Что игнатьич сделал с глашей
Краткое содержание В. Астафьев «Царь-рыба»
«Царь-рыба» – это глава из одноименного сборника произведений Виктора Астафьева. В ней рассказывается о рыбаке Игнатьиче, которому в сети попадается огромный осетр. Это противостояние с рыбой приводит к тому, что Зиновий полностью переосмысливает свою жизнь. В статье можно читать краткое изложение произведения Астафьева «Царь-рыба».
Основные персонажи
Также в рассказе упоминались:
Очень краткий пересказ
Чтобы написать сочинение по литературе и лучше подготовиться к экзамену, рекомендуется прочесть очень краткий пересказ повести.
Игнатьич – самый удалой рыбак в поселке. Свой талант Зиновий применяет в браконьерстве, совершенно не задумываясь о вреде, который он наносит природе. Как-то раз ему сильно повезло, и в сети попался большой осетр.
Игнатьич впервые увидел осетра таких крупных размеров
Вскоре главный герой понял, что не сможет с ним совладать, но не стал звать подмогу, потому что не хотел делиться добычей. Он попытался ударить рыбу топором по голове, но не удержал равновесия и упал в воду. Обратно подняться он уже не мог, потому что он застрял в удах. Осетр все бился о лодку, вгоняя уды глубже в себя и в Игнатьича.
Оба они слабели. Главный герой просил Бога развести их по разные стороны, но осетр все глубже вгонял уды в себя и в рыбака. Тут он вспомнил, как еще в детстве старик советовал детям отпустить Царь-рыбу при встрече с ней, если на душе есть тяжкий груз. В юности Игнатьич надругался над своей возлюбленной Глашей и бросил ее в реку за то, что та загуляла с другим. Он начал молить о прощении и Бога, и Глашу.
Неожиданно рыба качнулась и вырвалась из уд, разорвав свою кожу. Она уплыла, а сам Игнатьич попросил ее жить как можно дольше.
Краткое содержание повести
Хотя рассказ написан не по главам, все события в нем идут последовательно. Ниже составлено краткое содержание повести-противостояния рыбы и человека.
Зиновий Игнатьич живет в поселке Чуш, что на берегу Енисея. Ко всем он относится с определенной снисходительностью и всегда приходит на помощь нуждающимся. Плавал Игнатьич на лодке, окрашенной в бело-голубой цвет. Он всегда был хорошо одет, на праздниках не напивался до беспамятства и со всеми общался вежливо. Часто свой талант он растрачивает впустую, занимаясь браконьерством. Так он вылавливает редкую рыбу, продает ее, тем самым опустошая водоемы. Зиновий даже не задумывается о наносимом природе ущербе.
Местные очень уважают Игнатьича за его умение чинить любую технику и природный талант к рыбалке. Никто даже не сомневается, что Зиновий – лучший рыбак в поселке.
Супруга Командора, услышав о об этом конфликте, велела мужу идти извиняться перед старшим братом. Тот попытался оправдать свой поступок пьянством. На что Зиновий ответил, что за алкоголь его могут и капитанского звания лишить. Эта фраза лишь раззадорила Командора.
Однажды осенью Игнатьич пошел рыбачить на лодке. Он уже собирал рыб из самолова, когда почувствовал, что в сети попалось что-то крупное. Зиновий браконьерничал, и в тот момент он очень боялся встретить рыбнадзор, потому что, если к ним попадешься – ждет тебя стыд и позор, а если сопротивляться начнешь – тюрьма. Сначала по реке проплыло грузовое судно, а за ним – «грустный кораблик».
По поведению рыбы он понял, что на наживку клюнул осетр. Однако был у него очень странный вид, по которому он больше походил на «ящера», нежели на рыбу. Еще Игнатьича удивило и то, что в этих водах осетр вымахал до таких размеров.
Зиновий взглянул на рыбу под кормой, и что-то в ее виде показалось ему зловещим. Осетр зацепился за несколько крючков, и для надежности Игнатьич прикрепил еще, но рыба и не дернулась. Он стал осознавать, что одному это чудище не побороть, поэтому придется звать подмогу – Командора и механика. Рыбак насчитал, что с одного осетра ему достанется порядка двух ведер икры, делиться которой он не собирался. Жадность и скупость захватили разум Зиновия. Он не хотел отпускать добычу, но и идти за помощью Игнатьич тоже не стал. Он подумал, что словить «Царь-рыбу» удается только раз за всю жизнь, да и то не у всякого она клюнет. В Игнатьиче, с детства любившего рыбалку, проснулся азарт выиграть в противостоянии с осетром.
Тут рыбак вспомнил, как еще в детстве дед говорил, что при встрече с Царь-рыбой стоит ее отпустить и продолжить жить. Он откинул все эти мысли, ухватил топор и ударил по рыбине, но обух лишь проскользил по ее лбу. Тут рыба дернулась, Игнатьича качнуло, и он оказался за кормой. Его оглушило от удара, и теперь Зиновий шел ко дну. Осетр продолжал отчаянно вонзать крючки в себя и в рыбака.
Игнатьич поплыл к лодке и попытался взобраться на нее, но по пути в него всадилось еще несколько уд. А рыба тем временем садила крючки и в себя, и в ловца.
Зиновий взмолился Богу, чтобы тот расцепил его с рыбой, но осетр не планировал сдаваться: он подплыл к лодке и уткнулся в бок Игнатьичу так, что тому показалось, будто рыба начала его жевать. Оба они теряли кровь и ослабевали. Зиновий вновь попытался взобраться в лодку, но рыба ухватила его за ногу. Тогда он начал бить ее по голове, а она потянула его за собой под воду.
Вдруг в ушах у него раздался шум, и Игнатьич решил, что потерял много крови и уже близок к смерти. Он начал вспоминать юные годы, когда его выдвигали в депутаты, но позже «отодвинули», потому что он – браконьер. Вспомнилось ему и то, как его племянницу сбили насмерть негодяи.
Он снова задумался о словах деда, который не советовал связываться с Царь-рыбой, если на душе есть тяжелая ноша. А у Зиновия такая ноша была. В 1942-м году в поселок заехали трудармейцы, с одним из которых загуляла Глашка, его возлюбленная. После этого по поселку о ней поползли дурные слухи, и Зиновий, не выдержав, завел девушку к реке, надругался над ней и столкнул в воду. С тех самых пор двое людей хранили эту страшную тайну. Будучи «молокососом», Игнатьич хвалился и гордился этим бесчестным поступком. Но время шло, он женился, и воспоминания о той ночи превратились в стыд и муку. Зиновий понял, что Царь-рыба – кара, посланная с небес.
Это фото иллюстрирует то, как Игнатьич из-за преступлений против природы находится на волоске от гибели, застряв в собственных удах
Уже с трудом открывая рот, он пытался просить у Глашки прощения. Неожиданно появился шум мотора и лодку качнуло водой. Осетр перевернулся и уплыл, разорвав свою кожу от самоловов.
Он кричал в след Царь-рыбе, чтобы та еще пожила. Сам Игнатьич был рад своему освобождению, ведь теперь и совесть его была чиста перед Глашкой. Он понял, что получил шанс жить иначе, без груза прежних ошибок.
Основная мысль повести
В этой повести В.П. Астафьев поднимает проблему экологии. По мнению автора, природа и человек неразрывно связаны, и к ней нужно относиться бережно и уважительно, иначе каждого может постигнуть наказание. Игнатьич из жажды наживы расхищал водоемы, тем самым нанося огромный вред природе. Более того, в душе он нес еще более тяжелую ношу после своего надругательства над Глашей. История, произошедшая с Зиновием, символизирует будущее человечества, если оно не перестанет беспощадно разрушать природу и не начнет жить в гармонии с ней.
Тем, кто хочет подробней изучить повесть, рекомендуется не ограничиваться чтением краткого содержания повести «Царь-рыба» и ознакомиться с ней целиком.
«Царь – рыба» В. П. Астафьев Кратко
Виктор Петрович Астафьев
Повесть «Царь – рыба» Краткое содержание
Проблему сохранности природы описывают многие авторы в своих произведениях. Астафьев в своей повести так же затрагивает тему могущества и красоты окружающего мира. В данном рассказе, автор описывает рыбу, как символ природы, которую один из главных героев пытается приручить и подчинить себе.
Очень краткий пересказ повести Астафьева «Царь – рыба»
Повествование ведется от лица рассказчика, выросшего в селе тайги. Будучи 16 – ти летним подростком, он покидает родные места, и многочисленную семью. Бывают периоды, когда родина тянет его обратно, и он приезжает порыбачить и поохотиться. Каждый раз рассказчик восхищен великолепием и многогранностью природы. Астафьев, в данной повести, представляет себя знатоком действительности сельской жизни, человеческих душ и сложностей взаимоотношений.
Список и краткая характеристика героев повести В. П. Астафьева «Царь – рыба»
Список и краткая характеристика главных героев
Список и краткая характеристика второстепенных персонажей
Краткое содержание повести В. П. Астафьева «Царь – рыба» по главам
Часть первая
Бойе
Спустя 14 лет, рассказчик приезжает навестить своих родных, среди которых младший брат Коля. Отец, будучи высоким чиновником, проворовался и его приговаривают к отбыванию наказания на Крайнем Севере. В день, когда баржа с заключенными отходит, младший сын со своей любимой собакой – Бойе, провожает отца. Собака беспокойно бегает и тянет хозяина за куртку. Один из конвоиров, стреляет в собаку из ружья, на глазах еще юного мальчика. Вот так из-за отца, Коля становится не только главой семьи, но и теряет лучшего друга.
Капля
Спустя 10 лет, рассказчик приезжает на рыбалку, которую много лет назад обещал брату – Коле. Группа рыбаков, заготавливает рыбу на зиму, при этом у них возникают небольшие трудности. Заночевав в тайге, рассказчик восхищается великолепием и красотой природы. Рассматривая повисшую каплю на листе, мужчина задумывается о таких проблемах как: что дети – это ответственность, а не только счастье; что каждые родители переживают за своих детей; что в тайге, не человек управляет природой, а наоборот.
Дамка
Местный «пьяница» – Дамка, зарабатывает на жизнь браконьерством. Наловив много рыбы, мужчина предлагает пассажирам проплывающего корабля, купить пойманную рыбу. Пассажирами на корабле оказались сотрудники рыбинспекции, и выписали ему штраф.
У золотой карги
На очередной рыбалке, рассказчик встречает знакомых рыбаков, промышляющих браконьерством. Один, из браконьеров, рассказывает историю. Будучи на рыбалке, он выловил труп утопленника, но, не решаясь его похоронить, отпускает обратно в воду. Давняя примета напоминает Курпатову, что покойник, приводит еще к одной смерти. По возвращении домой Курпатов, узнает новость о том, что его любимая дочь погибла под колесами грузовика.
Рыбак Грохотало
Еще один рыбак с тяжелой судьбой, живущий в поселке – Грохотало. В военное время, мужчине по приказу фашистов, пришлось расстреливать своих односельчан. После чего, он был осужден и отправлен в данный поселок. На одной из рыбалок, его преследуют неудачи с лодкой и уловом. Озлобленным на всех, мужчина возвращается домой. Жена прячется от буйного мужа в подпол, Грохотало, решается поджечь дом, вместе с женой.
Царь – рыба
Брат Курпатова – Игнатьич, будучи отличным рыбаком, отправляется проверить свои самоловы. Разбирая улов, он увидел рыбу, которая считается легендой, и которую нужно бы отпустить. Но Игнатьич, пытаясь вытащить царь – рыбу, сам запутывается в своих снастях. Припоминая все свои грехи, а в частности как он поступил с девушкой – Глашей, мужчина отчаивается выбраться. На выручку приходит его брат, а рыбак обещает никому не рассказывать про царь – рыбу.
Летит черное перо
Жители села, не любят туристов, из-за оставленного потом мусора и частых пожаров. Компания людей, приехав отдохнуть и порыбачить, расставляют палатки на берегу. Поймав трех стерлядей, варят уху. Рыбнадзор выписывает огромный штраф, и им приходится продать лодку.
Часть вторая
Уха на Боганиде
Друг коли – Аким, растет в семье, где детей воспитывает нерадивая мать. Устроившись на работу по очистке рыбы, она увлекается очередным мужчиной и беременеет. За нее, все обязанности по приготовлении ухи, мытья посуды, и разборке улова, ложатся на плечи молодого человека.
Поминки
Аким и его друг, увидев в лесу оленя, ведут на него охоту. Петруня – мужчина за 30, уходит вперед. Медведь, убивает Петруню и нападает на его друга. Следователь подозревает в убийстве Акима. На поминках по Петруни, друзья жарят мясо того самого медведя, а верный товарищ ночует на могиле погибшего.
Туруханская лилия
Рассказчик вместе с Акимом, отправляется на рыбалку, на реку Тунгуск, здесь расставляют палатки, и страдают от нападения комаров. Приметив редкий цветок – Туруханскую лилию, восхищается данным творением природы. По возвращении домой, мужчина жалеет, что сорванный цветок остался лежать на траве. Но все же рассказчик надеется, что он прорастет и даст потомство.
Сон о белых горах
Нет мне ответа
После очередного посещения родных мест, рассказчик улетает домой. Поднимающийся самолет, открывает удивительные виды на всю тайгу. Мужчина поражается великолепием природы, и не понимает, как можно уничтожать такое богатство и роскошь.
Кратко об истории создания повести В. П. Астафьева «Царь – рыба»
Произведение Царь – рыба, является основным рассказом, в сборнике автора, который был выпущен в 1976 г. Астафьев при написании данного сочинения, испытывал много сложностей. Хотя материала было очень много, автор долго не мог определиться с формой повествования.
Рассказчика задевает тот факт, что человек и природа, никогда не смогут существовать в гармонии. Вспоминая все произошедшие события, Астафьев преподносит читателю повесть, которая, как ему казалось, поможет изменить человеческое отношение к экологической проблеме, и научит не только брать, но и отдавать что-то взамен.
Краткое содержание повести «Царь-рыба» Астафьева
Главный герой повести Игнатьич был человеком положительным, но имел одну страсть – браконьерство. Когда поймал он большого осетра, понял, что вытащить не сможет, но от жадности отпускать не хотел. А чем дело рыбацкое кончилось, вы узнаете из краткого содержания повести Виктора Астафьева «Царь-рыба».
Краткое содержание
Но Игнатьич не сдался, на сандал не полез. На новом месте рыбачил лучше прежнего, а младшенький от злости только зубами скрипел.
Надавила жена и пошел Командор перед братом извиняться. Сказал, что пьяный был, но раскаяния в душе не чувствовал. Разговор не клеился, Игнатьич усердно занялся заготовкой дров. И Утробин со двора сбежал, за топор взялся, чтобы мысли в порядок привести. Но в голове лишь одно крутилось, что «на узкой тропинке сойдутся они с братцем, да так, что не разойтись…»
Холодно на реке вечерами. Но герой наш с детства с рекой дружит, читает ее как книгу. Поставил Игнатьич три самолова, с двух крупных стерлядей наловил, осталась третья – самая дальняя. Промерз рыбак до костей, но добычу не упустит. Потянул леску, почувствовал вес. И чем выше тянул, тем рыбина тяжелее становилась…
Вдруг мелькнул огонек. Игнатьич уже хотел рыбину отпустит, но тут понял, что это грузовая самоходка идет, а за ней грустный кораблик. На лодочке музыка играет и парочки толкаются в танце.
Игнатьич в изумлении отпрянул. Чешуя у зверя речного была похожа на железную, а сама рыбина напоминала доисторических животных, которых в книжках и учебниках рисуют. Молодого осетра никакой хищник не возьмет, он плащи свои острые растопырит и брюхо порвет. А эта рыба-чудо природы, на речном корме из вьюнков и козявок в настоящего борова выросла и в броню костяную оделась.
Замерзшего до костей мужичка охватил рыбацкий азарт. Запустил он в тело осетра еще пять крючков. А рыбина даже не дернулась, только жабрами быстрее заработала. Посветил рыбак фонариком и увидел хвост, похожий на саблю, а потом глаза мутные рыбьи – холодные, змеиные, зловещие…
Почуял Игнатьич опасность – не совладает он в одиночку с этим чудовищем. Подумал, что лучше натыкать в рыбину побольше крючков и ждать, когда брат на рыбалку выйдет. В таком деле он обиду забудет и перед добычей не устроит.
Надо ждать! – думал рыбак. И тут же прикидывал, что с братом и механик его увяжется. Тогда добычу на троих делить придется и икру из осетра тоже на троих. Ну нет! Тут мужика жадность заела. Да так, что самому перед собой стыдно стало.
Второй раз со всей силы дернул Игнатьич, но рыбина очухалась. Изогнулась, потянула вниз и рыбак с силой оглушительного взрыва ударился об воду. Почувствовал бедолага как крючки впились ему в ногу, и рыбина потащила его на дно. Подумал, что пропал, но нет…
Молился Игнатьич, чтобы царь-рыбина его отпустила. На реке уже утро зацвело, и нахлынули на рыбака печальные воспоминания. Было дело, по молодости обидел он девушку – Глашу Куклину. Ходили слухи, что во время войны гуляла она с офицером, которого с города на лесопилку прислали. Взыграла в молодом рыбаке ревность, и решил он девчонку проучить. Привел на реку, снял штаны и толкнул коленом в грязную воду.
Прошли годы. Зиновий себе жену привез, и Глаша замуж вышла. Но все время Игнатьича совесть-злодейка мучила. Попросил он у девушки прощения, а она лишь ответила, что слезами горькими всю душу свою выплакала.
Вспомнил рыбак прошлое и перед кончиной своей закричал – Прос-сти-итееее.
Рот не слушался, и руки не разжимались. Тьма поглощала рыбака, но в это время услышал он спасительный звук мотора «Вихря». Звать не стал, берег последние силы. А рыбина израненная, но не покоренная, вдруг дернулась и сорвала крючки.
«Царь-рыба» В.Астафьева: Прикосновение к Православию
Удивительно, но факт: в условиях тотального хрущевского и постхрущевского наступления на христианство в советском государстве целая группа писателей (прежде всего назовем В. Распутина, В. Белова, В. Крупина) в основу своего творчества положила принципы Православия — в их народном стихийном выражении. Народно-национальное начало несло в себе неистребимую сердцевину Православия как традицию, духовную и культурную. Писатели-деревенщики изображали в своих произведениях человека православного склада характера: смиренного, но душевно стойкого, отзывчивого на чужую боль, совестливого. То же самое можно обнаружить и в других областях искусства советской эпохи, например, в кино. Недаром известный актер и режиссер Николай Бурляев как-то сказал: «Лучшие фильмы российского кино даже безбожных времен, составившие вершину мирового киноискусства, по духу в большинстве своем – Православные, даже если о Боге и вере там впрямую не говорилось».
В интервью 1989 г. после поездки в Грецию Астафьев с увлечением и удивлением от увиденного говорил о посещении монастыря, о встрече с сербским священником о. Иеремеем, о том, как посетил пещеру св. Иоанна Богослова: «Я видел «Аапокалипсис», был в пещере автора этой бессмертной книги Иоанна Богослова. Видел рукописи, 13 тысяч рукописей хранятся в монастыре. Монастырю 900 лет. Все сохраняется усилиями монахов. Работают они очень много, к истории относятся архибережно. Иконы IХ, Х, ХI, ХII веков. Фрески сохраняются. Я смотрел внимательно на иконы и не мог понять, чем они от наших отличаются. Потом догадался. Я же привык с дырками иконы смотреть, все драгоценности-то с них сняты, разграблены, а тут все целые, в богатых окладах, они и смотрятся по-другому. Особое внимание привлекла рукопись на телячей коже VI века. Спросил, что там написано. Текстологи считают, что там послания доброго нам пути, счастья».
Но еще важнее было другое – подсознательное, воспринятое, что называется, с молоком матери. Многие его произведения показывают, что писатель органически усвоил народные представления о Православии. Эти представления лишены догматической точности, однако они зачастую глубоко и правильно отражают сущность православных воззрений на человеческую жизнь. Один из характерных примеров – знаменитая астафьевская «Царь-рыба». Казалось бы – о чем оно?
В «Царь-рыбе» В. Астафьев скорее всего бессознательно выстраивает своего рода православную модель человеческой судьбы. Эта модель в каноническом Православии включает в себя три обязательных момента: грех — покаяние —-Воскресение во Христе (прощение и дарование спасения). Эту модель мы находим во всех крупных произведениях русской классики.
Конечно, В.Астафьев не богослов и не сугубо религиозный писатель. Вряд ли его можно сравнивать, например, со Шмелевым, В. Крупиным. Его герой Игнатьич показан в главе «Царь-рыба” как обыкновенный человек, грех которого проявляется бытовым образом. Как и у всякого, его грех не бьет в глаза, а тихо живет в нем, полузабытый, не тревожащий совести. Как и всякий «обыкновенный грешник”, Игнатьич предстает перед нами как «гроб повапленный»: снаружи украшен, а внутри смердит. Но даже сам Игнатьич до своего предсмертного часа не ощущает этого смрада греховного. Автор показывает аккуратность, мастеровитость, какую-то внутреннюю собранность Игнатьича. На людях он — человек не только достойный, но и, пожалуй, один из лучших в своем селе. Но это — суд людской. Над судом Божиим Игнатьич до поры до времени не задумывается, греха своего не видит.
А между тем В. Астафьев буквально «тыкает носом» своего героя в его грех. Его внешним повседневным выражением является браконьерство Игнатьича. Есть и грех внутренний, полузабытый, глубоко лежащий, «глухая, враждебная тайна», лежащая меж «двумя человеками». Этот грех — надругательство над Глашей. Выстраивается образно-смысловой ряд: Природа-женщина – Рыба-женщина. Таким образом, браконьерство становится символом, затрагивающим не только внешнюю жизнь героя, но и его интимную, подотчетную одному Богу, жизнь.
Игнатьич уже до столкновения с рыбой пытался нести груз покаяния: «Ни на одну женщину он не поднял руку, ни одной никогда не сделал хоть малой пакости, не уезжал из Чуши, осознанно надеясь смирением, услужливостью, безблудьем избыть вину, отмолить прощение». Однако покаяние Игнатьича, по мнению В. Астафьева, неполное. И не потому, что покаяние начинается с церковного таинства исповеди а с церковью Игнатьич никак не связан. В этом, порою скептически относящийся к церкви писатель не упрекает своего героя. Каясь перед одной женщиной, Глашей, герой «Царь-рыбы» браконьерствует и уничтожает другую «женщину» — природу. В. Астафьев хотя и не акцентирует эту мысль, но она угадывается в его авторской реплике: «Прощенья, пощады ждешь? от кого? Природа, она, брат тоже женского рода!» Поэтому-то покаяние Игнатьича названо автором «притворством». А он ждет от своего героя истинного и полного покаяния. Вне церкви – это экстремальная ситуация, когда герой находится между жизнью и смертью. Тогда-то он и вспоминает о Боге, от которого прятался всю жизнь. Это есть и в других произведениях Астафьева. Вспомним, как в его романе «Прокляты и убиты» герои вдруг духовно преображаются в экстремальной ситуации: «Да будь ты хоть раскоммунист, к кому же человеку адресоваться над самою-то бездной?…и все вон потихоньку крестятся да шопчут божецкое. Ночью, на воде кого звали-кликали? Мусенка? Партия, спаси! А-а! То-то и оно то…»
Истинное покаяние — с принятием мук смертных — Игнатьич приносит в свой «предсмертный» час, когда уже не остается надежды на спасение и когда вся жизнь встает у него перед глазами. Это покаяние разбойника, раскаявшегося в последний час свой на кресте. Но зато это — полное, от души принесенное покаяние. В. Астафьев не случайно, подчеркивая каноническую сторону события, говорит о смертных муках Игнатьича («не все еще, стало быть, муки я принял»). В этот решающий час своей жизни герой В. Астафьева просит прощения у всех людей и особенно у Глаши, «не владея ртом, но все же надеясь, что хоть кто-нибудь да услышит его». Очевидно, что «кто-нибудь» — это Бог.
И Бог услышал Игнатьича, принял на этот раз его покаяние. И послал ему не кого-нибудь, а брата, с которым у него была давняя вражда. Попросив же прощение «у всех», Игнатьич, стало быть, попросил прощения и у брата, и простил его. Теперь он ждет его уже не как врага, но как друга-спасителя. Здесь он действует по Евангельской заповеди: «Прощайте и прощены будете» (Лука, 6, 37), «Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших» (Мк. 11, 26).
Бог дает возможность и брату Игнатьича примириться с жизнью, заменяя в его душе вражду (вплоть до желания смерти брату) на милосердие. Царь-рыба снялась с самолова, приобрела свободу, — что символизирует ниспосланное прощение Игнатьичу и от природы.
Автор хорошо представляет себе тот путь спасения человеческой души (грех-покаяние-Воскресение), который преподан в Православии, и описывает в «Царь-рыбе» именно его. Так что кроме стихийного, народного Православия в астафьевском произведении налицо и сознательно усвоенное, хотя и своеобразно интерпретированное, каноническое православное учение о человеке и его земной судьбе. В то же время сложность писательской судьбы отразилась в его высказывании: «Слишком тихий интеллигентный Чехов – не мой писатель. Я люблю ярких, броских, люблю бесовщину».
В повести писатель плодотворно прикоснулся (но лишь прикоснулся!) к каноническому пониманию в Православии темы греха и покаяния и расшил по этой канве свой художнический узор.