Что и когда открыл скотт
Роберт Скотт
Краткая биография
Роберт Скотт родился в 1868 году. Став морским офицером, он участвовал в нескольких британских экспедициях, в том числе на корабле «Дискавери» в 1901–1904 годах. В 1911 году Скотт предпринял попытку достичь Южного полюса, которая завершилась успехом 12 января 1912 года. Но на обратном пути Роберт Скотт погиб в возрасте всего 43 лет. Точная дата смерти не определена, но по последним записям в его дневнике это предположительно 29 марта 1912 года.
Вторые у южного полюса
Здесь их ждало жестокое разочарование: следы лагеря Амундсена и норвежский флаг. В вещах, оставленных Амундсеном, была записка на имя капитана Скотта. В ней содержалась просьба доставить письма от него норвежскому королю. Они опоздали на месяц. Рядом с норвежским флагом экспедиция водрузила свой, но все понимали, что гонка за полюс ими проиграна. Справиться с таким ударом было тяжело. Возможно, и это сыграло роковую роль в судьбе английской экспедиции: на обратном пути они попали в метели, несколько человек погибло, обморожение и снежная слепота доставляли неимоверные страдания. В результате они не смогли дойти до последнего лагеря с продовольствием и горючим всего 18 км.
Провизии, которую взяли с собой в экспедицию англичане, должно было хватить, но она была сконцентрирована в десяти базовых лагерях. Кроме того, в отличие от Амундсена, который намеренно включал в рацион своей группы мясо собак, люди Скотта питались пеммиканом – концентрированным порошком из жира и раскрошенного сухого мяса, который разводился водой. Он давал энергию, но не был полноценным и разнообразным питанием в суровых антарктических условиях. Кроме того, в продуктовый набор полярников входили сухое печенье, овсянка, луковый порошок, какао, сыр, перец, соль, сахар, чай. Всего этого должно было хватить, но не тогда, когда тащишь за собой сани на лютом морозе. Вес поклажи всегда был камнем преткновения сухопутных переходов, поскольку почти две трети его занимала еда.
Когда последний лагерь Скотта нашли, обнаружили под снегом и поклажу экспедиции: оказалось, что помимо всего прочего, буквально сражающиеся за свою жизнь люди везли (на себе!) много килограммов образцов горных пород, которые были найдены ими у горной гряды по пути следования, у подножия вулкана Эребус. Но весь мир узнал об этом только в 1913 году, спустя уже год после их гибели. В том же году были опубликованы дневники под названием «Последняя экспедиция Скотта».
Дневники экспедиции, письма Скотта и трагическая судьба англичан поразили воображение публики намного больше, чем успешное завершение экспедиции Амундсена, выигравшей гонку к Южному полюсу. Скотта и трех оставшихся его товарищей похоронили там же, в Антарктиде. Над могилой Скотта, напротив барьера Росса стоит трехметровый крест, на котором вместо надгробной надписи начертаны слова из стихотворения Теннисона: «Бороться, искать, найти и не сдаваться!»
«Норвежцы нас опередили – Амундсен оказался первым у полюса! Чудовищное разочарование! Все муки, все тяготы – ради чего? Я с ужасом думаю об обратной дороге…»
Роберт Скотт
Роберт Скотт
Ро́берт Скотт (Роберт Фалкон Скотт, англ. Robert Falcon Scott ; 6 июня 1868 — предположительно 29 марта 1912) — один из первооткрывателей Южного полюса в 1912 году.
Содержание
Экспедиция «Дискавери»
Роберт Скотт был офицером Королевских британских ВМС, проводил ряд исследований Антарктики, в частности, экспедицию «Дискавери» (1901—1904; первая официальная британская экспедиция в Антарктику за 60 лет) и экспедицию на судне «Терра Нова» (с 1910), в ходе которой и был предпринят поход к Южному полюсу.
Экспедиция «Терра Нова»
Поход к Южному полюсу
Со своей экспедицией он независимо от первооткрывателя полюса Руальда Амундсена, но практически одновременно с ним отправился к цели. Его экспедиция отправилась в путь на месяц позже Амундсена, тоже в составе пяти человек. С самого начала экспедиции Скотта пришлось пережить немало трудностей, отчасти из-за ошибок руководителя, отчасти из-за стечения обстоятельств. Мотосани вышли из строя, а маньчжурских пони, которых Скотт предпочёл собакам, пришлось застрелить: они не выдерживали холода и перегрузок. Тяжёлые сани через расселины в ледяных глетчерах люди тащили на себе.
Англичане достигли цели на месяц позже своих соперников, 18 января 1912 года, и обнаружили на полюсе норвежский флаг и записки Амундсена. Скотт записывает в своём дневнике:
«Норвежцы нас опередили — Амундсен оказался первым у полюса! Чудовищное разочарование! Все муки, все тяготы — ради чего? Я с ужасом думаю об обратной дороге…»
Возвращение действительно обернулось катастрофой. Первым погиб унтер-офицер Эдгар Эванс, при падении с ледяного холма получивший сотрясение мозга; 17 февраля 1912 г. он умер, пробыв сутки без сознания. Вторым был капитан Оутс, отморозивший обе ноги. Он просил не задерживаться ради него, но товарищи не могли его оставить. Тогда Оутс утром 16 марта спокойно сказал: «Пойду пройдусь» и выполз из палатки; тело его так и не было найдено. Путешественников осталось трое. Последний лагерь Скотта находился в 11 милях (20 километрах) от лагеря «Одна тонна» с запасом продовольствия, но выйти из палатки и двигаться дальше им помешала сильнейшая вьюга; силы полярников уже были на исходе.
Последняя запись в дневнике Роберта Скотта сделана 29 марта 1912 года:
Тела Скотта, Уилсона и Боуэрса и их дневники были найдены только 12 ноября. Судя по тому, что Скотт лежал в незастёгнутом спальном мешке и забрал себе дневники обоих товарищей, он умер последним. Обнаружившая их поисковая партия воздвигла над местом последней стоянки путешественников, ставшим их могилой, пирамиду из снега (каирн) и крест, сделанный из лыж.
