Что и откуда импортирует россия
Импорт в Россию
Импортные товары (прежде всего из категории тех, что относились к товарам народного потребления) в советские времена в основном были в большом дефиците. Их искали по знакомым, «доставали» по блату и высоко ценили за качество и разнообразие. Столь трепетное отношение к импортной продукции сохранилось и в постсоветской России у так называемых младореформаторов.
В свое время один отцов российских экономических реформ и один из руководителей тогдашнего российского правительства Егор Гайдар активно продвигал идею о том, что не стоит горевать о развале отечественной промышленности, потому что «мы купим все, что надо». В итоге практически прекратили существование целые отрасли, которые ранее работали на отечественный рынок, а на замену их продукции пришел импорт.
Импорт товаров в Россию в цифрах
В итоге такой политики Россия надолго попала в зависимости от поставок импортных товаров. Причем плачевное состояние российской экономики в 90-е годы не позволяло приобретать все, в чем нуждалась страна. И к началу нового тысячелетия объемы импортных поставок в РФ по объективным причинам были не такими уж значительными, от закупок многих видов продукции приходилось отказываться банально из-за отсутствия достаточного количества свободной валюты.
Достаточно сказать, что объемы импортных закупок в 2000 году составили всего 33,8 млрд. долларов США, на следующий год – 41,8 млрд. долларов, а в 2002 году – 46,1 млрд. долларов. К концу нулевых ситуация в экономике постепенно начала стабилизироваться, а стоимость газа и нефти росла рекордными темпами. В итоге уже в 2010 году объем импортных поставок увеличился по сравнению с началом десятилетия почти в семь раз и достиг 228,9 млрд. долларов США.
Затем закупки импортной продукции только росли (в денежном выражении), достигнув в рекордных показателей в 2012 и 2013 годах (соответственно, 317,2 млрд. и 315,2 млрд. долларов США). В этот период активно рост и экспорт продукции (и не только сырьевой) из России, а, как известно, рост экспорта обычно тянет за собой и возможность наращивать импорт товаров.
После событий 2014 года ситуация резко изменилась. Присоединение Крыма к РФ, санкции, снижение цен на нефть и резкая девальвация курса рубля привели к тому, что объемы импорта снизились почти вдвое – до 182,9 млрд. долларов. Потребовалось некоторое время для того, чтобы экономика страны смогла приспособиться к новым условиям, найти адекватный ответ на санкции Запада и адаптироваться к новым ценам на нефтегазовом рынке. В итоге снова наметился и некоторый рост объемов импорта: в 2017 году они составили 228,5 млрд. долларов, а в 2018-м – уже 240,5 млрд. долларов.
Рост не очень значительный, однако объяснить это в некоторой степени можно тем, что российские власти в этот период взяли курс на импортозамещение. Из-за введенных контрсанкций (продовольственное эмбарго) прекратились закупки многих категорий продовольственных товаров, а за счет развития собственного производства просто отпала необходимость в импорте некоторых из них (например, куриного мяса).
Какие товары Россия импортирует
Вопреки устойчивому мифу о том, что импорт нас в первую очередь кормит, одевает и лечит, основная доля импортируемой продукции приходится на различную технику и оборудование (за 2017 год – 110,2 млрд., за 2018 год – 112,6 млрд. долларов США). Это самая значительная доля в общем объеме импорта в страну.
Достаточно стабильной остается также доля легковых (соответственно, по годам – 6,6 млрд. и 7,2 млрд. долларов) и грузовых (по 1,9 млрд. долларов в год) автомобилей. Значительной остается доля в импорте медикаментов и лекарственных препаратов, хотя и постепенно падает (за 2017 год – 8,5 млрд., за 2018 год – 8 млрд. долларов США).
Среди товаров народного потребления действительно лидируют одежда (за 2017 год – 6,5 млрд., за 2018 год – 7 млрд. долларов США) и обувь (соответственно, 1,5 млрд. и 1,7 млрд. долларов), а также мебель (за 2017 год – 1,6 млрд., за 2018 год – 1,9 млрд. долларов США).
Структура импортных закупок по странам-поставщикам остается примерно одинаковой в течение этого периода. По официальной статистике, лидируют поставки продукции из Китая (примерно пятая часть всего объема импорта). Более того, наблюдается явная тенденция к росту поставок в целом из стран АТЭС (скажем, только за 2017 год – сразу на 32%). Кроме того, увеличиваются поставки импортной продукции из стран СНГ (на 28,3%) и ЕС (несмотря на санкционную политику – на 23%).
В тройку лидеров по поставкам продукции в Россию наравне с Китаем входят также Германия (доля – 10,8%) и США (доля – 5,7%).
Почему так востребован импорт продовольственных товаров в Россию
Достаточно высокой остается и доля продовольственного импорта на российский рынок. Хотя влияние санкций и контрсанкций в этом сегменте особенно заметно. Достаточно сказать, что всего за пять лет (с 2013-го по 2017 год) поставки импортного продовольствия в стоимостном выражении сократились почти вдвое – с 43 млрд. до 23,3 млрд. долларов США. Таковы данные Федеральной таможенной службы (ФТС) России.
Одна из основных причин – так называемое продовольственное эмбарго, которое начало действовать с 2014 года и неоднократно продлевалось. Это привело к ограничению, сокращению или полной остановке ряда продовольственных товаров из стран Евросоюза, США и ряда других государств. На поставки из других стран по ряду позиций Россия так и не смогла переориентироваться, а потому их импорт полностью прекратился. Часть продукции (мясо, молочная продукция, овощи и т.д.) заменили собственным производством.
Однако столь быстро нарастить производство некоторых видов сельскохозяйственной продукции России все же не удалось. Это привело к тому, что по-прежнему достаточно высокой остается ее доля в общем импорте. Скажем, поставки импортного мяса в 2018 году сократились до 1,4 млрд. долларов против 2 млрд. в предыдущем году. А вот по рыбе и цитрусовым (за 2017 год – 1,1 млрд., за 2018 год – 1,2 млрд. долларов США по обеим категориям), а также напиткам (соответственно, 2,4 млрд. и 2,6 млрд. долларов) наметился даже прирост поставок.
Кстати, цитрусовые наравне с бананами занимают лидирующие позиции в продовольственном импорте. И это вполне объяснимо объективными природно-климатическими факторами. Как бы активно РФ ни занималась импортозамещением в продовольственной сфере, бананы выращивать она явно не сможет.
Другие экзотические фрукты заменить отечественными аналогами Россия также явно не сможет. А вот более традиционная для нашего климата сельхозпродукция уже во многом заменила импорт. Скажем, за пять лет импорт яблок, груш и айвы сократился вдвое, орехов — в 1,8 раза, а абрикосов, вишни и других косточковых — в 1,6 раза. Но даже в этой группе товаров остаются позиции, которые невозможно заменить отечественной продукцией. Так, фисташка, кешью, бразильский орех остаются на 100% импортными, а фундук и грецкий орех – на 90-95%.
Какие документы нужны для импорта товара в Россию
Несмотря на все санкции и сложности в экономике, Россия по-прежнему входит в ТОП-25 крупнейших стран-импортеров. Это говорит о том, что участники ВЭД чувствуют себя достаточно уверенно, однако российские власти взяли курс на защиту отечественно производителя и перекрытия путей для «серого импорта», а потому ужесточаются требования к ввозу товаров и правильному оформлению документов.
Чтобы не было проблем с растаможкой своего товара, необходим достаточно обширный пакет документов:
Внешняя торговля России: итоги 2020 года
Как часто инвесторы проходят мимо данных, которые в свободном доступе предоставляет Росстат, Минэкономразвития и другие госорганы. Казалось бы, при чём тут инвестиции? Но макроэкономические показатели – это недооценённая кладезь информации, которая поможет оценить ситуацию в мире, стране и отдельной отрасли. Ни одна публичная компания не функционирует в безвоздушном пространстве.
Первоочередная задача частного инвестора на фондовом рынке – найти акции таких компаний, которые обеспечат желаемый уровень доходов при минимальных рисках, то есть выплату дивидендов и рост курсовой стоимости акций. На эти параметры напрямую влияют операционные и финансовые результаты бизнеса, которые, в свою очередь, зависят от макроэкономической ситуации на рынке в конкретной отрасли.
Чтобы понять, как будет чувствовать себя бизнес в ближайшее время, следует обратиться к данным макроэкономической статистики и изучить общие тенденции на рынке.
Основные показатели внешней торговли
Внешнеторговый оборот РФ показывает, на какую сумму Россия продала и купила товаров у других стран. Другими словами, это сумма экспорта и импорта.
Экспорт – это товары, которые Россия продаёт другим странам. То есть общая сумма продаж всех компаний, которые поставляют свою продукцию за рубеж.
Импорт – товары, которые Россия покупает у других стран. То есть сумма ввозимой к нам продукции, сырья, материалов, оборудования и так далее. Информация об экспорте и импорте приводится по отраслям или важнейшим товарам. Можно посмотреть, какую долю занимает тот или иной товар в общей структуре экспорта, импорта или всего товарооборота. Например, в 2020 г. доля топливно-энергетических товаров (нефть, газ) была меньше 49,6% в общем объёме экспорта России. Это произошло впервые за 20 лет. Всегда более половины товаров, которые продавала наша страна, составляли именно нефть и газ.
Сальдо внешней торговли – это разница между экспортом и импортом.
Фраза «Торговый баланс активный, а сальдо положительное» означает, что экспорт превышает импорт. То есть страна продаёт больше, чем покупает. Логично, что это позитивно отразится на экономике в целом. Положительный баланс говорит об укреплении национальной экономики и валюты.
Если говорят, что торговый баланс пассивный, а сальдо отрицательное, это значит, импорт превышает экспорт. То есть страна больше покупает, чем продаёт. Представьте, что будет, если вы начнёте тратить больше, чем зарабатываете. Как это отразится на вашем финансовом положении? Что уж говорить об экономике целой страны!
Зная общий тренд и динамику ключевых макропоказателей товарооборота, можно выяснить:
Почему одним из самых важных показателей для инвестора являются данные о внешней торговле?
Ключевым направлением деятельности любого бизнеса является продажа товаров или услуг. Многие компании продают товары за рубеж и сами закупают сырьё и оборудование у иностранных партнёров, то есть являются одновременно экспортёрами и импортёрами.
Зная общий тренд и динамику ключевых макропоказателей товарооборота, можно выяснить:
Внешнеторговый оборот России в 2020 году
2020 год выдался непростым и насыщенным: вспышка коронавирусной инфекции и вводимые ограничения, ослабление российской валюты, снижение мирового спроса на товары и услуги, ограничения на добычу нефти в результате сделки ОПЕК+. И это в течение всего одного года!
По итогам 2020 г. внешнеторговый оборот России составил 567,8 млрд долл. Это ниже на 15,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причина – в мировом экономическом кризисе, который ударил и по нашей экономике.
Экспорт составил 336,4 млрд долл. По итогам 2020 г. продажи товаров за рубеж сократились на 21%.
Импорт по итогам 2020 г. составил 231,4 млрд долл., снизившись лишь на 5% относительно 2019 г.
Получается, что России удалось сохранить положительный баланс (продать больше, чем купить), хотя экспорт упал гораздо сильнее импорта.
Динамика экспорта и импорта России в 2020 г.
Основной провал товарооборота пришёлся на май–август из-за пандемии COVID-19 и введения ограничительных мер по всему миру. Не успела пойти на спад первая волна коронавируса, как в августе во многих странах стали повторно вводить жёсткие ограничения. Лишь к концу года торговля между странами снова начала оживать. Сумма экспорта товаров в декабре оказалась даже выше, чем была в январе.
Что это значит для инвестора?
Снижение товарооборота в 2020 г. говорит о том, что экономическая активность страны сократилась. Продажи за рубеж упали, значит, компании недополучили прибыль, что может повлиять на выплату дивидендов. А вот импорт снизился незначительно, что стало следствием обесценения национальной валюты. То есть у нашей страны упали доходы, хотя уровень рублёвого потребления почти не изменился.
Мировой экономический кризис 2020 года сравнивают по силе с Великой депрессией. Однако пандемия идёт на спад, чему способствует активная вакцинация по всему миру. На фоне низкой базы прошлого года товарооборот между странами в 2021 г. должен вырасти. Экономика начнёт оживать, а значит, потребуются ресурсы на восстановление прежних объёмов промышленного производства, что на руку сырьевым компаниям.
Основываясь только на анализе показателей внешней торговли, нельзя на 100% сказать, как будет развиваться ситуация в стране. Следует оценивать все макроэкономические и финансовые данные – динамику ключевой ставки, уровень инфляции, безработицы, ВВП.
Мы живём в уникальное время, когда вся информация, как на ладони, находится перед нами. Бери и пользуйся! Иногда нужно посмотреть на привычные активы под другим углом, чтобы открыть для себя то, чего другие не видят. Чем шире и дальше инвестор будет смотреть, тем больше возможностей перед ним откроется.
Топ-25 продуктов, которые Россия импортирует
Автор – Инна Ганенко
95% свежей говядины привозит Белоруссия
Заместить нельзя
Сокращение ввоза столового винограда реально, но случится это очень нескоро, отмечает президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович. По данным организации, сейчас в России его выращивают до 60-80 тыс. т в год при потреблении менее 300 тыс. т. «Теоретически мы можем довести долю собственного производства в этом объеме до 50-60%, – считает он. – Чтобы увеличить сбор, нужны большие капитальные вложения, в том числе в строительство холодильников, но пока деньги в эту отрасль не идут, несмотря на выделяемую государством поддержку». Кроме того, российским производителям пока трудно конкурировать с поставщиками из Турции и других южных стран, где урожай появляется раньше, чем в России.
«Россия может насытить рынок яблоками, увеличить производство персика, уже сейчас мы обеспечиваем себя сливой, алычой, производим много черешни, – перечисляет президент Ассоциации садоводов России Игорь Муханин. – Хотя импорт из более южных стран, в частности Азербайджана, Ирана, все-таки всегда будет присутствовать. Урожай той же черешни там начинают собирать уже в апреле, у нас же не раньше, чем в середине мая, а потребительский спрос еще никто не отменял». Трудно и в ближайшем будущем невозможно заместить ввоз абрикоса и груши. Первый хотя и растет на юге страны, но при цветении очень часто вымерзает: из 10 лет урожай собрать получается один-два раза, так как цветет абрикос в начале апреля, а в том же Краснодарском крае возвратные заморозки часто случаются вплоть до начала мая. Есть проблема и с грушей. Эта плодовая культура нуждается в сортообновлении. «Существующие сорта сильно подвержены болезням, и импортом саженцев эту задачу не решить: иностранные сорта не зимостойкие и у нас очень редко выживают, – утверждает эксперт. – Необходимо проводить масштабную селекционную работу, а на это потребуются долгие годы и соответствующее финансирование».
По тем же причинам будет трудно увеличить производство орехов. По таким позициям, как фисташка, кешью, бразильский орех и другие, доля импорта составляет 100%, по фундуку и грецкому достигает 90-95%, знает учредитель компании «Орехпром» (Краснодарский край, один из крупнейших российских переработчиков орехов и сухофруктов) Аслан Хашир. «И только производство последних мы можем теоретически нарастить, так как это нам позволяют наши климатические условия, остальные орехи у нас просто не растут», – говорит он. Однако пока ореховодство в стране отдельной строкой не поддерживается, поэтому инвестиции в отрасль осуществляются лишь точечные.
Ввоз уменьшился в разы
По итогам 2018 года общий объем ввоза мяса окажется значительно ниже 1 млн т, который был в последние два-три года, считает гендиректор Национального союза свиноводов Юрий Ковалев. Однако, по его словам, по свинине импорт в потреблении на уровне 5-10% всегда будет присутствовать в стране с открытой экономикой, встроенной в мировые глобальные рынки.
Российский рынок мяса входит в стадию зрелости, которая характеризуется высокой долей отечественного производства в ресурсах мяса, периодическими кризисами перепроизводства и постепенным снижением реальных (с поправкой на инфляцию) цен, комментирует руководитель направления стратегического маркетинга дирекции по коммерческой и маркетинговой стратегии группы «Черкизово» Андрей Дальнов. «На этой стадии также возникает насущная потребность в экспорте, который служит демпфером и помогает сглаживать колебания внутренних цен небрендированной продукции, – считает он. – Роль импорта резко сокращается. Предположу, что по итогам года сколь-либо значимая доля ввоза (около 15%) останется только у говядины». У птицы и свинины она, скорее всего, составит 3-5%.
Основным поставщиком молочной продукции на российский рынок последние годы является Белоруссия. Доля ввоза из этой страны в прошлом году доходила в денежном выражении до 72-83% в зависимости от категории продукта. Такой высокий уровень зависимости российского молочного рынка от поставок белорусской продукции нездоров для обеих сторон, считает предправления Национального союза производителей молока («Союзмолоко») Андрей Даниленко. Поэтому сейчас Белоруссия поставила задачу диверсифицировать импорт, знает он. А Россия при этом и так все последние годы увеличивала объемы собственного производства, хотя эта тенденция и сдерживается падением спроса и ростом себестоимости сырья. Тем не менее импортные поставки оказывают серьезнейшее влияние даже в условиях закрытых границ, обращает внимание эксперт. «Основная проблема заключается в том, что себестоимость молока в России значительно выше белорусского и европейского, поэтому покупать для переработки импортное сырье остается более выгодно», – заключает он.
Молочному рынку гораздо больше импорта вредит наличие фальсификата, считает директор кемеровского Деревенского молочного завода (есть собственное молочное стадо) Александр Сухинин. За Уралом зарубежной продукции на прилавках практически нет, зато очень много фальсифицированных продуктов, утверждает он. Гендиректор подмосковной компании «Братья Чебурашкины» Владислав Чебурашкин тоже говорит, что от присутствия на рынке зарубежных молочных продуктов его бизнес не страдает. «Мы работаем в премиальном сегменте, выпускаем скоропортящуюся продукцию, и здесь конкурентов у нас среди иностранных компаний нет», – поясняет он.
В этом году ввоз молочной продукции (в пересчете на молоко) продолжает сокращаться, отмечает Даниленко. И в первую очередь идет снижение поставок из стран – основных поставщиков «молочки»: Белоруссии, Новой Зеландии, Турции, Аргентины. Наиболее заметно уменьшились поставки биржевых товаров – сливочного масла, сухого молока, молочной сыворотки. Хотя ввоз питьевого молока и основных кисломолочных продуктов (йогурта, кефира и сметаны), наоборот, растет. Но в целом в категории «кисломолочная продукция» отмечается падение поставок из-за сокращения ввоза продуктов, обозначаемых в статистике внешней торговли как «прочие». По прогнозу «Союзмолока», в ближайшей перспективе импорт биржевых продуктов (СОМ, СЦМ, сливочного масла) продолжит уменьшаться в условиях сохранения объема запасов на повышенном уровне и увеличения внутреннего производства, а прочей продукции – сдержанно расти. В результате в ближайшие месяцы импорт останется ниже уровня прошлого года, ожидает эксперт.
«Российский рынок сахара профицитен, и любой самый незначительный объем чужого сахара негативно сказывается на отрасли», – считает замгендиректора холдинга «Продимекс» (крупнейший производитель сахара в стране) Вадим Ерыженский. Впрочем, если говорить о сахаре из верхнего ценового сегмента – кусковой, крашенный под тростниковый, красиво упакованный, с особыми характеристиками и прочий, который в нашей стране не производят – то он может присутствовать на полке для расширения ассортимента, добавляет он. Но ввоз белого сахара, поступающего на рынок в рамках Таможенного союза, в условиях собственного рекордного производства и при высоких переходящих остатках отрасли не нужен, категоричен он.
Овощи и фрукты
В этом году импорт томатов растет, отмечает главный аналитик Национального союза производителей плодов и овощей Кирилл Лашин. По данным ФТС, за январь-май ввоз увеличился уже на 20%, до 328 тыс. т. Отмечается расширение поставок и по другим основным овощам: картофеля – почти на 45% до 433 тыс. т, огурцов – примерно на 10% до 56 тыс. т. «В таких условиях отечественным сельхозпроизводителям трудно наращивать объемы производства, реализовывать новые проекты и окупать уже сделанные инвестиции», – комментирует он. Вкладываясь в тепличное производство или строительство картофельного хранилища, инвесторы заранее просчитывают, по каким ценам они могут реализовать продукцию, но ввоз растет, и это может обрушить рынок, обвалить стоимость произведенного товара, а значит, будут скорректированы размер прибыли и сроки окупаемости.
В этом году томатов на рынке переизбыток, подтверждает замгендиректора курского тепличного комбината «Сейм Агро» Константин Ильин. Российские производители увеличили объемы производства, плюс вырос импорт. Поменялся и спрос со стороны торговых сетей: теперь упор больше делается на дискаунтеры, а их интересует товар в общем, и чем ниже цена, тем лучше. Все это уже привело к падению стоимости примерно на 30%, в начале августа томат в опте стоил на уровне 20 руб./кг, что почти в два раза ниже себестоимости, рассказывал тогда предприниматель. «Играет свою роль и сезонность: в августе часть потребителей собирает урожай на собственных огородах, – поясняет он. – Да, в первой половине сентября цены начнут стабилизироваться, но определенный убыток аграрии уже получат». Однако если объем импорта будет продолжать расти, государству придется задуматься уже не о поддержке строительства новых теплиц, а о помощи в эксплуатации действующих, считает Ильин. По мнению Лашина, в тепличной отрасли доля импорта не должна превышать 20-30% в зависимости от категории продукта. Тогда можно будет избежать ценовых перекосов в ту или иную сторону.
Субсидирование садоводства в последние несколько лет способствовало активному росту внутреннего производства. Пять лет назад в стране выращивалось всего 500 тыс. т яблок, однако половину этого объема составляло техническое яблоко, которое шло только в переработку. В этом году, по оценке ассоциации, урожай может достигнуть 900 тыс. т. При этом доля качественного яблока выросла с 50% до 75%, обращает внимание эксперт. «Мы ежегодно увеличиваем сбор на 100-150 тыс. т, – говорит он. – Дальше отрасль будет двигаться не менее активными темпами: теперь господдержка будет распространяться на садовые питомники, что позволит в будущем снизить зависимость от импортных саженцев и еще больше нарастить производство яблок. Для этого мы ежегодно закладываем от 10,5 тыс. до 14 тыс. га интенсивных садов в год». Такими темпами к 2024 году Россия сможет выращивать около 1,2-1,3 млн т этого фрукта, благодаря чему объем зарубежных поставок сократится как минимум вдвое. Такая же программа, по словам эксперта, есть и по ягодникам – малине и землянике.
В отдельных категориях импорт растет
Росту ввоза вина способствует стабилизация рубля, а также изменение политики импортеров и торговых сетей, рассказывает Попович. Если еще года три назад наценка на зарубежную продукцию была не менее 300%, то теперь ритейл стал закупать вино напрямую у иностранных производителей, минуя посредников, и наценка стала составлять около 50%. «Цены на полке на импортные вина резко упали, и покупатель, конечно, отреагировал повышением спроса», – поясняет эксперт. В то же время российскими производителям перекрыли все коммуникации с потребителями, приравняв вино к крепкому алкоголю и запретив его рекламу. Между тем отечественные компании выпускают вино, ничем не уступающее импортному в сопоставимых ценовых категориях, утверждает Попович. «Это, на мой взгляд, некие политические просчеты. Люди, живя в Москве и не видя, как растет виноград, считают, что его в стране и нет, а вино из собственного винограда для многих по-прежнему сказка, – говорит он. – Ситуация такова, что государству пора заняться регулированием импорта вина, иначе отрасль не будет развиваться». По мнению эксперта, оптимальным для рынка было бы соотношение зарубежной и российской продукции 25/75%.
Без ввоза не обойтись
Полностью отказаться от импорта – это концептуально неверный посыл, считает партнер компании «А8 Практика» Андрей Тихомиров. Этому есть две причины. Во-первых, отсутствие конкуренции и закрытие рынка является причиной снижения качества продукции и роста цен. Во-вторых, не все виды продукции могут быть произведены в России физически. Некоторые виды фруктов, к примеру, просто не произрастают в нашей климатической зоне. Также есть виды продукции, которые традиционно выращиваются, делаются в определенных странах и даже локациях, и повторить их производство в наших условиях невозможно. Доля импорта не должна быть слишком высокой в структуре производства, но и полный отказ от него не является верным шагом, говорит эксперт.
Ликвидировать импорт в определенном сегменте можно только при соблюдении трех условий, обращает внимание Максим Никиточкин. Во-первых, если в той или иной категории будет производится продукция в самом широком ценовом диапазоне – от самого низкого до самого высокого, или сегментация по цене/качеству будет практически отсутствовать в течение всего года. Во-вторых, если сектор будет демонстрировать конкурентные цены/издержки при производстве данной продукции. В-третьих, если производство продукции будет достаточно развито и в приграничных регионах страны. «Как показывает практика, ни в одной из категорий продовольствия все три этих условия не выполняются, – знает эксперт. – Поэтому пока импорт будет в том или ином количестве присутствовать на российском рынке».
В целом при прочих равных зарубежная продукция оказывает положительное влияние на те отрасли, которые достигли высокого уровня развития, полагает Никиточкин. Так, присутствие иностранных товаров на полках повышает конкуренцию, и для того, чтобы ее выдержать, отрасль проводит технологическую модернизацию, снижает издержки, оздоравливается. Наглядно это можно наблюдать, например, в свиноводстве и тепличном овощеводстве. Некоторая доля ввоза стимулирует российских аграриев перенимать современные продуктовые веяния, инновации (в первую очередь это касается перерабатывающих производств и, в частности, кондитерского). Хотя, конечно, в ряде случаев импорт влияет отрицательно. Иностранные производители получают значительно большую господдержку, чем российские, напоминает эксперт. В таком случае конкуренция является не оздоравливающей, а дискриминационной.
Эффект от наличия импорта на рынке комплексный, полагает Тихомиров. Плюсы при этом можно разделить на две группы – для потребителей и для производителей. Так, первым ввоз обеспечивает более широкий выбор продукции, а также открывает доступ к товарам, которые не производятся на локальном рынке. Кроме того, импорт влияет на общий уровень цен. А вторые получают косвенный эффект, о котором они подчас не задумываются: конкуренция заставляет их улучшать свою продукцию, следить за ее качеством, то есть постоянно развиваться и не стоять на месте, вторит Тихомиров Никиточкину. «Те игроки, которые понимают это, становятся сильнее и захватывают большую долю рынка, слабые – проигрывают в конкурентной борьбе», – говорит эксперт.
Наличие иностранной овощной и плодовой продукции на прилавках дает потребителю выбор и вынуждает отечественных производителей пытаться сделать свой товар более конкурентным, вторит остальным Лашин. Стремясь повысить эффективность бизнеса, они вкладывают в логистику, инфраструктуру, используют новые сорта, начинают следить за качеством, чтобы оно соответствовало более высоким стандартам.
В мясном сегменте небольшая доля ввоза российскому рынку необходима. «Импорт может возмещать недостаток объемов тех или иных частей разделки. Их предложение в том числе обусловлено анатомией животных, – поясняет Андрей Дальнов. – Например, мясоперерабатывающие заводы в Калининграде закупают куриное филе, часто его проще привезти из-за рубежа, чем везти из центра России». Но это относительно небольшие объемы, добавляет он.
«Молочка» – третий продукт в корзине покупателя после табака и алкоголя, важный по объему и деньгам, поэтому ее всегда будут ввозить в каких-то объемах, думает Чебурашкин. Главное, чтобы поставляемый из-за рубежа товар был качественный. Ведь наличие «плохих» продуктов дискредитирует всю отрасль.
Ни одна страна с развитым сектором АПК не стремится полностью избавиться от импорта продовольствия, говорит Юрий Ковалев. «Главная цель – это большой объем экспорта при положительном балансе (Бразилия, Канада) ну или хотя бы при нулевом (США и ЕС), – считает он. – Думаю, и здесь у России амбициозная, но реалистичная цель – войти в топ-10 мировых экспортеров АПК, имея как минимум нулевой внешнеторговый баланс».
Цепная реакция импортозамещения: от продукта к технологии
Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях, постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания». Все Конференции – открытые и совершенно безплатные. Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…