Что играть на скрипке
Как играть на скрипке: основные техники игры
Новый пост о том, как играть на скрипке. Ранее вы уже познакомились с устройством скрипки и её акустическими особенностями, а сегодня в центре внимания – техника игры на скрипке.
Скрипка по праву считают королевой музыки. Инструмент имеет красивую утончённую форму и нежный бархатный тембр. В восточных странах, человек, который умеет хорошо играть на скрипке, приравнивается к богу. Хороший скрипач, не просто играет на скрипке, он заставляет инструмент петь.
Основным моментом игры на музыкальном инструменте является постановка. Руки музыканта должны быть мягкими, нежными, но в тоже время сильными, а пальцы упругими, цепкими: расслабленность без расхлябанности и зажатость без судорожности.
Правильный подбор инструмента
Нужно учитывать возраст и физиологические особенности начинающего музыканта. Существуют такие размеры скрипок: 1/16, 1/8, 1/4, 1/2, 3/4, 4/4. Маленьким скрипачам лучше начинать с 1/16 или с 1/8, а взрослым можно подобрать удобную скрипку под себя. Инструмент для детей не должен быть большой, это вызывает трудности при постановке и игре. Все силы уходят на поддержку инструмента и как результат, – зажатые руки. При игре на скрипке в I позиции, левая рука должна быть согнута в локте под углом 45 градусов. При подборе мостика учитывают размер скрипки и физиологию ученика. Струны нужно покупать аккордами, их структура должна быть мягкая.
Техника игры на скрипке для левой руки
Как играть на скрипке – приёмы для левой руки
Беглость зависит от быстроты постановки и снятия пальцев на струну.
Вибрация – придание красивого звучания длинным нотам.
Переходы в позиции выполняются путём плавного скольжения большого пальца по шейке скрипки.
Трель и форшлаг – быстрое обыгрывание главной ноты.
Флажолет – лёгкое прижатие струны мизинцем.
Техника игры на скрипке для правой руки
Как играть на скрипке – основные штрихи
Технические приёмы для левой и правой руки
Знаменитая Кампанелла из скрипичного концерта Паганини
Автор – Lara Stapleton (Лариса Степлтон)
Кое-что об игре на скрипке для начинающих: история, устройство инструмента, принципы игры
Сначала несколько мыслей об истории самого музыкального инструмента. Скрипка в том виде, в каком известна сегодня, появилась в XVI веке. Ближайшим родственником современной скрипки принято считать виолу. Причем от неё скрипка унаследовала не только внешнее сходство, но и некоторые приёмы игры.
Самая известная школа скрипичных мастеров – это школа итальянского мастера Страдивари. Секрет чудесного звучания его скрипок не раскрыт до сих пор. Считают, что причина в лаке его собственного приготовления.
Самые знаменитые скрипачи – тоже итальянцы. Возможно, вам уже знакомы их имена – Корелли, Тартини, Вивальди, Паганини и т.д.
Некоторые особенности устройства скрипки
У скрипки 4 струны: соль-ре-ля-ми
Скрипку часто одушевляют, сравнивая её звучание с пением человека. Помимо этого поэтического сравнения, и внешне инструмент своими очертаниями напоминает женскую фигуру, а названия отдельных частей скрипки перекликаются с названиями человеческого тела. У скрипки есть головка, к которой крепятся колки, шейка с грифом из черного дерева и корпус.
Корпус состоит из двух дек (они изготовлены из разных пород дерева – верхняя – из клёна, а нижняя – из сосны), соединённых между собой обечайкой. На верхней деке есть фигурные прорези в форме буквы f – эфы, а внутри между деками установлена дужка – это всё резонаторы звука.
Эфы на скрипке – вырезы в форме буквы f
Струны, а их у скрипки четыре (соль, ре, ля, ми), цепляются на струнодержатель, удерживаемый пуговицей с помощью петли, и натягиваются при помощи колков. Строй у скрипки квинтовый – настройку инструмента производят, начиная со струны «ля». Здесь бонус – из чего делают струны.
Смычок представляет собой трость с натянутым на неё конским волосом (сейчас активно используется и синтетический волос). Трость изготавливается преимущественно из дерева и имеет изогнутую форму. На ней расположена колодка, которая отвечает за натяжение волоса. Степень натяжения скрипач определяет сам по ситуации. Хранится смычок в футляре только со спущенным волосом.
Как играют на скрипке?
Кроме самого инструмента и смычка скрипачу нужен подбородник и мостик. Подбородник закрепляется на верхней части деки и на него кладется, как понятно из его названия, подбородок, а мостик устанавливается на нижнюю часть деки, чтобы скрипку было удобнее держать на плече. Всё это регулируется так, чтобы музыканту было удобно.
В игре на скрипке задействованы обе руки. Они тесно взаимосвязаны между собой – одной рукой вы не сможете воспроизвести на скрипке даже простенькую мелодию. Каждая рука выполняет свою функцию – левая, которая держит скрипку, отвечает за высоту звуков, правая со смычком – за их звукоизвлечение.
В левой руке участвуют в игре четыре пальца, которые перемещаются по грифу из позиции в позицию. Пальцы ставятся на струну округло, серединой подушечки. Скрипка – это инструмент без фиксированной высоты звука – на ней нет ладов, как на гитаре или клавиш, как на пианино, на которые нажал и получил звук определённой высоты. Поэтому высота звука на скрипке определяется на слух, а переходы из позиции в позицию нарабатываются многочасовыми тренировками.
Правая рука отвечает за движение смычка по струнам – от того, как ведётся смычок, зависит красота звука. Ровное ведение смычка вниз и вверх – это штрих деташе. На скрипке можно играть и без смычка – щипком (этот приём получил название пиццикато).
Вот как держат скрипку при игре
Учебная программа по классу скрипки в музыкальной школе занимает семь лет, но если говорить честно, начав играть на скрипке, продолжаешь этому учиться всю свою жизнь. Даже маститые музыканты не стесняются признаться в этом.
Однако это не значит, что на скрипке так уж невозможно научиться играть. Дело в том, что долгое время и до сих пор в некоторых культурах скрипка была и остаётся народным инструментом. Как известно, народными инструменты становятся благодаря своей доступности. А теперь – немножечко чудной музыки!
Ф. Крейслер Вальс “Муки любви”
Методические заметки «Первые уроки игры на скрипке»
Разделы: Музыка
Наверное, ни для кого не секрет, что детские музыкальные школы в последнее время испытывают трудности с набором.
У этого факта есть несколько причин:
— снижение интереса к классической музыке,
— компьютерная зависимость детей.
Поэтому в музыкальную школу принимают абсолютно всех подряд, желающих обучаться.
Перед педагогами-музыкантами стоит нелёгкая задача: сделать так, чтобы процесс обучения игры на скрипке был интересным и увлекательным, чтобы активизировать детей к дальнейшим занятиям. Начальный этап в обучении является определяющим для дальнейшего роста юного музыканта, поэтому ему нужно уделить особое внимание.
Способов и методов работы с маленькими детьми очень много, и выбор их зависит от изобретательности педагога и возможности ребёнка.
В этой статье я хотела бы поделиться своим педагогическим опытом работы в музыкальной школе.
Первая встреча педагога с учеником – важный момент. Для ребёнка это впечатление бывает решающим. От того, как выглядит педагог, манера общения, умение расположить ребёнка к себе, понравиться ему и заинтересовать музыкой – очень важно для обеих сторон. Уже на первых уроках беседую с учеником на самые разные темы, определяю степень подготовки, отношение к музыке, узнаю о семейной обстановке, о том, как он проводит свободное время. Всё это подсказывает наилучший для начала метод работы с ним.
На первый урок ученик приходит без скрипки. Ему 5 или 6 лет. Он очень хочет заниматься, но представлений о занятиях и об инструменте у него нет.
Показываю ученику струны: “Их всего четыре, но на них можно всё сыграть. Скрипка не просто играет, она поёт, рассказывает, но только без слов, кто умеет её слушать, понимает, о чём она поёт”.
Дальше, знакомя ученика с названием струн, стараюсь дать им образные характеристики. Например: “Вот первая струна, она пищит как комар над ухом – пи-и-и! ми-и-и! Вторая струна – звонкая, ля. У неё всегда хорошее настроение и она поёт, как кузнечик. А вот третья струна – серьёзная, деловая, ре. Она самая строгая и бывает даже сердитой и тогда она не звучит, а рычит: ррре! А всё оттого, что когда ребята начинают на ней учиться играть и делают при этом много ошибок, струна ре очень сердится. Наконец, четвёртая струна, соль. Это самая толстая струна, она жужжит как шмель среди цветов. Попробуй щипком все четыре струны и запомни их: ми, ля, ре, соль.
Итак, мы познакомились со скрипкой, с её четырьмя струнами. Заучивать названия деталей скрипки и смычка пока не стоит, чтобы не перегружать ученика набором трудных иностранных названий. Лучше знакомиться с частями скрипки и смычка постепенно, по мере практической надобности.
Теперь можно приступать к упражнениям, подготавливающим работу над постановкой:
1. В первую очередь начинаю с упражнений на расслабление. Ученик должен запомнить и самое главное понять, что такое расслабленная и что такое зажатая рука.
1) “кулачки”: сильно зажимаем на несколько секунд кулачки, затем распускаем.
2) “руки вверх”: вытягиваем руки вверх, выпрямляем пальцы. Затем роняются только пальцы обеих рук, после небольшой паузы – кисти, далее – предплечье и плечо.
2. Чтобы научить малыша правильно стоять, равномерно распределяя вес на обе ноги, мне помогает упражнение “Мишка”. Несколько раз походив, как косолапый, ребёнок очень хорошо запоминает, что при игре на скрипке надо стоять не на одной ноге, а на двух.
3. Для того, чтобы подготовить правую руку к работе мне помогают следующие упражнения:
1) “веточка с листочком”: рука согнута в локте (рука – веточка, кисть с пальчиками – листочек). Ветер сильно дует – качается веточка с листочком. Ветер стих – листочек с веточкой замер.
2) “часики”: рука согнута в локте и находится на уровне талии. Поднимаем кисть к носу (смотрим на часы близко), затем в исходное положение, далее отводим руку вперёд (смотрим на часы издалека).
4. Чтобы подготовить к работе левую руку мне помогают следующие упражнения:
1) “Буратино”: подносим к носу большой палец левой руки, пальцы распустить; к мизинцу подносим большой палец правой руки, пальцы распустить. Несколько секунд постоять, пошевелить пальчиками. Затем поворачиваем и подносим к носу мизинец левой руки, стоим несколько секунд, шевелим пальчиками. Это упражнение поможет левой руке сделать правильный поворот к корпусу скрипки.
2) “зеркальце”: кисть ладонью повёрнута к себе, пальцы округлы, как бы удерживают зеркальце. Я для убедительности всегда даю ребёнку круглое зеркальце и мы делаем следующее: направляем его то на себя, то левее себя.
5. Обязательно включаю упражнения на координацию движения рук:
1) Руки согнуты в локтях, одна ладошка машет “до свидания”, другая – “иди сюда”.
2) Одна рука рисует “солнышко” (круг), другая – “дождик” (вертикальные линии).
Каждое упражнение делаем несколько раз. Стараюсь, чтобы ребёнок запомнил их названия, тогда дома ему будет легко всё вспомнить и повторить.
На следующем уроке добавляю новые упражнения. В каком объёме проводить эти упражнения зависит от индивидуальных способностей ученика. Я всегда стараюсь не перегружать его внимания. Даже при непродолжительном проведении упражнений ученик устаёт, и тогда лучшей разрядкой для него будет пение песенок.
Усаживаю ученика рядом с собой за фортепиано и знакомлю его с песенкой, которую он будет разучивать. Сначала пою сама со словами и аккомпанементом, он слушает. Потом разбираемся с её содержанием и характером. Затем приступаем к разучиванию песенки голосом. После разучивания её полезно исполнить сначала без слов, хлопая ритмический рисунок ладошками, а потом спеть с аккомпанементом.
Если вижу радостные глаза ребёнка и его желание придти на следующий урок, значит цель достигнута и я смогла его заинтересовать и увлечь. И это для меня маленькая победа.
1) Якубовская В. Начальный курс игры на скрипке. Л., 1986.
2) Мильтонян С. Вводный курс скрипичной постановки. М., 1987.
3) Шальман С. Я буду скрипачом. Л., 1987.
4) Григорян А. Начальная школа игры на скрипке. М., 1989.
5) Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке. М., 1987.
Игра на скрипке подразумевает удерживание инструмента между челюстью и ключицей ( варианты этой позы см. Ниже ). Струны звучат, натягивая смычок поперек них ( арко ) или щипая их ( пиццикато ). Левая рука регулирует длину звучания струн, останавливая их пальцами на грифе, создавая различную высоту тона.
СОДЕРЖАНИЕ
Аксессуары для опоры для подбородка и плечевого упора бывают самых разных стилей и форм, поэтому каждый может найти комбинацию, которая наилучшим образом соответствует его телосложению и стилю игры. Поиск идеальной комбинации в некоторых случаях может быть долгим. Каким бы ни было снаряжение, игрок обычно стремится поддерживать сбалансированное, естественное и удобное положение с прямой спиной, особенно шеей. У многих скрипачей на шее есть красноватая отметина, так называемый «засос скрипки» (или «засос скрипача») от длительного давления в этом месте. Пятно может усугубляться аллергической реакцией на никелирование зажимных приспособлений для подбородочного упора или микробными патогенами, присутствующими на инструменте.
Левая рука: производство высоты тона
Пальцы условно нумеруются от 1 (указательный палец) до 4 (мизинец). В частности, в учебных изданиях скрипичной музыки числа над нотами могут указывать, какой палец использовать, а «0» над нотой указывает на «открытую» струну или игру на струне без изменения высоты звука с помощью левой руки. Второй палец может быть либо «низким», либо «высоким», что соответствует G или G ♯ на струне E в первой позиции. Точно так же первый палец может опускаться на полшага вниз для F, а 3-й и 4-й пальцы поднимаются вверх для A ♯ и C соответственно, как показано на диаграмме рисунков пальцев Борноффа слева. (Образец номер пять может быть таким же, как образец номер три, но на полшага ниже или в «половинном положении».)
На нижнем графике слева показано расположение заметок, доступных в первой позиции. Расположение пальца левой руки зависит от ушей и руки, а не от глаз, то есть оно имеет сильные слуховые и тактильные / кинестетические компоненты, а визуальные ориентиры лишь незначительно полезны. Кроме того (не показано на этой диаграмме), расстояние между позициями нот становится ближе по мере того, как пальцы перемещаются «вверх» (по высоте) от гайки. Синие столбцы по бокам диаграммы представляют обычные возможности для размещения лент для начинающих на 1-м, высоком 2-м, 3-м (и 4-м) пальцах или паттерне Борнофф номер два. Этот конкретный паттерн дает мажорную гамму на струнах A и E, что является естественным началом для простых мелодий, таких как «Twinkle Twinkle Little Star».
Позиции
Верхний предел диапазона скрипки во многом определяется навыками игрока. Опытный игрок может играть более двух октав на одной струне и четырех октав на инструменте в целом. Все ноты, кроме самой низкой и самой высокой, могут быть сыграны на нескольких струнах в разных позициях. То есть, упомянутая выше «высокая» нота си может быть сыграна не только безымянным пальцем на струне E в первой позиции, но также безымянным пальцем в пятой позиции на струне A, в девятой позиции на струне. D-струна и в тринадцатой позиции на стринге.
Скрипачи часто меняют позиции на нижних струнах, иногда к ужасу композиторов и к большому замешательству новичков. Обычно это делается для обработки музыкального пассажа, который в противном случае потребовал бы быстрого переключения (или «пересечения») струн. Это также делается для получения определенного тембра : одна и та же нота будет звучать существенно по-разному в зависимости от того, на какой струне она воспроизводится. Эта «высокая» си при игре на струне E (самой высокой, обычно на металлической струне с одним сердечником) может иметь чистый, даже пронзительный тембр; тот же «высокий» си, сыгранный на струне A, струне D или струне G (обычно обернутые струны, а не моноядерный), может звучать «теплее» или менее абразивно. По этой причине скрипачи часто избегают играть одну ноту на E-струне во фразе нот на A-струне, так как одна нота E-строки будет выделяться другим тембром.
Открытые струны
Двойные остановки и дроны
Вибрато
При использовании вибрато скрипачи колеблются в обратном направлении или ниже по высоте от фактической ноты, поскольку слуховое восприятие способствует более высокой высоте звука в изменяющемся звуке. Вибрато почти ничего не делает, чтобы замаскировать расстроенную ноту. Студентов скрипки, особенно начального уровня, учат использовать ее только на расширенных нотах и / или в моменты эмоционального напряжения. Вибрато может быть трудным в освоении, и на его освоение у студента может уйти несколько месяцев, если не лет.
Гармоники
Гармоники отмечаются в музыке маленьким кружком над нотой, определяющей высоту звука гармоники. Есть два типа гармоник: естественные и искусственные (также известные как «ложные гармоники»).
Традиционная нотация искусственных гармоник использует две ноты на одной ножке: нижняя нота использует круглую головку, представляющую место, где струна сильно остановлена указательным пальцем, а верхняя нота использует открытую ромбовидную головку, представляющую, где струна слегка перемещается. коснулся безымянным пальцем.
Гармоники также редко играют с двойными остановками, где обе ноты являются гармониками.
Правая рука и цвет тона
Техника поклона
Есть несколько методов «атаки» луком, которые производят различные артикуляции; этот список ни в коем случае не является исчерпывающим:
Прямой лук
Пиццикато
Когда в заметке помечено pizz. (аббревиатура от pizzicato ) в письменной музыке на ней играют, перебирая струну пальцем правой руки, а не поклоном. Когда рука с луком занята (или для виртуозного эффекта), можно использовать левую руку; это обозначается знаком «+» (плюс) в музыке. Это позволяет игрокам одновременно играть смычковые ноты, играя на другой струне. Кроме того, некоторые игроки научились играть быстрые пассажи пиццикато двумя попеременными пальцами правой руки. Игроки продолжают играть пиццикато до тех пор, пока не появится указание вернуться в арко (игра с луком).
Скрипач также может дергать струну левой рукой, что обозначается в музыкальных произведениях знаком «+» над желаемой нотой. Пиццикато для левой руки, как правило, менее гибко по высоте звука, чем техника для правой руки, но позволяет правой руке либо оставаться на месте, либо одновременно играть, как был известен композитор и скрипач Никколо Паганини.
Немой
Имея одно и то же название, но с совершенно другой целью, доступны массивные металлические, резиновые или деревянные «тренировочные немы» или «гостиничные немы». Эти приглушения используются для значительного уменьшения громкости во время занятий там, где другие могут беспокоить.
Тюнинг
Как научиться играть на скрипке
Достаточно много взрослых признаются в детской мечте стать великим скрипачом. Однако по определенным причинам мечта так и не осуществилась. Большинство музыкальных школ и учителей убеждены в том, что начинать обучение во взрослом возрасте поздно. В материале статьи расскажем о том, можно ли научиться играть на скрипке взрослому и с какими трудностями можно столкнуться, если вы захотите начать этим заниматься.
Возможно ли научиться играть на скрипке
Сидя дома и выполняя задания из самоучителей освоить этот инструмент не получится, поскольку музыканты обычно оценивают его как в достаточной степени сложный. Как быстро научиться играть на скрипке? При освоении азов игры может потребоваться много терпения и упорства. В арсенале каждого музыканта можно встретить множество эффективных примеров звукоизвлечения.
Возможно ли научиться играть на скрипке в любом возрасте? Безусловно этот процесс гораздо проще дается детям, но если иметь сильное желание и целенаправленность, то его освоить может даже взрослый.
Как играть на скрипке для начинающих
Прежде чем начать осваивать мастерство, необходимо приобрести инструмент. Его лучше покупать в специализированном магазине. При выборе необходимо обратить внимание на размер.
То, какого размера инструмент необходим, зависит от длины руки музыканта, то есть, в целом, рост имеет значение. Как правило, рост человека зависит от его возраста. Для взрослых наилучшим размером будет четыре четверти. Остальные, как правило, меньше. В любом случае примерка и проверка того, как он звучит, на месте обязательна.
Качественный инструмент найти непросто, велика вероятность наткнуться на плохо звучащий экземпляр. Выбирая модель, лучше руководствоваться мнением опытных в этом деле людей, можно обратиться в нашу Школу Fmusic, и преподаватели тщательно подберут подходящий вам инструмент. Приобрести его также можно будет у нас.
Начинать знакомство с инструментом следует с его настройки, ведь действие это необходимо проводить регулярно и оно не должно отнимать много времени. Настраивать скрипку немного сложнее, чем гитару.
Перед началом музицирования нужно подтянуть смычок и обработать его канифолью. Затем с помощью камертона настроить струны на необходимые ноты. Ну а потом уже можно постигать, как научиться играть на скрипке и приступать к практике.
Освоение музыкального инструмента состоит из следующих этапов:
После освоения основ можно смело начинать увеличивать сложность упражнений. Начинать тренировки можно с 15 минут, постепенно увеличивая время до шестидесяти минут, а то и больше, в день. Каждый человек вправе практиковаться столько времени, сколько считает нужным. Многих новичков интересует, за сколько можно научиться играть на скрипке. Точный ответ сказать не представляется возможным, ведь все зависит от конкретной личности. Ели человек начал заниматься на этом музыкальном инструменте, то он всю жизнь продолжает учиться.
Можно ли научиться играть на скрипке взрослому
Некоторые люди глубоко убеждены в том, что научиться играть на скрипке с нуля взрослому невозможно. На самом деле спешим вас уверить, что возраст – это не такое уж непреодолимое препятствие на пути к мечте. Каждый человек, обладающий музыкальным слухом, может успешно освоить азы музицирования на инструменте.
А слух, в свою очередь, можно развить, даже если вы считаете, что предпосылок для этого никаких нет.
Фактически, музыкантом может стать совершенно любой.
Сложно ли научиться играть на скрипке взрослому, спросите вы? Безусловно, ребенку намного проще освоить музыкальный инструмент. Ведь дети за счет органических особенностей имеют высокую предрасположенность к обучению. У людей старшего возраста меньше предрасположенности к обучению, запоминанию, развитию определенных навыков. В силу этого необходимы гораздо большие время- и трудозатраты для достижения поставленной цели.
Прежде чем принять решение о начале обучения, необходимо ознакомится с главными особенностями процесса:
Таким образом, в любом возрасте можно освоить скрипку. Мотивированность процесса обучения у взрослых сможет компенсировать те недостатки, которые связаны с возрастом ученика.
Как научиться играть на скрипке с нуля
Все хоть раз в жизни слышали исполнение классических скрипичных произведений. Скрипка – это уникальный мелодичный инструмент. Если вы серьезно задумали освоить его, то помните, что этот путь довольно труден и быстрота обучения будет зависеть от степени вашей старательности. Наилучшим вариантом, безусловно, будет, если вы пройдете его с личным преподавателем. У нас в Fmusic вы найдете себе профессионального преподавателя по душе. Он сможет составить наиболее эффективный план занятий и достигнуть того уровня игры, который требуется.
С чего начинать и как научиться играть на скрипке с нуля? В идеале необходимо освоить сольфеджио и теорию музыки. Последнее способствует развитию музыкального слуха. Интонированием по нотам необходимо заниматься по несколько раз на неделю. Такой подход позволит сделать чтение нот по сольфеджио для вас в достаточной степени легким занятием.
Если вы будете ориентироваться в нотах, это значительно улучшит вашу игру. Однако если вы примете решение не тратить время на изучение этого предмета, преподаватель не будет настаивать. Этим мы и отличаемся от классических музыкальных школ. Изучение только того, что хочется ученику – гарантия получения позитивных эмоций от занятий. Также, если вы поймете, что музицирование на скрипке вас больше не привлекает, мы сможем предложить другие интересные курсы. К примеру, занятия по гитаре или фортепиано.
Материалы по теме
Курсы скрипки
В нашей музыкальной школе FMusic мы регулярно проводим обучение скрипке. Узнайте про наши курсы и приходите к нам заниматься!
Как научиться играть на скрипке с нуля? Легкий ли это инструмент для освоения? Приходите к нам в музыкальную школу и узнайте на первом занятии!