Что изображено на картине грачи прилетели
Живопись. История картины. А.К. Саврасов. «Грачи прилетели».
А.К. Саврасов. «Грачи прилетели».
Об авторе.
История написания картины «Грачи прилетели».
Картина «Грачи прилетели» — один из самых известных Алексея Саврасова.
Написана она в 1871 году.
Характеристики картины: масло, холст, 62 см в высоту и 48, 5 в ширину.
Зарисовки для будущего полотна он делал с натуры, в селе Молвитино Костромской губернии. В селе была красивая церковь, построенная в начале XVIII века. Её художник изобразил на заднем плане. Легенды села рассказывали, что именно отсюда родом Иван Сусанин.
Художник любил весну, когда вся природа просыпается от зимнего сна. Природа на его полотнах словно оживала, изображалась в малейших движениях. Поэтому картина была написана довольно быстро.
Петр Третьяков сразу же приобрел полотно, а через год Саврасову поступил заказ на повторение работы. С тех пор художник сделал более 10 копий картины. Одна из них была сделана по личному заказу императрицы Марии Александровны — супруги Александра II. Где сейчас хранится эта авторская копия, неизвестно.
Описание картины.
«. за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу…»
И. Левитан.
На картине «Грачи прилетели» изображён весенний день. На берёзках – множество грачей, кажется, что слышен их крик. Грачи вьют новые гнезда или обновляют старые.
Художник сумел передать необыкновенную атмосферу весеннего дня, несколько сероватого, но не перестающего от этого радовать своей красотой, обновлением, происходящим в природе.
Весенняя свежесть словно витает в воздухе, проталины на снегу отражают голубое небо, спрятанное за сизыми облаками.
На заднем плане видна небольшая церковь. Стены её облупились от времени, но она словно гордо возвышается на холме.
А за церковью видны поля, не освободившиеся ещё от снега и ждущие своего часа, когда крестьяне начнут сельхозработы.
Автор использовал много оттенков серой краски – изображая снег, деревья, церковь, поля, серое небо. Однако это не мешает почувствовать радость обновления природы, так как на картине много света, который освещает весь пейзаж. Лучи солнца пробиваются сквозь серые тучи, согревая всё вокруг.
Живописец сумел изобразить не просто уголок природы, а передать неуловимое движение жизни, которое отражено уже в самом названии – «Грачи прилетели». Словно слышен гул грачей, журчание таящей воды. дуновение лёгкого ветерка.
Картина вызывает массу приятных эмоций. Хочется верить в лучшее, надеяться на изменения, которые произойдут в жизни так же, как они происходят в природе, радоваться жизни, ведь весна – это одно из прекраснейших времён года.
Где картина находится в настоящее время?
Описание картины «Грачи прилетели» А.Саврасова
Художник: Алексей Кондратьевич Саврасов
Название картины: «Грачи прилетели»
Картина написана: 1871 г.
Холст, масло.
Размер: 62 × 48,5 см
История художника А. Саврасова – одна из многих, подтверждающих идею о том, что человек должен найти свое истинное призвание. Будучи подростком, он продавал свои акварели торговцам из Москвы, а после, поступил в училище живописи, ваяния и зодчества. Сильное влияние на мировоззрение живописца оказало творчество Венецианова – гармония его полотен затронула душу Саврасова.
Московское общество любителей художеств предоставило талантливому молодому человеку средства на обучение в Европе. По возвращению домой, он обратился к мотивам деревенской жизни. До Саврасова неброская красота природы считалась недостойной внимания – общество того времени боготворило итальянские виды, руины Древнего Рима, заграничные закаты и восходы, полные романтики. Так что картина «Грачи прилетели» произвела настоящую революцию в искусстве того времени.
Интересна история появления на свет этого полотна. Село Молвитино неподалеку от Костромы было большим живым центром с красивой церковью, построенной в начале XVIII века. Ее колокольня с кокошниками, украшавшая остроконечный шатер, небольшие купола белого храма были одними из тысяч на просторах царской России. Легенды села рассказывали, что именно отсюда родом Иван Сусанин.
Саврасов оказался в Молвитино весной 1871 года и практически сразу начал работать над этюдами глубинки. Художник любил весну, и на его карандашных набросках оживали березы, освещаемые солнцем, и слышалась музыка капели с крыш домов, журчания первых весенних ручейков.
Церковь живописец хотел изобразить давно. Он искал точку, с которой она будет лучше всего просматриваться и однажды остался там до самого вечера. Произошло то, что должно было рано или поздно произойти – природа околицы, пьянящий аромат мартовского воздуха подарили ему вдохновение. Этюд будущей картины был нарисован на удивление быстро.
«Грачи прилетели». Уже само название дарит каждому из нас ощущение весны, поры рассвета природы, жизненной энергии и целую гамму непонятных, но прекрасных и захватывающих чувств. Картина не представляет на суть зрителя символичные образы, она проста и понятна, а поэтому, близка каждому человеку.
Обычный весенний немного сероватый день. Коряво изогнутые березки на холме просто облепили грачи. Они галдят и деловито вьют новые гнезда или обновляют старые. Весенняя свежесть витает в воздухе, а проталины на снегу отражают голубое небо, спрятанное за сизыми облаками. Дощатые заборы домов не могут скрыть маленькую церквушку с облупленными стенами. Купол ее лишь подчеркивает типичность русской деревни и широту русской души. Чуть дальше видны поля, на которых скоро будет пахота, но пока на них еще лежит снег. Нежно-лиловые перелески дополняют горизонт. Где-то там, вдалеке течет своим чередом повседневный ход жизни, и лишь легкий ветерок объединяет его и природу в единое целое.
На переднем плане полотна – снег. Он грязный и тусклый, без бликов, на нем – лишь серые тени берез, унылых и изломанных. По мутному пепельному небу плывут облака. Из-за обилия серых красок деревенский пейзаж на первый взгляд довольно зауряден. Однако, это лишь поначалу. Яркие живые краски в него вносит светлая церквушка, проталина с водой и чудом прорвавшийся луч света. Кроме этого, Саврасов – один из немногих художников, кто умел изображать воздух. Полотно дышит, оно наполно свежестью весны и ее теплым дыханием, это подчеркивает необычность освещения. Передний план картины написан так, что березы, снег и галдящие грачи изображены против света. Таким образом, картина кажется исполненной приглушенными красками, что лишь подчеркивает неизбежность будущей весны.
Утро года здесь основное действующее лицо, оно гармонично во всей картине. Живописец сумел изобразить не просто статичный пейзаж, а охватить неуловимые явления природы, создав поразительное ощущение жизни. Энергия единит все – птиц, талый снег, дымок из труб на избах, их невидимых обитателей, купола церкви. В картине присутствует движение, что проявляется уже в ее названии – «Грачи прилетели», птицы летают над гнездами, березы кажутся живыми, они тянуться к небу. Звуковых эффектов автор достигает невероятных – вы уже слышите, как галдят беспокойные вестники весны, как журчит вода и падает с крыш изб капель, то есть, ощущаете эту прелесть весеннего настроения.
Сейчас картины на весеннюю тематику настолько растиражированы, что от них рябит в глазах. Некоторые художники зарабатывают на хлеб тем, что раз в год пишут серию полотен весеннего цикла. Однако в 1871 году, когда эта картина предстала перед глазами публики на выставке в Петербурге, ей не нашлось равных. Это была революция, новое видение мира, которое смогло уместиться на небольшом полотне (каталоги называют его «масло, холст, 62 см в высоту и 48, 5 в ширину»). Величавые пейзажи Шишкина, Куинджи, Крамского и Перова были больше не актуальны. Скромный деревенский вид превзошел классику, и на сегодняшний день эта картина бешено популярна. Петр Третьяков сразу же приобрел полотно, а через год Саврасову поступил заказ на повторение работы. С тех пор художник сделал более 10 реплик картины – каждый хотел иметь в своем доме кусочек весны.
Интересно, что в 1997 году Центральный банк России выпустил двухрублевую монету, на которой изображен портрет художника и фрагмент из его «Грачей». Этот дензнак был приурочен к 100-летию со дня смерти автора данной картины. Еще один не менее поразительный факт – в той самой молвитинской церкви с полотна Саврасова сейчас находится музей Ивана Сусанина.
Повторить подобный успех и стиль картины «Грачи прилетели» не удавалось никому, даже самому художнику. Полотно – порождение его минутного порыва, вдохновения, подкрепленного истинным талантом, а вдохновение, как известно, особое чувство.
В русском фольклоре есть поговорка о том, что грач может расклевать зиму – так начинается встреча весны. Саврасовский холст и поражает тем, что автор передал не только преображение всего живого, а и обновление внутреннего мира человека, который живет в единении с природой.
«Грачи прилетели» – картина русской души
«Грачи прилетели» — картина-загадка, кажется, будто на ней представлен зимний пейзаж, но это совсем не так
На знаменитой картине Алексея Саврасова «Грачи прилетели» нет ярких красок или необычных форм. Напротив, всё кажется очень привычным, знакомым и удивительно родным. Это творение называют “тихим гимном” природе России.
Искренность и простота стиля сделали картину одним из ключевых произведений искусства русских живописцев. Картина «Грачи прилетели» не заявляет нам прямо о грядущей весне, а словно бы намекает на скорую смену времён года. В ней немало загадочных моментов. Когда же был написан шедевр? Что для Саврасова стало источником вдохновения?
История создания картины
Картина «Грачи прилетели» стала особой вехой в истории русской живописи. Возможно, сам того не ожидая, Саврасов сумел создать новый стиль, собственное видение природы, что не было подвластно ни предшественникам, ни последователям.
Исаак Левитан так говорит об известном творении живописца:
“Он сумел отыскать в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу”.
Так и есть – «Грачи прилетели» действительно напоминает о самом потаённом, родном и понятном каждому русскому человеку. Но как же была написана картина?
Алексей Кондратьевич Саврасов «Грачи прилетели», 1871 год
Местонахождение картины: Третьяковская галерея, Москва, Россия
Как предполагают исследователи, написанию предшествовали далеко не радостные события. В 1870 году Алексей Саврасов отправился в Ярославль вместе с семьёй. На тот момент он уже работал профессором в Московском училище живописи, ваяния и искусств.
В отпуске Саврасов продолжал трудиться, создав несколько полотен с видами на волгу. В переписке с другом он рассказывает, что его беременная супруга заболела, отмечает, что новорождённый ребёнок очень слаб.
Иосиф Петрович Волков «Портрет Алексея Кондратьевича Саврасова», 1884 год
Портрет находится в Третьяковской галерее в Москве
Увы, через несколько дней маленькая дочь Саврасова умерла, что стало тяжёлым ударом для художника и его жены. Как считают искусствоведы, подавленное состояние и стало толчком к болезненно острому восприятию грядущей весны.
Март 1871 года также ознаменовался для Саврасова поездкой. Теперь он прибыл в Костромскую губернию. В ту пору дороги ещё были укрыты снегами, а потому по местным деревням художник ездил на санях. Первые наброски к картине «Грачи прилетели» были сделаны в деревне Молвитино.
Более того, на полотне можно увидеть храм, прообразом которого стала Воскресенская церковь, расположенная рядом с Молвитино. Живописные места имели особый колорит в это время года – здесь не было буйства красок, однако царила некая “домашняя” атмосфера.
Атмосфера картины «Грачи прилетели»
Критик Александр Размадзе отмечал, что своё знаменитое творение Алексей Саврасов написал буквально за один день. Ещё накануне чувствовалось дыхание зимы, однако мартовское утро и появление грачей на ветвях деревьев на следующий день были предвестниками весны.
Я думаю, Саврасов, как истинный творец, боялся упустить момент прихода весны, необыкновенное очарование этого места, оттого и старался работать максимально быстро. Впрочем, есть и иное мнение.
Пейзаж с церковью. Эскиз к картине «Грачи прилетели», 1894 год
Местонахождение: Третьяковская галерея, Москва, Россия
Некоторые искусствоведы считают, что за один день живописец лишь сделал этюды к картине, а сам процесс работы над полотном занял гораздо больше времени. Известность творения «Грачи прилетели» породила немало слухов и мифов о его создании.
Что же мы видим на этой картине? При первом же взгляде на неё нам открывается весьма обыденный пейзаж. Перед зрителем – природа, что ещё не успела пробудиться от зимнего сна, однако уже чувствует тихую поступь весны. Здесь нет преображения, есть лишь предчувствие. Более того, при поверхностном взгляде может показаться, что на полотне и вовсе изображён зимний пейзаж, но, присмотревшись, понимаешь – перед нами весна.
Преобладающие тона картины «Грачи прилетели» – серые, тёмные краски. Казалось бы, такая гамма должна создавать мрачное впечатление, но всё совершенно иначе. Саврасов сумел добиться удивительного эффекта – его творение, где отсутствуют яркие цвета и оттенки, производит впечатление уюта и света. Живописец сумел показать то, что, как известно, нельзя изобразить, – воздух. Именно ощущение прозрачности, лёгкости ощущается в воздухе представленной природы.
Ранняя весна. Повтор картины «Грачи прилетели», 1890-е годы
Картина находится в Русском музее в Санкт-Петербурге
Образы и детали шедевра
Внимание к себе привлекает церковь, расположенная чуть поодаль изображённого пейзажа, что типично для многих русских деревень. Словно намёки, виднеются признаки весны – тёмная проталина с талой водой, луч солнца, падающий откуда-то из-за пределов картины. Поразительно, но в творении чувствуется весенняя свежесть, какая наступает в момент перехода от зимы к скорым тёплым дням.
Конечно, главной деталью пейзажа являются сами грачи. Птицы словно облепили деревья. На оголённых ветвях берёз, куда вернулись птицы, их ждут гнёзда. Становится ясно – возвращение перелётных птиц явно указывает на приход весны.
Фрагмент картины «Грачи прилетели»
Каждый, кто хотя бы раз видел картину «Грачи прилетели», невольно ощущает восхищение природой, бесконечную любовь художника к своей родине. Даже в неярких пейзажах, серых красках он видит очарование и охотно делится им с нами. Саврасов говорил:
“Природа вечно дышит. Всегда поет, и песнь ее торжественна. Земля ведь рай — и жизнь тайна, прекрасная тайна”.
И с этим нельзя не согласиться.
«Грачи прилетели» – картина, которую называют “гимном природе”. Это не громкая ода, звучащая в пестроте красок и буйстве тонов. Нет, Алексей Саврасов со всем мастерством сумел передать очарование тихой природы. С его полотна с каждым из нас будто ведётся негромкий разговор – ласковый и добрый, как сама природа, изображённая на картине. Она не кричит, но тихо намекает на то, что уже скоро земля будет утопать в цветах и солнечном свете. А пока – «Грачи прилетели».
«Грачи прилетели» Саврасова
Почему эта картина так действует на зрителей уже 150 лет?
Сюжет
Где-то в российской глубинке стоит колокольня старой церкви. Дом покосился. Разливается река, тает снег, строят гнезда вернувшиеся из тёплых краёв грачи. «Природа вечно дышит. Всегда поёт, и песнь её торжественна. Земля ведь рай — и жизнь тайна, прекрасная тайна», — говорил Саврасов.
«Звучать» картину заставляют грачи. Их карканье и треск веток вместе с разлитым в воздухе спокойствием задевают, по выражению Ивана Крамского, «душевные нервы». И здесь при всём оптимизме полотна, при всём свете и воздухе, иной раз нет-нет, да и заплачешь от тоски. При всей многообещающей атмосфере весны чувствуется безысходность, при которой хочется бахнуть стакан и затянуть песнь.
Контекст
«Ступайте писать — ведь весна, уж лужи, воробьи чирикают — хорошо. Ступайте писать, пишите этюды, изучайте, главное — чувствуйте». Так наставлял художник своих учеников и отправлял на пленэры в Сокольники. Саврасов и сам любил писать в Подмосковье.
Но в начале 1870-х на фоне разгоревшегося конфликта с Училищем живописи (из-за якобы недостаточного количества учеников Саврасова лишили казённой квартиры) он в разгар учебного года отправился с семьёй на Волгу. Он побывал в Ярославле, под Костромой, в Нижнем Новгороде, Юрьевце. Этюдов, сделанных во время путешествия, хватило на следующие 5 лет работы.
Одним из таких волжских произведений была и картина «Грачи прилетели». Работу над ней Саврасов начал в Ярославле, затем в костромском селе Молвитино (ныне Сусанино) нашёл доминанту — Церковь Вознесения Христова, а закончил уже в Москве.
Публика увидела полотно в 1871 году — на первой выставке передвижников (одним из основателей товарищества был и Саврасов). Считается, что с картины «Грачи прилетели» началось новое направление в живописи — лирический пейзаж. Иван Крамской, глядя на полотно, сказал, что во всех пейзажах — вода, деревья, даже воздух, и только в «Грачах» есть душа.
Судьба автора
Как это ни прискорбно, но судьба Саврасова была печальна. Художник пил, а с возрастом всё больше, что в конце привело к алкоголизму, нищете, скитаниям по углам.
За бутылку водки художник наспех делал рисунки, которые на Сухаревском рынке расходились по 2−3 рубля. «Совсем старик спился… Жаль беднягу, — писал Владимир Гиляровский. — Оденешь его — опять пропьёт всё. Квартиру предлагал я ему нанять — а он своё: «Никаких!» — рассердится и уйдёт. В прошлом году с какой-то пьяной компанией на «Балканах» сдружился. Я его разыскивал, так и не нашел… Иногда заходит оборванный, пьяный или с похмелья. Но всегда милый, ласковый, стесняющийся. Опохмелю его, иногда позадержу у себя дня на два, приодену — напишет что-нибудь. Попрошу повторить «Грачи прилетели» или «Радугу». А потом всё-таки сбежит. Ему предлагаешь остаться, а он своё: «Никаких!»… Видел я Саврасова ещё раз, Великим постом, когда он ехал по Мясницкой с Лубянской площади, совершенно пьяный, вместе со своим другом Кузьмичом, который крепко его держал, чтобы он не вывалился из саней».
К концу жизни Саврасов каким-то чудом смог победить алкоголь. У него появилась новая жена, дети. Но здоровье было уже подорвано. Художник почти ослеп, а из дрожавших рук вываливалась кисть. Умер он в совершеннейшей нищете.
Живопись. История картины. А.К. Саврасов. «Грачи прилетели».
А.К. Саврасов. «Грачи прилетели».
Об авторе.
История написания картины «Грачи прилетели».
Картина «Грачи прилетели» — один из самых известных Алексея Саврасова.
Написана она в 1871 году.
Характеристики картины: масло, холст, 62 см в высоту и 48, 5 в ширину.
Зарисовки для будущего полотна он делал с натуры, в селе Молвитино Костромской губернии. В селе была красивая церковь, построенная в начале XVIII века. Её художник изобразил на заднем плане. Легенды села рассказывали, что именно отсюда родом Иван Сусанин.
Художник любил весну, когда вся природа просыпается от зимнего сна. Природа на его полотнах словно оживала, изображалась в малейших движениях. Поэтому картина была написана довольно быстро.
Петр Третьяков сразу же приобрел полотно, а через год Саврасову поступил заказ на повторение работы. С тех пор художник сделал более 10 копий картины. Одна из них была сделана по личному заказу императрицы Марии Александровны — супруги Александра II. Где сейчас хранится эта авторская копия, неизвестно.
Описание картины.
«. за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу…»
И. Левитан.
На картине «Грачи прилетели» изображён весенний день. На берёзках – множество грачей, кажется, что слышен их крик. Грачи вьют новые гнезда или обновляют старые.
Художник сумел передать необыкновенную атмосферу весеннего дня, несколько сероватого, но не перестающего от этого радовать своей красотой, обновлением, происходящим в природе.
Весенняя свежесть словно витает в воздухе, проталины на снегу отражают голубое небо, спрятанное за сизыми облаками.
На заднем плане видна небольшая церковь. Стены её облупились от времени, но она словно гордо возвышается на холме.
А за церковью видны поля, не освободившиеся ещё от снега и ждущие своего часа, когда крестьяне начнут сельхозработы.
Автор использовал много оттенков серой краски – изображая снег, деревья, церковь, поля, серое небо. Однако это не мешает почувствовать радость обновления природы, так как на картине много света, который освещает весь пейзаж. Лучи солнца пробиваются сквозь серые тучи, согревая всё вокруг.
Живописец сумел изобразить не просто уголок природы, а передать неуловимое движение жизни, которое отражено уже в самом названии – «Грачи прилетели». Словно слышен гул грачей, журчание таящей воды. дуновение лёгкого ветерка.
Картина вызывает массу приятных эмоций. Хочется верить в лучшее, надеяться на изменения, которые произойдут в жизни так же, как они происходят в природе, радоваться жизни, ведь весна – это одно из прекраснейших времён года.
Где картина находится в настоящее время?