Что играла радистка кэт на пианино
из фильма «Семнадцать мгновений весны»
Комментарии
Для добавления комментария Войдите или Зарегистрируйтесь.
Если у вас возникли какие-либо вопросы, пожалуйста, напишите нам через Форму обратной связи.
Top5 популярных нот за неделю
Мы отвечаем в течении одного рабочего дня
Копирование материалов сайта запрещено.
Ноты для фортепиано (пианино) в крупном нотном архиве. Подробнее
Вы используете расширение для браузера, блокирующие рекламу. Очень жаль 🙁
Пожалуйста, рассмотрите возможность ОТКЛЮЧЕНИЯ блокираторов рекламы для нашего сайта. Каждое расширение данного типа, например, Adblock для браузера Firefox, имеет возможность отключать блокировку рекламы на определенных сайтах.
Мы рады приветствовать Вас на нашем сайте! Наслаждайтесь игрой на фортепиано и спасибо за внимание 🙂
Что играла радистка кэт на пианино
Время и место действия – Германия, канун Победы в Великой Отечественной Войне. Советский разведчик полковник Исаев, он же – штандартенфюрер СС Штирлиц, исполняет последние задания Центра, диктуемые ходом военных действий и политическими интригами верхов противоборствующих сторон.
Семнадцать мгновений весны
Роберт Рождественский. Киностудия им. М. Горького (СССР). Жанр: политический детектив. 12 серий. Авторский текст читает
Операторы: Пётр Катаев; Анатолий Буравчиков
Художник: Мариам Быховская
Художник-постановщик: Борис Дуленков
Звукорежиссёр: Леонард Бухов
Фильм снят по одноименному роману Юлиана Семенова. Действие фильма разворачивается на протяжении семнадцати дней весны 1945-го года.
Иосиф Сталин поручает Штирлицу ответственное задание: сорвать сепаратные переговоры немцев с Западом. Начиная с лета 1943 года рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер через своих доверенных лиц начал осуществлять контакты с представителями западных спецслужб с целью заключения сепаратного мира. Благодаря мужеству и интеллекту Штирлица эти переговоры были сорваны.
В ГЛ. РОЛЯХ:
Макс Отто фон Штирлиц (нем. Max Otto von Stierlitz; род. 8 октября 1900 – дата смерти неизвестна), он же Максим Максимович Исаев, настоящее имя Всеволод Владимирович Владимиров – штандартенфюрер СС.
Генрих Мюллер, фото 1940 г.
Генрих Мюллер (нем. Heinrich Müller; 28 апреля 1900 – 1945) – шеф тайной государственной полиции (IV управление РСХА) Германии (1939 – 1945), заместитель главы РСХА Р. Гейдриха. Последний раз его видели в бункере Гитлера 27 апреля 1945 года. Существует множество версий его дальнейшей судьбы, однако точно ничего неизвестно.
Вальтер Фридрих Шелленберг, фото сентябрь 1943 г.
Вальтер Фридрих Шелленберг (нем. Walter Friedrich Schellenberg, 16 января 1910 – 31 марта 1952) – начальник политической разведки службы безопасности (VI управление РСХА), бригадефюрер СС (с 1944), позднее – преемник адмирала Канариса на посту руководителя военной разведки Третьего рейха. Член НСДАП с 1933 года.
[Существует легенда, что племянница настоящего Шелленберга прислала Табакову открытку, в которой благодарила актера за то, что он «был так же добр, как дядя Вальтер».]
Иосиф Сталин, фото 1942 г.
Член Политбюро ЦК ВКП(б) (1919—1952), Президиума ЦК КПСС (1952—1953), член ВЦИК (1917—1953), ЦИК СССР (1922—1938), депутат Верховного Совета СССР 1—3-го созывов; член Исполнительного комитета Коминтерна (1925—1943). Маршал Советского Союза (с 1943), Генералиссимус Советского Союза (с 1945). Почётный член Академии наук СССР (с 1939). Герой Социалистического Труда (с 1939), Герой Советского Союза (с 1945), кавалер двух орденов «Победа» (1943, 1945).
Адольф Гитлер, фото 1942 г.
Фриц Диц, актер студии «DEFA», ГДР (озвучивает Евгений Весник) –
Адольф Гитлер (нем. Adolf Hitler; 20 апреля 1889, Браунау-на-Инне, Австро-Венгрия – 30 апреля 1945, Берлин, Германия) – основоположник и центральная фигура национал-социализма, основатель тоталитарной диктатуры Третьего рейха, вождь (фюрер) Национал-социалистической немецкой рабочей партии с 29 июля 1921 года, рейхсканцлер Германии c 30 января 1933 года, фюрер и рейхсканцлер Германии со 2 августа 1934 года, верховный главнокомандующий вооружёнными силами Германии во Второй мировой войне, главный нацистский военный преступник. Кстати, Адольф Гитлер, вопреки распространённому с 1920-х годов и попавшему даже в 3-е издание БСЭ утверждению, никогда не носил фамилию Шикльгрубер.
Вильгельм Бурмайер, актер студии «DEFA», ГДР (озвучивает Николай Граббе) –
Мартин Борман, фото 1934 г.
Юрий Визбор (озвучивает Юрий Соловьёв) –
Мартин Борман (нем. Martin Bormann, 17 июня 1900– 2 мая 1945) – государственный и политический деятель Германии, начальник Штаба заместителя фюрера (с 3 июля 1933 года), начальник Партийной канцелярии НСДАП (с мая 1941 года), «Личный секретарь фюрера» (с 12 апреля 1942 года). Рейхсляйтер (2 июня 1933 года), Рейхсминистр без портфеля, почётный обергруппенфюрер СС, обергруппенфюрер СА. Ближайший соратник Гитлера, ставший к концу войны самым могущественным человеком Третьего рейха после фюрера.
