Что изображено на картине левитана
10 самых знаменитых картин Левитана
22 июля 1900 года в возрасте 39 лет ушел из жизни русский художник Исаак Ильич Левитан. Талантливый человек и исключительная личность. Уязвимый, чувствительный к критике и склонный болезненно реагировать на нее.
Безмерно уважая людей, он переживал, когда не получал должной реакции в ответ. И как следствие – разочарование в людях, в дружбе и одиночестве. И болезни.
Неслучайно, что за годы жизни не сложилась семья, не родились дети. Весь свой талант, любовь, высокие чувства выплеснулись на холсты, где величественные пейзажи передали настроения художника и его чаянья. Представляем 10 самых знаменитых картин Левитана с фото, описаниями и названиями.
10. Сумерки
Стога. Картина написана в 1899 году. Входит в экспозиции Третьяковской галереи.
Сказочное время суток – сумерки. Их хватает на совсем маленький промежуток времени, после заката и перед рассветом. Земля освещается рассеянным светом Луны. Неравномерно. Тревожно.
Прошлый день уже ушел в историю. Настоящий еще не наступил. Стоят стога. С поля идет мятный запах скошенной травы. Ощущение заслуженного отдыха исходит от недавно сметанных стогов.
Все предельно просто на холсте и понятно. Использование художником светопоглощающих свойств темных тонов и светоотражающие свойства светлых тонов делает изображение Луны управительницей ночного волшебства на холсте.
9. Над вечным покоем
Картина Над вечным покоем написана в 1894 году. При первом взгляде на полотно начинает захватывать дух от огромного пространства, изображенного на ней.
А на переднем плане – заброшенное кладбище и храм, за которым, собственно, и располагается погост. Есть ли на могилах упоминание о тех, кто захоронен в этих местах – остается лишь догадываться.
Серого цвета на холсте много. По ощущениям именно он создает тоскливое настроение, тоску, скорбь и печаль. Безнадежно трагический колорит. Небо солидарно с землей, оно как бы возмущается о незаслуженно забытых людях. Такое впечатление, что художник «кричит» от боли за этот «вечный покой». За забвение.
По воспоминаниям современников, художник, работая над полотном, слушал музыку Бетховена, что, безусловно, усилило драматический настрой картины. Совсем неприметен купол церковки с крестом. Он как духовный маяк, дает направление душам как живым, так и покинувших эту землю.
8. Озеро
Русь. Написана в 1890-1900 годы. Последнее монументальное произведение художника. Картина Озеро кропотливо складывалась из множества зарисовок и эскизов. В настоящее время экспонируется в Русском музее.
Зритель как бы движется по спокойной глади озера. И, по мере продвижения, перед его взором открывается другой берег, где расположена деревня, распаханные земли.
Все вокруг живое и дышащее жизнью: и камыш, и облака, которые то сгущаются, то растягиваются в цепочку и уходят за горизонт.
Изображенные места так знакомы русскому человеку, настолько ему родные и близкие, что будят в душе светлые чувства радости за то, что он родился в этом чудном краю.
7. Весна
Большая вода. Картина Весна написана в 1897 году. Хранится в Третьяковской галерее.
На картине время года – весна. Произошло уже массовое таяние снегов. Зритель видит разлив реки, когда береговая территория размылась, и под воду начали уходить деревья, деревянные постройки.
Наверно, это первое буйство в природе. Ведь в противном случае человек успел бы спасти жилища. Но ощущения катастрофы нет. Весна идет! Весне дорогу! Уйдет вода из заливных лугов, удобрит почву. И жизнь вспыхнет с новой, неизбежной силой.
Контрастное сочетание разных оттенков голубого передает ощущение безбрежности, дивной глубины неба. Сквозь прозрачность воздуха льются солнечные потоки, согревающие землю.
Такое впечатление, что художник, заполняя каждую часть натюрморта, сам любуется созданными моментами и дарит зрителю радость сопричастности к празднику жизни, кусочек которого запечатлен в его творении.
6. Золотая осень
Настоящий пейзаж Золотая осень написан в 1889 году. Является художественной ценностью Русского музея.
На картине зритель видит местечко Плес. Приволжье. Красивейшие места, запечатленные мастером в пору осени. Возможно, были уже первые утренники, которые экстренно заставили деревья переодеться в золоченые одежды.
Поля еще не убраны, люди не торопятся убирать урожай в надежде, что в последние дни успеют пополнить закрома. Но зима близко. Багряно–желтая листва предупреждает, что один сильный порыв ветра, и на смену буйству красок осени лягут снежные покрывала зимы. Как и в жизни.
Цикличность периодов необходима для того, чтобы заставить человека переосмыслить прожитое и сделать выводы на будущее.
5. После дождя
Плес. Зритель смог увидеть картину После дождя уже в 1889 году.
На холсте – Волга. Широкая, щедрая. На заднем плане городок, достаточно состоятельный. В нем высятся купола храма, двухэтажные высотки. Ближе к реке рядком Сложены бревна для сплава.
Ощущение прерванной бойкой работы на небольшой пристани. Плохо в сильный дождь было тем, кто находился на идущем по реке пароходе. Дождь хоть и прошел, но погода еще стоит моросящая. Капельки воды звенят в воздухе. Хотя свет уж и прорывается через плотно сомкнутые облака.
4. Вечерний звон
Картина Вечерний звон написана в 1892 году. В настоящее время является собственностью Третьяковской галереи.
На холсте изображены два берега. Берег ближний – сумрачный, темный. Через гладь реки другой берег – яркий везде, куда зритель кинет взгляд. Как будто маленький кусочек земли освящен светом, исходящим от храма, сочной зелени, нежных розово-фиолетовых облаков.
По центру реки движется лодка, наполненная людьми. Как только небольшое суденышко подойдет к берегу – они ступят на широкую дорогу, ведущую к храму.
Не прост этот путь. От узкой дорожки сугубо материальных ценностей смельчаки пустились в путь по реке к свету духовного перерождения.
Полное ощущение, что зритель слышит, как льется нежный колокольный перезвон со звонниц храмов.
3. Март
Картина Март написана в 1895 году. Хранится в знаменитой Третьяковской галерее.
По сохранившимся воспоминаниям современников художника, зритель знает, что Исаак Левитан не любил зиму. Его больше вдохновляли переходы времен года. Бунтарство в природе, когда один сезон сменяется уходящим, который, в свою очередь, не хочет расставаться со своими правами, описан очень убедительно в этой картине.
Искрящийся снег при солнечном ясном дне толстым настом лежит везде. А под ним уже начинают пробуждаться невидимые пока ручейки.
Чуть-чуть стала видна дорожка к дому помещика. Здесь же стоит усталая лошадь, жадно вдыхающая теплый душистый воздух пробуждающейся природы. Весенний день короток, но птичье семейство уже заселило скворечник, а это значит, день будет разбужен утренней трелью.
2. Тихая обитель
Тихая обитель – год написания – 1890. Река Волга и приволжская обитель. Мирная размеренная жизнь христианских храмов на другом берегу. Никто и ничто не нарушает их покой.
Легкая рябь речной глади, в которой отражаются маковки церквей. Пришедший к Богу человек умиротворен и спокоен. Отец Небесный взял его под свою защиту и бережет его. А если путь житейский будет труден, то возьмет на руки.
Дорога с берега на берег проходит по шаткому опасному мосту. Чем дольше живет человек, тем все меньше и меньше вещей в его жизни имеет настоящую ценность, или эта ценность настолько быстро ветшает, как эта разваливающаяся переправа.
1. Березовая роща
Известная картина Березовая роща написана в 1889 году. Если картина «Март» была завершена в несколько приемов, для завершения данной работы потребовалось четыре года.
Перед зрителем «хоровод» березок. Белоствольных красавиц. Стройных, с тонкими длинными ветвями, раскидистой кроной.
Одетые в клейкую листву зеленого насыщенного и выразительного цвета. Окруженные нежным ветерком оттенков зеленого от светлого до очень темного. Игра света и тени.
Солнечные зайчики, игриво блестящие в листве, создают яркое, жизнерадостное настроение картины. Выбранные художником комбинации цветов дают ощущение тепла и света.
Поэт природы: 7 шедевров Исаака Левитана ко дню рождения художника
30 августа 1860 года родился выдающийся русский художник, гений пейзажа Исаак Левитан. Будучи подлинным поэтом природы, раскрывая ее тончайшие состояния, он создал новый тип лирического одухотворенного пейзажа. Почти два столетия спустя журнал об искусстве Точка ART вспоминает знаковые «пейзажи настроения», на которых художник не только изображал природу, но и выражал собственные чувства.
«На озере», 1893
Картина «На озере» была написана на берегах озера Удомля недалеко от Вышнего-Волочка, куда художник приезжал неоднократно и, где была создана другая его знаменитая работа «Над вечным покоем». Как и все произведения Левитана, этот пейзаж воплощает не только образы природы, но выражает душевное состояние человека. Умиротворенность здесь чувствуется во всем: в неброской красоте природы средней полосы, в избах, деревьях и рыбацких сетях, в подернутой рябью воде озера, в игре заходящего солнца на полянке у леса.
«Его работы требуют медленного рассматривания. Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам, но чем дольше вглядываешься в них, тем все милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и проселков», — так писал о пейзажах Левитана Константин Паустовский.
«Левитан понял, как никто, нежную, прозрачную прелесть русской природы, ее грустное очарование… Живопись его, производящая впечатление такой простоты и естественности, по существу, необычайно изощренна. Но эта изощренность не была плодом каких-то упорных усилий, и не было в ней никакой надуманности. Его изощренность возникла сама собой — просто так он был рожден. До каких „чертиков“ виртуозности дошел он в своих последних вещах! Его околицы, пристани, монастыри на закате, трогательные по настроению, написаны с удивительным мастерством».
Александр Головин
«Над вечным покоем», 1894
Общеизвестно, что Левитан сочинял свои пейзажи. Он рисовал этюды с натуры, а в мастерской уже дорабатывал тему, меняя композицию, освещение, цвет. Если чувствовал, что ему не хватало чего-то в натуре, дополнял наблюдениями из других мест, меняя на полотне реальный пейзаж, насыщая его своими чувствами.
Не исключение и картина «Над вечным покоем». Левитан делал наброски на берегу озера Удомля в Тверской области, там же, где написана и предыдущая его картина — «На озере». Этюд, выполненный в серо-зеленых тонах, отражает ранимую, склонную к резким сменам настроения, натуру. Картина, созданная в студии, отличается и по колориту — она более светлая, воздушная, легкая; кроме того, Левитан изменил очертания озера, а церковь, стоящая на берегу, «взята» им из Плеса, она же изображена и на картине художника «Деревянная церковь в Плесе при последних лучах солнца», написанная им в 1888 году.
«Просторная, напитанная кислородом и запахом травы. Здесь звенит в ушах от тишины. И так насыщаешься простором, что потом с трудом узнаешь квартиру. Так как нужно вновь втиснуть себя в стены, покрытые обоями».
Исаак Левитан
«Март», 1895
Один из самых известных пейзажей художника был создан через год, после картины «Над вечным покоем» и разительно отличается и настроением, и манерой письма. В ней чувствуется тепло весеннего солнца, движение тающего снега, шум ветра в темнеющем на заднем плане лесу. В пейзаже нашли отражение своеобразные черты русского импрессионизма, и именно они выражает разнообразие ритмов пробуждающейся природы.
Корней Чуковский называл Левитана мастером-чародеем, «который умел сказать каждой травке, каждому листику: Служи моему чувству, будь вещественным сгустком этого чувства, всецело перейди в него, прекратив самостоятельное свое существование, а я награжу тебя бессмертным отблеском вечной красоты…».
«Царем чародеев и был у нас Левитан. Он полновластно подчинил себе всю природу и заставил ее, молчаливую, рассказать нам обо всех скорбях и тревогах великого художника. Вот он пишет вам свой «Март». Казалось бы, кроме талого снегу, мокрых досок деревянного строения да голубого неба — что может быть еще на этой картине? Однако нет. После этой картины вы уже будете исполнены не того чувства, которое владело вами до нее. Вслушайтесь в него. Это настоящий гимн жизни, это упоение бытием, это радостная Jasagung всему, что живет, движется и ощущает».
Корней Чуковский
«Озеро Островно», 1895
В 1894 году Левитан во время одной из своих многочисленных поездок по Тверской области остановился в имении В.Н. Ушаковых, расположенном на берегу озера Островно. Неподалеку находилось несколько старинных имений, в частности — «Горка», принадлежащее семье видного петербурского чиновника И.Н. Турчанинова. Именно здесь, в «Горках», между художником и Анной Николаевной Турчаниновой завязался роман, который привел к разрыву Левитана с Софьей Петровной Кувшинниковой, которая сопровождала его в поездке. Ситуация еще больше усложнилась, когда в Левитана влюбилась старшая дочь, девятнадцатилетняя Варвара Турчанинова. Все это совершенно вывело художника из равновесия и, будучи натурой крайне впечатлительной, он даже пытался покончить жизнь самоубийством.
Несмотря на все драматические коллизии, на мрачное, подавленное состояние Левитана, пейзаж, написанный им на озере Островно, получился радостным, наполненным позитивной энергией жизни.
«В своей особой чуткости и нервной проникновенности он сумел вобрать в себя все мысли и чувства, которым горели его сверстники и товарищи. Претворив их в своем индивидуальном, ему одному присущем лиризме, он выразил все это в своих картинах, отразивших искания целого поколения. Он был самым большим и самым мудрым мастером русского пейзажа»
Игорь Грабарь
«Золотая осень», 1895
Еще одну «визитную карточку», картину «Золотая осень» Левитан написал в имении «Горка» в Тверской области, с которой связаны многие события его жизни. Этот пейзаж относится к «мажорной серии», созданной художником в 80-90-е годы XIX века. Как и «Март» и другие картины этого периода, «Золотая осень» поражает и захватывает красотой своего эмоционального содержания, «пышное природы увяданье» здесь показаны во всей своей красоте и многообразии.
В «Золотой осени» вполне традиционная живописная манера сочетается с почти импрессионистической трактовкой отдельных деталей. При этом цвет не растворяется в свете, как в классическом импрессионизме, а сохраняет интенсивность, вместе с экспрессивным мазком усиливая эмоциональную выразительность полотна.
«Природу украшать не надо, но надо почувствовать ее суть и освободить от случайностей».
Исаак Левитан
«Буря. Дождь», 1899
И.И. Левитан «Буря. Дождь», 1899 © Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Картина была впервые показана на XXVII передвижной выставке в 1899 году. Она сразу привлекла внимание публики необычностью своего сюжета и экспрессией трактовки, а в рецензии, опубликованной в «Сыне отечества», было написано: «Природа у Левитана не равнодушная природа, сияющая вечной красотой. В ней чувствуется какая-то скрытая сила. Стремящаяся вырваться наружу, и это предчувствие будущей грозы, угадывание скрытой тайны придает природе Левитана характер какой-то нервности, сообщающейся и зрителям».
«Никто из художников до Левитана не передавал с такой печальной силой неизмеримые дали русского ненастья. Оно так спокойно и торжественно, что ощущается как величие. Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им на полотно. Левитан оставил около ста „осенних“ картин, не считая этюдов. На них были изображены знакомые с детства вещи: одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди над лесными порубками. Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю…»
Константин Паустовский
«Тишина», 1898
«Тишина» — шедевр позднего творчества художника. Левитан создал ее после летнего пребывания в имении «Богородское», в 60 верстах от Москвы. В ней художник продолжает традиции реалистической пейзажной живописи второй половины XIX века, в то же время пытаясь разработать новый тип лирико-эпического пейзажа, добиваясь большей обобщенности и лаконизма форм, создавая особую выразительность образов.
И.И. Левитан «Тишина», 1898 © ГРМ
Огромное ночное небо, застывшая природа погрузилась в сумеречную тишину. Картина воспринимается иллюстрацией чувства одиночества и безысходности существования самого мастера. Через два года Левитана не станет.
«Кто знает наш родной, особенно северный великорусский, безропотный, нерадостный, с щемящею нотой тоски и грусти пейзаж, той тоски, которая так нам дорога и присуща; кто знает и любит наши березовые рощицы, лесочки или жалкие с покривившимися деревянными избами деревушки, которые мягко золотит последний луч заката; или наши северные лунные ночи, или ту же березовую рощу, но уже в последнем золотом уборе осени… и кто знает, как тонко — поэтично, широко, а главное — по-своему, с особым настроением — передавал Левитан, тот поймет и оценит, какого огромного художника потеряло в нем русское искусство, и русский пейзаж в особенности».
Леонид Пастернак
Тематические живописные подборки на нашем сайте:
Картины Левитана
На странице представлены самые знаменитые картины Левитана Исаака Ильича. И среди них самая знаменитая картина «Весна. Большая вода». Художник самозабвенно воспевал природу, но не был чужд писать и портреты. Далее идут фото с названиями и описаниями самых знаменитых картин Левитана.
Автопортрет Левитана в молодые годы.
Аллея. Левитан. Солнечный день, а в тени деревьев прохлада.
Белая сирень. Левитан. Не пренебрегал художник и натюрмортами.
Берёзовая роща. Левитан. Творчество Левитана тесно связано с природой и деревней.
Не такая известная картина как «Бурлаки на волге» Репина, но и Левитан этой темы касался. У Репина без лошадей бурлаки обходятся, им тяжелее!
Натюрмортов Левитан создал совсем немного. Что-то около тридцати полотен.
Здесь васильки в основном фиолетовые и голубые и среди них как бы случайно и ненароком затерялись колоски пшеницы. Очень выразительный и яркий натюрморт.
Весна в Италии. Левитан. Картины Левитана изображают не только русскую природу, но предпочтение художник отдавал именно русским пейзажам.
Весна пришла. Левитан. Похоже на месяц март. Картины Левитана о весне популярны.
Весна. Большая вода. Левитан. Март в разгаре!)
Самая известная картина Левитана. Картину с фото не сравнить! Здесь тепло и трепет человеческой руки!
Время весеннего половодья, когда вода заливает все берега. В тихой безмятежной воде отражаются деревья и облака. На берегу одинокая лодка. На заднем плане вдали виднеются подтопленные домишки деревни.
Немного грустно, но грусть эта наполнена надеждой на предстоящий расцвет природы. Весна идёт.
Творчество Левитана всегда полно надежды.
Вечерний звон. Левитан.
Вдали светлые стены церкви отражаются в водной глади реки. На ближнем берегу спуск к реке и две лодки. Церковный звон.
Пейзаж наполнен светлой грустью!
И хотя на полотне изображён вдали реальный Кривоозерский монастырь, но он не полностью скопирован. Вместо реального шпиля изображён шатровый купол, а озеро заменено излучиной реки. К сожалению этот монастырь не сохранился до наших,но он дошёл до нас в видении Левитана.
Через живопись художник как бы музыку вечернего звона монастыря до нас доносит. Еле заметная рябь на реке и медленно плывущие рваные облачка в небе как звуковые волны.
Лишь одна деталь вызывает недоумение своей незначительностью. И это лодка с людьми. Хотя…возможно эта «мелочь» как раз подчёркивает величие монастыря с его вечерним звоном в слиянии с таинственным пейзажем.
Картина «Осенний день. Сокольники.».
Этот пейзаж Левитана единственный, на котором изображена человеческая фигура. Грустная женщина, бредущая по грустному парку, была написана братом Антона Павловича Чехова художником Николаем Павловичем Чеховым.
Левитану было тогда всего 19 лет и его в это время как лицо еврейского происхождения выслали из Москвы в деревню Салтыковка. В это грустное время все картины у художника грустные. Наполнен грустью и этот пейзаж.
Могучий дуб! Картины Левитана неподражаемы!
Заросший пруд. Левитан.
Картина «Мостик. Саввинская слобода.».
Бревенчатый мостик через ручей у деревни. Рядом с домами разбросаны дрова, приготовленные к строительству какого-либо чулана. Обыденный крестьянский быт.
Картина «Саввинская слобода под Звенигородом».
Аналогичный предыдущему деревенский пейзаж.
Зимой в лесу. Левитан. Волк на картине как живой. На фото такого эффекта не получится.
Золотая осень. Левитан. Любил художник и осень. Очень популярна картина после картины «Весна. Большая вода».
Узенькая речка с зеркальной гладью маленький кустик на самом краю берега отражает.
Слева берёзовая роща в уже осеннем одеянии, а справа светло-коричневая дубовая роща. Наверняка художник был согласен со стихами великого Пушкина:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
Лучше эту картину Левитана и не опишешь!
Июньский день. Левитан.
Картина «Вечер после дождя».
Городской пейзаж после дождя с железнодорожной станцией. Совершенно безлюдный мокрый перрон. Железнодорожная колея уходит вдаль, где видны огни поезда. Романтичное предчувствие предстоящего путешествия.
Лесное озеро. Левитан. Величественный пейзаж. Величественное лесное озеро
Как в зеркале в незамутнённой глади озера отражаются осенние небо и густой лес с берегов. Умиротворение и покой в слиянии гармоничном с природой.
Март. Левитан. Очень популярная картина! Может быть и не менее знаменитая чем картина «Весна. Большая вода». Эту картину Левитан очень быстро писал, снег ведь весенний быстро таял. Это самое только начало весны. Весенняя энергия бурлит в картине. Зима отступает, весна пришла! Такой был вид из окна дома, где жил Левитан. Левитан в окно увидел лошадь с телегой и стал писать картину «Март».
Творчество Левитана неразрывно связано с деревней.
Над вечным покоем. Левитан. Дух захватывает перед волей и простором! Величие природы!
Иные сайты заявляют, что это хрупкость и беззащитность?
Нет. Это ваша хрупкость и трусость! А здесь простор, свобода. величие! Каждому своё!
На фото картина «Октябрь».
И здесь осенняя любимая пора художника. Берёзки уже пожелтели и на земле почти вся трава уже жёлтая. А вдали ещё зелень проступает.
Немалая прелесть в этой приятной грусти.
На фото картина «Пейзаж с пароходом».
Картина «Перед грозой».
Плёс – городок на Волге в Ивановской области. В Плёсе больше всего Левитан картин написал.
Широкая Волга, на другом берегу за деревьями виднеются церковные купола! Нежный пейзаж!
А это картина Левитана «Поздняя осень».
Портрет Антона Павловича Чехова.
Известно то, что Чехов и его семья дружили с Левитаном, заботились о нём, постоянно его опекали! Однако, для этой дружбы настали непростые времена после выхода в свет рассказа А.Чехова «Попрыгунья» В этом рассказе Чеховым очень живописно были описаны сам И.Левитан и его возлюбленная С.Кувшинникова, конечно же под другими именами. Однако, персонажи рассказа были очень узнаваемы, и Москва заговорила и забурлила. Левитан даже хотел вызвать Чехова на дуэль, но всё обошлось длительной размолвкой друзей. Непростой характер был у Левитана, депрессивный характер. С гениями такое случается!
Непросто складывалось творчество Левитана.
Ранняя весна. Левитан. Ещё и снег лежит.
Сумерки. Левитан. На небе уже месяц.
Тихая обитель. Левитан.
Нежный церковный пейзаж! Светлый пейзаж!
Эта картина близка к картине «Вечерний звон» и отражает стремление художника найти истинную гармонию в слиянии с природой. Заходящее солнце с её розоватыми лучами вносит в пейзаж некое умиротворение. Священные белокаменные храмы ещё более усиливают атмосферу покоя и гармонии.
Картина «Тишина». Поздний вечер. Сумерки.
Природа как будто засыпает.
Плотина делит водоём на две части: слева вода буквально бурлит, а справа тихая гладь. Символика картины в том, что граница между противоположными состояниями очень узка и зыбка.