Что изображают на каргопольских игрушках мастера

Каргопольская глиняная игрушка

Что изображают на каргопольских игрушках мастера

Каргопольская игрушка появилась в районе города Каргополя в Архангельской области. А если точнее, то в деревнях Печникова, Гринева и Токарева. Истоки промысла идут еще с 13 века, где найдены первые гончарные изделия, а характерные особенности ремесла сохранились до нашего времени.

Содержание:

История промысла

Мужчины и женщины создавали различную посуду (горшки, миски, кувшины и т.д.), а в свободное время лепили незатейливые фигурки для детей, прибегавших на производство к родителям. Изделия никогда не пользовались большим спросом, поэтому их редко вывозили на продажу и выставляли на ярмарках. Каргопольскую игрушку делали для ребятишек, да чтобы использовать излишки материала, который не пригодился для других изделий.

Традиции ремесла сохранились практически без изменений до наших дней, однако каргопольская игрушка перестала пользоваться спросом уже в середине 20-ых годов, а через десятилетие производство и вовсе сошло на нет.

Что изображают на каргопольских игрушках мастера

В 1930-ом году созданием незатейливых глиняных фигурок занималось несколько мастеров в деревне, которые считали это не работой, а хобби. К 1950-ому году осталась всего одна мастерица, создающая игрушки. Она обжигала их по-домашнему, в собственной печке, а для придания прочности засыпала углями, ожидая, когда фигурки прокалятся. Для росписи ремесленница использовала старые краски. Изменился внешний вид изделий позже, когда мастерица стала известна за пределами своей области и добрые люди начали присылать ей новые материалы. Тогда каргопольские фигурки стали красочнее, хотя стилистика не изменилась.

Сейчас ее работы выставлены во многих музеях народного промысла, а в Каргополе создан музей каргопольской глиняной игрушки, где собраны лучшие экспонаты гончарного ремесла из этой области.

Виды каргопольских игрушек

Что изображают на каргопольских игрушках мастера

В каргопольских игрушках преобладает деревенская тематика. Местные мастера с большей охотой изображали простых русских людей – крестьян, которые работают в поле; пахарей и сеятелей, отдыхающих во время обеденного перерыва; женщин, стирающих белье и нянчащих детей. Обычно люди в этих глиняных изделиях очень трудолюбивы: они сеют поле, кормят скот, готовят еду, собирают урожай или выполняют домашние обязанности. Но было место и праздничной тематике, здесь ремесленники изображали танцующие пары, веселящихся музыкантов с гармошками и резвую детвору, радующуюся гуляниям.

Что изображают на каргопольских игрушках мастера

Некоторые настоящие животные также получали некое очеловечивание, им прорисовывали одежду, обустраивали быт, даже давали музыкальные инструменты. В фигурках участвовала все фауна, знакомая русскому человеку – медведи, лоси, бараны, кошки, собаки, птицы, лошади.

Что изображают на каргопольских игрушках мастера

Каргопольские игрушки не прорабатывались детально, многие элементы одежды или аксессуары были изображены схематично. Наряды были яркими, заметными. Женщин часто наряжали в длинные сарафаны, заплетали волосы в косу, на шею вешали бусы, а в руки давали или сверток с младенцем или блюда с едой. Мужские образы обладали густой бородой, шапкой или шляпой для защиты от солнца, расписной рубахой, свободными шароварами и высокими сапогами на небольшом каблуке.

Что изображают на каргопольских игрушках мастера

Образы традиционного каргопольского ремесла наполнены скрытым смыслом. Например, фигурка обычной женщины была символом Земли, плодородия, кормилицей-матушкой. Именно она пробуждала природу от зимней спячки, давала богатый урожай осенью и спасала в голодные времена. А медведь считался хозяином леса, который мог, как разорвать неугодного путника на части, так и щедро одарить лесными дарами и привести к выходу из чащи. Рогатые животные, как олень или баран, символизировали небо и солнце. Согласно многим преданиям, оказавшим влияние на гончарное дело, рога освещают людям путь, приводят к истине. Полкан же, являющийся скрещением человека и коня, был защитником людского народа от всех бед и напастей. При любой опасности он закрывал широкой грудью народ, отражая нападки судьбы.

