Что изначально вкладывал в смысл каллиграмм автор
Каллиграмма
Фигурные стихи или графические стихи, также стихографика и каллиграмма, — стихи, в которых графический рисунок строк или выделенных в строках букв складывается в изображение какой-либо фигуры или предмета (монограмма, ромб и др.), проще говоря, слова стихотворения образуют рисунок. Известны с III века до н. э.
Содержание
Ещё древнегреческий поэт Симмий Родосский писал стихотворения в форме яйца, секиры и крыльев, с соответствующим форме содержанием. Рабле в XVI веке сочинил оду бутылке. [1] Монахи Средневековья предпочитали крест и восьмиконечные звезды, как, например, Симеон Полоцкий в XVII веке. Поэзия барокко любила стихи-рисунки; в России XVII века они были в большой моде. В XVIII-XIX веках фигурные стихи писали:
Позже фигурными стихами увлекались символисты и авангардисты:
Каллиграммы Аполлинера
Французский поэт Гийом Аполлинер выпустил в 1918 году сборник графических стихов, которые он назвал придуманным им словом «Каллиграммы» (от «каллиграфия» и «идеограмма»). Слово вошло и в другие языки, включая русский.
Пример
Примечания
Библиография
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Каллиграмма» в других словарях:
каллиграмма — ы, ж. calligramme, англ. caligram. Слово изобретено фр. поэтом Гийомом Аполлинером, использовавшим рисунки для слов. Англ. 1998 17 12. Стихотворение на французском языке Раненая голубка и фонтан из сборника Гийома Аполлинера (1880 1918)… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
КАЛЛИГРАММА — ОРТИС, КАЛЛИГРАММА Ископаемая двустворчатая раковина, находится в нижне силурийских известняках. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка
Вильгельм Аполлинарий Костровецкий — Гийом Аполлинер Guillaume Apollinaire Имя при рождении: Вильгельм Альберт Владимир Александр Аполлинарий Вонж Костровицкий Дата рождения: 26 августа 1880 Дата смерти: 9 ноября 1918 Род деятельн … Википедия
Вильгельм Альберт Владимир Александр Аполлинарий Вонж-Костровицкий — Гийом Аполлинер Guillaume Apollinaire Имя при рождении: Вильгельм Альберт Владимир Александр Аполлинарий Вонж Костровицкий Дата рождения: 26 августа 1880 Дата смерти: 9 ноября 1918 Род деятельн … Википедия
Вильгельм Аполлинарий Вонж-Костровицкий — Гийом Аполлинер Guillaume Apollinaire Имя при рождении: Вильгельм Альберт Владимир Александр Аполлинарий Вонж Костровицкий Дата рождения: 26 августа 1880 Дата смерти: 9 ноября 1918 Род деятельн … Википедия
Вильгельм Аполлинарий Костровицкий — Гийом Аполлинер Guillaume Apollinaire Имя при рождении: Вильгельм Альберт Владимир Александр Аполлинарий Вонж Костровицкий Дата рождения: 26 августа 1880 Дата смерти: 9 ноября 1918 Род деятельн … Википедия
Гийом Аполлинер — Guillaume Apollinaire … Википедия
Графические стихи — Произведение Гийома Аполлинера Фигурные стихи или графические стихи, также стихографика и каллиграмма, стихи, в которых графический рисунок строк или выделенных в строках букв складывается в изображение какой либо фигуры или предмета (монограмма … Википедия
Фигурная поэзия — Произведение Гийома Аполлинера Фигурные стихи или графические стихи, также стихографика и каллиграмма, стихи, в которых графический рисунок строк или выделенных в строках букв складывается в изображение какой либо фигуры или предмета (монограмма … Википедия
Фигурный стих — Произведение Гийома Аполлинера Фигурные стихи или графические стихи, также стихографика и каллиграмма, стихи, в которых графический рисунок строк или выделенных в строках букв складывается в изображение какой либо фигуры или предмета (монограмма … Википедия
Что изначально вкладывал в смысл каллиграмм автор
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Об искусстве каллиграмм
Каллиграмма – это стихотворение, фраза или слово, записанная таким образом, что образует графический рисунок.
Слово «каллиграмма» придумал французский поэт Гийом Аполлинер, который часть своих стихотворений выполнял в виде рисунков, составленных из слов и выражающих тему стихотворений.
Этот жанр (когда буквы или слова изображают то, что они значат) называется в общем виде идеограммой и имеет вековые традиции. В Древнем Китае на миниатюрных каменных печатях умещались целые афоризмы и поучения, да еще и красиво оформленные. Искусство каллиграфии — изысканного, украшенного письма — ценилось в Китае даже выше, чем искусство художника. И в наши дни от созерцания великолепно выписанного иероглифа китаец получает такое же удовольствие, как европейский эстет от картин Рембрандта или Леонардо да Винчи.
В европейской, в частности в русской культуре, каллиграфия хотя и не получила такого значения, как на Востоке, но занимала заметное место среди прикладных искусств – вспомнить хотя бы вензеля, монограммы, виньетки, разнообразные заставки и буквицы в летописях.
И все же каллиграфия осталась в Европе уделом одиночек. Причиною тому — разница в типах письменности. На Востоке иероглифическое письмо позволяет выразить слово или даже фразу единым графическим символом. А на Западе возникла другая система: когда слова складываются из отдельных «кирпичиков»-букв.
Кстати, не исключено, что именно письменность и отличия в принципах построения языка стали причиной сложившейся разницы типов мышления. На Востоке иероглифическая письменность стимулировала развитие образного, интуитивного мышления. На Западе непрерывное, буквенное письмо в большей степени развило логико-аналитическое мышление. Каллиграммы — это некое связующее звено между двумя видами письменности.
Трудную каллиграмму («чтобы никто не прочитал») составить достаточно просто. Значительно труднее найти и графически выразить связь между зрительным образом надписи и ее содержанием, соблюсти соответствие стиля и смысла.
В этих каллиграммах зашифрованы строки из поэмы И.Петрова «Календарь»
Автор каллиграмм – Сергей Орлов
Г. Аполлинер. Особенности сюрреалистической поэтики сборников «Каллиграммы» и «Алкоголи»
Гийом Аполлинер— французский поэт, один из наиболее влиятельных деятелей европейского авангарда начала XX века. Будучи в значительной степени предшественником сюрреализма (и автором самого термина «сюрреализм»), Аполлинер не может быть отнесен к сюрреалистам. Аполлинер не стремился к полному разрыву с существующей худ. традицией, что было необходимым в сюрреализме. Напротив, он активно обращался к ней. Он утверждал также новаторские принципы: возвращение к природе, однако не копирование ее, поэтику удивления, сочетание объективного и субъективного, эпоса и лирики, мифа и современности.
В дальнейшем творчество Аполлинера меняется, отходя от традиционных форм. Наглядной демонстрацией этого изменения служит вышедший в 1913 году сборник «Алкоголи».
Тогда как часть произведений в нем еще сохраняет традиционную форму, другие представляют собой нечто иное. Полностью лишенные знаков препинания, эти стихотворения представляют собой поток сознания, сочетание причудливых образов, сочетающихся не вполне понятным образом. Словом, такие стихотворения, как «Зона», предвосхищают творчество сюрреалистов. Однако отнести их к сюрреализму все же нельзя. Прежде всего потому, что никакой «сверхреальности» в них еще нет. Аполлинер просто необычным образом сочетает между собой вполне реальные впечатления от окружающего мира.
В дальнейшем эта тенденция усиливается. Желая точнее передать ход событий — их одновременность, внезапность, динамизм и т.д., — он нередко отказывается от пунктуации, использует отрывочные строки. Современные реалии сочетаются с историческими, мифологическими понятиями, поэзия часто приближается к прозе. Позднее Аполлинер прибегает к приему графического стиха, введя при этом для его обозначения новый термин – каллиграмма.
Термин «сюрреализм» впервые прозвучал в 1917 г. из уст Г. Аполлинера и определил появление нового, модернистского течения. По его мнению, поэт должен бороться со старыми поэтическими штампами, творить неожиданное, экспериментировать.
Он не стремился к разрыву с худ. традицией и отрицанию ее, как это делали сюрреалисты. Сочетая самые несочетаемые образы, Аполлинер стремился не просто захватить внимание читателя, но передать свои ощущения от какого-то явления с максимальной точностью. И, наконец (в чем он и сюрреалисты в значительной мере сходятся), Аполлинер стремится к «удивлению» читателя.
Поэтический сборник «Каллиграммы» (1918) – автобиографический дневник-исповедь, отмеченный трагическим восприятием войны. В «Каллиграммах» Аполлинер использует прием коллажа, как бы склеивая обрывки случайных фраз, услышанных в кафе, газетных заметок, афиш, чтобы воссоздать ритм современной жизни, утвердить эстетическую ценность любых ее проявлений. В идеограммах сборника отчетливо проявилась экспериментальная направленность аполлинеровской поэзии. Поэт смело экспериментирует с формой стиха, стремится к синтезу поэзии и графики («Зарезанная голубка и фонтан»). «Каллиграммы» – наиболее сложный в отношении поэтического языка и образности сборник поэта, вызвавший впоследствии множество подражаний, в частности у дадаистов и сюрреалистов.
Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 1141 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Что изначально вкладывал в смысл каллиграмм автор
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Искусство каллиграммы.
Слово «каллиграмма» придумал французский поэт Гийом Аполлинер, который часть своих стихотворений выполнял в виде рисунков, составленных из слов и выражающих тему стихотворений.
Этот жанр (когда буквы или слова изображают то, что они значат) называется в общем виде идеограммой и имеет вековые традиции. В Древнем Китае на миниатюрных каменных печатях умещались целые афоризмы и поучения, да еще и красиво оформленные. Искусство каллиграфии — изысканного, украшенного письма — ценилось в Китае даже выше, чем искусство художника. И в наши дни от созерцания великолепно выписанного иероглифа китаец получает такое же удовольствие, как европейский эстет от картин Рембрандта или Леонардо да Винчи.
Каллиграммы Аполлинера:
И все же каллиграфия осталась в Европе уделом одиночек. Причиною тому — разница в типах письменности. На Востоке иероглифическое письмо позволяет выразить слово или даже фразу единым графическим символом. А на Западе возникла другая система: когда слова складываются из отдельных «кирпичиков»-букв.
У обеих систем есть свои плюсы и минусы. Достоинства буквенного письма — универсальность и динамичность, достоинства иероглифического — образность и компактность. Каллиграммы — это некое связующее звено между двумя видами письменности.
Если попробовать «иероглифизировать» традиционный буквенный текст, сжав его по горизонтали, как гармошку, и сплотив по вертикали, получится каллиграмма, нечто вроде китайской печати.
Каллиграмма — это графическая загадка, стимулирующая образное мышление, развивающая наблюдательность, умение сосредоточиться.
Трудную каллиграмму («чтобы никто не прочитал») составить достаточно просто. Значительно труднее найти и графически выразить связь между зрительным образом надписи и ее содержанием, соблюсти соответствие стиля и смысла.
Конечно, имеет смысл «каллиграфизировать» интересные слова и фразы, имеющие общую значимость: пословицы, поговорки, кры¬латые стихотворные строки, названия художественных произведений и т. д. Это, кстати, помогает и в разгадывании надписей.
Впрочем, кроме игр, каллиграммы могут найти и серьезное применение, например, в рекламе. Возьмем фирменный логотип — это тоже разновидность каллиграммы. В идеале он должен содержать зрительный намек на сферу деятельности фирмы или графически оформлять ее название.
Еще одна потенциальная область использования каллиграмм — тесты. С помощью каллиграмм можно определить быстроту и гибкость мышления, «тренировать» интуицию. Это может пригодиться людям самых разных профессий, особенно психологически и технически сложных.
Г. Аполлинер. Особенности сюрреалистической поэтики сборников «Каллиграммы» и «Алкоголи»
Гийом Аполлинер— французский поэт, один из наиболее влиятельных деятелей европейского авангарда начала XX века. Будучи в значительной степени предшественником сюрреализма (и автором самого термина «сюрреализм»), Аполлинер не может быть отнесен к сюрреалистам. Аполлинер не стремился к полному разрыву с существующей худ. традицией, что было необходимым в сюрреализме. Напротив, он активно обращался к ней. Он утверждал также новаторские принципы: возвращение к природе, однако не копирование ее, поэтику удивления, сочетание объективного и субъективного, эпоса и лирики, мифа и современности.
В дальнейшем творчество Аполлинера меняется, отходя от традиционных форм. Наглядной демонстрацией этого изменения служит вышедший в 1913 году сборник «Алкоголи».
Тогда как часть произведений в нем еще сохраняет традиционную форму, другие представляют собой нечто иное. Полностью лишенные знаков препинания, эти стихотворения представляют собой поток сознания, сочетание причудливых образов, сочетающихся не вполне понятным образом. Словом, такие стихотворения, как «Зона», предвосхищают творчество сюрреалистов. Однако отнести их к сюрреализму все же нельзя. Прежде всего потому, что никакой «сверхреальности» в них еще нет. Аполлинер просто необычным образом сочетает между собой вполне реальные впечатления от окружающего мира.
В дальнейшем эта тенденция усиливается. Желая точнее передать ход событий — их одновременность, внезапность, динамизм и т.д., — он нередко отказывается от пунктуации, использует отрывочные строки. Современные реалии сочетаются с историческими, мифологическими понятиями, поэзия часто приближается к прозе. Позднее Аполлинер прибегает к приему графического стиха, введя при этом для его обозначения новый термин – каллиграмма.
Термин «сюрреализм» впервые прозвучал в 1917 г. из уст Г. Аполлинера и определил появление нового, модернистского течения. По его мнению, поэт должен бороться со старыми поэтическими штампами, творить неожиданное, экспериментировать.
Он не стремился к разрыву с худ. традицией и отрицанию ее, как это делали сюрреалисты. Сочетая самые несочетаемые образы, Аполлинер стремился не просто захватить внимание читателя, но передать свои ощущения от какого-то явления с максимальной точностью. И, наконец (в чем он и сюрреалисты в значительной мере сходятся), Аполлинер стремится к «удивлению» читателя.
Поэтический сборник «Каллиграммы» (1918) – автобиографический дневник-исповедь, отмеченный трагическим восприятием войны. В «Каллиграммах» Аполлинер использует прием коллажа, как бы склеивая обрывки случайных фраз, услышанных в кафе, газетных заметок, афиш, чтобы воссоздать ритм современной жизни, утвердить эстетическую ценность любых ее проявлений. В идеограммах сборника отчетливо проявилась экспериментальная направленность аполлинеровской поэзии. Поэт смело экспериментирует с формой стиха, стремится к синтезу поэзии и графики («Зарезанная голубка и фонтан»). «Каллиграммы» – наиболее сложный в отношении поэтического языка и образности сборник поэта, вызвавший впоследствии множество подражаний, в частности у дадаистов и сюрреалистов.
Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 1142 ; Мы поможем в написании вашей работы!