Что изображено на картине мона лиза леонардо да винчи
Описание картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза» или «Джоконда»
Мона Лиза, пожалуй, главное, с чем ассоциируется Парижский Лувр. Самая знаменитая по загадочности картина мирового значения. Улыбка Джоконды до сих пор будоражит умы любителей живописи. А после похищения шедевра в начале двадцатого столетия, это стало живой легендой.
Мона Лиза — это сокращенное наименование знаменитой работы, настоящее название «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо».
На картине изображена средних лет женщина в темных парчовых одеждах.
Сидит она в кресле вполоборота, руки одна на другой, возложены на поручень. Похоже, что модель позировала мастеру на террасе или на балконе, с которого открывается обворожительный вид: вода, дорога, горы, лес. Уже только фон достоин быть шедевром художественного мастерства.
У Моны Лизы выбриты брови и часть волос на вершине лба, таковыми были издержки итальянской женской моды тех лет.
Картина до сих пор считается эталоном портретного жанра. Она написана по всем канонам цветопередачи. Полупрозрачная черная вуаль, очень похожа на вдовью, покрывает волнистые темные кудри красотки Лизы. Волосы на голове разделены ровным пробором, отчего лицо Моны Лизы кажется еще более эталонным и идеальным.
Матово-бледное нежное тело и руки выдают благородное ее происхождение. Красивые одежды в длинными рукавами, которые носили все зажиточные женщины в том числе с жарким итальянским летом.
Красочный пейзаж за спиной Моны Лизы: извилистые потоки, тропы и озера, дикая местность, окруженная заснеженными горами.
Да Винчи любил экспериментировать с красками, поэтому в настоящее время полотно очень потемнело. Сейчас состояние «Джоконды» крайне печально, в связи с этим картину из Лувра не отдают на выставки. Кроме того, полотно покрывается сетью трещин, искусствоведы опасаются, что картина начнет опадать.
Мона Лиза (Джоконда): история и анализ картины Леонардо да Винчи
Картина по номерам, 40 х 50 см
Мона Лиза, пожалуй, самый узнаваемый образ в мире, а женщина, загадочно улыбающаяся зрителю, не позволяет пройти мимо, блуждая по Лувру. Знаменитая Лиза жила во Флоренции. Это была женщина средней красоты, которая вела тихую жизнь набожной буржуазии. Как и многие другие женщины того времени, она вышла замуж, родила детей, похоронила некоторых из них, проводила мужа в последний путь и умерла в монастыре.
Но именно за ее портрет король Франции заплатил состояние (эквивалент сегодняшних 9 миллионов долларов!), А Наполеон Бонапарт поместил ее изображение в своей спальне. И именно она знала Леонардо да Винчи лично.
Дата создания: | 1503—1519 |
Вид искусства: | живопись |
Оригинальное название: | Ritratto di Monna Lisa del Giocondo |
Стиль: | Высокое Возрождение |
Техника, материалы: | доска (тополь), масло |
Размер: | 76,8 × 53 см |
Местонахождение: | Лувр, Париж |
Детство Лизы
Лиза дель Джокондо родилась 15 июня 1479 года в семье Антона-Мария ди Нольдо Герардини и его жены Лукреции дель Каччия. Она была первым ребенком в семье, хотя ее отец ранее был дважды женат, его предыдущие жены умерли при родах. В то время это не было редкостью. В тогдашней Флоренции каждая четвертая женщина умирала во время родов.
Младенца обмыли теплым белым вином, плотно завернули в белую ткань и вернули матери. Мог ли кто-нибудь из членов семьи тогда подумать, что маленькая девочка однажды покорит своей улыбкой множество сердец?
Первым домом Лизы было одно из зданий на узкой улице Сгуацца (Via Sguazza). Сегодня это все еще узкая и темная аллея, но несколько лет назад на стене была повешена мемориальная доска в память о месте рождения знаменитой женщины.
Фигурный пазл на 78 деталей
Брак с торговцем шелком
Со временем девушка вышла замуж за Франческо ди Бартоломео ди Дзаноби дель Джокондо. Девушке было 15, а ее жениху 29, и он уже был вдовцом и имел сына. Невеста принесла 170 флоринов в качестве приданого и небольшое поместье Сан-Сильвестро недалеко от летнего дома ее родителей, к югу от Флоренции.
