вот стою у двери и стучу
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Откр. 3:20
Свт. Андрей Кесарийский
Се, стою у двери, и стучу: если кто услышит голос Мой, и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною
Толкование на Апокалипсис.
Свт. Кесарий Арелатский
Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною
Верно, если тебя земной царь или какой-то глава семейства пригласил бы на свой день рождения, какими одеждами ты старался бы себя украсить, как не новыми и изысканными, как не сияющими, чтобы ни их ветхость, ни дешевизна, ни безобразие не резали глаза пригласившему? Следовательно, с таким усердием, насколько ты можешь, направь с помощью Христа все свои усилия на то, чтобы душа твоя, составленная из различных убранств добродетелей, украшенная драгоценными камнями простоты и цветами умеренности, пришла на праздник Вечного Царя, то есть на день рождения Господа Спасителя, со спокойной совестью, блистающей непорочностью, сверкающей любовью и искренней жертвенностью.
Проповеди.
Свт. Тихон Задонский
Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною
Вот Сам Бог хочет к нам прийти, и Себя в познание нам подать! Он у всякого при дверях стоит, и всякому хочет познаться, но мало кто слышит Его, стучащего в двери, поскольку у всякого слух заглушен похотями греховными и любовью мира. И так постучав в двери и ничего не обретя, отходит ни с чем от человека. Успокой и утишь ум и сердце твое от похотей плотских и шума мирских вожделений. От всего этого отвратись и внимай Ему одному. Тогда воистину познаешь, что Он возле тебя стоит и стучит в двери сердца твоего, и услышишь пресладкий голос Его, и откроешь Ему двери. Тогда войдет в дом твой и будет вечерять с тобою и ты с Ним. Тогда вкусишь, и увидишь, «как Благ Господь» (Пс. 33:9). Тогда воззовешь и ты с любовью и радостью: «Щедр и Милостив Господь, долготерпелив, и Многомилостив, и Истинен» (Исх. 34:6). И еще: «возлюблю Тебя, Господи, крепость моя», и далее. И еще: «что мне на небе? И без Тебя чего желать мне на земле?» и далее. Ищи везде Того, Который везде есть, и, оставив все, одного Его ищи. И тогда непременно найдешь.
Сокровище духовное, от мира собираемое.
Сщмч. Викторин Петавийский
Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною
Прп. Макарий Великий
Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною
Собрание рукописей типа II. Беседа 30.
Собрание рукописей типа III. Поучение 16.
Прав. Иоанн Кронштадтский
Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною
Господь стучит в двери сердца каждого, и внимательные знают, когда и как стучится Господь, и слышат глас Его, и отворяют Ему двери своего сердца, и Он входит к ним совершенно ощутительно, осязательно, утешая, упокоевая и веселя их и беседуя с ними, как с истинными друзьями Своими. Но невнимательные пропускают мимо ушей стучание Господа: среди попечений житейских и шума страстей глас Господа бывает или невнятен, или хотя и слышен, но не хотят к нему прислушаться и, как невежды, как неискусные в деле своего спасения, лишаются чрез то величайшего душевного сокровища – своего Господа, Творца и Владыки, дающего всем живот и дыхание и вся. Многие слышат глас Господа: иди за Мною (Ин. 1,43) – и думают: это не до меня касается, Господь зовет за собою следовать апостола; другие знают, что это и к ним относится, но им кажется удобнее идти вслед своих похотей, богатства, чести, удовольствий света, пресыщения, пьянства. Это – не овцы, а козлища; Господь знает внутренне овец Своих и живот вечный даст им.
Господь ищет себе место в нашем сердце. Стою у двери и стучу. И диавол – тоже. Что это значит? Внимайте: сердце – душа наша.
Дневник. Том III. 1859-1860.
Се, стою у двери и стучу. Это значит, что Господь постоянно стоит при дверях нашего сердца, запертого или запираемого для Него грехами или разными пристрастиями. Се, стою. Вы молитесь, а Он у самого сердца вашего стоит и внимает каждому сердечному вашему движению и чувству.
Дневник. Том IV. 1860-1861.
Блж. Иероним Стридонский
Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною
Трактат на Псалмы.
Экумений
войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною
Господь являет Себя незлобивым и мирным. Ибо дьявол, согласно слову пророка, секирой и бердышом (Пс. 73:6) сокрушает двери тех, кто его не принимает. А Господь и ныне, и в Песни Песней говорит невесте: отвори мне, сестра моя, возлюбленная моя (Песн. 5:2). И если кто-то отворит ему, то Он войдет. Трапеза же с Господом означает принятие Святых Таинств [Тела и Крови].
Комментарий на Откровение.
Лопухин А.П.
Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною
Толковая Библия.
