Что изображает литература родного края
Статья «Литература родного края в современной программе по литературе для общеобразовательных организаций»
ЛИТЕРАТУРА РОДНОГО КРАЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПРОГРАММЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
На современном этапе развития образования особую роль приобретает краеведческий компонент, который не только повышает качество обучения, но и укрепляет связи с жизнью и родным краем. Широкое распространение получает литературное краеведение Донбасса, что и обуславливает актуальность исследования.
Естественно, что такой регион, как Донбасс, не мог не найти отражение в литературе. Грозный и могучий край привлекал внимание многих писателей. Так, Александр Куприн посвятил юзовскому заводу повесть «Молох» и серию очерков. Викентий Вересаев в 1892 году написал повесть «Без дороги», в которой описал шахтерский быт и условия работы. Константин Паустовский в автобиографической повести «Книга о жизни. Беспокойная юность» описал свой визит в Юзовку. Однако все эти авторы были людьми пришлыми, гостями шахтерского края.
Что же касается организации процесса обучения литературе в средней школе, то он осуществляется с опорой на программу для общеобразовательных организаций ( составители Данилова И.Н., Король Г.Н.) [3] и соответствующие ей учебные пособия. При составлении данного учебного документа был использован положительный опыт предыдущих школьных программ: по русской литературе (2007 г., автор – Коровина В.Я.; 2007 г., под ред. Курдюмовой Т.Ф.; 2005 г. – под ред. Кутузова А.Г.); по литературе в общеобразовательных организациях ДНР (2015 г. – сост. Данилова И.Н., Король Г.Н., Зятьева И.А., Соловьева Л.Е., Горлатых Н.А., Маханько Г.В., Иванова Г.В.; 2016 г. – сост. Данилова И.Н., Король Г.Н.).
Мы часто упускаем из вида, что любовь к Родине нельзя воспитать только громкими и широковещательными лозунгами, что это чувство выращивается в человеке всеми впечатлениями бытия и что начинается оно с чувства любви и почтения к «малой родине», к дому, где он родился и вырос, к родному краю. По точным словам академика Д.С.Лихачева, «без корней в родной местности человек уподобляется степной травке перекати-поле». Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях родной земли – одно из действенных средств воспитания человека, хозяина, труженика, старателя своего края, прикипевшего к нему всем сердцем и душой.
Именно в процессе изучения краевой (региональной) литературы ученик открывает для себя, сколь богата духовно именно та земля, на которой он живет, почувствует сердечно, какая трепетная мысль билась во все времена в краю его отцов, дедов, прадедов [ 2 ].
Дмитриева О.Л. Рабочая программа «Литература родного края» (факультативный курс для 7-8 класса). – [ Текст] / О. Дмитриева. – Режим доступа: https://урок.рф/library/programma_dlya_fakultativa_po_rodnomu_krayu_182829.html.
Литература : 5-9 кл. : программа для общеобразоват. организаций / сост. Данилова И.Н., Король Г.Н. – 3-е изд., доп. и испр. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2017. – 179 с.
Сочинение “Родная литература”
Сочинение «Родная литература» подразумевает описание литературы страны, в которой родился человек, литературы его малой родины, а также описание ценности и значения родной литературы в жизни каждого человека.
Литература Родины
Для каждого человека родной литературой является та, которая написана в родной для него стране. Так, для человека, родившегося в России, это русская литература. Для других людей родной является татарская, мордовская, украинская, киргизская, чувашская и другие литературы.
Каждый человек ценит традиции своего народа и почитает авторов, которые писали на родном языке, описывая при этом жизнь родного народа. Такие писатели намного ближе, так как описываемое ими понимается почти сразу, а зарубежные произведения можно полностью понять лишь при изучении истории страны.
Литература малой родины
Написание сочинения на тему «Литература родного края» невозможно без упоминания произведений тех авторов, которые жили в одном поселке, деревне или городе с тем учеником, который пишет сочинение. Для каждого края это свои писатели, которыми гордятся земляки. Их творчеству уделяется особое внимание, ведь материалом для произведений во многом послужили события, произошедшие в тех местах, где теперь живут его земляки.
Литература малой родины предполагает не только изучение писателей, которые уже получили известность по всей стране, но и авторов современных, которые пишут и творят прямо сейчас. Это дает повод гордиться собственным краем, в котором растут и живут писатели.
Значение родной литературы
Изучение родной литературы важно для формирования личности каждого человека, поскольку произведения отечественных писателей затрагивают не только вечные вопросы, но и проблемы, актуальные для конкретной страны. Изучение художественных произведений писателей-земляков представляет еще большую ценность, так как такие авторы являются выразителями мыслей определенной области конкретной страны. С помощью литературы родной страны и родного края у читателей углубляется чувство любви к своей Родине. А любовь к Родине – это важное нравственное качество каждого человека. В этом и заключается ценность родной литературы.
Литература родного края
Потребность человека в изучении своей земли в течение веков сформировала науку краеведение.
Одно из ведущих мест в краеведческой поисковой работе занимает литературное краеведение, направленное на изучение литературной жизни края, биографий писателей и их произведений, связанных с данной местностью. Такие литературно-краеведческие поиски приносят пользу не только литературоведению, находя новые факты жизни писателей, но и являются важной составляющей учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях.
Литературу Донбасса изучали такие ученые, как: О. Аверченкова-Землянская, А. Неживый, В. Олифиренко, В. Романько, но все-таки она остается малоисследованной.
Каждое село, город имеет свою историю. Какова же история моего родного края? Кто из известных людей жил, приезжал на Донбасс, кто находил тут творческое вдохновение? Чтобы ответить на эти вопросы, достаточно обратиться к художественным произведениям.
Признаки литературной жизни на Донбассе начали проявляться с последних десятилетий ХІХ века. В административном центре тогдашнего Донбасса – городе Бахмут (Артемовск), начинают издаваться художественные книги, первой среди которых стал сборник стихотворений Николая Чернявского «Донецкие сонеты» (1989).
Бахмутчина как центр шахтерского рабочего края притягивает к себе в последней четверти ХІХ века таких писателей, как: Борис Гринченко, Спиридон Черкасенко, Хрыстя Алчевская, Степан Васильченко и др.
В сентябре 1923 года в г. Бахмут вышел первый номер ежемесячного журнала «Забой», на страницах которого печатались произведения талантливых рабочих авторов донецкого края. Это были сын горняка Владимир Сосюра, молотобоец Порфирий Трейдуб, шахтеры Павел Беспощадный, Григорий Баглюк, комсомольские активисты Борис Горбатов и Демьян Семенов… Талантливой молодежи в Донбассе оказалось немало.
В октябре 1924 года состоялся Первый съезд литераторов Донбасса, на котором была принята резолюция: создать союз пролетарских писателей и поэтов Донбасса «Забой». Были определены и его задачи: объединение литературных сил шахтерского края, овладение литературным мастерством.
Таким образом, с начала 1920-х годов в Донбассе началось организованное литературное движение.
В течение десяти лет журнал «Забой» издавался в Бахмуте. А с октября 1933 года журнал был переименован на «Литературный Донбасс» и его начали издавать в г. Сталино (Донецк), который стал областным центром.
Заслуживает внимания творчество писателей-земляков 40-90-х годов ХХ века, которые в силу различных жизненных обстоятельств вынуждены были покинуть страну, но в своих произведениях писали о родной Донетчине, о ее истории. Это заместитель главного редактора журнала «Литературный Донбасс» начала 30-х годов, писатель Василий Гайворонский (США), поэт Леонид Лиман (США), поэтесса, прозаик и художница Эмма Андиевская (Германия), прозаик и журналист Виталий Бендер (Англия), поэт и журналист Владимир Беляев (США).
Изучая произведения о родном крае, писателями Донбасса можно назвать:
— авторов, которые здесь родились, а также тех, для кого этот край стал родным, здесь они прожили значительную часть своей жизни, принимали участие в историко-литературном процессе данной территории: Павел Беспощадный, Борис Горбатов, Григорий Баглюк, Владимир Сосюра, Станислав Жуковский и многие другие.
Донеччино моя, моя ти батьківщино, Тобі любов моя і всі мої чуття! Я до твоїх грудей приникнув, як дитина, Щоб знов набратись сил для пісні і життя;
— писателей, которые в силу определенных жизненных обстоятелств связаны с нашим краем, жили здесь некоторе время и отобразили в своих произведениях особенности природы, быта, обычаев. Личные и творческие связи с Донетчиной имеют Антон Чехов, Александр Куприн, Викентий Вересаев, Иван Бунин, Максим Горький, Николай Хвылевой, Владимир Маяковский, Теодор Драйзер и другие.
Например, донецкая тема присутствует в творчестве известного украинского новеллиста Николая Хвылевого. В начале 19 века он работал на Дружковском, Иловайском заводах, стоял у коксовой печи в Горловке. По результатам в свет выходит сборник новелл «Синие этюды» (1922).
Теодор Драйзер – американский писатель. В 1927 году посетил город Сталино, о чем написал в соем призведении «Драйзер смотри на Россию»;
— писателей, которые биографически не были связаны с данной территорией, но писали произведения об этом крае, используя различные источники (воспоминания знакомых, архивные материалы, периодику и т.д.).
Так, Александр Блок никогда не был на Донбассе, но в его творчестве есть стихотворение, посвященное этому краю – «Новая Америка».
Из вышеизложенного следует вывод о том, что Донбасс изображен во многих произведениях писателей, которые родным языком – кто русским, кто украинским, кто греческим (румейским) – воспел этот край.
2. Неживий О. Основи та методика вивчення літературного краєзнавства на Луганщині // Вісник Луганського державного педагогічного університету ім. Тараса Шевченка, 1999.—№ 7—С.6-7.
3. Николюкин А.Н. Региональная литература // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под. ред. А.Н. Николюкина. – М., 2001. – С.864.
5. Романько В.І. Література рідного краю: навч. посіб. для учнів різних типів середніх навч. закл. і студ. пед. вузів / В. І. Романько. – Донецьк, 1995. – 113 с.
Потребность человека в изучении своей земли в течение веков сформировала науку краеведение.
Проектная работа по литературе родного края
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Моя малая родина – это Пыщугский район. Удивителен и загадочен край, в котором я живу. Невозможно описать словами бескрайние леса, поля и луга, реки и озёра. Здесь я родилась, росла и делала свои первые шаги по священной земле, где ступала нога моих предков. Каждый уголок её прекрасен и щедр.
Щедра земля пыщугская природой, богата земными недрами, источниками, разнообразен его растительный и животный мир. И всё же главное его богатство – это люди. Я считаю, что в нашем крае много интересных, талантливых людей, замечательных поэтов и писателей, но не все мои ровесники их знают.
Новизна исследовательской работы обусловлена тем, что данный материал позволяет расширить представление о поэтах пыщугской земли и будет использован на уроках литературы родного края.
Исходя из этого, цель моей работы заключается в том, чтобы через знакомство с литературным наследием района прививать любовь к своему родному краю.
Объект исследования : литературное краеведение;
Предмет исследования : поэты и писатели Пыщугского района;
Задачи исследования выражаются в воспитании у подрастающего поколения интереса к изучению своего родного края, желании учиться и знать поэтов писателей, стремлении к чтению, любви к книге.
Методы исследования : изучение литературы, периодической печати, беседа и интервью, исследование и анализ творчества писателей.
Изучение литературы по краеведению – кропотливая, требующая большой подготовки работа: поиск нужных материалов, общение с поэтами и писателями, запись их воспоминаний, интервью, работа с периодической печатью.
В нашей сельской библиотеке можно ознакомиться с литературой по краеведению в специально оформленном разделе «Край, в котором ты живешь», где собраны книги о прошлом, настоящем и будущем нашего края.
Так как я являюсь патриоткой малой родины и увлекаюсь литературой родного края, решила составить литературный путеводитель по творчеству поэтов и писателей Пыщугского района.
В нашей многовековой истории народа есть талантливые творцы, замечательные мастера художественного слова, внесшие в становление и развитие литературы огромный вклад. Славится и наш район поэтами и писателями, прославивши МИ свою родную землю за её пределами. Это Юрий Куранов, Валентин Беляев, Павел Разуваев…
Всех их объединяет любовь к родному краю, красоте окружающего мира. Они живут радостями и тревогами своего времени, своей страны.
Я хочу рассказать о творчестве малоизвестных, но очень интересных людей: Н.В.Харинова, Л.И.Бобарыкина и Е.Е.Каргопольцевой.
Бобарыкин Анатолий Иванович.
Бобарыкин Анатолий Иванович 1 родился 14 октября 1934г. в деревне Трошинцы, на родине всемирно известного художника А.Н. Козлова.
Учиться Бобарыкин А.И. начал в Черновлянской начальной школе. Некоторое время учился в Носкове. Учился он на «4» и «5», без учебников, все запоминал со слов учителя.
Закончив Черновлянскую школу, Анатолий Иванович поступил в Пыщугскую среднюю школу.
После окончания десятилетки, его призвали в армию. Служил в Белоруссии, в Бресте, 3 года.
После службы в армии Анатолий Иванович работал в райфинотделе участковым инспектором по налогам.
В 1963 году поступил заочно на исторический факультет в Костромской пединститут, который успешно закончил в 1969 году.
С 1936 года работал учителем в школе.
В свободное время, как и многие пыщужане, он любит смотреть телепередачи, наиболее интересными из которых считает «Умники и умницы», «Минута славы», а также программы на военную тематику. Восхищается искусством русских художников- передвижников: Репина, Серова, Айвазовского, Перова. Любит слушать песни в исполнении А.Герман, В.Толкуновой, Л.Зыкиной, а в кинематографе отдает предпочтение актерскому мастерству В. Тихонова, О.Табакова, М.Ульянова. Его девиз: «По жизни иду, я верю в судьбу».
В районной библиотеке оформлены четыре солидные папки с его литературным творчеством по темам:
«Великой Отечественной Войне 1941-1945г.г. посвящается»,
В 2013 году вышла его книга «Деревня на увалах», в которую вошли рассказы о природе, о людях Пыщугской земли. Писатель до глубины души предан родному краю, своим деревням Трошинцы и Песчанке – это пожалуй, его главная тема. Интересны рассказы о рыбалке и охоте, зарисовке об озере Глухое. С болью в душе затрагивается тема исчезновения деревень. Анатолий Иванович обладает удивительным талантом описывать простые вещи живым, искрящимся художественным языком. Он не просто рассказывает о жизни, природе, а живописует настоящие, невымышленные картины происходящего, оперируя достоверными фактами.
Пыщужане отдают дань уважения литературному творчеству, тонкой наблюдательности, уму, деликатности и необычайной скромности Анатолия Ивановича.
Харинов Николай Владимирович 2 родился 25 июля 1947 года в деревне Горевая Пыщугского района. Окончил в 1966 Пыщугскую школу, затем служба в армии. Вся его жизнь была связана с родным селом Пыщуг. После армии он работал трактористом, строителем, но увлечение рисованием и фотографией, стихами всегда находило место в его жизни. И это не осталось незамеченным.
В 1969 его пригласили работать фотокорреспондентом в районную газету «Призыв». Николай Владимирович отработал почти 30 лет в редакции.
От его фотографий невозможно отвести взгляд: как тонко он мог замечать моменты нашей обыденной жизни, красоту природы, мог увидеть в обычном необычное.
Его стихи, рассказы, очерки о людях родного края, лирические миниатюры, короткие зарисовки о природе регулярно печатались в районной газете «Призыв».
Николай Владимирович в своих произведениях трепетно выражал свое отношение к природе, умел наблюдать и выбирать самые неповторимые явления, красоту окружающего мира.
Материалов за всю его жизнь накопилось много, и Николай Владимирович мечтал об издании книги. Но, увы… Мечта его осуществилась уже после его кончины. К годовщине со дня смерти Н.Харинова в 2008 году вышла в свет книга стихов и лирических миниатюр «Я вернусь…»
Его поэзия льется из сердца, озаряет как лучи солнца, вдохновляет на желание любоваться красотой природы и наслаждаться жизнью. Автор в своих стихах заставляет нас, читателей, остановиться, подумать, оглядеться по сторонам и понять, что в этой жизни важно, а что второстепенно.
Литература родного края
Стратегическая цель: развитие интереса к чтению, любознательности, артистических способностей.
Форма: урок-путешествие.
№ пп | Комментарий хода урока | Развитие личностных качеств и психических процессов | Развитие компетентности | |||||||||||
1 | Оргмомент. |
(если у человека хороший, добрый настрой, то успех обеспечен, поэтому я желаю вам добра, успеха, активной мыследеятельности).
Она состоит из 3-х слов. Отгадываем с конца.
— школьный предмет гуманитарного цикла (или искусство слова) (литература)
Итак, что получилось?
Литература родного края.
Ребята! Давайте отправимся в литературное путешествие по родному краю!
Чтоб веселее было идти, споем дружно песню:
Родной край. Что значит для вас родной край?
Назовите с лова, которые прямо или косвенно связаны с темой урока.
Литература, писатель, поэт, проза, рассказ, повесть, поэзия и др.
Родина, Россия, Отечество, Отчизна, страна, земля, держава, край.
Моё Прикамье, светлое, родное,
Любовь моя, мой благодатный кров.
Пусть не обходит слава стороною
Дела моих уральцев-земляков.
Они все могут: взращивать и строить
И песню вдохновенную сложить.
Товарищи, друзья, творцы, герои,
В поэзии самой привыкли жить.
(Б.Ширшов)
Тебя сегодня многие не знают,
Родной и милый сердцу уголок.
Наш Юрич за границей Карагая
Забыт людьми, далёк и одинок.
Зелёный Юрич, верим, что однажды
Признанье, восхищенье многих граждан
Звездой над краем дорогим взойдет.
(Ж.В.Подюкова)
Без любви к Родине нет ни поэта, ни гражданина (не зная прошлого, нельзя любить настоящее и будущее).
Логическое мышление, визуальный канал
Эмоционально-чувственная сфера и аналитическое мышление
Компетентность решение проблем
Карагай из тюркского (сосна), (темный лес)
Цветы, как люди, на добро щедры
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие, тёплые костры.
И сегодня наши сердца согреются любовью. Свою любовь, слова признательности и благодарности мы отдаём нашим пермским писателям.
Цветы всегда вдохновляли поэтов, художников, музыкантов. Человек, любящий цветы, общающийся с ними, поэт душой. Так что мы с вами превращаемся в поэтов, добрых волшебников.
Итак, прочитайте или расскажите, пожалуйста, свои посвящения любимым писателям родного края, поделитесь результатами своих изысканий.
— Задание остальным учащимся: внимательно слушать, слышать понимать; задавать вопросы товарищам, оценивать ответы товарищей и самих себя.
Итак, куда же мы отправимся? Отгадаем!
Какой северный город Пермской области начинается на букву К и кончается буквой К? (Красновишерск)
Когда я был маленький, очень любил смотреть небольшую книгу «Скоморошины». Это красочная, ярко иллюстрированная книга. Мне очень нравилось читать шутки, прибаутки, небылицы, скоморошины.
Мы с Петей прочитали скоморошину из этой книги «Здорово, сват!» № 41.
Инсценирование (запис. В г.Нытва в 1971 г. от Александры Петровны Вотиновой в 9 лет)
-Да, говорю, здорово, сват!
-Да козу ходил продавать.
-Ну, как сватья поживает?
-А как живет сват Ванюха?
-Да,говорю, как живет сват Ванюха?
-А, табачку понюхать? Недавно нюхал.
-Ты,что, сват, уж шибко бородой оброс?
-А что, сват, сына-то женил?
-Репу-то купил.целый мешок.
-А сношка-то хороша ли?
-Сношка-то хороша ли?
-Да ты,сват, совсем не чуешь?
-Да,говорю., совсем ты не чуешь?
-Нет,сват, хоть поздно, да домой поеду, не ночую.
-Ну, сват, наговорились.Прощай!
-Ладно,ладно!Сейчас оба с сыном заедем!
Ваши впечатления об исследовании Пети и Семы.
-Отметим в карте нашей напротив Красновишерска:
Где можно узнать о собирателях фольклора?
в книге «Меткое слово» Песни, сказки.)
Что вы можете рассказать об Иване Васильевиче Зырянове?
Ученый со всесоюзным именем, неутомимый исследователь, побывал в самых отдаленных уголках Прикамья. Отдавал душу и сердце своей работе. Необыкновенно добрый, внимательный, заботливый. Очень скромный и обаятельный. Общительный, интересный рассказчик. Люди щедро открывали ему свои таланты: пели частушки, рассказывали сказки скоморошины. Я горжусь своим учителем, всегда буду помнить его, нашу фольклорную экспедицию.
(сейчас в пединституте работает Подюков Иван Алексеевич, родом он из Юрича, и в наше село не раз приезжали студенты, записывали у бабушек разные истории про домовых и проч. Даже по телевизору показывали Борисову Таисью Федоровну).
Познавательный интерес, внимание, связная речь
Творческие, артистические способности
Смысловая память, умение слушать и слышать
Рефлексивное мышление
Речевая, читательская компетентность,
Раз, два, три, четыре, пять,
Цветочки мы идем искать.
Луг окинем зорким взглядом,
Цветочки где-то с нами рядом.
Мы отвесим им поклон
Тихо сядем и сорвем.
В букет красивый соберем,
Писателям его преподнесем.
Путешествие продолжим,
На всю жизнь его запомним.
— Знаете ли вы, ребята, что-либо об этом городе, с именем какого писателя он связан?
Имя В.П.Астафьева стало символом современной гражданственности. Его называют Певцом Земли Русской.(1924-2001)
В 1942 г. Виктор Петрович добровольно ушел на фронт. Ему было 18 лет. Всю войну прошел солдатом, был тяжело ранен. За мужество и отвагу награжден орденами и медалями.
Проходят десятилетия, а не утихает, а растет внутренняя потребность осмыслить происшедшее с общечеловеческих позиций.
«С годами о войне писать стало труднее»
Отрывок из книги красной «Родное Прикамье»-стр.61- «И прахом своим»
— Я добавлю: мне близок писатель Астафьев тем, что он очень любит природу, лес, животных. Он очень добрый. Я тоже люблю природу. И когда я читаю его произведения, я чувствую большую радость, думаю, какой я, хочется стать лучше.
— Ребята, понравилось ли вам выступление товарищей?
— Где можно прочитать об Астафьеве? («Родное Прикамье», стр.80
Ребята, говорят, что лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать.
Хотите увидеть писателя Астафьева?
Давайте посмотрим неск.минут кадры из фильма Никиты Михалкова об Астафьеве.
На солнышке отметить, взаимооценка, самооценка, что понравилось? (фильм).
Умение слушать и слышать, эффективное внимание