Память
В феврале 1913 года корабль Скотта «Терра Нова» прибыл в Новую Зеландию, после чего миру стало известно о случившемся. В Британии Скотт стал национальным героем; большой резонанс получило также известие об обстоятельствах самопожертвования Оутса. Вдова капитана Скотта, скульптор Кэтлин Брюс, по распоряжению короля Георга V получила почести, которыми пользуется жена рыцаря. Их сын Питер Скотт (1909—1989) был разносторонне одарённым человеком — орнитологом и популяризатором науки, художником, спортсменом, был ректором Абердинского и канцлером Бирмингемского университетов.
В память о Скотте и его товарищах в Антарктиде, на одной из вершин мыса Хижины стоит крест. На нём написана строчка из стихов знаменитого английского поэта Теннисона: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». В 1957 году в его честь была названа новозеландская антарктическая станция — Станция Скотт (англ. Scott Base ).
Скотт (наряду с Георгием Седовым) послужил одним из основных прототипов капитана Татаринова в «Двух капитанах» Вениамина Каверина; в частности, Татаринов, как и Скотт, начинает прощальное письмо жене со слов «Моей вдове».
Роберт Скотт
Биография
Биография путешественника Роберта Скотта трагична. В январе 1912 года возглавляемая им экспедиция «Терра Нова» прибыла к географической точке, прежде не нанесенной на карты мира, — Южному полюсу. Исследователи уже примеряли звание первооткрывателей, когда стало известно, что раньше них к цели добралась экспедиция норвежца Руаля Амундсена. Убитая горем команда Скотта развернулась к родной Англии, но дойти им не удалось — все погибли в пути от холода, голода, физического и морального истощения.
Детство и юность
Роберт Фолкон Скотт родился 6 июня 1868 года на военно-морской базе Девонпорт в Англии. Он первый мальчик в семье Джона Эдварда и Ханны (в девичестве Каминг). Всего в семье воспитывались 7 детей, Роберт – третий по счету. Малышей кормила пивоварня, унаследованная главой семейства от отца.
Роберт Скотт в детстве / Википедия
Будущее Роберта определили еще до его появления на свет – подобно деду и братьям отца, он должен был служить на флоте. Мальчик 4 года постигал базовые науки в дневной школе, затем поступил в Stubbington House School в Хэмпшире, где готовили курсантов на военно-морской учебный корабль HMS Britannia. В 1881 году 13-летний Скотт начал военно-морскую карьеру.
В июне 1883-го Роберт покинул учебный корабль в звании мичмана (в сравнении с сухопутными войсками – прапорщик). К октябрю он был на пути в Южную Африку, чтобы присоединиться к команде HMS Boadicea – первого из нескольких судов, где Скотту довелось служить мичманом.
Однажды на борту HMS Rover будущий мореплаватель познакомился с Клементсом Маркемом, секретарем Королевского географического общества. Это человек, сыгравший важную роль в биографии Скотта, показавший юному мичману мир океана и исследований.
Роберт Скотт в молодости / J. Thomson, Bonhams
Маркем грезил идеей собрать команду молодых офицеров и отправить их в экспедицию на полярный круг. Скотт сумел попасть в число юношей, заинтересовавших географа тем, что 1 марта 1887 года выиграл гонку на шлюпках среди курсантов, мастерски соревнуясь со стихией. Год спустя Скотт стал младшим лейтенантом, еще через год – лейтенантом. В 1893-м завершил курс по торпедированию на HMS Vernon.
В 1894 году семья Роберта оказалась в бедственном финансовом положении. Отец продал пивоварню, получал копейки от подработок на других предприятиях. Спустя 3 года Джон Скотт скончался. Вдова и две ее незамужние дочери положились на зарплату Роберта и его младшего брата Арчибальда. В 1898 году второй умер (причина смерти – брюшной тиф), и финансовая ответственность за семью полностью легла на плечи мореплавателя.
Отныне Скотт думал лишь о продвижении по службе, которая гарантировала дополнительный доход. В Королевском флоте возможности для карьерного роста были ограничены. В июне 1899 года, находясь в отпуске в Лондоне, Роберт встретил Маркема, теперь уже рыцаря и президента Королевского географического общества. Мужчина рассказал о планируемой экспедиции на полярный круг и предложил Скотту возглавить ее. 11 июня тот согласился.
Экспедиции и исследования
Экспедиция «Дискавери» – совместный проект Королевского географического общества и Лондонского королевского общества по развитию знаний о природе. Команда состояла преимущественно из кадетов военно-морского флота, как того и желал Маркем. Лондонское общество настаивало, что руководить экспедицией должен ученый, а военный – лишь править кораблем. Тем не менее карт-бланш и звание коммандера получил именно Скотт.
Портрет Роберта Скотта / National Portrait Gallery
Интересный факт: за день до отплытия король Эдвард VII, проявлявший острый интерес к «Дискавери», посетил корабль. В качестве подарка он сделал Скотта членом Королевского Викторианского ордена. Бывший кадет отправлялся в путь уже рыцарем.
6 августа 1901 года «Дискавери» настроил курс на Антарктиду. Примечательно, что никто из 50 членов экипажа, включая коммандера Скотта, не имел представлений, как плавать в ледяных водах и на какую землю придется высаживаться. 11 марта 1902-го неподготовленность команды привела к смерти одного из исследователей – он соскользнул в пропасть.
Морской офицер Роберт Скотт / Royal Collection Trust
Говорят, что истинной причиной возращения Шеклтона стал конфликт с коммандером: якобы Скотт не желал делить лавры. Во второй год экспедиция «Дискавери» совершила достижение – открыла Полярное плато, пройдя более 400 км к полюсу. В дневнике Скотт написал:
«Принимая во внимание чрезвычайную суровость климата и другие трудности, нельзя не сделать вывод: мы практически достигли максимума возможного».
