Что изложено в олимпийской хартии
Олимпийская хартия
Олимпийская Хартия является сводом основополагающих принципов Олимпизма, Правил и Официальных разъяснений, утвержденных Международным Олимпийским комитетом (МОК). Олимпийская хартия регламентирует структуру, механизм действия и процессы Олимпийского движения и определяет условия проведения Олимпийских игр. В целом, Олимпийская Хартия выполняет три основных задачи:
а) Олимпийская Хартия, в качестве главного инструмента, имеющего характер основного закона, регламентирует основополагающие принципы и неотъемлемые ценности Олимпизма.
b) Олимпийская Хартия является также уставом Международного Олимпийского комитета
с) Помимо этого, Олимпийская Хартия определяет основные права и обязанности трех главных составляющих Олимпийского движения, а именно: Международного Олимпийского движения, Международных спортивных федераций и национальных Олимпийских комитетов, а также Оргкомитетов по проведению Олимпийских игр, которые обязаны выполнять положения Олимпийской Хартии.
Концепция современного Олимпизма принадлежит Пьеру де Кубертену, по чьей инициативе в июне 1894 года в Париже состоялся Международный атлетический конгресс. 23 июня 1894 года самоучредился Международный олимпийский комитет (МОК). Празднование первых Олимпийских игр (Игр Олимпиады) современности состоялось в Афинах, в Греции, в 1896 году. В 1914 году на Олимпийском конгрессе в Париже был утвержден олимпийский флаг, подаренный Пьером де Кубертеном. На нём изображены пять переплетающихся колец, которые символизируют союз пяти континентов и встречу спортсменов всего мира на Олимпийских играх. Первые Олимпийские зимние игры состоялись в Шамони (Франция) в 1924 году.
Основополагающие принципы Олимпизма
Олимпийская хартия
Олимпийская хартия — документ, в котором изложены основополагающие задачи и принципы деятельности МОК. [1]
Содержание
Преамбула
Концепция современного олимпизма принадлежит барону Пьеру де Кубертену, по чьей инициативе в июне 1894 года в Париже состоялся Международный атлетический конгресс. 23 июня 1894 года самоучредился Международный олимпийский комитет (МОК). Первые Олимпийские игры (Игры Олимпиады) современности были проведены в 1896 году в Афинах (Греция). В 1914 году принят олимпийский флаг, подаренный Пьером де Кубертеном на Парижском конгрессе. На нем изображены пять переплетающихся олимпийских колец, которые символизируют союз пяти континентов и встречу спортсменов всего мира на Олимпийских играх. Первые зимние Олимпийские игры состоялись в 1924 году в Шамони (Франция).(италия)
Основополагающие принципы
Критерием принадлежности к Олимпийскому движению является согласие следовать положениям Олимпийской хартии и признание Международным олимпийским комитетом.
Структура
Олимпийская хартия (в редакции от 11 февраля 2010 года) состоит из 4 разделов и 59 статей.
Разделы Олимпийской хартии:
См. также
Ссылки
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Олимпийская хартия» в других словарях:
ОЛИМПИЙСКАЯ ХАРТИЯ — название устава Олимпийских игр. Основы разработаны П. де Кубертеном, утверждены Международным спортивным конгрессом в 1894 в Париже … Большой Энциклопедический словарь
Олимпийская хартия — название устава Олимпийских игр. Основы разработаны П. де Кубертеном, утверждены Международным спортивным конгрессом в 1894 в Париже. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.
олимпийская хартия — название устава Олимпийских игр. Основы разработаны П. Де Кубертеном, утверждены Международным спортивным конгрессом в 1894 в Париже. * * * ОЛИМПИЙСКАЯ ХАРТИЯ ОЛИМПИЙСКАЯ ХАРТИЯ, название устава Олимпийских игр. Основы разработаны П. де… … Энциклопедический словарь
Олимпийская Хартия — Содержание 1 Преамбула 2 Основополагающие принципы 3 См. также 4 Ссылки // … Википедия
Олимпийская хартия — Олимп ийская х артия … Русский орфографический словарь
Хартия — (лат. charta, от греч. χάρτης бумага, грамота), в Средние века и Новое время название некоторых документов публично правового характера (конституций и др. актов), в которых нашли выражение политические требования социальных слоёв … Википедия
хартия — и; ж. [греч. chartēs бумага, грамота] 1. Название ряда программных документов общественно политического значения какой л. организации, движения и т.п. Олимпийская хартия (название устава Олимпийских игр, утверждённого в 1894 г.). Великая хартия… … Энциклопедический словарь
хартия — и; ж. (греч. chártēs бумага, грамота) 1) Название ряда программных документов общественно политического значения какой л. организации, движения и т.п. Олимпийская хартия (название устава Олимпийских игр, утверждённого в 1894 г.) Великая хартия… … Словарь многих выражений
хартия — ХАРТИЯ, и, ж Книжн. Документ (или ряд программных документов) какой л. организации, движения и т.п., имеющий важное общественно политическое значение. Олимпийская хартия это название Устава Олимпийских игр, утвержденного в 1894 г … Толковый словарь русских существительных
ХАРТИЯ — ХАРТИЯ, и, жен. 1. Старинная рукопись, а также материал, на к ром она написана (спец.). 2. В составе нек рых названий: документ важного общественно политического значения. Олимпийская х. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… … Толковый словарь Ожегова
Олимпийская Хартия Международного Олимпийского Комитета
Содержание
Аббревиатуры, используемые в Олимпийском движении
IOC | — МОК, Международный Олимпийский комитет |
OC | — Олимпийская Хартия |
R. | — Правило Олимпийской Хартии |
BLR | — Официальное разъяснение к Правилу. |
OCOG | — ОКОИ, Оргкомитет Олимпийских игр |
IF | — МСФ, Международная спортивная федерация |
ASOIF | — АСОИФ, Ассоциация летних Олимпийских международных федераций |
AIOWF | — АИОВФ, Ассоциация зимних Олимпийских спортивных федераций |
NOC | — НОК, национальный Олимпийский комитет |
IPC | — МПК, Международный Паралимпийский комитет |
ANOC | — АНОК, Ассоциация национальных Олимпийских комитетов |
ANOCA | — АНОКА, Ассоциация национальных Олимпийских комитетов Африки |
OCA | — ОСА, Олимпийский совет Азии |
PASO | — ПАСО, Пан-американская спортивная организация |
ONOC | — ОНОК, Национальные Олимпийские комитеты Океании |
EOC | — ЕОК, Европейский Олимпийские комитеты |
CAS | — САС, Суд спортивного арбитража |
OGKS | — СИОИ, Службы информации Олимпийских игр |
WADA | — ВАДА, Всемирное антидопинговое агентство |
IOА | — МОА, Международная Олимпийская академия |
Олимпийская Хартия является сводом основополагающих принципов Олимпизма, Правил и Официальных разъяснений, утвержденных Международным Олимпийским комитетом (МОК). Олимпийская хартия регламентирует структуру, механизм действия и процессы Олимпийского движения и определяет условия проведения Олимпийских игр. В целом, Олимпийская Хартия выполняет три основных задачи:
а) Олимпийская Хартия, в качестве главного инструмента, имеющего характер основного закона, регламентирует основополагающие принципы и неотъемлемые ценности Олимпизма.
b) Олимпийская Хартия является также уставом Международного Олимпийского комитета.
с) Помимо этого, Олимпийская Хартия определяет основные права и обязанности трех главных составляющих Олимпийского движения, а именно: Международного Олимпийского движения, Международных спортивных федераций и национальных Олимпийских комитетов, а также Оргкомитетов по проведению Олимпийских игр, которые обязаны выполнять положения Олимпийской Хартии.
Примечание
Использование в Олимпийской хартии мужского рода в отношении физического лица, (например, президент, вице-президент, председатель, член, руководитель, официальное лицо, руководитель делегации, участник соревнований, соревнующийся, спортсмен, судья, арбитр, член жюри, атташе, кандидат, персонал) или местоимений (таких как он, они, им), понимается как включающее и женский род, за исключением особо оговоренных случаев.
В Олимпийских Хартии слово ГОД означает календарный год, который начинается 1 января и заканчивается 31 декабря, если не имеется письменного пояснения об иной трактовке.
Концепция современного Олимпизма принадлежит Пьеру де Кубертену, по чьей инициативе в июне 1894 года в Париже состоялся Международный атлетический конгресс. 23 июня 1894 г. самоучредился Международный Олимпийский комитет (МОК). Празднование первых Олимпийских Игр (Игр Олимпиады) современности состоялось в Афинах, в Греции, в 1896 г. В 1914 г. на Олимпийском Конгрессе в Париже был утвержден Олимпийский флаг, подаренный Пьером де Кубертеном. На нем изображены пять переплетающихся колец, которые символизируют союз пяти континентов и встречу спортсменов всего мира на Олимпийских играх. Первые Зимние Олимпийские игры проходили в Шамони, Франция, в 1924 г.
Основополагающие принципы Олимпизма
1. Олимпизм представляет собой философию жизни, возвышающую и объединяющую в сбалансированное целое достоинство тела, воли и разума. Олимпизм, соединяющий спорт с культурой и образованием, стремится к созданию образа жизни, основывающегося на радости от усилия, на воспитательной ценности хорошего примера и на уважении к всеобщим основным этическим принципам.
2. Целью Олимпизма является повсеместное становление спорта на службу гармоничного развития человека с тем, чтобы способствовать созданию мирного общества, заботящегося о сохранении человеческого достоинства.
6. Принадлежность к Олимпийскому движению требует обязательного соблюдения положений Олимпийской Хартии и признания МОК.
Глава 1. Олимпийское движение и механизм его действия
1. Состав и общая организация Олимпийского движения
1. Олимпийское движение, находящееся под верховной властью МОК, включает в себя организации, спортсменов и лиц, которые согласны руководствоваться Олимпийской Хартией. Целью Олимпийского движения является способствовать построению мирного и более лучшего мира посредством воспитания молодежи средствами спорта в соответствии с идеями Олимпизма и его ценностями.
2. Тремя главными составляющими Олимпийского движения являются: Международный Олимпийский комитет (МОК), международные спортивные федерации (МСФ) и национальные Олимпийские комитеты (НОК) Для любого лица или организации, принадлежащей к Олимпийскому движению в любом качестве, положения Олимпийской Хартии обязательны; они также должны твердо исполнять решения МОК.
3. Помимо трех основных составляющих, в Олимпийское движение входят также Оргкомитеты по проведению Олимпийских Игр (ОКОИ), национальные ассоциации, клубы и лица, являющиеся членами МСФ и НОК, и особенно спортсмены, соблюдение интересов которых составляет основной элемент деятельности Олимпийского движения, а также судьи, рефери, тренеры и другие спортивные официальные лица и технические специалисты. В него включены также другие организации и учреждения, признанные МОК.
2. Задачи и роль МОК
Задачей МОК является распространение Олимпизма в мире и руководство Олимпийским движением. Роль МОК заключается в том, чтобы:
2. поощрять и поддерживать организацию, развитие и координацию спорта и спортивных соревнований;
3. обеспечивать регулярное празднование Олимпийских Игр;
4. сотрудничать с общественными и частными организациями и органами в том, чтобы поставить спорт на службу человечества, способствуя тем самым борьбе за мир;
5. принимать участие в укреплении единства и защиты независимости Олимпийского движения;
6. противодействовать против любой формы дискриминации, наносящей ущерб Олимпийскому движению;
7. поощрять и поддерживать продвижение женщин в спорте на всех уровнях и во всех структурах с целью добиться осуществления принципа равенства мужчин м женщин;
8. возглавлять борьбу против применения допинга в спорте;
9. поощрять и поддерживать меры по защите здоровья спортсменов;
10. противостоять любым политическим или коммерческим злоупотреблениям спортом и спортсменами;
11. поощрять и поддерживать усилия спортивных организаций и органов общественного управления, направленные на обеспечение социального и профессионального будущего спортсменов;
12. поощрять и поддерживать развитие спорта для всех;
13. поощрять и поддерживать ответственность и заботу об охране окружающей среды, обеспечивать соблюдение экологических принципов при развитии спорта и требовать, чтобы Олимпийский игры проводились в соответствии с требованиями экологии;
14. содействовать получению положительного результата от проведения Олимпийских Игр городом и страной, организующих Олимпийские игры;
15. поощрять и поддерживать инициативы по стиранию граней между спортом, культурой и образованием;
16. поощрять и поддерживать деятельность Международной Олимпийской академии (МОА) и других учебных заведений, деятельность которых посвящена Олимпийскому образованию.
Официальное разъяснение к Правилу 2
3. Признание МОК
1. Условием принадлежности к Олимпийскому Движению является признание МОК.
2. МОК может признавать в качестве НОК национальные спортивные организации, деятельность которых связана с задачами и ролью МОК. МОК может также признавать ассоциации НОК, сформированные на континентальном или мировом уровне. Все НОК и ассоциации НОК должны иметь, где это возможно, статус юридического лица. Они должны руководствоваться Олимпийской Хартией. Их уставы должны быть утверждены МОК.
3. МОК может признавать МСФ и ассоциации МСФ.
4. Признание ассоциаций МСФ или НОК ни в коей мере не влияет на право каждой МСФ или НОК иметь прямые контакты с МОК, и наоборот.
5. МОК может признавать неправительственные организации, связанные со спортом, действующие на международном уровне, чьи уставы и деятельность согласуются с Олимпийской Хартией.
6. Признание МОК может быть временным или постоянным. Решение о предоставлении временного признания или его отзыве принимается Исполкомом МОК на конкретный или неопределенный период. Исполком МОК может определить условия, в соответствии с которыми срок временного признания заканчивается. Решение о полном признании или его отзыве принимается на Сессии. Детали процедуры признания определяются Исполкомом МОК.
4. Олимпийский конгресс
На Олимпийский конгресс собираются представители структур, составляющих Олимпийское движение; сроки проведения Конгрессов устанавливает МОК; Конгресс созывается Президентом МОК; Конгресс имеет консультативное значение.
Официальное разъяснение к Правилу 4
5. Олимпийская Солидарность
Задачей Олимпийской Солидарности является организация помощи НОК, в частности тем, кто более всего в ней нуждается. Эта помощь имеет форму программ, разработанных совместно МОК и НОК, при технической помощи МСФ, если это необходимо.
Официальное разъяснение к Правилу 5
Задачами программ, принимаемых Олимпийской Солидарностью, является:
Эти программы контролируются Комиссией по Олимпийской Солидарности.
6. Олимпийские игры
2. Олимпийские Игры состоят из Игр Олимпиады и Зимних Олимпийских Игр. Только те виды спорта, которыми занимаются на снегу или на льду, считаются зимними видами спорта.
3. Последней высшей инстанцией по любому вопросу, связанному с Олимпийскими Играми, является МОК.
4. Несмотря на применяемые правила и сроки при ведении судебных процедур и подаче апелляций и соблюдение положений Всемирного Антидопингового Кодекса, ни одно решение МОК в отношении Олимпийских Игр, включающее, но не ограничивающееся, вопросами соревнований и их последствиями (например, занимаемое место или результат) не может быть оспорено кем либо по истечении трех лет со дня церемонии закрытия Игр.
Официальное разъяснение к Правилу 6
7. Права на Олимпийские игры и Олимпийскую собственность
1. Олимпийские игры являются исключительной собственностью МОК, которому принадлежат все права и данные, связанные с ними; в частности, и без каких-либо ограничений, МОК принадлежат права на Игры, связанные с организацией, использованием, вещанием, записью, представлением, воспроизводством, доступом и распространением в любой форме и любыми средствами и методами, существующими в настоящее время или теми, что будут развиты в будущем. МОК определяет условия доступа и использования данных, имеющих отношение к Олимпийским играм, к соревнованиям и выступлениям на Олимпийских играх.
8. Олимпийский символ
9. Олимпийский флаг
Олимпийский флаг представляет собой белое полотнище без окаймления. В его центре расположен Олимпийский символ в пяти цветах.
10. Олимпийский девиз
Олимпийский девиз «Citius, Altius, Fortius» (быстрее-выше-сильнее) выражает послание Олимпийского движения.
11. Олимпийские эмблемы
Олимпийской эмблемой является сложная композиция, в которой Олимпийские кольца связаны с другим отличительным элементом.
12. Олимпийский гимн
Олимпийским гимном является музыкальное произведение «Олимпийский гимн», написанное Спиросом Самара.
13. Олимпийский огонь, Олимпийские факелы
1.Олимпийским огнем является огонь, зажигаемый в Олимпии под эгидой МОК.
2.Олимпийским факелом является переносимый факел или его модель, утвержденные МОК, предназначенный для зажигания Олимпийского огня.
14. Олимпийские знаки
1. Юридическая защита
2. Использование Олимпийской собственности МОК третьими сторонами, на которое получено разрешение или выдана лицензия МОК
3. Использование Олимпийского символа, флага, девиза и гимна:
4. Создание и использование Олимпийское эмблемы НОК или ОКОИ:
МОК в сотрудничестве с НОК соответствующих стран поощряет использование Олимпийского символа на почтовых открытках, выпускаемых совместно с МОК соответствующими национальными организациями, при соблюдении условий, устанавливаемых МОК.
6. Музыкальные произведения
ОКОИ и НОК города и страны, организующие Олимпийские Игры, должны обеспечить ссылку на МОК в качестве обладателя права на музыкальные произведения, созданные специально в связи с Олимпийскими Играми.
Глава 2. Международный Олимпийский Комитет (МОК)
15. Юридический статус
1. МОК является международной неправительственной организацией, созданной не для извлечения прибыли, с неограниченным сроком действия, в форме ассоциации со статусом юридического лица, признанной Швейцарским федеральном Советом в соответствии с договором, вступившем в силу 1 ноября 2000 г.
2. МОК постоянно находится в Лозанне (Швейцария), Олимпийской столице.
3. Задачей МОК является выполнение миссии, роли и обязанностей, изложенных в Олимпийской хартии.
4. Решения МОК являются окончательными. Любой спорный вопрос, касающийся применения или объяснения Олимпийской Хартии, может решаться исключительно Исполкомом МОК и, в некоторых случаях, в судебном порядке в Суде спортивного арбитража (САС).
5. Для выполнения своей миссии и своей роли, МОК может создавать, приобретать или контролировать каким-либо образом другие юридические организации, такие как фонды или корпорации.
16. Членство
1.1. Члены МОК являются физическими лицами. Общее число членов МОК не должно превышать 115 человек, в соответствии с Официальными разъяснениями к Правилу 16. МОК состоит из:
1.2. МОК пополняет свои ряды и избирает своих членов из числа лиц, которых он считает квалифицированными, как указано в Официальном разъяснении к Правилу 16.
1.3. МОК принимает своих новых членов во время церемонии, на которой они дают согласие исполнять свои обязанности, приняв следующую клятву:
«Удостаиваясь чести быть членом Международного Олимпийского Комитета и представлять его и, осознавая свои обязанности в данном качестве, я готов служить олимпийскому движению в полную меру своих возможностей, соблюдать и требовать уважения всех положений Олимпийской хартии и решений МОК, которые я принимаю безоговорочно, соблюдать Кодекс Этики, оставаясь свободным как от всякого политического или коммерческого влияния, так и от всех соображений расового или религиозного характера; бороться против любых форм дискриминации и защищать при любых обстоятельствах интересы МОК и олимпийского движения».
1.4. Члены МОК являются его представителями и распространителями интересов МОК и Олимпийского движения в своих странах и организациях Олимпийского Движения, в которых они служат.
1.5. Члены МОК не могут принимать от правительства, организаций или иных сторон никаких должностей или поручений, которые бы их связывали или препятствовали свободе их действий или независимости при голосовании.
1.6. Члены МОК не несут личной ответственности за любые долги и обязательства МОК.
1.7. В соответствии с Правилом 16.3., каждый член МОК избирается на срок восемь лет, и может быть переизбран на один или несколько дополнительных сроков. Процедура перевыборов определяется Исполкомом МОК.
Каждый член МОК имеет следующие обязанности:
2.1. соблюдать Олимпийскую Хартию, Кодекс Этики и другие правила МОК;
2.2. участвовать в сессиях МОК;
2.3. участвовать в работе комиссий МОК, в состав которых он назначен;
2.4. содействовать развитию Олимпийского движения;
2.5. следить в своей стране и в организации Олимпийского движения, в которой он состоит на службе, за реализацией программ МОК;
2.6. информировать Президента МОК по его запросу о ходе развития Олимпийского движения в своей стране и о потребностях Олимпийского движения в своей стране и в организации Олимпийского движения, в которой он состоит на службе;
2.7. сообщать безотлагательно Президенту МОК обо всех событиях, которые могли бы препятствовать выполнению Олимпийской хартии или отразиться на Олимпийском движении в своей стране или организации Олимпийского движения, в которой он состоит на службе;
2.8. выполнять другие задания, поручаемые ему Президентом МОК
3. Потеря статуса члена МОК
3.1. Любой член МОК может прекратить свое членство в МОК в любое время, подав Президенту МОК свое письменное заявление об отставке. Перед тем, как предпринимать практические шаги в отношении отставки, Исполком может прибегнуть к заслушиванию выходящего в отставку члена.
3.2. Потеря членства в МОК
Любой член МОК теряет свое членство без дальнейших формальностей, если он не переизбран в соответствии с Правилом 16.1.7., Официальным разъяснением 16.2.6., и, в зависимости от ситуации, Официальным разъяснением 16.2.7.
3.3. Ограничение по возрасту
Любой член МОК теряет свое членство в конце календарного года, в течение которого ему исполнилось 70 лет, в соответствии с Официальным разъяснением 16.2.7.1
3.4. При невозможности посещать Сессии или принимать активную деятельность в работе МОК:
Любой член МОК теряет членство без последующего заявления с его стороны если, по причине форс-мажорных обстоятельств он не посещает Сессии МОК или не принимает активной деятельности в работе МОК в течение двух последовательных лет. В таких случаях решение о прекращении членства принимается на Сессии МОК по предложению Исполкома МОК.
3.5. Перемена гражданства или перемещение центра основных интересов в другую страну:
Любой член МОК, как указано в Правиле 16.1.1., лишается членства, если он сменил гражданство или переместил центр основных интересов в страну, которая не является той, в которой он был избран.
В таком случае решение о прекращении членства принимается на Сессии МОК по предложению Исполкома МОК.
3.6. Члены МОК, избранные как действующие спортсмены:
Любой член МОК, как указывается в Правиле 16.1.1.2. выше, теряет членство в МОК по прекращению своего членства в Комиссии спортсменов МОК.
3.7. Президенты и лица, занимающие исполнительные или высшие должности в НОК, всемирных или континентальных ассоциациях НОК, МСФ или ассоциаций МСФ, или других организациях, признанных МОК:
Любой член МОК, как указано в Правиле 16.1.1.3. или Правиле 16.1.1.4., теряет членство по прекращении выполнения им тех функций, которые он выполнял в момент его выборов в члены МОК.
3.8. Исключение из членов МОК:
4.1. По предложению Исполкома, Сессия МОК может избрать в качестве Почетного президента члена МОК, который внес неоценимый вклад на посту президента МОК. Почетный президент имеет право предлагать свои советы.
4.2. Любой член МОК, уходящий в отставку после не менее 10 лет службы в МОК и имеющий перед ним исключительные заслуги, может по представлению Исполкома МОК быть избранным Сессией МОК Почетным членом МОК.
4.3. По предложению Исполкома, Сессия МОК может избрать в качестве Члена почета МОК выдающуюся личность за пределами МОК, которая оказывала МОК исключительные услуги.
Официальные разъяснения к Правилу 16
Любое физическое лицо в возрасте 18 лет и старше может быть избран членом МОК, при условии:
1.1. что его кандидатура представлена в соответствии с нижеследующим параграфом 2.1.;
1.2. что он соответствует критериям, изложенным в нижеследующем параграфе 2.2.;
1.3. что его кандидатура рассмотрена Комиссией по номинациям;
1.4. что его избрание предложено сессии Исполкомом МОК.
2. Процедура избрания членов МОК
2.1. Представление кандидатур для выбора члена МОК:
Следующие лица или организации имеют право предлагать кандидатуры для выборов в члены МОК: члены МОК, МСФ, ассоциации МСФ, НОКи, всемирные или континентальные ассоциации НОК и другие организации, признанные МОК.
2.2. Условия, подлежащие выполнению при представлении кандидатур:
Чтобы быть допущенным к избранию, кандидатуры должны быть рекомендованы Президенту МОК в письменной форме и отвечать следующим условиям:
2.3. Комиссия по номинациям
2.4. Рассмотрение кандидатур Комиссией по номинациям.
2.5. Процедура рассмотрения Исполкомом МОК
2.6. Процедура рассмотрения Сессией МОК
2.7. Процедура перевыборов
Установленные права членов МОК, выборы которых проходили до даты открытия 110-й Сессии МОК (11 декабря 1999 года) сохраняются в соответствии с нижеизложенным:
3. Регистрация членов МОК
Исполком МОК постоянно обновляет список всех членов МОК, Почетного президента, Почетных членов и Членов почета. В списке указывается источник выдвижения кандидатуры каждого члена, а также была ли кандидатура выдвинута к качестве действующего спортсмена, или связана с иной функцией, или кандидат был выдвинут в качестве независимого.
4.1. Почетный президент приглашается на Олимпийские игры, Олимпийские конгрессы, Сессии МОК и совещания Исполкома МОК, где за ним резервируется место рядом с Президентом МОК. Он имеет право предлагать свои советы.
4.2. Почетные члены приглашаются на Олимпийские игры, Олимпийские конгрессы и Сессии МОК, где за ними резервируются места; по просьбе Президента МОК они могут предлагать свои советы.
4.3. Члены Почета приглашаются на Олимпийский игры и Олимпийские конгрессы, где за ними резервируются места. Президент МОК может пригласить их участвовать в других совещаниях или мероприятиях МОК.
17. Организация
Органами МОК являются:
18. Сессия
1. Сессия является основным собранием членов МОК. Сессия является высшим органом МОК. Решения Сессии окончательны. Обычно Сессия проводится раз в год. Внеочередная сессия МОК созывается по инициативе Президента или по письменному требованию не менее одной трети членов МОК.
2. Сессия обладает следующими полномочиями:
3. Необходимый кворум Сессии составляет половину всех членов МОК плюс один. Решения на Сессии принимаются обычным большинством голосов, однако, при внесении в Основополагающий принципы Олимпизма, или Правил Олимпийской Хартии требуется, чтобы не Сессии присутствовало не менее двух третей членов МОК.
5. Положения Правил 18.3. и 18.4. применяются в отношении выборов лиц или городов, организующих Олимпийские игры. Тем не менее, когда при выборах остается только два кандидата, выбранным является кандидат, получивший большее количество голосов.
6. Сессия может передать полномочия Исполкому МОК.
Официальные разъяснения к Правилу 18
1. Исполком МОК отвечает за организацию и подготовку всех Сессий, включая все финансовые вопросы, относящиеся к ним.
2. Информация о сроках проведения очередных Сессий высылается всем членам МОК не менее чем за шесть месяцев до открытия Сессии. Формально Сессия созывается решением Президента МОК не менее чем за тридцать дней до начала очередной Сессии и не менее чем за десять дней до начала внеочередной Сессии, уведомление высылается вместе с повесткой дня, в которой указывается тема предстоящего собрания.
4. Любое решение, принятое Сессией, включая решения о внесении поправок в Олимпийскую Хартию, вступает в силу немедленно, если Сессией не было принято иного решении. Тема, не внесенная в повестку дня, может обсуждаться на Сессии в том случае, если этого потребует треть участников, или если такое решение примет Председатель.
5. Член МОК может воздержаться от голосования при следующих обстоятельствах:
6. Президент МОК устанавливает правила для всех выборов, за исключением выборов Президента МОК, правила которых устанавливает Исполком МОК.
7. Любой процедурный вопрос, связанный с Сессией или голосованием, не отраженный в Олимпийской Хартии, решается Президентом МОКю
9. Протоколы всех совещаний и иные документы, относящиеся к Сессии, составляются под контролем Президента МОК.
19. Исполком МОК
Исполком МОК состоит из президента, четырех вице-президентов и десяти дополнительных членов. Выбор этих членов отражает состав Сессии. Во время каждых выборов Сессия будет следить за соблюдением указанного соотношения.
2. Выборы, сроки полномочий, возобновление мандатов и вакансии.
2.1. Все члены Исполкома МОК избираются на Сессии тайным голосованием большинством поданных голосов.
2.3. В случае, если член использует два последовательных мандата, в соответствии с Правилом 19.2.2, изложенным выше, он может быть снова избран членом Исполкома только минимум через два года. Это положение не относится к выборам на пост президента, для которого не предусмотрено срока ожидания.
2.4. В случае вакантности любого другого поста, кроме поста президента, очередная Сессия избирает члена на этот пост сроком на четыре года.
2.5. Все члены исполкома МОК принимают или возобновляют свои мандаты в конце Сессии, которая их избрала. Их мандат заканчивается в конце очередной Сессии, проводимой в год, когда срок действия этого мандата истекает.
2.6. В рамках данного правила, одним годом считается период между двумя очередными Сессиями.
3. Полномочия и обязанности
Исполком МОК берет на себя общую ответственность за управление МОК и делами МОК. В частности, он выполняет следующие обязанности:
3.1. контролирует соблюдение Олимпийской Хартии;
3.2. одобряет распоряжения по внутреннему управлению относительно его организации;
3.3. составляет ежегодные отчеты, включающие ежегодные счета и предоставляет его Сессии в то же время, что и ревизионный отчет;
3.4. предоставляет Сессии отчет по любому предложению относительно модификации Правил и Официальных разъяснений;
3.5. предоставляет Сессии имена лиц, которые рекомендуются к избранию внутри МОК;
3.6. устанавливает и курирует процедуру допуска и избрания кандидатур для организации Олимпийских Игр;
3.7. составляет повестку дня Сессий;
3.8. по предложению президента, называет или увольняет генерального директора. Президент решает вопрос о его вознаграждение и может также принимать санкции;
3.9. следит за сохранностью протоколов, отчетов и прочих архивов МОК в соответствии с законом, включая протоколы всех Сессий, Исполкома МОК, а также комиссий и рабочих групп;
3.10. принимает все решения и издает регламентации МОК в той форме, в которой считает необходимой: кодексы, нормативные акты, нормы, директивы, руководства, учебники, инструкции, положения и другие решения, включая в частности, но не ограничиваясь ими, любые необходимые положения для лучшего исполнения Олимпийской Хартии и организации Олимпийских Игр;
3.11. организует периодические собрания с Международными Федерациями и НОК не менее одного раза в два года. Эти собрания возглавляет президент МОК, который устанавливает повестку дня после консультаций с заинтересованными органами;
3.12. разрабатывает и назначает почетные знаки МОК;
3.13. обладает всеми компетенциями и исполняет все обязанности, которые по закону или по Олимпийской Хартии не переданы Сессии или президенту.
4. Делегирование полномочий
Исполком МОК может делегировать полномочия одному или нескольким своим членам, комиссиям МОК, членам управления МОК и другим структурам ровно, как и третьей стороне.
Официальные разъяснения к Правилу 19
1. Президент ответственен за организацию и подготовку всех собраний Исполкома МОК. Он может при этом делегировать все или часть своих полномочий генеральному директору.
2. Исполком МОК собирается по созыву президента или по предложению большинства его членов. Об этом должно быть объявлено не менее, чем за десять дней до предполагаемого собрания. Созыв должен отражать вопросы, которые будут рассматриваться во время собрания.
3. Президент или, в его отсутствии или несостоятельности, действующий старший вице-президент или, в отсутствии или несостоятельности последнего, старший член Исполкома МОК председательствует на собрании Исполкома МОК.
4. Кворум, необходимый для проведения собрания Исполкома МОК, должен насчитывать восемь человек.
5. Решения Исполкома МОК принимаются большинством поданных голосов.
6. Каждый член обладает одним голосом. Воздержавшиеся голоса не учитываются при подсчете требуемого большинства. Голосование по доверенности не допускается. Голосование является тайным, если того требует Олимпийская Хартия или председатель собрания постановляет это, или по требованию не менее четверти присутствующих членов. Спорные случаи решает председатель собрания.
7. Член Исполкома МОК должен воздержаться от участия в выборах в условиях, изложенных в официальных разъяснениях к правилу 18.5.
В случае сомнения председатель собрания принимает решение об участии в голосовании заинтересованного члена.
8. Любой вопрос относительно процедуры собрания Исполкома МОК, который не изложен в Олимпийской Хартии, рассматривается президентом.
9. Исполком МОК может организовывать свои собрания в виде теле- или видеоконференций.
10. В срочных случаях, резолюция или решение может быть выдвинуто президентом на голосование членов Исполкома МОК по почте, телефаксу или по электронной почте.
11. Протоколы всех собраний и другие материалы споры готовятся под контролем президента.
20. Президент
1. Сессия избирает Президента тайным голосованием среди своих членов сроком на восемь лет, с однократным продолжением срока на четыре года?
2. Президент представляет МОК и председательствует на всех мероприятиях МОК.
3. Президент может действовать или принимать решения от имени МОК, если условия не позволяют Сессии или Исполкому МОК сделать этого. Такие действия должны быть незамедлительно переданы на одобрение компетентного органа.
4. Если президент не в состоянии исполнять свои обязанности, его заменяет старший вице-президент до тех пор, пока президент не будет способен приступить к исполнению возложенных на него обязанностей или, если он постоянно не может исполнять свои обязанности, до выбора нового президента во время очередной Сессии. Новый президент избирается мандатом на восемь лет, с однократным продолжением срока на четыре года.
Официальные разъяснения к Правилу 20
1. Кандидатуры на выборах президента сообщаются за три месяца до даты открытия Сессии, на которой происходят выборы. Тем не менее, этот срок может быть изменен по решению Исполкома МОК, если, по его мнению, возникают соответствующие условия.
2. В соответствии с Правилом 20.3, Президент избирается Сессией, которая собирается во время второго года Олимпиады.
21. Комиссии МОК
Комиссии МОК могут создаваться с целью предоставлять рекомендации для Сессии, Исполкома или президента МОК, в зависимости от необходимости. Президент назначает постоянные комиссии и другие институциональные или спецкомиссии и рабочие группы, каждый раз когда считает это необходимым. Помимо случаев, особо оговоренных в Олимпийской Хартии или в специальных нормативных актах, установленными Исполкомом МОК, Президент утверждает круг задач комиссий, назначает их членов и решает вопрос об их роспуске, когда считает из задачи выполненными. Ни одно собрание комиссии или рабочей группы не может иметь место без предварительного согласия президента, кроме тех случаев, которые указаны в Олимпийской Хартии или иных нормативных актах и регламентах, установленных Исполкомом МОК. Президент является полноправным членом всех комиссий и рабочих групп и является старшим на том собрании, на котором присутствует.
Официальные разъяснения Правила 21
1. Комиссия спортсменов
Большинством членов Комиссии спортсменов МОК должны быть спортсмены, избранные спортсменами, участниками Олимпийских игр. Выборы проходят во время Игр Олимпиады и Зимних Олимпийских Игр, в соответствии с регламентом, установленным Исполкомом МОК, в сотрудничестве с Комиссией спортсменов. Информация о выборах сообщается МСФ и НОК за год до Олимпийских игр, на которых пройдут выборы.
Все нормативные акты и процедуры комиссии спортсменов МОК утверждаются Исполкомом МОК после консультации с комиссией спортсменов МОК.
2. Комиссия по этике
Комиссия МОК по этике создается в соответствии с Правилом 22 и Официальными разъяснениями к Правилу 22.
3. Комиссия по выдвижению кандидатур
Для рассмотрения кандидатур для выборов в члены МОК, создается Комиссия по выдвижению кандидатур, в соответствии с Официальными разъяснениями к правилу 16.2.3.
Все нормативные акты и процедуры Комиссии по выдвижению кандидатур утверждаются Исполкомом МОК после консультации с Комиссией по выдвижению кандидатур МОК.
4. Комиссия по Олимпийской Солидарности
Комиссия по Олимпийской Солидарности создается в целях выполнения задач, которые на нее возложены в соответствии с Правилом 5 и Официальными разъяснениями к Правилу 5
5. Оценочная комиссия по городам-кандидатам
Для изучения кандидатур городов-кандидатов на организацию Иго Олимпиады и Зимних Олимпийских игр, Президент формирует две оценочные комиссии по городам-кандидатам в соответствии с Официальными разъяснениями к Правилу 34.2.2.
6. Координационные комиссии ОИ
Чтобы способствовать улучшению организации ОИ и взаимодействию между МОК, МСФ, НОК и Оргкомитетами, Президент создает координационные комиссии в соответствии с Правилом 38 и Официальными разъяснениями к Правилу 38.
7. Медицинская комиссия
7.1. Президент создает Медицинскую комиссию, которая выполняет следующие обязанности:
Каждая комиссия МОК возглавляется членом МОК. Комиссии могут проводиться посредством теле- и видеоконференций.
22. Комиссия МОК по этике
Комиссия МОК по этике обязана определять и способствовать применению этических принципов, включающих Кодекс этики, основанный на ценностях и принципах, изложенных в Олимпийской Хартии в которой упомянутый Кодекс является неотъемлемой частью. Кроме этого, она проводит расследование по жалобам, связанным с незнанием или непризнанием данных этических принципов, включая случаи нарушения Кодекса этики, и предлагает Исполкому МОК, в случае необходимости, применение санкций.
Официальные разъяснения к Правилу 22
1. Состав и организация Комиссии МОК по этике предусмотрены ее уставом.
2. Любое изменение Кодекса этики, устава Комиссии МОК по этике и любого другого нормативного акта и условий их применения, исходящее от Комиссии МОК по этике, должно быть утверждено Исполкомом МОК.
23. Меры и санкции
1. В рамках Олимпийского движения:
Упомянутые санкции могут накапливаться. Они могут быть применены к членам МОК, Почетному президенту, Почетным членам или членам Почета МОК, которые своим поведением наносят вред интересам МОК, независимо от того нарушается ли Олимпийская Хартия или другое положение.
2. В рамках Олимпийских игр в случае нарушения Олимпийской Хартии, Всемирного Антидопингого Кодекса или любого другого решения или нормативного акта, изданного МОК, МСФ или НОК, включая, но не ограничиваясь им, Кодекс этики МОК, или нарушения других применяемых законов или правил, или в случае любой формы неправильного поведения:
3. Прежде, чем применить меру или санкцию, компетентный орган МОК может сделать предупреждение.
4. Все санкции и меры принимаются без ущерба к другим правам МОК и любым другим организациям, включая, но не ограничиваясь ими, МСФ и НОК.
Официальные разъяснения к Правилу 23
1. Любое расследование, связанное с фактами, которые могут повлечь применение мер или каких либо санкций, проходит под контролем Исполкома МОК, который может при этом делегировать всю или часть своей власти;
2. Во время проведения расследования, Исполком МОК может временно лишать соответствующих лиц или организацию всех или части прав, прерогатив и обязанностей, которые предполагает звание члена или статус лица или организации;
3. Любое лицо, команда, или любой другой индивидуум или юридическое лицо имеет право быть заслушанным компетентным органом МОК для применения меры или санкции к этому лицу, команде или юридическому лицу. Право быть заслушанным в данном положении подразумевает право быть проинформированным об ответственности и право лично участвовать в расследовании или предоставить письменное объяснение;
4. Решения по мере или санкции, принятые Сессией, Исполком МОК или дисциплинарной комиссией, указанные в Правиле 23.2.4, доводятся до указанной стороны в письменном виде;
5. Все меры или санкции вступают в силу немедленно, если компетентный орган не постановил иного.
24. Языки
1. Официальными языками МОК являются французский и английский языки.
2. На всех Сессиях должен быть организован синхронный перевод на французский, английский, немецкий, испанский, русский и арабский языки.
3. В случае несоответствия текста Олимпийской Хартии на французском и английском языках и любого другого документа МОК, текст на французском языке имеет преимущество, если не обговорено иного.
25. Ресурсы МОК
2. В целях создания благоприятных условий для развития Олимпийского движения, МОК может отдавать часть своих доходов МСФ, НОК, включая Олимпийскую солидарность, а также ОКОИ.
Глава 3. Международные спортивные федерации (МСФ)
26. Признание МСФ
Для развития и продвижения Олимпийского движения, МОК может признавать в качестве МСФ международные неправительственные организации, которые управляют одним или несколькими видами спорта на мировом уровне, и которые включают организации, управляющие этими видами спорта на национальном уровне.
Устав, практика и деятельность МСФ внутри Олимпийского движения должны соответствовать Олимпийской Хартии, в частности в том, что касается принятия и применения Всемирного Антидопингого Кодекса. В свете вышеизложенного каждая МСФ сохраняет свою независимость и автономию в управлении своим видом спорта.
27. Миссия и роль МСФ внутри Олимпийского движения
1. Миссия и роль МСФ внутри Олимпийского движения состоят в следующим:
2. Кроме этого, МСФ имеют право:
Глава 4. Национальные олимпийские комитеты (НОК)
28. Миссия и роль НОК
1. Миссия НОК состоит в развитии, продвижении и защите Олимпийского движения в их соответствующих странах, согласно Олимпийской Хартии
2. Роль НОК состоит в следующем:
3. НОК обладают исключительным полномочием представлять свои соответствующие страны на Олимпийских играх и на региональных, континентальных и мировых комплексных соревнований, патронируемых МОК. Кроме этого, каждый НОК обязан участвовать на Играх Олимпиады, посылая туда спортсменов.
4. НОК обладают исключительным полномочием в выборе и назначении города, который может представить свою кандидатуру в организации Олимпийских игр в их соответствующих странах.
5. В целях выполнения своих задач, НОК могут сотрудничать с правительственными органами, с которыми они должны развивать гармоничные отношения. Однако, они не должны принимать участие в какой либо деятельности, которая противоречит Олимпийской Хартии. НОК могут также сотрудничать с неправительственными органами.
6. НОК должны сохранять свою автономию и противодействовать какому-либо давлению, включая, но не ограничиваясь, политическое, юридическое, религиозное или экономическое давление, которое могло бы им помешать выполнять Олимпийскую Хартию.
8. МОК помогает НОК выполнять их миссию, используя свои различные подразделения и Олимпийскую солидарность
9. Помимо мер и санкций, предусмотренных в случае нарушения Олимпийской Хартии, Исполком МОК может принимать все необходимые решения для защиты Олимпийского движения в стране НОК, а именно приостановление или лишение признания такого НОК, если конституция, законодательство или другие нормативные акты, действующие в этой стране, или любой акт правительственного органа или любой другой организации, мешают деятельности НОК или формированию и выражению его воли. Прежде чем принять такое решение, Исполком МОК должен предложить соответствующему НОК возможность быть выслушанным.
29. Состав НОК
1. Независимо от своего состава, НОКи должны включать:
2. В НОКи могут входить в качестве членов НОК:
3. Голосующее большинство НОК и его исполнительного органа должны состоять из голосов представителей Олимпийских видов спорта или их уполномоченных представителей. В отношении вопросов, касающихся Олимпийских игр принимаются в расчет только голоса членов исполнительного органа НОК и национальных федераций, на которые выше дана ссылка в параграфе 1.2. Если это одобрено Исполкомом МОК, НОК может также включить в свое голосующее большинство при решении вопросов, связанных с Олимпийскими играми, голоса членов МОК, на которые дана ссылка в параграфе 1.1. выше, а также голоса действующих или ушедших из спорта спортсменов его страны, на которых дана выше ссылка в параграфе 1.3.
4. Правительства или иные общественные власти не могут назначать членов НОК. Однако НОК может принять решение по своему усмотрению об избрании в качестве членов представителей этих властей.
5. Территориальная юрисдикция НОК должна совпадать с границами страны, в которой он находится и заседает.
Официальные разъяснения Правила 28 и 29
1. Процедура признания НОК:
НОКи выполняют следующие задачи:
Эти исключительные полномочия не распространяются на специальную спортивную экипировку, используемую спортсменами их делегаций во время спортивных соревнований. В связи с данным правилом, под специальной экипировкой подразумевают экипировку, признанную соответствующим НОК, как имеющую реальное значение для достижения спортсменами результатов по своим специальным характеристикам. Всякая реклама о такой специальной спортивной экипировке должна быть представлена соответствующему НОК, если в ней имеется явная или скрытая ссылка на Олимпийские игры.
Национальным Олимпийским Комитетам рекомендуется:
30. Национальные федерации
Чтобы быть признанной НОК и быть принятой в качестве члена этого НОК, национальная федерация должна заниматься конкретной реальной и долговременной спортивной деятельностью, быть членом МСФ, признанной МОК, управляться и соответствовать во всех аспектах Олимпийской Хартии, а также правилам своей МСФ.
31. Страна и название НОК
1. В Олимпийской Хартии выражение «страна» означает независимое Государство, признанное международным сообществом
2. Название НОК должно соответствовать территориальным границам и традиции его страны и быть утвержденным Исполкомом МОК.
32. Флаг, эмблема и гимн НОК
Флаг, эмблема и гимн, принятые НОК для использования в своей деятельности, включая ОИ, должны быть утверждены Исполкомом МОК.
Глава 5. Олимпийские Игры
I. Празднование, организация и проведение Олимпийских игр
33. Празднование Олимпийских игр
3. Даты проведения Олимпийских игр определяются Исполкомом МОК.
4. Непроведение Олимпийских игр в течение года, на который они намечены, влечет за собой аннуляцию прав города-организатора без нанесения ущерба другим правам МОК.
5. Любая дополнительная прибыль, полученная городом-организатором, ОКОИ или НОК страны города-организатора в результате проведения Олимпийских игр, должна быть направлена на развитие Олимпийского движения и спорта.
Официальное разъяснение к Правилу 33
Продолжительность соревнований Олимпийских игр не должна превышать шестнадцати дней.
34. Выбор города-организатора Олимпийских игр
1. Выбор города-организатора является исключительной прерогативой Сессии МОК.
2. Исполком МОК определяет процедурные вопросы по выборам до начала Сессии. За исключением чрезвычайных обстоятельств, выборы города-организатора должны состояться за семь лет до начала Олимпийских игр.
3. Правительство страны города-организатора должно представить в МОК гарантийное обязательство, согласно которому оно предпримет все необходимое и подтверждает, что страна и ее руководство будут соблюдать и уважать Олимпийскую хартию.
Официальное разъяснение к Правилу 34
35. Место проведения Олимпийских Игр, размещение объектов и спортивные объекты Олимпийских игр
1. Соревнования по всем видам спорта должны проводиться в городе-организаторе Олимпийских игр, если только Исполком Мок не разрешит организацию отдельных соревнований в других городах, на других спортивных объектах или аренах, имеющихся в той же стране. Церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр должны проводиться непосредственно в самом городе-организаторе. Места проведения соревнований или других отдельных мероприятий должны быть утверждены Исполкомом МОК.
2. Во время Зимних Олимпийских игр, когда по географическим или по топографическим причинам невозможно провести соревнования по отдельным видам спорта или дисциплинам в стране города-организатора, МОК может в виде исключения разрешить провести их в стране, имеющей общие границы со страной-организатором Олимпийских игр.
Официальное разъяснение к Правилу 35
1. Все запросы относительно организации вида соревнований, дисциплин и других спортивных соревнований в другом городе или в другом месте должны быть представлены в письменной форме в МОК до визита Оценочной комиссии по городам-кандидатам.
2. Организация, проведение и освещение Олимпийских игр ни в коей мере не должны быть заслонены другими мероприятиями, проходящими в городе-организаторе и в его окрестностях, или на других спортивных объектах или аренах.
36. Организационный комитет
МОК поручает организацию Олимпийских игр НОК страны, где находится город-организатор, а также самому городу-организатору. НОК несет ответственность за организацию для этих целей Организационного комитета (ОКОИ), который с момента своего учреждения отчитывается непосредственно перед Исполкомом МОК.
Официальные разъяснения к Правилу 36
1. ОКОИ должен обладать статусом юридического лица в своей стране.
2. В исполнительный орган ОКОИ должны входить:
В исполнительный орган ОКОИ также могут входить представители органов власти и другие руководящие лица.
3. С момента учреждения и до момента ликвидации обязанностью ОКОИ является осуществлять всю свою деятельность в соответствии с Олимпийской Хартией, с соглашением, заключенным между МОК, НОК и городом-организатором, а также с инструкциями Исполкома МОК.
1. НОК, ОКОИ и город-организатор несут совместную и индивидуальную ответственность за все связанные с организацией и проведением Олимпийских игр обязательства, принятые конкретно на себя или совместно, за исключением финансовой ответственности, которую полностью берут на себя, совместно или индивидуально, город-организатор и ОКОИ, сохраняя за собой право на компенсацию за ущерб, нанесенный третьими сторонами, связанной, в частности, с гарантиями, согласно официальному разъяснению Правила 34. МОК не несет никакой финансовой ответственности в отношении организации и проведения Олимпийских игр.
2. В случае нарушения Правил Олимпийской хартии или других правил и инструкций МОК, или невыполнения обязательств, принятых на себя НОК, ОКОИ или городом-организатором, МОК имеет право принять решение, с его немедленным вступлением в силу, о лишении города-организатора, ОКОИ и НОК права проводить Олимпийские игры, сохраняя за собой право на компенсацию за ущерб, причиняемый отменой Игр Международному Олимпийскому комитету. В этом случае НОК, ОКОИ, город-организатор и страна, в которой находится город-организатор, все правительственные и иные органы власти или третьи лица любого уровня не имеют права требовать от МОК какой-либо компенсации.
1. Координационная комиссия по Олимпийским играм
В целях облегчения проведения Олимпийских игр и взаимодействия между МОК, ОКОИ, МСФ и НОК, Президент МОК должен назначить Координационную комиссию по Олимпийским играм (далее Координационная комиссия) для управления и обеспечения рабочих связей между ними. В Координационную комиссию должны входить представители МОК, МСФ, НОК и представители от спортсменов.
На время проведения Олимпийских игр каждый НОК назначает руководителя делегации, который несет ответственность за спортсменов, официальных лиц и персонал команды, осуществляет связь с МОК, МСФ и ОКОИ, а также выполняет другие дополнительные функции, возложенные на него НОК его страны.
Официальные разъяснения к Правилу 38
1. Сфера компетенции Координационной комиссии:
В сферу компетенции Координационной комиссии входит:
2. Руководители делегаций:
Во время проведения Олимпийских игр Руководитель делегации, назначаемый своим НОК, проживает в Олимпийской Деревне, и имеет доступ к медицинским, тренировочным объектам, местам соревнований, а также в центры средств информации и гостиницы Олимпийской семьи.
В целях облегчения сотрудничества между ОКОИ и НОК, каждый НОК может назначить атташе, который выступает в качестве посредника между ОКОИ и своим НОК и решает практические проблемы, такие как, например, проезд и проживание. На период проведения Олимпийских игр атташе должен быть аккредитован в качестве члена делегации своего НОК.
39. Олимпийская деревня
В целях размещения всех спортсменов, официальных лиц и персонала команды в одном месте ОКОИ организует Олимпийскую деревню на период, установленный Исполкомом МОК.
Официальное разъяснение к Правилу 39
1. Олимпийская деревня должна отвечать требованиям, установленным Исполкомом МОК.
2. Квоты на количество официальных представителей и другой персонал команды, размещаемый в Олимпийской деревне, утверждает Исполком МОК.
3. Если МОК уполномочит ОКОИ проводить игры в любом другом месте, кроме города-организатора, ОКОИ может получить задание обеспечить соответствующее размещение, услуги и оборудование в соответствии с требованиями, установленными Исполкомом МОК.
4. ОКОИ должен взять на себя все расходы по размещению и питанию участников соревнований, официальных лиц и другого персонала команды в Олимпийской деревне и других местах проживания, как указано выше, а также местные расходы по транспорту.
40. Культурная программа
ОКОИ должен организовать культурную программу, которая должна охватывать, как минимум, весь период функционирования Олимпийской деревни. Такая программа должна быть заранее представлена на утверждение в Исполком МОК.
II. Участие в Олимпийских играх
41. Кодекс допуска
Чтобы быть допущенным к участию в Олимпийских играх, спортсмен, тренер, инструктор или другой официальный представитель команды должен выполнять правила Олимпийской хартии, правила соответствующей МСФ, утвержденные МОК и быть заявленным своим НОК. Вышеперечисленные официальные представители команды должны:
Официальные разъяснения к Правилу 41
1. Каждая МСФ устанавливает собственные критерии допуска в своем виде спорта в соответствии с Олимпийской хартией. Эти критерии должны быть представлены на утверждение Исполкому МОК.
3. Помимо случаев, санкционированных Исполкомом МОК, спортсмен, тренер, инструктор или официальный представитель, участвующий в Олимпийских играх, не должны разрешать использовать во время проведения Олимпийских игр свою личность, фамилию, изображение или спортивный результат в целях рекламы.
4. Заявка или участие спортсмена в Олимпийских играх не должна обуславливаться какими-либо финансовыми соображениями.
42. Гражданство участников
1. Любой участник Олимпийских игр должен быть гражданином страны, НОК которой подал на него заявку.
2. Все споры, связанные с определением страны, которую участник может представить на Олимпийских играх, решаются Исполкомом МОК.
Официальные разъяснения к Правилу 42
1. Участник, имеющий гражданство двух или более стран одновременно, может представлять только одну из них, по своему усмотрению. Однако после того, как спортсмен представлял одну страну на Олимпийских, континентальных или региональных Играх, или на чемпионатах мира или региона, признанных соответствующей МСФ, он не может представлять другую страну, если только к нему не применены условия параграфа 2 (ниже), относящиеся к лицам, которые сменили гражданство или приобрели новое гражданство.
2. Спортсмен, который представляет одну страну на Олимпийских играх, на континентальных или региональных играх или на мировых или региональных чемпионатах, признаваемых соответствующей МСФ, и который сменил свое гражданство или получил новое гражданство, не может представлять на Олимпийских играх свою новую страну в течение трех лет после перемены гражданства. Этот период может быть сокращен или даже отменен с согласия соответствующих НОК и МСФ и с согласия Исполкома МО, который рассматривает обстоятельства каждого конкретного случая.
3. Если присоединенное государство, провинция или заморская территория, страна или бывшая колония приобретают независимость, если произошло присоединение одной страны к другой посредством изменения границы, если произошло слияние двух стран или, или если МОК признает новый НОК, участник соревнований может продолжать представлять страну, гражданином которой он является или являлся. Однако, по своему усмотрению, он может представлять свою страну или быть завяленным своим новым НОК, если такой существует. Этот выбор может быть сделан только один раз.
4. Кроме того, во всех случаях, когда участник вынужден представлять на Олимпийских играх другую страну, а не ту, гражданином которой он является, или выбирать страну, которую он намерен представлять, Исполком МОК может принимать решения общего или частного характера относительно национальности, гражданства, постоянного места жительства участника, включая продолжительность периода отсрочки.
43. Возрастные ограничения
На Олимпийских играх не может быть возрастных ограничений для участников кроме тех, которые предусмотрены в правилах соревнований МСФ и утверждены Исполкомом МОК.
44. Антидопинговый кодекс Олимпийского движения
Олимпийский Антидопинговый кодекс является обязательным для всего Олимпийского движения.
45. Приглашения и заявки
1. Приглашения для участия в Олимпийских играх должны быть разосланы МОК всем признанным НОК за один год до церемонии открытия.
2. Право направлять спортсменов для участия в Олимпийских играх принадлежит только тем НОК, которые признаны МОК. Все заявки на участие рассматриваются МОК, который, по своему усмотрению, может в любой момент отклонить заявку без указания причины отказа. Никто не имеет права участвовать в Олимпийских играх без заявки, утвержденной МОК.
3. НОК может подать заявку на участие спортсмена только при получении рекомендаций по заявкам от национальных федераций. В случае их утверждения НОК передает эти заявки в ОКОИ. ОКОИ должен подтвердить получение этих заявок. НОК должны проверить законность заявок, предлагаемых национальными федерациями и обеспечить, чтобы никто не был отстранен по расовым, религиозным или политическим мотивам или ввиду других форм дискриминации.
4. НОК должны направлять на Игры только спортсменов, надлежащим образом подготовленных к международным соревнованиям высшего уровня. Национальная федерация может подать в Исполком МОК через свою МСФ апелляцию на решение НОК по вопросу о заявках. Право окончательного решения принадлежит МОК.
Официальное разъяснение к Правилу 45
1. Исполком МОК определяет количества всех участников Олимпийских игр.
2. Процедуру, конечные сроки подачи и принятия заявок от спортсменов на участие в Олимпийских играх устанавливает Исполком МОК.
3. Все заявки должны быть отпечатаны на специальном бланке, утвержденном МОК и рассылаемом в количестве экземпляров, определяемом ОКОИ.
4. В качестве предварительного условия для участия в Олимпийских играх каждый спортсмен должен соответствовать всем требованиям, содержащимся в Олимпийской хартии и в правилах МСФ, руководящей его видом спорта. Каждый участник должен быть отобран соответствующей МСФ. НОК, заявляющий спортсмена, берет на себя ответственность за то, чтобы этот спортсмен был ознакомлен и соблюдал Олимпийскую Хартию и Всемирный Антидопинговый Кодекс.
5. В случае, если в стране, имеющей признанный НОК, не имеется национальной федерации в данном виде спорта, НОК может заявлять участников соревнований в таких видах на Игры в индивидуальном порядке, при наличии согласия Исполкома МОК и МСФ, руководящей данным видом спорта.
6. Каждый участник Олимпийских игр должен подписать следующую декларацию:
«Понимая, что, будучи участником Олимпийских игр, я участвую в событии, имеющем как международное, так и историческое значение, я даю свое согласие на то, чтобы во время Олимпийских игр меня снимали на кинопленку, для телевидения или иным образом, фотографировали на условиях или для целей, которые разрешены или будут разрешены Международным Олимпийским комитетом («МОК») в целях дальнейшего развития Олимпийских игр и Олимпийского движения.
Я также обязуюсь соблюдать правила Олимпийской хартии, действующей в настоящее время, в частности, положения относительно допуска на Олимпийские игры (вкл. Правило 41 и Официальное разъяснение к нему), правила относительно средств массовой информации (Правило 51) и правила, касающиеся разрешенных условий использования товарных знаков на одежде и оборудовании, используемых во время Олимпийских игр (Официальное разъяснение к Правилу 53).
Я также согласен с тем, что любой спор, который может возникнуть в связи с моим участием в Олимпийских играх, должен быть разрешен только в Международном спортивном арбитражном суде в соответствии с Кодексом спортивного арбитража (Правило 61).
Я также согласен соблюдать правила Антидопингового кодекса Олимпийского движения и Кодекс этики МОК.
Указанные положения и правила были разъяснены мне моим Национальным комитетом и/или моей национальной федерацией или международной федерацией».
7. Каждый НОК должен подписать декларацию, приведенную выше в параграфе 6 для подтверждения и гарантии того, что все соответствующие правила были доведены до сведения спортсмена, и что НОК уполномочен национальной спортивной федерацией подписать заявку от ее имени с согласия МСФ.
8. Заявки действительны лишь при соблюдении приведенных выше положений.
9. При отсутствии на то согласия Исполкома МОК, отказ от участия в соревнованиях должным образом заявленной делегации, команды или отдельных лиц представляет собой нарушение Олимпийской Хартии и влечет за собой применение дисциплинарных мер.
10. Исполком МОК определяет количество заявок по каждому виду спорта после проведения консультации с соответствующими МСФ за два года до начала Олимпийских игр.
11. Количество заявок по индивидуальным видам спорта не должно превышать количества, установленного правилами мировых чемпионатов и, за исключением отдельных видов соревнований, не должно превышать трех на одну страну. По решению Исполкома МОК исключение могут составить отдельные зимние виды спорта.
12. При отсутствии иного решения Исполкома МОК, в Олимпийских играх должно участвовать не более двенадцати, но не менее восьми мужских и женских сборных команд.
13. Для того чтобы добиться относительно равного количества запасных как в командных, так и в индивидуальных видах спорта и, учитывая тот факт, что в определенных видах спорта разрешается подавать одну заявку на вид соревнований и одну заявку на страну без запасных игроков, Исполком МОК после консультации с соответствующей МСФ может соответственно увеличить или уменьшить количество заявок.
14. При отсутствии иного решения Исполкома МОК, которое отражается в Контракте с Городом-организатором Олимпийских игр, количество спортсменов, участвующих в Играх Олимпиады, не должно превышать десяти тысяч (10.000) человек, а количество официальных лиц не должно превышать пяти тысяч (5.000) человек.
III. Программа Олимпийских игр
46. Олимпийские виды спорта
Олимпийскими видами спорта считаются виды спорта, руководимые следующими МСФ:
2. Зимние Олимпийские игры
47. Спортивная программа, включение видов спорта, дисциплин и видов соревнований
МОК устанавливает программу Олимпийских игр, в которую входят только олимпийские виды спорта.
1. Виды спорта, включенные в программу Олимпийских игр:
Для того чтобы быть включенным в программу Олимпийских игр, Олимпийский вид спорта должен соответствовать следующим критериям:
3. Виды соревнований:
4. Критерии включения в программу Олимпийских игр видов спорта, дисциплин и видов соревнований:
5. Уведомление МСФ об участии в Олимпийских играх:
МСФ, руководящие видами спорта, включенными в программу Олимпийских игр, должны уведомить МОК о своем участии в соответствующих Олимпийских играх не позднее времени проведения сессии МОК, на которой избирается город-организатор Игр.
6. Изменения сроков включения или исключения видов спорта, дисциплин или видов соревнований:
Сроки включения (см. выше п.п.1.4., 2.3. и 3.4.) видов спорта, дисциплин или видов соревнований в программу Олимпийских игр могут быть изменены с целью внесения в программу изменений в следующих случаях:
7. Полномочия по включению или исключению вида спорта, дисциплины или вида соревнования:
48. Програамма Олимпийских игр
1. Программа Олимпийских видов спорта должна включать не менее 15 видов спорта. Такой требуемый минимум не относится к программе Зимних Олимпийских игр.
2. После каждых Олимпийских игр МОК пересматривает программу Олимпийских игр.
3. При каждом пересмотре Программы стандарты для включения видов спорта, дисциплин и видов соревнований могут быть изменены. Включение или исключение видов спорта, дисциплин или видов соревнований определяют соответствующие органы МОК.
49. Технические положения, касающиеся МСФ на Олимпийских играх
2. ОКОИ должен обеспечить равноправное положение различных олимпийских видов спорта.
3. Исполком МОК принимает окончательное решение по составлению графика и ежедневного расписания.
Официальное разъяснение к Правилу 49
1. Техническая подготовка к Олимпийским играм
МСФ имеют следующие права и обязанности, связанные с технической подготовкой к Олимпийским играм:
2. Технические положения, которые должны быть взаимно согласованы между МСФ и ОКОИ до их представления на утверждение Исполкома МОК:
3. Предложения МСФ, требующие согласия Исполкома МОК:
4. Дополнительные технические положения:
5. Помещения и оборудование для МСФ:
6. Отборочные соревнования, организуемые МСФ:
7. Предолимпийские соревнования, организуемые ОКОИ:
50. Молодежный Олимпийский лагерь
С разрешения Исполкома МОК, ОКОИ может под свою ответственность организовывать по случаю Олимпийских игр международный молодежный лагерь по случаю проведения Олимпийских игр.
51. Освещение Олимпийских игр средствами массовой информации
1. МОК берет на себя ответственность обеспечить Олимпийские игры широким освещением в различных средствах массовой информации и, по возможности, самой большой аудиторией в мире.
2. Принятие всех решений относительно освещения Олимпийских игр в средствах массовой информации находится в компетенции МОК.
Официальные разъяснения к Правилу 51
1. Задачей Олимпийского движения является то, чтобы освещение Олимпийских игр средствами массовой информации содействовало распространению и развитию принципов Олимпизма.
2. Исполком МОК устанавливает все технические правила и требования относительно освещения Олимпийских игр средствами массовой информации в «Справочнике МОК для средств массовой информации», который является составной частью контракта с городом-организатором. Содержание «Справочника МОК для средств массовой информации» и все другие инструкции Исполкома МОК обязательно для всех, кто имеет непосредственное отношение к освещению Олимпийских игр в средствах массовой информации.
3. Только те, кто имеет аккредитацию работников средств массовой информации могут действовать в качестве журналистов, репортеров или других представителей СМИ. Ни при каких обстоятельствах, ни один спортсмен, тренер, официальное лицо, пресс-атташе или любой другой аккредитованный участник не могут выступать в качестве журналиста или какого-либо другого представителя СМИ.
52. Издания, относящиеся к Олимпийским играм
Все издания, относящиеся к Олимпийским играм и требуемые МОК, должны печататься и распространяться за счет ОКОИ в таком формате, который соответствует требованиям МОК.
Официальные разъяснения к Правилу 52
1. ОКОИ несет ответственность за подготовку, печать, издание и распространение, включая МОК, МСФ и все НОК, следующих публикаций и документов:
2. Все документы и издания, связанные с Олимпийскими играми, ОКОИ должен выпускать в соответствие с инструкциями Исполкома МОК. По общему правилу, содержание всех документов и изданий должно предварительно быть утверждено МОК.
53. Реклама, Демонстрация, Пропаганда
1. Исполком МОК определяет принципы и условия, на которых может быть разрешена любая форма рекламы.
2. Не разрешается любая форма рекламы или пропаганды на стадионах и над ними и в других местах проведения соревнований, которые считаются входящими в Олимпийские объекты. Запрещена любая реклама коммерческого характера на стадионах, в местах проведения соревнований и других спортивных аренах.
3. На олимпийских объектах и других местах проведения соревнований запрещается любая политическая, религиозная или расовая пропаганда.
Официальные разъяснения к Правилу 53
1. Никакой вид рекламы или пропаганды коммерческого или иного рода не может использоваться на людях, спортивной форме, аксессуарах или, в общем, на любом предмете одежды или оборудования, надеваемого или используемого спортсменами или иными участниками Олимпийских игр, за исключением идентификации, как определено ниже в параграфе 8, производителя данного предмета или оборудования, при условии, что такая идентификация не будет сделана слишком заметной в рекламных целях. Общие критерии приводятся ниже:
Любое нарушение каким-либо лицом положений параграфа приведет к его дисквалификации или лишению аккредитации. Решение Исполкома МОК в этом вопросе является окончательным.
На номерах, надеваемых участниками, не может быть никакой рекламы, на них должна быть изображена олимпийская эмблема ОКОИ.
2. Для того, чтобы иметь законную силу, все контракты ОКОИ, содержащие любой элемент рекламы, включая право или лицензию на использование эмблемы или талисмана Олимпийских игр, должны соответствовать Правилам Олимпийской хартии и инструкциям Исполкома МОК. То же самое касается и контрактов по оборудованию для хронометража и табло, а также по включению любого опознавательного сигнала в телевизионные программы. Нарушение изложенных здесь положений входит в сферу полномочий Исполкома МОК.
3. Любой талисман, созданный для Олимпийских игр, должен рассматриваться как Олимпийская эмблема, дизайн которой ОКОИ должен представить на утверждение в Исполком МОК. Такой талисман нельзя использовать в коммерческих целях в странах других НОК без получения письменного согласия НОК этих стран.
5. Положения данного официального разъяснения вместе со всеми дополнениями и изменениями касаются всех контрактов, подписанных Организационным комитетом Сессии МОК или Олимпийского конгресса.
6. На формах участников и любых лиц, занимающих официальный пост, может использоваться флаг или Олимпийская эмблема или, с разрешения ОКОИ, Олимпийская эмблема ОКОИ. Официальные лица МСФ могут носить формы и эмблемы своих федераций.
7. Индентификационные знаки на техническом оборудовании, установках и другой аппаратуре, которые не носят и не используют спортсмены или другие участники Олимпийских игр, включая оборудование для хронометража и табло, ни при каких обстоятельствах не должны превышать 1/10 высоты самого оборудования, установки или аппаратуры, и не должны быть более 10 см высотой.
8. Слово «идентификация» означает нормальное расположение имени, знака, торговой марки, эмблемы, логотипа или любого другого отличительного знака производителя данного предмета на изделии лишь один раз.
9. ОКОИ, все участники и другие лица, получившие аккредитации на Олимпийских играх, а также все остальные участвующие стороны должны соблюдать руководства, указания и все другие инструкции Исполкома МОК относительно вопросов, которые изложены в Правиле 53 и в официальном разъяснении к нему.
IV. Протокол
54. Протокол
1. В течение всего периода Олимпийских игр только Исполком МОК имеет право определять протокол, применимый на всех объектах, находящихся под ответственностью ОКОИ.
2. На всех олимпийских мероприятиях, проводимых во время Олимпийских игр, старшинство принадлежит членам, почетному Президенту и почетным членам МОК в порядке их избрания в МОК, во главе с Президентом и вице-президентами, затем членам ОКОИ, президентам МСФ и президентам НОК.
3. ОКОИ, МСФ и НОК, а также все другие аккредитованные лица, принимающие участие в Олимпийских играх в любом качестве, должны соблюдать правила «Регламента по протоколу МОК», а также всем другие инструкции Исполкома МОК, которые касаются вопросов, изложенных в данном Правиле.
55. Олимпийское удостоверение личности и Аккредитационная карта и права, предоставляемые ими
2. Олимпийское удостоверение личности и аккредитацонная карта предоставляются МОК лицам, назначенным для аккредитации. Олимпийское удостоверение личности и аккредитационная карта дают право доступа (с указанием степени доступа) на объекты и мероприятия, находящиеся под ответственностью ОКОИ. Исполком МОК определяет лиц, которые имеют право на получение таких карт и условия их предоставления. ОКОИ, МСФ, НОК и все другие заинтересованные лица и стороны должны соблюдать правила, регламенты и другие инструкции Исполкома МОК в отношении вопросов, изложенных в данном Правиле.
56. Использование Олимпийского флага
1. На всем протяжении Олимпийских игр на главном стадионе на видном месте, а также во всех других местах, за которые несет ответственность ОКОИ, должен развиваться на флагштоке олимпийский флаг большего размера, чем какой-либо другой флаг. Такие флаги поднимаются на церемонии открытия и опускаются на церемонии закрытия Олимпийских игр.
2. Олимпийская деревня, а также места проведения соревнований и тренировок, город-организатор и все другие места, находящиеся под ответственностью ОКОИ, должны быть украшены большим количеством олимпийских флагов.
57. Использование Олимпийского огня
1. ОКОИ несет ответственность за доставку олимпийского огня на олимпийский стадион. Все мероприятия, связанные с эстафетой олимпийского огня и любым его использованием должны проводиться в строгом соответствии с правилами «Регламента по протоколу МОК».
2. После церемонии закрытия Олимпийских игр, Олимпийский факел, чаша или другой предмет, предназначенный для горения Олимпийского огня, не может быть использован ни в городе-организаторе ни в каком-либо другом месте без согласия МОК.
58. Церемонии Открытия и Закрытия Олимпийских игр
1. Церемонии открытия и закрытия должны проводиться в строгом соответствии с «Регламентом по протоколу МОК».
2. Содержание и детали всех сценариев, расписаний и программ церемоний должны быть предварительно представлены на утверждение МОК.
3. Олимпийские игры объявляются открытыми главой государства города-организатора, который произносит следующие слова, в зависимости от ситуации:
— на открытии Игр Олимпиады:
«Я объявляю открытыми Олимпийские игры… (название города-организатора), празднующие (номер Олимпиады) …Олимпиаду современности».
— на открытии Зимних Олимпийских игр:
«Я объявляю открытыми (номер Олимпийских зимних игр) Олимпийские зимние игры… (название города-организатора)».
В течение всего периода Олимпийских игр, включая все церемонии, в местах, которые находятся под ответственностью ОКОИ, ни одна речь не должна быть произнесена ни представителями правительства, ни иными официальными лицами, ни политиками. Во время церемоний открытия и закрытия Олимпийских игр только Президент МОК и Президент ОКОИ имеют право произнести короткую речь.
59. Церемонии награждения и вручения медалей и дипломов
Церемонии награждения и вручения медалей и дипломов должны проводиться в строгом соответствии с протоколом утвержденным МОК. Формат медалей и дипломов должен быть предварительно представлен на утверждение в МОК.
60. Почетный список
МОК и ОКОИ не составляют никаких широкомасштабных реестров по странам. ОКОИ составляет почетный список с указанием всех фамилий медалистов и награжденных дипломами по каждому виду спорта. Фамилии медалистов должны постоянно демонстрироваться в хорошем видном месте на основном стадионе.
V. Арбитраж
61. Решение споров в арбитражном суде
Все споры, возникающие по случаю и в связи с Олимпийскими играми, должны решаться исключительно в Международном спортивном арбитражном суде в соответствии с Кодексом спортивного арбитража.
Автор: Кавказский Узел