высота стен средневековых замков
Тайны толстых стен замков средневековья
Одной из самых больших проблем жителей средневекового замка или крепости было то, что армия вторжения могла прокопать туннели под фортификациями. Мало того, что противник мог попасть внутрь замка под землей, так туннели также могли привести к обрушению стен замка. Ров же предотвращал это, поскольку туннель, прокопанный под рвом, неизбежно заливало водой, и он обваливался.
Это было очень эффективным сдерживающим фактором против прокладки туннелей. Часто ров прокладывали не вокруг внешней стены замка, а между наружной и внутренней стенами.
Концентрические круги обороны были чрезвычайно эффективным методом защиты для жителей средневекового замка, который выглядел как ряд препятствий, окружающих замок.
Они часто вели в небольшой дворик, на другом конце которого также находились еще одни ворота, оснащенные железной опускающейся решеткой. Если нападающие прорывались через первые ворота и оказывались в дворике, то решетка опускалась, после чего агрессоры оказывались в западне.
Да и лестничные клетки в средневековых замках на самом деле были очень тщательно продуманы. Во-первых, они почти всегда были винтовыми, очень узкими и строились по часовой стрелке.
Это означало, что атакующим противникам, которые поднимались вверх по лестнице (причем по одному, ведь лестницы были узкими), было очень трудно сражаться, ведь у них меч был в правой руке. А поскольку по правую руку всегда находилась стена, у них не было возможности для замаха. У защитников же стена винтовой лестницы находилась по левую руку, поэтому они имели больше возможностей для замаха.
Во многих замках были тайные ходы, которые служили различным целям. Некоторые из них были сделаны, чтобы жители замка могли бежать в случае поражения, а также, чтобы во время осады обороняющиеся не были отрезаны от поставок продовольствия.
Поэтому средневековый замок был намного больше, чем просто большим гламурным дворцом с массивными каменными стенами вокруг него. Это было строение, разработанное вплоть до мельчайших деталей, с целью защиты жителей. И в каждом замке было полным-полно своих больших и маленьких секретов.
Комментировать
Все комментарии (21)
комментирует материал 07.01.2018 #
Замок Мальборк, Польша. Самая большая крепость в Европе.
Любопытен тот факт, что те самые тевтонцы в связи с тем, что были проповедниками культа Девы Марии, соблюдали соответственно обеты послушания, целомудрия, хотя иногда и обходили эти запреты.
Как-то в замок потребовалась для работы на кухне повариха, и тогда рыцари обратились за разрешением к папе римскому. Тот, в свою очередь, дал добро, но с условием, что возьмут в крепость женщину не моложе 60 лет. Германцы, поразмыслив, наняли 3-х поварих, каждой из которых исполнилось всего лишь 20 лет.
— Меняю 60-ти летнюю на 3-х двадцати летних.
6-ть 10-ти летних не предлагать. :))
комментирует материал 07.01.2018 #
Некоторые особенности средневековых замков
Когда речь заходит о средневековых замках, то первой ассоциацией обычно возникает огромное величественное сооружение с высокими стенами, рвом по периметру, охраняющих его рыцарей, и, конечно, благородные дамы и кавалеры в высоких башнях. Вот только в реальной жизни и сам замок, и обитание в нем оказывалось не таким беззаботным и сказочным, а большинство убеждений на деле – лишь красивая иллюзия о былых временах. Вашему вниманию фактов о замках эпохи Средневековья, которые разрушают десятилетиями бытующие мифы.
1. Термин «замок» применяется к меньшему количеству сооружений, чем это обычно делают
Не все то замок, что красивое масштабное сооружение. /Фото: pinterest.de
Сегодня довольно легко проследить распространенную тенденцию: словом «замок» сегодня предпочитают применять к, по сути, любому внушительному жилому сооружению эпохи Средневековья, где хотя бы предположительно жил феодал. То есть сейчас замком называют не только полноценные крепости, но и дворцы, и даже любые большие по площади поместья.
В реальности термином «замок» должно обозначаться исключительно сооружение, которое подходит по характеристику «фортификационное укрепление».
А внутри обычно располагается целый ряд построек различного назначения, которые, по сути, составляют инфраструктуру населенного пункта, спрятанного за стенами. Однако главной функцией замка всегда оставалась оборонительная. Поэтому, к примеру, не корректно будет назвать замком легендарный романтический дворец Людвига II — Нойшванштайн.
2. Главным фактором, который обеспечивает обороноспособность замка – это местоположение, а не строение самого сооружения
Многие думают, что средневековые замки и крепости трудно было взять даже осадой именно благодаря их хитрому плану строения.
Вот только настоящим залогом оборонительной мощи этого сооружения заключался выборе правильного места, где оно будет располагаться. Само собой, планировке укрепления уделялось немало внимания, ведь это также важный для обороны замка аспект. Однако по-настоящему неприступными замки становились не за счет толщины стен и расположения бойниц, а грамотно выбранное место для его строительства.
Наиболее приемлемым для возведения сооружения являлся крутой высокий холм, а также отвесной склон либо скала, к которым почти нереально подобраться в принципе и без фортификации.
Кроме того, отличным вариантом была извилистая дорога к замку, так как она беспрепятственно простреливается из крепости. Именно наличие данных критериев в большинстве случаев определяло исход средневековых битв, причем в гораздо большей степени, чем другие.
3. Ворота, как самую уязвимую часть замка, проектировали особым образом
Замковые ворота слишком неуязвимы, чтобы не уделить внимание их проектированию. /Фото: uklive.ru
В образцах современного кинематографа, сюжет которых разворачивается в средневековые времена, зачастую можно увидеть замки с широкими воротами, закрывающимися на большие створчатые двери из крепкого дерева с мощным засовом.
Вот только в настоящих замках периода второго тысячелетия нашей эры центральный вход, коим ворота в крепости и являются, проектировались, исходя из специальных расчетов.
Такие ворота в средневековом замке принесли бы немало проблем. /Фото: pinterest.de
Дело в том, что ворота действительно являлись наиболее незащищенным местом в системе обороны замка – все-таки, гораздо проще сломать их и прорваться внутрь, чем пытаться разрушить стену или перелезть через нее.
Именно поэтому центральный вход рассчитывали с учетом двух условий: он должен быть такими, чтобы в него была способна беспрепятственно въехать повозка или телега, но в то же время не могли протиснуться полчища солдат из армии противника.
Кроме того, как раз большие деревянные ворота, которые часто показывают в исторических фильмах и сериалах, средневековые замки как раз не имели, ведь являлись попросту непрактичными в условиях обороны.
4. Внутренние стены замка окрашивались в яркие цвета
Все было не так тускло и серо, как дошло до наших дней. /Фото: wikiрedia.org
Большинство из нас уверены, что средневековые замки, как и сама эпоха, которая мыслителями Возрождения именуется «темными временами», были такими же мрачными и серыми, или максимум, коричневыми.
Однако в реальности все было гораздо радужнее, причем в буквальном смысле слова. Дело в том, что средневековые люди как раз любили яркие цвета, а потому часто украшали интерьер своих жилищ, и стены замков в этом смысле исключением не были. Но большинство из нас об этом не знает именно по причине того, что краски до нашего времени попросту не сохранились.
Яркие интерьеры средневековых замков вое-где сохранились, но чаще остались лишь серые стены. /Фото: livejournal.com, holiday.by, blair-castle.co.uk
Занимательный факт: а ведь подобная тенденция сохранилась и в отношении античных скульптур. Это кажется поразительным, и даже странным, но знаменитые греческие и римские изображения богов или людей в мраморе раскрашивались в самые яркие оттенки: это уже давно доказано историками и археологами, которые даже смогли частично воссоздать с помощью компьютерной графики первозданный вид произведений искусства.
Вот только до нас все это буйство красок также не дошло, а потому в нашем представлении, как и в кино, античные скульптуры представлены исключительно белыми.
5. Большие окна практически отсутствовали в средневековых замках
Окошек в замках в Средневековье недоставало не просто так. /Фото: topdom.info
Из того же кино или сериалов многие из нас помнят сцены, где огромные залы средневековых замков освещаются дневным светом через внушительные, чуть ли не панорамные, окна. Или какого-нибудь вельможу будят, раздвигая тяжелые портьеры над масштабными рамами. Но в реальной жизни таких симпатичных сцен зачастую просто не могло быть.
Все дело в том, что средневековый замок вообще не имел окон как таковых – они чаще всего заменялись многочисленными оконными «прорезями» небольшого размера, которые проделывались в замковых стенах. Такие узкие оконные проемы носили не только оборонительную функцию, но и были призваны защитить приватность жителей замка.
Большие окна замка выдают более поздний период его возведения. /Фото: nikatravel.ru
Это интересно: справедливости ради, стоит уточнить, что в некоторых дворца все-таки можно отыскать роскошные панорамные окна, однако с большой долей вероятности, они были построены в более позднюю эпоху, как, например, замок Роктайад на юге Франции.
6. Средневековые замки полны секретных ходов и подземелий
Не бывало средневековых замков без секретных ходов и подвалов. /Фото: quora.net, exploring-castles.com
Пожалуй, это один из тех распространенных мнений о средневековых замках, который соответствует действительности. Ведь многие из нас читали или видели в фильмах и сериалах, как персонажи, спасаясь от погони или просто желая остаться незамеченными, предпочитают передвигаться по тайным коридорам или спускаясь в скрытые от глаз обывателей подземелья.
Подземелья швейцарского замка давно обросли мрачными легендами. /Фото: tripadvisor
Тенденция к проектированию скрытых ходов в замках эпохи Средневековья действительно была, причем довольно распространенной.
Основной причиной их появления было, конечно, стремление иметь на всякий случай возможность незаметно улизнуть от противника по тайным коридорам. Кроме того, активно создавались так называемые потерны – то есть подземные ходы, которые вели в разные части или строения крепости, а также за ее пределы.
Увы, но тайные ходы могут стать Ахиллесовой пятой замка. /Фото: messynessychic.com
Однако эти же секретные коридоры и подземелья со многими замками сыграли злую шутку: если во время боевых действий или осадного положения внутри сооружения находится предатель, который знает о существовании скрытых лабиринтов, то ему не составит труда открыть этот путь вражеской армии. Именно так и случилось в 1645 году при осаде замка Корф.
7. Штурм средневекового замка мог идти годами
Не все так красочно в осаде средневековой крепости, как это обычно показывают. /Фото: tes.com
В большинстве эпизодов различных фильмов и сериалов процесс взятия замка штурмом проходит буквально за пару часов. Само собой, главной причиной такой скоротечности является ограниченный хронометраж, однако многие думают, что штурм и в реальности происходил быстро. Однако на самом деле все было не так просто, а главное – не так быстро.
Фрагмент средневековой миниатюры об осаде Антиохии из «Отрывков д’Аутремера» Себастьяна Мамеро. /Фото: about-history.com
Исторические источники беспристрастно утверждают, что осада замка в эпоху Средневековья была одной из основных форм боевых действий, поэтому каждая из них разрабатывалась особенно тщательно.
В частности, производились точные расчеты по соотношению требушета, то есть метательной машины и толщины стен крепости, которую собираются взять. Ведь чтобы пробить защитные укрепления замка, требушету необходимо было как минимум несколько дней, а чаще всего – несколько недель.
Изображение требушета на средневековой гравюре. /Фото: askdifference.com
Поэтому собственно осада зачастую длилась месяцами, а то и годами. Так, например, осада замка Харлех будущим королем Генрихом V длилась почти год, а вышеупомянутое взятие замка Корф продолжалось целых три.
Причем в первом случае причиной падения осажденной крепости стало окончание запасов продовольствия, а во втором – предательство. А вот такой механизм взятия замка как массированная атака практически не применялся, ведь он был попросту нецелесообразным, потому его использовали только в экстремальных случаях.
8. В любом средневековом замке обязательно был колодец
Колодец замка Меерсбург, 14 век. /Фото: finovel.com
Дело в том, что голод и жажда были главной опасностью для жителей замка во время осады – тем более, что такой вариант «боевых действий» был наименее рискованным для обеих сторон конфликта.
Именно поэтому в крепости находилось достаточно продовольствия, равно как и условия его хранения. Однако едва ли не главным для выживания в условиях осады было наличие постоянного источника воды.
Колодец замка Харбург эпохи высокого Средневековья. /Фото: livejournal.com
Именно поэтому место для строительства самого замка выбирались не только из соображений обороноспособности и удобства для фортификации, но и там, где есть возможность вырыть глубокий колодец.
Кроме того, их всегда максимально укрепляли и берегли буквально как зеницу ока. Однако, справедливости ради, следует уточнить, что колодцы были не единственным источником воды в средневековых замках: местные жители также устанавливали специальные емкости, в которых собирали и хранили дождевую воду.
9. Обороноспособность замка было способно обеспечить небольшое количество человек
Трудно поверить, что огромную территорию средневековой крепости можно было защитить без тысяч солдат. /Фото: elenaruvel.com
Многие из нас уверены, что для обслуживания средневекового замка в мирное время, а также для обеспечения обороноспособности в условиях боевых действий или осады необходимо огромное количество людей – от обычных жителей до отрядов солдат и рыцарей. А в реальной жизни все было, по сути, ровно наоборот.
Для взятия крепости требовалось гораздо больше людей, чем для его обороны. /Фото: russian7.ru
На самом деле, средневековый замок, как фортификационное сооружение, изначально строилось как раз таким образом, чтобы его защита могла осуществляться малыми силами. Кроме того, во время осады большое количество людей только быстрее опустошало бы запасы провизии, которые в таких условиях довольно сложно пополнить.
Огромный замок Харлех почти год обороняли меньше полусотни человек. /Фото: planeta-best.ru
Ярким примером длительной обороны крепости небольшим составом людей является осада замка Харлех, которая длилась практически целый год, и это притом, что его гарнизон насчитывал всего 36 человек, а под стенами сооружения стояла армия из нескольких тысяч солдат.
10. Винтовые лестницы в средневековом замке – часть оборонительной системы
Даже винтовая лестница в замке проектировалась особы образом. /Фото: youtube.com
Пожалуй, многие из нас замечали, что в большинстве средневековых крепостей были винтовые лестницы. Причем, внимательный человек обязательно заметит, что в любом замке их ступени закручиваются исключительно по часовой стрелке. Однако исследователи-медиевисты – историки, изучающие эпоху Средневековья – однозначно утверждают, что такая тенденция имеет четкую функцию, причем оборонительную.
Все дело в том, что такая архитектурная особенность средневековых фортификационных сооружений применялась в буквальном смысле слова для задерживания противников, которые потенциально уже проникли на территорию замка.
На лестнице, закрученной по часовой стрелке, мечник, владеющий правой рукой, будет испытывать немало затруднений в передвижении. Кстати, с той же целью нередко винтовые лестницы обзаводились ступенями разного размера.
11. В средневековых замках были проблемы с гигиеной
Гигиена в Средние века, вопреки всему, была, но достаточной ее не назовешь. /Фото: pikabu.ru
О проблемах с чистотой и гигиеной в эпоху Средневековья уже давно ходят легенды, причем некоторые из них не имеют ничего общего с действительностью. Однако в том, что касается замков и крепостей, историки могут дать весьма однозначный ответ: проблемы с отходами, грязью и неприятным запахом были частью повседневности людей того периода.
Отхожие места в средневековых замках были небольшими, малокомфортными и неприятно пахнущими. /Фото: semiestrel.ru
Так, например, одной из главных проблем была серьезная нехватка туалетов, которые, в сущности, представляли собой выступающее на стене маленькое помещение с канавой или рвом снизу.
Конечно, ни о какой утилизации отходов, как и мусора, речи даже не идет. Кроме того, на полу не было ковров – они заменялись травами, которые хотя бы частично перебивали зловонный запах, а также разбавляли общую гнетущую обстановку. Даже пыль с грязью убиралась далеко не везде – по углам она скапливалась годами и ощущения чистоты и свежести помещению не прибавляли.
Чтобы спасти одежду от насекомых, средневековые люди вешали ее. в туалет. /Фото: syl.ru
Материалы по теме
А вот ещё:
Почему дороги древнего Рима так хорошо сохранились?
Одними из наиболее хорошо сохранившихся памятников Древнего Рима являются дороги. По сей день сеть основных направлений, связывавших провинции с Вечным городом (кто не помнит куда ведут все дороги), напоминает о гениальных предках, которые без какой-либо техники, специальных заводов умудрялись строить даже не на века – на тысячелетия.
Так на чем же основалась древняя технология и приемлема ли она для нас?
1. Феномен древнеримских дорог
Почувствуйте разницу: одной дороге более 2 тысяч лет, а другая – современная.
Кто из наших соотечественников и жителей постсоветского пространства не мечтал прокатиться с ветерком по дороге без ям и кочек? Конечно же, можно бесконечно фантазировать на тему того, что дорожники наконец-то научатся укладывать полотно качественно.
Мечты современников воплотили в жизнь древние римляне, умудрившиеся проложить дорожное полотно, протяженность которого немногим не дотягивает до двойной длины экватора (около 80 тыс. км). Так в чем же секрет нереальной долговечности и производительности древнейшей из цивилизаций?
Феномен римских дорог. | Фото: italia-ru.com.
Как менялась технология строительства дорог: с древности до наших дней. | Фото: popmech.ru.
Мощеные дороги издревле считались символом высокой государственной организации и власти, которая распространялась не только на территорию Италии, но и все провинции. Поэтому неудивительно, что все императоры уделяли огромное значение строительству дорог, которые непременно заканчивались в основном транспортном узле той эпохи – Риме. Именно отсюда и пошло крылатое выражение – Tutte к vie conducano a Roma, что означает: «Все дороги ведут в Рим».
2. Основная причина строительства мощеных дорог
Дороги Римской империи – стратегически важный объект для передвижения войск. | Фото: hystory.mediasole.ru.
Разветвленная дорожная сеть – одно из величайших достижений человеческой цивилизации. | Фото: hist-etnol.livejournal.com.
Строительством дорог занимались преимущественно легионеры и рабы, а проектировали их только военные инженеры. | Фото: italia-ru.com.
Стройкой руководили военные инженеры, а все работы выполняли сами легионеры или рабы, хотя привлекались вольнонаемные каменщики, труд которых особенно ценился. Как утверждают исследователи, к проектированию и проведению основных дорожных работ никогда не привлекали местных жителей. Это объясняется тем, что власти опасались саботажа. Хотя непонятно почему, ведь в поселениях и регионах, где размещались военные базы, процесс прокладывания надежного полотна велся очень быстрыми темпами, что открывало огромные возможности для предприимчивых людей.
3. Закладка римских дорог
Древние инструменты и приспособления, с помощью которых создавались дороги. | Фото: hystory.mediasole.ru.
Все начиналось со скрупулезных изучений местности и почвы, а также тщательных измерений. После чего копали две параллельные канавы на расстоянии от 2,5 до 5 м (это и определяло ширину будущей дороги). Благодаря канавам можно было определить состав грунта и глубину, на которую нужно было копать ров, чтобы добраться до каменистого или более плотного основания. Со временем в пролете между канавами убирали всю почву, подготавливая под укладку разных слоев материала.
При разметке очертаний дороги использовались специальные приспособления и измерительные инструменты: переносные солнечные часы (для определения направления); грома (для фиксирования линий солнцестояния и построения ровных линий и прямых углов); хоробат (нивелир, определяющий рельеф местности).
Технология строительства дорожного полотна, проверенная веками.
Определяющим критерием проектирования конфигурации дорог являлся рельеф местности. Если это было открытое и относительно ровное пространство, то полотно шло по прямой линии, ну а если это была пересеченная местность — дорога петляла, поднимаясь ввысь. В том случае, когда на пути встречались холмы – копали тоннели, если же это были болота – строили гати или дамбы.
4. Технология укладки дорожного полотна
«Многослойный пирог» дорожного полотна, созданного древними римлянами. | Фото: italia-ru.com.
Чаще всего создание «подушки» под дорожное полотно начиналось на глубине полутора метров. Хотя имеются примеры того, что ее толщина достигала и 5 метров. Основная же технология заключалась в создании «слоеного пирога». Сначала утрамбовывали хорошенько землю, затем засыпали мелкий песок, который также уплотнялся.
Первым основным слоем всегда шли крупные необработанные камни, его толщина достигала полуметра, затем 20 см битых камней, которые уже закреплялись вяжущим раствором. Его состав значительно отличался в зависимости от той местности, где велось строительство, ведь подвозить сырье издалека было затруднительно и нецелесообразно. Случалось, что этот слой засыпали мелким песком, перемешанным с известью и сверху заливали водой для максимального проникновения состава в пролеты между камнями.
Планирование и строительство дорог было важным государственным делом. | Фото: hystory.mediasole.ru.
Третий слой был главенствующим, его называли «ядром». Состоял он из кусков битого кирпича. Несмотря на то, что на этом можно было бы и остановиться, древние римляне предпочитали укладывать плоские каменные плиты, более мелкие камни в виде гальки и даже черепицу. Стоит упомянуть, что перед финишным покрытием утрамбовывали слой песка с горячей известью.
Верхний слой всегда имел небольшую горбинку по центру, чтобы во время дождей или таяния снега не скапливалась вода на полотне и не повреждала его. Чтобы вода свободно отходила от дороги, по обе ее стороны копали дренажные канавы.
Чаще всего верхнее покрытие делали из плоских каменных плит. | Фото: hist-etnol.livejournal.com.
Важно! Несмотря на такой сложный технологический процесс, дорожное полотно никогда бы не сохранилось до наших дней, если бы не проводились регулярные ремонты. И этому процессу, к счастью, не помешала даже бюрократическая машина. Имеется документальное упоминание о том, что в те дальние времена процветала коррупция и на строительстве дорог чиновники неплохо нагрели руки.
5. Мощеные дороги – идеальный подарок для потомков
Вдоль мощеных дорог строились постоялые дворы, почтовые станции и храмы. | Фото: hystory.mediasole.ru.
Древнеримский мавзолей на обочине дороги в Глануме (Франция). | Фото: crdp-strasbourg.fr.
Естественно, дорогами пользовались не только военные во время походов, но и население, торговцы и почтовая служба. Это в свою очередь повлекло за собой подъем экономики. Прирост миграции и развитие почтовых услуг поспособствовали строительству специальных станций, где кучера могли передохнуть, поменять/покормить лошадей, появлялись постоялые дворы и харчевни – для путешествующих.
Также обустраивались кузницы и конюшни, склады для продовольствия, здания для ремонтных бригад и многое другое. Все это поспособствовало повышению благосостояния населения и развитию новых отраслей экономики. Со временем были построены храмы или устанавливались мавзолеи, памятные знаки и даже триумфальные арки, олицетворяющие победы и достижения Римской империи, а затем и других государств, которые продолжали пользоваться этими дорогами.