Что и какой период изучает история средних веков
Выделяемые периоды
Краткое сообщение о Средних веках следует начать с периодизации эпохи. В исторической науке принято выделять 3 периода:
Каждый из периодов значим, принес свои достижения. Раннее Средневековье подарило огромное количество народных легенд, в классику развивается наука, медицина. Влияние церкви сильно, но это не мешало лучшим умам своего времени высказывать прогрессивные идеи. Наконец, поздние Средние века знаменательны освобождением класса крестьян.
Особенности и черты
Определение «Средние века «в истории появился в 17-м веке в Новое Время, тогда же была сделана первая попытка обозначить основные черты этой эпохи. Прежде всего, это феодализм, разделение общества на сословия. Во главе государства — монарх, ему подчинялись феодалы, одновременно составлявшие основную силу страны. Они владели земельными наделами и могли отдавать их во временное пользование вассалам.
Экономика этого периода носила аграрный характер, велика была роль сельского хозяйства. Вот какие специфические черты эпохи выделяют:
Однако Средние века часто именовали «темными». На смену им пришла эпоха Просвещения, вновь открывшая миру забытое античное наследие.
Ключевые события
Эпоха продлилась более тысячи лет, поэтому событий очень много. Рассматривая тему, следует отметить основные из них. Начинаются Средние века с великого переселения народов. Многочисленные этнические группы в поисках более благоприятных условий проживания начинают заселять территории Римской империи. Возникает большое количество конфликтов, племена варваров влияют друг на друга, происходит обмен достижениями.
Образуется Франкское государство, позднее расширившееся до империи. В 1054 году христианская церковь перестает быть единой и распадается на 2 ветви — православие и христианство.
Огромное значение имеют Крестовые походы, основными причинами которых являются желание церкви расширить свое влияние, а монархов — увеличить площадь владений. В походах принимали участие не только крупные и мелкие феодалы, но и крестьяне, купцы. Крестоносцам удалось захватить Константинополь, который был варварски разграблен. Однако большая часть походов завершилась поражением. Другие важнейшие события:
В Средние века произошли Великие географические открытия, существенно расширившие представления людей о мире. Появляются крупные города, университеты.
Медицина и наука
Рассказ о Средневековье будет неполным без информации о науке того времени. Эпоха очень противоречива. С одной стороны, велико было влияние церкви и вера, что «лучшее лечение — это молитва». С другой — не сдавали позиции и магические верования, позднее на смену языческим культам пришла алхимия и поиски «философского камня». На фоне развития астрологии смелыми выглядят попытки ученых заниматься подлинным изучением небесных тел — астрономией.
Популярным способом «лечения» стали паломничества, поклонения святым мощам. Чудеса «исцелений», о которых рассказывали из уст в уста, заставляли наивных жителей тех времен не обращаться к медикам, а уповать на божью волю. Это и стало основной причиной высокой смертности.
Кроме того, факторами являлись бедное питание простых людей, отсутствие лекарств и гигиены. Даже от банальной простуды можно было умереть. Средняя продолжительность жизни в ту эпоху составляла 25−35 лет.
Распространенными заболеваниями были: чесотка, оспа, туберкулез, малярия. Но самая страшная болезнь, которая уничтожила 80% населения Европы — бубонная чума.
Наука развивается, хотя и сильно зависит от церкви. Появляется книгопечатание, развиваются география, ботаника, оптика. Открываются первые госпитали, приюты для бездомных, медицинские учебные заведения. Пишутся первые трактаты о ядах, лекарственных растениях. Занимаются и хирургией, но пока очень неэффективно. Хотя известно описание случаев успешной ампутации и даже трансплантации.
Одежда и мода
В период расцвета рыцарства появились и новые костюмы, существенно отличавшиеся по сословной принадлежности. Представители знати имели возможность одеваться красиво, в то время как бедняки и крестьяне были вынуждены носить обноски. Одежда, в соответствии с религиозными канонами, была максимально скромной и закрытой, демонстрировать свое тело считалось недопустимым, поэтому вырезы и прилегающие силуэты находились под запретом.
Особенности костюма тех лет:
После военных походов на восток появились шелковые ткани, яркие цвета, необычные варианты отделки.
В моде были светлые волосы, отсутствие ресниц и бровей. А веснушки, напротив, воспринимались как признак греха, от них всеми силами старались избавиться.
Значение в истории человечества
В содержание краткого сообщения про Средние века необходимо включить и значение этого периода для человечества. Несмотря на нелестный эпитет «темная», эпоха очень важна для цивилизации. Прежде всего сформировались многие современные государства Европы и их крупнейшие города. Географические открытия помогли миру познакомиться с Индией, Америкой, островами Тихого океана. Знания людей об окружающем мире расширяются.
Именно в период Средневековья зародились предпосылки демократии, появились суды присяжных, парламенты. На новый уровень выходит наука, несмотря на то что она подчиняется церкви, многие открытия все же были сделаны. Процветает искусство и культура, появляются новые формы, жанры, специфические особенности. Развиваются города, люди постепенно уходят от сельской жизни, осваивают ремесла. Открываются школы, библиотеки, университеты. Конечно, говорить об общедоступном образовании пока рано, но определенные предпосылки для этого уже были созданы.
Таковы основные особенности эпохи Средневековья, очень важного периода для поступательного развития человеческой цивилизации.
Конспект урока по истории » Что изучает история средних веков» (6 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок 1, Что изучает история средних веков.
1. Опираясь на знания учащихся, полученные в курсе истории Древнего мира, подготовить их к изучению истории средних веков.
2. Сформировать у учащихся представление о средневековье как об одном из периодов Всеобщей истории.
3. Продолжить формирование умений правильно применять счет лет в истории, устанавливать длительность и синхронность событий, правильно употреблять и объяснять исторические термины.
Оборудование: карта мира, лента времени, учебники: Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков. 6 класс.
Оформление доски: тема урока, новые слова (Средние века, хроники, архив), лента времени, домашнее задание.
I. Актуализация опорных знаний по материалу пятого класса
Беседа с классом и работа по карте.
Как назывался курс истории, который мы изучали в пятом классе?
(История Древнего мира.)
С историей каких государств Древнего мира мы познакомились?
(С историей Древнего Египта, Междуречья, Индии и Китая, Древней Греции, Македонии и Рима.)
Вспомните местоположение этих государств на карте. Покажите их.
— Какие события из истории этих государств вы помните?
Что обозначают понятия: «неравенство», «религия», «эксплуатация», «государство», «классы», «демократия», «республика»?
II. Переход к изучению новой темы
Что же изучает история средних веков?
Ш. Изучение новой темы
1. Знакомство учащихся с новыми учебниками. Беседа.
Назовите авторов своего учебника.
Найдите оглавление и скажите, какие большие разделы истории средних веков мы будем изучать? Историю каких государств мы будем изучать в этом году?
(Историю Англии, Франции, Германии, Италии, Чехии.)
Какая нужная для вас информация помещена на стр. 271-272?
(Это список дополнительной литературы, которую можно читать по каждой главе.)
2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
Прочитать п. I стр. 6-9. Выяснить, что изучает история средних веков?
3. Беседа по прочитанному.
Что изучает история средних веков?
(Изучает жизнь людей: их дела, достижения, ценности в этот период развития общества.)
Что обозначает понятие «история средних веков»? Воспользуйтесь лентой времени.
(Средние века-второй период Всемирной истории, начавшийся с 5 века н.э. и продолжавшийся до XV века.)
Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?
(Они используют данные науки археологии, этнографии, нумизматики. Изучают письменные источники, например, законы, надписи на скалах, табличках.)
IV. Закрепление изученного на уроке
Какой период времени охватывает история средних веков?
Почему изучаемый нами период называют «средние века»?
(Этот период истории развития общества находится между историей Древнего мира и историей Нового времени, т. е. как бы посередине. Отсюда и такое название.)
Каковы источники наших знаний об истории средних веков?
(Источниками по истории средних веков являются хроники, письма, поэмы, грамоты, капитулярии, летописи.)
V. Подведение итогов урока, выставление оценок в журнал.
1. Прочитать Введение стр. 6-11.
Что и как изучает история Средних веков.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Что и как изучает история Средних веков. Коновалова Наталья Петровна Учитель истории и обществознания МОУ «ТСШ №3 им. А.П.Чехова», г.Тирасполь
Цели работы. 1.Подготовить учащихся к началу изучения нового для них курса – «Истории Средних веков». 2.Продолжить работу по развитию навыков работы с тестовым материалом.
Правила работы. 1.Прочитайте вопрос теста. 2.Выбрав правильный ответ нажмите на цифру ответа. 3.Правильный ответ в тесте отмечен аплодисментами.
2 Неверно. Верно. 1 Понятие «Средние века»вошло в язык науки в XV веке, в эпоху Возрождения. Верно ли следующее суждение?
Правильный ответ. Верно. Занятие в средневековой школе.
2 3 V – XV века. X – XV века. V- XIV века. 1 Эпоха Средних веков охватывает период:
Правильный ответ. V- XVвека. Крестьяне.
2 3 Распад империи Карла Великого. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Падение Западной Римской империи. 1 Какое событие принято считать началом Средневековья?
Правильный ответ. Падение Западной Римской империи. Сбор винограда.
2 3 410 году. 476 году. 395 году. 1 Падение Западной Римской империи произошло в :
Правильный ответ. 476 году. Ричард II со своей женой.
2 3 Доисторический. Бесчеловечный. Невежественный. 1 В современном языке определение «средневековый» иногда употребляют в отрицательном значении:
Правильный ответ. Невежественный. Рыцарь.
2 3 Письменные источники. Материальные памятники. Исторические источники. 1 Все оставшиеся от прошлого и содержащее информацию о нём – это…
Правильный ответ. Исторические источники. Пчеловод.
2 3 Раскопками. Архивами. Храмами. 1 Специальные хранилища исторических документов называются:
Правильный ответ. Архивами. Кузнецы.
2 3 Философией. Древностью. Археологией. 1 Наука, занимающаяся поисками и изучением вещественных свидетельств прошлого, называется:
Правильный ответ. Археологией. Лекция в университете.
2 3 Крестовый поход. Законы Солона. Рыцарский турнир. 1 К истории Средних веков относятся… Найдите и укажите номер понятия, лишнего в этом перечне.
Правильный ответ. Законы Солона. Городская площадь.
2 Неверно. Верно. 1 В понятии «Средние века» отразилось критическое отношение к этой эпохе деятелей Возрождения. Верно ли следующее суждение?
Правильный ответ. Верно. Пастухи.
2 3 Конец V – первую половину XIV веков. Начало XI – первую половину XIV веков. Конец V –начало XI веков. 1 Период раннего Средневековья охватывает:
Правильный ответ. Конец V – начало XI веков. Сеятель.
Правильный ответ. Миниатюры. Пир.
2 3 Короли. Рыцари. Монахи. 1 Кто был самым грамотным в Средние века?
Правильный ответ. Монахи. Сбор урожая.
2 3 Появились существующие сегодня европейские языки и государства. Появились первые города. Возникло христианство. 1 Значение Средневековья состоит в том, что в этот период:
Правильный ответ. Появились существующие сегодня европейские языки и государства. Жнецы.
Правильный ответ. Три периода.
Фон шаблона. Сайт: http://pedsovet.su/ Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново
Интернет-ресурсы Кленовый лист: http://www.theoutdoorparent.com/wp-content/uploads/2009/09/fall-leaf.jpg Книги: http://www.mediaport.ua/images/101680_380.jpg Колокольчик: http://www.kan-schkool.okis.ru/img/kan-schkool/school01-02.gif Фон сделан при помощи автофигур.
Интернет – источники. http://aife-diet.livejournal.com/pics/catalog/397/60323 средневековая школа http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/enc_detvs/09_clip_image020.jpg крестьяне http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/enc_detvs/09_clip_image022.jpg сбор винограда
Интернет – источники. http://www.nkj.ru/upload/iblock/9155b2b79b78c6a24bb8615c62f63578.JPG Ричард II http://greatbattle.ru/wp-content/uploads/2013/10/Knight-from-Prato-Carmina-Regia.jpg рыцарь http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/enc_detvs/09_clip_image024.jpg пчеловод
Интернет – источники. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/enc_detvs/09_clip_image008_0000.jpg кузнецы http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/enc_detvs/09_clip_image016_0000.jpg лекция в университете http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/enc_detvs/09_clip_image030.jpg городская площадь
Интернет – источники. http://fotki.yandex.ru/next/users/myg2001/album/92840/view/287616 пастухи http://fotki.yandex.ru/next/users/myg2001/album/92840/view/287612 сеятель http://bookucheba.com/files/uch_group34/uch_pgroup14/uch_uch454/image/2250.jpg пир
Интернет – источники. http://bookucheba.com/files/uch_group34/uch_pgroup14/uch_uch454/image/2251.jpg сбор урожая http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0//47/13/47013455_1490_pic_5.jpg жнецы http://frank-history.limarevvn.ru/222.jpg обед у знатной дамы.
Печатные источники. Волкова К.В. Контрольно – измерительные материалы. История Средних веков. 6 класс. Москва «»ВАКО 2013. Максимов Ю.И. Тесты по истории Средних веков. 6 класс. Москва «Экзамен»2013. Соловьев К.А., Арасланова О.В. Универсальные поурочные разработки по истории Средних веков. 6 класс. Москва «ВАКО»2007.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Данный ресурс предназначен для изучения, обобщения, закрепления темы «Введение в историю Средних веков».
История – уникальная наука, которая хранит весь багаж человеческих знаний. Через историю и с её помощью можно изучать и математику, и литературу, и музыку, и химию. История позволяет воспитывать в человеке чувство сострадания, сочувствия, благородства, любви к родной земле, уважение к культуре других народов. История несёт на себе огромный груз социальной значимости, способствуя формированию гражданского общества, социально-активной личности, здорового, крепкого государства.
Разработка содержит большое количество миниатюр, рисунков. Данный ресурс яркий, запоминающийся, информативный.
Цель данной разработки: помочь учителю и учащимся более качественнее разобрать представленную тему, продолжить работу по подготовке к итоговой аттестации(тестовая форма).
Номер материала: 468092
Не нашли то, что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»
Время чтения: 1 минута
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что изучает история Средних веков
Представление о средневековье как одном из периодов Всеобщей истории. Зарождение национальной культуры, формирование языка и национального характера народов Европы, укоренение феодально-вассальных отношений. Источники информации по истории средневековья.
Рубрика | История и исторические личности |
Вид | конспект урока |
Язык | русский |
Дата добавления | 04.03.2013 |
Размер файла | 16,2 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Урок №1 «Что изучает история Средних веков?»
Цели: 1. Опираясь на знания учащихся, полученные в курсе истории Древнего мира, подготовить их к изучению истории Средних веков;
2. Сформулировать у учащихся представление о средневековье как об одном из периодов Всеобщей истории;
3. Продолжить формирование умений применять счет лет в истории, устанавливать длительность и синхронность событий, правильно употреблять и объяснять исторические термины;
Тип: Урок изучения нового материала;
Оборудование: 1. Электронная презентация;
План: 1. Термин «средние века» и периодизация средневековой истории;
2. Значение средневековья в современной жизни;
3. Исторические источники по истории средневековья;
Основные понятия: средние века, архив, хроники, исторический источник.
Вводное слово учителя: В прошлом учебном году вы познакомились с первым периодом мировой истории, который назывался «история Древнего мира». Он продолжался с момента появления на земле человека и до падения Западной Римской империи. В это время существовали многие интереснейшие цивилизации и государства, которые оставили свой след в мировой культуре. Достижения этих цивилизаций мы можем наблюдать и до сих пор.
1. Термин «средние века» и периодизация средневековой истории.
Сегодня мы попробуем узнать: 1. Что же такое средние века и поговорим о периодизации средневековой истории; 2. Выясним значение средневековой истории для современной жизни; 3. Определим исторические источники по истории средневековья; (Слайд №2)
Итак, мы уже сказали, что падение Западной Римской империи в V веке положило начало новому периоду Всемирной истории. Историки назвали этот период Средними веками или средневековьем, т.к. он лежит как бы между эпохой Древнего мира и Нового времени. (Слайд №3)
(запись термина в словарь)
А теперь, давайте проверим, умеете ли вы считать: (Слайд №5)
1. Сколько столетий продолжалась история Средних веков?
2. Сколько столетий назад началась история Средних веков?
3. Напишите любой год, относящийся к VI, XII вв.
4. К какому веку относится:
5. Напишите римскими цифрами: 5, 11, 15;
6. Напишите арабскими цифрами: VIII, XXXIII, XXIV;
Т.о. мы с вами выяснили, что история Средних веков длилась примерно 12 столетий. Естественно, что этот огромный временной отрезок не был однородным и делился на несколько этапов, несколько отличных друг от друга. В исторической науке историю средневековья принято делить на три периода:
Каждый из этих периодов интересен, по-своему разнообразен, и мы с вами, в этом учебном году, познакомимся с каждым из трех периодов средневековой истории.
2. Значение средневековья в современной жизни
А зачем мы вообще изучаем историю средних веков? Конечно, первое, что приходит на ум, это рыцари, рыцарские турниры, средневековые замки, но эпоха средневековья знаменита и тем, что в это время появилось много изобретений, новшеств, достижений культуры, которые используются в современной жизни. Порой, мы с вами и не догадываемся, что те «новинки», которые мы используем в нашей современной жизни, родом из средневековья. средневековье история феодализм культура
Послушайте меня внимательно и постарайтесь распределить эти новинки по сферам жизни общества: (Слайд №7)
в хозяйственной жизни
в политической жизни
в образовании, архитектуре, книжном деле
Рассказ учителя: В средние века образовалось большинство народностей и государств современной Европы. К этому периоду относятся зарождение национальной культуры, формирование языка и национального характера этих народов, начало складывания наций и государственных границ. В средневековой эпохе коренятся многие национальные, этнические, религиозные конфликты современной Европы…
В средние века возникли первые университеты, многие из которых продолжают существовать и сегодня (старейшими университетами считаются Болонский, Оксфордский, Парижский, появившиеся соответственно в 1088, 1150, 1215), сословно-представительные собрания, к которым восходят исторические корни ряда современных парламентов.
Многие города современной Западной Европы сохраняют «аромат» средневековой эпохи в планировке, архитектуре, в романском и готическом стиле их соборов и ратуш, в иконописи и витражах, в удивительной скульптуре и резьбе по камню, в книжной миниатюре. Именно в средние века появились водяное колесо, доменная печь, компас.
Люди пользуются пуговицами и очками, ножницами и механическими часами, изобретенными в средние века, носят юбки и брюки, придуманные средневековыми портными.
3. Исторические источники по истории средневековья
? Вспомните, что такое исторические источники?
? Вспомните, какие исторические источники вы знаете? (Слайд №8)