Что изображено на картине неизвестного художника xix века
«Неизвестная» — самая загадочная русская картина
Загадка «Неизвестной» в том, что до сих пор неясно, кто изображён на картине. Иван Крамской не оставил подсказок. Упоминаний о женщине нет ни в письмах, ни в дневниках. Вместе с этим «Неизвестная» — лучшая работа художника.
Картину долго не хотели покупать. Считалось, что она приносит неудачу. Серьёзные коллекционеры обходили её стороной. Только в Третьяковской галерее произведение, наконец, обрело покой.
«Неизвестная». И. Крамской
Портрет Софьи Крамской
По мнению некоторых искусствоведов, картина — собирательный образ. Через неё Иван Крамской хотел передать недостатки особ высшего света. Высокомерный взгляд девушки и её поза демонстрировали облик светских львиц. У неизвестной не было конкретного прототипа, но рисовали картину с натуры.
Лицо темноволосой красавицы Крамской срисовал со своей дочери. Картина «Девушка с кошкой», на которой изображена Софья Крамская, чем-то напоминает «Неизвестную». Однако не все согласны с этой теорией. Другая часть искусствоведов делится надвое. Одни считают, что неизвестная дама — фаворитка императора. Другие, что она — жена дворянина. И в первом, и во втором случае судьбы девушек закончились трагически. Возможно, именно поэтому картина приносит несчастье?
Крамской Иван Николаевич нарисовал невесту друга
Матрёну художник знал лично. Однажды, посетив в Петербурге своего друга, дворянина Бестужева, он увидел, как в квартиру буквально ввалилась темноволосая девушка. Она сообщила своему мужу Бестужеву, что виделась с некоей госпожой — бывшей подругой семьи. После этого довольно добавила, что проехала в карете мимо, не поздоровавшись.
В жилах Матрёны Саввишны текла крестьянская кровь. Бестужев приметил девушку на одном приёме. После этого он уговорил её хозяйку отпустить крестьянку в город. Бестужев даже женился на девушке. Однако брак счастья не принёс. Молодой дворянин попытался дать образование Матрёне, но её больше интересовали развлечения.
Не выдержав жизни с необразованной крестьянкой, Бестужев отправил её обратно в деревню. Но Матрёне Саввишне вернуться домой было не суждено. По дороге она заболела. Девушка умерла на одной из железнодорожных станций. Крамскому настолько запомнился образ черноволосой девушки, что он нарисовал её портрет. На картине она едет на санях мимо старой знакомой, одаривая её высокомерным взглядом.
Грузинское проклятие картины и незнакомки
Вторая женская история ещё печальнее. В конце XIX века к Крамскому случайно попал медальон. Открыв его, он увидел темноволосую грузинку. К тому моменту восточной красавицы уже не было в живых. Но художнику удалось выяснить подлинную историю жизни неизвестной.
Мария Федоровна, вдова Павла I, выписала себе из Грузии фрейлину с нежной внешностью. Варвара Туркестанова хорошо прижилась во дворе. Милое лицо с прямыми чертами и острый ум выделяли её среди других фрейлин. Варвара стремилась укрепить своё положение в обществе, поэтому начала оказывать знаки внимания Александру I. Император не устоял перед чарами восточной красавицы.
Мистическая картина и трагическая судьба «Незнакомки» Ивана Крамского
Творчество И. Крамского известно многим по его шедевру — картине «Незнакомка». Это полотно находится в Третьяковской галерее. Но попало оно туда не от автора, а через много лет после создания. За эти годы оно путешествовало от одного хозяина к другому, пока не оказалось в музее. Кстати, сам П. Третьяков поначалу хотел приобрести «Неизвестную» для своей коллекции, но позже отказался.
С картиной связывают мистическое начало. Поговаривают, что под её влиянием с людьми происходят различные неприятные происшествия.
Кто она — «Неизвестная», а в народе «Незнакомка»?
На картине присутствует молодая модная женщина, наряженная по моде 80-х годов XIX века. Зная, что в светском обществе не допускалось одеваться таким образом, можно предположить, что изображённая на картине дама не аристократка. Да и сам живописец не указывает её имени. Картина изображает «Неизвестную».
После написания портрета возникло много версий о той, кто был натурщицей для живописца. В их числе называли и фаворитку Александра I Варвару Туркестанишвили, и неофициальную супругу императора Александра II княгиню Юрьевскую, и родственниц самого живописца — дочь Софью и племянницу Людмилу. Сам портретист не хотел обнародовать имя.
Важно! Специалисты сходятся во мнении, что для написания портрета автор использовал черты нескольких женщин.
«Незнакомка» — одна из загадочных шедевров
Мотивом к написанию портрета для И. Крамского послужил случай, произошедший с дворянином Бестужевым. Приехав погостить к своей тётке в Курскую губернию, он присмотрел среди её челяди симпатичную девушку Матрёну. Барин решил жениться на ней и забрал в столицу. Там девушку начали обучать светскому этикету. В одной из поездок по городу Матрёна повстречала бывшую хозяйку и надменно повела себя с нею.
Эту историю И. Крамской слышал от самой девушки. Именно такой эпизод и запечатлён на портрете — надменный взгляд не очень образованной кокетки. Из-за этой девушки Бестужеву пришлось пережить немало неприятных ситуаций, впоследствии закончившихся разводом. Поэтому слава этого прототипа и принесла картине известность как «роковой».
Вторым наиболее достоверным прототипом героини картины следует считать дочь художника — Софью. Отец с дочерью были духовно близки, много времени проводили вместе в мастерской, обсуждали общественные и культурные события. Впоследствии она сама стала замечательным портретистом и книжным иллюстратором.
Девушку преследовали неудачи в любви. Может, это действительно так на неё повлияла картина. В юности за нею ухаживал живописец А. Бенуа, но она побоялась выходить замуж за человека намного старше её. Затем у неё состоялась помолвка с медиком Сергеем Боткиным, но незадолго до свадьбы он влюбился в подругу невесты Александру Третьякову и женился на ней. Как всё взаимосвязано?! А Софья, собрав волю в кулак, продолжала общаться с подругой. Только по прошествии многих лет после смерти отца, она вышла замуж за юриста Г. Юнкера.
После смерти мужа и Октябрьской революции на её долю выпало немало испытаний, в том числе и ссылка в Сибирь. Там она тяжело болела, перенеся два инсульта, но продолжала работать, иллюстрировать журналы и учебники. Кроме того, Софья занималась фотографией, хорошо знала языки. По ходатайству Е.П. Пешковой, весной 1932 года она возвращается в Ленинград, где в скором времени скончалась при странных обстоятельствах. Якобы от укола рыбой. Была реабилитирована в 1989 году.
Почему Павел Третьяков отказался купить картину?
Существовавшие поверья гласили о том, что девушки, изображённые на картинах, высасывают жизненную энергию из хозяев. По этой причине во многих дворянских домах портреты старались вешать в библиотеках или коридорах домов.
Не избежал такого суеверия и П. Третьяков, отказавшийся приобретать полотно для своей галереи. Видимо, чувствовал что-то связывавшее портрет с жизнью своей дочери.
Павел Третьяков
Роковая картина несёт несчастья
Картина начала переходить от одного хозяина и к другому и обрела «нехорошую» славу.
Справка! В тех семьях, где побывала «Неизвестная» происходили большие неприятности: у кого-то сбежала жена, у кого-то пропал капитал, случился пожар. Были и смерти близких родственников, и серьёзные болезни, предательства, и другие проблемы.
По одной из версий о натурщице для написания портрета, ею была возлюбленная Саввы Морозова. По несчастливой случайности девушка была задавлена колёсами кареты. С тех пор её душа блуждает по улицам столицы.
Картину перепродали за границу, но она и там доставляла хозяевам несчастья. Обратно на родину «Неизвестная» вернулась в 1925 году. После водворения на ранее предусмотренное место в Третьяковской галерее, все «несчастья» прекратились.
Проходят годы, но интерес к картине не уменьшается. В годы советской власти к картине пришла вторая волна популярности. В это время даже был создан набор конфет с портретом на коробке. Назывался он «Незнакомка». Видимо, по аналогии со стихотворением А. Блока. Теперь женщину, изображённую на картине, стали расценивать как утончённый образ красавицы, а не дерзкой деревенской простушки.
Неизвестная (картина)
«Неизвестная» — картина русского художника-передвижника Ивана Николаевича Крамского.
Место создания: Петербург, Российская империя.
Современное местонахождение: Третьяковская галерея, Москва, Российская Федерация.
Содержание
[править] Время создания
Что же такое столь неоднозначное и скандальное увидели зрители 19 столетия в этом женском портрете?
[править] Сюжет
Впрочем, мнение В. Стасова об этой картине не единственное. Если критики 19 века были более настроены критически-демократически — в угоду времени, то более поздние поколения увидели в произведении И. Крамского в первую очередь внешнюю женскую притягательность и преклонение перед красотой [1] [7] — и в этом петербургской моднице 19 века действительно не откажешь.
Сегодняшние зрители, не отягощенные знаниями истории собственного государства, но исполненные патриотизма, видят в портрете «Неизвестной» красивую петербургскую даму 19 века, этакую свою предшественницу. И даже ищут в этом образе несуществующие благородство, одухотворенность и трогательность. Смеем вас уверить, ничего из этого художник не задумывал и ничего из этого в портрете нет и в помине. В созданном образе нет ни капли доброты — лишь надменность и презрение к тем, кто не умеет «делать деньги» и «красиво жить». Награждать благородством модную кокотку в дорогой коляске не стоит — ибо его нету. Хотя незнание истории и необразованность весьма помогают в облагораживании образов, того не стоящих.
[править] Кто она?
Сам автор никаких сведений по этому поводу не дал. Но странное название картины — «Незнакомка»: если художник написал ее портрет — значит, был знаком с ней, какая же это незнакомка? — дает почву для размышлений. И их множество.
Скорее всего, художник использовал в качестве модели какую-то свою знакомую даму, но на полотне исказил ее черты, придав им явно неблаговидную форму и создав образ иной, сугубо отрицательный. Но кто же была этой знакомой, послужившей прообразом «Незнакомки»?
Имен называется множество.
Одно из мнений гласит, что художник изобразил красавицу Матрену Саввишну — крестьянку, бывшую горничную дворян Бестужевых, которая стала женой дворянина Бестужева [3] (по преданию, юный дворянин увидел красавицу-горничную своей тетки и влюбился без памяти, и добрая тетушка отпустила горничную в жены к любимому племяннику [9] ) — этакую наглую «новую дворянку», презирающую собственную родословную.
И всё же, большинство критиков считает: скорее всего, художник создал образ несуществующей дамы, а моделями к образу служили сразу несколько человек, причем не только женщины.
[править] Судьба произведения
Популярность картины с годами не уменьшается. Об этом свидетельствуют ее растиражированные виды: в календарях, плакатах, конфетных обертках, на коробках духов и кремов или иной парфюмерии [7] и т. д.: где только не щеголяет эта красотка в своей открытой карете, презрительно поглядывая на своих восторженных кумиров.
Описание картины «неизвестная», крамской, 1883
2 марта 1883 года в здании Императорской Академии наук в Петербурге открылась 11-я выставка Товарищества передвижных художественных выставок.
Сенсацией стала картина «Неизвестная» кисти Ивана Николаевича Крамского. Посетители безуспешно пытались угадать имя запечатленной мастером дамы.
На все скромные и не очень скромные вопросы лидер передвижников отвечал уклончиво, чем лишь раззадоривал жадную до скандалов публику.
Одно из самых знаменитых и загадочных полотен русской школы живописи возникло словно ниоткуда. В обширном эпистолярном наследии Крамского нет ни слова о работе над «Неизвестной». Не проясняют ситуацию дневники и воспоминания современников — нигде ничего.
Какая-то таинственная «фигура умолчания» вместо досконально документированной творческой предыстории создания шедевра, именуемого «Русской Джокондой». Напрашивается вывод: именитый художник, имевший широкий круг заказчиков в разных слоях петербургского общества — от богатых дворянских и купеческих домов до великокняжеских и царских дворцов, — сознательно писал «Неизвестную» втайне от всех.
Для Ивана Николаевича подобная скрытность была делом противоестественным: как правило он охотно делился своими творческими замыслами.
Интрига продолжала раскручиваться… Павел Михайлович Третьяков покупать для своей галереи несомненный шедевр столь ценимого им передвижника и постоянного корреспондента не стал и от комментариев воздержался.
Но почему? Что видели в этом портрете современники, чего не видим мы?
В Третьяковской галерее открылась выставка «Картины русской истории»
И ваш покорный слуга попробовал посмотреть на женский портрет глазами первых посетителей «картинной выставки» 1883 года, притязающих на аристократизм и неукоснительное соблюдение светских приличий.
Да — женщина едет в коляске. Заметим — двухместной. То есть это или чей-то выезд (что показатель высокого положения) или, как минимум, дорогой извозчик-лихач. При этом героиня в коляске одна. Хотя порядочной даме приличествовало бы ехать с кем-то — мужем, отцом, братом, наконец, подругой или компаньонкой…
Аристократка никогда бы не позволила себе столь демонстративное нарушение правил света. Аристократка не стала бы и одеваться так, как это сделала «Неизвестная».
И это уже зацепка для поиска, в котором мне помогли исследования специалистов по истории костюма1.
Манто памяти Скобелева
Небольшая бархатная шляпка «Франциск» с подвитым белым страусовым пером, манто «Скобелев» с собольим мехом, дорогие кожаные перчатки — вещи для 1883 года сверхмодные.
Напомним, картина писалась в годы зарождения российского капитализма, выхода на арену тогдашних «новых русских» — железнодорожных магнатов, банкиров… Это они и их дамы кичились роскошью, что вызывало усмешки — выскочки тешат свои комплексы. О дальнейшем точно сказал Пушкин:
И молча обмененный взорЕму был общий приговор.
Вывод очевиден: изображенная Крамским дама либо не принадлежит к светскому обществу, либо имеет уникальную возможность безнаказанно нарушать принятые в нем правила поведения. «Неизвестная» изъята из юрисдикции всевластной и жестокосердной светской молвы и осознает собственную неподсудность: суровые приговоры света — не для нее.
Такое возможно в одном-единственном случае: даму поддерживает сам государь император, не желающий хранить в тайне свои особые отношения с «Неизвестной». Осталось лишь назвать ее имя.
Это — княжна Екатерина Михайловна Долгорукова (1847 — 1922), которая в течение 14 лет была близка с Александром II (1818 — 1881).
И письма к которой он всегда начинал со слов: «Здравствуй, дорогой ангел моей души»2.
Второй в коляске
Эту близость и сам император, и его фаворитка рассматривали не как греховную связь, но как тайный брачный союз, на который они получили благословение «от Бога». В ГА РФ хранится обширная переписка этой пары: 3450 писем Александра II и 1458 писем княжны.
Изучив переписку, историк из Санкт-Петербурга и автор «Родины» Юлия Сафронова написала замечательную книгу «Екатерина Юрьевская. Роман в письмах», в которой очень деликатно, но психологически точно написала об этом казусе. С самого начала отношений пара разработала свои собственные «формулы любви»:
Его подвиги были засекречены и даже под парадным портретом не указано имя
«Катя даже писала об их взаимном чувстве, как о событии, предопределенном на небесах: «Мы созданы, чтобы составить священное исключение». Такое постоянное самовнушение позволяло избегать обсуждений незаконности внебрачной связи.
Роман никогда не мыслился в категориях греха, но, напротив, — как следование божьему велению. При этом пара понимала, что извне их связь может оцениваться иначе.
Скрытая от самих себя неуверенность видна в навязчивом повторении: «Мы одни понимаем вполне всю святость этого чувства, которым мы счастливы и гордимся». …Другим способом ответить на внутренние сомнения было объявление своего чувства уникальным, недоступным никому, а значит, не подчиняющимся общим законам: «..
.мы единственная пара, которая любит с такой страстью, как мы, и кто знает радость культа, который нам внушен Богом». Крайней степенью обособления себя от мира было объявление всего внешнего несущественным, не имеющим смысла…»3
Пара неоднократно нарушала неписаные правила поведения в свете. Во время отдыха в Крыму княжна могла одна отправиться на прогулку.
Фрейлина императрицы графиня Александра Андреевна Толстая с плохо скрываемым возмущением вспоминала, как однажды увидела княжну Долгорукову «на проезжей дороге, на глазах у всех … идущую пешком»4.
Еще большим нарушением светских приличий были совместные прогулки любовников в открытом экипаже. 30 июня 1872 года княжна написала царю: «Я обожаю управлять твоим кабриолетом, прижимаясь вся к твоему красивому телу, которое мое — так бы всего и съела»5.
Исходя из этого интимного признания, на свободном месте слева от «Неизвестной» мог бы располагаться Александр II. Не исключено, что первоначально Крамской и намеревался изобразить царя рядом с его морганатической супругой. Тем более что императора нередко живописали то в санях, то в коляске.
В Ярославском художественном музее хранится картина Николая Егоровича Сверчкова «Катание в коляске (Александр II с детьми)».
Проделайте небольшой мысленный эксперимент: в собственном воображении перенесите фигуру царя с этого полотна и усадите его на свободное место рядом с «Неизвестной» — и да простят мне искусствоведы подобное кощунство!
Известна и гравюра пунктиром и резцом конца первой четверти XIX века: великий князь Николай Павлович (будущий император Николай I, отец Александра II) с супругой Александрой Федоровной сидит в коляске и по-хозяйски правит лошадьми.
Августейшая чета изображена на фоне Аничкова дворца, в котором она тогда обитала6. Но слева от «Неизвестной» мы тоже видим Аничков дворец, который в годы царствования Александра II принадлежал цесаревичу Александру Александровичу.
Возникает сильная эмоциональная дуга. Искусство художника неожиданно снимает плотный покров, скрывающий важную тайну династии Романовых.
Перемена декораций
6 июля 1880 году, после смерти императрицы Марии Александровны, государь поспешил обвенчаться с княжной в «походной» церкви Царского Села. Екатерина Михайловна получила титул светлейшей княгини Юрьевской, а вместе с ней и рожденные до брака дети — сын Георгий (Гога) и дочери Ольга и Екатерина; еще один сын, Борис, умер в младенчестве.
В распоряжение княгини Юрьевской уже в сентябре 1880 года государь передал Особый капитал, составивший 3 409 580 рублей 1 копейку7. Вера Боровикова, горничная княжны, вспоминала, что Александр II начал открыто ездить в одной коляске с ее хозяйкой уже через две недели после венчания: «…
и все видели в Царском Селе, но никто вслух не говорил о свадьбе»8.
Высший свет был в шоке, понимая, что прогулками императора с морганатической супругой дело не ограничится.
Династический кризис вновь вплотную приблизился к порогу Дома Романовых. Вспоминает действительный тайный советник Анатолий Николаевич Куломзин: «…Носились зловещие слухи о желании государя короновать княгиню Юрьевскую… Все это волновало до глубины души. …
Повелено было найти в архиве Министерства двора церемониал коронования Петром Великим Екатерины I.
Узнав об этом, наследник объявил, что если произойдет это событие, то он с женой и детьми уедет в Данию, на что последовала со стороны Александра II угроза в случае такого отъезда объявить наследником престола рожденного до брака от Юрьевской Георгия…»9
«Неизвестная» могла быть коронована как Екатерина III.
«Родина» узнала, кто изображен на «Портрете неизвестной» Крамского
Следовало приготовить русское общество к тому, что в романе «Что делать?», культовой книге нескольких поколений россиян, именовалось «переменой декораций».
Александр II, царствовавший уже четверть века, мечтал отречься от престола и частным человеком провести остаток жизни с Катенькой — в Каире или в Америке. «Ах! Как все мне надоело, и что бы я дал, чтобы бросить все, удалиться куда-нибудь с тобою, ангел души моей, и жить только для тебя»10.
Именно в это время признанный корифей портретной живописи Крамской и получил заказ написать портрет княгини Юрьевской. Заказ просили не афишировать. Такова моя гипотеза. Она базируется на фактах.
Лица не увидать
Осенью 1880 года другой модный и очень дорогой столичный художник, Константин Егорович Маковский (царь называл его «мой живописец»11), писал в Ливадии парадный портрет княгини.
Граф Сергей Дмитриевич Шереметев, любимый адъютант цесаревича, нелицеприятно написал о невыносимой атмосфере, которая сложилась в императорской резиденции: «…был свидетелем многого, чего бы не желал видеть, и очевидцем смутной и мрачной эпохи (полнейшего разложения и упадка обаяния царской власти). …
Маковский в то время делал портрет княгини Юрьевской; нужно было ходить им любоваться. …Можно сказать, что семейный быт царской семьи представлял из себя целый ад».
Считавшийся утраченным парадный портрет княгини Юрьевской кисти Маковского недавно был обнаружен в Стокгольме и 13 декабря 2017 года продан на аукционе за рекордные 11 млн крон ($1,304 млн).
Сергей Маковский, сын художника, запомнил колоритную подробность: художник начал картину в Ливадии, написав лицо модели с натуры, а заканчивал в Петербурге, воспользовавшись услугами натурщицы, которая для пущей достоверности позировала ему в голубом капоте княгине Юрьевской. Судя по всему, княгине Екатерине Михайловне явно недоставало терпения и усидчивости. И портретисты должны были учитывать эту ее особенность.
«Кавалерственная дама» — история одного загадочного портрета
В частной коллекции Душана Фридриха (Прага) хранится этюд Крамского времен работы над «Неизвестной» — молодая женщина в коляске в той же позе. Чем-то похожа на героиню картины. Хотя лицо грубее, и взгляд уж точно вызывающе высокомерен. Во всем облике этой модели ощущается какая-то нестерпимая и дерзкая вульгарность.
Кто изображен? Скорее всего — натурщица. Возможно — женщина легкого поведения. Крамской хотел схватить нужную ему позу, а заодно для памяти написал и лицо. Мастер заранее готовился к тому, чтобы при работе над портретом княгини Юрьевской напрасно не тратить время на проработку деталей. Кто знает, захочет ли нетерпеливая княгиня позировать в течение многих сеансов?!
Но Крамскому не довелось реализовать этот замысел.
Тень отмененного заказа
Последовали всем известные события: 1 марта 1881 года Александр II погиб от бомбы народовольцев, трон занял его сын Александр III.
Княгиня Юрьевская отрезала свои роскошные волосы (длинная коса достигала пола) и положила их в гроб императора.
Под неприкрытым давлением Александра III и императрицы Марии Федоровны безутешная вдова сначала покинула свои апартаменты в Зимнем дворце, а затем и вовсе уехала вместе с детьми из России и обосновалась на собственной вилле в Ницце.
Крамской оказался невольно вовлечен в чужую семейную драму, при этом ко всем ее «действующим лицам» он относился хорошо (к Александру III и императрице Марии Федоровне тоже, известны их портреты кисти Крамского).
Заказ отпал сам собой — что ж, ладно. Но дальше что — плюнуть и забыть? Увы — не так устроен художник! Идея, запавшая в душу, не отпускает, саднит, перерастает в другую…
В общем, он начинает лихорадочно работать над полотном уже совсем другим.
Как связаны трагедии молодого индийца и художника Михаила Тиханова
Разумеется, ни о каком портретном сходстве «Неизвестной» с княгиней Екатериной Михайловной теперь не могло быть и речи.
Взгляните ещё раз на «Неизвестную». Героиня — одна в двухместной коляске. По логике, рядом с ней должен быть… Кто — любимый мужчина? Но его уже нет.
Погиб? А что на полотне на заднем плане? Аничков дворец — тот, в котором еще совсем недавно жил Александр III. Героиня навсегда уезжает от Аничкова дворца! И в глазах ее удивительная гамма чувств: боль, печаль, надменность…
Но надменность — особого рода: вы, толпа на улице, не вправе судачить обо мне, судить меня…
И уже не хочется обсуждать вычурность нарядов едущей по Невскому гордой и печальной красавицы. Крамской работал на века — кто, спустя века, помнит тонкости тогдашней моды? Вы в лицо ее всмотритесь! Глупо говорить, что это чей-то портрет.
Это вообще не портрет. Это картина — другой жанр. И писалась уже не княгиня Юрьевская. Что-то в героине, возможно, от натурщицы с этюда. Что-то — от дочери Софии, часто позировавшей отцу. А больше всего — от женщины, о которой думал сам художник.
И не спрашивайте, кто она.
Художник, написавший «Сватовство майора», умер в нищете и безвестности
1. Кирсанова Р.М. Портрет неизвестной в синем платье. М.: Кучково поле, 2017. С. 370, 390.2. Сафронова Ю.А. Екатерина Юрьевская. Роман в письмах. СПб. 2017. С. 107.3. Там же. С. 121.4. Там же. С. 172.5. Там же. С. 163.6. Ровинский Д.А. Полный словарь русских гравированных портретов. Т.
I: А — Д. СПб. 1886. Стлб. 34. N 86.7. Сафронова Ю.А. Екатерина Юрьевская. Роман в письмах. СПб. 2017. С. 162.8. Там же. С. 226.9. Куломзин А.Н. Пережитое. Воспоминания. М.: Политическая энциклопедия, 2016. С. 313, 329.10. Сафронова Ю.А. Екатерина Юрьевская. Роман в письмах. СПб. 2017. С.
11. Маковский С.К. Портреты современников. М.: Аграф, 2000 // http://e-libra.ru/read/229599-portrety-sovremennikov.html
История одного шедевра: «Неизвестная» Крамского — Статьи
Молодая женщина проезжает в открытом экипаже по Невскому проспекту у павильонов Аничкова дворца. Справа за её спиной виднеется Александринский театр.
Костюм женщины — по последнему слову моды 1880-х годов: бархатная шляпка «Франциск» с подвитым страусиным пером, пальто фасона «Скобелев» темного бархата, подбитое соболем, тонкие перчатки, выполненные из шведской (то есть вывенутой, наподобие замши) кожи.
«Неизвестная», 1883
Такая тенденциозность наряда была вызывающей и даже неприличной в то время. Аристократия постепенно беднела и уже не могла позволить себе столь рьяно следовать моде. Напротив, в высшем свете было принято намеренно отставать от новых веяний в одежде. Подчеркнутую модность могли позволить себе дамы полусвета: куртизанки и содержанки.
Этюд к картине, найденный в Праге в частном собрании
Взгляд Неизвестной сочетает надменность, царственность и грусть. Такая необъяснимая комбинация вместе с отсутствием имени женщины порождает тайну.
Екатерина Долгорукова
Таинственное молчание живописца породило массу легенд. По одной из версий, Крамской написал «Неизвестную» со своей дочери Софьи.
По другой, — это некая крестьянка Матрёна Саввишна, которую вопреки воле матери взял в жены дворянин Бестужев. Якобы Крамской познакомился с ней в Петербурге и был очарован.
Еще одна гипотеза говорит, что это Екатерина Долгорукова, любовница Александра II, от которой у императора родилось четверо детей.
«Девушка с кошкой», 1882. Портрет Софьи, дочери Крамского
Ни одна гипотеза не выдерживает проверки. Не осталось никаких дневниковых записей Крамского или писем, где бы четко называлось имя музы.
Иван Крамской пришел в живопись из фотографического дела. В Воронежской губернии людей со знанием дела, которые могли бы обучать Ивана рисованию, не было. Да и денег у его отца — писаря в думе — тоже лишних не водилось. Чтобы зарабатывать на жизнь, Крамского устроился в фотоателье, где с помощью акварели ретушировал снимки.
В 19 лет он переехал из Воронежской губернии в Петербург, где после года все той же фотошопной работы поступил в Академию художеств. Там он познакомился с единомышленниками, которые впоследствии составят товарищество передвижников. А пока 14 студентов устроили бунт, потребовав разрешить им самим выбирать сюжеты, а не писать мифологические полотна.
Автопортрет (1867)
Позднее именно Крамской был идеологом «Товарищества передвижных художественных выставок». Он продвигал идеи общественной роли художника и его ответственности, настаивал на необходимости реализма на полотнах.
«Христос в пустыне» (1872)
Его знали и ценили как портретиста. Самого же Крамского эта череда заказов утомляла. Несколько раз он обращался к Павлу Третьякову с просьбой обеспечить его на год — за это время живописец планировал осуществить свои творческие идеи, не связанные с портретами. Но увы, понимания у мецената и коллекционера не нашел.
Прожил Крамской недолго, а скончался во время работы над портретом доктора Раухфуса: художник внезапно наклонился и упал — аневризма аорты. Было Ивану Крамскому 49 лет.
Тайна, которая останется неразгаданной. Что скрывает картина «Незнакомка»? :
Одно из самых знаменитых полотен русской живописи хранится в Третьяковской галерее. Вокруг интригующего произведения всегда ходило немало слухов, а его автор не раскрыл главной загадки, которая касается женщины, изображенной на картине. Многие художники, писавшие портреты, часто держали в секрете героев своих полотен, однако со временем все тайное становилось явным.
Нераскрытая тайна
Картина «Незнакомка» вызвала настоящий ажиотаж и породила домыслы современников, мечтающих узнать, кто же позировал Крамскому. Однако творец не раскрыл тайну, а все пересуды были лишены аргументов.
В настоящее время достоверно никто не может сказать, кто послужил реальным прототипом произведения, остающегося непонятым и в наши дни. Властная, гордая незнакомка смотрит на зрителей, очаровывая своим взглядом. Будем разбираться, в чем заключается мистическая притягательность работы и каковы основные версии относительно прототипа красавицы, сидящей в открытом экипаже.
Рождение шедевра
История картины «Незнакомка» Крамского началась в 1883 году, когда известный живописец нарисовал портрет прекрасной дамы, о которой нет ни одного упоминания в записях мастера.
Полотно было выставлено для всеобщего обозрения на выставке передвижников, и публика, с восторгом отреагировавшая на произведение, понесла на руках живописца, не ожидавшего такой славы.
Все наперебой спрашивали о том, кем же является обольстительная дама, позировавшая Крамскому, однако творец молчал, что породило множество слухов и версий. Все принялись со страстью разгадывать увлекательный ребус, чтобы установить незнакомку, вызвавшую такой резонанс в обществе.
Литературный персонаж?
Образ прекрасной дамы волновал и тревожил умы, вызывал беспокойство, а современники терялись в догадках. Многие признавались, что не могут определить, кем же является эта женщина на самом деле, а критики были едины в своем мнении: «В ней сидит целая эпоха, и неважно, является ли она порядочной или продажной».
Картина «Незнакомка» появилась после опубликования романа «Анна Каренина» Толстого, и многие решили, что Иван Николаевич изобразил главную героиню, поддавшуюся страсти и потерявшую социальный статус. Противники этой версии нашли сходство неизвестной прелестницы с поднявшейся над своим положением Настасьей Филипповной из произведения «Идиот» Достоевского.
Дочь или грузинская княжна?
Собирательный образ?
Искусствоведы придерживаются версии, что картина «Незнакомка» (ее часто называют «Неизвестная») – это собирательный образ женщины, о которой не говорят в приличном обществе.
Накрашенные губы, наведенный румянец, модная дорогая одежда выдают в ней содержанку, находящуюся на обеспечении какого-то богача. Художественный критик и историк искусства Стасов даже назвал полотно «Кокоткой в коляске».
Этюд и полотно: различия
А после того как был обнаружен этюд к полотну в частной чешской коллекции, специалисты пришли к мнению о том, что автор картины «Незнакомка» действительно хотел изобразить надменную даму, свысока глядящую на окружающих. В живописном этюде нет недосказанности и неопределенности. На зрителей смотрит дерзкая женщина, в лице которой читается пресыщенность жизнью.
То, чем она занимается, накладывает отпечаток на ее внешность, и одним из признаков, характеризующих даму, является вульгарность. Однако в окончательном варианте Крамской облагородил внешние черты прелестницы, дразнящей своей красотой. Он восхищается своей героиней, ее аристократизмом, величественной осанкой, нежной кожей.
Мастер видит в ней настоящую царицу, которая возвышается над другими людьми.
Описание картины «Незнакомка»
На холсте изображена молодая женщина, одетая по последней моде: шляпка с перьями, отороченное атласными лентами и соболиным мехом пальто, кожаные перчатки. Однако это не говорит о принадлежности к высшему свету, а подчеркивает лишь элегантность дамы.
Несмотря на то что известные здания Санкт-Петербурга написаны в виде набросков, они вполне узнаваемы, и специалисты назвали место действия, не вызывающее никаких сомнений, – Невский проспект.
Прекрасная особа, детали гардероба которой тщательно выписаны, проезжает по заснеженному Аничкову мосту в открытом экипаже.
Гордая и надменная, она показывает свою красоту напоказ, и в этом можно увидеть некий вызов обществу.
От розовато-белой морозной дымки как будто исходит ощущение холода, ведь прекрасно владел приемами, передающими воздух и свет, талантливый живописец Иван Крамской. «Незнакомка» – это не салонный портрет, а сложное, хранящее интригу полотно. Городская суета помогает понять одухотворенность образа неизвестной.
Смуглая прелестница словно дразнит зрителя чувственной красотой, а в глазах ее читается легкая грусть. Крамской показывает внутренний мир дамы, чувствующей себя незащищенной и страдающей от фальши людей. Ее драма заключается в том, что она не может смириться с холодным расчетом общества. Автор прикасается к вечным вопросам, мучавшим человечество.
Картина «Незнакомка» – это его размышления о нравственности и красоте, а также о соотношении этих двух понятий.
Любопытно, что в советское время образ дамы, вызвавшей скандал в XIX веке, был переосмыслен и приобрел романтическую ауру после выхода «Незнакомки» Блока.
Величественная красавица, имя которой вряд ли кто сможет узнать, стала идеалом утонченности и духовности.
Сегодня зрители, затаив дыхание, рассматривают полотно, на котором женский характер автор блестяще показал «изнутри», и новые поколения будут вглядываться в огромные глаза женщины, чтобы узнать ее тайну.
Крамской Иван Николаевич — «Неизвестная» картина
«Неизвестная» — картина русского художника Ивана Крамского, признанного далеко за пределами родины автора. Шедевр, созданный малоизвестным портретистом, стал известен всему миру.
Картина «Неизвестная»
Сомнений, кто написал картину «Неизвестная», нет. Автором произведения является художник Иван Николаевич. Загадкой остается информация относительно девушки, изображенной на полотне.
Создатель не оставил комментариев, записей дневника, любой другой информации. Одна из версий гласит, портрет неизвестной Ивана Крамского – прототип горячо любимой дочери художника Софии. Девушка погибла в юном возрасте.
Событие стало причиной душевных терзаний талантливого создателя.
Иван Крамской
История создания картины Крамского «Неизвестная» включает несколько теорий относительно персоны женщины. Матрена Саввишна, работавшая горничной графа Бестужева, возможно, стала натурщицей мастера. Другая версия – мастер создал портрет, вдохновившись трагической судьбой грузинской княжны Варвары Туркестановой.
Мир увидел загадочную леди на холсте 2 марта 1883(открытие 11 выставки Товарищества художественных передвижных выставок). Полотно стало настоящим фурором, вызвав неподдельный восторг широкой публики. Третьяков был несколько другого мнения. Владелец галереи отказался приобретать холст.
Пик популярности приходится на период СССР. Во время демократизации портрет выставляется обозрению посетителей Третьяковской галереи. Автор картины «Неизвестная» впоследствии стал популярным благодаря этому произведению.
Интересные факторы о картине «Неизвестная» Крамского следующие:
Описание картины
Художественное описание картины Крамского «Неизвестная» лучше начать портретом мистической незнакомки. Взору открывается молодая прекрасная женщина, сидящая в коляске. Дама выглядит изыскано, элегантно.
Голову украшает бархатный берет, именуемый «Франциск». Головные уборы подобного рода можно увидеть на портретах дворян 16-17 века. Под шапкой видим большую копну темных волос.
Пальто пошито с дорого сукна, украшено мехом соболя, шелковыми лентами темно-синего цвета. Верхняя одежда ассоциируется с генеральской шинелью, которые носили тогдашние аристократы.
Отсюда можно предположить высокое происхождение женщины.
Смуглое лицо красавицы слегка покрыто румянцем. Большие ресницы, пухлые губи, игривая полуулыбка передают женственность героини. Фактически работа является эталоном женственности.
картина Крамского «Неизвестная»
Взор привлекает муфта, которую держит незнакомка. Изделие украшено соболиным мехом, пестрыми синими лентами. Руки покрывают перчатки, дополняя гаму темно-синих цветов одеяний дамы. Левая рука украшена бижутерией. Видим огромный золотой браслет.
Фоном служат очертания Аничкова Дворца, окутанного легким туманом морозным зимним утром. Можно предположить, что коляска находится на мосту, ведущему к дворцу.
Изображение (подобно кадру фильма, отснятому крупным планом)довольно необычно для работ той эпохи. Лицо героини выходит на первый план, привлекая внимание зрителя.
Отчетливо видны глаза, взгляд далекий, грустный, немного высокомерный.
Критики, опровергающие факт изображения Иваном Николаевичем своей дочери, склонны утверждать, что прекрасная леди имеет свойства «Дамы с камелиями».
Предположительно женщина является богатой содержанкой или актрисой, имеющей покровительство влиятельных личностей. Тогдашнее дворянство переживало глубокий упадок. Чистокровные дамы не позволяли себе столь дорогих нарядов в силу экономии.
Одеваться по последним модным тенденциям было отличительной чертой женщин, попавших в высший свет благодаря большим деньгам.
Игра теней, падение дневного света, тона одежды, очертания фигуры говорят о том, что произведение создавалось несколькими этапами. Образ главной героини писался с натурщицы в ателье. Экспозиция зимнего Петербурга изображена также с натуры.
Неизвестная
Образ таинственной незнакомки имеет мистические свойства. Владельцев, кому принадлежало полотно, ждали горечи, потери. В свое время Третьяков отказался приобретать холст, поскольку счел картину неинтересной для зрителя. С тех пор началась полоса неудач в жизни владельцев произведения искусства. Все закончилось, когда полотно обрело свое постоянное место, попав в Третьяковскую галерею.
Описание картины Крамского «Неизвестная»
Тяжелый узел тёмных волос на шее. Пальто, по ассоциации с генеральской шинелью, называется «Скобелев», явно дорого сукна,
отделано собольим мехом и шелковыми тёмно- синими лентами.
Так же отделана муфта, что тогда было модно, соболем и тёмно- синими шелковыми лентами. На руках в тон общему одеянию – тёмно-синие лайковые «шведские» перчатки и на левой руке массивный золотой браслет.
При анализе этой работы критики часто приписывают женщине свойства «Дамы с камелиями», утверждая, что здесь изображена некая дама полусвета, дорогая содержанка или может быть актриса, пользующаяся покровительством. Мотивируется это тем, что дама вызывающе модно и дорого одета.
Первое, что видит зритель — тёмное пятно силуэта женщины в коляске. Композиция такова, что напоминает кинокадр крупным планом. Очень необычно для того времени.
Второе — лёгкий прозрачный фон — контуры Аничкова Дворца.
Предположительно, что коляска стоит на Аничковом мосту.
Смещение масштабов создаёт совершенно неожиданный эффект — главным в картине становится лицо. Первое, что мы видим — это глаза! Отстранённый, грустный, слегка высокомерный взгляд.
Источник света, направление теней, теплота и сгущённость тона говорят о том, что фигура писалась в ателье, а ландшафт на натуре. Совершенно виртуозно передана атмосфера зимнего Петербурга.
История это работы — Крамской называл её не «портретом», а «картиной»- противоречива. Автор не оставил комментариев, писем, записей в дневнике, счетов или дарственных имеющих отношение к этой картине.
Найден недавно в частном собрании доктора Душана Фридриха в Чехословакии в городе Прага этюд, написанный к картине.
Известно, что позировала для такого же этюда не профессиональная натурщица, а чья-то знакомая, которая по случаю оказалась в мастерской Крамского и послужила моделью ему и нескольким его коллегам для натурной штудии.
Об этом эпизоде пишет в своих воспоминаниях один из участников, коллега по ТПВХ. Похоже, что эта модель и изображена на эскизе к картине.
Эскиз написан в том же колорите и в том же ракурсе, но черты лица не такие правильные, другая причёска, другое, более жесткое, выражение лица.
Есть несколько разных версий создания этой работы. Одна из них — это портрет глубоко любимой дочери Крамского — Софьи, тоже художницы с трагической судьбой.
Так же предполагают, что это заказной портрет Екатерины Долгоруковой — морганатической супруги императора Александра II, который после гибели императора так и остался у художника.
Есть версия гласящая о том, что это портрет Матрёны Саввишны, которая будучи горничной в поместье Бестужевых, очаровала своей необычной красотой молодого графа Бестужева — он на ней женился и привёз её в Санкт-Петербург, где художник с ней и познакомился.
Одна из привлекательных и довольно вероятных теорий — что на картине изображена Варвара Туркестанова — грузинская княжна. Иван Николаевич увидел её портрет- камею, узнал о её трагической судьбе, и это вдохновило его на создание картины.
Картина была впервые показана на 11- ой выставке Товарищества Передвижных Художественных Выставок, где произвела эффект разорвавшейся бомбы. Композиция, сюжет и настроение этой вещи совершенно не соответствовал ни концепции Товарищества, ни представлениям того времени о дозволенном.
Третьяков поначалу отказал в приобретении, но в итоге купил работу с тем, хотя много лет не выставлял её.
При Советской власти и в период демократизации общества эта работа представлена в Третьяковской галерее, как одно из популярнейших произведений И.Н.Крамского, символизирующего русскую культуру.
Все эти теории не проясняют настоящую личность «Неизвестной». Быть может как раз в этом и была задача художника, написавшего собирательный образ женщины своего времени.
Посмотреть еще картины Крамского И.Н.
Иван Николаевич Крамской Неизвестная: Описание произведения
«Кто она?», – спрашивали его. «Неизвестная», – лаконично отвечал Крамской. Куртизанка? Содержанка высокопоставленного человека? А может, возлюбленная самого императора? Или все же литературная героиня? Дочь художника? Признаемся сразу, точного ответа мы не знаем. После Крамского осталось немало дневников и писем.
Ни единого упоминания о работе над этой картиной в них не встречается.
На 11-ю выставку передвижников не рекомендовали приводить юношей и молодых девушек. Дело в том, что среди народнических, обличительных картин, словно гостья из другого мира, затесалась «Неизвестная» Крамского.
Изящно и подчеркнуто богато одетая красивая женщина, в чьем взгляде таится высокомерие и еще что-то трудно вербализируемое. «Кокотка в коляске!» – обошелся без поиска глубоких смыслов художественный критик Владимир Стасов.
Общественное мнение такую версию в основном поддержало, потому что именно из-за этой картины был установлен эдакий возрастной ценз 16+. Неприлично-с!
Сюжет картины прост: морозным утром модно одетая дама прогуливается в коляске по Невскому проспекту.
За ее спиной виднеется Аничков дворец, на ней пальто фасона «скобелев», изящные шведские перчатки из оборотной, похожей на замшу стороны кожи, изящная шляпка «франциск» со страусовым пером – такие только вошли в моду. Стройная фигура и лицо, от которого невозможно отвести глаз.
А глаза этой женщины – и есть главная загадка картины. Именно из-за этих невероятных блестящих глаз ее называют русской Джокондой. Загадка творения Леонардо – ее улыбка, самое удивительное в «Неизвестной» Крамского – ее глаза.
Глубокие, почти черные, взгляд их надменный и вместе с тем беззащитный, высокомерный, но за презрительностью читаются незащищенность и уязвимость. Красивое лицо откровенно чувственное, манит и в то же время создает дистанцию.
В ней видели Анну Каренину, Настасью Филипповну и даже «Незнакомку» Блока, хотя стихотворение было написано гораздо позже. А что же прообразы из реальной жизни? Самая распространенная версия озвучена Стасовым. Кокотка, куртизанка, содержанка. В пользу этого – подчеркнуто роскошный наряд.
Высший свет уже вводил в моду «изысканную простоту»: аристократы разорялись, поэтому особым шиком стало не гнаться за модой слишком стремительно. В то же время купеческие дочери и куртизанки часто могли себе позволить «всё лучшее сразу». А поскольку вход в высшее общество для них был закрыт, они особенно старательно наряжались для прогулок.
В пользу этой версии говорит и найденный спустя полсотни лет после написания картины этюд, женщину на котором проще принять за девицу легкого поведения: она вульгарна, одутловата, презрительность в ее взгляде есть, а вот загадки из окончательного варианта, пожалуй, нет.
Но Дмитрий Андреев, специалист по костюмам эпохи Александра II, утверждает, что дама на окончательной версии картины одета не только богато, но и с безупречным вкусом. Нувориши и их женщины так не одевались…
В этой неизвестной видели балерину Екатерину Числову – любовницу великого князя Николая Николаевича, и балерину Анну Кузнецову – содержанку великого князя Константина Николаевича.
Но самая завораживающая версия гласит, что Крамской писал Екатерину Долгорукову, бывшую многие годы возлюбленной, а после смерти императрицы ставшую женой Александра II.
Дерзкий взгляд и Аничков дворец, согласно этой версии, – вызов не принимающему ее обществу и наследнику императора, проживавшему как раз в этом дворце. Технически это возможно: художник обучал детей императора живописи. Когда Александр II был убит, Екатерину выслали за границу.
Выставить ее портрет Крамской не мог – это означало очень серьезные проблемы в отношениях с Александром III, который Долгорукову терпеть не мог. Поэтому он якобы изменил черты лица, и в них вполне справедливо находят сходство с дочерью художника Софьей.
Время от времени искусствоведческие круги сотрясает информация о том, что где-то мелькнуло письмо Александра II к возлюбленной, в котором он говорит о заказанном у Крамского портрете, но официально это письмо нигде не фигурировало и никаких подтверждений того, что «Незнакомка» написана с Екатерины Долгорукой, нет.
Немало и мелодраматических версий, пытающихся пролить свет на имя дамы в модной шляпке «франциск». История про невиданной красоты крестьянку Матрену Саввишну, на которой женился дворянин Бестужев, после бросил ее, и она умерла, вообще заслуживает того, чтобы стать сюжетом сериала на пару сотен серий.
Минус традиционный – отсутствие каких бы то ни было доказательств того, что на картине изображена Матрена.
Мы не знаем имя, но есть кое-то, что мы можем утверждать. Крамской рассказал нам историю об одиночестве, о противостоянии одиночки и толпы, о презрении, которое возвращает социуму презираемая им.
Эти темы мы встречаем и в других работах художника (1, 2).
Еще интересное наблюдение: эта картина перекликается с написанным Репиным за границей «Парижским кафе» (Илье Ефимовичу тогда тоже от передвижников и конкретно от Владимира Стасова досталось немало).
Репин сюжет не скрывает, здесь не приходится угадывать противостояние женщины (падшей? эмансипе? неизвестно, но что-то с ней не так!), бросающей вызов обществу, и окатывающим ее презрением обществом.
Даже внешне героини схожи, хотя у дерзкой женщины Репина во взгляде, пожалуй, нет затаенного страдания, скрытого за надменным взором «Неизвестной».
А еще это история о невероятной власти красоты. В «Неизвестной» особенно остро воплотилась парадоксальность таланта Ивана Крамского. У него были вполне определенные взгляды как на задачи искусства, так и на идеал женщины – чистая мать, жена, высоконравственная, духовная, без флера порочной чувственности.
Парадокс в том, что его жизнь и его картины часто шли в разрез с провозглашаемыми им идеями. Бунтарь и демократ в конце жизни искал способы наладить отношения с Академией и писал портреты царской семьи. Сторонник чистоты и нравственности женился на женщине, которая до него сожительствовала с женатым мужчиной и была им брошена.
Написавший множество семейных портретов и женщин, в чьем облике в первую очередь обращала на себя внимание духовная красота, вошел в историю как автор чувственной, роскошной «Неизвестной» – кем бы она ни была, символом высокоморальной особы точно не выглядит.
Может быть, этот разлад в мировоззрении и жизни и стал причиной столь ранней смерти Крамского? Интересно, что писал бы он, если бы не встраивал себя в идеологию и не создавал в огромном количестве столь удачные и столь не любимые им заказные портреты? Сослагательное наклонение вообще не предполагает уверенных ответов, но почему-то кажется, что частью этого не находимого ответа является «Неизвестная».
Художник Крамской и картина «Неизвестная»
«Неизвестная» — портрет красивой, но чем-то взволнованной женщины на фоне Невского проспекта.
И. Е.Репин рассказывал в своих воспоминаниях о том, что когда появилась эта картина на XI –ой выставке художников-передвижников, все были буквально заинтригованы – кто эта женщина?
Ни первые биографы, ни его дочь Крамская-Юнкер не подтверждают ни одну из предположений – кто же это женщина? А версий было много. Дочь художника утверждала, что писался портрет с разных натурщиц, и образ этот собирательный.
Одни говорили, что художник увидел эту красавицу на улице, в проезжающем экипаже, другие – о том, что это образ Анны Карениной (за несколько лет до появления картины Крамского был опубликован роман Толстого «Анна Каренина»).
Хотя литературные образы женщин, которые послужили бы прообразом картины, можно было называть и называть. Во многих произведениях русских писателей и поэтов образ женщины, противостоящей обществу, был весьма популярен. А на картине красавица именно такой и воспринимается.
Возможно и Крамской затронул эту тему. Художник как бы смотрит на свою модель со стороны, заставляя зрителей додумывать, кто она, какова её судьба, что за чувства скрываются за этой красотой и надменным взглядом полуопущенного взгляда прекрасных глаз. Но среди эскизов Крамского был найден и такой, где изображена молодая женщина, сидящая в коляске. Она с вызовом смотрит на проходящих.
Её внешний вид – растрёпанные волосы и не совсем свежий туалет, вызывает насмешки. Так ли первоначально хотел изобразить художник красавицу? Крамской намеренно называет портрет «Неизвестная», будто знал, что зрителей он остановит и заставит задуматься над её судьбой. Картина вызвала много толков своей загадкой. Кто она?
Многие сошлись на мысли, что Крамской изобразил богатую содержанку. В. Стасов придумал определение — «Кокотка в коляске», а П. Третьяков не захотел покупать эту работу.
И в собрании Третьяковки она появилась в результате национализации частных коллекций лишь в советское время в1925г.
, когда скандальность образа «Неизвестной» постепенно забылась, а картина неизвестной стала воплощением аристократизма.
Крамской говорил как-то Репину: «Не в том дело, чтобы написать ту или другую сцену… жизни. Она будет простой фотографией с натуры, этюдом, если не будет освещена философским мировоззрением автора и не будет носить глубокого смысла жизни…». Вот о чём наверное думал художник, рисуя портрет красавицы, о её жизни…
Крамской был одареннейшим портретистом. Его способность передать внутренний мир изображаемого на портрете многим казался сверхъестественной. Крамской пишет картины «Лунная ночь», «Неутешное горе», «Неизвестная». Три женщины, три судьбы.
Неизвестная отличается тем, что лицо женщины приближено к зрителю. Можно разглядеть и матовость бархатистой кожи, и тени от длинных ресниц, и слёзы в глазах, которые маскируются холодным и гордым выражением лица, розовая морозная дымка выписана столь виртуозно, что наяву несет ощущение холода.
Образ неизвестной некоторые называют магическим.
Посмотрите на картину, каждая деталь на ней заставляет нас задумываться – кто же это такая, мы рассматриваем мягкую синеву её бархатного костюма, украшенного мехом и лентами, шапочку со страусовым пером, возникает какое-то щемящее чувство о судьбе этой женщины – не сыграла ли её красота роковой роли в этой судьбе? Это и поныне осталось тайной.
Картину Крамского называют часто не «Неизвестная», а «Незнакомка», видимо под воздействием блоковской «Незнакомки».
Чувственная красота, недосягаемая и неприступная, чуть высокомерный взгляд и глубокая грусть не оставляет равнодушным ни одного зрителя – «Неизвестная» и по сей день остаётся неизвестной.
Сочинение по картине Крамского «Неизвестная»
Иван Крамской — художник, который по праву может называться мастером исторических картин и известным портретистом. За свою творческую жизнь он написал множество картин, но самая известная и знаменитая картина Ивана Крамского носит название Неизвестная.
Картина Неизвестная Крамской
Картина Портрет неизвестной Крамского относится к 1883 году. Это полотно стало одним из самых известных произведений своего периода. Сложно встретить человека, который бы не видел работу художника, ведь кроме оригинала, что находится в музее, имеются и множественные ее репродукций.
История картины
Картина Крамского Неизвестная написана в 1883 году. Впервые картина появилась на выставке передвижников, и тут же привлекла внимание всех присутствующих, не только мастерством художника, но и своей таинственностью.
Зритель всегда хотел узнать, кого изобразил художник на своем холсте, да только до сих пор это остается тайной. Нет никакой информации о девушке, которая гордым взглядом смотрит на зрителя и поражает своей красотой. Ее имя нигде не указано.
Нет ее имени ни в дневниках, ни в записях портретиста. Имеются лишь предположения.
Так, о работе Неизвестная Крамского ходят интересный факты и слухи. Одни исследователи предположили, что это крестьянка, вышедшая замуж за дворянина Бестужева, и ее имя Матрена.
Другие считают, что на полотне изображена содержанка, поэтому критик Стасов назвал картину Кокотка в коляске.
Были предположения и о том, что героиня полотна художника — это плод фантазии портретиста, его мираж, выдумка, а позировала для автора его дочь Софья.
Есть исследователи, которые проводят параллели между девушкой на холсте и героинями литературных произведений. Кто-то сравнивает ее с Анной Карениной Толстого, другие нашли общие черты с героиней романа Идиот Достоевского Настасьей Филипповной.
Игорь Обеленский в своей книге Судьба красоты. Истории грузинских жен предполагает, что прототипом красавицы является никто иная, как фаворитка Александра первого Варвара Туркестанишвили.
Однако эти версии лишь предположения, поэтому и сегодня незнакомка на холсте остается одной из самых загадочных. Несмотря на это, неизвестность лишь придает шарма полотну и ни в коей мере не принижает ее ценности.
Кстати, считают, что картина Неизвестная Крамского приносит несчастья, ведь все, у кого была эта работа понесли потери. Так, от первого владельца ушла жена, у другого сгорел дом, третий обанкротился. Возможно это совпадения, но все же несчастливая слава следует за ней сквозь века.
Описание картины
Кого видит публика на картине Крамского Неизвестная? А видит он загадочную красавицу, которая гордо откинулась в повозке и смотрит дразнящим взором на публику. Ее глаза полураскрыты, а нежный полукруглый подбородок, гладкие матовые щеки, сомкнутые припухлые губки, обведенные яркой помадой, так и манят.
Героиня восседает в открытой коляске на одной из улиц Петербурга, окутанный розоватой дымкой. Дама разрумянилась. Может показаться, что это представительница высшего общества. Но это не совсем так.
Глядя на ее дорогие модные одежды, на пальто-платье, пошитое по последней моде, шляпу-берет с пышным пером, муфту, тонкие перчатки, золотые браслеты, можно сказать, что это представительница дам из полусвета.
А все потому, что в то время, дамы высшего общества считали неприличным надевать на себя одновременно столько модных вещей.
Героиня — смуглая красавица полуцыганского типа, которая пленяет публику одновременно своей нежностью, силой и никого не оставляет равнодушным. Я не исключение. Я тоже очень долго рассматривал репродукцию картины, восхищаясь талантом художника и красотой изображенной девушки.