Что изображено на картине бурлаки на волге
Картина «Бурлаки на Волге» Ильи Ефимовича Репина — кладезь русских типажей, символ народного терпения
«Бурлаки на Волге» — культовая картина великого русского живописца Ильи Ефимовича Репина (Ilya Efimovich Repin). Погожий денек, на голубом небе клубятся белые облака, блестит на солнце могучая река. Прямо на зрителя, подобно мрачной туче, надвигается вереница изможденных людей в лохмотьях. Почему-то хочется стыдливо опустить глаза и тут же — исподтишка, украдкой — рассмотреть их лица повнимательнее. Бурлаки тянут против течения огромный корабль. На переднем плане внизу видна старая сломанная корзина для ловли рыбы (морда) с привязанным к ней камнем. Вдали дымит буксир — прогрессивная альтернатива тяжелому ручному труду. Одна из загадок шедевра — перевернутый триколор на мачте судна: то ли примета грядущего переворота, то ли сигнал бедствия.
Все лучшие произведения Ильи Репина, далекого от теории «чистого искусства», правдиво, без прикрас отображают действительность. Но именно «Бурлаки на Волге» вызвали раскол в художественных кругах. Академисты сочли их «величайшей профанацией», зато реалисты приняли восторженно.
Замысел картины возник у Ильи Ефимовича еще в 1869-м, когда он увидел бурлаков на Неве и поразился их суровому, измученному виду. В мае 1870 года художник поехал на Волгу, откуда привез множество этюдов, набросков и эскизов. Во время путешествия он свел близкое знакомство с бурлаками.
Каждый герой картины — реальный человек со своей судьбой, характером и внутренним миром. Впереди — поп-расстрига Канин, шагающий уверенно и спокойно. Он напоминал Репину древнегреческого философа, проданного в рабство, но не сломленного духом. По правую руку от лидера артели — мощный нижегородский боец, слева — Илька-моряк, с ненавистью глядящий исподлобья на зрителя. Из группы выделяется молодой деревенский парень Ларька, пытающийся стянуть с себя лямку. Замыкает шествие так называемый «косный», готовый упасть от усталости. Неспроста он производит гнетущее впечатление: в косные часто выбирали опытных, но больных людей.
Впервые автор представил свою работу публике в марте 1873 г. Картину отобрали для участия во Всемирной выставке в Вене, где она получила бронзовую медаль. «Бурлаки на Волге» приглянулись князю Владимиру Александровичу Романову: он приобрел их за 3 000 рублей для украшения своей резиденции. По словам Репина, князь обожал разгадывать образы и объяснять малейшие намеки «даже в пейзаже и фоне» всем, кто соглашался слушать. Его любимцем был нетерпеливый мальчишка Ларька, которого Владимир Александрович считал умнее старших товарищей.
Илья Репин написал этот шедевр, когда ему еще не исполнилось и 30 лет. Вершина была покорена в самом начале творческого пути. «Бурлаки» принесли своему создателю мировую славу, о художнике заговорили как о новом явлении в искусстве.
11 сентября 2014 года на набережной в Самаре состоялось открытие необычной скульптурной композиции. Объемные фигуры знакомых бурлаков на берегу сегодняшней Волги — словно вечный символ безграничного терпения, печальные отголоски прошлого в настоящем.
Пример краткого описания
«Бурлаки на Волге» — один из самых узнаваемых шедевров кисти Ильи Репина. Мастер много путешествовал по Неве и по Волге. И в самом начале били просто портреты этих самых бурлаков. А уже в 1873 году, когда мастер познакомился с людьми и этой тяжелой работой, родилось и само полотно.
Несколько изможденных тяжелым трудом и ядовитым солнцем людей, преодолевая могучие воды Волги, упираясь грудью во врезающуюся лямку, тянут судно вдоль берега. Их одиннадцать душ, в изодранных ветхих одеждах, худые и изможденные, они продолжают шажок за шажком, тащить свои канаты.
Разные люди, разные судьбы, разные характеры. Кто-то сдался на откуп судьбе, кто то отчаян и верит в будущее, а кто-то спокоен, потому что лето под закат, а там и ледостав не за горами. Работа бурлака очень тяжелая, но на пропитание хватает.
Тяжело дыша и напрягаясь из последних сил, бурлаки идут навстречу зрителю. Один из мужчин пытается закурить трубку, остальные, не замечая продолжают, упорно, шаг за шагом приближать корабль к цели.
Молодой высокий парень, скорее всего, не рассчитавший свои силы и возможности, и теперь с трудом передвигается сам, не что уж лямку тащить. И только центральный герой продолжает свой тяжелый путь спокойно и вполне уверенно. Скорее всего в этой ватаге он главный, он точно знает, как поступать, чтобы рассчитать свои силы. Хоть на Волге и жара, идет он в плотных одеждах, рубаха чуть полегче просто изотрется.
У многих критиков того времени полотно вызвало массу недовольств, однако время все расставило на свои места. Едва ли сейчас кто нибудь вспомнит их имена, а художника Илью Репина, и его полотно «Бурлаки на Волге» знают все со школьной скамьи. Не одно сочинение написано о картине, бережно хранится и передается память о мастере.
Пример сочинения-описания
И. Е. Репина, удивительного русского живописца, всегда интересовала жизнь простого народа: его беды и проблемы, надежды и радости. Задавшись целью отразить не только горе и страдание, бедность и унылую действительность жизни мужиков, но и несгибаемость, духовную красоту своего народа, И. Е. Репин создает бессмертную картину “Бурлаки на Волге”.
Тяжело ступая по мокрому песку, по берегу полноводной Волги бредет ватага бурлаков. Они запряжены, будто тягловые животные, их тела напряжены, потому что эта нечеловеческая работа требует таких же нечеловеческих усилий. Одиннадцать бурлаков на картине — и все они разные, не похожие друг на друга характером, возрастом, отношением к работе и жизни. Однако всех этих несчастных роднит убогость и ветхость одежды, крайняя нищета и нужда, толкнувшая их на непосильный труд.
Видно, что для этих людей уже не существует в жизни радости, на их лицах выражение покорности, в безжизненных потухших глазах ни мыслей, ни чувств, в них — только стремление дотянуть свою лямку, не упасть по дороге. Тупая, монотонная, не человечески тяжелая работа сломила и огромных, жилистых, могучих богатырей, шагающих впереди, и все повидавших, многое переживших, но узнавших мало радости в жизни мужиков, запряженных в середине, вытягивает она последние силы и из желтого, больного, иссохшего старика, на ходу вытирающего пот со лба.
Лишь мальчик, идущий босиком в яркой розовой рубашке, единственный из всех высоко поднявший голову и бросающий сердитый взгляд из-под нахмуренных от палящего солнца бровей, сразу выбивается из всей этой серой, покорной, безответной вереницы. В его фигуре — внутренняя сила и молодость, протест и стремление освободиться. Именно в этом образе художник отразил все лучшие качества простого народа, которые помогли загнанным в непосильную кабалу людям построить новую жизнь, где они стали хозяевами и узнали, что такое радость и счастье, где они смогли воплотить свои самые затаенные мечты и надежды.
Пример описания картины
Изнемогая от жары и усталости, по берегу великой реки бурлаки медленно тянут тяжелую неповоротливую баржу. Композиция картины построена таким образом, что группа как будто движется на зрителя, но фигуры при этом не закрывают друг друга. Перед нами – одиннадцать персонажей, все, как один, – нищие и обездоленные, но каждый – со своей индивидуальностью и характером.
Впереди – тройка «коренников» во главе с бурлаком Каниным. Этот пожилой бурлак с лицом античного философа олицетворяет лучшие черты русского мужика: спокойствие, мудрость, упорство. Рядом с ним – бородач, воплощение первобытной силы, и Илька-матрос с тяжелым, ожесточенным взглядом разбойника из-под спутанных волос. Бессильно опущены руки бурлаков, ноги напряжены, а в лицах читаются разные чувства – здесь и покорность судьбе, и протест, и простодушие, и озлобленность…
Солнце ласково освещает побережье, но бурлакам не до красот природы – работа требует от них нечеловеческих усилий. Ветхие рубахи потемнели от пота, плечи болят от натянувшейся бечевы, ноги утопают в глубоком песке, а путь кажется бесконечным… Но не жалость вызывают у зрителя их фигуры, а ощущение внутренней могучей силы. Эта грозная сила, пока еще не осознаваемая ими, зреет внутри каждого помимо его воли, и уже нет возможности остановить этот процесс.
В картине Репина «Бурлаки на Волге» народная тема звучит жизнеутверждающе. Полотно говорит о народной мощи, будит мысль о необходимости борьбы, рождает веру в светлое будущее народа.
Картина Ильи Репина «Бурлаки на Волге» в деталях
В картине важна каждая деталь.
1. Бечевник
Истоптанная прибрежная полоса, по которой ходили бурлаки. Император Павел запретил здесь строить заборы и здания, но этим и ограничился. Ни кусты, ни камни, ни топкие места с пути бурлаков не устраняли, так что написанное Репиным место можно считать идеальным участком дороги.
2. Шишка — бригадир бурлаков
Им становился ловкий, сильный и опытный человек, знавший много песен. В артели, которую запечатлел Репин, шишкой был поп-расстрига Канин (сохранились наброски, где художник указал имена некоторых персонажей). Бригадир чалился, то есть крепил свою лямку, впереди всех и задавал ритм движения. Каждый шаг бурлаки делали синхронно с правой ноги, затем подтягивая левую. От этого вся артель на ходу покачивалась. Если кто-то сбивался с шага, люди сталкивались плечами, и шишка давал команду «сено — солома», возобновляя движение в ногу. Чтобы поддерживать ритм на узких тропинках над обрывами, от бригадира требовалось большое умение.
3. Подшишельные — ближайшие помощники шишки, чалившиеся справа и слева от него.
По левую руку от Канина идет Илька-моряк — артельный староста, закупавший провиант и выдававший бурлакам их жалованье. Во времена Репина оно было небольшое — 30 копеек в день. Столько, например, стоило пересечь на извозчике всю Москву, проехав со Знаменки в Лефортово. За спинами подшишельных чалились нуждавшиеся в особом контроле.
4. «Кабальные», как человек с трубкой, еще в начале пути успевали промотать жалованье за весь рейс. Будучи в долгу перед артелью, они работали за харчи и не особо старались.
5. Кашеваром и сокольным старостой (то есть ответственным за чистоту гальюна на корабле) был самый молодой из бурлаков — деревенский парень Ларька, испытывавший на себе настоящую дедовщину.
Считая свои обязанности более чем достаточными, Ларька порой скандалил и демонстративно отказывался тянуть лямку.
6. «Халтурщики»
В каждой артели попадались и просто нерадивые, как этот человек с кисетом. При случае они были не прочь переложить часть ноши на плечи других.
7. «Надзиратель»
Сзади шли самые добросовестные бурлаки, понукавшие халтурщиков.
8. Косный или косной
Так назывался бурлак, замыкавший движение. Он следил, чтобы бечева не цеплялась за камни и кусты на берегу. Косный обычно глядел под ноги и чалился особняком, чтобы иметь возможность идти в собственном ритме. В косные выбирали опытных, но больных или слабых.
9-10. Расшива и флаг
Вид барки. На таких возили вверх по Волге эльтонскую соль, каспийскую рыбу и тюлений жир, уральское железо и персидские товары (хлопок, шелк, рис, сухофрукты). Артель набиралась по весу груженого судна из расчета примерно 250 пудов на человека. Груз, который тянут вверх по реке 11 бурлаков, весит не менее 40 тонн.
К порядку полос на флаге относились не слишком внимательно, и часто поднимали вверх ногами, как здесь.
11 и 13. Лоцман и водолив
Лоцман — человек на руле, фактически капитан корабля. Он зарабатывает больше всей артели, вместе взятой, дает указания бурлакам и производит маневры как рулем, так и блоками, регулирующими длину бечевы. Сейчас расшива делает поворот, обходя мель.
Водолив — плотник, который конопатит и ремонтирует судно, следит за сохранностью товара, несет за него материальную ответственность при погрузке и разгрузке. По договору он не имеет права покидать расшиву во время рейса и замещает хозяина, руководя от его имени.
12. Бечева — трос, к которому чалятся бурлаки
Пока барку вели вдоль крутояра, то есть у самого берега, бечева была вытравлена метров на 30. Но вот лоцман ослабил ее, расшива отходит от берега. Через минуту бечева натянется как струна и бурлакам придется сначала сдержать инерцию судна, а потом тянуть изо всех сил. В этот момент шишка затянет запевку: «Вот пошли да повели, / Правой-левой заступили. / Ой раз, еще раз, / Еще разик, еще раз…» и т. д., пока артель не вой дет в ритм и не двинется вперед.
14. Парус
Поднимался при попутном ветре, тогда корабль шел гораздо легче и скорее. Сейчас парус убран, а ветер встречный, так что бурлакам тяжелее идти и у них не получается делать широкий шаг.
15. Резьба на расшиве
С XVI века волжские расшивы было принято украшать затейливой резьбой. Считалось, что она помогает кораблю подняться против течения. Лучшие в стране специалисты по топорной работе занимались именно расшивами. Когда в 1870-е годы пароходы вытеснили с реки деревянные барки, мастера разбрелись в поисках заработка, и в деревянном зодчестве Средней России наступила тридцатилетняя эпоха великолепных резных наличников. Позднее резьба, требующая высокой квалификации, уступила место более примитивному выпиливанию по трафарету.
Описание картины «Бурлаки на Волге» И.Репина
Художник: Илья Ефимович Репин
Название картины: «Бурлаки на Волге»
Картина написана: 1872—1873 г.
Холст, масло.
Размер: 131,5 × 281 см
Для каждого из произведений И. Репина характерна своеобразная история, ведь он писал их по несколько лет. Тщательно продумывалась экспозиция, сюжет, обстановка, делалось множество эскизов. Художник рисовал акварельные этюды, на которых воплощал изначальный замысел, но на картинах появлялись совершенно другие сюжеты.
Не исключением стал холст «Бурлаки на Волге», который Репин создал на пороге своего тридцатилетия, ставший впоследствии визитной карточкой мастера. Замысел возник совершенно случайно, как и все гениальные вещи.
На Усть-Ижоре Репин оказался в 1868 году. Он приехал туда для зарисовки этюдов к своим академическим сюжетам. По берегу водоема гуляли дамы в пышных нарядах и франтоватые господа, но на самой воде почерневшая от солнца ватага бурлаков в изодранных лохмотьях тащила баржу. Их изможденный, уставший вид, угрюмые лица и сверкающие от злости и безысходности глаза поразили художника настолько, что он не мог думать ни о чем другом.
Бурлаки стали его наваждением. Он рисовал эскизы этих людей, поднимающихся на берег, рисовал отдельно баржу, рисовал множество вариаций сюжета, пока, наконец не пришел к единой концепции картины. После этого он общался со многими бурлаками, наблюдал за ними, запоминая походку и черты лица. Первым порывом было обличение эксплуатации людей, но потом он нашел то, что заставит задуматься многих – непосильный труд человека и игру на контрастах.
Присмотритесь к природе Волги – янтарный песок, крупицы которого искрятся на солнце, чистейшее голубое небо с почти незаметными облаками, кристально синяя прозрачная вода. Эта красота меркнет перед лицом одиннадцати серо-коричневых, даже землистых мужчин, которые тянут огромную белую баржу с людьми. Их одежда давно уже перестала быть таковой – это лохмотья, насквозь пропитанные потом, прогнившие лапти и портянки. Их лица уже не лица – это лишь глаза и стиснутые губы, которые отражают тяжелый и низкооплачиваемый труд. Их ноги вязнут в воде и песке от непосильной тяжести баржи, а Волга еще будет тянуться тысячу километров.
Первыми идут, те, кого называли «коренниками», то есть уже не первый год таскающими баржи, они набрались опыта и знают все броды реки. Первым идет Канин, расстриженный священник, рядом с ним – заросший бурлак, с бородой, скрывающим лицо. Голова Ильки, идущего позади попа, повязана тряпкой, а в его глазах читается не усталость, а дикий обезумевший гнев. Озлобленный бурлак с люлькой в зубах словно понимает, что ничего, кроме баржи, у него в жизни не будет. Деревенский паренек в красной рубахе – Ларька, единственный, кто с удивлением рассматривает окрестности.
Самый яркий из всех образов одиннадцати мужчин – это Канин. Репин, называя его «вершиной бурлацкой эпопеи», долго накапливал материал для образа, срисовывая у кого-то манеру держать лямку, а у кого-то – выражение лица. В нем есть ум, причем живой и древний, есть мудрость и сила. Репин, что редко бывает с художником, испытывал восторг от этого образа. Канин – это неформальный глава артели, который много повидал на своем веку.
Молодой Ларька отражает духовную сущность расстриженного попа. Это сама юность, которая отличается пытливостью, непокорностью и желанием жить. Если сравнивать его с Каниным, то деревенский парень – это антипод бурлака, его кривое зеркало. Художник противопоставил молодость житейской мудрости, детскую чистоту – выносливости, а хрупкость – силе и мужественности.
Смысловая нагрузка каждого образа из ватаги бурлаков индивидуальна. Они покоряются своей судьбе, в других видны явные черты протеста и злобы, а третьи – невозмутимы и простодушны. Фигура Канина, тем не менее, самая яркая, ведь олицетворяет весь сплав черт каждого из них. На первый взгляд этот коренастый мужчина такой же, как и все остальные, но если присмотреться к нему, то кажется, что ему известно все, о чем только мечтают остальные – лучшая жизнь.
Композиционно полотно удлинено в ширину – такое прием дает возможность Репину расположить фигуры тружеников вдоль берега, подобрав самые типичные и драматичные образы. На первом плане картины – главный герой, середину композиции составляют образы, которые его раскрывают. Задний план картины – это сама белая баржа с двумя нечеткими фигурами. Как известно, машина эта – теплоходная, но для экономии топлива использовали в то время бурлацкий труд. На мачте судна развивается флаг Российской империи, бездушность которой и критиковал художник.
Ритмика полотна состоит из склоненных и поднятых голов и фигур людей – так глубже чувствуется и раскрывается характер их судьбы. Напряженность «Бурлаков на Волге» просматривается в позе их тел, натянутости лямки и тяжести баржи.
Картина была впервые выставлена в 1873 году. Она мгновенно стала культовой – образы бурлаков заставляли проснуться человеческую совесть и осознать, что вся империя построена на костях. К Репину пришла известность, но он стал своего рода диссидентом своего времени, а ректор заведения, где он учился, говорил, что это полотно опровергает всю ценность искусства.
Если вспомнить, что до этого рисовали пейзажи, портреты деятелей искусства, иллюстрации к литературным произведениям и итальянские сценки, сразу станет понятно, что использование народных образов было моветон.
Когда картина оказалась на выставке в Вене, то посетители удивлялись, что в Росси практикуется такой труд, но само бурлачество было упразднено лишь в начале 20 века.
Почему перевернут российский флаг? Тайны картины «Бурлаки на Волге»
Своих знаменитых «Бурлаков на Волге» Илья Репин писал еще совсем молодым – первые наброски сделал в 25 лет. К 29-ти картина была закончена и произвела фурор на Всемирной выставке 1873 года в Вене.
Сегодня ее знает каждый школьник. Еще при жизни художника она обрела культовый статус и по сей день воспринимается как главный репинский шедевр.
Мы уже не присматриваемся к ее деталям, а зря. Во многих из них с самого начала считывали «подсказки» и «намеки».
Почему российский триколор на мачте перевернут
Первая же деталь, которая кажется грубой ошибкой: российский флаг на мачте изображен вверх тормашками.
Белая полоса должна быть сверху, красная снизу. А у Репина наоборот.
Существует несколько объяснений этому.
2. В морском деле перевернутый флаг означал наличие каких-то неполадок на судне (скажем, проблема с парусом) и даже служил сигналом бедствия. Это упоминается в справочниках по навигации и флоту, а также в словаре морского жаргона.
3. Репин якобы намеренно перевернул триколор, намекая на то, что в России второй половины XIX века политическая ситуация была на грани переворота.
Другие тайны картины
Само собой, всевозможные «революционные» намеки в деталях картины стали в изобилии находить после Октябрьской революции и во времена СССР.
Например, в деревенском пареньке в красной рубахе разглядели молодого революционера, который будто бы сбрасывает лямку рабства.
На самом же деле (а все изображенные на картине – реальные люди) паренек только недавно вступил в артель бурлаков и никак не мог приноровиться к лямке.
Еще одна советская трактовка: корабль с «капитаном» в красной рубахе – якобы символ будущего государства рабочих и крестьян.
На самом деле этот человек – водолив – был плотником, который конопатил и ремонтировал судно и отвечал за погрузку-разгрузку. Он лишь замещал хозяина и нес материальную ответственность.
На самом деле художник точно изобразил реальный способ крепления троса при перетаскивании баржи.
Вот фотофакт: голландская пара со своей баржей на канале в 1931 году, трос крепится к мачте.
Загадка провисшего троса
Этот трос, или бечева на картине Репина, кстати, удивляет внимательных другой странностью: почему бурлаки с усилием тащат здоровенную груженую барку против течения и при встречном ветре, но трос ослаблен и провисает?
Ответ также изображен на картине: лоцман (человек на руле) производит маневры, обходя мель. Он ослабил бечеву, чтобы барка отошла от берега.
«Зашифрованный» намек Репина
А вот какой символ Репин точно зашифровал в картине, так это пароход вдали: есть что использовать в качестве буксира, но все равно лямку тянет человек.
Пароход олицетворяет технический прогресс, который не доходит до простого народа и делает Россию отстающей.
Кстати, из-за этого на Репина ополчился российский министр путей сообщения. Он счел, что на венской выставке художник опозорил страну перед Европой, показав тяжелый бурлацкий труд в эпоху прогресса и машиностроения.
Но Репин на самом деле не собирался устраивать злободневную провокацию. Художник даже признавался, что когда отправился вдоль Волги, чтобы изучить быт бурлаков и найти натуру, он рассеянно слушал об их тяжкой судьбе и интересовался только деталями внешнего облика.
Вот что он написал про бурлака Канина, первого в связке, который был «шишкой» (бригадиром артели): «Какое счастье, что Канин не вздумал сходить в баню или подстричься, как бывало с некоторыми моделями, приходившими подстриженными, побритыми до неузнаваемости».
Но все равно Репина стали считать «художником угнетенных», ждали от него новых работ на эту тему. Но тот всячески уходил от этой роли. Впоследствии он написал другие известные картины: «Иван Грозный и сын его Иван», «Не ждали», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Однако «Бурлаки на Волге» стали, как теперь говорят, визитной карточкой Репина. На выставке картина завоевала бронзовую медаль и была куплена за 3 тыс. рублей великим князем Владимиром Александровичем Романовым (известный меценат, сын императора Александра II). Он повесил полотно в бильярдной своего дворца в Петербурге.