Технология изготовления

Что изображают на каргопольских игрушках мастера

Первоначальный этап – подготовка материала. Каждый мастер сам выбирает способ: кто-то изначально подсушивает глину, а потом превращает в порошок и смешивает с водой; кто-то сперва замешивает до состояния теста и подсушивает; кто-то и вовсе обходится без сушки.

Фигурки лепятся из цельного куска, иногда с добавлением дополнительных элементов. Каргопольским игрушкам свойственна простота в исполнении, поэтому глине придают самые незатейливые формы в виде силуэта человека или животного. Образ героя передается обобщенно, несколько примитивно.

Что изображают на каргопольских игрушках мастера

После придания формы следует обжиг, которые многие мастерицы производили в домашних печах. После тепловой обработки изделие необходимо было поместить в густой раствор из муки. Пригоревшая мука создавала на поверхности причудливые темные узоры, которые в дальнейшем покрывались красками. Подобная технология давала фигурке рельефность и объем.

Завершающий этап – покраска изделия. Раньше ремесленники смешивали красящий пигмент с мелом, что придавало игрушке светлый оттенок.

Роспись каргопольской игрушки

Что изображают на каргопольских игрушках мастера

Изделия из Архангельской области не могут похвастаться наличием богатой цветовой палитры. Чаще всего использовали оттенки красного, зеленого, желтого и синего. Предпочтение отдавали ярким и насыщенным цветам.

Источник

Мастера каргопольской глиняной игрушки

Содержание:

На юге Архангельской области, недалеко от того места, где Онега вытекает из озера Лача, спрятался в хвойных лесах, тронутых березовой сединой, тихий маленький городок Каргополь. Вынянченный и укрытый от врагов дремучим бором, он долго сохранял традиции, восходящие к самой глубокой древности.

Как это ни странно на первый взгляд, но Каргополь приобрел особое значение для изучения культуры русского Севера не только благодаря периоду расцвета до XVI—XVII веков, но и в не меньшей степени по причине удаленности от больших городов.

Именно вследствие оторванности от основных культурных центров России (даже железная дорога, идущая из Вологды в Архангельск, обошла Каргополь на 89 километров) уклад жизни в Каргопольском уезде надолго законсервировался. Сюда почти не доходили влияния капризной моды. Привоз товаров из центра России был настолько незначителен, что местные крестьяне и ремесленики поневоле всё делали сами. И орудия труда. И одежду. И игрушки.

Игрушки в Каргополье мастерили из бересты, из дерева. Глиняные поливные и расписные игрушки дожили до наших дней. Эти игрушки изготовлялись гончарами — «горшечниками».

Одно из немногих упоминаний о каргопольской игрушке в дореволюционной печати — это несколько строк в книжке Ф. К. Докучаева-Баскова «Каргополь». Описывая каргопольские базары, собиравшиеся по понедельникам, автор рассказывает: «Из гончарных изделий местной работы можно видеть различную черную посуду, как-то: горшки различных величин, крышки к ним, латки (блюдцеобразные сосуды для сметаны), кринки, цветочники. Из той же черной глины лепятся различного рода игрушки, неизменно бывающие на базаре: лошадки на воле, в упряжи и с верховым; солдатики, куры, фигуры баб (эти последние фигуры скорее напоминают изделия людей каменного века), «утушки» для свистания и наигрывания (эта детская свистулька имеет за собой порядочную давность, черепки ее находятся даже при разработке давным-давно нетронутой почвы). В последнее время сбыт на эти игрушки пал, и производство их уменьшается».

Умирал промысел. Почти совсем прекратилось производство традиционной каргопольской игрушки. Но каргопольской народной керамике не дали умереть. В феврале 1967 года в Каргополе были созданы керамические мастерские, объединившие старых мастеров- надомников. Мастерские эти входят в фирму «Беломорские узоры», в которой работают народные умельцы всех районов щедрой на таланты Архангельской области.

↑ Дружинин Иван Васильевич

Коллекция дружининских игрушек на витрине каргопольского музея сразу привлекает внимание. Их мало — десятка полтора глиняных расписных фигурок, прекрасных в своей цельности. Барышни в шляпах, в юбках колоколом стоят торжественно, немного напряженно, будто позируют. На руках — младенец или собачка, а то вдруг — две птицы, наверное гуси. Роспись нехитрая, но и неповторимая. Несколько прямых полосок, несколько коротких скрещивающихся штрихов, круг, пересеченный черными линиями. Каждый элемент орнамента в давние времена имел совершенно конкретное содержание, которое нам теперь уже трудно, а часто и невозможно уловить.

По-видимому, дружининские пестуньи (няньки) и барышни ведут свой род от изображений древнеславянской богини плодородия, богини земли. Но одеты глиняные куклы Дружинина по моде XIX века.

Кроме барышень и нянек, мастер лепил животных. Тут и баран, и конь, и озорной бычок. Фигуры животных решены обобщенно, взяты самые характерные черты. А в игрушке «Сани» степень обобщения доведена до предела: сани сливаются с лошадью в одно целое так, что получаются сани с головой коня.

«Мужик городит изгородь» — типичный пример темы крестьянского труда в каргопольской мелкой пластике. В отличие от народной игрушки любой другой области, каргопольская глиняная скульптура особенно часто изображает нехитрые сценки труда, охоты, развлечений.

О жизни Дружинина известно не много. И. В. Дружинин родился в деревне Гринево Каргопольского района в 1885 году. Был он мастером на все руки. Одно время делал телеги, плотничал. Но больше всего душа его лежала к игрушкам. Горшков, в отличие от своих односельчан, он никогда не лепил. Умер мастер осенью 1949 года.

↑ Ульяна Ивановна Бабкина

Что изображают на каргопольских игрушках мастера

До недавнего времени Ульяна Ивановна Бабкина жила одна в деревне Гринево, километрах в семнадцати от Каргополя. Все ее соседи давно переехали — кто в Каргополь, кто в село Печниково. Еще бы! Там сельсовет, клуб, магазин, столовая не хуже городской, электричество. Ульяна Ивановна со своей избенкой не хотела расставаться ни за что. Вот и хлопотала она целыми днями в немудреном хозяйстве. Но и она поддалась уговорам родственников, переехала в Каргополь.

А когда-то в Гриневе было дворов пятьдесят.

Многие жители этой деревни занимались гончарством. Делал отменные горшки и отец Ульяны Бабкиной — Иван Павлович. Лепил Иван Павлович и игрушки. «Горшки-то все у нас делали, — рассказывает Ульяна Ивановна, — а игрушки только батюшка да Дружинин Иван Васильевич».

В школе Ульяна Ивановна не училась. «Два дня всего и ходила в школу. Какое там ученье! Ни обутки, ни оболочки не было!» Всю жизнь она проработала в сельском хозяйстве. Жила бобылкой. Жених ее погиб в первую мировую войну. В мой последний приезд к Ульяне Ивановне осенью 1968 года мы отпраздновали ее восьмидесятилетие.

Обжигает свои изделия Ульяна Ивановна прямо в русской печке, как и все мастера Каргополья, пока варятся щи да каша. Расписывает глиняных зверей и человечков темперой, пользуясь фабричными кистями. Но это теперь, когда о Бабкиной узнали повсюду. Многие привозят и присылают ей краски и кисти.

А в прежние времена кисти она изготовляла сама, выстригая для этого шерсть у коровы или прядь конского волоса из гривы. И краски были самодельные. Молозиво или выпаренное молоко давали желтый цвет. Известка с молоком — белый. Сажа на молоке — черный. Красную краску получали из ржавого железа. Или же добавляли сурик для окрашивания железных крыш в прокипяченное льняное масло.

Любит Ульяна Ивановна жизнерадостные, веселые сюжеты. Если уж лепит мужика — то чаще всего с гармошкой! И медведю в лапы дает гармошку или «подарок» — блюдо с пирогами. А то вдруг посадит гармониста. на рога оленю! Многократно повторяющийся сюжет — люди в санях (фото на стр. 63). Только люди или с собакой, люди с медведем. Иногда это проводы рекрута в армию. Иногда — масленичное катание на санях, лихое и разудальное.

У туристов, которые во что бы то ни стало хотят увезти с собой каргопольский сувенир, особой популярностью пользуется полкан.

Большинство сюжетов взяты из жизни. Охотник, стреляющий в тетеревов. Охота на медведя (фото на стр. 64). В решении темы, в каждой детали ощущаются юмор и улыбка художницы, улыбка, с которой, невольно думается, лепила она и раскрашивала эту объемную картинку — будто иллюстрацию к хвастливому рассказу привирающего охотника. Медведь и корова — остро и с тонким чувством ритма решенная композиция. И в этой игрушке едва уловимая улыбка мастерицы скрадывает «кровожадность» сюжета. Игрушка смотрится сказкой, шуткой, веселой песенкой.

Трудно определить в словах особенности почерка Бабкиной как в лепке, так и в орнаментировке и раскраске глиняных фигурок. В общем-то она идет от традиционных приемов: чуть рыхлая по поверхности, довольно близкая по образу к натуре пластика. Довольно характерное укорочение пропорций по вертикали, «приземление» фигурки. Сдержанная, скупая роспись с преобладанием черного и белого цветов сплошными локальными пятнами. Традиционные элементы орнамента — круги с точками в центре, крестики, «елочки», зигзаги, гнезда точек.

Но несмотря на традиционный характер лепки и росписи, несмотря на то, что игрушки эти чем-то похожи на изделия других каргопольских мастеров, нет никакого сомнения, что Ульяна Ивановна — художница с собственным творческим лицом, с выраженной индивидуальностью. При всей наивности, а точнее, именно благодаря наивности, возведенной в высокий чистый стиль, Бабкина вполне может быть поставлена рядом с самыми яркими и одаренными мастерами Каргополья.

↑ Клавдия Петровна Шевелева

В Каргополе мы разыскали улицу Гагарина и почти в самом ее конце — дом Шевелевых. Шевелевы встретили нас радушно, как старых знакомых.

Гостеприимная хозяйка рассказала немного о себе. Клавдия Петровна Шевелева родилась в 1913 году в деревне Токарево, что в одиннадцати километрах от Каргополя. Родители ее, занимавшиеся главным образом сельскохозяйственными работами, в зимнее время лепили и обжигали горшки, поливные и расписные игрушки. Уже в детстве Клавдия Петровна делала латочки. Лепила она и игрушки, расписывая их мелом или синькой на молоке, отваром ольховой коры, настоем ржавого железа, раствором сажи. Кисточками служили кусочки льняной кудели, соломинки, вички (прутики), размозженные на конце зубами.

Впоследствии Клавдия Петровна работала в колхозе, затем в столовой и гончарство забросила за недостатком времени. Но, выйдя на пенсию, она снова вспомнила рукомесло своего детства и, видя большой интерес к традиционной каргопольской игрушке, решила взяться за глину. Она лепила игрушки с 1965 года. А как только в Каргополе были организованы керамические мастерские, Клавдия Петровна стала работать в фирме «Беломорские узоры».

Я видел игрушки мастерицы, выполненные несколько лет тому назад, у одного коллекционера в Москве. Разница с новыми работами большая. Стал чище цвет. Линия стала плавной, но строгой. Пластически последние игрушки Клавдии Петровны выглядят вполне законченной малой скульптурой. Да и сюжеты разнообразнее.

Только одно утешало меня, когда я в 1974 году получил из Каргополя печальное известие о смерти Клавдии Петровны: подлинный художник живет и после смерти в своих произведениях. А Клавдия Петоовна была настоящим художником.

↑ Александр Петрович Шевелев

Брат Шевелевой, Александр Петрович Шевелев, тоже лепит игрушки. Узнав об этом, мы отправились к нему. Разговор сразу же зашел об игрушках.

— Уходим мы от старинной игрушки, — сетовал мастер. — Ведь раньше красок не было, расписывали мелом да сажей. Как говорится, голь на выдумку хитра. Редко применяли, кроме мела и сажи, синьку. А теперь стали игрушку расписывать во все цвета! Это началось в двадцатых годах, а может быть, и раньше. Стремились к базару приготовить игрушку поярче, чтобы легче было продать. Так возник вторичный каргопольский стиль. Тоже, конечно, красиво, но старые игрушки строже, лучше.

Александр Петрович пригласил нас в свою мастерскую, где по полкам стояли игрушки, расписанные специфическим каргопольским орнаментом — звездочками, крестиками, цветными кругами, «елочками». Работы Александра Петровича, может быть, уступают изделиям его сестры в мастерстве росписи, но зато они смотрятся более законченными в пластическом отношении. В его игрушках нет ничего лишнего. Все сделано с тончайшим чувством особенностей материала, его вязкости в работе и хрупкости после подсушки и обжига.

Если Шевелев «тянет» из глины рог барана, то делает это лишь настолько, чтобы рог не отвалился при малейшем толчке. Но этот чисто технический прием одухотворен пластическим чутьем мастера. Получается и прочно, и красиво.

↑ Сергей Егорович Дружинин

Из работавших в ту пору, когда мы были в Каргополе, мастеров-игрушечников самым младшим был Сергей Егорович Дружинин.

Отец Сергея Егоровича игрушек не лепил, но гончаром был отменным и с двенадцати лет приучил к этому ремеслу сына. Сережа горшечное дело недолюбливал. Частенько бегал к дальнему родственнику, Ивану Васильевичу Дружинину, смотрел, как в руках старого мастера глина превращалась в забавные фигурки. С легкостью Сережа перенял у Ивана Васильевича приемы работы и сам начал лепить игрушки. Когда организовались керамические мастерские, Сергей Егорович стал мастером-надомником.

У Дружинина-младшего своя манера. Почерк его не повторяет стиля других каргопольских мастеров, и игрушки Дружинина легко отличить от изделий Шевелевых и Бабкиной.

В пластическом решении Сергей Дружинин ближе стоит к Шевелевым. Как и скульпторы этого семейства, он «чистый пластик», в отличие от Бабкиной, которая дает рыхлую пластику. Если у Бабкиной поверхность игрушки словно несет на себе бесчисленные отпечатки пальцев мастерицы, изобилует складками, морщинками, наплывами, то дружининские игрушки решены в строгой пластической манере, поверхность их почти глянцевита, гладка и не дробится. Работы Дружинина-младшего смотрятся более монументальными, чем игрушки Шевелевых. У Дружинина нет присущего Шевелевым стремления к развлекательности, к внешним эффектам.

В отличие от работ Ивана Васильевича Дружинина и Ульяны Ивановны Бабкиной, Дружинин-младший почти никогда не орнаментировал свои игрушки, а если и вводил в роспись орнамент — то очень скупо. Ни кругов, ни «елочек» или «гребешков», столь характерных для каргопольской игрушки, в работах Сергея Егоровича почти никогда не встретишь.

Сергей Егорович Дружинин — скульптор явно не достигший своего творческого потолка. Сейчас трудно говорить о его возможностях. Он много обещал в своих работах и, несомненно, многого достиг бы, если бы не ушел от нас слишком рано.

Источник

Самобытный сувенир или все, что нужно знать о каргопольской игрушке

Каргопольская игрушка, созданная из глины, считается традиционным промыслом жителей Архангельской области. Изделия являются прекрасным сувениром, который хранит в себе долгую историю развития гончарного мастерства. Неуклюжие фигурки мужчин и женщин, затейливые животные, сказочные герои – все эти игрушки занимают важное место в русской культуре. Продукция из Каргополя радует потребителей в наши дни так же, как и несколько столетий назад.

История промысла

Что изображают на каргопольских игрушках мастера

Гончарное дело зародилось в Архангельской области в десятом – тринадцатом веке. При раскопках археологи нашли фрагменты посуды и прочие элементы быта. В этом крае вели добычу глины, которая идеально подходила для ручной лепки и проведения работ на гончарном кругу. Расцвета ремесло достигло в девятнадцатом веке.

Изначально промысел не был основным источником дохода для жителей Каргополя, а служил чем-то наподобие хобби, которое приносит дополнительную, пусть и небольшую прибыль.

Мастера усаживались за гончарный круг в зимний период, когда не было необходимости участвовать в полевых работах. Готовые изделия продавали на рынках и ярмарках. За зиму искусный мастер мог слепить от четырехсот до восьмисот горшков. За их продажу он получал до пятнадцати рублей, великие деньги по тем временам.

Изготовлением посуды из глины занимались все, независимо от пола и возраста. Ребятня, начиная с восьми лет, пыталась сотворить маленький шедевр из остатков материала. Большой ценности игрушки не имели, стоили немного. Чаще всего их просто раздаривали.

Некоторые торговцы расписывали свистульки насыщенными красками, привлекающими внимание, и использовали изделие в качестве рекламы. Дети, завидев предмет, переливающийся всеми цветами радуги, незамедлительно требовали у родителей приобрести игрушку. А те заодно приобретали нужные для хозяйства вещи, например, горшки или крынки.

Традиции промысла дошли до наших дней практически без изменений. Однако в середине двадцатых годов спрос на каргопольские игрушки упал, а спустя десятилетия производство вовсе прекратилось. К 1950 году осталась всего одна мастерица, специализирующая на создание глиняных сувениров. Ее изделия до сих пор можно отыскать в музеях народного промысла.

Символика каргопольской игрушки

Большинство фигурок сохранило оттенок древних традиций. Чаще всего мастера выполняли одиночные образы, сюжетные постановки встречались крайне редко.

Берегиня

Что изображают на каргопольских игрушках мастера

Символизировала землю. Представляла собой облик женщины с оголенным бюстом. Фигурка несла тайный смысл и была напрямую связана с обрядовой тематикой, которую так любили наши предки.

Земля для простолюдина была «живой», она засыпала на зиму и пробуждалась с первыми лучами весеннего солнышка. Пила воду и приносила приплод в виде урожая. Как настоящая мать заботилась о людях, дарила им еду, поила и оберегала от несчастий. В глазах славян земля являлась символом чистоты и света.

Фигурки берегини окрашивали в белые тона. Голова бабы была увенчана светилом. Руки, держащие птиц, воздеты к небу с просьбой о тепле, который так необходим для плодородия. Пташки считались вестниками завершения зимы, своим пением они прогоняли стужу, несли радость.

Медведь

Знак плодородия. У славян существовало поверье о наличии связи между культом косолапого и женщинами. После венчания молодоженов встречал гость, ряженный в медведя либо настоящее животное.

Большинство ремесленников ассоциируют мишку с радушным хозяином леса, который встречает гостей пирогами. Косолапый – это веселый балагур, хорошо играющий на гармони. Иногда медведя изображали в лапах с птицей и декорировали крестом большого размера.

Олень. Лось. Баран

Символы неба. Об олене ходила масса легенд, сложены красивые песни и слагались былины. В древних преданиях рассказывают, что животное обладало серебряными копытцами, а рогами освещало все вокруг.

Поскольку олень имел коричнево-красную шерсть, его нередко ассоциировали с солнцем. В память о легендах каргопольские мастера изображали на боках «рогачей» золотистые или бурые круги, символизирующие вечное движение светила.

Полкан

Символ солнца. Фигурка огромного и доброго богатыря, защищающего мирных людей от нечистой силы. Наполовину мужик был отважным генералом с крепкой грудью и окладистой бородой на круглом лице. А вот туловище ему подарили лошадиное. На груди защитника сияет светило. У славян Полкан ассоциировался с Ярило, богом солнца.

Что изображают на каргопольских игрушках мастера

У наших предков было принято выбирать подобного защитника из настоящих людей. Обычно им становился крепкий мужчина высокого роста. Чтобы земля плодоносила, его роняли на почву, пели обрядовые песни.

В ночь перед посевом Полкану нельзя было иметь близость с супругой. После пробуждения он надевал чистое бельё, снимал брюки и в одной сорочке приступал к работе. По мнению славян, его поведение напрямую воздействует на природу.

В каргопольской игрушке Полкан символизировал образ непобедимого богатыря. Причем его никогда не изображали молодым, обычно это статный старец.

Тяни-толкай

Еще одно загадочное существо, которое часто лепили гончары. По внешнему виду напоминает двухголовую лошадь. Одну часть окрашивали в белый цвет, другую в темный. Между ними размещался всадник.

Орнамент каргопольской игрушки

Узоры, которыми покрывают глиняные изделия, практически не изменились. Основные элементы: круги с пятнами другого оттенка, «ёлочки», «гребёнки» и т.д. Каждая деталь несла определенный смысл. Образ, запечатленный в игрушке, являлся отголоском прошлых представлений об огне.

Орнамент каргопольских изделий отличался простотой и напоминал вышивку северян. В цветовой гамме главенствовали такие оттенки, как зеленый, белый, красный. Алый являлся символом солнца и небесного огня. Со временем знаки, нанесенные на поверхности игрушки, утратили магический смысл.

Мастера все чаще прибегали к бытовой тематике, в росписи появились детали праздничного одеяния славян.

Технология изготовления

Первым этапом в создании глиняной поделки становится подготовка сырья. Каждый мастер на этой стадии использует собственную методику: кто-то подсушивает глину, потом превращает ее в порошок и соединяет с водой. Другие предпочитают замешивать материал до консистенции теста и высушивают. Ряд мастеров вовсе игнорирует процесс подсушивания.

Что изображают на каргопольских игрушках мастера

Фигурки делают из цельного куска, иногда вводят дополнительные элементы. Каргопольские игрушки отличаются простотой изготовления. Материалу придают незамысловатые формы в виде человеческого тела или торса животного. Образ героя обобщенный, без лишних деталей. Можно даже сказать слегка примитивно.

После придания нужной формы игрушку обжигают. Многие мастерицы в былые времена для этой процедуры использовали домашнюю печь. После завершения тепловой обработки заготовку помещают в густой раствор из муки.

Пригоревшая мука образовывала на поверхности изделия замысловатые узоры темного цвета, которые в дальнейшем покрывали разными красками. Использование подобной технологии помогало придать готовым сувенирам объемность и рельефность.

Финальным этапом создания игрушки становилось окрашивание. Ранее ремесленники для этой цели применяли смесь из красящего пигмента и перемолотого мела. Благодаря этому изделие приобретало светлый оттенок.

Роспись каргопольской игрушки

Архангельские товары не отличаются насыщенной и разнообразной цветовой гаммой. Чаще всего мастера выбирали нейтральные тона, например, зеленый или синий.

Каргопольская роспись была слегка однообразна, но при этом оттенки старались выбирать яркие, которые сразу бросаются в глаза и привлекают покупателя. Все фигурки имели примитивный узор, состоящий из линий, геометрических форм, растительности.

Угасание и возрождение каргопольского промысла

Гончарное дело в Каргополе процветало и активно развивалось до 1917 года, когда страну настигла революция. С этого момента промысел стал «чахнуть», интерес к товару неумолимо падал. Новая власть особо не заботилась о сохранение ремесла как культурного наследия России.

Что изображают на каргопольских игрушках мастера

К 1930 году на Руси практически не осталось умельцев в данном направлении. Один из немногих ремесленников, кто был верен искусству – Иван Дружинин, проживающий в деревеньке Гринево. Его игрушки признаны классикой, манера их создания максимально приближена к старинной технике.

Изделия имели минимум деталей, массивную основу и плавные формы. Для росписи продукции Дружинин применял методику предков, смешивая природные красители. По этой причине все его изделия отличаются сдержанными оттенками.

В этом же поселении проживала еще одна мастерица – Ульяна Бабкина. Она занималась лепкой игрушек с пятнадцати лет и не оставила любимое занятие до последних дней. В 1950 году она осталась единственным ремесленником, создающим глиняные игрушки. Именно в работах Бабкиной впервые появились сложные формы, она делала сценки с конкретным сюжетом, придавала образам динамичность.

Благодаря уникальному таланту женщины, в шестидесятых годах интерес к каргопольской игрушке начал возрождаться. В 1967 Союз художников инициировал открытие в Архангельской области гончарного цеха. Во главе предприятия встал Александр Шевелёв, являющийся потомственным ремесленником из Токарево.

Новые изделия стали более сложными, появилось много мелких деталей. Для росписи использовали масляные краски и темперу, это помогало придать фигуркам яркие оттенки и насыщенность. Однако по примеру предков современные мастера старались избегать слишком броских расцветок, иначе игрушки выглядели бы аляповато.

С 2003 года в Каргополе функционирует музей семьи Шепелёвых (потомственных гончаров), которые до сих пор не бросили любимый промысел. Здесь проводят мастер-классы для всех желающих овладеть навыками изготовления глиняных фигурок.

Заключение

Каргопольская игрушка – это самобытный сувенир, который несет в себе богатейшую историю Руси и развития гончарного дела. Неуклюжие, на первый взгляд, фигурки пользуются большой популярностью, ведь они наполнены крестьянским духом и любовью к родине. Чтобы создать глиняное изделие требуются не только особые навыки, но и талант, дарованный Богом.

Из видеоролика вы получите дополнительные сведения о каргопольской игрушке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *