Что играют на электрогитаре
ИГРА НА ЭЛЕКТРОГИТАРЕ. С ЧЕГО НАЧАТЬ?
Опубликовано: 2015-01-09 / Автор: Сергей Хмарук
Привет всем новичками и начинающим гитаристам! Вот решил наконец-то написать статью, которая, я надеюсь, поможет вам хорошо разобраться с тем, как и с чего начать игру на электрогитаре. Также вы узнаете об обработке гитарного звука, о различных гитарных эффектах, о подключении гитары к усилителю, а также узнаете, что такое стреплок и табулатура.
Гитарный звук
Итак, пожалуй, начнем. Если вы возьмете в руки электрогитару и (не подключая ее) возьмете пару аккордов, то убедитесь в том, что звучит она весьма тихо и бедно по сравнению с акустической гитарой. Так происходит потому, что корпус электрогитары представляет собой сплошной кусок древесины. Ну, или несколько склеенных между собой кусков. Есть, правда, очень дешевые гитары из опилок, или там, фанеры – с ними можно поразить несведущих приятелей своим крутым видом, играть же на них не рекомендуется.
Настоящий «гитарный» звук можно получить, подключив электрогитару через одну или через цепочку из нескольких (у искушенных гитаристов их число доходит, чуть ли не до десятка) так называемых педалей эффектов («примочек»), в специальный комбоусилитель (в просторечье «комбик»).
У новичка комбик, как правило, транзисторный. Основные его преимущества – надежность и невысокая цена. Ламповые же комбо усилители, как правило, на порядок дороже транзисторных, кроме того, электрические лампы в них надо периодически менять (примерно раз в полгода). Чем же хороши ламповые усилители? Скажу вам по секрету – тема «ламповый звук против транзисторного» была причиной не одной священной войны, просто отметим, что ламповые усилители дают более «правильный» гитарный звук. Причем, с увеличением громкости, звук лампового усилителя становится все более «правильным», в то время как транзисторный все сильнее хочется выключить.
Педали эффектов
Что касается педалей эффектов, то их действительно большое разнообразие. И каждая дает свой неповторимый звук. Педалями они называются потому, что представляют собой небольшие коробочки, на которых, помимо различных регуляторов имеется кнопка включения (она же кнопка выключения), на которую гитарист нажимает ногой. Ну а сама коробочка, соответственно, лежит на полу. Эта кнопка часто выполняется в виде, чем-то напоминающем автомобильную педаль – отсюда и название.
Пожалуй, самый популярный тип эффекта – дисторшн (англ. distortion – «искажение»). Он используется большим числом музыкантов, играющих музыку различных стилей — от поп-рока, до тяжелых, агрессивных стилей, вроде треш-метала. Чтобы иметь представление о том, какой звук дает дисторшн, предлагаю послушать, как начинается композиция «Break Stuff» у группы Limp Bizkit.
Однако если вы захотите сыграть соло (если кто еще не знает, что значит «сыграть соло», поясню – при игре соло в один конкретный момент времени звук извлекается только с помощью одной струны). Так вот, дисторшн здесь будет плохим выбором, этот эффект слишком сильно искажает сигнал. Для соло хорош другой очень распространенный тип эффекта – овердрайв (англ. overdrive – «перегрузка»). Он минимально искажает сигнал, соло при его использовании звучит разборчиво и певуче.
Когда педаль находится в выключенном состоянии, она пропускает через себя звук, не внося никаких изменений. Это дает возможность включать эффекты в цепочку – последовательно, чтобы можно было быстро переключиться с одного на другой – выключил один, включил другой и все – никаких переключений проводов.
В реальной жизни гитаристу часто нужно переключить в процессе игры целые группы эффектов, но ног у него только две. Для таких случаев придумали специальную педаль-коммутатор – так называемый футсвитч (англ. footswitch – «ножной переключатель»).
Другой очень распространенный эффект – дилэй (англ. delay – «задержка»). Он работает совместно с другими эффектами. Его суть состоит в том, что звук одной ноты становится более долгим, как бы растянутым во времени. Как правило, дилэй работает в паре с овердрайвом, однако здесь возможны варианты, ибо фантазия людей безгранична, а если эти люди еще и гитаристы…
Также, существуют более сложные устройства – процессоры эффектов. Это цифровые приборы, которые могут эмулировать звук большого числа различных педалей эффектов и комбоусилителей. С их помощью можно играть сразу «в линию» (т.е. в обычный усилитель или вход звуковой карты компьютера). Основное их преимущество – это размер. Небольшой процессор гораздо удобнее, чем чемодан примочек и огромный комбик в придачу. Но, во-первых, эмуляция – это эмуляция, какой бы качественной она не была, а во вторых, на процессор не понажимаешь ногой – нужно крутить его многочисленные переключатели, а это не всегда приемлемо из соображений недостатка времени.
Не забывайте, что для педали эффектов нужно собственное питание – как правило, это 9-тивольтовая батарейка типа «Крона». Вместо нее почти ко всем примочкам можно подключить сетевой адаптер.
Как все соединить?
И гитара, и эффекты подключаются с помощью кабеля с разъемами типа «джек» на концах. Следует сказать, что чем короче кабель – тем лучше, тем меньше будет искажений звука, тем меньше ваш комбо будет ловить радио, а комбики, как ни странно, очень любят слушать радио. Особенно это касается кабеля, соединяющего гитару и «примочку». Лучшая его длина – 2-3 метра, не более.
Также, многое зависит от качества штекеров и самого провода. Тут закон простой: чем дороже – тем лучше (кстати, тот, кто умеет паять, сможет без проблем сделать за те же деньги кабель самостоятельно, при этом используя комплектующие покачественней, чем в готовом фабричном кабеле). Таким образом, если ваша цепочка будет выглядеть как «гитара – педаль эффектов – комбик», вам понадобится два соединительных кабеля типа «джек-джек».
Техника безопасности: ремень и стреплоки
Допустим, что гитару мы уже подключили, и руки тут же потянулись что-нибудь на ней сыграть. Сейчас-сейчас, еще одно замечание касательно техники безопасности. Осмотрите свою гитару, посмотрите, как к ней крепится ремень. Скорее всего, вы увидите такие «шляпки», за которые ремень закреплен с двух сторон.
В ремне сделаны отверстия с прорезями, в которые заходят «шляпки» и гитара держится на ремне за счет собственного веса. Самая распространенная ошибка начинающих гитаристов – перекинуть ремень через себя, не посмотрев, не перекрутился ли кончик ремня.
По иронии судьбы, очень часто ремень фиксируется в неправильно положении. Когда это происходит, гитара падает на землю, как только вы ее отпустите, а это, согласитесь, очень печально.
Для того чтобы обезопасить гитаристов от подобных коллизий, а дорогие инструменты – от непоправимых увечий, были придуманы так называемые стреплоки (англ. straplock – «замок для ремня»). Стреплоки встраиваются (вернее, ввинчиваются) на место «шляпок» и надежно крепят ремень в любом положении. Большинство новых гитар выпускаются производителями без стреплоков, как бы оставляя гитаристу выбор – поставить на гитару те стреплоки, что ему больше по душе.
Сыграем рок!
Итак, мне искренне хочется верить, что вы добрались до этого места статьи с уже подключенной и настроенной гитарой. Давайте же попробуем что-нибудь сыграть!
Честно говоря, мне обидно за тех новичков, которых заставляют при знакомстве с инструментом играть бессмертные вещи вроде «В траве сидел кузнечик». Человек решил играть на электрогитаре, уже запасся «Металзоной», он хочет, чтоб погромче и потяжелее, а вы ему «Кузнечика».
Посему, предлагаю научиться играть простой, но в тоже время симпатично драйвовый рифф из песни «Fight For Your Right» группы Beastie Boys. Заодно мы узнаем, что такое “power chords” и как записываются табы.
Для начала давайте послушаем фрагмент песни, рифф к которой мы будем учиться играть.
В этой песне гитарист использует эффект типа «дисторшн». Я рекомендую на первых порах дисторшн не включать, а играть просто в комбик напрямую (гитаристы называют это “clean” – чистый звук). Игра на чистом звуке даст вам понять, какие совершаются ошибки, где палец поехал не туда, где еще что произошло. Новичкам важно помнить, что игра через дисторшн смазывает отдельные ошибки. Не то, чтобы их незаметно, просто сложнее понять, в каком месте вы ошиблись.
Рифф нашей учебной песни целиком и полностью построен на так называемых пауэр-аккордах (англ. power chords – «мощные аккорды»). Хотя в общепринятом музыкальном смысле они не совсем аккорды, но звучат действительно необычайно мощно даже без перегруза, за что и получили свое название. Пауэр-аккорды повсеместно используются в рок-музыке. Существует даже специальный гитарный строй для игры пауэр-аккордами – Drop D. Подробнее о нем — чуть ниже.
Что такое табулатура?
Как играть ту или иную композицию музыканты записывают с помощью нот. Для гитаристов более удобной формой записи является табулатура («табы»). На табах каждой струне соответствует своя строчка. Вот, пожалуйста, чистая табулатура:
Верхняя строчка соответствует самой тонкой струне, нижняя, соответственно – самой толстой. Еще можно встретить такой вариант табулатуры – с буквами – здесь все то же самое:
А теперь, прошу любить и жаловать, вот они – табы для нашей учебной песни:
Игра на электрогитаре – с чего начинать, какие навыки нужны
Обучение игре на электрогитаре – не такой сложный процесс, как представляется вначале. Для этого не нужно долгие годы посещать музыкальную школу, тем более знать другие музыкальные дисциплины (сольфеджио). При желании основным аккордам и переборам можно научиться за несколько месяцев, иногда недель.
Обучение игре на электрогитаре
Электрогитара – современный распространенный инструмент, на котором можно исполнить любую мелодию. Играть можно для себя, родных, широкой публики. Сейчас большое количество любительских групп, которые исполняют кавер-версии любимых хитов. Для тех, кто решил связать себя с музыкой, электрогитара – отличный выбор. Игра на электрогитаре для начинающих не требует моментального освоения теории.
Что нужно для игры на электрогитаре дома
Если у начинающего музыканта уже есть инструмент, стоит узнать, что еще нужно для игры на электрогитаре дома:
Помимо основного оборудования и аксессуаров, со временем могут понадобиться другие принадлежности (ремень, стойка для электрогитары, педали эффектов).
Как быстро научиться играть на гитаре
Если у ученика уже есть опыт игры на классической гитаре, то ему не составит труда применить имеющиеся знания и навыки при освоении электрогитары. Для новичка, который не держал инструмент в руках, будет сложнее. Помимо просмотра видео, изучения самоучителей, понадобиться набраться терпения.
Залог быстрого обучения – постоянные занятия по 2-3 часа в день. В этом случае первые результаты будут видны уже через 2 недели. Этого хватит, чтобы выучить и исполнить любимую песню. Чтобы играть на профессиональном уровне, импровизировать, исполнять сольные партии, нужно гораздо больше времени. Сначала нужно будет выполнять упражнения на развитие техники, играть гаммы.
Устройство гитары
Устройство электрогитары немногим отличается от устройства акустической гитары. Каждый ученик, приходящий в музыкальную школу, сначала изучает устройство своего инструмента.
Выучив устройство своего инструмента, можно приступать к изучению основ игры.
Какие бывают переборы
Для воспроизведения более спокойных мелодичных произведений используется методика игры перебором. Его тип зависит от размера песни. Существуют переборы «четверка» (четыре счета), «шестерка», «восьмерка», вальсовый. Сначала берется аккорд, затем пальцы правой руки поочередно дергают струны. При обозначении Б321 нужно сначала извлечь звук из басовой струны (6-ой, иногда 5-ой или 4-ой), затем из 3-ей, 2-ой и 1-ой. Аналогично читаются другие разновидности переборов.
Обучение игре на электрогитаре: пошаговая инструкция
Следуя советам экспертов и пошаговой инструкции, обучение игре на электрогитаре пройдет быстрее:
Научиться играть на электрогитаре способен каждый желающий. Мнимое отсутствие слуха, музыкального образования немного замедлит процесс обучения, но не сделает его невозможным. Регулярность в игре на музыкальных инструментах – залог получения быстрого результата.
Играю на гитаре как принято говорить «для себя». Когда-то были мысли, наверное как и у многих, заниматься этим серьезно, но быстро понял, что это занятие на всю жизнь и исключительно для души. Для опытных гитаристов я не расскажу ничего нового, для начинающих же информация может быть очень полезна.
Знакомство с инструментом начиналось у меня лет 15 назад с дворового уровня аэм-еэм. Но хотелось большего и я купил себе электрогитару. Пытался учиться сам, ходил к преподавателям, в несколько школ и даже учился в МКИМ(Московский Колледж Импровизационной Музыки). Ничего я естественно не закончил, банально не хватило времени и желания. Но примерно за 2 года я прошел путь от уровня начинающего до вполне сносного звукоизвлечения, уровня и скорости игры. Сейчас уже хвастаться этим стыдно, все давно утеряно и забыто.
В первой части я хочу перечислить и объяснить что по настоящему важно для эффективного обучения, на мой взгляд, на начальном этапе. Во второй части сделаю обзор учебных материалов, которые могут вам помочь встать на путь достижения музыкальных высот.
Перед тем, как начать что-то рассказывать, я скажу чьи слова я буду цитировать. Ведь это очень важно. Это так сказать дань уважения. В обычном музыкальном магазине я купил самоучитель Сергея Владимировича Седыха. Именно его учебные материалы я бы хотел вам представить и рассказать что там и как и почему они могут быть для вас полезны.
Вот такой вот клевый дядька. На самом деле Сергей Владимирович действительно педагог с большой буквы и просто отличный юморной мужик. Он выпускник 1991 года музыкального учебного заведения МКИМ. В том же месте он и преподает уже наверное лет 20, точно не знаю. Именно его советы я и попытаюсь вам рассказать. Сложно представить какое количество людей оценили насколько полезно то, что я вам сейчас расскажу именно на начальном этапе.
Последнее отступление перед началом сути. У Сергея Владимировича всегда была одна просьба к своим ученикам. По большей части к начинающим. Он говорил: «Никогда и никому не рассказывайте, что вы у меня учились»
Я никогда не учился у Седыха.
Советы и основные ошибки, которых стоит избегать
Жутко банально, но невероятно важно это осознать. Ваше качество игры в конечном счете зависит только от количества часов, которые вы провели за инструментом. И практически не важно над каким материалом и техникой вы сидели. И не ищите никаких секретов или советов. Тут как везде. Нужно потом и кровью достигать результата.
2. Сколько нужно тратить времени на упражнения
Я говорю о конкретных упражнениях. Допустим вы хотите научиться играть простенький риф-вертушку с подтяжкой. Важно понимать, что надо ее наигрывать не много и не мало. Мышцы мелкой моторики нельзя перегружать. Банальная перетренировка будет приводить к тому, что играть вы будете все хуже и хуже. Я например занимался так. Брал 4-8 упражнений различных. На каждое упражнение выделял 15 минут. Крутить 3-4 ноты 15 минут это конечно то еще развлечение. В какой-то момент буквально начинает тошнить, а окружающие могут захотеть выкинуть вас в окно. Но это примерно тот эффективный отрезок времени, что я бы посоветовал основываясь на своем опыте. Больше мне кажется смысла нет. Я клянусь вам месяц таких регулярных занятий и вы не поверите в то, что начнут делать ваши пальцы на грифе.
3. Регулярность занятий
Как все студенты мы забивали на учебу весь семестр и кончено за месяц до экзаменов начинались марафоны с игрой по 8-12 часов в день. Материала было достаточно. Так вот такие ребята приходили на экзамены с мозолями и кровью под ногтями. И я был в их числе. Естественно руки просто не работали, а Седых ржал над нами и говорил: «Играть нужно не 12 часов раз в неделю. Достаточно 30 минут, но каждый день, и через два года вы будете играть в 3-4 раза выше своего нынешнего уровня» Естественно он был прав.
4. Играем под метроном
Это всем известно. Все это говорят. Но далеко не все это делают, особенно на это забивают начинающие. Друзья это ОЧЕНЬ ВАЖНО. Поэтому просто оставлю этот пункт без объяснений.
5. Что бы играть быстро, нужно играть медленно
Вот это не совсем очевидная вещь, но работает на 147 процентов. Это относиться и к тем упражнениям с циклами по 15 минут. Попробую объяснить как это работает. По моим наблюдениям, когда играешь быстро мозг посылает сигналы рукам типа «играй это», и пальцы играют. Как могут, с повторением ошибок, которые вы не успеваете заметить. Быстрая игра маскирует огрехи техники. Ошибки и неточности игры закрепляются в мышечной памяти и потом очень сложно их оттуда выгнать.
6. Как держать медиатор
При игре медиатором играет запястье, а не пальцы. Забудьте о том, что медиатор можно держать кончиками пальцев. Правильно держать медиатор нужно так.
Что это такое? Сложный вопрос. Но наверняка многие видели ситуации, когда на дешевенькой ленинградке начинающий гитарист не может изобразить ничего внятного, но берет ее в руки опытный лобарь и улыбка сама собой растекается по лицу. Ну, вот это оно. Тут будет два совета.
Не бойтесь бить медиатором по струнам. Не бойтесь громкого звука. Струна не должна колыхаться ветром от медиатора. Атака должна быть четкой и сильной. Только так можно поймать ощущение взаимодействия медиатора и струны и прийти к качественной быстрой игре. Хотя и медленно играть звучно умеют не все.
Вот это базовые вещи. Если бы я начал свой путь с таким вот бонусом в голове это была бы для меня приличная фора.
Обозревать я буду серию самоучителей «Рок соло на электрогитаре» за авторством С. В. Седыха(СВ). Всего было выпущено 4 сборника. Скажу вам так. Если вы сыграете то, что написано в первых двух частях вы уже станете гитаристом уровня выше среднего как минимум.
Формат у самоучителей такой. СВ берет одну из своих композиций и раскладывает ее на атомы, а после подает вам в виде упражнений по 2-4 такта. Перед каждым упражнением идет в легкой и занимательной форме теория, советы и просто мысли автора. Читается и воспринимается очень легко. Местами даже смешно. Обучение построено так, что к концу каждой части вы просто соединяете вместе все отыгранные упражнения в одну композицию. Первая часть начинается с уровня ну совсем никак. Вторая часть заканчивается уровнем «почти бог» для начинающих ребят.
Вот вам 4 композиции, которые вы будете играть изучив материалы каждой части.
Рок соло на электрогитаре часть 1
Играю на гитаре как принято говорить «для себя». Когда-то были мысли, наверное как и у многих, заниматься этим серьезно, но быстро понял, что это занятие на всю жизнь и исключительно для души. Для опытных гитаристов я не расскажу ничего нового, для начинающих же информация может быть очень полезна.
Знакомство с инструментом начиналось у меня лет 15 назад с дворового уровня аэм-еэм. Но хотелось большего и я купил себе электрогитару. Пытался учиться сам, ходил к преподавателям, в несколько школ и даже учился в МКИМ(Московский Колледж Импровизационной Музыки). Ничего я естественно не закончил, банально не хватило времени и желания. Но примерно за 2 года я прошел путь от уровня начинающего до вполне сносного звукоизвлечения, уровня и скорости игры. Сейчас уже хвастаться этим стыдно, все давно утеряно и забыто.
В первой части я хочу перечислить и объяснить что по настоящему важно для эффективного обучения, на мой взгляд, на начальном этапе. Во второй части сделаю обзор учебных материалов, которые могут вам помочь встать на путь достижения музыкальных высот.
Перед тем, как начать что-то рассказывать, я скажу чьи слова я буду цитировать. Ведь это очень важно. Это так сказать дань уважения. В обычном музыкальном магазине я купил самоучитель Сергея Владимировича Седыха. Именно его учебные материалы я бы хотел вам представить и рассказать что там и как и почему они могут быть для вас полезны.
Вот такой вот клевый дядька. На самом деле Сергей Владимирович действительно педагог с большой буквы и просто отличный юморной мужик. Он выпускник 1991 года музыкального учебного заведения МКИМ. В том же месте он и преподает уже наверное лет 20, точно не знаю. Именно его советы я и попытаюсь вам рассказать. Сложно представить какое количество людей оценили насколько полезно то, что я вам сейчас расскажу именно на начальном этапе.
Последнее отступление перед началом сути. У Сергея Владимировича всегда была одна просьба к своим ученикам. По большей части к начинающим. Он говорил: «Никогда и никому не рассказывайте, что вы у меня учились»
Я никогда не учился у Седыха.
Советы и основные ошибки, которых стоит избегать
Жутко банально, но невероятно важно это осознать. Ваше качество игры в конечном счете зависит только от количества часов, которые вы провели за инструментом. И практически не важно над каким материалом и техникой вы сидели. И не ищите никаких секретов или советов. Тут как везде. Нужно потом и кровью достигать результата.
2. Сколько нужно тратить времени на упражнения
Я говорю о конкретных упражнениях. Допустим вы хотите научиться играть простенький риф-вертушку с подтяжкой. Важно понимать, что надо ее наигрывать не много и не мало. Мышцы мелкой моторики нельзя перегружать. Банальная перетренировка будет приводить к тому, что играть вы будете все хуже и хуже. Я например занимался так. Брал 4-8 упражнений различных. На каждое упражнение выделял 15 минут. Крутить 3-4 ноты 15 минут это конечно то еще развлечение. В какой-то момент буквально начинает тошнить, а окружающие могут захотеть выкинуть вас в окно. Но это примерно тот эффективный отрезок времени, что я бы посоветовал основываясь на своем опыте. Больше мне кажется смысла нет. Я клянусь вам месяц таких регулярных занятий и вы не поверите в то, что начнут делать ваши пальцы на грифе.
3. Регулярность занятий
Как все студенты мы забивали на учебу весь семестр и кончено за месяц до экзаменов начинались марафоны с игрой по 8-12 часов в день. Материала было достаточно. Так вот такие ребята приходили на экзамены с мозолями и кровью под ногтями. И я был в их числе. Естественно руки просто не работали, а Седых ржал над нами и говорил: «Играть нужно не 12 часов раз в неделю. Достаточно 30 минут, но каждый день, и через два года вы будете играть в 3-4 раза выше своего нынешнего уровня» Естественно он был прав.
4. Играем под метроном
Это всем известно. Все это говорят. Но далеко не все это делают, особенно на это забивают начинающие. Друзья это ОЧЕНЬ ВАЖНО. Поэтому просто оставлю этот пункт без объяснений.
5. Что бы играть быстро, нужно играть медленно
Вот это не совсем очевидная вещь, но работает на 147 процентов. Это относиться и к тем упражнениям с циклами по 15 минут. Попробую объяснить как это работает. По моим наблюдениям, когда играешь быстро мозг посылает сигналы рукам типа «играй это», и пальцы играют. Как могут, с повторением ошибок, которые вы не успеваете заметить. Быстрая игра маскирует огрехи техники. Ошибки и неточности игры закрепляются в мышечной памяти и потом очень сложно их оттуда выгнать.
6. Как держать медиатор
При игре медиатором играет запястье, а не пальцы. Забудьте о том, что медиатор можно держать кончиками пальцев. Правильно держать медиатор нужно так.
Что это такое? Сложный вопрос. Но наверняка многие видели ситуации, когда на дешевенькой ленинградке начинающий гитарист не может изобразить ничего внятного, но берет ее в руки опытный лобарь и улыбка сама собой растекается по лицу. Ну, вот это оно. Тут будет два совета.
Не бойтесь бить медиатором по струнам. Не бойтесь громкого звука. Струна не должна колыхаться ветром от медиатора. Атака должна быть четкой и сильной. Только так можно поймать ощущение взаимодействия медиатора и струны и прийти к качественной быстрой игре. Хотя и медленно играть звучно умеют не все.
Вот это базовые вещи. Если бы я начал свой путь с таким вот бонусом в голове это была бы для меня приличная фора.
Обозревать я буду серию самоучителей «Рок соло на электрогитаре» за авторством С. В. Седыха(СВ). Всего было выпущено 4 сборника. Скажу вам так. Если вы сыграете то, что написано в первых двух частях вы уже станете гитаристом уровня выше среднего как минимум.
Формат у самоучителей такой. СВ берет одну из своих композиций и раскладывает ее на атомы, а после подает вам в виде упражнений по 2-4 такта. Перед каждым упражнением идет в легкой и занимательной форме теория, советы и просто мысли автора. Читается и воспринимается очень легко. Местами даже смешно. Обучение построено так, что к концу каждой части вы просто соединяете вместе все отыгранные упражнения в одну композицию. Первая часть начинается с уровня ну совсем никак. Вторая часть заканчивается уровнем «почти бог» для начинающих ребят.
Вот вам 4 композиции, которые вы будете играть изучив материалы каждой части.
Рок соло на электрогитаре часть 1