Муж Лизы был умеренно богатым торговцем шелком. Искусство производства шелка пришло во Флоренцию из Сицилии примерно в 13 веке. У дель Джокондо дела обстояли хорошо. Жена родила шестерых детей, трех дочерей и трех сыновей. Одна девочка умерла в младенчестве в 1499 году, две ее старшие дочери стали монахинями. Одна из них, Камилла, умерла в возрасте 18 или 19 лет.
5 марта 1503 года Франческо купил дом, примыкающий к его семейному дом. Дата переезда дель Джокондо совпала с началом позирования Леонардо да Винчи.
Весной 1500 года, после возвращения из Милана (или, скорее, бегства после того, как в город вторглись французы), Леонардо да Винчи переехал во Флоренцию в Сантиссима Аннунциата. Отец Леонардо познакомил своего сына с Франческо дель Джокондо, который доставлял ткани в монастырь. Франческо купил семейный склеп в часовне мучеников в церкви, за главным алтарем. Лиза, должно быть, часто молилась в этой часовне. Она была набожной, добродетельной и кроткой.
Муж Лизы умер в 1538 году и был похоронен в семейном склепе. После его смерти вдова решила переехать в женский монастырь, в которой она прожила четыре года. Вероятно, после смерти мужа она заболела и нуждалась в постоянном уходе. Когда главная героиня умерла в 1542 году, весь монастырь оплакивал ее.
Рекомендуем к прочтению:
О науке и искусстве. Леонардо да Винчи
100 шедевров Лувра
Глаза Джоконды. Альберто Анджела
Репродукция на натуральном холсте, 26.5х40 см
Описание портрета
На картине изображена Лиза, сидящая в кресле. У нее темные волосы, покрытые прозрачной вуалью, и такие же темные глаза, над которыми не видно бровей. Этот штрих внесен модой шестнадцатого века, когда за счет отсутствия бровей создавалось впечатление более высокого лба. На ней черное платье, довольно скромное и сдержанное. Декольте тоже не украшено никакими драгоценностями.
Кожа модели кажется такой же иллюзорной — создается впечатление, что прикоснувшись к картине, можно почувствовать мягкость и хрупкость кожи. Леонардо да Винчи получил эффект такой тонкости благодаря использованию типичной техники — сфумато. Она заключается в многократном нанесении тонких слоев краски, чтобы темные участки плавно переходили в светлые, что создает впечатление тумана или мягкости. Изображение кажется туманным, выдержанным в теплых тонах.
Интересно, что этот характерный желтый оттенок, который мы видим сегодня, является только результатом использования защитного слоя, то есть лака. Лак очень хорошо защищает картину, но имеет один существенный недостаток — со временем желтеет.
В 2011 году музей Прадо в Мадриде проявил интерес к портрету, который напоминал знаменитую работу да Винчи. Очистка данной работы от слоев лака показала, что — это не просто копия, а копия, сделанная одновременно с оригиналом, вероятно, в мастерской Леонардо. Возможно, автором копии был один из его учеников.
Оригинал картины в Лувре никогда не реставрировался. Несмотря на загрязнения и защитные слои, этот портрет кажется настолько совершенным, и трудно представить, что за этой загадочной улыбкой может скрываться нечто большее. Неудивительно, что за более чем 500 лет вокруг этого произведения возникло множество легенд и абсурдных домыслов. Ниже фото до и после реставрации.
Кто же изображен на произведении искусства
Одна из теорий заключалась в том, что Мона Лиза была замаскированным автопортретом самого да Винчи, но следует признать, что это было крайне абсурдным предположением.
Догадки о том, кого изображает полотно, на самом деле закончились не так давно, когда была обнаружена рукописная записка Агостино Веспуччи, в которой говорилось, что в 1503 году Леонардо да Винчи работал над портретом Лизы дель Джокондо. Обнаруженная записка оказалась очень важным документом в этой истории, поскольку подтверждает, что художник увековечил образ Лизы.
После смерти художника о произведении позаботился Салаи, а затем и сестры Леонардо, которые продали картину французскому королю Франциску I. Таким образом Мона Лиза оказалась во Франции. Сначала портрет висел во дворце в Фонтенбло. Во время правления Людовика XIV он был переведен в Версаль, а оттуда в Лувр вскоре после открытия. Из Лувра Наполеон Бонапарт перевез картину в свою спальню во дворце Тюильри. Когда император был сослан на остров Святой Елены в 1815 году, Мона Лиза вернулась в Лувр. Однако на этом бурная история портрета не закончилась.
Мона Лиза украдена!
В 1911 году мир был шокирован известием о том, что знаменитое полотно было украдена из Лувра. Первые обвинения были предъявлены поэту Гийому Аполлинеру, которого ранее обвиняли в соучастии в краже статуэток из французского музея, захваченных его другом Оноре-Жозефом Жери Пьером. Еще одним подозреваемым был Пабло Пикассо, потому что он купил украденные произведения искусства. Обвинения против обоих художников были сняты, а расследование остановлено.
Лишь в 1913 году антиквар Альфредо Джери, получивший подозрительное письмо, связался с директором музея Флоренции Уффици. Автор письма утверждал, что у него находится украденная картина Леонардо да Винчи. Антиквар и директор Уффици отправились на встречу с Винченцо. Как только они заметили, что таинственная картина, упомянутая автором письма, была пропавшей Мона Лизой, они уведомили полицию. Вором оказался итальянец Винченцо Перуджа, работавший в Лувре стекольщиком.
На допросах Перуджа объяснил, что не планировал кражу, но когда заметил, что картина не особо охраняется, решил забрать ее и вернуть в Италию. Однако расследование показало, что вор намеревался продать Мону Лизу с большой прибылью. В конечном итоге Винченцо провел в тюрьме несколько месяцев, и в декабре 1913 года картина была возвращена на место.
После кражи это произведение стало одним из самых охраняемых в мире. Стекло, бронированная крышка и перила — не помеха для туристов, которые стекаются, чтобы увидеть эту загадочную улыбку.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Ее загадочная улыбка завораживает. Одни видят в ней божественную красоту, другие – тайные знаки, третьи – вызов нормам и обществу. Но все сходятся в одном – в ней есть нечто таинственное и притягательное.
В чем же секрет Джоконды? Версий – бесчисленное множество. Вот вам самые распространенные и интригующие.
Этот загадочный шедевр озадачивал исследователей и историков искусства на протяжении веков. Теперь итальянские ученые добавили еще один аспект интриги, заявив, что да Винчи оставил на картине ряд очень маленьких букв и цифр. При рассмотрении под микроскопом, можно разглядеть буквы LV в правом глазу Моны Лизы.
А в левом глазу также есть какие-то символы, но не так заметны, как другие. Они напоминают буквы CE, либо букву B.
На арке моста на фоне картины есть надпись либо «72», либо «L2» или буква L, а число 2. Также на картине есть число 149 и четвертое затертое число после них.
Сегодня эта картина размером 77х53 см хранится в Лувре за толстенным пуленепробиваемым стеклом. Изображение, сделанное на доске тополя, покрыто сеткой кракелюров. Оно пережило ряд не слишком удачных реставраций и заметно потемнело за пять столетий. Однако чем старше становится картина, тем больше людей притягивает: Лувр ежегодно посещает 8-9 миллионов человек.
Да и сам Леонардо не хотел расстаться с Моной Лизой, и, возможно, это первый случай в истории, когда автор не отдал заказчику работу, несмотря на то, что забрал гонорар. Первый обладатель картины — после автора — король Франции Франциск I тоже был в восторге от портрета. Он купил его у да Винчи за невероятные по тем временам деньги — 4000 монет золотом и поместил в Фонтебло.
Наполеон тоже был очарован госпожой Лизой (так он называл Джоконду) и перенес ее в свои покои во дворец Тюильри. А итальянец Винченцо Перуджиа в 1911 году выкрал шедевр из Лувра, увез на родину и целых два года скрывался вместе с ней, пока не был задержан при попытке передать картину директору галереи Уффици…Словом, во все времена портрет флорентийской дамы притягивал, гипнотизировал, восхищал…
В чем же секрет ее притягательности?
Версия №1: классическая
Первое упоминание о Моне Лизе мы находим у автора знаменитых «Жизнеописаний» Джорджо Вазари. Из его труда мы узнаем, что Леонардо взялся «выполнить для Франческо дель Джокондо портрет Моны Лизы, жены его, и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным».
Писатель восхищен мастерством художника, его умением показать «мельчайшие подробности, какие только может передать тонкость живописи», а главное, улыбкой, которая «дана столь приятной, что кажется, будто бы созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо». Секрет ее обаяния историк искусства объясняет тем, что «во время писания портрета он (Леонардо) держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам». Спору нет: Леонардо – непревзойденный мастер, и венец его мастерства – этот божественный портрет. В образе его героини есть двойственность, свойственная самой жизни: скромность позы сочетается со смелой улыбкой, которая становится своеобразным вызовом обществу, канонам, искусству…
Но действительно ли перед нами жена торговца шелком Франческо дель Джокондо, фамилия которого стала вторым именем этой загадочной дамы? Правда ли история про музыкантов, создававших нужное настроение нашей героине? Скептики оспаривают все это, ссылаясь на то, что Вазари был 8-летним мальчишкой, когда умер Леонардо. Он не мог лично знать художника или его модель, так что изложил лишь информацию, данную анонимным автором первой биографии Леонардо. Между тем у писателя и в других жизнеописаниях встречаются спорные места. Взять хотя бы историю со сломанным носом Микеланджело. Вазари пишет, что Пьетро Торриджани ударил однокашника из-за завести к его таланту, а Бенвенуто Челлини объясняет травму его заносчивостью и наглостью: копируя фрески Мазаччо, на уроке он высмеивал каждый образ, за что и получил в нос от Торриджани. В пользу версии Челлини говорит сложный характер Буонарроти, о котором ходили легенды.
Версия № 2: мать-китаянка
Лиза дель Джокондо (в девичестве Герардини) действительно существовала. Итальянские археологи даже утверждают, что нашли ее могилу в монастыре Святой Урсулы во Флоренции. Но она ли на картине? Ряд исследователей утверждает, что Леонардо писал портрет с нескольких моделей, ведь, когда он отказался отдать картину торговцу тканями Джокондо, она оставалась незаконченной. Мастер всю жизнь совершенствовал свое произведение, добавляя черты и других натурщиц – тем самым получил коллективный портрет идеальной женщины своей эпохи.
Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше. Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была …китаянкой. Исследователь провел 20 лет на Востоке, изучая связь местных традиций с итальянской эпохой Возрождения, и обнаружил документы, свидетельствующие, что у отца Леонардо, нотариуса Пьеро был богатый клиент, а у того была рабыня, которую он привез из Китая. Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения. Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь, исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках). Увидел исследователь и восточные черты в лице модели, и в пейзаже за ее спиной. Паратико предлагает провести эксгумацию останков Леонардо и анализ его ДНК, чтобы подтвердить свою теорию.
Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины. Тот не мог жениться на безродной, а взял в жены девушку из знатной семьи с приданым, но та оказалась бесплодна. Катерина воспитывала ребенка первые несколько лет его жизни, а потом отец забрал сына в свой дом. О матери Леонардо почти ничего не известно. Но, действительно, бытует мнение, что художник, разлученный с матерью в раннем детстве, всю жизнь пытался воссоздать образ и улыбку матери в своих картинах. Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства. Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства.
Версия № 3: Мона Лиза – мужчина
Зрители часто отмечают, что в образе Моны Лизы, несмотря на всю нежность и скромность, есть какая-то мужественность, и лицо юной модели, почти лишенное бровей и ресниц, – кажется мальчишеским. Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста. Он уверен, что Леонардо позировал …юноша в женском платье. И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. Такой вывод историк искусства, впрочем, сделал не только из-за внешнего сходства моделей, а после изучения фотографий в высоком разрешении, которые позволили разглядеть Винченти в глазах модели L и S – первые буквы имен автора картины и изображенного на ней юноши, по убеждению специалиста.
«Иоанн Креститель» Леонардо Да Винчи (Лувр)
В пользу этой версии говорят и особые отношения — на них намекал еще Вазари — модели и художника, что, возможно, связывали Леонардо и Салаи. Да Винчи не был женат и детей не имел. В то же время существует документ-донос, где аноним обвиняет художника в содомии над неким 17-летним юношей Джакопо Салтарелли.
У Леонардо было несколько учеников, с некоторыми из них он был более чем близок, утверждает ряд исследователей. О гомосексуальности Леонардо рассуждает и Фрейд, который подкрепляет такую версию психиатрическим анализом биографии и дневником гения Возрождения. Заметки да Винчи насчет Салаи тоже рассматриваются как аргумент «за». Есть даже версия, что да Винчи оставил портрет Салаи (так как картина упоминается в завещании ученика мастера), а уже от него картина попала к Франциску I.
Кстати, тот же Сильвано Винченти выдвинул и другое предположение: будто бы на картине изображена некая женщина из свиты Людовика Сфорца, при дворе которого в Милане Леонардо работал архитектором и инженером в 1482-1499. Такая версия появилась после того, как Винченти увидел на обороте холста цифры 149. Это, по мнению исследователя, дата написания картины, только последняя цифра стерлась. Традиционно же считается, что мастер начал писать Джоконду в 1503 году.
Впрочем, есть и немало других кандидаток на звание Моны Лизы, которые конкурируют с Салаи: это Изабелла Гуаланди, Джиневра Бенчи, Констанца д’Авалос, распутница Катерина Сфорца, некая тайная любовница Лоренцо Медичи и даже кормилица Леонардо.
Версия № 4: Джоконда — это Леонардо
Еще одна неожиданная теория, на которую намекал еще Фрейд, нашла подтверждение в исследованиях американки Лилиан Шварц. Мона Лиза – это автопортрет, уверена Лилиан. Художник и консультант по графике Школы визуальных искусств в Нью-Йорке в 1980-х годах сопоставила знаменитый «Туринский автопортрет» уже совсем немолодого художника и портрет Моны Лизы и обнаружила, что пропорции лиц (форма головы, расстояние между глазами, высота лба) одинаковы.
А в 2009-м Лилиан на пару с историком-любителем Линн Пикнетт преподнесла общественности еще одну невероятную сенсацию: она утверждает, что Туринская плащаница — не что иное, как отпечаток лица Леонардо, сделанный с помощью сульфата серебра по принципу камеры-обскура.
Однако не многие поддержали Лилиан в ее изысканиях — эти теории не в числе самых популярных, в отличие от следующего предположения.
Версия №5: шедевр с синдромом Дауна
Джоконда страдала болезнью Дауна – к такому выводу в 1970-х годах пришел английский фотограф Лео Вала после того, как придумал метод, позволяющий «повернуть» Мону Лизу в профиль.
В то же время датский врач Финн Беккер-Христиансон поставил Джоконде свой диагноз: врожденный паралич лица. Асимметричная улыбка, по его мнению, говорит об отклонениях в психике вплоть до идиотии.
В 1991-м французский скульптор Ален Рош решил воплотить Мону Лизу в мраморе, у него ничего не вышло. Оказалось, что с физиологической точки зрения все в модели неправильно: и лицо, и руки, и плечи. Тогда скульптор обратился к физиологу, профессору Анри Греппо, а тот привлек специалиста по микрохирургии рук Жан-Жака Контэ. Вместе они пришли к выводу, что правая рука загадочной женщины не опирается на левую, потому как, возможно, короче и могла быть подвержена судорогам. Вывод: правая половина тела модели парализована, а, значит, таинственная улыбка – тоже лишь судорога.
Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача». В результате получилась настолько страшная картина, что непонятно, как эта женщина вообще жила. По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов, их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма. У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма.
Впрочем, кто сказал, что Леонардо был анатомически точен – вдруг секрет гениальности как раз в этой диспропорции?
Версия № 6: дитя под сердцем
Есть и еще одна полярная «медицинская» версия — беременность. Американский гинеколог Кеннет Д. Кил уверен, что Мона Лиза скрестила руки на животе рефлекторно стараясь уберечь своего пока не родившегося младенца. Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро). Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал.) — «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Monna — это сокращение от ma donna — Мадонна, матерь Божья ( хотя также означает и «моя госпожа», леди). Искусствоведы часто объясняют гениальность картины как раз тем, что на нем изображена земная женщина в образе Богоматери.
Версия №7: иконографическая
Однако теория о том, что Мона Лиза — это икона, где место Божьей матери заняла земная женщина, популярна и сама по себе. В том и состоит гениальность произведения и потому оно стало символом начала новой эры в искусстве. Раньше искусство служило церкви, власти и знати. Леонардо доказывает, что художник стоит выше всего этого, что ценнее всего творческий замысел мастера. А великий замысел состоит в том, чтобы показать двойственность мира, и средством для этого служит образ Моны Лизы, в которой сочетается божественная и земная красота.
Версия № 8: Леонардо — создатель 3D
Сочетание это достигнуто с помощью особой техники, изобретенной Леонардо — сфумато (с итал. — «исчезающий, как дым»). Именно этот живописный прием, когда краски наносятся слой за слоем, и позволил Леонардо создать воздушную перспективу в картине. Этих слоев художник нанес бесчисленное множество, и каждый был почти прозрачным. Благодаря этому приему свет по-разному отражается и рассеивается по холсту — в зависимости от угла зрения и угла падения света. Потому и выражение лица модели постоянно меняется.
Мона Лиза — это первая 3D картина в истории, приходят к выводу исследователи. Еще один технический прорыв гения, который предвидел и пытался воплотить в жизнь множество изобретений, воплощенных века спустя (летательный аппарат, танк, водолазный костюм и т. д.). Об этом свидетельствует и версия портрета, хранящаяся в мадридском музее Прадо, написанная то ли самим да Винчи, то ли его учеником. Она изображает ту же модель – только ракурс сдвинут на 69 см. Таким образом, полагают специалисты, шел поиск нужной точки изображения, которая и даст эффект 3D.
Версия №9: тайные знаки
Тайные знаки – любимая тема исследователей Моны Лизы. Леонардо не просто художник, он — инженер, изобретатель, ученый, писатель, и наверняка зашифровал в своем лучшем живописном творении какие-то вселенские секреты. Самая смелая и невероятная версия прозвучала в книге, а затем и фильме «Код да Винчи». Это, конечно, художественный роман. Тем не менее, исследователи постоянно строят не менее фантастические предположения, основываясь на неких символах, найденных на картине.
Много предположений связано с тем, что под изображением Моны Лизы скрыто еще одно. Например, фигура ангела, или перо в руках модели. Есть и любопытная версия Валерия Чудинова, который обнаружил в Моне Лизе слова Яра Мара — имя русской языческой богини.
Версия № 10: обрезанный пейзаж
Немало версий связано и пейзажем, на фоне которого изображена Мона Лиза. Исследователь Игорь Ладов обнаружил в нем цикличность: кажется, стоит провести несколько линий, чтобы соединить края пейзажа. Не хватает буквально пары сантиметров, чтобы все сошлось. Но ведь на версии картины из музея Прадо есть колонны, которые судя по всему были и в оригинале. Никто не знает, кто обрезал картину. Если их вернуть, то изображение складывается в цикличный пейзаж, который символизирует то, что человеческая жизнь (в глобальном смысле) заколдованна также как все в природе…
Кажется, версий разгадки тайны Моны Лизы столько же, сколько людей, пытающихся исследовать шедевр. Место нашлось всему: от восхищения неземной красотой — до признания полной патологии. Каждый находит в Джоконде что-то свое и, быть может, именно в этом проявилась многомерность и смысловая многослойность полотна, которое дает каждому возможность включить свою фантазию. А между тем тайна Моны Лизы так и остается достоянием этой загадочной леди, с легкой улыбкой на устах…
Сегодня эксперты утверждают, что неуловимая полуулыбка Джоконды – это намеренно созданный эффект, который Леонардо да Винчи использовал не однажды. Эта версия возникла после того, как недавно была обнаружена ранняя работа «La Bella Principessa» («Прекрасная принцесса»), в которой художник использует подобную оптическую иллюзию.
Загадка улыбки Моны Лизы состоит в том, что она заметна только тогда, когда зритель смотрит выше рта женщины на портрете, но стоит перевести взгляд на саму улыбку – она исчезает. Ученые объясняют это оптической иллюзией, которая создается путем сложного сочетания цветов и оттенков. Этому способствуют особенности периферийного зрения человека.
Эффект ускользающей улыбки да Винчи создал благодаря использованию так называемой технике «сфумато» («неясный», «неопределенный») – размытые очертания и специально наложенные тени вокруг губ и глаз визуально изменяются в зависимости от того, под каким углом человек смотрит на картину. Поэтому улыбка то появляется, то исчезает.
Долгое время ученые спорили о том, был ли этот эффект создан осознанно и намеренно. Обнаруженный в 2009 г. портрет «La Bella Principessa» позволяет доказать, что да Винчи отрабатывал эту технику задолго до создания «Джоконды». На лице девушки – та же еле заметная полуулыбка, как у Моны Лизы.
Сравнивая две картины, ученые пришли к выводу, что да Винчи также применил там эффект периферийного зрения: форма губ визуально изменяется в зависимости от угла зрения. Если смотреть прямо на губы – улыбка не заметна, но стоит перевести взгляд выше – уголки рта словно поднимаются вверх, и улыбка снова появляется.
Профессор психологии и эксперт в области визуального восприятия Алессандро Соранцо (Великобритания) пишет: «Улыбка исчезает, как только зритель пытается поймать ее». Под его руководством ученые провели ряд экспериментов.
Чтобы продемонстрировать оптическую иллюзию в действии, добровольцам предлагали посмотреть с разного расстояния на полотна да Винчи и для сравнения – на картину его современника Поллайоло «Портрет девушки». Улыбка была заметна только на картинах да Винчи, в зависимости от определенного угла зрения. При размытии изображений наблюдался такой же эффект. Профессор Соранцо не сомневается в том, что это – намеренно созданная да Винчи оптическая иллюзия, и эту технику он разрабатывал в течение нескольких лет.