тут версия расходится на под версию со слов ещё одного свидетеля событий. Собственно (утверждает инкогнито Выдуманное. Пережитое) увидев картину на выставке и, главное, себя с обиженным лицом, Сергей и закатил художнику скандал. Немного успокоившись, Варенцов потребовал Пукирева исправить положение. Сначала Пукирев пририсовал другу бородку, которую тот никогда не носил. Затем немного изменил черты лица Варенцова. Велика вероятность, что художник корректировал картину, используя собственное лицо. Так несколькими решительными мазками художнику удалось вернуть дружбу купца. Между тем Софья в «неравном браке» была счастлива. Если уж на то пошло (свечку не держал), но брак оказался не таким уж и неравным: жениху Карзинкину было всего 37 лет. И, судя по тому, что у пары родилось трое детей, он был бодр и полон энергии. А Пукиреву за картину дали звание профессора. Словом, все остались в выигрыше. Хотя брошенный Сергей Варенцов с нами бы не согласился. Однако критики приняли «Неравный брак» отлично, и казалось, что молодой выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества Василий Пукирев должен ликовать. Но его радость омрачала ссора с близким другом, купцом Сергеем Варенцовым. Друг-купец, едва увидев «Неравный брак», закатил Пукиреву жуткий скандал. Он не знал недостатка в женском внимании, был молод и богат. Но накануне 30-летия сердце купца-плейбоя похитила дочка богатого фабриканта и звали девушку Софья Рыбникова. Она на картине в белом платье. Пукирев изобразил Софью Рыбникову рядом с пожилым и неприятным мужем (переквалифицированным на всякий случай из фабриканта в генерала). Позади Сони с немым упреком на лице стоит Варенцов.

Про Сергея Михайловича рассказывали, что он был влюблён в барышню (дочку купца Рыбникова, не фабриканта, утверждают третьи), и хотел даже на ней жениться, но родители предпочли выдать её замуж за Андрея Александровича Карзинкина, хотя не такого красивого, зато хорошего человека. Эта неудача Сергея Михайловича весьма угнетала (продолжает википедия), и он делился горем со своим приятелем художником Пукиревым, который воспользовался этим рассказом для сюжета своей картины под наименованием «Неравный брак», изобразив жениха стариком генералом, а шафера, стоящего со сложенными на груди руками, — Сергея Михайловича. Картина имела большой успех на выставке, была приобретена П. М. Третьяковым и до сего времени находится в Третьяковской галерее. Из-за этой картины между Сергеем Михайловичем и Пукиревым произошла крупная ссора, когда он увидал изображение своё на ней. Пукирев принужден был приделать маленькую бородку шаферу, оставив все черты лица без изменения, так как Сергей Михайлович не носил бороды.

Подтверждением факта, что художник изобразил самого себя на картине, является его сходство с образом художника на картине «В мастерской художника» (1865), где по свидетельству Н. А. Мудрогеля, автор изобразил себя. Друг художника С. И. Грибков также подтверждал, что «со скрещёнными руками в картине — это сам В. В. Пукирев, как живой». По другой версии, озвученной тем же другом художника Сергеем Грибковым и Н. А. Мудрогелем, на картине изображена любовная драма самого художника. Причём, Грибков рассказывал и подробности этой истории: Товарищ и друг В. В. Пукирева с юных дней, он (Грибков) знал историю картины «Неравный брак» и всю трагедию жизни автора: этот старый важный чиновник — живое лицо. Невеста рядом с ним — портрет невесты В. В. Пукирева, а стоящий позади сам В. В. Пукирев, как живой. (В. А. Гиляровский. Москва и москвичи). Согласно этой версии, прототипом в образе невесты на картине изображена несостоявшееся невеста самого Василия Пукирева — Прасковья Матвеева Варенцова, внучатая племянница княгини Ольги Мироновны Щепиной-Ростовской (урождённой Варенцовой-Тарховской), супруги князя А. И. Щепина-Ростовского. Подтверждение этой версии было получено в 2002 году, когда Государственная Третьяковская галерея приобрела карандашный рисунок 1907 года работы В. Д. Сухова, на котором написано: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину „Неравный брак“. Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне». В образе жениха (по предположению иных), художник изобразил тверского предводителя дворянства собирательно: фигура и одежда — от Полторацкого, голова, с особенным выражением лица, — от Цицианова, венчик седых волос — от повара Владимира Ивановича… Нет смысла заниматься перечислением глупостей.

Даже если и написал художник В. В. Пукирев свою известную картину „Неравный брак“ с Прасковьи Матвеевны Варенцовой (44 года назад от 1907), то это ни о чём не говорит совершенно. Ведь её жених в свои 37 лет выглядит на все 77, однако, пару «молодых» в церкви рисовал один и тот же человек. И потом, он менял внешность друга на себя прямо на выставке? Или рисовал бороду в «два мазка» прямо перед зрителем? Чушь все эти версии. Рисунок и надпись чьей руки? Появились же они после смерти в нищете автора картины и когда не стало ни Софьи, ни Прасковьи. А при их жизни плодились версии более дешёвые на уровне сплетен.

Я в ответе этом, быть или не быть?
Я, как зритель, осуждаю старика.
Как мужчина, почему бы не любить.
На картине ясно вижу три венка.

Слева требник, обручальное кольцо,
Золотой, преданий палец, жениха…
И плешивый профиль древности отцом
от художника. Какая чепуха!

А близ станции метро на Кулишках
Софья Рыбникова рядом с пожилым,
нынче видится во всех его грехах,
с генералом обветшалым и скупым…

Вышла замуж за Карзинкина она
в переулке Трехсвятительском, Москве,
стала верная для критики жена,
мне же нравится картина, Софья, где

Сидит Соня с офицером молодым
за столом с бокалом красного вина…
«После брака» с офицером боевым
перед мужем и красива и честна.

Генерал лежит поодаль в темноте
на диванчике зелёного сукна…
Дорисует ей Василий декольте?
И у мужа неслучайна рыжина.

Может рыжий и из кожи был диван.
За эскизы говорю картины той,
фуэте бы в кульминации, а там
апельсиновый венок над головой…

Там эскизы только есть у полотна.
Не расставлены приборы, блики, свет.
Аннотации ушли в полутона.
Не закончена картина, но сюжет…

Позади с немым упрёком на лице,
руки скрещенные держит уже так.
Он расскажет о невесте и глупце,
почему он написал «Неравный брак».

* на фото: В. Пукирев. Неравный брак, 1862
22.11.2020, СПб

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *