Что изначально означало фен шуй

С чего начинался фэн-шуй

С чего начинался фэн-шуй

Первоначально фэн-шуй служил не живым, а мертвым, потому что в Китае считается до сих пор, что благосостояние живущих определяется положением могил предков. В русских деревнях все было проще: хоронили всех на общем сельском кладбище, только для некрещеных младенцев, отлученных от церкви, иноверцев и самоубийц путь туда был закрыт. А так особенно места не выбирали. Русские покойники лежали рядами под крестами вблизи сельской церкви, лишь очень богатые люди могли себе позволить создание семейного склепа.

В Китае иначе. Там выбор хорошего места для могилы — дело чести всей семьи. Будет покойник лежать в месте с хорошим фэн-шуй — будет его потомкам жить легко, будут у них и деньги, и слава, и хорошая работа, и здоровые дети. А чтобы найти идеальное место для могилы, приглашали специалиста фэн-шуй, который использовал свой опыт, вычислял по магическому квадрату или создавал триграммы по Книге перемен и пользовался космическим компасом.

Для могил китайцы выбирали самые лучшие земли, ведь душам умерших должны открываться прекрасные, величественные пейзажи, покой их не должен быть нарушен. Хорошим для захоронения местом считалось такое, где рядом находилась вода, причем не стоячая, могилу ориентировали так, чтобы правильно выбранное направление дало потомкам возможность улучшить авторитет и благосостояние семьи; обязательно искали землю, где Дракон, Тигр, Черепаха и Феникс образуют кресло. Только когда такое место находилось, проводились похороны. Китайская история свидетельствует, что иногда похороны откладывались на месяцы!

Неудачное место для могилы предков, по фэн-шуй, может привести даже к физическим дефектам потомков. Если из поколения в поколение рождались дети с генетическими нарушениями, китайцы прежде всего искали причину в неправильном расположении могил предков. Даже сейчас, когда известно, что причина уродств имеет наследственный характер, что все дело в искажении хромосом, китайцы считают, что виноват плохой фэн-шуй могил. Причем так утверждают не только безграмотные крестьяне, а и вполне цивилизованные американцы китайского происхождения. Китайцы до сих пор кладут в могилы ценные вещи, изменился лишь характер ценностей: если в древние времена это были монеты, золотые украшения, зеркала, то теперь сжигают то, что любил покойный, — от дворцов и личных самолетов до предметов личной гигиены, — правда, спешу заметить, предают огню не настоящие самолеты и дворцы, а символические — их делают из бамбука и бумаги.

Внимательно выбирают и форму участка для могилы: лучше всего, если участок квадратный или имеет форму кошелька, тогда на нем формируется хорошая ци. Если участок имеет узкую переднюю часть, то это может отразиться на потомках и помешать им достичь благосостояния и славы. Участок должен быть сухим, гораздо суше той земли, на которой строят дом, чтобы не так интенсивно происходил процесс разложения тела. Дождевая вода должна стекать с участка, чтобы не попадать в могилу. В противном случае фэн-шуй изменится, а это отразится на жизни всей семьи. У изголовья обязательно располагают надгробный камень, он символизирует спинку кровати. И не забывают ухаживать за могилой, это очень важно для поддержания хорошего фэн-шуй. Надгробный камень должен оставаться всегда чистым и не изменять цвета. Очень плохо, если он покрывается чернотой, если обрастает мхом или на нем выступают белые пятна. Заботливые китайцы стараются разными способами очистить камень, потому что от этого тоже зависит жизнь семьи: выступившие на нем белые пятна дают знак, что через несколько лет в семье может случиться большая беда.

Так было раньше, так осталось и сейчас. А теперь задумайтесь. Мы, воспитанные в другой культуре, тоже ведь заботимся о могилах своих предков. Только мы считаем, что этой заботой мы оказываем почтение своим бабушкам и дедушкам, даем покой своей душе. Исподволь мы стараемся сделать могилу своих предков красивой: ставим памятники, сажаем цветы, выращиваем у могилы деревца… То есть, сами того не зная, мы пытаемся создать хороший фэн-шуй, который влияет и на наше будущее.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Для чего мы болеем

Для чего мы болеем Для того чтобы узнать, почему человек заболел, очень важно понять, что данный человек получает от болезни. Если вы сможете определить, что вы получаете от болезни – вы сможете помочь себе вылечиться.Нет ничего неправильного в том, чтобы заболеть, – это

А с чего все начиналось

А с чего все начиналось До поры до времени я, как и большинство из нас с вами, ничего не слышала ни о каких восточных техниках работы с энергиями. Пока однажды ко мне в гости не пришла знакомая. Мы начали болтать о том о сем, и между делом подруга сказала, что в моей комнате

Чего достигли

Чего достигли Негуманоидам удалось внедрить в структуру человека биокомпьютер (личность) и матрицу негуманоидных эгоистических состояний (эго) и закрепить их в ней. Не-гуманоидные энергетические структуры, передаваемые из поколения в поколение людей, проникли в генную

Туда, где начинался ад

Туда, где начинался ад Поутру мы выехали из города тремя микроавтобусами. Оказалось — едем снимать тех ребят, теперь уже матерых мужиков, которые копали в Мясном Бору еще в далеких восьмидесятых. По дороге историй наслушались — пруд пруди, и ехали с тяжелым сердцем. Все же

Чего мы боимся?

Чего мы боимся? Страх – обычная реакция на угрожающую ситуацию. Так, например, если в комнату неожиданно ворвется волк, вы испугаетесь. Это естественно. Страх стимулирует организм к совершению реакции, которая даст спасение. Одни из страха прячутся под кровать, другие

С чего мне начать?

С чего мне начать? С духовной точки зрения каждый ищущий является начинающим. Начинающий — это тот, у кого есть внутреннее побуждение вырасти во что-то все более божественное, все более озаряющее, все более проявляющее. В тот момент, когда вы захотите постоянно и

Чего я хочу?

Чего я хочу? Сегментация Намерений настолько эффективна, потому что вы можете думать о множестве вещей, но если делать это одновременно, вы испытаете перегрузку и замешательство. Важность формирования намерений шаг за шагом в том, что вы полнее концентрируетесь на

Чего у нас нет

Чего у нас нет Нет ни черной, ни белой, ни серой магии, нет экстрасенсорики и целительства, нет народных гаданий, заговоров и тайных слов, нет гаданий и загадок египетских пирамид, нет религиозных постулатов и призывов вступать в братства любого цвета, нет йоги, колдовства,

С ЧЕГО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

С ЧЕГО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ Готов держать пари с кем угодно из вас, уважаемые читатели: утверждаю, что никто или почти никто из вас не знает, не помнит, с чего начиналось обсуждение «аномальной тематики» в нашей стране. Кто стоял у истоков? Кто первым подал голос?Существует

Для чего мы болеем?

Для чего мы болеем? Для того чтобы узнать, почему человек заболел, очень важно понять, что данный человек получает от болезни. Если вы сможете определить, что вы получаете от болезни – вы сможете помочь себе вылечиться.Нет ничего неправильного в том, чтобы заболеть, – это

С ЧЕГО НАЧАТЬ?

С ЧЕГО НАЧАТЬ? 1. ПРАКТИКА Овладение заложенными в человеке возможностями — путь длительный и сложный. Только первую часть пути можно пройти самостоятельно: Чем выше ступенька, на которую вы поднялись, тем путь сложнее, тем больше отягчены последствиями неизбежные при

39. Практика? Чего? Кем?

39. Практика? Чего? Кем? «Озарение» — это чистая субъективность, феноменально субъективное состояние: как может проявление видимости влиять на свой источник?Феномены не могут воздействовать на ноумен, поскольку само воздействие феноменально. Тень не может

С чего начать?

С чего начать? Итак, мы видим, что в семейных отношениях все в основном зависит от самого человека и от его партнера. Такова ведическая концепция. Веды говорят человеку: Если хочешь, чтобы у тебя все было хорошо, то начни с себя, а не со своих близких. И наоборот, если хочешь,

С чего начать

С чего начать Большинство из нас провели свое детство отнюдь не так, как наши далекие предки — вряд ли многим нашим современникам разрешалось бегать босиком по снегу или купаться до глубоких холодов. Поэтому входить в мир здоровья, где царствуют стихии воды и холода,

Для чего писать книги о дхарме, для чего их читать

Для чего писать книги о дхарме, для чего их читать В одном пункте своей медитации я дал клятву никогда не писать книгу. В самом деле, какая трата времени! Что за способ дурачить себя и других! Книг о буддизме, о медитации и духовной практике написано более чем достаточно. И

До чего нам есть дело, а до чего нет

До чего нам есть дело, а до чего нет Если мы можем научиться любить и уважать себя такими, какие есть, не пытаясь стать совершенными, тогда наше поведение автоматически становится раскованным и естественным, а это делает нас привлекательными для окружающих. Странно: мы не

Источник

Китайское учение Фэн-шуй: история возникновения

Автор: Zolotoj Drakon

Естественная среда обитания постоянно воздействует на человека. Об этом знали еще наши предки – древние люди. Но если в глубокой древности они учитывали только те факторы, которые видны «невооруженным» глазом (дождь, ветер, солнце, снег, огонь), то с течением времени их «видение» изменялась. Так в Древнем Китае возникло учение Фэн-Шуй, построенное на том, что основой всего мироздания является энергия Ци.

Древние знания об излучении Земли

Что изначально означало фен шуй

В последнее время ученые смогли получить достаточно полные данные о «невидимых» энергетических линиях, расположение которых определяется излучением Земли. Но определить их наличие можно только современными биолокационными методами. Однако древние строители, архитекторы знали об их существовании. Об этом свидетельствуют памятники древнего зодчества, сохранившиеся до нашего времени. Например, в Гималаях при строительстве монастырей кельи ориентировались таким образом, чтобы они располагались в нейтральных зонах, внутри ячеек энергетических систем.

Это позволяло предотвратить воздействие природных катаклизмов на организм живущих в них монахов. По этим же правилам возводились другие сооружения – дольмены. При этом они сами излучают позитивную энергию. А древние римляне умели управлять энергетической системой, трансформировать отрицательную энергию в положительную. Свидетельством этого являются «дороги завоевателей», проложенные в направлении восток-запад вдоль энергетических линий.

Древние народы старались имеющиеся у них знания, предотвратить их распространение. Они передавались, что называется «из рук в руки», «из уст в уста» от учителей и наставников ученикам и последователям. Однако, несмотря на разобщенность получаемых учеными разных стран эзотерических сведений, сегодня мы видим, что их знания во многом совпадали.

Возникновение Фэн-Шуй

Что изначально означало фен шуй

Стремление к обретению внутренней свободы, счастья, гармонии побуждало людей к поиску все новых путей, для ее достижения. Они старались найти путь, который позволит им сблизиться, слиться с природой, стать ее неотъемлемой частью, слышать ее, понимать.

Слово фэн-шуй было придумано китайскими монахами. Оно состоит из двух частей: фэн – ветер и шуй – вода. Начиналось учение с культа почитания духов умерших предков. Древние мудрецы верили, что существование, жизнь потомков во многом зависит от умерших предков, их доброй воли, ведь после смерти человека жизнь ее души продолжается.

Поэтому устройство могилы для почившего родственника было важным мистическим действием, требующим соблюдения определенного ритуала, использования ритуальных предметов. От точности выполнения всех правил зависело будущее всей семьи. В Китае для мертвых строились целые города: наземные и подземные.

Современная практика Фэн-Шуй, которую сегодня широко внедряют в свою жизнь жители различных стран Европы, появилась относительно недавно, во второй половине прошлого века. Томас Линь Юй, известный китайский мастер Фэн-Шуй, разработал и предложил в 1986 году новую, простую методику гармонизации пространства, разобраться в которой смог бы любой, даже теоретически не подготовленный человек. Основу методики составляет процесс зонирования, при котором каждая отдельная область внутреннего пространства дома, квартиры, комнаты обустраивается по-своему.

Общие принципы

Главное назначение данной методики – установить равновесие внутри самого себя, добиться гармонии между своим внутренним мироощущением и внешними факторами при помощи оптимального обустройства дома. А добиться этого можно только настроив движение энергетических потоков, которые могут, как принести с собой счастье, процветание (положительная энергия Ци), так и плохое настроение, опустошенность (отрицательная энергия). Правильное расположение предметов интерьера, мебели, декоративных элементов позволяет скорректировать направление движения потоков, трансформировать один вид энергии в другой (негативной в позитивную) и достичь благополучия, успеха в делах, карьерного роста, взаимопонимания в семейных отношениях.

При этом нельзя препятствовать свободному перемещению Ци. Любой дисбаланс (недостаток, избыток) энергии отрицательно сказывается на всей энергетической системе квартиры, а значит при обустройстве квартиры, дома нельзя оставлять без внимания ни одну комнату.

Основные термины

Современный Фэн-Шуй намного проще учения, разработанного древними восточными мудрецами. Но и для его понимания необходимо усвоить некоторые основные понятия, термины, элементы, без знания которых трудно будет следовать правилам, требованиям гармонизации пространства.

Это основополагающее понятие, центральный термин, на котором построено все мироздание. Незримой, полноводной «рекой» растекается она по всей Земле, Вселенной, даря жизнь, процветание, безоблачное существование. Для энергии, которая наполняет пространство дома существует специальное название – Шень-Ци. С китайского это название можно перевести на русский как «дыхание довольного дракона». Именно к ее «накоплению» мы стремимся, обставляя свое жилище согласно положениям Фэн-Шуй.

В тех местах, где нарушены основные принципы учения, энергия приобретает отрицательный знак. Ее наличие ведет к нарушению гармонии, проблемам со здоровьем, постоянным ссорам, тревогам. Такая негативная энергия носит название Ша. Она скапливается в тех местах квартиры, где редко убирают, где собирается хлам, оседает пыль, хранятся старые, ненужные, сломанные вещи. Чем больше ее в доме, тем сложнее справиться с проблемами.

Чтобы темная энергия Ша не мешала достижению гармонии необходимо своевременно проводить в доме уборку, не допускать накопления мусора. Всю неисправную бытовую технику, мебель сдавать в ремонт или ремонтировать самостоятельно. То, что нельзя исправить (разбитую посуду, чайную утварь, технику, неиспользуемые предметы одежды) нужно выбрасывать, поскольку она будет привлекать, «притягивать» отрицательную энергию Ша.

Одно из центральных мест в Фэн-Шуй занимают 5 элементов, каждый из которых «отвечает» за определенный сектор квартиры: Вода, Дерево, Огонь, Земля, Металл. Для каждого из них характерны определенные материалы, цветовые оттенки, направления, времена года, погода. Начало цикла символизирует Дерево, которое у всех народов нашей планеты ассоциируется с зарождением жизни, ростом, процветанием. Его сменяют Огонь, Земля и Металл, который частично снижает, замедляет, сдерживает рост. Им на смену приходит Вода, назначение которой состоит в перезапуске всей системы, приведению ее к началу нового цикла.

Все пространство дома, квартиры подразделяется на 8 секторов, зон, каждая из которых символизирует одну из сторон жизни: Карьера, Здоровье, Слава, Знания, Семья, Любовь (Супружество), Дети (Помощники), Богатство. Каждый сектор активируется с помощью соответствующих талисманов, оберегов, амулетов, элементов обстановки. Так в зоне Богатства обычно устанавливают камин, свечи, а в секторе Семьи размещают обеденный стол или гостиную.

Это древнее писание, рукопись, которую именуют еще Книгой Перемен. К ней обращались императоры, полководцы, предводители за советом, помощью, ведь в ней не только собраны древние знания, но и живут древние духи, способные видеть, предсказывать будущее. Книга использовалась для гаданий на гексаграммах, всего их 64 и каждая имеет определенный смысл.

Сегодня мастера Фэн-Шуй применяют ее, как инструмент, способный настроить интуицию, внутренний голос человека, избавить его от проблем, неприятностей, угроз.

Школы Фэн-Шуй

Что изначально означало фен шуй

За долгое время существования учения многие мудрецы стремились внести в него свои изменения, свою трактовку, отразить свое понимание основных положений. Так возникали, образовывались различные школы. Из всего многообразия традиционных направлений наибольшее распространение получили следующие:

Но разобраться в «хитростях» классических практик сможет не каждый новичок. Найти опытного мастера Фэн-Шуй то же не всегда есть возможность. Поэтому разработаны и упрощенные варианты, которыми может воспользоваться любой желающий. Среди таких простых направлений можно выделить уже упоминавшуюся ранее методику китайского мастера Томаса Линь Юй, ландшафтную школу. В них нет сложных терминов, для их применения на практике не нужны никакие особые знания. Простота и универсальность новейших практик и методов Фэн-Шуй позволяют самостоятельно разграничить пространство, разместить в каждой зоне соответствующие амулеты, обереги, фигурки, которые позволят оптимизировать энергетические потоки, гармонизировать обстановку в квартире, настроив ее на «работу» в соответствующем направлении. Древнее восточное учение представляет собой кладезь знаний, в нем сконцентрирован опыт многих поколений, нашли воплощение традиции предков. Они работают независимо от религиозных предпочтений жильцов дома, квартиры. Мастера Фэн-Шуй передают их людям, учат жить в гармонии с окружающей средой, Космосом.

Источник

Фэн-шуй — наука, религия или суеверие?

В послед­ние время у многих наших сограж­дан появи­лось новое увле­че­ние, кото­рое назы­ва­ется фэн-шуй. Лите­ра­тура по фэн-шуй обильно пред­став­лена в книж­ных мага­зи­нах. В интер­нете ему посвя­щено мно­же­ство сайтов. В общем, можно ска­зать, что фэн-шуй нынче в моде. Но насколько глу­боко увле­ка­ю­щи­еся им пони­мают при­роду фэн-шуй? Многие ли спо­собны четко отве­тить на вопрос: что это такое – наука, рели­ги­оз­ное учение или оче­ред­ное суе­ве­рие? Где нахо­дятся корни фэн-шуй? На эти и другие вопросы автор попы­та­ется отве­тить в статье. Людям, кото­рым все равно, во что верить, и кото­рые, как флюгер, пово­ра­чи­ва­ются в сто­рону модных увле­че­ний, она вряд ли будет инте­ресна. Статья рас­счи­тана на того, кто серьезно отно­сится к своей духов­ной жизни и счи­тает себя хри­сти­а­ни­ном. И, в первую оче­редь, для хри­стиан, кото­рые раз­мыш­ляют, впу­стить или нет фэн-шуй в свою жизнь.

Итак, что же такое фэн-шуй? Фэн-шуй пере­во­дится с китай­ского как «ветер-вода» 1. Появи­лось это учение в Китае в IX веке 2. Инте­ресно отме­тить, что Лил­лиан Ту3, попу­ляр­ный гуру совре­мен­ного фэн-шуй, дати­ру­ю­щий его IX веком, в другой своей работе пишет: «Китайцы прак­ти­куют фэн-шуй тыся­че­ле­тия»4. Правда, откуда взя­лись эти «тыся­че­ле­тия», она не разъ­яс­няет. Впро­чем, как заме­тил автор, в трудах Лил­лиан Ту нередко встре­ча­ются доста­точно про­ти­во­ре­чи­вые утвер­жде­ния, со мно­гими, из кото­рых мы позна­ко­мимся ниже попо­дроб­нее. Итак, совре­мен­ные после­до­ва­тели фэн-шуй утвер­ждают, что суще­ствует мно­же­ство его школ, при этом «насто­я­щий Фэн-шуй опи­ра­ется на одни и те же кон­цеп­ции»5. Раз­ли­чия в разных школах фэн-шуй лишь в прак­тике6. Пыта­ясь опре­де­лить фэн-шуй, Лил­лиан Ту пишет: «Фэн-шуй – это древ­не­ки­тай­ский набор прак­ти­че­ских мето­дов жизни в гар­мо­нии с соб­ствен­ным окру­же­нием, то есть со струк­ту­рой и коле­ба­ни­ями окру­жа­ю­щей нас энер­гии»7; «Фэн-шуй – это искус­ство пра­виль­ного исполь­зо­ва­ния кос­ми­че­ского дыха­ния, или ци, – силы, цир­ку­ли­ру­ю­щей во всей окру­жа­ю­щей нас среде»;8 «Фэн-шуй – это не только наука об энер­гии «ветра и воды» (так соб­ственно пере­во­дится термин Фэн-шуй), но и искус­ство исполь­зо­ва­ния, при­вле­че­ния и гене­ри­ро­ва­ния этой энер­гии»9. Из всего выше­ска­зан­ного можно выве­сти при­мерно сле­ду­ю­щее опре­де­ле­ние фэн-шуй: фэн-шуй – это теория и прак­тика, с помо­щью кото­рых чело­век при­вле­кает и гене­ри­рует некую энер­гию ци, и с помо­щью этой энер­гии гар­мо­ни­зи­рует свое окру­же­ние. Для чего все это нужно? На это дается сле­ду­ю­щий ответ: «…цикл удачи и неудачи может быть суще­ственно изме­нен, если вы позна­ете сек­реты земных энер­гий и спо­собы мани­пу­ли­ро­ва­ния ими»10. Под удачей Лил­лиан Ту пони­мает: деньги, здо­ро­вье, власть, в общем, про­цве­та­ние. Лил­лиан Ту пишет: «…уве­ли­че­ние дохо­дов – это одно из чело­ве­че­ских стрем­ле­ний, кото­рое проще всего удо­вле­тво­ря­ется с помо­щью Фэн-шуй»11; «Если вам не суж­дено стать вели­ким воро­ти­лой биз­неса, Фэн-шуй помо­жет вам раз­бо­га­теть, но не сде­лает вас ска­зочно бога­тым чело­ве­ком. Все зави­сит от вашей небес­ной удачи».12

Учи­ты­вая, что в основе фэн-шуй лежит учение об энер­гии ци, позна­ко­мимся с этим уче­нием подроб­нее. Итак, ци – это некая «виб­ри­ру­ю­щая»13 энер­гия, кото­рая рас­про­стра­нена повсюду, она дает чело­веку «силу и душу»14. Лил­лиан Ту пишет: «Ци чело­века – это дух, управ­ля­ю­щий его дея­тель­но­стью. Избы­ток (или недо­ста­ток) ци в теле опре­де­ляет здо­ро­вье и жиз­не­де­я­тель­ность чело­века… у разных людей ци отли­ча­ется каче­ством и коли­че­ством… ци чело­ве­че­ского тела должна нахо­диться в гар­мо­нии с ци его окру­же­ния»15. В другой книге Лил­лиан Ту добав­ляет: «Именно ци при­вле­кает изоби­лие, богат­ство, про­цве­та­ние, здо­ро­вье, при­зна­ние, попу­ляр­ность и сча­стье»16. Откуда взято учение о ци? Из дао­сизма. А раз так, то будет полезно узнать даос­кую кон­цеп­цию ци.

Необ­хо­димо заме­тить, что дао­сизм явля­ется наци­о­наль­ной рели­гией Китая. Его истоки лежат в прак­тике созер­ца­ния и меди­та­ции, кото­рые исполь­зо­ва­лись для обре­те­ния состо­я­ния бес­стра­стия и покоя, а так же для обре­те­ния бес­смер­тия. Нет смысла подробно зна­ко­мить с даос­ким уче­нием, так как по данной теме есть очень хоро­шие работы, к кото­рым автор адре­сует всех инте­ре­су­ю­щихся дао­сиз­мом.17 Для наших целей будет доста­точно позна­ко­миться только с клас­си­че­ским даос­ким уче­нием о ци.

Дао­сизм пан­те­и­сти­чен. Ци есть энер­гия про­ни­зы­ва­ю­щая всю Все­лен­ную. Клас­си­че­ский пример, объ­яс­ня­ю­щий при­роду ци, дает древ­не­ки­тай­ский-скеп­тик Ван Чун (I век от Р. Х.); он утвер­ждал что мате­рия и дух – это разные состо­я­ния ци, как пар и лед ‑разные состо­я­ния воды. Веще­ство есть «замо­ро­жен­ный» дух, дух есть «отта­яв­шее веще­ство», т.е. в дао­сизме мате­рия и дух еди­но­сущны, они суще­ство­вали всегда и не знали Творца.18 Чело­век живет в ци. Ци его окру­жает со всех сторон. Даосы стре­ми­лись слиться с ци и через это обре­сти бес­смер­тие. При этом нужно заме­тить, что дао­сизм учит не управ­ле­нию при­ро­дой, а скорее отда­ва­нию себя ей. Цель не изме­нить мир, а слиться с ним. Откуда даосы узнали о ци? Через меди­та­ции в резуль­тате мисти­че­ских оза­ре­ний.

Что такое фэн-шуй для его после­до­ва­те­лей: рели­гия или наука? Лил­лиан Ту так отве­чает на этот вопрос: «Мы рас­смат­ри­ваем Фэн-шуй как при­клад­ную науку, поскольку законы Фэн-шуй фор­ми­ро­ва­лись на основе эмпи­ри­че­ских данных, собран­ных в тече­ние веков»19. Итак, после­до­ва­тели фэн-шуй отно­сят к науке. Что каса­ется рели­ги­оз­но­сти фэн-шуй, то ответ дается такой: «Фэн-шуй не явля­ется рели­гией»20; «…в самой прак­тике нет ничего духов­ного или мисти­че­ского. От вас не потре­бу­ется ком­про­мис­сов с рели­ги­оз­ными веро­ва­ни­ями или идео­ло­ги­че­скими прин­ци­пами, поскольку для прак­тики не тре­бу­ется ника­ких молитв, жерт­во­при­но­ше­ний или веры»21. Не отно­сит Лил­лиан Ту свое увле­че­ние и к магии: …Фэн-шуй – это не магия. А также не духов­ная прак­тика, тре­бу­ю­щая огром­ной веры в могу­ще­ство Фэн-шуй или убеж­ден­но­сти в его эффек­тив­но­сти».22

К сожа­ле­нию, автор должен заме­тить, что утвер­жде­ние Лил­лиан Ту каса­тельно того, что в фэн-шуй не тре­бу­ется вера23, явля­ется ложным. Лил­лиан Ту пишет: «Пока у вас нет потреб­но­сти верить в фэн-шуй, пока в вас гнез­дятся сомне­ния, вы напол­ня­ете про­стран­ство вокруг себя нега­тив­ными энер­ги­ями»24; «Если вы хотите исполь­зо­вать фэн-шуй для улуч­ше­ния своей жизни, ста­рай­тесь не давать много воли недо­ве­рию. После того, как необ­хо­ди­мые знания «вста­нут на свое место», вам даже пока­жется стран­ным, как вы могли не обра­щать вни­ма­ния на все эти вещи, о кото­рых гово­ри­лось в теории фэн-шуй»25; «Мето­дика фэн-шуй сра­бо­тает лучше, если вы будете под­дер­жи­вать в себе без­мя­теж­ное отно­ше­ние к ней»26. При­ве­ден­ные цитаты скорее опро­вер­гают, нежели под­твер­ждают заяв­ле­ние Лил­лиан Ту, что вера в фэн-шуй не тре­бу­ется.

Посмот­рим теперь, насколько научен фэн-шуй. Лил­лиан Ту пишет: «Я должна сознаться, что я не в состо­я­нии точно объ­яс­нить, как рабо­тает фэн-шуй»27. Рас­кры­вая вопрос отно­ше­ния совре­мен­ной науки к фэн-шуй, она про­дол­жает: «Теория, сто­я­щая за реко­мен­да­ци­ями фэн-шуй, может казаться стран­ной пред­ста­ви­те­лям запад­ной науч­ной школы. Напри­мер, мно­го­чис­лен­ные упо­ми­на­ния об инь­ских и янь­ских аспек­тах энер­гии. Пред­по­ла­га­ется также при­ня­тие фун­да­мен­таль­ной пред­по­сылки о том, что вся все­лен­ная и все в ней сотво­рено из Пяти Эле­мен­тов – Земли, Воды, Дерева, Металла и Огня, – состо­я­щих в отно­ше­ниях вза­им­ного раз­ру­ше­ния и порож­де­ния»28. Если фэн-шуй соот­вет­ствует стан­дар­там ака­де­ми­че­ской науки, почему же ученые его отвер­гают, как при­знает это сама Лил­лиан Ту? А если они отвер­гают его, то зачем же Лил­лиан Ту вво­дить в заблуж­де­ние своих чита­те­лей, заяв­ляя о науч­но­сти фэн-шуй? Что же это за наука, кото­рую отри­цают ученые? Нужно заме­тить, что наука постро­ена на пара­дигме29, из кото­рой выво­дится науч­ная кар­тина мира30. Фэн-шуй осно­ван на рели­ги­оз­ном учении дао­сизма, кото­рый, насколько известно автору, пока не стал осно­вой науч­ной кар­тины мира. Инте­ресно отме­тить, что в пре­ди­сло­вии к одной из книг Лил­лиан Ту, ее почи­та­тель пишет: «Фэн-шуй – слож­ный пред­мет, тре­бу­ю­щий глу­бо­кого знания китай­ских мета­фи­зи­че­ских наук31. Но китай­ские мета­фи­зи­че­ские науки к ака­де­ми­че­ской науке не имеют ника­кого отно­ше­ния. В завер­ше­нии пре­ди­сло­вия гово­рится: «Фэн-шуй тоже зани­ма­ется про­яв­ле­нием дина­ми­че­ских сил и энер­гий, кото­рые науке еще только пред­стоит открыть – в мас­штабе от зем­ного до все­лен­ского»32. Если науке еще только «пред­стоит» эти силы открыть, может тогда не стоит объ­яв­лять это свер­шимся фактом и клас­си­фи­ци­ро­вать фэн-шуй как науч­ную дис­ци­плину? Может, будет чест­нее ска­зать, что тео­ре­ти­че­ская база фэн-шуй постро­ена на китай­ском мисти­цизме, како­вым явля­ется дао­сизм?

Автор уже при­во­дил выше заве­ре­ние Лил­лиан Ту своих чита­те­лей в том, что в фэн-шуй нет ника­кой рели­ги­оз­но­сти, и что любой чело­век может его прак­ти­ко­вать без всяких ком­про­мис­сов для своей веры33. Нужно заме­тить, что и это заяв­ле­ние не соот­вет­ствует дей­стви­тель­но­сти. Как выше уже было ука­зано, тео­ре­ти­че­ская база фэн-шуй осно­вана на рели­ги­оз­ной док­трине дао­сизма. А разве можно одно­вре­менно верить в дао­сизм и при этом быть, напри­мер, хри­сти­а­ни­ном? Нет34. Для этого доста­точно срав­нить их веро­уче­ния. Хри­сти­ан­ство моно­те­и­стично, дао­сизм пан­те­и­сти­чен. Хри­сти­ан­ство учит о Личном Боге – Творце, в дао­сизме Бога вообще нет. Для даоса Космос есть Бог и Бог есть Космос. Идея тво­ре­ния мира из ничего, при­су­щая хри­сти­ан­ству, также отвер­га­ется в дао­сизме. В дао­сизме нет идеи бес­смерт­ной души, кото­рая при­сут­ствует в хри­сти­ан­стве. Даос вос­при­ни­мает мир как непре­рыв­ный про­цесс пере­те­ка­ния одних форм и моду­сов энер­гии ци в другие. Этот про­цесс вечен и без­ли­чен. В общем, дао­сизм и хри­сти­ан­ство настолько отличны, что лишь чело­век, не зна­ю­щий их, может гово­рить о сов­ме­сти­мо­сти этих двух миро­воз­зре­ний. К тому же, как пишет Лил­лиан Ту: «…наи­луч­шим под­хо­дом к исполь­зо­ва­нию фэн-шуй явля­ется раз­ви­тие истин­ного бла­го­го­ве­ния перед энер­ги­ями Земли и перед самой Мате­рью-Землей»35. А разве хри­сти­а­нин не должен бла­го­го­веть лишь перед Богом36, а землю хра­нить37? Вызы­вают сомне­ния и глав­ные цели фэн-шуй, кото­рые, согласно хри­сти­ан­ского веро­уче­ния, можно клас­си­фи­ци­ро­вать просто – стя­жа­тель­ство! Хри­сти­ан­ство не против мате­ри­аль­ного бла­го­по­лу­чия, но не ставит его своей целью. Хри­сти­а­нин ищет прежде всего Небес­ного Цар­ствия ( Мф. 6:33 ), и уже потом зем­ного бла­го­по­лу­чия и то, только при усло­вии, если оно не мешает глав­ной цели. Об этом четко ска­зано в Свя­щен­ном Писа­нии: «…какая польза чело­веку, если он при­об­ре­тет весь мир, а душе своей повре­дит? или какой выкуп даст чело­век за душу свою?» ( Мф. 16:26 ). А уж идея все­по­гло­ща­ю­щей кон­цен­тра­ции на дости­же­нии богат­ства, к кото­рому при­зы­вает Лил­лиан Ту, хри­сти­ан­ству пол­но­стью чуждо. Напри­мер, пред­ста­вить себе, что совет, какой дает Лил­лиан Ту своим уче­ни­кам, сможет дать кому-либо хри­сти­а­нин, сложно38: «Для успеш­ного созда­ния изоби­лия вы должны страстно этого хотеть. Вы должны про­пи­таться этим жела­нием, пол­но­стью сфо­ку­си­ро­вав­шись на нем… Чем яснее вы пред­ста­вите тип удачи, к кото­рому стре­ми­тесь, тем острее и эффек­тив­нее будут энер­гии, кото­рые вы созда­дите»39. А как хри­сти­а­нин должен отне­стись к сле­ду­ю­щей реко­мен­да­ции Лил­лиан Ту: «При­вы­кайте видеть мир вокруг себя гла­зами Фэн-шуй. Раз­ви­вайте чув­стви­тель­ность к могу­ще­ствен­ным, хотя и неви­ди­мым энер­гиям вокруг вас»40; «…вы должны попы­таться почув­ство­вать свою пер­со­наль­ную ци, при­над­ле­жа­щую только вам. Только после этого вы смо­жете настро­иться на свое сило­вое поле и кос­ми­че­ское дыха­ние внутри вас»41. Это хоро­шая реко­мен­да­ция для школы экс­тра­сен­сов42, но пол­но­стью непри­ем­ле­мая для хри­сти­ан­ства. Исполь­зу­ются в фэн-шуй и меди­та­тив­ные прак­тики, кото­рые также пол­но­стью несов­ме­стимы с хри­сти­ан­ством43, и хотя Лил­лиан Ту их кри­ти­кует, она при­знает, что исполь­зуют их мастера фэн-шуй: «Опыт­ные прак­тики фэн-шуй знают сек­рет­ные методы, поз­во­ля­ю­щие им овла­деть боль­шим коли­че­ством пер­со­наль­ной ци, кото­рую они исполь­зуют для вхож­де­ния в меди­та­тив­ное состо­я­ние для особых кон­суль­та­ций по фэн-шуй. Эти методы разные у разных масте­ров, и, судя по тому, что я лично видела, они ближе к шаман­ству, чем к тех­ни­кам фэн-шуй»44. Лил­лиан Ту веро­ятно не в курсе того, что шаман­ство явля­ется отцом дао­сизма45, на тео­ре­ти­че­ской базе кото­рого осно­ван сам фэн-шуй, а потому мастера фэн-шуй, прак­ти­ку­ю­щие шама­низм, – это не ано­ма­лия, а норма. Фэн-шуй маги­чен, как впро­чем, маги­чен и дао­сизм46, и, несмотря на то, что Лил­лиан Ту отка­зы­ва­ется его клас­си­фи­ци­ро­вать как магию47, она все же пишет: «Фэн-шуй дей­стви­тельно сродни магии: зача­стую кажется, что в дей­ствие всту­пает некая мисти­че­ская сила»48. А если учесть, что Лил­лиан Ту при­знает, что она не знает, как рабо­тает фэн-шуй,49 то какие у нее есть осно­ва­ния не допус­кать воз­мож­но­сти реаль­ного при­сут­ствия «мисти­че­ской силы»? При­знает фэн-шуй и учение кармы50, пол­но­стью несов­ме­сти­мое с хри­сти­ан­ством51. А как чита­те­лям понра­вится идея о «транс­цен­дент­ном фэн-шуй»? Как пишет о нем Лил­лиан Ту: «…транс­цен­дент­ный фэн-шуй… осно­ван на спе­ци­аль­ных тех­ни­ках визу­а­ли­за­ции и рас­пе­ва­нии мантр»52. Сама Лил­лиан Ту исполь­зует в своей прак­тике мантры из буд­дизма, но не воз­ра­жает, чтобы ее чита­тели для «очи­ще­ния» исполь­зо­вали, в том числе, и хри­сти­ан­ские молитвы53. А в чем помо­гает «транс­цен­дент­ный фэн-шуй»? Как пишет Лил­лиан Ту: «Люди, стра­да­ю­щие от неиз­ле­чи­мых болез­ней вроде СПИДа, рака и других угро­жа­ю­щих жизни забо­ле­ва­ний, могут пред­ста­вить эти про­яв­ле­ния нездо­ро­вья как мощные бло­ки­ровки в своей системе. Нари­суйте их в своем вооб­ра­же­нии как пре­пят­ствия, кото­рые нужно уда­лить… пред­ставьте мыс­ленно, что бло­ки­ровки внутри вас рас­са­сы­ва­ются»53. Итак, вы больны СПИДом, раком? Нет про­блем, мыс­ленно пред­ставьте, что ваша болезнь лишь «пре­пят­ствие» внутри вашего тела и спо­койно отправ­ляй­тесь на клад­бище. Куда у вас есть все шансы попасть, если вы дове­ри­тесь фэн-шуй и будете игно­ри­ро­вать меди­цину.

В самом начале статьи при­во­ди­лось утвер­жде­ние Лил­лиан Ту, что одна из глав­ных целей, сто­я­щей перед прак­ти­ку­ю­щими, есть дости­же­ние мате­ри­аль­ного бла­го­по­лу­чия; правда, там добав­ля­ется: «Все зави­сит от вашей небес­ной удачи»55. А если «небес­ная удача» будет против? Полу­ча­ется инте­рес­ная логика: если вы дости­га­ете богат­ства, то вы пра­вильно прак­ти­ку­ете фэн-шуй, а если нет? Как пишет Лил­лиан Ту: «Мне кажется, наи­луч­шим спо­со­бом рас­по­зна­ния насто­я­щих спе­ци­а­ли­стов в обла­сти фэн-шуй явля­ется изу­че­ние био­гра­фии. Когда кто-то пред­ла­гает вам свои услуги в каче­стве мастера фэн-шуй, посмот­рите, помог ли фэн-шуй самому этому чело­веку достичь тех вещей, кото­рые он обе­щает сде­лать для вас. Если данный чело­век сам явно ничего не выиг­рал от хоро­шего фэн-шуй, сле­дует поис­кать дру­гого. При пра­виль­ном исполь­зо­ва­нии фэн-шуй всегда сра­ба­ты­вает(выде­лено нами. – В.П.)»56. Логика, кото­рую исполь­зует Лил­лиан Ту – чисто сек­тант­ская. Система всегда права. Если система не рабо­тает, вино­ват чело­век57. Значит, если после­до­ва­тель фэн-шуй потра­тил много денег и вре­мени на при­об­ре­те­ние лите­ра­туры, скру­пу­лезно сле­до­вал сове­там фэн-шуй и не полу­чил ника­ких резуль­та­тов, то вино­ват он сам. Система всегда права! С таким под­хо­дом можно дока­зать истин­ность любой системы.

При­ве­дем несколько сове­тов, кото­рые можно вычи­тать в книгах по фэн-шуй. Напри­мер, чита­тели могут узнать что «…могила дедушки Мао Цзэ­дуна нахо­ди­лась «в ладони небес­ной лунной богини», то есть рас­по­ло­же­ние могилы было настолько бла­го­при­ят­ным, что это при­несло огром­ную удачу внуку, в данном случае – вели­кому корм­чему Мао»58. Как просто: удачно рас­по­ло­жен­ная могила при­вела чело­века на вер­шину власти. Или вот, другой случай: Лил­лиан Ту пишет, что она посту­пала в школу биз­неса, и ей нужны были деньги на оплату учебы в ней. Чтобы их полу­чить: «Я пере­дви­нула свою кро­вать, чтобы выров­нять поло­же­ние во время сна для полу­че­ния бла­го­при­ят­ной ци и удачи с наи­луч­шего направ­ле­ния. Метод не подвел меня, и я смогла полу­чить сти­пен­дию ООН для посе­ще­ния школы биз­неса»59. Инте­ресно, а заяв­ле­ние на полу­че­ние этой сти­пен­дии не было подано? Автор, напри­мер, долго сидел без денег, попро­бо­вал пора­бо­тать, при этом пере­ста­вил кро­вать и – о «чудо» – деньги появи­лись. Вопрос чита­те­лям: в этом «чуде» вино­вата работа или кро­вать?

Что можно ска­зать, завер­шая статью? Поды­то­жим то, что мы узнали о фэн-шуй. Многие заяв­ле­ния гуру фэн-шуй Лил­лиан Ту про­ти­во­ре­чат сами себе. К науке фэн-шуй не имеет ника­кого отно­ше­ния. Основы его лежат в рели­ги­оз­ной док­трине дао­сизма. При этом, если даосы стре­мятся слиться с ци, совре­мен­ные фэн­шуевцы явно пыта­ются им мани­пу­ли­ро­вать. Совре­мен­ный фэн-шуй по сути явля­ется паро­дией на даоское учение. С хри­сти­ан­ством фэн-шуй не сов­ме­стимо. А если учи­ты­вать, что в фэн-шуй даются советы для лече­ния СПИДА и рака, то он может быть и смер­тельно опас­ным, если пове­рив­ший сове­там масте­ров фэн-шуй чело­век отвра­тит свое вни­ма­ние от меди­цины и будет «лечиться» только мето­дами фэн-шуй. На взгляд автора статьи, совре­мен­ный фэн-шуй – это типич­ное суе­ве­рие. Зани­ма­ю­щимся им можно адре­со­вать слова из Свя­щен­ного Писа­ния: «Негод­ных же и бабьих басен отвра­щайся, а упраж­няй себя в бла­го­че­стии…» ( 1Тим. 4:7 ). Ну а допус­кать фэн-шуй в свою жизнь или нет, это уж пусть чита­тели решают сами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *