Что и возникли они и совершенствуются одновременно

(1)Философы давно доказали взаимную связь языка и мышления, доказали, что и воз…

(1)Философы давно доказали взаимную связь языка и мышления, доказали, что и возникли они, и совершенствуются одновременно, — ведь для того, чтобы облечь мысль в слова, нужно как минимум осознать, понять то, о чём хочешь сказать. (2) речь человека (произношение, характер интонаций, особенно набор и выбор слов) всегда служит яркой и, как правило, безошибочной характеристикой культурного и интеллектуального уровня каждого из нас. (3)И значит, речь наша, если пользоваться известной пословицей, — это и та одежда, по которой нас встречают, и тот ум, по которому обычно провожают.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Объект авторского права ООО «Легион»

Вместе с этой задачей также решают:

(1)Северную часть Индийского океана называют «океаном прогретых вод». (2)Благодаря тёплому экваториальному течению здесь просто рай для кораллов, бесчисленных видов коралловых рыб …

(1)Географические открытия, заслуживают определения «великие», совершались на нашей планете во все исторические эпохи, с древности и до ХХ века. (2)Но эпохой Великих географически…

(1)Ежегодно ледовый щит Антарктиды теряет до 2,8 тысячи кубокилометров льда, и в последнее десятилетие ледовый покров сокращается всё быстрее и быстрее. (2)Долгое время считалось, …

(1)Голландские пейзажисты не писали величественных панорам и классических руин. (2) в «скромных» видах родная Голландия с клубящимися облаками небом, старыми величавыми деревьями, …

Источник

(1)Философы давно доказали взаимную связь языка и мышления, доказали, что и воз…

(1)Философы давно доказали взаимную связь языка и мышления, доказали, что и возникли они, и совершенствуются одновременно, — ведь для того, чтобы облечь мысль в слова, нужно как минимум осознать, понять то, о чём хочешь сказать. (2) речь человека (произношение, характер интонаций, особенно набор и выбор слов) всегда служит яркой и, как правило, безошибочной характеристикой культурного и интеллектуального уровня каждого из нас. (3)И значит, речь наша, если пользоваться известной пословицей, — это и та одежда, по которой нас встречают, и тот ум, по которому обычно провожают.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

Объект авторского права ООО «Легион»

Вместе с этой задачей также решают:

(1)Люди создали надёжное орудие — язык — и с его помощью развили науку и технику, а потом заставили науку и машины улучшать это орудие. (2)Первая серьёзная помощь от механических п…

(1)Появление в России картофеля связано с именем Петра I, который в конце XVII века прислал в столицу мешок клубней из Голландии. (2)Поначалу крестьянское население не приняло нову…

(1)До недавнего времени внутренний мир человека занимал психиатров, философов, поэтов, но мало интересовал лингвистов. (2)Положение стало меняться с возникновением в 60-х годах ХХ …

(1)В изобразительном искусстве Франции XVII столетия можно проследить различные противоборствующие направления. (2)Придворные художники, обслуживавшие королевский двор, церковь и д…

Источник

Исходные тексты для развёрнутого ответа в виде сочинения и выполнения заданий. Модели ответов

Что и возникли они и совершенствуются одновременно

Исходные тексты для развёрнутого ответа в виде сочинения и выполнения заданий. Модели ответов.

(1) Больно становится, когда приходится слышать: язык — это самый лёгкий предмет школьного обучения. (2) Вот, мол, математика, физика, химия — предметы весьма важные, первостепенные, а язык — это что-то общеизвестное, за преподавание его может взяться каждый.

(3) Какая это большая ошибка, как много вреда она может принести! (4) Преподавание языка — очень трудное, сложное и ответственное дело. (5) И если мы хотим, чтобы школа справлялась с задачами, которые ныне возлагаются на неё, преподавателями этого предмета должны быть люди самые способные, самые талантливые. (6) Потому что процесс овладения языком — это не только и не просто передача знаний, умений, навыков. (7) Это прежде всего воспитание. (8) Воспитание души, воспитание разума, формирование строя мысли, кропот­ливая резьба и лепка тончайших черт духовного облика человека. (9) В слове выражаются тончайшие движения мысли и чувств, в нём запечатлены обычаи, традиции народа, все его духовные ценности, созданные в течение многих столетий.

(10) Преподавание языка — это нежнейшее, деликатнейшее прикосновение к сердцу ребёнка, это мастерство творить человеческую душу, потому что в слове сливаются мысль, чувство и отношение человека ко всему, что его окружает. (11) Преподавание языка — это и познание общества, потому что в слове запечатлены целые эпохи жизни и борьба наро­да, его мужество и слава.

(По В. Сухомлинскому)

(1) «Посеешь поступок — пожнёшь привычку; посеешь привычку — пожнёшь характер; по­сеешь характер — пожнёшь судьбу». (2) Так говорили древние. (3) И в этой фразе заложен глубокий смысл.

(4) В самом деле, состояние организма, здоровье человека, его работоспособность, а в ко­нечном счёте и судьба зависят от множества мелочей, которые окружают нас дома и на работе, в семье и в производственном коллективе.

(5) Начать хочется с совета: будем вежливы. (6) Отрицательные эмоции, конфликты на работе, в быту, в магазине, на транспорте дорого обходятся организму. (7) Они порождают неврозы, а неврозы, в свою очередь, — истоки тяжёлых, хронических, неинфекционных за­болеваний (атеросклероз, гипертония). (8) Не бойтесь добрых, приветливых слов!

(9) Бичом современности является недостаток мышечной активности. (10) Отсюда вывод — физкультура, спорт, утренняя зарядка, гимнастика.

(11) Настораживает часто наблюдающаяся нерациональность питания. (12) Не слишком
ли много мы едим сладкого, мучного, жирного? (13) На памятнике одного 152-летнего граж­данина было написано: «Он ел и пил в меру». (14) Задумайтесь над этой эпитафией!

(15) Много вреда организму приносят изнеженность, незакалённость. (16) Наиболее надёжная защита от этого — разумное, систематическое закаливание.

(1) Я убеждён, например, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя
дома, в своей семье, в отношениях со своими родными.

(2) Если мужчина на улице пропускает вперёд себя незнакомую женщину (например, в ав­тобусе!) и даже открывает ей дверь, а дома не поможет усталой жене вымыть посуду, — он не­
воспитанный человек.

(3) Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каждому поводу, — он
невоспитанный человек.

(4) Если он не считается с характером, психологией, привычками и желаниями своих
близких, — он невоспитанный человек.

(5) Если уже во взрослом состоянии он как должное принимает помощь родителей и не

(6) за­мечает, что они уже сами нуждаются в помощи, — он невоспитанный человек.

(7) Если он громко включает радио и телевизор или просто громко разговаривает, когда
кто-то дома готовит уроки или читает (пусть это будут даже его маленькие дети), — он невос­питанный человек и никогда не сделает воспитанными своих детей.

(8) Если он любит подтрунивать над женой и детьми, не щадя их самолюбия, особенно
при посторонних, то тут уж он (извините меня!) просто глуп.

