Что изображено на картине клода моне впечатление
Описание картины:
Картине с первоначальным названием «Море» было уготовано великое будущее. Несмотря на чётко выведенную дату 72, Моне ошибся, так как работа была написана в 1873 году в Гавре, где из окна небольшой гостиницы открывался чудный вид на порт.
В 1874 году картина готовилась к выставке Анонимного общества художников, и в самый последний момент Моне меняет название, которое и даст определение целому направлению живописи – «Впечатление. Восход солнца».
Удивительное полотно рождает множество эмоций. Фрагментарное рассмотрение обнаруживает некую неряшливость – быстрая техника, мелкие мазки, фигуры едва намечены. Однако новаторство было в том, что художник не копировал реальность, не стремился к достоверности, а перенёс на полотно своё впечатление от увиденного. Мастер демонстрирует неразрывную взаимосвязь между синей водой и восходом солнца. Очень сложно визуально размежевать небо и море, к горизонту все краски сливаются. В центре внимания небольшой красный диск солнца и яркие всполохи, ложащиеся неровными линиями на ребристую поверхность моря.
Все 165 полотен, выставлявшиеся вместе с «Восходом солнца» у известного фотографа Надара, подверглись жёсткой критике. Обществу, воспитанному на традиционных сюжетах и канонах живописи, были непонятны отсутствие чётких линий, пёстрый цветовой колорит и странная тематика картин. «Впечатлительные» художники с иронией и издёвкой называет их журнал «Шари-вари», ссылаясь на картину Моне, что нисколько не расстраивает молодое поколение (разве что Дега был недоволен). С тех пор они сами именуют себя «импрессионистами» (с фр. впечатление), провозглашая свободу художника от каких-либо постулатов и мнения общества.
Несмотря на то, что выставка не имела успеха, ряд картин, в том числе и «Впечатление» были куплены, пусть и за небольшие деньги. Шедевр Моне оказался у Эрнеста Ошада. В 1985 году картина была украдена из музея Мармоттан в Париже, и лишь спустя пять лет её удалось найти. В 1991 году она вновь была представлена публике.
Картина «Впечатление. Восход солнца» Клода Моне — знаковое произведение, открывшее миру импрессионизм
«Впечатление. Восход солнца» — знаменитая картина, написанная Клодом Моне (Oscar-Claude Monet) в 1872 году. На холсте изображён гаврский порт в тот момент, когда стремительно меняется пейзаж, и пробуждается природа. Солнце поднимается из утренней мглы навстречу зрителю. Оно ворвалось ярким оранжевым шаром в сумрак ночи, окрасило небо и воду в тёплый розоватый цвет, отбросило колеблющуюся оранжево-красную дорожку на поверхности залива. Тёмно-зелёными пятнами выделяются лодки на воде, всё окутано влажным туманом — призраки портовых кранов, размытые очертания берега, морские суда. Ещё мгновение и бледные тени ускользнут, предметы приобретут привычную отчётливость. А само произведение даст имя новому направлению в живописи и станет его символом. Но пока художник ещё не догадывается об этом. Кажется, что он просто запечатлел сиюминутные ощущения, наполненные шорохом волн у причала, запахами пробуждающегося порта и перламутровыми бликами на воде.
Клод Оскар Моне — выдающийся французский живописец XIX века, основатель импрессионизма и самый последовательный представитель этого течения. Он любил писать воду, проводил время на пленэрах, его произведения, живые и подвижные, передают «мгновенность» окружающего мира, атмосферу и свет, разлитый в ней.
Картину «Впечатление. Восход солнца», с первоначальным незатейливым названием «Море», Моне написал во время недолгого пребывания в родном Гавре. В то утро он вскочил с постели, подбежал к окну адмиралтейской гостиницы, прихватив мольберт и кисти. Сразу начал покрывать холст широкими размашистыми мазками. Ведь при восходе освещение меняется каждое мгновение. Тут нельзя медлить, надо быстро прописывать каждый оттенок.
Художник лихорадочно спешил запечатлеть открывшийся вид. Он одновременно работал над всем пространством картины. Первый слой должен покрывать как можно большую часть холста. Тонкие переходы, лёгкая основа. Небо, доки, вода и бесчисленное количество оттенков серого. Колорит высветлен, в нём нет чёрного цвета. Мелкие синие и лиловые мазки. Более быстрые и резкие движения — мачты на лодках, очертания пристани, теряющейся в дымке. И наконец, огненными тонами само солнце — оранжевый шар, имеющий слегка неправильную форму. На всю работу ушло не более 10 минут.
Произведение получилось стремительным. Мастер словно обнажает перед зрителем сам процесс создания, приглашает вместе с ним полюбоваться игрой бликов. Ритм кисти, бегло коснувшейся поверхности, передаёт динамику движения, создаёт «мимолётность» природного явления. Положенные рядом чистые краски воспроизводят свет, отражающийся от поверхности. Густые мазки, их направление, размер, форма создают сложную фактуру, осязаемо передают движения воздуха и воды.
Композиция произведения была тщательно выверена. Вытянувшиеся в линию рыбачьи лодки, портовые сооружения на горизонте и солнечная дорожка образуют треугольник. Однако смелые размашистые линии многим показались неряшливыми и даже грубоватыми. Некоторые утверждали, что Моне создал не картину, а лишь набросок.
На выставке, открывшейся после тщательной и долгой подготовки 15 апреля 1874 года на бульваре Капуцинов, в помещении ателье Надара (Nadar) разразился скандал. Публика, не знакомая ранее с творчеством художников нового направления, выразила враждебное непонимание и раздражение. Одни приходили, чтобы посмеяться над чудачествами непризнанных гениев. Другие объявили художников сумасшедшими, упрекали в дилетантизме, находили в их картинах дерзкий вызов прекрасному и оскорбление общественного вкуса. Третьи громогласно негодовали и требовали вернуть деньги, потраченные на входные билеты.
Новизна, непривычный колорит, кажущаяся композиционная случайность и живописный хаос вместо ясной формы и тщательной выписанности, принятой академическими канонами, — всё это послужило поводом для ряда разгромных рецензий. Известный критик Луи Леруа свою статью в журнале «Шаривари» язвительно назвал «Выставка впечатленцев». Тон статьи соответствовал названию. По мнению журналиста, «обойная бумага на стадии наброска и та выглядит лучше, чем такая живопись».
Как ни странно, обидное прозвище художникам пришлось по душе. С тех пор они стали называть себя «импрессионистами» (в пер. с франц. Impression — «впечатление»). При этом пейзаж Клода Моне, давший путёвку в жизнь этому названию, долгое время оставался в тени других его работ. Мастер и сам не рассчитывал на успех. «Я просто писал, стараясь успеть за ускользающим светом. Для меня это была очередная работа, которую не удастся продать» — признавался он.
Картина «Впечатление. Восход солнца» Клода Моне после выставки всё же была продана, хотя и пережила долгий период равнодушия и незаинтересованности. Её первым покупателем стал известный коллекционер Эрнест Ошеде (Ernest Hoschede), заплативший 800 франков. Спустя четыре года от обанкротившегося коллекционера пейзаж перешёл к Жоржу де Бельо (Georges de Bellio), но уже за 210 франков, и лишь к середине XX столетия стал национальным достоянием и украсил экспозицию музея Мармоттан-Моне. Но уже в 1985 году был украден. Грабителям не удалось его продать. Спустя пять лет шедевр нашли в одном из заброшенных домов и вернули на законное место.
“Впечатление” Клода Моне. Главная картина импрессионизма.
Конечно, и до Моне техника импрессионизма встречалась на полотнах других художников. Например, Гойя нарисовал свою Молочницу из Бордо в этой технике. Однако название она получила именно благодаря картине Моне “Впечатление”.
Выставка, вошедшая навсегда в историю живописи
Картины настолько не вписывались в представления о классической живописи у публики 19 века, что та ехидно отмечала, что “в наброске для комнатных обоев и то больше законченности, чем в этом морском пейзаже” или “теперь пишут, как видят: даже не подготавливают холстов”. В общем, это была обычная негативная реакция людей на нечто совершенно новое и нестандартное.
На этой же выставке Моне показал свою знаменитую картину “Бульвар Капуцинок”. О ней читайте в статье “Необычные факты о “Бульваре Капуцинок Клода Моне”.
Журналист Луи Леруа, написав саркастичный отзыв о выставке, назвал представленных на ней художников “впечатленцами” как раз по названию картины Моне “Впечатление”. По-французски “впечатление” будет impression. Так что в русском языке название закрепилось на иностранный манер – импрессионисты.
Тогда такое сравнение публике показалось смешным и запоминающимся – оно так и закрепилось за подобной техникой в живописи.
Загадочная дата создания
Теперь вернемся на 2 года назад, когда Моне писал эту картину. Я обратила внимание, что в интернете в большинстве источников указывается дата написания картины “1872-1873 гг.” Хотя на самой картине Моне поставил дату “1872 г.” (см. в левом нижнем углу на фрагменте картины).
Я не могла понять, зачем прибавляют еще один год? Ведь художнику виднее, когда он создавал свое творение!
Оказывается, долгие годы искусствоведы считали, что Моне был несколько не в себе, поставив неверную дату на картине – ведь документально было известно, что в порту Гавра (Франция) он был в 1873 году.
И только в 2014 году профессор физики Дональд Олсон доказал, что картина была написана все-таки в 1872 году, как и указал Моне.
Более того, Олсон смог установить число и даже время написания картины с точностью до минуты, проанализировав положение солнца, возможность захода больших парусников в порт только во время прилива, направление ветра (по дыму) и данные о погодных условиях (туман) того времени.
Рождение новой техники в живописи
Исследование Олсона мне кажется очень даже уместным – ведь время играет гораздо более важную роль для импрессионистов. До них картины писали в студиях, не один день и даже не один месяц.
Так, для сравнения, Гойя писал картину “Портрет семьи Карла IV” один год. А здесь мы точно знаем, что Моне начал рисовать картину в 7.35 и закончил ее через 10 мин!
Он писал быстрыми и широкими мазками, с натуры, через открытое окно своего номера в гостинице. Он спешил набросать свое мимолетное впечатление от увиденного, пока солнце не взошло выше и природный свет не заиграл по-другому.
Так что мы видим туман, солнце, оттенки воды и неба ровно такими, какими они были 13 ноября 1872 года в 7 часов 35 минут.
Моне позже признавался, что в то утро думал, что пишет очередную картину, которую никто не купит. Мог ли он тогда представить, что его картина через 100 лет будет стоить несколько десятков миллионов долларов? Думаю, если бы знал, она бы такой не получилась.
Порт Гавра на картинах Моне
Моне потом еще не раз писал порт Гавра. Большинство этих работ находятся в частных коллекциях. Я нашла лишь две картины, которые можно увидеть каждому желающему в музеях (“Музей в Гавре” и “Вид на старую гавань в Гавре”).
«Впечатление. Восходящее солнце» Моне
Художник стал первым, кто низверг человека с пьедестала «главного героя» и возвёл туда свет. Это кардинальным образом изменило культуру.
Во времена Клода Моне слово «импрессионизм» было грубым оскорблением. Однако художника, с чьей картины и началось это явление в живописи, это нисколько не волновало. Его вообще мало заботили люди, он даже не тратил время на полотна с ними. Что Моне действительно увлекало, так это природа.
Сюжет
«В то утро я вскочил с постели, чтобы поймать неуловимое, ведь на восходе освещение постоянно меняется. Его нужно писать сразу же, каждый оттенок. Сколько у меня было времени? Минут 10, не более. И я схватил мольберт, кисти и стал наносить размашистые крупные мазки». Вот так было создано программное произведение, с которого и начался импрессионизм.
Картина написана с натуры в старом аванпорте Гавра. В этом городе Моне вырос и впервые осознал себя художником.
Каждая секунда восхода солнца уникальна и неповторима, утверждал Моне. Мы видим на полотне бесчисленное количество оттенков серого. Резкими мазками даны мачты и доки. И огненными тонами само солнце. Такие смелые размашистые мазки многим современникам казались неопрятными, даже грубоватыми. Немало было тех, кто посчитал полотно незавершенным этюдом. Посетители выставки, на которой картина была представлена, возмущались, заявляя, что даже обойная бумага смотрелась бы лучше.
Кстати, среди более поздних исследователей творчества Моне были те, кто называл картину эффектом Луны в тумане, полагая, что художник изобразил не восход, а закат. Чтобы развеять сомнения, американский исследователь, изучив фотографии и метеорологические данные, выяснил, что полотно могло быть написано только 13 ноября 1872 года в 7:35.
Контекст
Клод Моне был новатором. Его интересовали состояния природы, впечатления от неё. Что же до сцен из жизни людей, то, в отличие от его современников (например, Дега, Ренуара, Мане, Сезанна), он совершенно не заботился тем, что происходило с людьми, и очень редко писал жанровые сцены.
Главный герой на его картинах — свет и его игра. Свои работы Моне писал быстро — пока не менялся свет. Ведь с изменением света меняется и смысл картины. Изображение одного и того же мотива (например, одного из порталов Руанского собора или стога сена) в разное время дня даёт разное впечатление, а потому представляет разное содержание. Этот принцип стал одним из важнейших в искусстве последующих десятилетий.
Моне стал современником всех художественных направлений конца XIX — начала XX веков. Он говорил так: «Техника меняется, но искусство отается тем же самым: это свободное и эмоциональное изображение природы».
Судьба художника
Клод Моне родился в Париже в семье бакалейщика. Когда мальчику было пять, семья переехала в Нормандию, в Гавр. В школе Клоду не нравилось, он большую часть дня проводил у моря, на скалах или в порту. На уроках же мальчик разрисовывал тетради карикатурами учителей и одноклассников. К 15 годам Моне был известен на весь Гавр как чрезвычайно талантливый карикатурист. Ему начали заказывать портреты, а подросток, не растерявшись, стал этим зарабатывать, чем поверг в шок своим почтенных родителей.
Благодаря карикатурам о Моне узнал художник Эжен Буден, который научил юношу серьёзному отношению к живописи и заставил смотреть на мир иначе.
Именно он воспитал у Клода привычку писать с натуры и доверять впечатлениям. Буден считал, что нужно «проявлять крайнее упорство в сохранении первого впечатления, так как оно — самое правильное».
К 18 годам Моне окончательно уверился, что хочет стать художником. Родители в целом поддержали эту идею, но не могли особенно помочь с деньгами. В Париже, куда Клод поехал учиться, он (не сразу, конечно, были и годы бунтарского отказа от работы в студии) постепенно нашёл себе учителя и единомышленников.
Несколько лет проведя в Англии и Голландии, художник в начале 1870-х вернулся на родину. К тому времени он уже был женат и с детьми. Финансовое положение было тяжёлым, семья жила в деревне, чтобы сократить расходы. Положение изменилось к началу 1880-х. Картины начали приносить прибыль, и художник смог купить дом в Живерни, где он и провёл остаток лет.
За несколько лет до смерти Моне начал терять зрение — врачи поставили диагноз двойной катаракты. Перенеся две операции, Моне стал видеть ультрафиолет как голубой или лиловый цвет, отчего его картины обрели новые краски. Именно поэтому на его последних работах лилии, которые здоровый глаз видит в оттенках белого, Моне написал голубоватыми.
Зарождение импрессионизма: Клод Моне и его шедевр «Впечатление, восходящее солнце»
Никто не мог себе представить, что небольшая картина, написанная Клодом Моне в 1872 году станет станет причиной скандала и революционного переворота в живописи. Название этой картины: «Впечатление» по французски звучит impression (импресьон), и дало название новому направлению в живописи, названного импрессионизмом.
В то время Клод Моне был молодым художником, который пытался выставлять свои работы в основном салоне в Париже, эту выставку проводила один раз в год Королевская Академия Живописи и Скульптуры. Но попытки эти были безуспешны. Тогда несколько художников объединились и организовали свою выставку, назвав ее Первой Выставкой Анонимного Общества Художников. Моне был в поиске своих сюжетов, своей техники. Он хотел нарисовать свет. И работа «Впечатление. Восход солнца» как раз и отвечала его представлениям о живописи.
Моне писал об истории создания этой картины: «Для меня солнечный свет был источником вдохновения, каждая секунда восхода солнца уникальна и неповторима. В то утро я вскочил с постели, чтобы поймать неуловимое. На восходе освещение постоянно меняется, его нужно писать сразу же, каждый оттенок. И не говорите мне, что в студии можно воссоздать все по памяти. Главное поймать момент. Сколько у меня было времени? Минут десять, не более, я схватил мольберт, кисти и стал наносить размашистые крупные мазки. Тонкие переходы цвета, легкая основа. Небо, доки, вода и бесчисленное количество оттенков серого. Более быстрые, резкие мазки — мачты на лодках, очертания пристани теряющиеся в восходе. И, наконец, огненными тонами само солнце!» На вопрос понимал ли художник значимость этой картины для искусства, Моне усмехнулся и сказал: «Я просто писал, еле поспевая за светом, для меня эта работа была очередной, которую не удастся продать.»
Клод Моне. Впечатление. Восходящее солнце. 1872 год. Холст, масло, 48х63. Музей Мармоттан-Моне, Париж
Выставка Отверженных художников с треском провалилась. Некоторые посетители, даже, требовали вернуть им входную плату. особенно досталось полотну Моне. В чем только его не обвиняли, и в неумении рисовать и в издевательстве над зрителями. Один из посетителей сказал, что обои на стенах в выставочном зале гораздо выразительнее, чем эта картина. Некоторые источники утверждают, что Моне пытался подраться в одним из посетителей, который высмеивал его картину.
Журналист Луи Леруа из сатирического журнала «Шаривари» в своей статье назвал молодых художников «впечатленцами» (импрессионистами) и, с его легкой руки, это название и прикрепилось к этому направлению в живописи.
Особенность Клода Моне, как художника в том, что он писал внешний мир, писал природу, его мало занимали сцены жизни, его интересовало состояние природы, впечатление произведенное природой. Художественный критик и поэт Шарль Бодлер, высказывался о написании картин. Он говорил, что картина должна быть написана так, что если ее перевернуть, она не должна ничего потерять в своем живописном содержании. Именно так и писал Клод Моне, его картина «Впечатление. Восход солнца» настолько сбалансирована, настолько отражение воды в небе, неба в воде похожи, как в игре волшебных зеркал. Так что если перевернуть эту картину, она ничего не потеряет.
На этой картине мир теряет свою материальную плотность. Воздух, вода, туман, дымка — все это смешалось в нашем видении и понимании. Нет отдельно людей, лодок, порта, а есть данный момент, минутный всплеск вечности, именно это и является «героем» картины. До Клода Моне человек и все человеческие отношения являлись «героем» картин, а теперь человек включен в это пространство, как неотъемлемая его часть. Вы не можете понять, где кончается человек и лодка и начинается вода и это ощущение охватывает и завораживает вас. Эта картина ничему вас не учит, не призывает на баррикады, глядя на нее вы отдыхаете, расслабляетесь и, непостижимым образом, набираетесь новых сил.
Почему мы так любим картины Клода Моне? Не только потому, что смотреть на них это чистое эстетическое наслаждение, но еще и потому, что он позитивен, его картины излучают свет, они положительны, они затрагивают самые светлые струны человеческой души. Импрессионист Камиль Писсаро сказал о Клоде Моне: «Он освободил мое сознание».
Освобождение сознания — это и есть основное, что притягивает нас в творчестве великого художника ХIХ и ХХ столетия Клода Оскара Моне.
Публикация написана по материалам документальных фильмов BBC, проекта Энциклопедия, авторских программ на канале «Культура» Паолы Волковой.