Что и как изучают ученые
Профессия: учёный
Мария Марсова, младший научный сотрудник Института общей генетики имени Вавилова, занимается исследованиями микробиоты кишечника и её влияния на здоровье человека.
О карьере учёного
Чтобы правильно построить карьеру, нужно грамотно планировать своё будущее. Профессиональный вес учёного определяется несколькими факторами.
Во-первых, это научные статьи и сообщения. Их желательно публиковать в англоязычных журналах — сейчас они котируются намного выше, чем российские. У каждого учёного есть индекс его популярности и активности — индекс Хирша. Его величина зависит, в том числе и от цитируемости статей, соавтором которых он является.
Во-вторых, это участие в научных конференциях, проектах и исследованиях, полученные гранты и патенты на изобретения. Чем более перспективным и актуальным направлением вы занимаетесь, тем больше шансов обратить на себя внимание научного сообщества, получить государственное финансирование и значительно продвинуться в своих исследованиях.
В-третьих, это учёная степень. Работать в лаборатории можно и без неё, но чтобы получить хорошую работу в институте, выступать на значимых международных конференциях или регулярно получать государственные гранты, требуются регалии и научная степень в первую очередь.
Сейчас я учусь в аспирантуре, готовлюсь защитить диссертацию и стать кандидатом биологических наук. Это ступень, которую я пропустила после окончания вуза. Лучше сразу поступать в аспирантуру — учиться после большого перерыва труднее. Это важно ещё и потому, что сейчас в нашей стране есть программы поддержки молодых учёных. Чем раньше вы защититесь, тем больше возможностей для участия в грантах и проектах у вас будет.
Ступени карьерной лестницы учёного в научно-исследовательском институте:
Позиция | Как достичь |
---|---|
студент / лаборант | обучение в вузе |
аспирант / специалист | обучение в магистратуре |
младший научный сотрудник (м.н.с.) | кандидат наук либо 3 года стажа |
научный сотрудник (н.с.) | кандидат наук либо 5 лет стажа |
старший научный сотрудник (с.н.с.) | кандидат наук либо 10 лет стажа |
ведущий научный сотрудник (в.н.с.) | доктор либо кандидат наук |
главный научный сотрудник (г.н.с.) | доктор наук |
Какие качества и навыки нужны учёному
Любопытство
И не просто любопытство, а определённая въедливость. Нужно стремление докопаться до сути, до причин конкретного явления. Сейчас так, а если что-то поменять, какие произойдут изменения? Где корень этих изменений, когда они начались, что изначально их спровоцировало? Что ещё могло повлиять на процесс? Есть ли другие возможности, которые могут привести к такому же результату? Вот вопросы, которые двигают науку вперёд.
Активность, инициативность
Сейчас очень ценится способность исследователя к самостоятельной работе, постоянному развитию, серьёзной работе по выбранной теме. Просто отбывать время в лаборатории не получится.
Внимание к мелочам
В науке нет пустяков. Неправильно интерпретированный результат может завести исследователя в тупик. Нельзя игнорировать исходные данные, нужно детально описывать используемые методики и реактивы, сохранять ссылки на источники информации. Зачастую открытие можно сделать даже в той области, где, казалось бы, всё уже исследовано.
Понимание причинно-следственных связей
Учёному важно различать, где причина, а где следствие, и не путать этих понятий. Собственно говоря, очень часто исследования проводятся как раз для того, чтобы это установить. Например, уже давно известно, что состояние микробиоты кишечника влияет на человека, его поведение, настроение, самочувствие. Наш организм тоже влияет на состав микробиоты, стимулируя размножение определённых видов бактерий через питание, гормоны, особенности пищеварения. Однако, что первично в развитии некоторых патологий, изменения в организме или изменение микробиоты, пока не ясно.
Самоотверженность
Особенно это важно при работе с живыми объектами. Бактерия не будет планировать свое развитие в угоду исследователю и его удобству. Чтобы увидеть нужное явление в нужный момент, учёный должен быть готов перестроить свою жизнь под потребности науки, в том числе работать во внеурочное время.
Умение задавать вопросы и правильно интерпретировать ответы
Это важнейшие навыки для того, чтобы в чём-то разобраться. Без них невозможен научный поиск.
Умение общаться и поддерживать социальные связи
Это помогает не только продвинуться в своих исследованиях, но и сделать карьеру. Разговоры с коллегами, обсуждения дают новый взгляд на проблему и порой экономят время — часто оказывается, что коллега знаком с вопросом и может поделиться информацией.
Английский язык
Актуальные научные данные сейчас можно найти только в зарубежных источниках. Собственные статьи тоже приходится переводить на английский, чтобы они котировались в международном научном сообществе. Научные журналы предлагают услуги переводчиков, но знание языка всё равно необходимо, чтобы проверить их работу.
Переводчики не разбираются в вашем вопросе так же хорошо, как вы, и могут неправильно понять вашу мысль или что-то напутать.
Грамотность
Написание статей, научных работ, заявок на гранты требует хорошего знания русского языка. Нужно уметь точно описать, что сделано другими, что делал ты и для чего это нужно. Иначе невозможно донести открытие до коллег или получить финансирование для проекта.
Критическое мышление
Получив результат эксперимента, необходимо ещё раз проверить, всё ли правильно сделано, нет ли ошибок, есть ли похожие результаты у коллег. Если никаких ошибок не нашлось, нужно выдохнуть и провести эксперимент повторно. Только так можно гарантировать точный результат.
Путь в науку
С самого детства мне нравилось изучать окружающий мир, я всегда интересовалась животными, с удовольствием наблюдала за животными: как они живут, как двигаются, как взаимодействуют друг с другом..
О работе учёного-исследователя я тогда не задумывалась, но когда пришло время определяться с профессией — решила поступать на биологический факультет МГУ. На биофак нужно было сдавать не только биологию, но и математику с химией. Химию я понимала намного хуже, и пришлось заниматься с репетитором.
За год мне удалось очень прилично подтянуть химию, но на биофак я всё равно не поступила — срезалась на математике. Год я продолжала заниматься химией, математикой и физикой, и в итоге я решила немного сменить направление и подала документы на химический факультет МГУ. На этот раз я без проблем сдала и математику, и химию с физикой,легко поступила.
Закончив МГУ, я получила профессию «химик». Было начало 2000-х годов, финансирование науки находилось на очень низком уровне. Поэтому о занятиях исследованиями пришлось забыть. Я устроилась работать в фирму, которая занималась продажей учебной литературы для вузов, а в свободное время подрабатывала химиком в диагностических лабораториях — делала медицинские и ветеринарные анализы. Это помогало сохранить практические навыки. Совсем уходить из профессии я не планировала.
Всё это время я продолжала общаться со своими бывшими сокурсниками, с коллегами-химиками, с нашими преподавателями с химического факультета. Можно сказать, что в науку меня привели люди, которые меня окружали. У меня были знакомые и в Институте общей генетики имени Вавилова, я часто заглядывала к ним в гости, общалась, знала, чем они занимаются, познакомилась с сотрудниками. Сейчас я работаю здесь уже седьмой год. Наша лаборатория занимается исследованием микробиоты кишечника и ее влиянием на здоровье человека. Моя часть работы — поиск штаммов с выраженными антиоксидантными свойствами.
О науке
Сейчас практически все исследования происходят на стыке наук, поэтому сотрудничество людей с разными компетенциями очень важно.
В нашей лаборатории работают генетики, биологи и биохимики, выпускники физического факультета МГУ и МФТИ. Для продуктивной работы коллектива необходимы специалисты с разным набором компетенций. Без использования математических и статистических методов сейчас невозможны никакие исследования. Особенно это касается специалистов по биоинформатике. Мы обращаемся к ним, когда нам нужна информация о полном геноме или частях ДНК — отдельных генах и оперонах.
О финансировании науки и зарплатах учёных
Доходы большинства учёных в научно-исследовательских институтах и лабораториях, к сожалению, пока не достигли достойного уровня. Ставка младшего научного сотрудника НИИ — в среднем 12–13 тысяч рублей. Это деньги, которые вы гарантированно получаете при полном рабочем дне. Всё, что можно получить свыше этого — результат вашего труда — надбавки за учёную степень, за публикации; деньги, полученные за участие в проектах и грантах.
Чтобы стимулировать развитие науки, регулярно объявляются конкурсы работ среди молодых учёных, конкурсы на гранты РФФИ (Российский фонд фундаментальных исследований) и международных научных фондов. Министерства тоже периодически проводит конкурсы научных работ. Если тема, которой вы занимаетесь, близка к теме конкурса, можно подать заявку на участие. Если ваша тема выиграла конкурс — с лабораторией подписывается государственный контракт и выделяется финансирование.
Кроме того, существует система надбавок. Их суммы зависят от того, какой темой занимается учёный, какую должность занимает, есть ли у него научная степень, в какой лаборатории он трудится и насколько его работа важна и значима для института и лаборатории.
Таким образом, уровень доходов учёного определяется его статусом; тем, насколько перспективными и актуальными исследованиями он занимается и тем, насколько правильно подаёт свою работу на конкурсы. Важны коммуникативные навыки — человека, который умеет общаться и сотрудничать, скорее позовут работать в хорошую лабораторию, которая регулярно получает гранты и где люди зарабатывают нормальные деньги.
Современный учёный — это не тот рассеянный профессор, которых изображают в книгах и фильмах. Он должен быть ориентирован на практику, разбираться в том, какое направление сейчас наиболее актуально и уметь себя подать.
О графике работы
В большинстве научно-исследовательских институтов и лабораторий график обычный — с 9 до 18. Но строго за его исполнением никто не следит. С одной стороны, всегда можно прийти попозже и уйти пораньше, с другой — работа должна быть сделана в срок! Кроме того, интересы науки (а значит и ваши собственные) могут потребовать присутствия на рабочем месте и вечером, и в выходные, и в праздники.
Интеллектуальную деятельность трудно нормировать, она оценивается по результатам. Голова у всех работает по-разному, и руководители это прекрасно понимают. Кому-то нужно месяц обдумывать статью, а потом он напишет её за один день, а кому-то удобнее работать над материалом каждый день понемногу. В итоге оба сделают работу за одно и то же время, но разными способами.
О молодёжи в науке
Сейчас наука набирает популярность, и это хорошо. СМИ рассказывают о научных событиях, достижениях, открываются лектории, снимаются документальные фильмы, издаётся научно-популярная литература. Однако нельзя сказать, что молодёжь стремится в науку из-за моды. Чаще всего учёными становятся те, кому это действительно интересно и важно, по зову сердца или под влиянием родителей-учёных.
Идти учиться в вуз, где готовят учёных — не значит обязательно стать учёным. Высшее образование даёт картину мира, понимание базовых процессов, учит думать. С хорошим фундаментальным образованием можно работать и в прикладных областях — технологии, аналитике, экологии, в продажах сырья, реактивов или специального оборудования. Можно стать учителем или преподавателем вуза. Человек с хорошим образованием и головой на плечах не останется без работы.
Если есть интерес к науке — обязательно нужно поступать, учиться, и в процессе станет ясно, хочется вам идти в науку или нет. Хорошее образование в любом случае пригодится, неважно, займётесь вы наукой, прикладными вопросами или уйдёте в смежную сферу.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Профессия ученый, кто такой ученый
Специалист высокой квалификации в определённой области, который добился успехов и был признан сообществом при проведении различного вида исследований – это ученый. Далее мы более подробно расскажем учёный кто это такой, чем он занимается и как им стать.
Впервые профессия появилась, когда человеку стали доступны знания. Даже в стародавние времена люди старались познавать мир, изучать его, делали открытия и некоторыми из них мы пользуемся даже сегодня.
Возникновение профессии ученый
Начало этой специальности было положено в Древней Греции, где количество ученых росло как на дрожжах. Именно там зародились такие науки, как медицина, химии, математика и другие.
В средневековье было затишье. Стремление изучать различные науки уменьшилась и появилась инквизиция, а некоторых учёных приравнивали к чёрным магам, и они подвергались казни. Таких людей жгли на кострах, и они подвергались жестоким пыткам.
В эпоху возрождения эта наука начала снова развиваться с большой скоростью. В XIX в. начало появляться техническое оснащение для проведения исследований. После чего профессия ученый стала популярной.
Ученый кто это такой? Это человек обладающий высокими знаниями в определенной области. Все открытия ученых признаются сообществом. А начиная с ХХ века эта профессия начала процветать и прогрессировать, на ровне с наукой.
Для того чтобы стать успешным в области знаний, надо постоянно развиваться и повышать профессиональные навыки. Ученому требуется фокусироваться на задачах, быть внимательным и хорошо мыслить. В результате такого человека заметят, и он может стать популярным.
Описание профессии
Учёный кто это? Понятие «учёный» является общим. В википедии под ним объединяются специалисты разных научных отраслей, которые признаны общественностью и имеют открытия в определенных сферах. Их работа непосредственно связана с видом исследованием.
Как стать ученым?
Для этого, нужно закончить ВУЗ по той профессии, которая вам ближе и получить диплом. Далее нужно продолжить обучение и закончить магистратуру, а затем и аспирантуру. После чего потребуется защитить докторскую диссертацию и получить ученую степень. Это позволит стать ученым в определенной области знаний.
Что делает ученый?
Сфера деятельности учёных зависит от отрасли, где они заняли свою нишу. Но также есть особые виды деятельности специалиста.
Основная работа ученого – это ведение записей и конспектов. Эксперименты занимают малую часть времени в его работе.
Кто может стать ученым?
Такая профессия подойдет тем, кто готов к рутинным задачам. Человек должен уметь выполнять все начатое до конца. Учёный постоянно пребывает в поиске, так как сегодня найти необходимую тематику для проведения исследований достаточно сложно.
Такие специалисты обладают отличной памятью и аналитическим складом ума. Им необходимо еще быть хорошими ораторами, чтобы качественно отстаивать свою точку зрения и иметь возможность учить студентов.
Из-за того, что у учёных обширный спектр выбора специализации, эта профессия является востребованной и претендентов на ученую степень с каждым годом становится все больше и больше.
В зависимости от этого, большинство специалистов остаются без работы, так как диплом не является гарантией успеха для замещения вакантных должностей в определённых сферах жизнедеятельности человека.
Заработок такого специалиста может отличаться. Всё зависит от сферы реализации и направленности деятельности. Учёный в России может среднем получать от 10 до 100 000 руб. в месяц.
На этом у нас все. Теперь вы знаете ученый кто это такой, чем он занимается и как им стать. Мы надеемся, что данная публикация вам поможет определиться с выбором вашей будущей профессии.
Советы студенту-первокурснику, увлеченному наукой 3423
Наука – сфера деятельности, требующая не только ума, но прежде всего – времени. Ни один известный ученый не «выезжал» на одном таланте или эрудиции. До того, как стать известным, каждый из них долго и упорно «грыз гранит науки». Опыт подсказывает: чем раньше вы начнете свой научный путь, тем больше шансов, что путь этот будет плодотворным. В данной статье мы решили дать несколько советов студенту-первокурснику: с чего, как и почему нужно начинать свою научную карьеру. Впрочем, и другим студентам эти советы тоже будут полезны. Поэтому к чтению приглашаются все желающие.
Мы разделили все советы на четыре блока для удобства чтения. Итак, приступим!
1. Учитесь читать научные книги
1.1. Учитесь читать большие книги
Совет, на первый взгляд, достаточно смешной, особенно для вчерашнего выпускника школы, который уже знаком с «Войной и миром» и «Тихим Доном». Но совет этот я считаю необходимым и самым важным. И вот почему.
Все вы, наверное, слышали ворчание людей старшего поколения: «Молодежь мало читает». Это не просто ворчание, разница в чтении между условно старыми и молодыми людьми есть. Только она не в количестве, а в качестве.
Сначала определим, что условные «старики» и «молодежь» различаются, по сути, не возрастом, а наличием или отсутствием интернета в детстве и юности. У «стариков» в школе и хотя бы отчасти в вузе интернета не было, а у молодых уже был. В сущности, разница буквально в 5-7 лет, но она – определяющая.
Автор данной статьи принадлежит в вышеупомянутом смысле к «старикам»: компьютер у меня появился в старших классах школы, а интернет – примерно на третьем курсе института. Поэтому в школе я вынужден был читать толстые книги, ходить в библиотеку, «гуглить» вручную – на библиотечных полках, в словарях и энциклопедиях. Информация не давалась «с лету»: чтобы найти нечто нужное, приходилось перелопатить горы всего. А для того, чтобы знать, что и как «лопатить», нужно было внимательно прочитать нудные и длинные, зато фундаментальные книги. Чтобы читать такие книги, нужен определенный навык. Я им владею с юности. Мне он кажется чем-то самим собой разумеющимся. Однако это не так.
Человеку, у которого гугл под рукой с начальной школы, не составляет труда найти любую информацию за пару секунд (у меня на это уходили дни, иногда – недели). «Молодые» в этом смысле – прекрасные поисковики. Однако подлинная наука предполагает не только поиск, но и анализ, обработку информации. И вот тут-то у молодых, не приученных к чтению длинных и занудных книг, возникают трудности. Потому что читать одну книгу в течение нескольких дней кажется им колоссальной тратой времени! Легче нагуглить – методику, приемы и прочее. А не учиться им из занудного научного труда.
Но без этого, с одним гуглом, науки не получится. «Гугл» в каком-то смысле только помогает собрать пазл из готовых кусков рисунка. Однако наука работает не только с «готовыми кусками» — иногда она вынуждает взяться за кисть, чтобы нарисовать этот еще никем не созданный рисунок.
И вот тут без «больших книг» не обойтись. Чтение фундаментальных трудов учит думать, анализировать, строить гипотезы. Учит, иначе говоря, самостоятельному научному мышлению. У него есть и другие плюсы, но пока достаточно этих.
1.2. Изучайте методику научного познания
В обычных университетских курсах этому уделяется прискорбно мало времени. С одной стороны, понятно почему: далеко не все студенты пойдут в аспирантуру. Но вот те, кто впоследствии решат связать свою жизнь с наукой, испытают немало трудностей. Им придется изучать методику научного познания «с чистого листа».
А ведь сама логика научной работы требует эту методику, как легкие кислород. К примеру. Я – молодой ученый. Но я собираюсь изучать не весь мир, а конкретный его элемент. Так я выбираю объект исследования. «Внутри» этого объекта я выбираю « предмет », то есть исследую не весь объект, а одну его характерную черту, нечто самое ценное в нем.
Это – вкратце. На самом деле все гораздо интереснее и глубже. Поэтому мы и даем совет – изучайте логику этого познания, читайте соответствующие книжки!
1.3. Учитесь разбираться во вспомогательных дисциплинах
Во-первых, это полезно для расширения кругозора. Во-вторых, слово «вспомогательные» образовано от слова «помощь» — эти дисциплины помогут вам разобраться в сложностях основных предметов и избавят от траты сил и времени.
Есть, скажем, такая дисциплина, как источниковедение. Она объясняет, какие источники информации существуют, чем они отличаются друг от друга, каким источникам можно доверять, а каким нет и так далее. Для гуманитариев разбираться в этом – критически важное умение. Ведь если историк или филолог не может определить достоверность источника – его труд окажется попросту ненаучным!
В целом изучение вспомогательных дисциплин – это закладка фундамента вашей будущей научной работы.
1.4. Изучайте английский язык
Английский язык сейчас рекомендуют изучать «для всего». Однако для науки он важен вдвойне, так как является не только языком международного общения, но в каком-то смысле и международным языком науки. В свое время такими были латынь и немецкий. Конечно, мы пишем научные тексты на родном языке. Однако для публикации в международных изданиях все-таки предпочтительнее уметь писать на английском.
Статьи ученых всего мира переводятся именно на английский язык – все последние данные и исследования можно прочитать почти исключительно на нем. Две крупнейшие научные базы – Scopusи Web of science – также существуют в англоязычном секторе интернета. Поэтому английский необходим как для ознакомления с научными трудами, так и для того, чтобы самому впоследствии войти в международное сообщество ученых. Также возможны участие в международных грантах, обучение по обмену (с зарубежными вузами), поступление в магистратуру за границу и впоследствии получение PhD. Все это предполагает знание английского языка.
1.5. Учитесь отличать научно-популярную литературу от собственно научной
Это не значит, что научпоп хуже, чем научный текст. Вовсе нет. Просто у них разные сферы применения, задачи и адресаты. Научный текст обращен к научному сообществу. Научно-популярный – к обычным людям, которые интересуются наукой. Однако если вы хотите стать ученым, то вам прежде всего нужно будет заслужить признание ученых, а не простых людей. А с помощью научпопа (под который часто маскируются и совсем не научные труды) это сделать никак нельзя.
2. Учитесь научному поиску
2.1. Не бойтесь спрашивать у преподавателей
Многие стесняются спрашивать, думая, что преподаватель подумает, что они глупы. Но поверьте, гораздо глупее выглядит человек, которому «все понятно». А вот если вы спрашиваете, значит, вы уже действительно кое-что поняли и теперь уточняете. Не говоря уже о том, что вы интересуетесь, что преподавателю всегда приятно. Ну и плюс: конкретный вопрос предполагает конкретный ответ, который иногда может дать больше, чем целая «общая» лекция.
2.2. Ознакомьтесь с базами научных статей
2.3. Сайт «Молодой ученый»
На сайте «Молодой ученый» также есть поиск по статьям – в верхней части страницы. А еще журнал публикует научные статьи, в том числе начинающих ученых, студентов.
3. Учитесь писать научные статьи
3.1. Учитесь усидчивости
Самая большая добродетель ученого – это не талант, не эрудиция, не умение схватывать все на лету, а усидчивость. Да, да, вот такая, совершенно лишенная всякого пафоса и рисовки черта. Наибольших успехов достигает человек не просто со «светлой головой», но еще и с, прошу прощения, «железной задницей». И очень просто объяснить почему.
Наука, выражаясь метафорически, – это своеобразный склад, где очень много всего. И нельзя просто прийти на этот склад и выкинуть всё, ведь среди «хлама» хранятся бесценные вещи. Поэтому ученый приходит и – перед тем, как начать собственное исследование, а также во время его проведения – много лет тратит на то, чтобы «прибраться на складе». А это требует усидчивости.
Особенно показательны в этом отношении гуманитарные науки. Вот представьте. Берет какой-нибудь совершенно не имеющий отношения к филологии человек в библиотеке книгу, скажем, «Жизнь и творчество Есенина». Он читает и думает: «Ха, я тоже так могу написать, ничего сложного». И не догадывается, сколько пришлось автору просидеть в архивах, прочитать книжек, прежде чем написать свою. Попробуйте написать, я не говорю книгу – хотя бы статью про поэзию Есенина, а потом покажите ее какому-нибудь филологу с просьбой оценить научный уровень. Думаю, что преподаватель оценит ваше рвение, но приготовьтесь к критике! Потому что этот «простой» литературоведческий текст, оказывается, требует специальных знаний и умений, которые нарабатываются с помощью прежде всего усидчивости.
3.2. Овладевайте научным стилем
Обратите внимание, что научный стиль в науке – это не какой-то каприз высокоумных «очкариков». Науке он жизненно необходим, так как удовлетворяет ее требованиям: точности, однозначности, эмоциональной нейтральности. Научный стиль – кузница если не мысли, то способа ее выражения. Но на самом деле и мысли тоже. Попробуйте писать научным стилем, и вы сразу ощутите, что думать стало труднее. Зато интереснее. И в конечном итоге – правильнее, объективнее.
3.3. Пробуйте писать научные статьи
Конечно, сразу заниматься узкой научной проблемой сложно. Поэтому можно начать с обзорных статей: подготовить материал о той литературе, которая уже существует по интересующей вас теме, и грамотно все это изложить. За время написания такой статьи вы научитесь навыкам сбора материала и выстраиванию его в последовательный, научно аргументированный текст.
Также можно писать аналитические статьи: брать некую научную проблему, сопоставлять взгляды на нее разных школ и ученых, делать выводы. Безусловно, такие статьи – еще не совсем научная работа в полном смысле слова, но очень хороший приступ к ней (который, кстати, пригодится в будущем).
4. Участвуйте в научных мероприятиях
4.1. Студенческие научные общества, кружки
Подобные общества и кружки – огромное подспорье для студента, желающего связать свою жизнь с наукой. Недавний выпускник школы, первокурсник едва ли четко понимает, как устроена научная жизнь. Кружки и общества помогут ему разобраться в этом, ведь ими руководят преподаватели-ученые. Мало того, участвуя в жизни студенческого научного общества, первокурсник узнает о конференциях, семинарах и сможет на них поработать. Также контакт с преподавателем в таких кружках – менее формален, чем во время обычного учебного процесса, что позволяет первокурсникам раскрыться, а научным работникам – более адресно и четко помочь своим молодым коллегам.
4.2. Вузовские конференции, кафедральные семинары
Конференции проводятся почти во всех учебных заведениях (о семинарах – и говорить нечего). С первого же курса лучше всего принимать в них участие – хотя бы в качестве зрителя и слушателя. Даже такое пассивное участие все равно очень много даст в понимании специфики науки. А уж если вы подготовите доклад, выступите, преодолевая волнение и даже попытаетесь ответить на вопросы – лучшего опыта для первокурсника и желать нельзя.
4.3. Участие в грантах
Иногда люди говорят, что можно совмещать приятное с полезным. Участие в грантах – как раз об этом. Конечно, чисто студенческих грантов не так много. Однако можно принять участие в составе группы, руководимой преподавателем или аспирантом. Вы не только сможете окунуться в науку: проводить нужные эксперименты, проявить публикационную активность, — но и почувствуете определенную отдачу. Ведь грант нацелен на результат, который исследовательская группа должна выдать на выходе. А также есть у него и приятный, пусть и не очень большой материальный бонус.
Также рекомендуем прочитать
Готовим светлое будущее не выходя из дома
Казалось бы, карантин и вынужденное пребывание дома затормозило весь ход жизни. Мы же считаем, что карантин – это пауза, которую можно занять любимым хобби, посвятить самосовершенствованию или рефлексии, чтобы понять, чем хочется заниматься в жизни. В этой статье рассмотрим несколько вариантов, как начать карьеру или получить новый опыт для будущего трудоустройства не выходя из дома.
Что такое дополнительная сессия
Для студента, не имеющего академической задолженности, словосочетание «дополнительная сессия» звучит как кошмар. Кого обрадует лишний раз сдавать экзамены? Есть такие. Для тех, кто не смог получить удовлетворительную оценку на одном или нескольких экзаменах, дополнительная сессия – это единственный шанс спастись от отчисления. Рассмотрим подробнее, что это за мероприятие.
Как подготовиться к выступлению на научной конференции
Как подготовить выступление на конференции так, чтобы оно получилось достаточно серьезным, но не усыпляющим слушателей.