пастор Фриц Шлаг. Пастор Фриц Шлаг, проповедовавший пацифистские идеи, был арестован гестапо и брошен в берлинскую тюрьму “за распространение пораженческого настроения”, где провёл полгода. Пастор был освобождён Штирлицем по указанию Шелленберга, который решил использовать связи пастора во влиятельных кругах Швейцарии и Италии. После того, как пастор выполнит свою миссию, Шелленберг, в частности, предлагал ему “устроить автомобильную катастрофу”. Но Штирлиц, войдя в контакт с пастором, перевербовал его на свою сторону. В результате Шлаг сыграл ключевую роль в комбинации, задуманной Штирлицем, а не Шелленбергом с Гиммлером. В сериале пастор Шлаг показан как высокодуховный, пусть и терзаемый внутренними сомнениями, человек, который продолжает верить в лучшее начало в людях, несмотря на всё то, что ему пришлось вынести. В частности, в разговоре со Штирлицем он говорит, что одинаково помог бы и беглому коммунисту, и нацисту, как как прежде всего они оба являются людьми. Эта его реплика вызывает возражения со стороны Штирлица. Остаётся непонятным, к какой конфессии принадлежит пастор Шлаг. С одной стороны, “пастор” – обращение к протестанским священникам, с другой стороны, в деле гестапо Шлаг фигурирует как “католический священник”, а Папа Римский принимает его у себя как единоверца. Вымышленный персонаж.
Вернер Плейшнер, профессор. Профессор Плейшнер был завербован Штирлицем после смерти своего старшего брата, который многие годы являлся его помощником в антифашистском движении. Штирлиц принял решение привлечь профессора, так как в связи со смертью Эрвина Кина и исчезновением Кэт у него почти не было каналов связи, кроме пастора Шлага. Штирлиц решил сделать себе запасной канал и для этого дал задание Плейшнеру отправиться в Берн, признавшись, что он является советским разведчиком. Плейшнеру уже доводилось бывать в застенках гестапо (а именно в концлагере Дахау), откуда он вернулся почти со сломленным духом. Человек глубоко интеллигентный, он плохо ориентируется в обществе и предпочитает сидеть в библиотеке, работать над своими научными трудами. Режим нацистов ему отвратителен, однако он имеет никакой возможности выражать это. Предупредив Штирлица, что в случае провала он может “не выдержать”, Плейшнер всё же без колебаний соглашается сотрудничать с ним. В Берне ему нужно отправить шифрованную телеграмму (с этой частью миссии он справляется успешно) и встретить резидента в явочной квартире. К сожалению, в результате своей оплошности опьяненный воздухом свободы Плейшнер не замечает условного сигнала о том, что явочная квартира провалена, и раскрывает себя нацистам (впрочем, Штирлица он при всём этом не выдаёт). Когда он понимает это, то предпочитает покончить с собой, чем снова оказаться в нацистской тюрьме. Вымышленный персонаж.
— Юрий Багинян – адъютант Геринга
— Валентин Белоногов – немецкий солдат
— Михаил Бочаров – шуцман
— Паул Буткевич – связной (озвучивал Олег Мокшанцев)
— Николай Волков (младший) – Эрвин Кин
— Валентин Гафт – Геверниц, сотрудник Даллеса
— Николай Горлов – портье в пансионе «Вирджиния»
— Сергей Голованов – посол Великобритании в СССР
— Николай Гриценко – генерал в вагоне
— Евгений Гуров – хозяин птичьего магазина
— Владлен Давыдов – сотрудник Даллеса (озвучивал Артём Карапетян)
— Алексей Добронравов – сторож коттеджа Штирлица
— Владимир Емельянов – генерал-фельдмаршал Вильгельм Кейтель
— Михаил Жарковский – обергруппенфюрер СС Эрнст Кальтенбруннер
— Константин Желдин – оберштурмбанфюрер СС Вильгельм Холтофф
— Юрий Заев – Биттнер
— Эдуард Изотов – адъютант Гитлера
— Юрий Катин-Ярцев – астроном
— Владимир Кенигсон – Краузе
— Владимир Козел – кюре
— Станислав Коренев – адъютант Кальтенбруннера
— Евгений Кузнецов – группенфюрер СС Фридрих Крюгер
— Леонид Куравлёв – оберштурмбаннфюрер СС Курт Айсман
— Евгений Лазарев – сотрудник советской разведки Емельянов
— Василий Лановой – обергруппенфюрер СС Карл Вольф
— Григорий Лямпе – физик Рунге
— Лаврентий Масоха – штандартенфюрер СС Шольц, помощник Мюллера
— Отто Меллис (в титрах — «Отто Мелиес») – Хельмут Кальдер (озвучивал Евгений Жариков)
— Эмилия Мильтон – фрау Заурих
— Рудольф Панков – «Одноглазый», сотрудник СД
— Владлен Паулус – советник немецкого посольства
— Евгений Перов – хозяин кабачка «У грубого Готтлиба»
— Николай Прокопович – рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер
— Клен Протасов – стенографист Сталина
— Виктор Рождественский – адъютант Гиммлера
— Владимир Рудый – Коваленко
— Алексей Сафонов – штурмбаннфюрер СС Юрген Рольф
— Светлана Светличная – Габи Набель
— Владимир Смирнов – хозяин явочной квартиры в Берне
— Манефа Соболевская – сестра в детском приюте
— Юрий Соковнин – водитель Бормана
— Ольга Сошникова – унтершарфюрер СС Барбара Крайн
— Инна Ульянова – дама с лисой
— Пётр Чернов – Громов, офицер советской разведки
— Вячеслав Шалевич – Аллен Даллес
— Элеонора Шашкова – жена полковника Исаева (Штирлица)
— Георгий Шевцов – сотрудник Холтоффа, избивающий Рунге
— Алексей Эйбоженко – Гюсман, сотрудник Даллеса
— Ян Янакиев – Дольман
Интересные факты о фильме:
— Курьёзное различие: у всех нацистов в характеристиках, озвученных в фильме, присутствует фраза: «Связей, порочащих его, не имел». Только у Штирлица она звучит иначе: «В связях, порочащих его, замечен не был». ;)))
— Композитор Микаэл Таривердиев и поэт Роберт Рождественский написали для фильма цикл из 12 песен — по одной на каждую серию. Но в фильм в итоге вошли только две из них — героическая «Мгновения» и лирическая «Песня о далёкой Родине» («Где-то далеко. »). Обе песни исполняет Иосиф Кобзон.
— На роль Гитлера первоначально пробовались Леонид Куравлёв и Леонид Броневой.
— У режиссёрской группы не было фотографий реального Генриха Мюллера. В результате образ шефа Гестапо, созданный в фильме Леонидом Броневым, весьма далёк от оригинала.
— Мюллер — первая кинороль Леонида Броневого, которая принесла ему всесоюзную известность. Таким образом, он стал популярным артистом только в 45 лет. При этом реальный Мюллер абсолютно непохож на Броневого — он был высоким худощавым горбоносым брюнетом. Сам Броневой утверждал, что если бы тогда знал внешность исторического Мюллера, то скорее всего отказался бы от роли.
— У Вячеслава Тихонова на кисти левой руки есть татуировка «Слава», сделанная ещё в молодости. Естественно, что у Штирлица такой быть не может. Поэтому, всякий раз когда требовалось показать крупным планом руки Штирлица (например, выкладывание на столе забавных зверюшек из спичек), это были руки дублера — ассистента художника Феликса Ростоцкого. Также Ростоцкий «писал за Плейшнера» все телеграммы, так как у Евстигнеева был крайне неразборчивый почерк.
— В дублированном на немецкий язык варианте фильма Штирлица озвучивал актёр из ГДР Отто Мелиес — исполнитель роли Гельмута. Самого Гельмута дублировал другой немецкий актёр.
— Женщины в СС не служили, за исключением так называемых Женских вспомогательных подразделений СС, которые имели собственную систему званий. Так что унтершарфюрер Барбара Крайн не могла иметь даже прототипа.
— В эпизоде, когда Штирлиц рисует шаржи на Геринга, Гиммлера, Геббельса и Бормана, заметно, что на листках бумаги заранее намечены контуры рисунков.
— В одном из эпизодов Мюллер в беседе со Штирлицом, говорит что он старше и по возрасту и по званию. В действительности Тихонов старше Броневого на 10 месяцев. Оба актера родились в 1928 году.
— Лётчик-курьер, которого Вольф отправляет с пакетом, садится в советский самолёт Як-12 (который в общих чертах похож на немецкий Fi.156). Но затем по полосе разбегается совершенно непохожий на него истребитель Мессершмитт Bf.109, а взлетает уже Фокке-Вульф Fw 190 (использованы документальные кадры). Форма свастики на киле Як-12 сильно отличается от принятой.
— В кабинете Мюллера на стене висят советские часы «Слава», выпускавшиеся в 1970-х годах.
— Сцены в помещениях здания РСХА снимались в Бутырской тюрьме.
— Эпизод, в котором к Штирлицу, пришедшему в ресторан на встречу со связным, приставала пьяная дама с лисой, снимался в московском кафе «Лира», расположенном в дальнем конце Новопушкинского сквера, в конце Большой Бронной (сейчас в этом помещении размещается первый в СССР и крупнейший в Европе ресторан сети Макдоналдс).
— Сцены в трактире «Грубый Готлиб» снимались в известном берлинском ресторане «Zur letzten Instanz» (Последняя инстанция). Это заведение, под своим подлинным именем, упоминается в «Майоре Вихре».
— Здание, в котором якобы находилась конспиративная радиоквартира, где работала Кэт, на самом деле известный своей архитектурой в стиле «модерн» дом в Москве, на углу Хлебного и Малого Ржевского переулков (Малый Ржевский пер., 6).
— Сцена истязаний Катрин Кин, в которой её ребенок раздетый лежит на холоде, снималась в студии, где в действительности царила жара.
— Так как маленькие дети быстро растут, в качестве младенцев Катрин Кинн и Хельмута Кальдера в съёмках принимали участие шестеро разных детей.
— В романе Ю. Семёнова Штирлиц ездит на автомобиле марки «Хорьх» (Horch). На пробах фильма Тихонов действительно снимался на роскошном «Хорьх-853» 1935 года, принадлежавшем известному московскому коллекционеру Александру Алексеевичу Ломакову. Машину утвердили. Но начало самих съёмок затянулось на несколько месяцев. И хозяин машины подписал договор с другой киногруппой на съёмки этого же автомобиля в известном советском боевике «Бархатный сезон» в г. Сухуми. Так Штирлиц стал в фильме ездить на значительно более дешёвом «Мерседес-Бенц-230» 1938 года.
— Как минимум в трех эпизодах 7-й и 8-й серии использованы кадры из немецкого художественного фильма 1959 года «Die Brücke» («Мост»). Можно разглядеть даже главных героев немецкого фильма.
— В качестве главного консультанта фильма в титрах оригинальной чёрно-белой версии указан генерал-полковник С. К. Мишин. На самом деле под этим псевдонимом скрывался первый заместитель председателя КГБ СССР, генерал-полковник Семён Кузьмич Цвигун (в цветной версии уже указан именно он). Впоследствии как соавтор сценария фильма «Фронт без флангов» (также с участием Вячеслава Тихонова) Цвигун выступил под псевдонимом Семён Днепров. Упомянутая в титрах фамилия другого консультанта Георгия Пипии — «Колх» — тоже не настоящая, а псевдоним.
— Председатель КГБ СССР Ю. В. Андропов, без одобрения которого фильм не мог выйти на экран, просматривал его по ночам — другого времени у него не было. По рекомендации Андропова в фильм внесли только одно изменение: добавили упоминание о германском рабочем движении и Эрнсте Тельмане.
— После того как фильм был впервые показан на советском телевидении, режиссёр Татьяна Лиознова получила от зрителей 12 мешков писем и прочитала все письма до единого.
— Фильм стал настолько популярен, что первый повтор состоялся уже через три месяца после премьеры.
— Брежнев посмотрел картину только при третьем его повторе по телевидению.
— Сюжет советского фильма «Секретная миссия» (1950, режиссёр М. Ромм) построен на тех же событиях — разоблачение советской разведкой сепаратных переговоров Гиммлера с англичанами и американцами. Советским резидентом в этом фильме была женщина, в финале она погибает. Фамилия сценариста фильма «Секретная миссия» – Исаев.
— Эпизод с переговорами Вольфа и Даллеса запечатлён также в киноэпопее «Освобождение». Однако здесь обергруппенфюрер отправляется в Берн по приказу Гитлера.
— Фильм удостоен Государственной премии РСФСР в 1976 г.
Фильм отреставрирован и раскрашен к 9 мая 2009 года. По заказу телеканала «Россия», под руководством Александра Любимова, над новой версией в течение трех лет работали 600 человек в пяти странах: России, США, Кореи, Китая и Индии. Они использовали уникальные методики по работе над цветом. А некоторые кадры раскрашивались даже вручную. Параллельно шла и усиленная работа по полной переработке звука. Создатель черно-белого оригинала Татьяна Лиознова одобрила идею и приняла участие в российской части проекта. К сожалению, вся партия издания цветной версии на лицензионных DVD выпущена с техническим браком (местами дрожание картинки, погрешности изображения в начале второй и третьей серии).
Анекдоты про Штирлица:
К концу войны положение Германии было столь плачевно, что даже в рейхсканцелярии приходилось стоять в очереди для того, чтобы купить колбасы. Однако Штирлиц, вопреки всем нормам поведения, всегда брал без очереди.
Гестаповцы очень возмущались этим. Они еще не знали, что Герои Советского Союза
обслуживаются вне очереди.
Плейшнер выбрасывался из окна уже в пятый раз. Ампула с ядом во рту всё не действовала.
Объявление на двери: «Штирлиц, если Вы не заплатите за электричество, мы отключим вам рацию.»
Штирлиц увидел на окне 38 утюгов и 24 фикуса в синих горшках и понял, что явка провалена.
Штирлиц шел с радисткой Кэт по парку. Раздалась автоматная очередь, Кэт упала, истекая кровью, тут же рядом разорвалась граната, изувечив тело радистки. Штирлиц насторожился.
Штирлиц сидел у открытого окна и писал отчет. Возле него назойливо жужжала муха, Штирлиц махнул рукой, муха вылетела в окно. «Совсем как Плейшнер»,- подумал Штирлиц.
Штирлиц подошел к Александрплатц, и, чтобы не привлекать излишнего внимания, пересек ее по-пластунски.
Ну и как всегда, найдутся деятели, любящие искать мелкие огрехи и ляпы в фильмах. Один такой «злобный тролль» написал целую статью об этом (
читать тут), осторожно, многабукаф и пакостной злости.
При написании использован гуглинг с яндексингом и материалы со следующих сайтов:
Тема: «17 мгновений весны» в цвете
Опции темы
Поиск по теме
По логике, должна была бы отстукивать шифровку в Москву, но, в фильме играла нечто Шуберт/Таривердиев, причём второй похож на одно существо гораздо больше первого.
Вообще то 1 канал идет со стереозвуком (в формате Nicam stereo), который воспроизводится всеми моделями современных телевизоров.
Когда-то Лиознова говорила, что сняла этот фильм в чёрно-белом варианте потому, что там много хроники, и не хотела чтобы цветное смешивалось с чёрно- белым. А может быть и из-за экономии плёнки?
Но меня смутило вчера другое: когда в сцене разговора Кэт и «страхового агента» там звучала музыка, которой (по моему) нет в оригинале. А может она звучала громче, чем в чёрно-белом варианте, поэтому её не было заметно раньше? Во всяком случае, это раздражало.
Не знаю, надо посмотреть старый вариант.
Это плохо, потому что противоречит изначальной стилистике. Если бы Лиознова хотела снять в цвете, она бы так и сделала.
«В процессе колоризации фильм был существенно урезан за счет сокращения начальных и финальных титров, а также отдельных сцен и диалогов (20 % хронометража: серии, длящиеся в оригинале 70 минут, в новой версии длятся по 51 минут каждая). Кроме того, были заменены вставки «Информация к размышлению» и начальные/финальные титры, причем «досье» на сотрудников РСХА были пересняты заново.
Исходный текст черно-белой версии подвергнут купюрам в колоризованной версии. Так, в серии 2 колоризованной версии 2009 года убрали анти-клерикальные пассажи, затрагивающие церковь.
Наиболее серьезным недостатом колоризованного сериала, не считая купюр фрагментов текста из ключевых диалогов, является примерно 20—25 % обрезка исходной полезной площади кадра по высоте для получения современного формата 16:9. При этом заявленное создателами колоризованной версии одновременное 20 % увеличение ширины кадра в действительности не превышет 2—5 % в сравнении с эталонным изданием реставрированной черно-белой версии на шести дисках DVD9 «Крупного Плана». Таким образом, сериал сокращен на 20 % по длительности, подвергнут купюрам текста оригинала, и одновременно урезан на 18—20 % по размеру оригинального кадра».
(Википедия)
Резюме: это не кич, но симулякр.
Вот ежели хотели что перекрасить, так красили бы старые советские комедии типа «Весёлые ребята» и «Волга-Волга», симулякр симулякром не испортишь.
На сём старые толстые рептилии достигли консенсуса и уползли обратно в своё болото, на ходу бормоча «извините за оффтопик, извините за оффтопик».
Екатерина Градова, радистка Кэт из кино СССР. Как живет актриса сегодня?
Этот фильм знают все — «Семнадцать мгновений весны», а также известную радистку Кэт. Сегодня наша редакция расскажет вам об этой необыкновенной актрисе.
Родители Екатерины знаменитые личности. Папа архитектор, а мама играет в театре. Екатерина родилась в Москве, она коренная москвичка.
После школы она подала документы в МХАТ, после него она работала в театре сатиры. Она успела сняться в 2-х картинах и 7 спектаклях.
Впервые ее можно было увидеть в сериале «Осенняя свадьба». Настоящую популярность и всемирную известность ей принесла картина «Семнадцать мгновений весны».
Здесь она играла роль знаменитой Кэтрин Кин. А потом последовала еще одна роль, не менее популярная в фильме «Место встречи изменить нельзя», где она играла подружку вора. Последняя ее роль была в картине «Гнездо глухаря».
Первый раз замуж Екатерина вышла за известного Андрея Миронова. Познакомились они еще, когда Екатерина училась в МХАТ. После свадьбы, которая была в 1971-м г, она родила дочь Машеньку. Из-за частых измен, Екатерина решила развестись.
После развода она решила заняться благотворительностью. Екатерина начала учиться в Богословном институте. Затем преподавала литературную классику школьникам.
Со вторым мужем она познакомилась во время путешествия Оптиной пустыни, он был физик и в 91-м г они поженились. Немного подумав, они решили взять ребенка из детского дома, им стал мальчик Леша Суховерков.
Сейчас у Леши по версии соседей Екатерины, большие проблемы с алкоголем, но сама актриса утверждает, что это не так.
Вместе с мужем актриса проживает во Владимирской области и занимается личным хозяйством и домашними делами.
Дорогие читатели помните ли вы эту актрису? Понравились вам фильмы с ее участием? Ждем ваши ответы в комментариях.
Кэт и другие. Незаметные герои-радисты Великой Отечественной.
Кэт и другие. Незаметные герои-радисты Великой Отечественной
. Читатели романа Юлиана Семенова «простились» с Кэтрин Кин 16 марта 1945 года в 23 часа 28 минут: она уезжала с детьми из Берна в Париж, уже освобожденный от немцев. А интересно было бы знать, как сложилась дальнейшая жизнь Кэт – Кати Козловой. Однажды я слышал «продолжение» этой истории из первых уст, от Юлиана Семенова, с которым был знаком. Встречались мы редко, но как-то быстро перешли на «ты». И вот – я тогда работал в редакции «Советского спорта» – вахтер по телефону сообщил мне о приходе посетителя. Я спустился на первый этаж: ба, Юлиан Семенов!
———————————
http://amnesia.pavelbers.com/Stranizi%20istorii%20razvedki%2029.htm
Радистки-партизанки Валентина Донова, Нина Кочеткова, Клавдия Ромашова, Зоя Копылова.
Партизанские радисты использовали легкие (10 кг) радиостанции «Север» (на фото слева) с дальностью действия до 400 километров. Создал рацию московский изобретатель Борис Михалин в 1940 году. Производили «Север» в блокадном Ленинграде и самолетами отправляли на большую землю
Незаметные герои-радисты Великой Отечественной
Читатели романа Юлиана Семенова «простились» с Кэтрин Кин 16 марта 1945 года в 23 часа 28 минут: она уезжала с детьми из Берна в Париж, уже освобожденный от немцев. А интересно было бы знать, как сложилась дальнейшая жизнь Кэт – Кати Козловой. Однажды я слышал «продолжение» этой истории из первых уст, от Юлиана Семенова, с которым был знаком. Встречались мы редко, но как-то быстро перешли на «ты». И вот – я тогда работал в редакции «Советского спорта» – вахтер по телефону сообщил мне о приходе посетителя. Я спустился на первый этаж: ба, Юлиан Семенов!
– Понимаешь, старик, проходил по улице, увидел вывеску. У вас есть буфет? Покорми меня, я голоден, как испанский волк. В кармане ни гроша.
В редакционном буфете супы закончились, но еще был винегрет, остывшее жаркое и омлет. Юлиан быстро справился с закуской и жарким и дипломатично произнес:
– Я бы съел еще чего-нибудь.
Я направился к стойке. Буфетчица шепотом спросила:
Получив утвердительный ответ, она сама принесла винегрет и горячий омлет, села за столик, вздохнула:
– Скажите, Кэт уехала? Я так переживаю за нее, даже всплакнула.
– Да, она приехала в Париж, – ответил Юлиан. – Там уже работала советская миссия, ее отправили в Москву.
– И они, конечно, с ней. Ей и детишкам помогли.
– Все равно с двумя трудно.
– Она встретила хорошего человека, вдовца, у него тоже был ребенок. И общий у них появился.
– Ой, как хорошо! Кофе хотите? Горяченького?
Это была высшая степень признания. Буфетчица принесла кофе, попросила:
– Увидите Кэт, скажите, что мы за нее волновались.
Юлиан кивнул головой. Провожая его к выходу, я спросил:
– Вдовца ты прямо тут придумал?
– Понимаешь, старик, не она одна меня об этом спрашивает. А что ответить?
Так я и не понял, обдумывал ли он именно такое продолжение «Семнадцати мгновений» или его экспромт родился в буфете «Советского спорта».
Не так давно я отдыхал в санатории «Озеро Белое» и там увидел объявление: «В 16 часов в конференц-зале состоится встреча фронтовиков. Приходите». Я пришел. Выступали мужчины и женщины, рассказывали фронтовые истории. Особенно привлек мое внимание рассказ Владимира Федоровича Гужова: он поведал, как из молоденьких девушек готовили радисток для заброски в партизанские отряды.
– Записывайте телефон Майи…
Хорошо, что рядом стояла скамейка. Оказывается, наша Майка вышла замуж, стала Романовой, поэтому мы ее и не разыскали. По возвращении из санатория я сразу созвонился с ней. Встретились через 66 лет. Майя оказалась секретарем Совета радистов-партизан Московского отделения Всесоюзного комитета ветеранов ВОВ.
Так я стал собирать материалы о радистах, сражавшихся в немецком тылу, встречаться с теми, кто еще жив. Радисты рассказывали о том, как их готовили. Существовали специальные школы – в Москве, Горьком, Саратове, Ленинграде и других местах.
Юбка с чужого плеча
Полгода обучения в московской специальной радиошколе №3 – и в январе 1943-го Валя Грибкова уже протягивала начальнику штаба партизанского движения Воронежского фронта бумагу: «В ваше распоряжение направляется…»
А вот второе задание Вали Грибковой оказалось неудачным. Когда подлетали к линии фронта, самолет обстреляли с земли, и летчик поднял машину выше запланированного. Поэтому, видимо, проскочил точку выброса. Валя приземлилась в 80 километрах от села, в котором ее ждали на конспиративной квартире.
– Перед заброской я из тонкой немецкой шинели сшила себе юбку, – рассказывала Валентина. – Очень гордилась обновой. За несколько дней дошла до нужного селения. В лесу закопала рацию, блоки питания. Подхожу к селу, навстречу полицай. И сразу спрашивает: с кого сняла шинель? А я и растерялась, не знаю, что сказать. В радиошколе нам десятки раз твердили: в вашей работе мелочей нет. Но как все можно предугадать? Что я – не могла юбку из «нашей» материи сшить?
Валентину отвели в комендатуру, по ее следам пустили овчарку. Собака привела к спрятанной рации. Грибкову передали немцам. Захват вражеского радиста всегда считался большой удачей – ведь ему известны шифр, коды. Пускай только свои, но и это немало. Можно узнать, о чем он успел сообщить своему командованию, а также попытаться ввести противника в заблуждение. Радиста сразу передавали спецслужбам – там знали, как с ним работать.
Грибкову отвезли в город Богодухов, в гестапо. Заставили передать радиограмму: приземлилась, жду указаний. До заброски условились, что если в тексте появятся три точки, значит, радист «под колпаком». В следующей передаче удалось вставить три точки и подписать текст не псевдонимом Молекула, а своей фамилией, что запрещалось.
– Радиоузел потребовал подтвердить три точки, – рассказывала Валентина. – Немцы, естественно, прекратили радиоигру. Но главное было сделано. Нас выбрасывали, чтобы подготовить место для высадки десанта. Командование поняло, что задание не выполнено, десантирование отменили, удалось избежать потерь. Но об этом я узнала уже после войны.
Грибкову перевезли в Киев, оттуда отправили на запад. Вместе c несколькими девушками ей удалось бежать из эшелона. После скитаний группа наткнулась на партизан. А когда отряд соединился с частями Красной армии, Грибковой заинтересовался «Смерш». Фильтрационный лагерь, допросы в тюрьме. И только в конце 1945 года перед ней извинились и она вернулась домой, в подмосковный Реутов.
Подвели под «Монастырь»
Наверное, все разведки мира используют так называемые радиоигры, когда удается захватить агента вместе с рацией. Этот агент может согласиться работать против своих хозяев – то есть передавать им дезинформацию, составленную контрразведкой противника. За время войны наши спецслужбы захватили свыше 400 агентурных радиостанций немцев – как правило, вместе с радистами. Всего за время Великой Отечественной велось около 200 радиоигр.
4 апреля 1944 года Сталин созвал в Кремле совещание, на котором рассматривалась ситуация с радиоигрой «Монастырь» и возможность изменения ее стратегических целей на заключительном этапе войны. Ответственные сотрудники спецслужб сели за разработку новых планов. Эта радиоигра продолжалась до последнего дня войны. Наш разведчик Александр Демьянов (псевдоним – Гейне) несколько раз переходил линию фронта, встречался с руководителями германской разведки, получал от них задания и отчитывался о проделанной работе – передавал им сведения, подготовленные нашим Генштабом. Гейне (немцы дали ему кличку Макс) вызывал связников, курьеров с рациями, деньгами и документами. На конспиративных квартирах их тихо брали чекисты. Но, несмотря на эти провалы, абвер продолжал удовлетворять запросы Макса: курьеры регулярно доставляли по адресам, указанным агентом, новые рации, шифры и деньги.
Немецкие разведчики гордились этой операцией. О ней знало высшее руководство страны. Гитлер наградил Макса за храбрость Железным крестом I степени с мечами. Почти невероятно: за одну и ту же операцию один и тот же человек получил правительственные награды двух воюющих сторон. Ни разу у германских спецслужб не возникало подозрений в достоверности сообщений Макса. Чтобы немецкие спецслужбы не усомнились в его успехах, некоторым связникам не мешали возвращаться в Берлин. И те докладывали: Макс действует эффективно и надежно законспирирован.
Радиоигра «Монастырь» завершилась 8 мая 1945 года. Ас германской разведки Отто Скорцени констатировал: «После 8 мая ничто больше не нарушало молчание в эфире». Замолчал и передатчик Гейне – некого было больше дезинформировать. А может быть, зря замолчал. Дело в том, что генерал Гелен, курировавший в гитлеровской разведке советское направление, после войны стал руководителем германской спецслужбы. Так вот, Гелен еще многие годы считал, что Макс удачно внедрился в советский Генштаб. Он даже предлагал его американцам как надежный источник информации из высших военных кругов СССР. (Правда, разведка США с недоверием отнеслась к совету германского генерала.)
Александр Петрович Демьянов умер в 1978 году и похоронен в Москве на Введенском (Немецком) кладбище.
Вызываем огонь на себя
10 мая 1944 года в польском районе Дембица приземлилась десантная группа из партизанского отряда имени Пожарского. В Украинский штаб партизанского движения тотчас ушла радиограмма: все десять человек собрались, приступаем к выполнению задания. Радисты Анатолий Гурнов и Александра Лунева каждый день выходили на связь. Особенно много им пришлось потрудиться, когда отряд, разросшийся до двухсот человек, обнаружил необычный полигон, похожий на аэродром, но без самолетов. Полигон охраняли не только военные, но и гестапо; охранники располагали тяжелым вооружением. Разведка выяснила, что это был полигон для испытания «оружия возмездия» – так гитлеровцы именовали ракеты «Фау-2».
Партизаны определили координаты полигона, систему ПВО. Радисты передали информацию в Центр. В одну из ночей всех разбудил гул десятков бомбардировщиков и сильные взрывы. Полигон перестал существовать, а отряд имени Пожарского получил приказ перебазироваться на территорию Словакии, где назревало восстание против оккупантов.
Когда отряд входил в словацкое село Осадне, все жители высыпали на улицы. Словаки узнали, что в отряде есть радиостанция, и попросили партизанского командира дать им послушать Москву. Командир Леонид Беренштейн задумался: сухие батареи садились быстро, заменить их удавалось не всегда, на счету каждая секунда работы. Но тут такая необычная просьба, и он кивнул радистке Шуре Луневой: давай! Из хаты вынесли стол, на который взгромоздили безотказный «Север», паренек с антенной взобрался на дерево. Лунева быстро вышла на московскую волну. Через две-три минуты подняла руку, призывая к тишине. Все замолкли, и из больших черных наушников раздался голос:
– Говорит Москва! Передаем последние известия.
Наверное, не все словаки хорошо поняли русскую речь, но главное дошло: Красная армия наступает. Радиосеанс оказался посильнее многих пропагандистских мероприятий.
В этом партизанском отряде еще не раз использовали радиопередатчик не по прямому назначению. Как-то в районе Дуклинского перевала отряд готовился к совместной операции с частями Красной армии. Немецкая разведка стала появляться на флангах. Надо было отвлечь противника. Решили: две группы партизан отправляются в горы, и там радисты выходят в эфир. Сеанс не более двух минут – и бегом в другое место. Немцы пеленговали радиостанции и открывали огонь по квадратам, которые уже покинули радисты. Вскоре пеленгаторы засекали радиостанции в новых координатах, опять обстреливали обнаруженные точки, но вновь безрезультатно – радисты успевали уйти в другие пункты. На военном языке эта опасная игра называется «вызывать огонь на себя». Редкий случай: обошлось без потерь.
Жительница городка Сеща в Брянской области Аня Морозова попала в спецшколу в 23 года. В 1944-м в составе разведгруппы ее забросили в Восточную Пруссию. Четыре месяца Морозова почти ежедневно садилась за рацию: командованию передавались сведения о передвижениях немецких войск, состоянии оборонительных сооружений. С наступлением зимы разведгруппа, изрядно поредевшая в боях, перебралась в Польшу. 31 декабря 1944 года группа приняла последний бой. Радистка отстреливалась до последнего патрона. А когда они закончились, подорвала себя гранатой, уничтожив и секретный шифр. Через 20 лет после Победы Анне Морозовой посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.
Любовь Туманова была чуть старше Морозовой. Тоже окончила спецшколу, была заброшена в тыл противника на территорию Карелии. Группу окружили каратели. Люба взорвала себя и радиостанцию гранатой.
Москвичке Кларе Давидюк исполнилось только 17 лет, когда ей удалось стать радисткой в отдельном радиобатальоне. За выполнение задания в германском тылу она была награждена орденом Красной Звезды. А летом 1944 года Клара стала радисткой партизанского отряда в Белоруссии. В районе города Слоним завязался неравный бой между фашистами, Кларой и раненным в обе ноги командиром отряда. Уйти было невозможно. Уничтожив 22 немецких солдата, командир и радистка взорвали себя противотанковой гранатой.
Радистке партизанского отряда имени Чапаева Вере Бирюковой не было и 22-х, когда отряд попал в окружение в районе города Могилев-Подольск. Последнюю гранату Вера бросила себе под ноги.
Совещание командиров партизанских отрядов у Верховного главнокомандующего подходило к концу. Сталин сказал: «Ну, теперь говорите, что вам нужно». Одни просили вооружение, другие – боеприпасы, кто-то – толковых агитаторов. А Герой Советского Союза Михаил Ромашин попросил радиста с рацией. Когда ему дали список выпускников (это был первый выпуск) московской спецшколы №3, Михаил Петрович указал на радистку Клавдию.
– Интересно, почему он вас выбрал?– спрашиваю Клавдию Георгиевну.
– Наверное, потому что фамилии у нас были схожие, – улыбается она. – Это я сейчас по мужу Пукемова. А тогда была Ромашова.
Сентябрьской ночью 1942 года двадцатилетнюю Клаву Ромашову сбросили в условленном месте Брянской области. На спине – мешок с рацией и блоками питания, автомат с дисками. И конечно, парашют, который она увидела тогда впервые. Правда, был десятиминутный инструктаж: что делать, если основной парашют не раскроется, как пользоваться запасным. Подвели к открытой двери, легонько толкнули… Парашют зацепился за высокую сосну. Ножом перерезала стропы и шлепнулась на землю. А вокруг уже сновали партизаны, кто-то негромко звал: радистка, где ты? Так началась партизанская жизнь Клавдии.
Приближалось наступление советских войск. Москва поставила задачу: воспрепятствовать переброске немецких частей по рокадной (идущей вдоль линии фронта) дороге. Штаб партизанских бригад разработал план операции, к выполнению которой привлекались пять партизанских отрядов. Командование возложили на Ромашина. Прибавилось работы и у радистки: помимо Москвы и своего штаба, надо было поддерживать связь и с остальными отрядами. А в день операции именно от устойчивой связи зависел успех.
Связь была бесперебойной. Отряд, в котором радистом был Николай Елисеев, действовал с юга; Клава Ромашова – в группе, наступавшей с севера. Южный отряд вошел в низину, и Клава плохо слышала Елисеева.
– Я посадил помощника на лошадь, – рассказывал мне Николай Сергеевич, – дал ему шест с антенной. Через минуту Клава отстукивает цифру пять. Это сигнал: слышимость хорошая. Группа подрывников прорвалась на мост. На глазах у Клавы рухнули мостовые пролеты. 28 суток важнейшая магистраль бездействовала.
. Радистка Наталья Аристова вышла замуж в результате «секретной операции». Ее готовили к тому, чтобы она могла связываться с советским командованием и вести подпольные передачи из столицы, если бы немцы сумели занять Москву. Задание было на первый взгляд простым: до возможного появления немцев устроиться на работу лаборанткой на водопроводной станции, снабжавшей столицу питьевой водой. Для правдоподобия ее «выдали замуж» за начальника цеха Игоря Щорса (он был троюродным братом героя Гражданской войны Николая Щорса).
Игорь Александрович имел диплом горного инженера, но еще и учился в школе особого назначения, которую закончил 21 июня 1941 года. Молодой чекист получил задание для подпольной работы в Житомире. Но в конце июля 1941-го это задание заменили другим: он стал руководителем группы и начальником цеха насосной станции, а его «жена» Аристова – лаборанткой. Радистка Аристова получила коды, шифры и две радиостанции. Одну вмонтировали в спинку сиденья автомобиля, вторую надежно упрятали на квартире «мужа».
Но немцы Москву не взяли. Радистка Аристова сдала радиостанции и стала женой Игоря Александровича. Обычно люди знакомятся, сходятся, потом расписываются. А тут наоборот: сначала им выдали документы, что они муж и жена, и лишь потом они стали ими по-настоящему. Видимо, практика засылки групп в составе «мужа и жены» нравилась руководителям спецслужб. И Юлиан Семенов в группу Штирлица включил радистку Кэт и ее мужа Эрвина, тоже радиста.
Горьковчанину Николаю Елисееву шел восемнадцатый год, когда он стал курсантом московской спецшколы № 3. Случилось это в январе 1942 года, а в июне его забросили в Брянскую область, где он стал радистом-разведчиком в отряде имени Ворошилова. Затем, с перерывами на лечение после ранений, находился в немецком тылу в Орловской, Курской, Сумской, Гомельской, Пинской областях до середины 1944 года. Тысячи километров с «Севером» за плечами, сотни радиограмм, переданных в штабы партизанского движения.
– Шифр и код так въелись в память, что при шифровке и расшифровке телеграмм для командиров бригад и отрядов обходился без кодовых книжиц, – рассказывал Николай Сергеевич. Сейчас он возглавляет Объединенный совет партизан и подпольщиков Московского комитета ветеранов войны. На учете – 519 человек. Николай Сергеевич протягивает мне список из 26 фамилий.
– Это наши товарищи, погибшие во время войны. Кого-то захватили каратели, но радисты отказывались сотрудничать с врагом. Их расстреливали. Кто-то погиб в бою. Список, конечно, не совсем полный. Иные командиры партизанских отрядов сами не знали, что стало с их радистами.
В списке, который дал мне Николай Елисеев, значилось 13 женских фамилий и столько же мужских. Буквально на другой день я разговаривал с Майей Романовой, и она назвала еще двух погибших радисток из ее отделения спецшколы №3, Лидию Ильину и Татьяну Ежову. Кстати, всего эта спецшкола выпустила 1275 радистов.
Но дело двигалось: писались письма, запросы, публиковались заметки в газетах. Пошли ответы ветеранов, появились фотографии, экспонаты. Открытие музея стало праздником. Многие впервые встретились здесь после войны
источник- Владимир ШЛЯХТЕРМАН «Совершенно секретно»