Что играют на барабанах
20 лучших барабанных соло всех времен
Это список 20 лучших барабанных соло всех времен. Барабанное соло – это тот момент остановки во время концерта, который позволяет барабанщику продемонстрировать свои яркие и напыщенные навыки.
Со времен джаза, когда Бадди Рич был королем горы, прошел долгий путь – барабанные установки стали намного больше, а их навыки выросли до уровня, который 60 лет назад казался бы нечеловеческим, – а привлекательность барабанного соло только выросла.
В отличие от рейтинга лучших гитарных соло всех времен, которые были исключительно студийными записями, мы решили включить в этот список только живые барабанные соло. В то время как гитарные соло часто являются основой песни, в студийных записях обычно используются только барабанные партии, которые предлагают всего несколько секунд перкуссионного зрелища. Энергия и импровизация барабанного соло часто лучше всего ощущаются вживую.
Вот рейтинг 20 лучших барабанных соло за все время.
20. Майкл Шрив – «Жертвоприношение души», Сантана (1970)
Хотя его барабанное соло из выступления Сантаны на Вудстоке «Soul Sacrifice» очень почитаемо, соло Майкла Шрива во время исполнения этой песни группой год спустя в Тэнглвуде еще более впечатляет.
Что такого забавного в этом соло, так это то, что оно начинается на конгах, а не на ударной установке. Shrieve лежит низко и позволяет перкуссионной секции устанавливать темп и грув. Затем, в одно мгновение, все сгорает, когда Шрив разбивается и начинает катиться на ловушке. Энергия и ловкость Шрива достойны восхищения во время этого соло, и он абсолютно уезжает в город, катаясь между малым барабаном и двумя своими томами.
19. Арт Блейки – барабанное соло (1959)
Арт Блейки помог проложить путь современному барабанному соло с треками вроде «Caravan», но это бибоп-соло 1959 года в Театре на Елисейских полях в Париже – выдающееся достижение в его карьере.
Блейки показывает нам различные динамические оттенки, начиная с начала соло, играя с молотками, прежде чем переключиться на палочки для более громкого звука. Затем чистая сила его игры проявляется, когда он синхронизирует удары своих бас-барабанов с акцентированными ударами в его рудиментах и барабанах, и грохочущие удары, когда он выходит из соло.
18. Шейла Э. – “Solo de Bateria” (спектакль 2011 г.)
Шейла Э. – одна из самых недооцененных барабанщиков, и те, кто знаком с ее игрой, вероятно, знают ее только по гастролям с Prince.
В этом соло из недели барабанного соло Дэвида Леттермана 2011 года Шейла использует смесь латинской и металлической текстур, чтобы создать поток сбивок, от которых у вас закружится голова. Она также играет с динамикой, ускоряясь при ударе по двойному бас-барабану, а затем замедляясь, чтобы сыграть бит поп-фанк.
Что выделяется больше всего, так это четкость ее роллов и то, как молниеносно она перемещается по комплекту. Ее супер-плотная игра на контрабасе еще более впечатляет, если учесть тот факт, что она играет на высоких каблуках.
17. Дэнни Кэри – Инструмент «Шоколадная крошка» (перформанс 2019)
Жаль, что песня «Pneuma» не считается барабанным соло, но полиритмы и странные размеры, которые Дэнни Кэри использует для формулировки этого соло 2019 года во время шоу в Берлине, довольно близки к головокружительным наполнениям песни.
Возможно, самая впечатляющая часть соло находится в начале, поскольку он играет под запрограммированный им электронный бит. Кэри играет этот племенной бит под влиянием прога со всевозможными фанковыми акцентами и ритмическими вариациями. Это смехотворно технически.
На протяжении всего соло вы можете увидеть вдохновение, почерпнутое из одного из его самых влиятельных людей, Нила Пирта, в том, как он включает контрабас в свои паттерны заливки и акцентирует свои бочки с грохотами.
16. Картер Бофорд – вступление к «Say Goodbye» (спектакль 2011 г.)
На Картера Бьюфорда приятно смотреть, потому что он всегда улыбается. Во время своих соло он выглядит так, как будто нет места, где он предпочел бы быть, кроме как на сцене, заставляя публику улыбаться и танцевать.
В этом соло из выступления 2011 года в Gorge Amphitheatre в Джордж, Вашингтон, Бьюфорд демонстрирует мастерское использование акцентов и динамического диапазона для создания этого очень музыкального соло в племенном стиле. В нем есть характерный звук Бьюфорда, демонстрирующий его любовь к брызгам и фарфоровым тарелкам.
Частично то, что позволяет Бьюфорду достичь этого, – это ориентация его комплекта. Поскольку он левша и играет открытыми руками, он не скрещивает руку, чтобы играть на хай-хэтах, и его райд-тарелка находится слева, а не справа. Это упрощает создание синкопированных ритмов между райдом и хай-хэтом, а также освобождает его правую руку для ударов по томам и перкуссии, как колокольчики, для получения некоторых уникальных звуков.
15. Джин Крупа – «Любовник / Leave Us Leap» (1940-е)
В этом соло Крупа играет эти громкие, гудящие вставки, которые действительно не демонстрируют никакой динамической сдержанности, которую другие барабанщики использовали в то время. Затем он начинает поливать по тарелкам, производя яркий звук, соответствующий резкому характеру его предыдущих сбивок.
Этот стиль игры полностью противоречит ранним основам джазовой игры на барабанах, которые Крупа использовал при игре с группой. Это было совершенно революционно и навсегда изменило путь барабанного соло.
14. Тони Уильямс – барабанное соло (1992)
Во время выступления Тони Уильямса в 1992 году на трибьют-концерте Майлза Дэвиса в Лугано, Швейцария, он, возможно, сыграл лучшее живое соло в своей карьере.
Уильямс использует повторение, призыв и ответ, чтобы сформировать соло. Координация между его ногами и руками приводит к некоторым довольно безумным узорам, которые показывают, как легко Уильямс мог переключаться между мощным и изящным измельчением.
13. Билл Бруфорд – «Обход на длинные дистанции», да (выступление в 1989 году)
Что интересно в этом соло Бруфорда, так это диапазон глобальных звуков, которые он вызывает с помощью электрической установки. Одной рукой он ударяет по пэдам, которые запускают традиционные звуки томов, а другой он воспроизводит ближневосточные барабаны и вспомогательную перкуссию, такую как деревянные блоки и колокольчики. Это производит классную смесь прог-, трайбл и оркестровых звуков. Но за всем этим скрываются резкие барабанные тона, синонимичные музыке 80-х, которые лежали в основе соло.
Видео соло можно посмотреть здесь
12. Кейт Мун – соло на барабанах 1974 года.
Соло на барабанах в значительной степени является эмоциональным продолжением барабанщика, что верно и в отношении соло Кейта Муна в 1974 году, которое он сыграл во время выступления в телешоу «Wide World in Concert: Midnight Special».
Мун был дикий, жадный до разрушения и слишком беззаботный. Это барабанное соло ничем не отличается.
Почти на протяжении всего соло Мун держит на бас-барабане четверку на полу, но все это немного хаотично. Он время от времени вылетает и вместо эффектных вставок выбирает дикий и громкий трайбл-ритм. Moon бьет по малому барабану и крэш-тарелкам, создавая не самое музыкальное из соло, но, безусловно, самое мощное.
Такие соло смотрят многие барабанщики, в том числе Нил Пирт, который в дальнейшем копировал стиль Муна. Напыщенный характер этого соло также подтверждает, почему персонаж Animal из «The Muppets» основан на барабанщике – хотя он не разбил эту установку.
11. Билли Кобхэм – (спектакль 1974 г.)
Билли Кобхэм, один из первых пионеров игры на барабанах в стиле фьюжн, прекрасно сочетал в себе джаз и рок. В этом соло с Kongsberg Jazzfestival 1974 года он продемонстрировал свой невероятный контроль и скорость, играя одиночные барабаны так смехотворно быстро, что хочется бросить играть на барабанах.
Что, возможно, более примечательно, чем его мощные барабаны, так это то, что Кобэм был одним из первых барабанщиков, применивших технику открытых рук. В дополнение к радикальному новому стилю игры, который он и другие фьюжн-музыканты помогли создать, его перемещение аттракциона на левую часть установки повлияло на бесчисленное количество барабанщиков, таких как Бьюфорд, которые пошли по его стопам.
10. Джинджер Бейкер – «Жаба», Cream (спектакль 1968 г.)
Соло Бейкера «Toad» во время выступления Cream в 1968 году в Королевском Альберт-холле в Великобритании – одно из тех произведений искусства, на которое каждый барабанщик смотрит и пытается воспроизвести. Он отличается сумасшедшими сбивками и быстрой игрой, но при этом чрезвычайно музыкален по своему составу.
Во многом это связано с тем, что, хотя Cream в основном играл блюз и рок, соло Бейкера уходит корнями в джаз. Его игра мелодична, и то, как он исполняет разные паттерны каждой конечностью, показывает, насколько виртуозным был Бейкер, но соло также напоминает нам о его способности сильно раскачиваться.
Видео соло можно посмотреть здесь
9. Терри Боззио, «Черная страница №1 и №2», Фрэнк Заппа (выступление примерно в 2008 году).
Композиция Фрэнка Заппы «The Black Page», получившая свое название из-за того, что на листе было так много нот, что она выглядела как черная страница, – одно из самых сложных барабанных соло для исполнения. Если только вы не Терри Боззио.
Это не импровизация, а демонстрация полного мастерства. То, как Фрэнк написал многие фразы пьесы, нетрадиционно и приводит к некоторым причудливым ритмам. Но Боззио с легкостью справляется со странными размерами и прибивает каждую сумасшедшую ударную музыку Заппы.
Сыграть это в студии – одно дело, но сыграть это вживую – как это выступление на шоу Zappa Plays Zappa около 2008 года – это совсем другое испытание. И Боззио не пропускает ни одной доли. Фрэнк не ожидал ничего, кроме совершенства от своих музыкантов и Боззио поддержал этот вызов еще долго после смерти композитора.
8. Джоджо Майер – барабанное соло 1998 г.
От тонкой утонченности его кистей, катящихся по малому барабану, до прекрасной силы ударов тарелок, Майер демонстрирует целый ряд игровых навыков в этом соло с фестиваля Modern Drummer Festival 1998 года. Это одно из лучших барабанных соло всех времен.
Возможно, именно это и делает соло Джоджо Майера таким заманчивым: ему это нравится. Заполнение требует исключительного уровня сноровки и технического мастерства. Майер выглядит как хорошо смазанная драм-машина, легко производящая биты.
7. Билл Кройцманн и Микки Харт – «Барабаны», Grateful Dead (исполнение в 1989 году)
«Барабаны» со временем эволюционировали от быстрого двух- или трехминутного перехода, который, вероятно, был в «Not Fade Away» в 70-х, до более продолжительного турне по мировой перкуссии в середине 80-х и 90-х, как это выступление в Альпийской долине. Музыкальный театр недалеко от Ист-Трои, штат Висконсин, 1989 год.
На протяжении примерно восьмиминутного дуэта Кройцманн и Харт по очереди исполняют ведущий и поддерживающий бит, используя призыв и ответ, при этом развивая грув. Это чудо, учитывая тот факт, что все это абстрактно; на самом деле они не следят за временем, просто обыгрывая друг друга, как если бы они были в трансе. Несмотря на все движения по сцене и обмен взад и вперед, эти двое никогда не наступают друг другу на цыпочки и не позволяют своим звукам слиться в одну мутную какофонию шума.
Это тот вид игры на барабанах, который можно создать только после многих лет совместной жизни и совместных выступлений. Харт сказал Relix в 2009 году: «Мы с Биллом не разговариваем на языке, на котором разговариваем – это язык тела, подмигивания и движения. Это телепатия… Это секретный язык, который мы не можем описать ».
6. Стив Гэдд – 1989 соло
Стив Гэдд – один из самых легендарных сессионных барабанщиков всех времен. Но он также был потрясающим живым барабанщиком и исполнил несколько впечатляющих соло, в том числе это с выступления в Швейцарии в 1989 году.
На протяжении всего соло Гэдд постоянно играет с его ощущениями. Возможно, самый большой вывод из соло Гэдда – это легкость, с которой он применяет линейную игру на барабанах (когда ни один барабан, тарелка или поверхность не ударяется одновременно) во всех частях соло. Он также использует сбивки, которые он популяризировал в треке Steely Dan 1977 года «Aja», чтобы придать ему свое фирменное звучание. Его способность удерживать время при точном выполнении таких сложных заливок заставит вашу челюсть отвиснуть.
5. Фил Коллинз и Честер Томпсон – «Drum Duet / Los Endos», Genesis (исполнение в 1987 году)
Дуэт барабанщиков Genesis Фила Коллинза и Честера Томпсона похож на ударное танго.
Соло дуэта во время выступления 1987 года на стадионе Уэмбли выделяется тем, что оно блестяще сочетает в себе напряжение, расслабление и пространство. В один момент они будут исполнять риффы по трайбл-паттерну, а в следующий они будут тихонько бить по ободам и стойкам для тарелок в унисон, вызывая волнение у публики, прежде чем полностью остановиться. После нескольких долей раскатывается следующая громовая волна заливок, и Коллинз и Томпсон снова к ней под аплодисменты публики.
В отличие от импровизационного подхода Кройцмана и Харта, перед каждым туром Коллинз и Томпсон сидели друг напротив друга и репетировали свои партии на стуле, пока не разобрались в различных частях дуэта.
Соло можно посмотреть здесь
4. Карл Палмер – «Рондо», Эмерсон, Лейк и Палмер (исполнение в 1970 году)
Хотя его соло на малом барабане 2010 года продемонстрировало его навыки и креативность барабанного корпуса, на этом шоу Emerson, Lake & Palmer 1970 года в Швейцарии невозможно победить соло Карла Палмера.
Это неистовое соло подчеркивает, как Палмер зарекомендовал себя гигантом в мире прог-рока. Он говорит, что у него вдвое больше барабанов. Возможно, самый впечатляющий аспект соло – ловкость Палмера; он просто не перестает идти. Даже когда он перегревается и ему приходится снимать рубашку, он продолжает соло.
3. Нил Пирт – «Барабанщик», Раш (спектакль 2003 г.)
Многие считают Нила Пирта величайшим барабанщиком всех времен, и его виртуозные барабанные соло подтверждают это, особенно его соло «O Baterista» во время концерта Rush in Rio в 2003 году. Пирт легко переходит через множество движений, таких как вальс 3/4 на томах, соло с латинским влиянием на его электрической установке и вспомогательной перкуссии, и, наконец, оптимистичное джазовое соло в честь двух своих героев, Джина Крупа и Бадди Рича.
Соло демонстрирует выносливость и точность Пирта. Но, пожалуй, наиболее важным аспектом является независимость его рук и ног. Например, в одной секции он не только играет в разных размерах (три ногами, четыре руками), но и играет в разном темпе. Пирт использует этот навык для создания множества звуков и текстур, которые вместо того, чтобы казаться неряшливой или ошеломляющей, складываются, как кусочки головоломки, в одну связную композицию.
Некоторые люди дискредитируют соло Пирта за то, что они слишком оркестрованы и отрепетированы, но нет никаких сомнений в том, что он навсегда изменил способ создания барабанных соло.
2. Джон Бонэм – «Моби Дик», Led Zeppelin (исполнение в 1970 году)
Когда люди думают о рок-барабанном соло, они вспоминают «Моби Дик» Джона Бонэма. Самая знаковая версия – это примерно 12-минутная версия выступления 1970 года в Royal Albert Hall, где Бонэм демонстрирует как свою головокружительную скорость, так и способность формировать музыкальное соло.
В последние минуты соло он сходит с ума, создавая головокружительное множество сбивок, прежде чем группа снова переходит к мелодии.
1. Бадди Рич – Концерт для Америки соло (1982)
Если и есть барабанщик, чьи соло повлияли на каждого барабанщика в этом списке (прямо или косвенно), то это Бадди Рич. Его соло из Концерта для Америки 1982 года в Амфитеатре Альтос-де-Чавон в Доминиканской Республике, возможно, является его самым впечатляющим соло.
Все, что Бадди Рич делает в этом соло, является новаторским. Бесчисленные рок-барабанщики, от Томми Айго до Нила Пирта и Стива Смита, извлекли уроки из энергии и навыков виртуоза. И это несомненно лучшее барабанное соло всех времен.
Самая впечатляющая часть соло – это, без сомнения, его работа с хай-хэтом. Приблизительно в 1:24 видео Рич берет хай-хет левой рукой, кладет большой палец на верхнюю тарелку, а оставшимися четырьмя пальцами перекатывает левый стик по нижней части хай-хэта. Все это время он приглушает тарелку левой рукой. Это чистый гений, и его зрелищность остается непревзойденной.
Это были 20 лучших барабанных соло всех времен.
«Больше чем Аудиомания»: Как научиться играть на барабанах?
Бывают в жизни такие моменты, когда одна навязчивая идея прочно врезается в голову, не отпуская ни на минуту. Иногда это следствие осознанного и планомерного движения к цели, иногда – импульсивное желание осуществить детскую мечту.
Наш сегодняшний материал для тех, чья цель (или мечта) – научиться играть на барабанах. Мы в Аудиомании собрали интересные и полезные советы начинающим барабанщикам и узнали у Дмитрия Полтинина – менеджера по международной логистике Аудиомании и барабанщика и бэк-вокалиста группы †B†C†B† – о его опыте игры на ударных.
Определяем цель
Здесь все неоднозначно. Сперва начинающему барабанщику нужно определиться, зачем он хочет научиться играть на ударных. Вариантов может быть множество: одни хотят отточить свой навык игры до идеального/бросить все и основать свою группу, другие – просто выучить несколько любимых песен. Также стоит выделить для себя жанр, в котором вы хотите играть, потому что применяемые музыкантами техники серьезно отличаются. Чтобы понять, о чем идет речь, посмотрите два видео.
На одном из них свое ошеломительное соло исполняет джазовый барабанщик Бадди Рич…
А на другом – рок-барабанщик Терри Боззио:
Выбираем формат занятий
Существует мнение, что тем, кто хочет всерьез заняться барабанами, в первую очередь стоит найти хорошего преподавателя, который научит основам. С другой стороны, в музыкальном мире есть немало талантливых самоучек – а с появлением в интернете огромного количества стоящих курсов, развить таланты самостоятельно становится все проще.
Плюсы работы с наставником: под чутким контролем вы, конечно, будете чувствовать себя увереннее, кроме того, профи с первых же дней начнет исправлять ваши ошибки. Преподаватель сможет наглядно продемонстрировать те вещи, которые в условиях самообучения понять бывает сложно. Еще один весомый плюс работы с наставником – возможность тренироваться на учебном инструменте и хотя бы первое время не тратиться на собственную установку.
Первое время я занимался с преподавателем в Красном Химике, потом самостоятельно, затем какое-то непродолжительное время – в Московском Колледже Импровизационной Музыки. Я считаю, что первые год-два точно нужно заниматься с преподавателем, потому что именно в это время закладывается фундамент, азы.
Неправильная постановка рук приводит и к замедлению темпа обучения, и попросту к травмам. Уже в дальнейшем, когда у вас появятся некоторые умения и понимание, в какую сторону двигаться, можно начинать заниматься самостоятельно, навещая преподавателя не столь часто.
– Дмитрий Полтинин, музыкант, ударные, группа †B†C†B†
Плюсы самообучения: помимо очевидной экономии денег на преподавателя, самообучение подразумевает возможность заниматься в любое удобное время и не тратить время на выбор подходящего (по музыкальному направлению, стилю обучения, да и просто по характеру) наставника. Однако в этом случае придется внимательно изучить материалы, доступные в Сети и музыкальных магазинах, и выбрать подходящий.
Дело в том, что не все самоучители будут для вас полезными – некоторые рассчитаны на высокий уровень навыков или «заточены» под конкретный стиль, и потому могут не отвечать вашим потребностям. Для начала можете изучить следующие материалы: этот и этот, возможно, вы найдете для себя что-нибудь подходящее.
Из ресурсов для самообучения могу посоветовать в первую очередь Stick Control, из онлайн-ресурсов – группы Вконтакте [1, 2, 3] и Drumeo [у этой компании есть канал на YouTube и собственная обучающая программа – правда, платная].
Печатная литература очень полезна, так как позволяет вдумчиво разбирать различные фрагменты и оттачивать мастерство чтения нот с листа. Умение читать и играть по нотам откроет возможность самостоятельно обучаться по различным учебным материалам, а также шанс впоследствии играть в различных коллективах и стать профессионалом.
Развиваем чувство ритма
Прежде чем тратить приличную сумму на ударную установку, неплохим решением будет освоить основы ведения ритма. Чтобы стать барабанщиком, вам не нужна огромная установка как у Нила Пирта из Rush.
Вообще говоря, можно начать учиться играть на барабанах… без барабанов. Все, что вам нужно, это стул, на котором вы будете сидеть и отбивать ритм ладошками по коленкам. Стоит отметить, что на данном этапе важно заниматься с метрономом – это научит вас точности. Мышечная память здесь играет не последнюю роль.
Также вы можете приобрести и изучить литературу, посвященную ритмам. В качестве примера стоит привести книгу Ultimate Realistic Rock американского барабанщика Кармайна Апписа.
Для занятий необходимы три вещи: барабанные палочки, тренировочный пэд и метроном. Если нет пэда, то можно стучать по чему угодно: подушка, диван, кресло, да хоть по собственным ногам.
Думаю, что самое лучшее, что можно посоветовать, – это рудименты, парадидлы и занятия под метроном. Прослушивание разной музыки помогает думать более «музыкально», создавать интересные рисунки. Самое главное – слушать музыкантов и играть вместе с ними, а не бездушно выбивать как можно больше нот.
Пара слов о пэдах. Фактически, тренировочный пэд (как правило) представляет собой круглую деревянную основу, на одну из сторон которой нанесено специальное резиновое покрытие, имитирующее поверхность барабана. Пэды можно закреплять на специальных стойках, а можно класть на любую поверхность (нижняя сторона у них, как правило, снабжена резьбой или силиконовыми наклейками, чтобы пэд не скользил – а в ряде моделей есть и специальные ремни, позволяющие крепить пэд к ноге).
Большое преимущество пэдов – не только их компактность, но и пониженный (по сравнению с настоящими барабанами – во много раз) уровень шума. Кроме того, сейчас в продаже существуют и совсем «минималистичные» пэды, представляющие собой пластичную гелевую массу. Чтобы начать играть на таком пэде, достаточно вынуть его из баночки и раскатать в «блинчик»: при мягком, долгом нажатии пэд становится податливым, а при резком ударе палочкой дает реалистичный отскок.
Совершенствуем самоконтроль
Далее, вам нужно «подружить» свои руки и ноги. Чтобы сыграть хороший грув, придется научиться контролировать все четыре конечности. В процессе обучения вы заметите, как одна рука «хочет» повторить то же действие, что сделала другая, и «переубедить» их крайне сложно. Придется показать, кто здесь главный.
Чтобы развить самоконтроль, начните изучать основные рудименты, тренируясь на одном барабане (или на любой другой поверхности). Рудименты – это специальные приемы, которые составляют основу игры на любом барабане и используются барабанщиками для развития координации.
Вот один из основных рудиментов, который называется Single Stroke Roll, или дробь одиночными ударами:
Когда вы начинаете изучать что-то новое, всегда стоит сперва выбирать медленный, размеренный темп. Здесь та же история – не нужно торопиться играть рудимент быстро, в самом начале всегда стоит делать упор на качество. Это делается для того, чтобы руки и ноги «запомнили» движения. Через какое-то время можно начать постепенно увеличивать скорость, при этом сохраняя четкость движений.
Чтобы проверить правильность своей игры, а также просто разнообразить занятия, можете воспользоваться сайтом Vic Firth. На Vic Firth есть раздел, где известные барабанщики рассказывают и показывают, как правильно играть рудименты.
Что касается моего опыта использования упражнений на развитие координации, то тут всё стандартно, это рудименты. Можно их «раскладывать» на установке и играть руками и ногами одновременно. Например руками играть шестнадцатые и ногами триоли и наоборот, или руками играть парадидл а ногами – шестнадцатые.
Выбираем барабанную установку
Если вы твердо решили освоить барабаны, то настало время приобрести себе барабанную установку. Барабаны отличаются друг от друга своими базовыми характеристиками и на рынке их представлено великое множество. Барабанная установка включает в себя следующие компоненты: малый барабан, бас-барабан, напольный том, альт-том, тарелки, а также другие вспомогательные компоненты, например специальный стул, который позволяет быстро регулировать высоту, компактен, легко разбирается для транспортировки. Пользователи Reddit не рекомендуют использовать для игры на барабанах не специализированное «посадочное место».
Но вернемся к барабанам. Новичку или любителю, который хочет просто поиграть с друзьями в группе, подойдет барабанная установка из четырех компонентов (малый барабан, бас-барабан, напольный том, альт-том), которая позволит воспроизводить все базовые звуки. Известной эту конфигурацию сделал Ринго Старр, барабанщик The Beatles, – такая установка не занимает много места, её легко перемещать, а её звук хорошо подходит для таких музыкальных направлений, как джаз, блюз и рок.
В дальнейшем, когда наберетесь опыта, можете расширить свою установку в соответствии со своими желаниями, например, добавить больше альт-томов, еще один напольный том, второй бас-барабан и так далее – вариаций великое множество.
Когда вы определились с конфигурацией своей установки, необходимо выбрать материал, из которого будут изготовлены ударные. Для производства барабанов используют различные виды дерева. Все они звучат по-своему и обладают разными характеристиками. Вот несколько из них:
Не думаю, что новичку материал будет очень важен, всё равно, скорее всего, это будет либо клён, либо берёза. Инструмент нужно выбирать ученический, но достаточно хорошего уровня, который позволит получать удовольствие от обучения и игры, и который можно будет продать в случае апгрейда, или если вы забросите это дело вообще.
Но на самом деле я не советую торопиться с покупкой барабанной установки, если нет специального места для игры. Барабаны – это очень громкий инструмент, и в квартире играть просто не получится. В самом начале советую купить тренировочную барабанную установку и на ней учиться.
Тарелки
Еще одна важная составляющая в жизни каждого барабанщика – тарелки. Существует несколько типов тарелок, например, хай-хеты, райды и крэши и тарелки эффектов сплэша и чайна. Выбор набора «посуды» зависит от стиля исполняемой музыки. Джазовые музыканты ищут более сложные и глубокие звучания, а рок-барабанщики стремятся к более громкому и яркому звуку.
По методу изготовления тарелки разделяют на два типа: отливные и штампованные. Отливные делаются вручную, и каждая такая пластинка обладает индивидуальным звучанием. Штампованные звучат одинаково (в зависимости от типа тарелки), и цены на них намного ниже.
Малый барабан
Переходим к малому барабану. «Малый» играет, пожалуй, уникальную роль. Именно с помощью него поддерживают ритм, подчеркивают важные моменты, а также органично заполняют все паузы на протяжении песни. Традиционно малый барабан выполняют из дерева или металла. Металлические барабаны делают из сплава алюминия, меди и стали, что в результате дает яркое и резкое звучание. Деревянные барабаны звучат намного мягче.
Пластики
Пожалуй, одним из основных компонентов барабана являются резонансные пластики – это та часть барабанов, по которой приходятся основные удары палочек. Здесь также открывается большой выбор: пластики бывают одно- и двухслойные, с различными сочетаниями толщин, прозрачные и с напылением, с усиленным центром (с «точкой») или демпферными кольцами и так далее. В зависимости от типа пластика меняется и его звучание, кроме того, пластики разных типов отличаются и по износостойкости.
Электронные барабаны
Стоит отметить, что бывают ситуации, когда в доме или квартире ограничено пространство и вам попросту некуда ставить такое количество инструментов. А играть-то хочется! Здесь на помощь придут электронные барабаны. Они намного компактнее и практичнее своих «аналоговых» собратьев. На них можно загружать библиотеки звуков и исполнять то, что нравится. Еще одним плюсом станет возможность играть через наушники. Среди наиболее популярных производителей электронных барабанов стоит отметить Roland, Yamaha и Alesis.
Можно вместо ученических серий раскрученных брендов купить вполне себе звучащие тарелки турецкого или китайского происхождения: Istanbul, TRX, Bosphorus, Turkish, Alchemy, Soultone, Stagg, Wuhan. Однако не советую экономить на пластиках, так как пластики плохого качества будут плохо звучать и быстро выходить из строя. Тут можно присмотреться к брендам Evans, Remo и Aquarian.
Учиться играть лучше всего на акустической установке или тренировочной – на электронной совсем другой отскок, и всё играется гораздо легче. Поэтому научиться хорошему звукоизвлечению на ней просто не получится.
Выбираем палочки
Определившись с барабанной установкой, стоит обратить свое внимание на расходные материалы – барабанные палочки. Палочки выбираются в зависимости от стиля игры. Однако выбор материала, размера, формы и наконечника зависит от личных предпочтений музыканта (одни из наиболее популярных производителей – Vic Firth, Pro Mark, Vater, Regal Tip).
Придя в музыкальный магазин, вы увидите, что палочки обычно обозначаются двумя знаками: одной буквой и одной цифрой, например, 3S, 2B, 5B, 5A и 7A. Эти обозначения сохранились еще с первых дней производства барабанных палочек, когда цифра обозначала размер палочки, а буква – её назначение в зависимости от стиля игры.
На сегодняшний день все так и осталось – цифра обозначает диаметр палочки. Чем цифра меньше, тем большим будет диаметр. Например, 7А будет гораздо тоньше, чем 5А. Что касается букв – то они обозначают рекомендуемое применение:
Стоит отметить, что в последнее время набирают популярность стальные палочки для тренировок. Их вес в несколько раз превышает вес палочек для игры, и ими нельзя стучать по барабанам, но они хорошо подходят для тренировок и отработки техники. Известный барабанщик Джоджо Майер (Jojo Mayer) в своей видеошколе рекомендует заниматься такими палочками.
Подыгрываем любимым песням
Разжившись инструментами и выработав начальные навыки, можно начать подыгрывать своим любимым песням. Это упражнение разовьет ваш слух. Если песня вам знакома, вы знаете, как она должна звучать, и можете правильно подобрать ритм. При прослушивании музыки, постарайтесь понять, как играет барабанщик.
Один из резидентов сайта Quora, Джеффри Мартин (Geoffrey Martin) советует начинать с группы AC/DC, поскольку барабанщик Фил Рудд играет достаточно простые и понятные грувы, поэтому для начинающего музыканта повторить их не составит большого труда. Наш эксперт, Дмитрий Полтинин, также советует выбирать простые, популярные и (что не менее важно) не быстрые песни – они идеально подойдут для начинающего барабанщика.
Еще один совет, который может оказаться полезным, дал музыкант Сим Месса (Sim Messa): «Если вы не можете определить, как играет барабанщик на слух, то посмотрите записи концертов, быть может, визуальный ряд подскажет вам, что делать».
Напоследок
Каждый барабанщик должен иметь своего рода «план работы над собой» – черпайте знания из любых доступных источников. Не стоит «бояться» других барабанщиков, они всегда могут рассказать что-нибудь интересное или полезное. Например, обратите внимание на тред на Reddit или форум проекта DrummerWorld.
Со временем каждый увлеченный барабанщик начинает понимать все тонкости игры. Он учится распознавать свои сильные и слабые стороны, понимать, над чем нужно поработать.
Напоследок хочется добавить, что не стоит пренебрегать защитой ушей: берушами или наушниками. Барабаны вели армии в бой, потому их громкий звук способен прорезаться сквозь шум выстрелов. А здесь он находится в нескольких сантиметрах от вашего слухового органа.
Ах да, и не забывайте перед началом игры проводить разминку! Игра на барабанах требует больших физических усилий. Необходимо уделить внимание кистям рук, коленям, пальцам. Потратив 10–15 минут на разогрев, вы будете играть намного ровнее и избежите растяжений.
Можете посмотреть это видео с упражнениями для растяжки и разогрева мышц:
Подведем небольшое резюме по всему вышесказанному. Если вы решили научиться играть на барабанах, то:
1. Сперва определите цель, с которой вы хотите начать заниматься, будь то желание просто выучить пару песен или начать играть в группе. Также определитесь с жанром, поскольку используемые барабанщиками техники серьезно отличаются.
2. Выберите тип обучения: с наставником или самостоятельно. Положительный момент работы с преподавателем заключается в том, что он с первых дней начнет исправлять ваши ошибки, и вы сразу почувствуете себя увереннее. Однако самообучение – это тоже вариант, вы экономите деньги и можете заниматься в любое удобное для вас время. Благо в Сети представлено огромное количество руководств.
3. Начните развивать свое чувство ритма. Для этого необязательно иметь барабанную установку – отбивайте его ладошками на любой поверхности. Ритм – это основа игры на барабанах.
4. Научитесь контролировать свои руки и ноги. Для этого изучайте рудименты, выполняйте упражнения на координацию.
5. Выберите барабанную установку исходя из своих желаний. Для начала, возможно, стоит приобрести стартовый набор.
6. Выбор размера, формы и наконечника палочек зависит от личных предпочтений музыканта. Поэтому подержите палочки в руках, попробуйте сыграть. Для начала можете пользоваться палочками 5A – они лучше всего подходят для новичков.
7. Подыгрывайте своим любимым песням, чтобы развить свой слух.
8. Используйте беруши, чтобы не повредить слух.
9. Перед началом игры всегда проводите разминку, чтобы избежать растяжений и травм. Игра на барабанах – это серьезная физическая нагрузка.
10. И напоследок совет от Дмитрия:
Главное – заниматься как можно больше и не сдаваться. Возможно, сперва и не будет получаться, но чем дальше, тем становится интереснее. Так же в процессе обучения, что-то может даваться легко, а на что-то могут уходить недели.
Это нормально, как и то, что прогресс идёт не равномерно, а ступенями, и может казаться, что развитие остановилось, но на самом деле, это всего лишь временная остановка перед большим скачком. Получайте удовольствие и радость от игры!