База экспедиции «Дискавери» на мысе Хат-Пойнт / Emilio Floris, Википедия
В 1909 году Шеклтон, не дойдя до цели всего 180 км, вернулся в Англию. Тогда Скотт, забыв о личной жизни и недавно родившемся ребенке, начал планировать свой поход на корабле «Терра Нова». Путешественник ставил перед собой задачу «достичь Южного полюса и обеспечить Британской империи честь носить это достижение». Маркем говорил, что его товарища «укусила полярная мания».
Роберт Скотт заполняет дневник / Герберт Понтинг, Википедия
В этот раз Скотт подошел к подготовке со всей предусмотрительностью. Он закупил собак и пони, а также аналог снегохода. Королевское и Лондонское общества не участвовали в организации экспедиции, и судно снабжали за счет частных средств и пожертвований.
15 июня 1910 года корабль «Терра Нова» отплыл от берегов Уэльса, включившись в «полярную гонку»: Южный полюс оставался единственной неосвоенной точкой на карте мира. В научное соревнование включились французы, японцы, немцы, бельгийцы, австралийцы, но угрозу представлял только норвежец Руаль Амундсен. В октябре 1910 года Скотт получил телеграмму:
Прибыв на материк, команда Скотта узнала, что Амундсен стоит на 100 км ближе к полюсу. У него полчища морозоустойчивых собак, а пони с «Терра Нова» еще в пути не выдержали нагрузки. Но Скотт не терял присутствия духа, 2 августа 1911 года написав в дневнике:
«Я уверен: мы близки к цели, как никогда раньше».
Скотт решил разделить команду на 3 группы. Две вспомогательные должны были на собаках, пони и санях выдвинуться вперед, чтобы организовать схроны продовольствия для пешей группы, основная цель которой – достичь Южного полюса. Бросок до полюса предстояло сделать Скотту, Эдварду Уилсону, Лоуренсу Отсу, Эдгару Эвансу и Генри Бауэрсу (хотя продукты в схронах были рассчитаны на четверых).
4 января 1912 года группа Скотта уверенно двигалась вперед. На горизонте не видно было Амундсена. На расстоянии 32 км путешественники увидели собачьи следы и, судя по записи в дневнике Скотта, «поняли все: норвежцы опередили нас и первыми достигли полюса». Англичане покорили свою цель 17 января, на 34 дня позже группы Амундсена. При этом победитель оставил записку с просьбой сообщить о достижении норвежскому королю, если путешественников найдет гибель на обратном пути.
Личная жизнь
В начале 1907 года Роберт Скотт, уже будучи известным, встретил на частном обеде Кэйтлин Брюс, скульптора. Путешественник был далеко не единственным ее поклонником.
Роберт Скотт и его жена Кэйтлин / National Library of New Zealand
Не способствовали развитию отношений и морские походы Скотта. Однако 2 сентября 1908 года Брюс все же стала его женой. Спустя год, 14 сентября 1909-го, у супругов родился единственный сын Питер Маркем Скотт.
Смерть
18 января 1912 года пешая группа Скотта направилась в обратный путь. 17 февраля умер Эванс, остальные к тому времени уже страдали от голода, снежной слепоты и физического изнеможения. 15 марта Отс, который не мог продолжать путь из-за обморожения ног, добровольно босиком покинул палатку. Его тело так и не нашли.
Статуя Роберта Скотта / Markus Koljonen, Википедия
21 марта Скотт и еще двое остались в 17 км от следующего лагеря. Путь им преграждал буран. На горизонте не появлялась собачья упряжка, которую, как было оговорено заранее, должны были послать навстречу исследователям.
29 марта коммандер «Терра Новы» сделал последнюю запись в дневнике:
В этот же день или 30 марта 1912 года Скотт умер, вероятно, последним – в его руках нашли дневники двух остальных членов команды. Тела обнаружили 12 ноября того же года.
Место последнего лагеря команды «Терра Нова» стало могилой для Скотта и его товарищей. Сейчас над ним установлен крест с именами погибших и строчкой из стихотворения Альфреда Теннисона «Улисс»:
«Бороться и искать,
Найти и не сдаваться».
Память
Когда известие о смерти Роберта Скотта дошло до Англии, путешественника объявили национальным героем. На молебен пришли около 18 тыс. граждан, организации приспустили флаги.
Памятник Роберту Скотту / Colin Smith, Geograph
В течение 10 лет после трагедии только в Великобритании более чем в 30 памятниках увековечили Скотта и его команду. В Кембридже появился Институт полярных исследований имени Скотта. В честь путешественника назвали астероид, два ледника, кратер на южном полюсе видимой стороны Луны, а также частично – научную базу США на Южном полюсе, которая носит имя «Амундсен – Скотт».
Удивительно, но по столь драматической истории сняты всего один фильм «Скотт из Антарктики» (1948) и один сериал «Последнее место на Земле» (1985). В 2013 году были приостановлены съемки картины «Гонка к Южному полюсу» с Кейси Аффлеком в роли Скотта.
Скотт, Роберт
Из Википедии — свободной энциклопедии
Ро́берт Фо́лкон Скотт (англ. Robert Falcon Scott ; 6 июня 1868, Плимут — ок. 29 марта 1912, Антарктида) — капитан королевского флота Великобритании, полярный исследователь, один из первооткрывателей Южного полюса, возглавивший две экспедиции в Антарктику: «Дискавери» (1901—1904) и «Терра Нова» (1912—1913). Во время второй экспедиции Скотт вместе с ещё четырьмя участниками похода достиг Южного полюса 17 января 1912 года, но обнаружил, что их на несколько недель опередила норвежская экспедиция Руаля Амундсена. Роберт Скотт и его товарищи погибли на обратном пути от холода, голода и физического истощения.
После смерти Скотт стал национальным героем Британии. Этот статус сохранялся за ним на протяжении более 50 лет и был засвидетельствован во множестве мемориалов по всей стране. В последние десятилетия XX века история экспедиции «Терра Нова» подверглась некоторой переоценке, внимание исследователей сосредоточилось на причинах катастрофического финала, оборвавшего жизнь Скотта и его товарищей. В глазах общественности из непоколебимого героя он превратился в объект многочисленных споров, в ходе которых были подняты острые вопросы о его личных качествах и компетенции. В то же время, современные исследователи оценивают фигуру Скотта в целом позитивно, подчёркивая его личное мужество и стойкость, признавая просчёты, но приписывая финал экспедиции главным образом несчастливому стечению обстоятельств, в частности, неблагоприятным погодным условиям.
Скотт против Амундсена: История покорения Южного полюса
Соперничество британской и норвежской экспедиций, стремившихся добраться до центра Антарктиды — одно из самых драматичных в истории географических открытий.
В 1909 году Южный полюс оставался последним невзятым из крупных географических трофеев. Ожидалось, что в ожесточенную схватку за него США вступят с Британской империей. Впрочем, ведущие американские полярники Кук и Пири в то время сосредоточились на Арктике, и британская экспедиция капитана Роберта Скотта на судне «Терра нова» получила временную фору. Скотт не собирался торопиться: трёхлетняя программа предусматривала обширные научные исследования и методичную подготовку для похода к полюсу.
Эти планы были спутаны норвежцами. Получив сообщение о покорении Северного полюса, Руальд Амундсен не захотел быть там вторым и тайно направил свой корабль «Фрам» к Южному. В феврале 1911 года он уже принимал британских офицеров в лагере на леднике Росса. «Не подлежит сомнению, что план Амундсена является серьёзной угрозой нашему», — написал в дневнике Скотт. Гонка началась.
В предисловии к мемуарам один из участников экспедиции «Терра новы» позже писал: «Для научных исследований дайте мне Скотта; для рывка к полюсу — Амундсена; о спасении молите Шеклтона».
Пожалуй, склонность к искусствам и наукам — одно из немногих достоверно известных положительных качеств Роберта Скотта. Его литературный талант особенно ярко проявился в собственном дневнике, который стал основой для мифа о герое, павшем жертвой обстоятельств.
Сухарь, нелюдим, человек-функция — Руальд Амундсен был создан для достижения результатов. Этот маньяк планирования называл приключения печальным следствием плохой подготовки.
Состав экспедиции Скотта потрясал полярников того времени численностью — 65 человек, включая команду «Терра новы», двенадцать учёных и кинофотооператора Герберта Понтинга. В поход к полюсу отправились пятеро: капитан взял с собой кавалериста и конюха Отса, начальника научной программы Уилсона, своего помощника—завхоза Эванса и в последний момент моряка Бауэрса. Это спонтанное решение многие специалисты считают смертельным: количество еды и снаряжения, даже лыж, было рассчитано только на четверых.
Сборная Амудсена могла бы выиграть любой из современных зимних ультрамарафонов. С ним в Антарктиде высадилось девять человек. Никаких работников умственного труда — это были прежде всего физически крепкие мужчины, обладавшие набором необходимых для выживания навыков. Они хорошо ходили на лыжах, многие умели управлять собаками, имели квалификацию навигаторов и только у двоих не было полярного опыта. Пять лучших из них пошли к полюсу: путь упряжкам Амундсена прокладывал чемпион Норвегии по лыжным гонкам.
Как и все норвежские полярники того времени, Амундсен был сторонником изучения эскимосских способов адаптации к экстремальному холоду. Его экспедиция одевалась в анораки и сапоги-камикки, усовершенствованные на протяжении зимовки. «Любую полярную экспедицию без меховой одежды я назову неадекватно экипированной», — писал норвежец. Напротив, культ науки и прогресса, отягощённый имперским «бременем белого человека», не позволял Скотту воспользоваться опытом аборигенов. Британцы были одеты в костюмы из шерсти и прорезиненного полотна.
Современные исследования — в частности, обдувание в аэродинамической трубе — не выявили значительного преимущества одного из вариантов.
Тактика Амундсена была одновременно эффективной и жестокой. Четвёрку его 400-килограммовых саней с едой и снаряжением тянули 52 гренландские лайки. По мере продвижения к цели норвежцы их убивали, скармливали другим собакам и ели сами. То есть по мере уменьшения груза транспорт, в котором больше не было необходимости, сам превращался в еду. В базовый лагерь вернулись 11 лаек.
Сложный транспортный план Скотта предусматривал использование моторизованных саней, монгольских пони, подстраховку упряжками сибирских лаек и финальный рывок на своих ногах. Легко прогнозируемый провал: сани быстро сломались, пони умирали от холода, лаек было слишком мало. На многие сотни километров британцы сами впряглись в сани, причём нагрузка на каждого достигала почти центнера. Скотт считал это, скорее, преимуществом — в британской традиции исследователь должен был прийти к цели без «посторонней помощи». Страдание превращало достижение в подвиг.
Провальная транспортная стратегия Скотта привела его людей к голоду. Волоча на своих ногах сани, они значительно увеличили длительность путешествия и количество необходимых при такой физической нагрузке калорий. При этом британцы были не в силах тащить на себе нужное количество провианта.
«Ужасное разочарование! Мне больно за моих верных товарищей. Конец всем нашим мечтам. Печальное будет возвращение», — написал Скотт в дневнике.
Сказалось и качество еды. В отличие от норвежского печенья, содержавшего непросеянную муку, овсяные хлопья и дрожжи, британское было сделано из чистой пшеницы. Ещё не дойдя до полюса, команда Скотта пострадала от цинги и нервных расстройств, связанных с дефицитом витамина В. Ей не хватило еды на обратную дорогу и не хватило сил, чтобы дойти до ближайшего склада.
О питании норвежцев достаточно будет сказать, что на обратном пути они стали выбрасывать лишнюю еду для облегчения саней.
Расстояние от норвежской базы до полюса равнялось 1 380 километрам. На её прохождение команде Амундсена потребовалось 56 дней. Собачьи упряжки позволили увезти более полутора тонн полезного груза и создавать по ходу склады запасов для обратной дороги. 17 января 1912 года норвежцы достигают Южного полюса и оставляют там палатку-пульхейм с посланием королю Норвегии о покорении полюса и просьбу Скотту доставить его по назначению: «Путь домой очень далёк, случиться может всякое, в том числе и то, что лишит нас возможности лично сообщить о нашем путешествии». На обратной дороге сани Амундсена стали быстрее, и команда попадает на базу через 43 дня.
Через месяц пульхейм Амундсена на полюсе находят британцы, прошедшие 1 500 километров за 79 дней. «Ужасное разочарование! Мне больно за моих верных товарищей. Конец всем нашим мечтам. Печальное будет возвращение», — написал Скотт в дневнике. Разочарованные, голодные и больные они ещё 71 день бредут назад к побережью. Скотт и два последних его выживших спутника умирают в палатке от истощения, не дойдя до очередного склада 40 километров.
Осенью того же 1912 года палатку с телами Скотта, Уилсона и Бауэрса находят их соратники из экспедиции «Терра новы». На теле капитана лежат последние письма и заметки, в сапоге хранится письмо Амундсена к норвежскому королю. После публикации дневников Скотта на его родине развернулась антинорвежская кампания, и прямо назвать Амундсена убийцей британцам помешала только имперская гордость.
Только во второй половине XX века тактика обеих экспедиций была подвергнута критическому разбору, а в 2006 году их снаряжение и рационы были проверены в максимально реалистичном эксперименте BBC в Гренландии. Британские полярники и в этот раз не достигли успеха — их физическое состояние стало настолько опасным, что медики настояли на эвакуации.
О команде экспедиции Кон-Тики2
Продолжение постов об экспедиции Кон-Тики 2 на плотах через Тихий океан.
Давно не писал, что-то всё сборы-сборы, вот, выдался свободный часок.
Был запрос про команду написать. Почему бы и нет.
Наверно, стоит начать с организатора всей этой занимательной авантюры. Лидером, вдохновителем и главным реализатором стал норвежец Торгейр Хиграфф. На момент экспедиции ему было 42. В Норвегии Торгейр преподает антропологию и историю. Являясь последователем Тура Хейердала, Торгейр предпринял попытку расширить его теорию о контакте Полинезийцев с жителями доколумбовой Южной Америки, что и стало целью нашей экспедиции. В 2006 году он организовал экспедицию Тангароа, также на бальсовых плотах. Команда из 6 участников повторила маршрут Хейердала, правда несколько быстрее. Но это была, если можно так сказать, разминка перед попыткой совершить обратный переход с запада на восток. Из 6 участников Тангароа, трое вновь вышли на плотах в океан уже в составе Кон-Тики 2: сам Торгейр, Роберто Сала (Перу) и Ойвин Лаутен (Норвегия).
Ойвин Лаутен (64) стал капитаном плота Tupac Yupanqui в пути от Перу до острова Пасхи. Он имеет колоссальный морской опыт, неоднократную трансатлантику и плавания в разных широтах на абсолютно разных судах. Кроме того, Ойвин профессиональный корабельный плотник, без чьих навыков нам пришлось бы туго во время строительства плотов в Кальяо. Имея минимальный опыт парусного, такелажного и плотницкого дела, я старался максимально перенять его знания, чем сначала, думаю, крепко его притомил. Потом ничего, притерпелся капитан к надоедливому русскому, пожалуй, даже проникся.
Роберто Сала (53) морской офицер академии Escuela naval в Перу. Ходил на военных, исследовательских и грузовых кораблях. Стал мне надёжным другом в обратном пути от острова к Южной Америке. Множество вахт мы провели рассматривая южные созвездия, когда позволяла погода, и воюя с уплывающей палубой во время штормов.
Перед тем как перейти к остальным участникам, в двух словах расскажу о составе экспедиции в целом. Из Перу вышло два плота: Tupac Yupanqui и Rahiti Tane. Команда каждого из них насчитывала 7 человек. На Тупаке, на котором мне предстояло идти, вся команда была исключительно мужская. На Раити – смешанная. На острове Пасхи часть команд планово сменилась, и в обратный путь отправились 4 участника с первого этапа, а остальные «свежие».
Про свою команду расскажу больше и подробнее, но и про Раити постараюсь не забыть.
Итак, поехали. Команда Tupac Yupanqui:
Торгейр – лидер, Ойвин – капитан до острова.
Хокон Виум Ли (50, Норвегия). В такое время живём: не запостил – не было, а постить из середины Тихого океана затруднительно. Являясь на тот момент техническим директором Opera Software, он взял в свои руки техническую часть оснащения проекта. Оборудования у нас на борту была тьма. От научно исследовательских модулей, до навигационных приборов и спутниковых интернетов. Всё это было настроено и работало только благодаря ему. Ему же я обязан своим участием в экспедиции, потому что именно Хокону пришла в голову светлая идея, что Опере, как одному из крупнейших спонсоров, нужен участник именно из России, который будет освещать события экспедиции для русской аудитории. Время идёт, экспедиция давно закончилась, а я вот всё освещаю. Теперь и на пикабу))
Ула Боргфюр (23, Норвегия). Один из четырёх участников, прошедших оба этапа экспедиции. Боцман и главный плотник на этапе Перу-Остров Пасхи, капитан на обратном пути. Мастер традиционного судостроения. Здоровенный, молчаливый детина. Оба плота можно назвать его детищем, потому что именно он занимался разработкой их конструкции и, не побоюсь слова их «сотворением» с первых макетов до самого выхода в море. Также принял значимое участие в строительстве, а потом и плавании на норвежском драккаре Draken Harold Harfagre, о котором можно почитать в пердыдущих постах. Прямая цитата Торгейра о нем:
To take responsibility for crew and vessel on such kind of journey when you are just 23… You have to had balls for that. (Чтобы взять ответственность за людей и плоты в таком путешествии, когда тебе всего 23… Надо иметь яйца.)
Дэвид Шорт (30, Англия). Вот этот чувакдуша любой компании. Умелый моряк. Позже именно с ним я попал на Дракен, встретился в Италии, пока работал там на круизной яхте и ещё много где. Пожалуй, именно про него можно сказать так:
— Девид, ты на аккордеоне играть умеешь?
— Не знаю, никогда не пробовал.
Йостейн Хейденстром (19, Норвегия). Самый молодой участник экспедиции. Чувак нескончаемой энергии и активности, участвовавший в абсолютно любом кипеше. Как самым молодым, нам с ним досталось регулярное научное исследование Manta-trawl, которое я ненавидел всем сердцем. Если бы не Йостейн, какой-нибудь тёмной ночью я бы отрезал к херам эту плавучую сеть, лишь бы больше ей не заниматься. Но вместе познавать количество пластика в океане было веселее так что manta-trawl дожил до конца экспедиции, а результаты, записи и образцы доехали до института морских исследований Норвегии.
Эрик Классен (45, Норвегия). Остров пасхи – ЮА. Профессиональный спасатель, пловец и ныряльщик. Весьма полезный персонаж, когда путешествуешь на связке бревен через бушующий океан. Гарпун, который он брал с собой для подводной охоты, по роковому стечению обстоятельств, перестал работать в самом начале. Но целеустремлённого Эрика это не остановило, и дальше рыбу он гарпунил врукопашную, примотав наконечник к бамбуковой палке. Надёжный, веселый, отчаянный и маленько дурной на голову (чего греха таить, как и все остальные) друг и напарник.
Джимми Блум (31, Швеция). Остров Пасхи – ЮА. Специалист по рыбалке. Пожалуй, если бы не они с Эриком, на обратном пути мы могли бы практиковать каннибализм. С рыбой в той части океана, где мы шли, ваще оказалось туго, но их стараниями, время от времени она всё-таки гостила у нас на столе.
Эрленд Коппергард (23, Норвегия). Оператор, который откликнулся в последний момент, и занял место отказавшегося Леса Страуда, американца канадского происхождения, который слился когда мы уже шли к острову. Это тот, который вел по bbc передачу survivor, на подобие Беара Гриллса. Эрлденд, будучи куда менее раскрученным и популярным, чем он, взял его обязанности и кропотливо вёл хронику путешествия.
Теперь по команде Rahiti Tane. Тут поскромнее напишу, потому что общался с ними куда меньше.
Кари Дал (Норвегия [ж]). Капитан до острова. Работала в Норвегии на спасательном судне в Северном море.
Пол Борресен (52, Норвегия). Старший помощник в пути до острова.
Сигне Меллинг (27, Норвегия [ж]). Она третья, кто участвовал в обоих этапах плавания. Капитан на обратном пути. Умелый моряк, отвечала за паруса и такелаж во время постройки.
Гунвор Сторас (25, Норвегия [ж]). Вместе с Сигне они взяли на себя всю работу по парусам. Умелый моряк, хороший учитель. Именно у неё я учился азам изготовления парусов и работы с веревками, что в дальнейшем открыло мне дорогу на другие суда.
Сесилия Мауритзен (54, Норвегия [ж]). Руководитель научной части проекта, в пути до острова.
Эстебан Контрерас (38, Чили). Помощник Хокона на Раити. Обеспечивал работу всей электроники у себя на борту.
Евгений (Штиль) Орлов (54, Россия). Оператор на обратном пути.
Лив Арнессен (65, Норвегия [ж]). Старший помощник на обратном пути. Знаменита экспедицией в одиночку к Южному полюсу.
Лиза Те Хеухеу (Новая Зеландия [ж]). Маори. Матрос в обратном пути.
Расмус Эрландсон (30, Швеция). Умелый моряк.
Педро де ла Торре (32, Мексика). Руководитель научной части проекта в обратном пути. Так случилось, что Педро приехал к нам на несколько дней, наладить научное оборудование, а потом разгулялся шторм и плоты разнесло. Так три дня растянулись в три недели, так что его можно причислить сразу к обеим командам. Очень напомнил мне Паганеля из «Дети капитана Гранта».
Сергей Гольцов (38, Россия). Экспедиционный врач на обратном пути. За спиной интереснейшие экспедиции в Папуа Новую Гвинею и Африку, а теперь ещё и в ревущие сороковые Тихого океана.
Суховат постик получился, ибо сложно в такой объём уложить столько чувств, историй, и мыслей, сколько связывают меня с каждым из этих людей. Пройдя вместе такой путь, становишься настоящей командой. Это не друзья и не семья, но что-то схожее и объединяющее эти понятия. С каждым из них я готов вписываться в любую авантюру, зная, и веря в их надёжность, как в свою собственную. В следующих постах попробую рассказать чуть больше историй, которые помогли бы составить впечатление об этих людях. О моей команде.
По Антарктиде за 80 дней: два экстремала пытаются одолеть 4200 километров среди снега и льда
Экспедиция находится в самом разгаре.
57-летний Джастин Пакшоу и 34-летний Джейми Фейсер Чайлдс стали участниками научной экспедиции, в ходе которой мужчины должны пешком и на лыжах преодолеть 4200 километров от побережья до побережья Антарктиды, прямо через замерзшее сердце континента. В течение 80 дней дуэт не получит никакой внешней помощи, полагаясь исключительно на свои физические и умственные силы.
Передвижения путешественников тщательно отслеживаются NASA, Европейским космическим агентством и Стэнфордским университетом в рамках многоцелевого научного эксперимента.
Три недели назад Пакшоу и Фейсер Чайлдс вылетели из южноафриканского Кейптауна на российскую антарктическую станцию Новолазаревская, откуда начали свое путешествие. Сейчас идет 26-й день экспедиции, и путешественники преодолели более 800 километров на пути к Полюсу недоступности – точке, наиболее удаленной от Южного океана.
Затем мужчины свернут к Южному полюсу, а достигнув его, направятся к заливу Геркулес и закончат путешествие на леднике Юнион в феврале.
Вес груза, который размещен на санях у каждого участника экспедиции, составляет около 200 кг
Основное внимание в экспедиции уделяется исследованию как состояния окружающей среды Антарктиды, так и человеческого тела в этих экстремальных условиях. На сайте экспедиции ежедневно публикуются такие данные, как средний пульс путешественников за день, количество сожженных ими калорий, уровень стресса и количество времени, проведенного ими во сне.
Кроме того, исследователи Антарктиды ежедневно измеряют уровни радиации, ультрафиолетового излучения и общую метеорологию, такую как температура, скорость ветра и плотность снега.
Дуэт везет за собой на санях все необходимое для такого путешествия, включая всю свою еду, комплекты для связи, исследовательскую аппаратуру, смартфоны и дроны. Каждый раз перед сном команда разворачивает солнечные батареи, чтобы заряжать аккумуляторы электронных устройств.
«Британцам часто приходится преодолевать такие препятствия на своем пути»
Еда – одна из самых важных частей этого путешествия. Пакшоу и Фейсер Чайлдс двигаются примерно 10 часов в сутки на сильном холоде. В этих условиях они теряют до 8000 калорий в день, примерно столько же сжигает гонщик «Тур де Франс» за этап. «Дома вам пришлось бы есть беспрерывно, чтобы компенсировать калории. Но в Антарктиде мы везем всю еду с собой, поэтому она должна быть калорийной, но не слишком тяжелой», – говорит Пакшоу.
Диету для путешественников составили в космических агентствах, где привыкли решать аналогичные проблемы, заботясь о питании экипажей Международной космической станции.
Джастин Пакшоу после восьми лет службы в британской армии некоторое время представлял Великобританию, участвуя в кругосветной гонке Whitbread. Кроме того, он несколько раз побывал на Северном и Южном полюсах и совершил восхождение на Эверест.
Джейми Фейсер Чайлдс много лет проработал армейским медиком и был членом первой британской команды, которая полностью пересекла Антарктиду пешком в 2017 году. В последнее время он работал в отделении интенсивной терапии в больнице Университетского колледжа в Лондоне, где занимался лечением самых тяжелых случаев COVID-19.
Сам себе вырезал аппендицит
Эта истoрия прoизoшла в 1961 гoду в Антарктиде. 27-летний дoктoр Леoнид Рoгoзoв участвoвал в антарктическoй экспедиции.
29 апреля Леoнид забoлел. Как oпытный хирург, oн oпределил, чтo у негo oстрый аппендицит. Нo так как oн был единственным врачoм на станции, а пoгoда была нелетнoй, oн решил делать oперацию сам.
При пoмoщи метеoрoлoга, пoдававшегo инструменты и вoдителя, державшегo зеркалo и направлявшегo свет oт настoльнoй лампы, врач прoизвел себе местную анестезию и начал oперацию, кoтoрая прoдлилась oкoлo двух часoв и прерывалась на время, кoгда oн терял сoзнание. “Я не пoзвoлял себе думать ни o чем, крoме дела… Мoи бедные ассистенты! В пoследнюю минуту я пoсмoтрел на них: oни стoяли в белых халатах и сами были белее белoгo. Я тoже был испуган. Нo затем я взял иглу с нoвoкаинoм и сделал себе первую инъекцию. Каким-тo oбразoм я автoматически переключился в режим oперирoвания, и с этoгo мoмента я не замечал ничегo инoгo.”
К пoлунoчи oперация, длившаяся 1 час 45 минут, была завершена. Через пять дней температура нoрмализoвалась, ещё через два дня были сняты швы. Леoнид Рoгoзoв стал известен всему миру.
В 1963 гoду Владимир Высoцкий пoсвятил ему песню.
«Пока вы здесь в ванночке с кафелем
Моетесь, нежитесь, греетесь,
Он в холоде сам себе скальпелем
Там вырезает аппендикс.
Он слышит движенье каждое
И видит, как прыгает сердце.
Эх, жаль, не придётся вам, граждане,
В зеркало так посмотреться.»
Salty stories. Морские байки
Новый формат. Посмотрим, как зайдёт. Встречаем моряцкие байки.
— А, что, Андрей. – говорит он. – Знаешь ли ты каких-либо сказочных существ из вашей мифологии?
— Лешие есть. Такие чуваки, которые живут в лесу и следят там за порядком.
— Да никакие. Как договоришься. Если деревья живые рубишь, или мусоришь, могут в болото завести. А если попросить по-доброму, покажут путь, если заблудился.
— У нас в Перу тоже такие есть. (Название вылетело, не вспомню) – отвечает Роберто. – Только они злые. Утаскивают детей в джунгли. Зато, если их (детей), ими пугать, они лучше слушаются.
Фшшшить. Блесна летит далеко за борт и плюхает в воду.
— У нас в Норвегии тролли есть. (Ула, не отрываясь от деревяхи)
— Мужики, мы два месяца в море. Давайте без пикси. До земли ещё неизвестно сколько, а тут им взяться неоткуда.
— Русалки должны быть. – Педро со смаком закидывает очередной орех в пасть.
— Знаете, джентельмены. – Роберто чешет поседевшую бороду, отложив спининг. – У меня дома жена и дочь. Да и вообще. Такими темпами, если в этом путешествии мы поймаем русалку, скорее всего мы ее сожрём.
За качество фоток извиняюсь, часть нарезал с гоупрошки.
Как такой формат, братцы – сестрицы? Или лучше как раньше, блоками по темам писать? Дайте знать.
Rapa Nui #1 об острове Пасхи
Раз про Кон-Тики 2 заходит, попробую про промежуточную остановку рассказать.
Собственно, план экспедиции был прост, потому красив: на бальсовых плотах выйти как Хейердал в 1947 из Кальяо (Перу), дойти до острова Пасхи, как крайней восточной точки Полинезии, а потом вернуться обратно, тем самым развив теорию норвежского антрополога о возможности контактов цивилизаций. Вот про остров, пожалуй и расскажу.
Лежит он аж в двух тысячах морских миль к западу от Южной Америки. Это примерно 3.5 тысячи километров. Перли мы до него долгих 43 дня. Никакой суши на этом промежутке нет, так что опыт получился увлекательный. Сам остров юридически является Чилийской территорией, но подавляющее большинство местных – полинезийцы, и Чили, мягко говоря, недолюбливают. Подтверждением тому являются две (да, на весь остров всего две) полицейские машины, поверх стекол которых наварены железные решётки. Островитяне всячески пытаются от принадлежности к Чили откреститься, и, говорят, даже бунтуют. Но сам ни разу не видел. Видимо, бунтуют тоже по-полинезийски: в 11 вышел, до часу побунтовал, потом сиеста, часов до пяти, а после пяти уже и вечер, можно не выходить, и так за сегодня много сделал. Аста маньяна. Хотя, за несколько недель, что мы там провели, была забастовка в аэропорту, так что прилетали только военные самолеты, которые доставляли в основном всякие почты и посылки. На таких самолетах и прилетели новые участники нашего путешествия, планово сменившие часть команды, которая шла до острова. Вообще говоря, вляпаться мы могли крепко, в плане того, что они могли и не прилететь, а будь забастовка пораньше, в магазинах мог бы начаться дефицит, что поставило бы крест на наших надеждах пополнить запасы. Ну, обошлось, и ладно.
Полинезийское название острова Рапа Нуи. Испанское – Исла де Паскуа. Население, думаю, тысяч 5, притом вместе с туристами. Есть единственный городок Ханга-Роа, и какое-то количество ферм вокруг. Остров крошечный. За день легко можно объехать его по периметру на велике, чем однажды мы и занялись. Вышло километров 70 вроде. Есть аэропорт, отели, клубы, вайфаи всякие, и прочая инфраструктура для туристов. Понятное дело, после 43 дней на плоту посреди океана, для нас это было диковато и как-то суетно. Но, конечно, народ сюда едет не за этим.
По сути, остров, маленький и лысый. Есть небольшой эвкалиптовый лесок и какое-то количество пальм на побережье. В остальном – скалы и пастбища. Красивым и зеленым, каким представляется тропический остров, его не назовёшь. Но местная история и культура, конечно пробирают до мурашек. Начать, пожалуй, можно с культа моаи – тех самых таинственных каменных голов, понатыканных по всему острову древними племенами. Сколько их всего на острове. думаю, не знают и сами жители. Всякими гипотезами, откуда, зачем и как они взялись, грузить не буду. Интересно, но сложно. Да и много материала по этому поводу есть. От себя скажу, что большинство из них стоят лицом к центру острова, а вот те, что в бухте Анакена (в восточной части острова) стоят лицом на восток, как будто встречая кого-то. Оттуда мы и пришли, также как инки на плотах задолго до нас. Инки, к слову, на острове были, и это научно доказанный факт. Свидетельств хватает, от анализа ДНК, до каких-то там ваще мудрёных штук. Из самых простых, например: тростник тотора растёт на планете только в двух местах. На острове и на озере Титикака, что в Андах. Сам он оттуда вряд ли приплыл. Ещё из интересного, по местной легенде, на остров пришли чужеземцы с Востока, которых вёл вождь «Тупа». По невероятному везению, наш плот как раз назывался Тупак Юпанки, в честь инкского вождя, во время правления которого, империя инков располагала огромным флотом таких бальсовых плотов. Короче, совпадений хватает настолько, что в их случайность верится с трудом.
Ладно, назад к статуям. Статуи на острове двух видов. Видимо, делались в разное время. Во-первых, одни вырублены ростом по пояс, а у вторых – только голова. Черты лица вырезаны тоже по-разному. Во вторых, те, которые «по пояс» часто носят красную шапку, вырубленную в соседнем карьере из красной вулканической породы. По одной из легенд, это вовсе и не шапка, а волосы рыжего цвета. Есть гипотезы про то что туда рыжеволосые викинги доплывали, но это уже перебор и псевдонаука, на мой взгляд. Ещё, кстати, у некоторых из них, вырублены руки, сложенные ладонями на животе, между которых вертикально к пупку торчит писюн. Готов спорить, это не новодел и не модификации, пришедшие со временем. Ну, дело важное, сказано – показано. Надо вырезать, раз уж есть. Чаще всего, те, что по пояс, стоят группами. Самое больше скопление – платформа Тонгарики на южном берегу. Пятнадцать моаи стоят в ряд, плечом к плечу на возвышении, называемом Аку. Подобных Аку на острове много. Из тех, что наиболее запомнились, было Аку Акиви с семью моаи на нем. По преданию, Аку Акиви символизирует первых поселенцев, приплывших на каноэ. Платформа по форме отдаленно, но всё же действительно его напоминает. Но, вспоминая книжки про остров, которые я листал в детстве, эти моаи выглядели как-то не совсем так. А вот те, у которых вырублена только голова, выглядят один в один. И все одинаковые, как под копирку. В смысле, пропорции, конечно, разные, высота опять же, но все черты рубились по одному образцу. Самое больше их скопление я видел в кратере вулкана Рано-Раратку. Только никакой системы в расположении, в отличии от «по пояс-собратьев», у них нет. Рано-Раратку какое-то очень тёплое место. В смысле, спокойное и умиротворённое. Ну и напридумывать себе можно, что ты в тайной обители спящих богов, мистику там всякую. – кто во что горазд. Я напридумывал как следует. Место располагает.
У отвесного с одной стороны края этого вулкана, этих истуканов как раз и добывали. До сих пор в скалах видны недовырубленные моаи, которые так и не заняли своё место на страже острова. Те, что добрались до склонов, частично попадали лицами вниз, потому что за столетия почва с дождями уплыла из под основания. Остальные пока стоят, но и их со временем пожрёт ветер и дожди. Главное, чтобы не растащили туристы. Эх, нет на земле ничего вечного.
По некоторым источникам, остров раньше был весьма богат лесами, но местное население массово их вырубало. Брёвна как раз активно использовались для транспортировки моаи от кратера где они были вырублены до места, где им суждено встать на свой караул. Это не говоря уже о строительстве хижин и лодок. В результате активной вырубки, леса перестали сдерживать корнями почву, что способствовало ветровой эрозии. Плодородный слой просто сдуло, оставив вулканическую породу, непригодную для земледелия, а это в свою очередь породило голод. Население острова стремительно сократилось, а на смену культу моаи пришёл иной. Жестокий, но не менее интересный, о котором расскажу в другой раз.
Больше об экспедиции Кон-Тики 2 на плотах через тихий океан можно почитать в предыдущих постах