(9) Воспитанный человек — это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, тот, кому соб­ственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна.

(1) Родину, как и родителей, не выбирают, она даётся нам вместе с рождением и впитыва­ется с детством. (2) Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой ли это город или маленький посёлок где-нибудь в тундре. (3) С годами, становясь взрослей и обжи­вая свою судьбу, мы присоединяем к этому центру всё новые и новые края, можем сменить место жительства и переехать в провинцию; как ни парадоксально, «провинцией» в этом слу­чае способен оказаться и большой город, но центр по-прежнему там, на нашей «малой» ро­дине. (4) Её сменить нельзя.

(5) Малая родина даёт нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. (6) Человече­ские наши качества, вынесенные из детства и юности, надо делить пополам: половина от родителей и половина от взрастившей нас земли. (7) Она способна исправить ошибки ро­дительского воспитания. (8) Первые и самые прочные представления о добре и зле, о кра­соте и уродстве мы выносим из неё и всю жизнь затем соотносим с этими изначальными образами и понятиями. (9) Природа родного края отчеканивается в наших душах навеки.

(10) Черты «малой» родины и дух её, хоть в городе она, хоть в деревне, в творчестве пи­сателя заметны всегда. (11) Потому что «малая» родина — это не только природа в дерев­не и история в городе, но ещё и человеческие взаимоотношения, уклад жизни и традиции живущих. (12) Это и язык, и вера, и определённые склонности, вынесенные из самой земли вместе с её солью. (13) Это «родимые» пятна каждого человека, а у писателя они видны в особенности.

(1) Многие люди стремятся к личной выгоде, к обогащению. (2) Однако при преследо­вании личных, корыстных, эгоистических целей жизнь легко может разбиться: хотел быть знаменитым — не получилось; хотел преумножить своё состояние — потерял всё. (3) Таких и жалеть нечего: вольно же выбрать то временное, преходящее счастье, которое всякая ро­ковая случайность может шутя разбить вдребезги.

(4) Есть другое счастье на земле в той сфере, которая недоступна ни грязным рукам про­ходимца, ни роковым случайностям: это счастье заключается в способности жить для других. (5) Надо сказать, что альтруизм изначально присущ человеческой натуре. (6) Не глуши его — и он явится источником истинного счастья, с которым не может сравниться то эфемерное, которое под красивой оболочкой таит постоянную утрату доброты и человечности, так как благополучие часто приобретается путём лжи и обмана.

(7) В альтруистической жизни, напротив, у человека нет необходимости прибегать к фальши и преступным деяниям, ибо ему нужен минимум. (8) Десятирублёвый сюртук для него так же хорош, как и сторублёвый; одна комната для него то же, что для другого ро­скошный особняк. (9) В этом его сила и его преимущество. (10) В погоне за богатством и высоким положением в обществе человек теряет массу времени и сил — альтруист же живёт богатой духовной жизнью, наблюдает и изучает великий мир, одинаковый в своих проявлениях и в океане, и в капле воды.

(По Н. Гарину-Михайловскому

(3) Встретиться с ними не так уж трудно. (4) Я могу вам дать их точный адрес. (5) Он очень короткий: библиотека.

(6) Всё самое важное и интересное, о чём могли бы рассказать вам писатели, вы найдёте в их книгах. (7) В библиотеке, где книги стоят рядами на полках, всегда бывает очень тихо. (8) Но прислушайтесь: книги говорят с вами. (9) Они могут рассказать вам замечательную сказку, интересную повесть, от которой у вас будут гореть щёки и уши, с их страниц прозву­чат чудесные стихи, которые вы запомните надолго, а может быть, и на всю жизнь.

(10) Из книг вы узнаете, как живут народы разных стран, узнаете о великих открытиях науки и техники, о звёздах и планетах, о растениях и животных. (11) Что бы вы ни делали, чем бы вы ни занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник — книга.

(12) С ней вы облетите нашу необъятную страну и весь земной шар, побываете на далёких планетах, совершите путешествие из настоящего в прошлое и будущее, научитесь понимать и любить людей. (13) Приобретайте самые широкие знания, читайте много и упорно.

(1) Учёные редко испытывают нервные срывы. (2) У них нет на это времени.

(3) Почему такая простая вещь, как занятость, помогает вытеснить беспокойство? (4) Это объясняется одним из самых основных психологических законов.

(5) Этот закон состоит в следующем: для любого человеческого ума, даже самого гениаль­ного, невозможно в один и тот же промежуток времени думать более чем об одной вещи. (6) Вы не совсем в этом уверены?

(7) Тогда давайте проведём эксперимент. (8) Вы откинетесь в кресле, закроете глаза и по­пытаетесь думать в один и тот же момент о статуе Свободы и о том, что вы предполагаете делать завтра утром.

(9) Вы убедились, не так ли, что о том и о другом можно думать по очереди, но не одновре­менно. (10) Разумеется, то же самое происходит и в сфере наших чувств. (11) Мы не можем испытывать увлечённость и энтузиазм по поводу интересного дела и одновременно быть в подавленном настроении. (12) Один вид эмоций вытесняет другой.

(13) У человека, который не занят каким-либо делом, мозг имеет тенденцию приближать­ся к состоянию вакуума. (14) Любой студент-физик знает, что «природа не терпит пустоты». (15) Как правило, ничем не занятый мозг заполняется эмоциями. (16) Эти эмоции настолько сильны, что вытесняют из нашей души все спокойные, счастливые мысли и чувства.

(17) Любой психиатр скажет вам, что работа — трудовая деятельность — является одним из лучших лекарств для больных нервов.

(1) Философы давно доказали взаимную связь языка и мышления, доказали, что и возни­кли они, и совершенствуются одновременно, — ведь для того, чтобы облечь мысль в слова, нужно как минимум осознать, понять то, о чём хочешь сказать. (2) Поэтому речь человека (произношение, характер интонаций, особенно набор и выбор слов) всегда служит яркой и, как правило, безошибочной характеристикой культурного и интеллектуального уровня каж­дого из нас. (3) И значит, речь наша, если пользоваться известной пословицей, — это и та одежда, по которой нас встречают, и тот ум, по которому обычно провожают. (4) Заметьте — и то и другое вместе! (5) Как не вспомнить здесь слова древнегреческого философа Сократа: «Заговори, чтобы я тебя увидел!».

(6) Но речь каждого из нас и всех нас вместе, как и всё в природе, не существует сама по себе. (7) Она питает язык художественных произведений писателей, а язык писателей, в свою очередь, оказывает влияние на развитие литературного языка. (8) Стало быть, заботясь о точ­ности, чистоте, правильности и выразительности собственной речи, каждый из нас выполня­ет патриотическую миссию сохранения и совершенствования языка своего народа.

(9) Что же делать, чтобы обогащать свою речь, сделать её по-настоящему живописной и в хо­рошем смысле своеобразной? (10) Нет нужды доказывать, что неоценимую помощь в этом ока­зывает нам чтение классической (да и любой хорошей художественной) литературы. (11) Вот что говорил по этому поводу тонкий знаток русского языка Корней Иванович Чуковский: «Чтобы добиться чистоты языка, нужно биться за чистоту человеческих чувств и мыслей».

(1) На свете есть два вида занятий: учение с мучением и учение с увлечением.

(2) Учение с мучением — дело известное. (3) Бродишь, бродишь по комнате и никак не заставишь себя сесть за стол и открыть книгу. (4) Наконец откроешь, а в ней всё непонятно, всё
скучно, всё ненавистно. (5) Ну ладно, сегодня кое-как выучишь урок. (6) А завтра ведь опять
садиться за учебники. (7) Опять это мучение?

(8) Но знаете ли вы, что такое учение с увлечением? (9) Какое это счастье — торопиться домой, чтобы скорее сесть за книгу? (10) Какая радость — браться за трудную задачу по физике? Вертеть её так и этак, прикидывать — может, и получится? (11) Не-ет, не выходит. (12) A если попробовать по-другому? (13) Ура, просвет! (14) Неужели просвет?

(15) В душе что-то зажигается, предчувствие решения волнует, вы в нетерпении пригибаетесь к столу, и, если кто-нибудь окликнет вас в эту минуту, вы вздрогнете, оглянетесь в недоумении: «Что случилось? Разве в мире есть ещё что-нибудь, кроме этой задачи?» (16) Просвет просвет, предчувствие успеха, — а вот и сам успех, вот решениеДа такое неожиданное такое простое.

(18) И на следующий день вы никак не дождётесь того часа, когда можно будет взяться за учебник или задачник. (19) Жизнь получается хорошая, совсем счастливая. (20) Учение увлечением — счастливая жизнь. (21) Таков закон.

(1) Есть в России на данный момент одна проблема, которая волнует многих, и не только финансистов-профессионалов, но и людей, далёких от банковско-коммерческих структур, это судьба рубля. (2) И неудивительно: от того, как она складывается, немало зависит в жизни каждого из нас.

(3) Сколько ни рассуждали и политики, и экономисты-теоретики о необходимости введения конвертируемости рубля, до неё, как известно, и сегодня далеко. (4) Более того, даже на территории Российской Федерации, и причём не только в столице, но и на периферии рубль день ото дня теряет авторитет и на дверях магазинов всё чаще появляется аббревиатура СКВ, которая давно уже не нуждается ни в расшифровке, ни в рекламе. (5) Конечно, изначально созданный как замкнутое платёжное и расчётное средство, рубль вряд ли сможет выйти за пределы нынешних границ применения. (6) Кроме того, не следует забывать, что рубль в отличие от, скажем, доллара, был денежной единицей, функционирующей лишь в рамках административно-бюрократической финансово-кредитной системы.

(7) Другая проблема, тоже тесно связанная с судьбой рубля, несомненно, не что иное, как инфляция. (8) Причём темпы её таковы, что можно уже говорить о гиперинфляции. (9) Да гиперинфляция, по мнению экспертов-аналитиков, превратилась в факт, на который стоит закрывать глаза и с которым нельзя не считаться.

(1) Интеллигентность — это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отно­шение к миру и к людям. (2) Интеллигентность надо в себе тренировать.

(3) Что тренировка физических сил способствует долголетию — это понятно. (4) Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил.

(12) Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и краси­вым. (13) Да, именно красивым. (14) Лицо человека, которое часто искажается злобой, стано­вится безобразным, а движения злого человека лишены изящества — не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже. (15) Социальный долг человека — быть интеллигент­ным. (16) Это долг и перед самим собой.

(1) Помню, как восхищала меня в детстве суровая и гордая романтика Древней Спарты. (2) Мне нравилось всё в этой удивительной стране: и то, что слабых детей сбрасывали со скалы, и что мать-спартанка провожала сына на войну не слезами, а прекрасной фразой «Со щитом или на щите», и что маленький спартанец, пронёсший в школу под рубахой живого лисёнка, не плакал и не кричал, когда зверёк вгрызался в его тело. (3) Умер — но молча!

(4) Значительно позже я задал себе вопрос: почему же история Спарты была такой бедной — войны да восстания рабов? (5) Почему спартанцы, которых готовили к борьбе, и только к борьбе, всё равно потерпели в этой борьбе поражение?

(6) Постепенно я понял: всё было закономерно. (7) Мужественная Спарта погибла от соб­ственной бездарности. (8) В этой стране с бюрократической планомерностью сразу после рождения убивали гениев. (9) В пропасть швыряли слабосильных и нестандартных, то есть тех, кто в дальнейшем просто вынужден был бы противопоставить безукоризненной муже­ственности окружающих мощь разума и силу духа. (10) Тех, кого непосильная тяжесть меча поневоле отталкивала бы к резцу, линейке и перу. (11) Тех, для кого «выжить» означало бы — «изобрести».

(12) Со скалы сбрасывали не только будущих учёных и поэтов, но и полководцев.

(13) Хилый Суворов и маленький Наполеон полетели бы в пропасть на общих основаниях.

(14) Избавляясь от слабых и калек, спартанцы избавлялись от прогресса.

(1) Самая необходимая вещь — терпимость. (2) Терпимость не только к тем, кто прав, умён и образован. (3) Ко всем. (4) Ко всем. (5) И к тем, кто думает иначе, даже если он думает не­правильно, даже если мне кажется, что он думает вредно. (6) Но тут есть важная вещь — тер­пимость к мысли, а не к действию. (7) Есть старое правило — рук не распускать. (8) Есть мо­ральные, этические законы, понятные всем людям. (9) Человек не имеет права на убийство. (10) Не имеет права на проповедь убийства. (11) Не может быть оправданного убийства. (12) Это обман. (13) Не может быть убийства ради благой цели. (14) Это обман. (15) Мы этот период уже пережили. (16) Мы — люди.

(17) Мы на одном корабле плывём, все вместе — хорошие и плохие, праведные и грешные, разных национальностей и разных вер — мы все плывём на одном корабле. (18) И нам или плыть, или тонуть. (19) Тонуть всем вместе. (20) И на этом корабле споры необходимы, дис­куссии нужны, нужна свобода дискуссий. (21) Запрещены убийства! (22) Запрещено проли­тие крови, потому что тогда потонем все.

(1) Условимся на эти полчаса считать цивилизацией современный уровень развития чело­вечества, а пейзажем то, что человек, живя на земле и обернувшись во все стороны, видит
вокруг себя.

(2) Земля — космическое тело, и все мы не кто иные, как космонавты, совершающие очень
длительный полёт вокруг Солнца, вместе с Солнцем по бесконечной вселенной. (3) Система
жизнеобеспечения на нашем прекрасном корабле устроена столь остроумно, что она постоянно самообновляется и таким образом обеспечивает возможность путешествовать миллиардам пассажиров в течение миллионов лет.

(4) Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле через космическое про­странство и сознательно разрушающих сложную и тонкую систему жизнеобеспечения, рас­считанную на длительный полёт. (5) Но вот постепенно, последовательно, с безответствен­ностью, поистине изумляющей, мы эту систему жизнеобеспечения выводим из строя, отрав­ляя реки, уничтожая леса, портя Мировой океан.

(6) Если на маленьком космическом корабле космонавты начнут перерезать проводочки, развинчивать винтики, просверливать дырочки в обшивке, то это надо квалифицировать как самоубийство. (7) Но принципиальной разницы у маленького корабля с большим нет (8) Вопрос только размеров и времени.

(9) К сожалению, столь же ранимыми, как и биосфера, столь же беззащитными перед напором так называемого технического прогресса оказываются такие понятия, как тишина возможность уединения и, значит, личного общения человека с природой, с красотой нашей Земли.

(1) Если бы люди не умели удивляться, я даже не знаю, что с ними было бы. (2) Они ниче­го бы не придумали и ничего бы не открыли. (3) Они не умели бы строить дома, выращивать хлеб, летать в космос.

(4) И, кроме того, они не умели бы сочинять музыку, писать стихи, рисовать картины. (5) Вот идёт по лесу человек. (6) Слышит — поют птицы. (7) Ну, поют, эка невидаль! (8) А иной удивится: очень необыкновенно и складно поют. (9) И задумаетсяА другой человек удивится краскам и цветам природы. (11) И начнёт сам пробовать сочетать эти краски. (12) Получится картина.

(13) Третий, слушая человеческую речь, вникая в разговоры людей, вдруг удивится, как разнообразно и точно или, наоборот, нудно и расплывчато люди излагают свои мысли. (14) И сам начинает думать над словами, пробовать их в разных сочетаниях, строить из них предложения, искать самые точные и нужные слова.

(15) Конечно, есть люди, которых ничто не удивляет. (16) Они как-то однобоко смотрят на мир: чего бы покушать или что присвоить? (17) У них явные расхождения с Ньютоном. (18) Они бы это яблоко просто сжевали без всякого всемирного тяготения. (19) Они берут ковёр-самолёт и прибивают его на стенку, чтоб не летал. (20) Они цветами корову накормят, птицу на перья ощиплют, а что касается слов, так они ни разу не обратят внимания, о чём болтают.

(21) Очень скучные люди. (22) Прямо жалко их и даже как-то стыдно за них. (23) А ты по­пробуй удивиться! (24) Всё в этом мире неспроста. (25) Всё находится во взаимосвязи.

(1) Проще и вернее всего было бы обратиться к путеводителю, на первой странице которого можно прочитать энциклопедически точные слова: «Ясная Поляна — место жизни, творчества и деятельности гениального писателя Льва Николаевича Толстого. Здесь он родился 28 августа 1828 года и прожил свыше пятидесяти лет — большую часть своей жизни.
Здесь же, под сенью деревьев, находится и его могила».

(2) Я думаю так: если фантастическим образом мы забыли бы, кто жил в Ясной Поляне, за­были бы само имя Толстого, но имели бы перед собой только списки людей, побывавших здесь (Фет, Тургенев, Чехов, Короленко, Репин, Боткин), если бы перед нами возникли те груды писем (пятьдесят тысяч), которые пришли сюда с разных концов света, и мы вообра­зили бы географию этих писем и круг вопросов, содержащихся в них, мы должны были бы прийти к единственному выводу: здесь жил кто-то столь могучий духовно и интеллектуально, кто притягивал к себе всё лучшее, что образовывало его время.

(3) Дополнительная ценность Ясной Поляны состоит в том, что всё осталось на месте, как будто обитатели её всё ещё живут здесь и пользуются всеми вещами. (4) Одежда и обувь, ра­бочий стол и диван (на котором, кстати, родился Лев Николаевич), книги и фотографии, рояль и лампы, ноты и шахматы, коса и перо, валенки и тулуп — всё то, до чего дотрагивался Толстой, чем он писал, чем косил, что надевал и обувал. (5) Воздух, конечно, которым дышал Толстой, изменился за столько лет, но дух не выветрился, дух живёт.

(6) Ясная Поляна. (7) Лев ТолстойПрийти и поклониться, прийти и омыться, прий­ти и почувствовать себя Человеком с большой буквы.

(1) В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и про­зрачного воздуха. (2) Но всё же край этот обладает большой притягательной силой. (3) Он очень скромен — так же, как картины Левитана. (4) Но в нём, как и в этих картинах, заключе­на вся прелесть и всё незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы.

(5) Что можно увидеть в Мещёрском крае? (6) Цветущие или скошенные луга, сосновые боры, поёмные и лесные озёра, стога, пахнущие сухим и тёплым сеном. (7) Что можно услы­шать в Мещёрском крае, кроме гула сосновых лесов? (8) Крики перепелов и ястребов, свист иволги, суетливый стук дятлов, вой волков, шорох дождей в рыжей хвое, разноголосое пение петухов да колотушку деревенского сторожа. (9) Можно ещё много написать о Мещёрском крае. (10) Можно написать, что этот край очень богат лесами и торфом, сеном и картофе­лем, молоком и ягодами. (11) Но я нарочно не пишу об этом. (12) Неужели мы должны любить свою землю только за то, что она богата, что она даёт обильные урожаи и природные её силы можно использовать для нашего благосостояния?

(13) Не только за это мы любим родные места. (14) Мы любим их за то, что, даже небогатые, они для нас прекрасны. (15) На первый взгляд, Мещёрский край — это тихая и немудрая земля под неярким небом. (16) Но чем больше узнаёшь её, тем всё больше, почти до боли в сердце, начинаешь любить эту обыкновенную землю. (17) И если придётся защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было, — этот лесной задумчи­вый край, любовь к которому не забудется, как никогда не забывается первая любовь.

(1) Мне кажется, что место подвигу есть в любой обстановке и при любых занятиях. (2) Вспомните жизнь Александра Селькирка (прообраз знаменитого Робинзона Крузо) на необитаемом острове, с его победой над собой, над страхом, над малодушием, над ленью, над желанием закрыть глаза и ждать смерти. (3) Положение, в котором оказался этот муже­ственный человек, тоже необычное, но ведь бороться с собой, со своей ограниченностью, со своими пороками, с опустошённостью и равнодушием можно и нужно не только на необитаемом острове.

(4) Попробуйте победить себя, и вам станет понятно, что такое подвиг.

(5) Человек в основе своей всегда устремлён к хорошему. (6) Надо только вовремя уметь под­
держать или подправить того, кто стал уходить от этого устремления. (7) Мы живём в большом
общежитии, и надо уметь любить своих товарищей, отдавать им богатство ума и сердца, и они
отплатят тебе тем же.

(8) Жизнь пестра и разнообразна. (9) На одном её полюсе горение и мужество, на другом — тунеядство и трусость. (10) На одном — высокий порыв, жажда знаний, на другом — равноду­шие, пошлость, мещанство. (11) Перед каждым вступающим в жизнь встают эти полюса, и к ка­кому полюсу пойдёт человек, зависит от него самого.

(6) Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге. (7) И, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, это своё отвращение к настоящему, он всег­да хвалил прошлое и то, чего никогда не было. (8) И древние языки, которые он преподавал, были для него те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни. (9) И мысль свою Беликов также старался запрятать в футляр. (10) Когда в циркуляре запрещалось что-ни­будь, то это было для него ясно, определённо; запрещено — и баста. (11) Зато в разрешении всегда скрывалось для него нечто сомнительное, недосказанное и смутное. (12) Когда в городе разрешали драматический кружок, или читальню, или чайную, он покачивал головой и гово­рил тихо: «Оно, конечно, так-то так, всё это прекрасно, да как бы чего не вышло».

(I)Оксфордский словарь узаконил некоторые русские слова, принятые теперь в мире: на­пример, слово «указ» и «совет» упомянуты в этом словаре. (2) Следовало добавить ещё одно слово — непереводимое, многозначительное русское слово «подвиг». (3) Как это ни странно, но ни один европейский язык не имеет слова хотя бы приблизительного значения. (4) Говорят, что на тибетском языке имеется подобное выражение, и возможно, что среди шестиде­сяти тысяч китайских иероглифов найдётся что-нибудь подобное. (5) Но европейские языки не имеют равнозначного этому древнему характерному выражению.

(6) Героизм, возвещаемый трубными звуками, не в состоянии передать бессмертную, всё завершающую мысль, вложенную в русское слово «подвиг». (7) «Героический поступок» — это не совсем то; «доблесть» — его не исчерпывает; «самоотречение» — опять-таки не то; «усовер­шенствование» — не достигает цели; «достижение» — имеет совсем другое значение, потому что подразумевает некое завершение, между тем как «подвиг» безграничен. (8) Соберите из разных языков ряд слов, означающих лучшие идеи продвижения, и ни одно из них не будет эквивалентно сжатому, но точному русскому термину «подвиг». (9) И как прекрасно это слово: оно означает больше, чем движение вперёд. (10) Подвиг создаёт и накопляет добро, делает жизнь лучше, развивает гуманность.

(II) Неудивительно, что русский народ создал эту светлую, эту возвышенную концепцию.
(12) Человек подвига берёт на себя тяжкую ношу и несёт её добровольно. (13) В этой готов­ности нет и тени эгоизма, есть только любовь к своему ближнему, ради которого герой сра­жается на всех тернистых путях.

(1) Это было на оккупированной немцами территории в Орловской области. (2) В дере­веньке произошла стычка немцев с партизанами. (3) После перестрелки партизаны отошли в лес, а немцы тоже куда-то делись, наверное, переместились в другой населённый пункт. (4) Во дворе дома, где обитала женщина-крестьянка с двумя мальчишками, остался лежать тя­жело раненный немецкий солдат. (5) Без сознания, стонет. (6) И вот задача для женщины с мальчишками: что с ним делать? (7) Добить? (8) Но разве они способны на такое? (9) Оста­вить так, пусть сам «доходит»? (10) Но ведь человек всё-таки. (11) Каково слушать его пред­смертные стоны? (12) В конце концов они, сжалившись, затащили его в избу, дали попить. (13) Он-таки через несколько дней пришёл в себя. (14) Теперь уж и вовсе невозможно было добить его, несмотря на то, что он враг, оккупант. (15) Шаг за шагом, день за днём начали они немца чисто по-человечески выхаживать. (16) Каждое существо, которому помогаешь, не­вольно и неизбежно привязывает к себе. (17) И, конечно, женщина и мальчишки тоже стали привязываться к раненому. (18) Так среди чудовищной мясорубки и бойни той жуткой войны расцвёл цветок милосердия. (19) И когда при новой перестрелке партизан и фашистов немца всё же убили, его (вы, может быть, не поверите) жалели уже почти как родного. (20) Нароч­но не придумаешь такого сюжета — настолько необыкновенны, интересны, общечеловечны, гуманны, остры, прекрасны материал и сам сюжетный ход этого эпизода.

(1) Маленькая, внешне ничем не приметная женщина по-деловому быстрой походкой каж­дый день проходит по улицам родного города, не привлекая к себе взоров деловито спеша­щих людей. (2) Но когда она в День Победы появляется в чёрном парадном кителе моряка, все прохожие провожают её изумлёнными взглядами. (3) Сколько орденов и медалей на этом кителе! (4) И какие ордена! (5) Награды, завидные для каждого фронтовика, свидетельствую­щие о том, что заработаны они в боях, под огнём, храбростью и кровью. (6) А медали за взя­тие городов, словно флажки на карте, отмечают её военный путь. (7) Наверно, потому, что эти награды носит на груди такая хрупкая женщина с миловидным, очень моложавым лицом, они кажутся ещё более многозначительными.

(1) Широко распространённое явление сейчас — телефильмы по литературным произве­дениям. (2) Сегодня такие телефильмы, в сущности, подменяют чтение. (3) Посмотрит чело­век такой фильм, скажем, по романам Толстого или рассказам Чехова, и читать само произ­ведение как бы уже нет надобности: зачем читать, когда всё уже вроде ясно. (4) Преимуще­ство книги в том, что её можно взять с полки в любой удобный момент, раскрыть на нужной странице, уютно устроиться в кресле. (5) Можно отвести глаза от текста, задуматься, осмы­слить прочитанное. (6) Нельзя не отметить и такого немаловажного момента, что, читая книгу, погружаешься в стихию языка, не только русского языка вообще, но и языка того или иного писателя в частности. (7) Но главное преимущество книги перед телефильмом по этой книге — в другом. (8) Дело в том, что при чтении произведения у читающего невольно вклю­чается воображение. (9) Действие романа, рассказа или повести перед его мысленным взо­ром разворачивается в картинах. (10) Он видит обстановку, представляет себе лица персона­жей, видит их живыми, как бы в кино. (11) Преимущество книги и в том, что читатель сам себе режиссёр, он создаёт свой «фильм». (12) При этом кинорежиссёр не навязывает ему своих концепций, а актёры — внешнего облика персонажей, характера их действий. (13) Сле­довательно, чтение книги — процесс более активный и творческий, чем сидение перед теле­визором, когда человек, к сожалению, более потребитель, чем творец.

(1) Почти за три тысячи лет, в 8-7 веках до нашей эры, Индия знала, что учение — это не только заучивание разных предметов, нужных для дальнейшей осмысленной жизни. (2) Из всех благ, сопровождающих учение, лишь одно, если верить древнему суждению, относится к повышению знаний. (3) К сожалению, дети нашей эры не чувствуют широты школы, не идут в неё, как цветы в воду или рассада в землю. (4) И надо быть взрослым, очень пожившим человеком, чтобы ясно представить себе проблему школы, ощутить её как среду для своего роста. (5) И тогда начинаешь сильно корить и жалеть себя за легко­мыслие своего детства и юности, когда мог бы взять от благодатного школьного времени намного больше, чем взял.

(6) Я тоже поняла это очень поздно, в возрасте сорока пяти лет, когда подала заявление в Плановую академию и была, в виде исключения, принята в неё. (7) Почему в детстве и юно­сти не было ощущения счастья, когда ты идёшь в школу? (8) Как могло не захватить всю душу ребёнка богатство наступившего дня, когда в душу и мозг ляжет столько нового, разного, интересного? (9) Тогда, в сорок пять лет, я страстно задумалась о том, почему блаженное чув­ство, возникшее при посещении занятий в академии, не переживается детьми, не пережива­лось мной, легкомысленно упустившей получать максимум возможного от даруемой в дет­стве школы.

(1) Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. (2) Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.

(3) Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. (4) Называется она «Сова». (4) Обидел старик сову. (5) Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. (6) Но старик не обратил на это внимания — не будешь и не надо. (7) Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши, стали гнёзда шмелей разорять. (8) Улетели шмели на другой луг, и некому стало клевер опылять. (9) Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. (10)И не стало у коровы молока. (11)Вот тог­да-то и пошёл дед к сове прощения просить. (12) Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? (13) А вот, оказывается, имеет — через мышей, через шмелей, через клевер — к ко­рове и к молоку.

(14) Вот почему надо знать природу.

(1) Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле, а я убеждён, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они и одного цвета, одной породы — так же непо­вторимы, как всё растущее, живущее вокруг нас. (2) Следовательно, всё живое, в особенности человек, имеет свой характер, который, конечно, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, ибо настоящая дружба — награда человеку редкая и драгоценная. (3) Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллек­тив, в особенности при крайних, бедственных обстоятельствах. (4) С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья. (5) Есть ли у меня такие друзья? (6) Да, они были на войне, есть и в нынешней жизни. (7) И я очень стараюсь за преданность платить преданностью, за любовь — любовью. (8) Каждую свою книгу, каждую строку и каждый посту­пок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтобы не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность.

(1) Вопрос о причинах, побуждающих некоторых писателей начинать свой литературный
путь под вымышленными именами, не имеет однозначного решения и мог бы послужить
темой для психологического этюда.

(2) Часто первое произведение, напечатанное без подписи или под псевдонимом, имело
успех, и автор охотно открыл бы после этого своё инкогнито. (3) Но, увы, его настоящее имя
никому ничего не говорило: докажи, что всем понравившаяся книга принадлежит твоему
перу! (4) Выпустить новую под своим именем значило снова идти на риск. (5) И автор, став­ший жертвой собственной осторожности, бывал вынужден при издании новой книги ссылать­ся на произведение, ранее опубликованное им анонимно. (6) Стендаль выпустил «Пармскую
обитель» за подписью «Автор „Красного и чёрного»».

(7) Если для начинающих писателей псевдоним являлся своего рода страховкой, то для знаменитых он бывал порой средством, чтобы оставаться в тени. (8) Им приходилось бежать от своей славы: когда имя широко известно, в этом есть свои неудобства.

(1) Пётр был великан, без малого трёх аршин ростом, целой головой выше любой толпы, среди которой ему приходилось когда-нибудь стоять. (2) Христосуясь на Пасху, он постоянно должен был нагибаться до боли в спине.

(3) От природы он был силач; постоянное обращение с топором и молотком ещё более развило его мускульную силу и сноровку. (4) Он мог не только свернуть в трубку серебряную тарелку, но и перерезать ножом кусок сукна на лету.

(5) Пётр был гостем у себя дома. (6) Он вырос и возмужал на дороге и на работе под от­крытым небом. (7) Многолетнее безустанное движение развило в нём подвижность, потреб­ность в постоянной перемене мест, в быстрой смене впечатлений. (8) Торопливость стала его привычкой. (9) Он вечно и во всём спешил. (10) Его обычная походка, особенно при по­нятном размере его шага, была такова, что спутник с трудом поспевал за ним вприпрыжку. (11) Ему трудно было долго усидеть на месте: на продолжительных пирах он часто вскакивал со стула и выбегал в другую комнату, чтобы размяться.

(12) Если Пётр не спал, не ел, не пировал или не осматривал чего-нибудь, он непременно что-нибудь строил. (13) Руки его были вечно в работе, и с них не сходили мозоли.

(1) В поэзии Александра Блока нашли воплощение многовековая культура русского наро­да, его историческое бытие и связанное с ним чувство Родины. (2) Не случайно поэт обратил­ся мыслью к истории, к её героическим страницам, написав цикл «На поле Куликовом». (3) Удивительной силы и свежести поэтические образы находит Блок для воплощения патрио­тической идеи. (4) «О Русь моя! Жена моя!» — восклицает поэт, вкладывая в это неожиданное сравнение всю любовь и нежность, на какую способно его сердце. (5) На этой же щемящей ноте звучит и стихотворение «Россия», непосредственно примыкающее к циклу «На поле Ку­ликовом»:

Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые, Как слёзы первые любви!

(6) По контрасту с нищетою, «серыми» избами поэт видит «разбойную красу», «плат узор­ный до бровей», «прекрасные черты» России — единственной, горячо любимой, в мечтах лелеемой. (7) Образ России был в поэзии Блока путеводным маяком, который светил ему, вселял надежду на лучшее будущее, ибо в нём воплощались, соединялись для поэта и такие понятия, как народ, история, судьба нации.

(1) Есть люди, о которых говорят: «Это человек слова!». (2) Значит, на такого человека можно положиться — он выполнит своё обещание без напоминания. (3) Вы обещали по­звонить по телефону товарищу и не позвонили — забыли. (4) Вы опоздали на свидание, на деловую встречу, а то и вовсе не пришли, сославшись потом на нездоровье или на другую причину. (5) Вас попросили опустить по пути письмо в почтовый ящик, а вы протаскали его в кармане всю неделю.

(6) Мы довольно часто совершаем такие мелкие «предательства», не придавая им большо­го значения, не замечая их и прощая друг другу. (7) Эта небрежность в человеческих отноше­ниях вошла у многих в привычку. (8) «В конце концов не на этом строятся отношения между людьми!» — думают некоторые. (9) И ошибаются.

(10) Они просто не понимают, насколько легче жить людям организованным, обязатель­ным. (11) Как же стать таким человеком? (12) Здесь трудно дать рецепт, но многое, по-моему, зависит от самовоспитания. (13) С юных лет надо научиться заставлять себя делать не толь­ко то, что хочется, но и то, что надо. (14) Не откладывать на завтра то, что можно сделать се­годня, сейчас.

(1) Если человек выйдет на любовное свидание и прочтёт своей любимой объяснение по бумажке, она его засмеёт. (2) Между тем та же записка, посланная по почте, может её рас­трогать.

(3) Если учитель читает текст своего урока по книге, авторитета у этого учителя нет.

(4) Если агитатор пользуется всё время шпаргалкой, можете заранее знать — такой никого
не сагитирует.

(5) Если человек в суде начнёт давать показания по бумажке, этим показаниям никто не по­
верит.

(6) Плохим лектором считается тот, кто читает, уткнувшись носом в принесённую из
дому рукопись. (7) Но если напечатать текст этой лекции, она может оказаться интересной.
(8) И выяснится, что она скучна не потому, что бессодержательна, а потому, что письменная
речь заменила на кафедре живую устную речь.

(9) В чём же тут дело? (10) Дело, мне кажется, в том, что написанный текст является по­средником между людьми, когда между ними невозможно живое общение. (И) В таких слу­чаях текст выступает как представитель автора. (12) Но если автор здесь и может говорить сам, написанный текст становится при общении помехой.

(6) Я знаю людей, которые выставляли на улицу свою собаку за то, что она не могла боль­ше приносить потомства, а значит — дохода. (7) Что же получается: деньги вместо души?

(8) Почему дефицит милосердия сегодня так велик? (9) Что станет с нашим разумом и нашим сердцем? (10) Не покинет ли нас доброта навсегда? (11) Ведь уже сегодня её недо­стаёт нам всем!

(12) Горе у товарища — мы не спешим ему на помощь. (13) Ребёнок с интересом смотрит, как голубь с отрезанными лапками мучается, не может приземлиться, — мы снова проходим мимо.

(14) Преступно мало мы говорим об отношении человека к четвероногому другу, словно нет в нашей жизни жестокости! (15) Человек не может состояться без доброго отношения к меньшим своим братьям. (16) Космос, пограничная и милицейская службы, медицина, гео­логия — сферы, в которых собаки совершают подвиг во имя человека. (17) Где же наша чело­веческая благодарность, милосердие?

(1) Когда-то известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери призывал людей
поступать так: «Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок — и сразу же приведи в порядок
свою планету».

(2) Каждый из нас должен понимать, что, если мы будем лишь много говорить и призывать охранять природу, больших результатов не достигнем. (3) Прежде всего нужно изменить отношение каждого человека к окружающему миру.

(4) Всегда с удовольствием приезжаю в подмосковный город Пущино. (5) Аккуратные ас­фальтовые дорожки среди густого леса, дома, спрятанные за кронами деревьев. (6) Жители города бережно охраняют всю эту красоту. (7) Пущинские ребята в школе слушают специаль­ные лекции, много часов проводят в лесу, воспитывают в себе любознательное отношение к природе. (8) С этого начинается экологическая грамотность. (9) С того, что появляется простое желание проследить за полётом бабочки, наклониться к полевому цветку, послушать свои шаги по траве, а не поймать, не сорвать, не растоптать. (10) Глубоко познавая законы природы, ребята и взрослые стараются не наносить природе никакого вреда.

(11) Человек, постигший азбуку природы, будет стремиться хозяйствовать на земле умело, восполнять природные ресурсы. (12) Вот тогда человек и природа станут настоящими друзьями.

(5) Во всех своих привычках Суворов был необыкновенно скромен. (6) Не говоря уже о предметах роскоши: картинах, дорогих сервизах, нарядах, он лишал себя даже элементар­ного комфорта. (7) Спал на покрытой простынёй охапке сена, укрываясь вместо одеяла пла­щом. (8) Вставал в 4 часа утра, причём слуге было велено тащить его за ногу, если он проспит. (9) Шубы, перчаток никогда не носил. (10) Ездил всегда в простой таратайке, пользовался самой простой мебелью.

(II) Суворов был одним из самых образованных русских людей своего времени. (12) Он
изучил математику, историю, географию; владел немецким, французским, итальянским,
польским, турецким и финским языками; был основательно знаком с древней и новой лите­ратурой. (13) Военная эрудиция его была изумительна. (14) Он проштудировал все важней­шие военные книги, начиная с древних авторов вплоть до своих современников. (15) Ум Су­ворова не знал отдыха.

(16) Военное дарование — та сторона его облика, в которой наиболее ярко отразилась его интеллектуальная и волевая мощь. (17) Его имя и сегодня хранится в памяти каждого русско­го человека.

(1) Вообще-то вода, истинное чудо земной природы, заслуживает, быть может, великой
поэмы — так интересна она сама по себе, так велика её роль в нашей жизни, так драматична
и сложна судьба этого драгоценного жидкого минерала.

(2) Некоторые на первый взгляд простые физико-химические свойства воды настолько
нам привычны, что мы не задумываемся об их истинном значении.

(3) Взять, например, её четырёхградусную тепловую константу. (4) При этой температу­ре вода обнаруживает поразительное свойство — она становится почему-то наиболее тяжёлой и плотной. (5) И когда осенью остывает какой-либо водоём, то холодная вода опускает­ся с поверхности вниз, на её место поднимается более тёплая — и так далее, пока вся водная среда не перемешается и не примет четырёхградусную температуру. (6) Но вот холодает всё больше, поверхностный слой воды остывает ещё на один-два градуса. (7) И тут-то с водой происходит странная метаморфоза: подчиняясь тончайшим молекулярным законам, она разжижается и легчает. (8) Этот холодный лёгкий слой, как бы плавая на поверхности водо­ёма, создаёт своего рода тепловую подушку и не позволяет охлаждаться нижележащей толще. (9) Образующийся при нуле градусов лёд ещё легче и потому не тонет.

(10) Поистине сказочное свойство! (11) Кусок лёгкого олова, тяжёлого свинца или, ска­жем, аморфного воска тонет в собственном расплаве, а лёд чудесным образом держится на поверхности воды. (12) Не будь этого, наши водоёмы промёрзли бы до дна. (13) Всё живое там погибло бы, да и сама Земля не вырвалась бы из ледяного плена.

С1. Основная проблема — важность преподавания русского языка в школе. Авторская позиция: преподавание языка — это не только передача знаний, умений, навы­ков, но и воспитание духовного облика человека.

С2. Основная проблема — влияние на человека окружающих его мелочей. Авторская позиция: здоровье и работоспособность человека, а в конечном счёте и судьба зависят от множества мелочей, которые повсюду его окружают.

СЗ. Основная проблема — проблема воспитанности человека (какого человека можно счи­тать воспитанным).

Авторская позиция: воспитанный человек всегда одинаково вежлив со знакомыми и нез­накомыми людьми, и эта вежливость ему легка и приятна.

С4. Основная проблема — роль «малой» родины в жизни человека.

Авторская позиция: человеческие качества зависят от той земли, на которой ты родился и вырос; «малая» родина «способна исправить ошибки родительского воспитания».

С5. Основная проблема — проблема истинного счастья человека.

Авторская позиция: истинное «счастье заключается в способности жить для других».

Сб. Основная проблема — роль книги в жизни человека.

Авторская позиция: книга поможет не только приобрести самые широкие знания, но и на­учит «понимать и любить людей».

С7. Основная проблема — проблема трудотерапии.

Авторская позиция: «трудовая деятельность является одним из лучших лекарств для боль­ных нервов».

С8. Основная проблема — проблема взаимосвязанности речи человека и его характера. Авторская позиция: речь человека служит безошибочной характеристикой его культурно­го и интеллектуального уровня.

С9. Основная проблема — проблема существования двух видов занятий — учения с мучени­ем и учения с увлечением.

Авторская позиция: «учение с увлечением — счастливая жизнь».

С10. Основная проблема — судьба рубля.

Авторская позиция: «рубль вряд ли сможет выйти за пределы нынешних границ примене­ния», так как изначально был создан как «замкнутое платёжное и расчётное средство».

С11. Основная проблема — проблема интеллигентности, то есть терпимого отношения к миру и к людям.

Авторская позиция: интеллигентность «делает человека не только здоровым, но и краси­вым»; быть интеллигентным — долг человека как перед обществом, так и перед самим собой.

С12. Основная проблема — проблема гибели Древней Спарты.

Авторская позиция: Древняя Спарта закономерно погибла «от собственной бездарности», так как, «избавляясь от слабых и калек, спартанцы избавлялись от прогресса».

С13. Основная проблема — проблема терпимости к другим людям.

Авторская позиция: необходимо быть терпимым к любому человеку, даже если тот думает неправильно; но терпимым нужно быть только к мысли, а не к действию, так как человек не имеет права на убийство и его проповедь.

С14. Основная проблема — проблема уничтожения системы жизнеобеспечения на Земле. Авторская позиция: человек, уничтожая леса, отравляя реки, совершает самоубийство.

С15. Основная проблема — взаимосвязь открытий и способности удивляться. Авторская позиция: только тот, кто способен удивляться, замечать прекрасное, анализи­ровать непонятное, может совершить открытие.

Авторская позиция: Ясная Поляна — это то место, где чувствуешь себя Человеком с боль­шой буквы, так как по сохранившимся здесь документам и вещам приходишь к выводу, что в этом месте «жил кто-то столь могучий духовно и интеллектуально, кто притягивал к себе всё самое лучшее, что образовывало его время».

С17. Основная проблема — проблема любви к родному краю.

Авторская позиция: родную землю любят не за богатства и броскую красоту, а просто за то, что именно этот уголок земли научил видеть и понимать прекрасное, «как бы невзрачно на вид оно ни было»; любовь к родному краю не забудется, «как никогда не забывается пер­вая любовь».

С18. Основная проблема — проблема подвига в жизни современного человека. Авторская позиция: человек, способный бороться со своими недостатками, совершает подвиг.

С19. Основная проблема — стремление некоторых людей «окружить себя оболочкой», спрятаться от действительной жизни.

Авторская позиция: чехлы у Беликова существовали не только для вещей, но и для лица, тела, души; страх перед жизнью глубоко проник в натуру этого человека, сделав его «челове­ком в футляре».

С20. Основная проблема — в русском языке есть слова, значения которых очень трудно пе­ревести на другие языки.

Авторская позиция: ни один из европейских языков не имеет равнозначного русскому слову «подвиг»; это слово прекрасно, оно призывает к гуманности.

С21. Основная проблема — проблема милосердия (особенно в тяжелейшие годы войны). Авторская позиция: русские люди проявляли милосердие в годы войны даже к своим злей­шим врагам; общечеловечен и прекрасен данный эпизод из реальной жизни.

С22. Основная проблема — внимание к ветеранам Великой Отечественной войны, защи­тившим страну от фашистских захватчиков.

Авторская позиция: скромная женщина-врач воевала на фронте в годы войны наравне с мужчинами, об этом говорят её боевые награды; и в мирное время она на боевом посту: обе­регает здоровье людей.

С23. Основная проблема — телефильмы по литературным произведениям — это благо или зло? Авторская позиция: телефильмы всё чаще стали подменять чтение; чтение книги имеет огромные преимущества перед просмотром телефильма.

С24. Основная проблема — проблема школьного обучения; невосприятие детьми школы как среды для своего роста и развития.

Авторская позиция: современные дети не чувствуют значения школы; дети легкомы­сленно относятся к своей школьной жизни, упускают возможность получить максимум знаний.

С25. Основная проблема — проблема маленьких провинциальных городов.

Авторская позиция: маленькие провинциальные города представляют собой грустное зре­лище своей заброшенностью, сонной и незаметной жизнью. Но в то же время каждый из этих городков обладает скрытыми возможностями для своего расцвета и благосостояния.

С26. Основная проблема — отношение человека к природе.

Авторская позиция: незнание человеком законов природы ведёт к большим бедам; в при­роде всё взаимосвязано, всё зависит одно от другого, нарушать эти законы нельзя.

С27. Основная проблема — проблема дружбы.

Авторская позиция: каждый человек неповторим; характер человека развивается под влиянием среды, родителей, школы и друзей; дружба очень сильно влияет на человеческие отношения.

С28. Основная проблема — проблема псевдонимов.

Авторская позиция: часто автор сожалеет, что его произведение вышло под вымышлен­ным именем; для знаменитых людей псевдоним является одним из средств, чтобы оставать­ся в тени; в том, что твоё имя широко известно, есть свои неудобства.

С29. Основная проблема — Пётр I был сильным, энергичным, человеком дела.

Авторская позиция: безустанное движение развило в Петре I потребность в перемене мест и смене впечатлений; он не мог долго усидеть на одном месте; его руки вечно требова­ли работы.

СЗО. Основная проблема — патриотизм поэзии Блока; использование поэтом сильных и свежих поэтических образов.

Авторская позиция: в поэзии Блока нашла воплощение многовековая культура русского народа; для воплощения патриотической идеи поэт использует удивительные поэтические образы; образ России является в поэзии Блока главным.

С31. Основная проблема — проблема «мелких предательств», проблема самовоспитания.

Авторская позиция: человек слова — это тот, на кого всегда можно положиться; небреж­ность в человеческих отношениях у многих вошла в привычку; многое в характере человека зависит от самовоспитания.

С32. Основная проблема — проблема публичного выступления: что лучше — живая устная речь или чтение по бумажке.

Авторская позиция: люди, постоянно пользующиеся шпаргалкой, успеха у слушателей не имеют; письменная и устная речь используются в определённых ситуациях; написанный текст становится помехой, если автор присутствует здесь и может говорить сам.

СЗЗ. Основная проблема — проблема милосердия, проблема отношения людей к четверо­ногим друзьям; почему дефицит милосердия сейчас так велик.

Авторская позиция: нам всем сегодня недостаёт доброты; очень мало мы говорим об отно­шении человека к четвероногому другу; жизнь собаки — подвиг во имя человека.

С34. Основная проблема — проблема охраны природы, проблема экологической грамот­ности людей.

Авторская позиция: нужно изменить отношение каждого человека к окружающему миру, воспитывать в себе любознательное отношение к природе (как это делают пущинские ребя­та); надо глубоко познавать законы природы.

С35. Основная проблема — важность и солидность — совсем не обязательные признаки ве­ликого человека, каким был знаменитый полководец Суворов.

Авторская позиция: Суворов был одним из самых образованных людей своего времени, интеллектуальная и волевая мощь которого наиболее ярко проявились в военном деле; в то же время Суворов во всём был необыкновенно скромен.

С36. Основная проблема — проблема воды; вода — это источник жизни на Земле, один из интереснейших жидких минералов.

Авторская позиция: вода играет огромную роль в жизни людей, она обладает уникальны­ми физико-химическими свойствами, благодаря которым сохраняется жизнь всего живого на Земле.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *