Что играло на похоронах шопена
История Похоронного Марша Фредерика Шопена
Музыка была востребована человеком всегда, и нет таких моментов в истории человечества, чтобы в них не оставалось места для музыки. Один великий композитор писал, что музыка всегда есть там, где есть душа. И правда, ведь ни одна из страниц истории – даже самая страшная и трагическая, не обходилась без музыки, и даже тогда, когда душа покидает тело – музыка остается. Да, сегодня мы поговорим о похоронном марше – мелодии, ставшей, пожалуй, самым известным произведением классической музыки.
В силу того, что Польша перестала существовать как государство еще в 1795 году, а Варшава, по итогам Наполеоновских войн, находилась на территории, отошедшей к Российской Империи, Шопен, до отъезда на запад, жил на территории, являющейся частью Российской империи. Исключением являются первые годы жизни, вплоть до 3 мая 1815 года. В это время данная территория являлась частью Варшавского Герцогства, вассального Французской Империи.
Итак, Фредерик Шопен – великий поляк, которые волей судьбы был вынужден покинуть свою Родину и стать гением в изгнании, так и не вернувшись при жизни в Польшу.
Rachmaninoff Plays Chopin Sonata No 2 (3)
Умер Шопен в своей небольшой парижской квартире.
О символичности «Похоронного марша» Шопена | Музей Мировой Погребальной Культуры
Ваш вклад в экспозицию
Музей с благодарностью примет в дар или приобретет старинные предметы, имеющие отношение к культуре погребения, памятования разных времен и народов. Телефон для справок: +7 953-868-8803.
Наш адрес
Присоединяйтесь
Часы работы
Магазин уникальных сувениров музея
Не забудь приобрести необычный подарок
В мировой культуре есть целый ряд мелодий, которые практически каждый человек может узнать с первых аккордов. “Полонез” Огинского, “Лунная соната” Бетховена, и, конечно же, “Похоронный марш” Шопена. Последний настолько глубоко вошел в погребальную культуру, что стало сложно представить похороны без него. Талантливому композитору удалось создать мелодию, в которой, кажется, сконцентрирована вся скорбь Мира. Совершим небольшой экскурс в историю, чтобы узнать о “Похоронном марше” немного больше.
“Похоронный марш” стал одним из знаковых, а также – символичных – произведений в жизни композитора, ведь именно во время его создания, у музыканта впервые проявились признаки болезни легких, от которой он и скончался в 1849 году, в возрасте, всего лишь, 39 лет.
Еще одним плохим знаком можно посчитать случай, произошедший за год до смерти Шопена. Во время исполнения марша в одном из английских салонов, Фридерику вдруг привиделось, как из его фортепиано появляются некие демонические существа. Музыкант в ужасе покинул салон, и этот случай впоследствии стали считать предзнаменованием его скорой смерти.
Как уже упоминалось выше, всего лишь через год после этого случая, польский композитор скончался. Он стал самым первым человеком, на похоронах которого был сыгран “Похоронный марш”. По завещанию Шопена, в последний путь на парижское кладбище Пер-Лашез его провожали под печальные звуки собственного произведения, а также – под “Реквием” Моцарта (который для его создателя стал также очень символичным).
Люди оценили мрачное величие марша Фридерика Шопена и, постепенно, он стал звучать на похоронах все чаще, пока не стал буквально их музыкальным символом. За более чем полтора столетия, минувшие с того грустного дня 17 октября 1849 года, когда “Похоронный марш” был впервые исполнен как траурная композиция, под его печальные звуки миллионы людей ушли в последний путь.
История «Траурного марша» Шопена
Последнее произведение было создано композитором-романтиком, ещё не достигшим тридцатилетия. Оно настолько прочно вошло в обязательный оркестровый репертуар на похоронах, что стало своего рода музыкальным кодом погребальной церемонии, квинтэссенцией мировой скорби.
1837 год, грозная болезнь признанного гения
Врачи XIX столетия полагали, что причиной смерти 39-летнего Фредерика Шопена стала чахотка, то есть, туберкулёз. Современные медики склонны полагать, что выдающийся музыкант, которого ещё в юности признали музыкальным гением, страдал муковисцидозом. Как бы то ни было, первые признаки дыхательной недостаточности у Шопена появились в 1837 году, когда ему было 27 лет. Именно в это время неудачно заканчивалось его сватовство к 17-летней Марии Водзиньской, но музыкальный дар требовал творить новые шедевры. Фредерик Шопен начал писать Marche funèbre (Похоронный марш).
Организация похорон требует комплекса действий, которые выполняются оперативно, внимательно, с учётом конкретных обстоятельств.
1848 год, демоны фортепиано
В Шотландии и Англии Фредерик Шопен продолжал создавать сонаты, баллады, экспромты, прелюдии, играл свои произведения в аристократических салонах. Если окружающим удавалось упросить Шопена исполнить сонату № 2 с Marche funèbre, то затем он тотчас уходил, не будучи в состоянии ни беседовать, ни музицировать.
В 1848-м, за год до смерти, Фредерику Шопену вдруг, во время исполнения марша в одном из английских салонов, привиделось, что из фортепиано, на котором он играет, появляются жуткие демонические существа. Потрясённый музыкант покинул салон. Впоследствии этот случай сочли предзнаменованием скорой смерти Шопена.
1849 год, первое исполнение Marche funèbre на похоронах
Прощальная церемония с исполнением «Похоронного марша» состоялась 30 октября в костеле св. Магдалены. Бальзамированное тело Фредерика Шопена было погребено на кладбище Пер-Лашез.
Вопрос и ответ
В то время, когда эта музыка была написана, композитор окончательно осознал, что на любимую родину, в Польшу ему никогда не удастся вернуться. Те же чувства переживала многочисленная польская диаспора в Европе.
На органе были исполнены две его прелюдии, e-moll и h-moll. В исполнении оркестра, хора и солистов прозвучал «Реквием» Моцарта. С партитурой этого произведения Шопен не расставался в последние годы жизни.
Это высокий четырёхгранный постамент со скульптурой скорбящей музы. На фронтальной плоскости постамента размещён овальный медальон с рельефным профилем композитора. К могиле Шопена постоянно приносят свежие цветы.
Из истории «Похоронного марша» Шопена
В мировой культуре есть целый ряд мелодий, которые практически каждый человек может узнать с первых аккордов. «Полонез» Огинского, «Лунная соната» Бетховена, и, конечно же, «Похоронный марш» Шопена. Последний настолько глубоко вошел в погребальную культуру, что стало сложно представить похороны без него. Талантливому композитору удалось создать мелодию, в которой, кажется, сконцентрирована вся скорбь Мира. Совершим небольшой экскурс в историю, чтобы узнать о «Похоронном марше» немного больше.
История «похоронного марша» Шопена
«Похоронный марш» стал одним из знаковых, а также — символичных — произведений в жизни композитора, ведь именно во время его создания, у музыканта впервые проявились признаки болезни легких, от которой он и скончался в 1849 году, в возрасте 39 лет.
Еще одним плохим знаком можно посчитать случай, произошедший за год до смерти Шопена. Во время исполнения марша в одном из английских салонов, Фредерику вдруг привиделось, как из его фортепиано появляются некие демонические существа. Музыкант в ужасе покинул салон, и этот случай впоследствии стали считать предзнаменованием его скорой смерти.
Как уже упоминалось выше, всего лишь через год после этого случая, польский композитор скончался. Он стал самым первым человеком, на похоронах которого был сыгран «Похоронный марш».
По завещанию Шопена, в последний путь на парижское кладбище Пер-Лашез его провожали под печальные звуки собственного произведения, а также — под «Реквием» Моцарта (который для его создателя стал также очень символичным).
Люди оценили мрачное величие марша Фредерика Шопена и, постепенно, он стал звучать на похоронах все чаще, пока не стал буквально их музыкальным символом. За более чем полтора столетия, минувшие с того грустного дня 17 октября 1849 года, когда «Похоронный марш» был впервые исполнен как траурная композиция, под его печальные звуки миллионы людей ушли в последний путь.
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!
Почему после таких произведений многим уже не хочется ничего писать …
Мистические истории
С этим произведением связана трагическая история из детства последней русской императрицы Александры Фёдоровны (Аликс, Алисы Гессенской), случившаяся примерно в 1883 году. Младший брат Аликс — Фридрих — неожиданно выпал из окна с шестиметровой высоты в тот момент, когда Аликс разучивала «Похоронный марш» Шопена во время урока музыки. Вначале мальчик вроде бы не пострадал и был лишь испуган, однако, ночью неожиданно умер от внутреннего кровоизлияния.
Почему именно он стал похоронным маршем
Марш из «Сонаты для фортепиано № 2 си-бемоль минор» написан за год до смерти композитора. Слава богу, что это было не первое его произведение, иначе мы бы не дождались десятков, сотен других, не менее выдающихся его творений.
Говоря языком поэзии, лучше всего об этом марше скажет Иосиф Бродский:
«…На чье бы колесо сих вод не лить,
оно все тот же хлеб на свете мелет.
Ведь если можно с кем-то жизнь делить,
Дыра в сей ткани. Всяк, кто хочет, рвет.
Со всех концов. Уйдет. Вернется снова.
Еще рывок! И только небосвод
во мраке иногда берет иглу портного…» (Из «Большой элегии Джону Донну», Иосиф Бродский)
Горовиц и другие
Среди всех исполнений, есть поразительно запоминающиеся и не очень.
Неожиданно звучит импровизационная часть марша в завершении, очевидно придуманная самим Владимиром Горовицем.
Вот вкрадчивое исполнение южнокорейского пианиста Сона Чжин Чо и с таким же точно концом как у Владимира Горовица, впрочем предусмотренного и Шопеном. Это политональный набор звуков, в котором не прослеживается мелодия, завершающийся цитатой из основной темы.
А на последок — семейный портрет тех, кто очень любил Шопена.
Владимир Горовиц с женой и собаками жены в своих Hью-Йоркских апартаментах