Что изображено на александрийском столпе
Использование устаревшего браузера
повышает риск взлома вашего компьютера.
Обновите свой браузер!
Через социальные сети
Еще не зарегистрированы?
Регистрация
Через социальные сети
Восстановление пароля
Введите почту указанную при регистрации и мы вышлем инструкцию
Надо знать: что символизирует Александровская колонна, как устанавливали памятник и каким он мог быть, если бы императору понравился другой проект
25 июля 1832 года в Петербург привезли Александровскую колонну — монумент, который Николай I посвятил своему старшему брату Александру I и его победе над Наполеоном. Что означает надпись «Сим победиши»? Почему авторы решили отказаться от изображения Александра в виде римского всадника, попирающего змею? Как вообще удалось построить и установить такую махину в середине XIX века?
Что символизирует колонна и ангел на вершине
Идея создания памятника Александру I в честь его победы над Наполеоном впервые возникла у императора Пруссии Фридриха Вильгельма IV, когда монарх гостил в Петербурге. Ангел, который венчает монумент, как раз символизирует великого императора: в семье Александра нежно называли «наш ангел». Однако прежде чем прийти к окончательному варианту, Николай I отверг несколько проектов, самый интересный из которых предложил автор итогового монумента Огюст Монферран.
Как ещё мог выглядеть памятник
Эскиз первого проекта Монферрана сохранился до наших дней и сейчас находится в библиотеке Института инженеров путей сообщения. Архитектор предлагал установить гранитный обелиск, похожий на древнеегипетские, на гранитном цоколе. Основание памятника предлагалось украсить барельефами, изображающими битвы 1812 года, также на пьедестале должна была появиться надпись «Благословенному — благодарная Россия». Интересно, что один из барельефов на памятнике планировали выполнить с изображением Александра в виде римского воина на коне, попирающем ногами змею. Всадника при этом должны были сопровождать богиня победы и двуглавый орёл, а вести коня должны были две символические женские фигуры.
Монферран, желая показать императору своё высокое мастерство, выполнил эскиз акварельной техникой и написал сочинение о планах относительно памятника. Однако проект был отвергнут, а Николай дал архитектору понять, что желает видеть на Дворцовой площади именно колонну.
Желание императора — закон
Второй проект Монферран выполнил, следуя высочайшим пожеланиям. За основу были взяты колонны Траяна и Антонина в Риме, Помпея в Александрии, а также Вандомская колонна в Париже. Сам жанр колонны не позволял разгуляться фантазии и мастерству архитектора, поэтому Монферран не мог отказаться от влияния предшественников и лишь частично изменил их идеи. К примеру, пьедестал и базу Монферран скопировал почти без изменений с колонны Траяна.
Императору понравился новый проект, и он приказал дать старт работам, которые продолжались с 1829 по 1834 год.
Как изготовили колонну
Монферран во время одной из своих поездок в Финляндию приметил подходящую скалу, которая находилась на месте современной деревни Пютерлахти. Сначала каменотёсы обследовали местность и подтвердили, что материал годится для изготовления колонны. Затем от неё отсекли гигантскую призму, которая по размерам значительно превосходила будущий памятник. Глыбу сдвинули с места и опрокинули на мягкую подстилку из елового лапника при помощи огромных рычагов и ворот.
Камни для фундамента и пьедестала вырубили из той же скалы. Для доставки гигантских частей, большая из которых весила 613 тонн, сконструировали специальную баржу, которая получила название «Святой Николай». Для выполнения работ в Финляндии также построили специальную пристань и мол.
Как проходили работы в Петербурге
Сначала при помощи геологической разведки специалисты определили подходящее место для будущего памятника. Затем рабочие выкопали котлован размером 14 на 14 саженей и глубиной 2 сажени (1 сажень примерно равна 2,13 метра) под фундамент из гранитных блоков. В яму забили 1250 сосновых свай, при этом во время работ в котлован непрерывно поступала вода, которую постоянно приходилось откачивать.
Монолит для основания пьедестала установили на фундамент при помощи катков по наклонной плоскости. Гигантский камень свалили на предварительно насыпанную на платформе кучу песка. Очевидцы рассказывали, что при ударе земля вздрогнула так, будто началось землетрясение.
Затем под монолит подвели подпорки, выгребли из-под него песок и подложили катки, по которым он и «поехал» на фундамент. С верхними частями пьедестала было значительно проще: они весили меньше, а рабочие к тому моменту уже набили руку.
Гораздо сложнее было установить на пьедестал колонну — для этого даже сконструировали оригинальную подъёмную систему из строительных лесов в 22 сажени (47 метров) высотой, 60 кабестанов и системы блоков. Подъём стал настоящим праздничным событием: в этот день на площади собралась огромная толпа, которая наблюдала за установкой колонны. Окна и крыша здания Главного штаба также были заняты зрителями. Не остался в стороне и государь — вся императорская семья тоже следила за этим историческим событием.
Для того чтобы привести колонну в вертикальное положение, понадобились усилия 2000 солдат и 400 рабочих, которые занимались установкой в течение 1 часа 45 минут. Сначала глыба приподнялась над землёй, затем плавно заняла позицию над пьедесталом. После этого канаты кабестанов были отданы, и колонна аккуратно встала на своё место. Народ, собравшийся на площади, радостно закричал: «Ура!»
Ангел и государь на коленях
Разумеется, удачному завершению работ рад был и император — при встрече с архитектором он воскликнул: «Монферран, Вы себя обессмертили!» Оставалось разместить на монументе элементы декора и выполнить отделочные работы. Фигуру ангела с крестом выполнил скульптор Б. И. Орловский, рядом расположили надпись «Сим победиши!». Говорят, что лицу ангела автор придал черты Александра I.
Фраза «Сим победиши!» связана с легендой об обретении древней христианской святыни — животворящего креста, на котором был распят Иисус. Согласно сказанию, римский император Константин Великий поручил своей матери Елене отправиться в Иерусалим, поскольку во время трёх сражений видел на небе крест с надписью «Сим победиши». Елене удалось отыскать реликвию, а вместе с ней четыре гвоздя и титлу INRI.
Открытие памятника состоялось 11 сентября 1834 года. На церемонии присутствовали государь, царское семейство, дипломатический корпус, стотысячное русское войско и представители русской армии.
«Нельзя было смотреть без глубокого душевного умиления на государя, смиренно стоящего на коленях впереди сего многочисленного войска, сдвинутого словом его к подножию сооружённого им колосса. Он молился о брате, и всё в эту минуту говорило о земной славе сего державного брата: и монумент, носящий его имя, и коленопреклонённая русская армия, и народ, посреди которого он жил, благодушный, всем доступный», — писал позже Жуковский в своём «Послании императору Александру».
На памятнике расположена табличка с надписью «Александру I. Благодарная Россия».
Александровская колонна
в Санкт-Петербурге
Александровская колонна — это один из наиболее известных памятников северной столицы. Находится она на Дворцовой площади Санкт-Петербурга. Это произведение архитектурного искусства дополнило общую композицию Арки Главного штаба, посвященную великой победе в Отечественной войне с французами. Александровская колонна — гордость и символ Санкт-Петербурга. Она олицетворяет мощь и несокрушимую силу русской армии.
Колонна была воздвигнута в честь Александра I и его победы над Наполеоном. Все гости города обязательно посещают Дворцовую площадь, чтобы помимо других достопримечательностей посмотреть на этот величественный памятник архитектуры. А россияне со школьной скамьи знакомятся с ним благодаря стихотворению Александра Пушкина «Памятник», где он торжественно называет Александровскую колонну Александрийским столпом.
Сила тяжести и высота
При одном взгляде на Александровскую колонну захватывает дух. И это неудивительно, ведь в высоту она достигает 47,5 метров. Александрийский столп на сегодняшний день считается самым высоким монументом в мире, который выполнен из цельного гранита, и занимает третье место по высоте среди всех монументальных колонн.
Александровская колонна весит 600 тонн. И тем удивительнее факт, что держится она на постаменте без дополнительных опор, а только благодаря своей силе тяжести. Первое время горожане боялись, что колонна может рухнуть, поэтому не гуляли возле нее. Чтобы их успокоить, архитектор памятника Монферран каждый вечер прогуливался вблизи него со своей собачкой.
Пьедестал и скульптура ангела
Вершина Александровской колонны украшена ангелом, который достигает в высоту почти 5 метров. Фигуру сделал Борис Орловский — русский скульптор, стараясь придать лицу ангела черты Александра I. Правая рука ангела вознесена к небу, а левой он держит крест, на который пытается взобраться змея. Эта фигура символизирует мир в государстве, наступивший после разгрома наполеоновской армии. По одной из версий, фигура ангела выбрана, потому что в семейном кругу Александра I называли «Наш Ангел». Кстати, по первоначальному замыслу архитектора он должен был быть позолоченным, но поскольку власти спешили с открытием памятника, от этой затеи отказались.
Особое внимание привлекает могущественный пьедестал, украшенный барельефами, которые удачно гармонируют друг с другом, создавая уникальный ансамбль. Центром композиции выступают две крылатые женщины, держащие в руках табличку с благодарственной надписью Александру I от всей России. Рядом с ними находятся символы двух рек — Неман и Вислы. Другие барельефы украшены символами Мира и Победы, Изобилия и Мудрости, а также Милосердия и Правосудия. Но особо выделяются двуглавые орлы, держащие в своих лапах гирлянды из лавра. Все рисунки для пьедестала изобразил Монферран, а уже по ним художники выполнили эскизы натурального размера, по которым скульпторы сделали формы для отливки.
История Александровской колонны
Первым поставить памятник Александру I предложил Фридрих Вильгельм IV, когда гостил в Петербурге. Также с таким предложением выступал Карл Росси — архитектор, который строил здание Главного штаба. Но официальный конкурс на создание проекта для возведения монумента был объявлен Николаем I в. 1829 г.
Проект Монферрана
Огюст Монферран принял участие в конкурсе и предложил построить гранитный обелиск по подобию обелисков Древнего Египта. Однако ему недвусмысленно указали, что памятник должен иметь форму колонны. Архитектор разработал другой проект, который и был реализован впоследствии. Его главной целью было возведение монумента, по высоте превышающего колонну, установленную в честь Наполеона на Вандомской площади в Париже.
Строительство
Строительные работы длились 5 лет. Александрийский столп сделан из красного гранита. Обрабатывали его возле Выборга, а для доставки колонны в Санкт-Петербург использовали огромное судно, которое буксировали 2 парохода. Под основанием памятника находится более 1000 свай, достигающих в длину 6 метров.
Установка колонны
Чтобы поднять огромную колонну, пришлось сконструировать специальные леса. На это торжественное событие прибыл сам государь с семьей и собрались тысячи горожан. Удивительно, но колонну установили менее чем за 2 часа. В этом участвовали 2000 солдат и 400 рабочих.
Открытие памятника
И вот пришел день открытия Александровской колонны — 11 сентября 1834 г. Это был особый день для всей России. На Дворцовой площади собралось стотысячное войско во главе с государем. Также на церемонии присутствовали дипломаты и царская семья. У колонны было проведено торжественное богослужение, а затем зрители с восхищением смотрели военный парад, где маршировали полки, участвовавшие в войне с французами. В этом же году в России выпустили мемориальный рубль, общий тираж которого составил 15 тыс.
Реставрация
Спустя два года после открытия Александровской колонны на камне начали образовываться светло-серые пятна. Николай I приказал осмотреть памятник, и в результате исследований выяснили, что на стадии обработки кристаллики гранита частично выкрошились, а оставшиеся впадины воспринимаются как пятнышки. До конца XX в. колонну реставрировали пять раз. Это были косметические работы. Последняя реставрация закончилась в 2003 г. Тогда оценить фронт работ помогли альпинисты, которые высадились на колонне с помощью специального пожарного крана.
Интересные факты
С Александровской колонной связано много интересных фактов. Все началось с момента ее открытия. Чтобы провести парад на Дворцовой площади, по проекту архитектора Монферрана построили Певческий мост. Неслучайно была выбрана и дата церемонии, ведь Александрийский столп открыли в день перенесения мощей Александра Невского в Санкт-Петербург. А он, как известно, считается небесным защитником северной столицы.
В годы революции отношение к Александровской колонне несколько изменилось. На праздники ангела закрывали красным колпаком или маскировали с помощью шаров. А во время перестройки газеты писали, что разрабатывается проект по установлению вместо ангела статуи Ленина. Кстати, позже многие СМИ утверждали, что планировалось поставить статую Сталина.
Одна из самых любимых традиций местных жителей связана с молодоженами. Считается, что жених должен пронести свою невесту на руках вокруг памятника. И сколько раз он сможет обойти колонну, столько деток у них и будет.
Как добраться
До Дворцовой площади, где находится Александровская колонна, можно добраться общественным транспортом — на метро, автобусах и троллейбусах. Также до нее легко доехать на такси. А еще около площади есть много пристаней, куда можно добраться на речном трамвайчике.
На метро
Удобнее и быстрее всего доехать до Александровской колонны на метро. Ближайшая к достопримечательности станция — «Адмиралтейская», к которой ведет фиолетовая линия. Она расположена чуть дальше чем в 300 метрах к юго-западу от памятника. Также недалеко от площади находятся станции метро «Невский проспект» (синяя линия) и «Гостиный двор» (зеленая линия).
Панорама: ангел, что венчает вершину Александровской колонны
На автобусе и троллейбусе
До Александровской колонны можно доехать и наземным автотранспортом. Примерно в 250 м к западу от нее расположена остановка «Дворцовая набережная», куда прибывают автобусы № 7, 10, 24, 191 и троллейбусы № 1, 7, 10, 11. В 325 м к юго-западу от колонны есть остановка «Метро Адмиралтейская». К ней можно доехать автобусами № 3, 10, 22, 27 и троллейбусами № 5, 22. Чуть ниже нее находится остановка «Адмиралтейский проспект», куда прибывает троллейбус № 17. В 520 м к юго-западу от колонны есть остановка «Исаакиевская площадь». К ней курсирует троллейбус № 5, а также маршрутка № 306.
На такси
Доехать до Александровской колонны можно и на такси. В Санкт-Петербурге работает много разных служб. Стоимость проезда включает расстояние, время суток, класс автомобиля и другие факторы. Наиболее популярные службы такси — Яндекс. Такси, Gett, Maxim.
Дворцовая площадь и Александровская колонна на видео
Александрийский столп в Санкт-Петербурге: ответы на вопросы
Александрийский столп в Санкт-петербурге — это народное название памятника, посвящённого Александру I в честь победы России над Наполеоном. Официальное название — Александровская колонна. В статье найдёте ответы на часто задаваемые вопросы. Но разберёмся с названием: почему Александрийский столп?
Александрийский столп — что это?
Образ стихотворения любимого поэта русского народа А.С.Пушкина “Я памятник воздвиг себе нерукотворный…” оказался настолько ярким, что монумент на Дворцовой площади стали так называть, игнорируя официальное название. Хотя сам Пушкин нигде не упоминает, на что именно указывает эта метафора.
Это мог быть и Александрийский маяк на острове Фарос, описанный Филоном Византийским и известный, как одно из 7 чудес Света, о котором, безусловно, Пушкин знал. Высота этого сооружения в 3.5 раза превышала петербургскую колонну.
Рисунок Александрийского маяка на острове Фарос сделан немецким археологом проф. Х. Тиршем (1909). Автор: Prof. Hermann Thiersch (1874–1939), Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=42458833
А термин “столп” в архитектуре означает
Таким образом, название применимо и к одному и к другому сооружению. Но пушкинская метафора может вмещать в себя оба образа.
Напрашивается вывод, что называть памятник Александрийским столпом можно, но уточняя, о каком именно речь.
А словосочетания «Александрийская колонна» или «Александровский столп» — это уже производные из знакомых слов. Какое из них неправильное?
Кто архитектор Александровской колонны?
Автор проекта и руководитель строительства монумента — французский архитектор Огюст Монферран. Как случилось, что победу России над Францией увековечил француз?
Царь Николай I в 1829 году объявил открытый конкурс на создание монумента перед аркой Главного штаба напротив Зимнего дворца “в память о незабвенном брате” Александре. Рассматривались идеи конной статуи, памятники с фигурой Ангела.
Один из не утвержденных проектов памятника из пушек на события 1812 – 1814 годов И.А. Иванова по эскизу А.Н. Оленина, датированный 9 августа 1814г. Источник: https://www.rcoins.com/articles/3947-rubl-i-medali-na-otkrytie-aleksandrovskoj-kolonnyhtml
Монферран участвовал в конкурсе с идеей обелиска с бронзовыми барельефами на гранях в стиле ампир скульптора Федора Толстого. Пьедестал обелиска предполагалось украсить изображением Александра на коне в виде римского воина. Оригиналы этих барельефов (из розового воска на чёрном фоне) хранятся в Русском музее. Высота обелиска намечалась равной 33,78 метра.
Как пишет в монографии “О. Монферран” советский архитектор Н.П.Никитин: “Проект памятника был выполнен великолепно, но не был принят к осуществлению”. Это не остановило француза и он продолжил работу. Образцами для подражания выбрал колонны Антонина и Траяна в Риме, а также Вандомской в Париже.
Колонна Траяна в Риме, 2013 By Szilas — photo by Szilas, Public Domain, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=36783129
За основу он выбрал колонну Траяна. Огюст освободил стержень от спиральной скульптуры и внёс мелкие изменения. Выполнил новый проект с высоким мастерством в отношении графики и акварельной техники и 24 сентября 1829 года Николай утвердил его для осуществления. Монферрана назначили строителем памятника.
Александрийский столп в Санкт-Петербурге: история создания
В подзаголовке используем поэтическую метафору с уточнением, чтобы было понятно о каком сооружении идёт речь. Строительство памятника стало воплощением архитектурной и инженерной мысли. Он превосходит все античные и западные образцы.
Подготовительные работы
Пока в финском карьере Пютерлакса выламывали и обрабатывали заготовку для колонны, на Дворцовой площади велись подготовительные работы. Делали фундамент, строили пристань для разгрузки монолита, устанавливали пьедестал для колонны, строили леса и механизмы для подъёма готового стержня памятника.
Александрийский столп на Дворцовой площади: почему выбрали это место?
Местом установки колонны Монферран выбрал пересечение оси от арки Главного штаба к средним воротам Зимнего дворца с осью проезда между зданием Штаба и Певческим мостом. Место выбирали с целью создать лучший вид на колонну из окон царского дворца. Она находится на равном расстоянии от внутренних углов здания Штаба (около 115 м), от Зимнего дворца на расстоянии 100 м, от арки Штаба — 140 м. Надо отметить, что своим расположением колонна великолепно гармонирует по композиции и геометрическим данным с окружающими зданиями. (Н.П.Никитин, «О.Монферран», Лен-д, 1939, стр. 235-236).
Учитывая опыт устройства фундамента Исаакиевского собора, Монферран понимал, что устойчивость памятника зависит от прочности фундамента. Поэтому он очень аккуратно строил основание для конструкции колоссальных размеров.
Как делали фундамент под монумент?
До 15 марта 1830 года для уплотнения грунта забили 1250 сосновых свай на квадрате со стороной 22 м, на глубину от поверхности земли 4,26 метра (Н.П.Никитин, «О.Монферран», Лен-д, 1939, стр. 257). На них уложили гранитные блоки толщиной 45 см и длиной 1,5 метра. Кладку скрепили штырями и скобами. Затем блоки чередовали с забутовкой. Под самым пьедесталом снова сделали тесовую кладку гранитных блоков, подобно 1 ряду.
С каким тщанием устраивали фундамент, сколько платины, золота и серебра уложили в памятную шкатулку, чтобы замуровать в фундаменте, что за реалити-шоу устраивали на строительстве пьедестала читайте в статье “Александровская колонна: слово о фундаменте и пьедестале”
Работа с цементным раствором осложнялась зимними морозами ниже 12 градусов по Цельсию. Гранитный монолит для пьедестала весил более 400 тонн. Смекалка, изобретательность и инженерная грамотность помогли доставить его в Петербург, отшлифовать все 6 сторон и уложить на подготовленное место.
Рисунок из альбома Монферрана. Устройство фундамента Александровской колонны. Источник: https://zen.yandex.ru/media/arhi1/aleksandrovskaia-kolonna-slovo-o-fundamente-i-pedestale-5d2367154e057700adc67e53
Рисунок из папки Монферрана. Выгрузка монолита для пьедестала Александровской колонны. Источник: https://zen.yandex.ru/media/arhi1/aleksandrovskaia-kolonna-slovo-o-fundamente-i-pedestale-5d2367154e057700adc67e53
9 апреля 1832 года закончились 2-летние подготовительные работы, пьедестал стоял на месте и ждал колонну. За это время в карьере вырубили и обработали начерно заготовку для будущей колонны.
Как устанавливали Александровскую колонну?
Работы по отделению от скалы нужного размера куска гранита длились 13 месяцев, с лета 1830 по сентябрь 1831 года. На месте ей придали нужный вид и построили специальную пристань для погрузки, чтобы судно не перевернулось.
Трудность задачи заключалась в весе (около 700 тонн) и монолитности груза. Предстояло это сделать впервые. Не обошлось без ЧП (чрезвычайного происшествия): колонна обрушилась на самый край судна и накренила его. В статье “Как грузили Александровскую колонну?” есть описание процесса и рисунки судна между двумя причалами, рабочих в опасный момент, крен баржи. Погрузка состоялась 19 июня 1832 года.
ЧП во время погрузки заготовки для стержня Александровской колонны. Рисунок из альбома Монферрана. Источник: https://zen.yandex.ru/media/arhi1/kak-gruzili-aleksandrovskuiu-kolonnu-5cf600894db61900af2c52a5
12 июля 1832 года будущий “Александрийский столп” (Александровскую колонну) разгрузили на Дворцовой набережной. Посмотреть, как невозможное становиться возможным, пришли тысячи людей и царь с цесаревичем. Операция длилась всего 10 минут.
Для перемещения колонны от причала к месту установки построили специальную дорогу. Понадобилось около 40 дней, чтобы закатить её на высоту 10,5 метров и уложить на помост.
Будущий Александрийский столп Петербурга лежит на помосте перед установкой. Рисунок из альбома Монферрана.
Техническая часть, такая как конструкция лесов и опорной рамы, блоки для облегчения веса (полиспасты), сам способ, толщина канатов на лебёдках приводятся в статье “Подъём Александровской колонны: подготовка”. Она даёт ответ на вопрос: «Как ставили Александрийский столп на Дворцовой площади?»
День установки 30 августа (по старому стилю) Николай I выбрал не случайно — это именины Александра I.
Обвязка колонны для подъёма. Рисунок из альбома Монферрана
План расположения лебёдок (кабестанов) для поднялия колонны
Салазки и крепления для передвижения и подъёма Александровской колонны. Рис. из альбома Монферрана
План пандуса для передвижения и подъёма Александровской колонны. Рисунок из альбома Монферрана
Установка Александровской колонны. Рисунок Монферрана
Акварель Г.Гагарина «Александровская колонна в лесах.1832-1833» Источник: https://zen.yandex.ru/media/arhi1/podem-aleksandrovskoi-kolonny-kak-eto-bylo-5d2d850e998ed600acf9c350
Если сказать коротко, то колонну подняли, подержали в подвешенном состоянии до полной остановки колебаний и опустили на пьедестал. Подробное описание этих событий ищите в статье “Подъём Александровской колонны: как это было”. В ней содержатся сведения (на основании записей Монферрана) о механизмах, о порядке расстановки рабочих при подъёме, о том, как в критический момент обломился один из шкивов и рухнул на публику, о наблюдавших за работой гостях.
Операция началась в 2 часа и длилась 100 минут. На следующий день приступили к разборке деревянных конструкций и каменного основания для них, оставили необходимую часть для дальнейших работ. В Эрмитаже находится картина русского художника-любителя Григория Григорьевича Гагарина “Александровская колонна в лесах. 1832-1833.”
Ещё 2 года прошло до момента открытия памятника 30 августа 1834 года (по старому стилю). За это время около 200 человек отшлифовали поверхность стержня, установили фигуру ангела и украсили барельефами пьедестал.
В 2002 году во время реставрационных работ волоконно-оптический эндоскоп и ультразвук помогли обнаружить неизвестные факты о строении памятника. Кроме трещин в граните нашли, что стержень в основании имеет прямой конус, а пьедестал (под основанием) — обратный. Это интересное инженерное решение значительно упростило монтаж стержня и распределило нагрузку на основание и постамент.
Александровская колонна в Санкт-Петербурге: краткое описание
По мнению Н.П. Никитина, Александровская колонна — лучшее произведение Монферрана — обладает большими художественными достоинствами. Она представляет из себя гладко полированный гранитный стержень колоссальных размеров, стоящий на монументальном пьедестале.
Римско-дорическую бронзовую капитель Монферран украсил иониками и бусами.
На абаку поставил бронзовую композицию: круглый цилиндрический пьедестал с полусферой, на ней — статуя ангела.
Александрийский столп (Александровская колонна) в Санкт-Петербурге
Базу колонны и пьедестал под ней автор отделал тёмно-зелёной бронзой. Всё сооружение покоится на красном гранитном стилобате с 3 ступенями, стоящем на площадке из той же породы камня высотой в одну ступень.
Блестящая поверхность стержня колонны, монолитного цоколя и стилобата прекрасно гармонирует с тёмно-зелёной патинированной бронзой. Массивность и, одновременно, удивительная лёгкость пропорций стержня колонны находятся в гармоничном сочетании с тонами отдельных частей сооружения.
Барельефы пьедестала
На лицевой стороне пьедестала две крылатые женские фигуры держат прямоугольную доску с надписью “Александру I-ому Благодарная Россия”. Под доскою посередине — изображение древнерусского вооружения. Это точные копии образцов из Оружейной палаты: шлем Александра Невского, броня царя Алексея Михайловича и щит Олега (?), прибитый им ко вратам Царьграда. По краям — аллегорические фигуры рек Немана и Вислы (мужская и женская).
Пьедестал Александровской колонны
На 3-х других барельефах автор изобразил фигуры Победы и Мира, Правосудия и Милосердия, Мудрости и Изобилия вперемежку с вооружением. На щитах фигуры Победы — годы войны 1812, 1813, 1814. Все барельефы исполнили скульпторы Пётр Васильевич Свинцов и Иван Леппе (Лепе, Лепее) по рисункам Монферрана. Отлитые на петербургском заводе Берда, представляют из себя шедевр бронзо-литейного искусства.
Высота памятника 47.5 метра. Это самый высокий монумент в мире из цельного гранита.
Ангел на Александровской колонне
Фигура ангела — работа скульптора Бориса Орловского — огромная и изящная, поражает виртуозной чеканкой каждой детали, каждого пёрышка крыла. Автор представил проект на рассмотрение, как изображение разительной мысли — “Сим победиши”.
Навершие Александровской колонны. Римско-дорическая капитель, украшенная иониками (подобие яйца) и бусами.
Эти слова напоминают о чудесной победоносной битве будущего римского императора Максенция в 312 году. Перед сражением в небе он увидел знак: крест с начертанными словами.
Ангел смотрит вниз, на землю, правою рукою указывает на небо, а крестом в левой — придавил змея — символ вражды и злобы. Высота
Вес навершия колонны (капитель, цилиндрический пьедестал, статуя) составляет 37 тонн.
В чём секрет красоты Александровской колонны?
Красота любой колонны заключается в пропорциях. Соотношения верхнего и нижнего диаметров Монферран получил методом древнеримского архитектора Витрувия, а способ утонения колонны разработал свой и в этом его большая заслуга.
Размер верхнего диаметра — 3.19 м, а нижнего — 3,66 м. Они относятся как 8:9, при этом величина нижнего диаметра умещается в длину стержня 7 раз, а верхнего — 8.
Превосходно составленная композиция навершия, её отношение к высоте колонны, ступенчатый цоколь и стилобат под пьедесталом делают всю конструкцию более стройной и монументальной в сравнении с другими колоннами. Сравните сами.
Монументы, которые Монферран взял за образец при создании проекта Александровской колонны. Рисунок из альбома Монферрана (Александровская, Вандомская, Траяна, Антонина, Помпея)
Проект навершия и базы Александровской колонны. Из альбома Монферрана
Превосходно выполненные работы бронзового литья статуи и барельефов пьедестала поражают тщательностью проработки деталей.
В статье дзен канала Александровская колонна: секрет красоты проводится сравнительный анализ с аналогичной архитектурой Древнего Рима и Францией, описываются уникальные достоинства пропорций и деталей.
Монеты в честь Александровской колонны
После открытия памятника, в 1836 году Николай решил выпустить медали в честь этого события. В проекте указа Правительствующему Сенату «О выпуске в обращение Александровских рублевиков» читаем:
“По случаю открытия памятника в честь победы в Отечественной войне 1812 года, в память незабвенного Императора Александра I, выбита медаль с изображением на одной стороне портрета, а на другой монумента, воздвигнутого в честь Его, и с подписью внизу монумента: 1 рубль. Признав удобным медаль сию пустить в обращение в виде монеты, повелеваем принимать оную повсеместно за целковый, серебряный рубль, под названием Александровского рублевика. Правительствующий Сенат не оставит учинить по сему должное распоряжение.”
В 2009 году Центральный Банк России отметил 175-летие со дня открытия памятника выпуском 1000 серебряных монет достоинством в 25 рублей.
Аверс и реверс памятной монеты к 175-летию Александровской колонны. Источник: https://www.rcoins.com/articles/3947-rubl-i-medali-na-otkrytie-aleksandrovskoj-kolonnyhtml
Александровская колонна в Санкт-Петербурге: интересные факты
Покушения на Александровскую колонну
После революции 1917 года памятник царю смущал правительство большевиков. Самым первым предложением было «Снести!», вместо него на Дворцовой площади устроить мемориальное кладбище. Но то ли из экономических соображений, то ли из-за переноса столицы в Москву, колонну не тронули. Кладбище появилось у стен Кремля.
После смерти Ленина в 1924 году власти Петрограда решили заменить ангела на статую вождя. Но и в этот раз отказались от затеи. Нарком просвещения А. Луначарский убедил всех в нецелесообразности мероприятия.
В 1952 году в порыве идеологической пропаганды в Ленинграде решили установить на колонне бюст Сталина. И опять не получилось. В этот раз — из-за смерти Сталина.
Как спасли Ангела от падения?
В 2002 году при осмотре памятника специалистами в цилиндре постамента статуи обнаружили до 3 тонн воды. От давления цилиндр принял форму бочки, а скрепляющий раствор полностью разрушился и превратился в песок. Реставраторам пришлось его буквально выметать щёткой.
С учетом того, что некоторые соединительные болты отсутствовали, а вода продолжала проникать внутрь, оставалось немного времени до падения ангела. Этого не произошло благодаря реставраторам. Что ещё обнаружили реставраторы при обследовании памятника, читайте в статье Тайны Александровской колонны.
Загадки Александровской колонны
Весьма интересен факт, что многие современники, дети высоких технологий считают способ добычи гранита для изготовления Александровской колонны невозможным в 19 веке. Утверждают, что описанный способ транспортировки в Петербург придумали «официальные историки». Считают, что невозможно отшлифовать гранит без современных станков.
А на задаваемый вопрос в интернете «Кто на самом деле изготовил Александровскую колонну?» отвечают, что авторы — инопланетяне или пришельцы из другой цивилизации.
Монферран оставил описания работ и рисунки по изготовлению и установке колонны на каждом этапе в альбоме «Plans et details du monument… 1836». В библиотеке Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС, бывший Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта) хранятся многочисленные чертежи и акварельные рисунки архитектора Антонио Адамини с пояснениями на французском языке.
Рисунки не передают 100% достоверность ситуации (фотография появилась появилась в России в 1839 году), но общее понимание, принципиальный подход они отражают.
Часто задаваемые вопросы
Александровская колонна в честь какого события установлена?
Памятник установили в честь победы над Наполеоном в войне 1812-1814 годов в память об Александре I, о чём свидетельствует надпись на пьедестале: «Александру 1-ому Благодарная Россия»
Надпись на пьедестале Александровской колонны на Дворцовой площади
Александровская колонна: стиль
Архитектурный стиль памятника — ампир. Это поздний этап классического направления, который отличает торжественность и парадность, от французского слова empire — империя.
Высота и вес Александрийского столпа на Дворцовой площади Санкт-Петербурга
Если взять полную высоту памятника вместе с подножием, пьедесталом и навершием, то его высота составит 47,5 метра. Другие размеры:
Вес цоколя и пьедестала — 704 тонны.
Вес гранитного ствола колонны — 612 тонн.
Вес навершия — 37 тонн.
Полный вес — 1353 тонны.
За счет чего держится Александровская колонна? Может ли она упасть?
Колонна никак не укреплена. Хоть её и ставили на слой раствора, но держится она только за счёт собственного веса, фундамента и тщательной центровки.
Геодезические измерения показали: «…колонна действительно имеет наклон. 29 мм в противоположную сторону от Адмиралтейства, чуть левее арки Главного штаба. Рассчитали и максимально допустимый наклон. Это — 60 мм. » (Источник: http://kolonna.e812.ru/news/sluh.html)
На какой площади стоит Александровская колонна?
Александровская колонна стоит на Дворцовой площади города Санкт-Петербурга. Во времена, когда Санкт-Петербург был столицей России, между Зимним дворцом и зданием Генерального Штаба, установили памятник так, чтобы он лучше всего смотрелся из окон царской резиденции.
Технология изготовления
Вопрос обычно стоит так: отливка или цельный гранит? Активно обсуждается в комментариях на дзен-канале Архитектура в статье Как откалывали гранит для колонны и с какими трудностями доставили его в Петербург — информация на основе архивных документов комиссии построения Исаакиевского собора за 1831 г, д. № 721, ч.2, лл.7-17, хранящихся в УЦГАЛ. (Копии в книге Никитина Н.П. “О.Монферран”.) Читайте статью, если хотите знать, какое месторождение гранита использовалось для заготовки будущего памятника и каким способом выломали гранит и доставили в Петербург. В комментариях найдёте все возможные альтернативные версии технологии изготовления без серьёзных аргументов.
Александр Сергеевич Пушкин в 1836 году, спустя 2 года после открытия Александровской колонны, написал пророческие слова:
Я памятник воздвиг себе нерукотворный.
К нему не зарастёт народная тропа.
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Народ, следуя за Пушкиным, так и говорит про Александровскую колонну…
Чтобы не потерять, заберите статью к себе на сену в соцсетях