«Се, стою у двери и стучу»
Зрители в год представления картины публике восприняли полотно враждебно и смысл его при этом не поняли. Им – протестантам или агностикам – почудилась в картине навязчивая стилистика католицизма. И нужно было, как это часто бывает, кому-то зрячему и внимательному рассказать о смысле полотна, расшифровать его, прочесть, как книгу. Таким умным толмачом оказался критик и поэт Джон Рёскин. Он объяснил, что полотно аллегорично; что Христос до сих пор удостоен такого же внимания, как и нищие, стучащиеся в двери; и что самое главное на картине – дом – это наше сердце, а двери ведут в ту глубину, где живет наше сокровенное «Я». В эти-то двери – в двери сердца – стучится Христос. Он не вламывается в них на правах Хозяина мира, не кричит: «А ну, открывай!» И стучит Он не кулаком, а фалангами пальцев, осторожно. Напомним, что кругом ночь… И мы не спешим открывать… И на главе Христа – венец из терний.
Отвлечемся теперь на минуту, чтобы сказать несколько слов о многочисленных подражаниях и вариациях на тему. О тех самых, которые вы, несомненно, видели. Они отличаются от оригинала тем, что, во-первых, убирают ночь. На них Христос стучит в двери дома (догадайтесь-ка, что это – сердце) днем. За Его спиной виден восточный пейзаж или облачное небо. Картинка радует глаз. По причине ненужности светильника в руке у Спасителя появляется посох Доброго Пастыря. С головы исчезает терновый венец (!). Двери, в которые Господь стучит, лишены уже тех красноречивых зарослей бурьяна, а значит, их открывают регулярно. Молочник или почтальон, видимо, стучат в них каждый день. И вообще домики имеют тенденцию становиться чистенькими и ухоженными – этакими буржуазными из канона «американской мечты». На некоторых изображениях Христос просто улыбается, словно пришел к другу, который Его ждет, или даже Он хочет подшутить над хозяевами: постучит и спрячется за угол. Как это часто бывает в подделках и стилизациях, трагическое и глубокое смысловое наполнение незаметно уступает место сентиментальному наигрышу, по сути – издевке над первоначальной темой. Но издевка проглатывается, и подмена не замечается.
Теперь к смыслу. Если Христос стучит в двери нашего дома, то не открываем мы Ему по двум причинам: либо мы просто не слышим стука, либо слышим и сознательно не открываем. Второй вариант рассматривать не будем. Он вне нашей компетенции, а значит, пусть существует до Страшного суда. Что же до первого варианта, то у глухоты есть много объяснений. Например, хозяин пьян. Его пушкой не разбудишь, не то что осторожным стуком нежданного Гостя. Или – внутри дома громко работает телевизор. Не беда, что двери заросли бурьяном, то есть давно не открывались. Кабель протянули через окно, и теперь футбольный чемпионат или социальное шоу гремят с экрана на всю катушку, делая хозяина глухим к остальным звукам. Ведь правда же, есть у каждого из нас такие звуки, слыша которые мы глохнем для всего остального. Это очень возможный и реалистичный вариант – если не для 1854 года (года написания картины), то для наших 2000-х. Еще вариант: хозяин просто умер. Нет его. Вернее, он есть, но он уже не откроет. Может быть такое? Может. Наше внутреннее «Я», подлинный хозяин таинственной хижины, может находиться в глубокой летаргии или в объятиях настоящей смерти. Кстати, прислушайтесь сейчас: не стучит ли кто в двери вашего дома? Если вы скажете, что у вас звонок на дверях есть и он работает, а значит, к вам звонят, а не стучат, то это лишь обличит вашу непонятливость. В двери сердца никто к вам не стучит? Прямо сейчас? Прислушайтесь.
Картины – это книги. Их читать надо. Не только в случае полотен на евангельский сюжет или христианских аллегорий. В любом случае. Пейзаж ведь тоже текст. И портрет – текст. И умение читать не ограничивается умением разбирать слова в газете. Читать нужно учиться всю жизнь. О чем это говорит? О том, что работы у нас много, и жизнь наша должна быть творческой, и неосвоенные поля для деятельности давно заждались тружеников. Если вы согласны, то, может быть, мы расслышали стук?
Толкование на Откровение 3:20
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Откровение 3:20 / Откр 3:20
Андрей Кесарийский (ок. VII в.)
Се, стою у двери, и стучу: если кто услышит голос Мой, и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною
Се стою при дверех и толку. — Не насильственное, говорит, Мое присутствие: ибо Я толку в двери сердца и с отверзающими радуюсь о спасении их. — Спасение сие считаю пищею и вечерею и питаюсь тем, что и они питаются и отгоняют глад слышания слова Божия.
Источник: Толкование на Апокалипсис.
Кесарий Арелатский (470−543)
Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною
Верно, если тебя земной царь или какой-то глава семейства пригласил бы на свой день рождения, какими одеждами ты старался бы себя украсить, как не новыми и изысканными, как не сияющими, чтобы ни их ветхость, ни дешевизна, ни безобразие не резали глаза пригласившему? Следовательно, с таким усердием, насколько ты можешь, направь с помощью Христа все свои усилия на то, чтобы душа твоя, составленная из различных убранств добродетелей, украшенная драгоценными камнями простоты и цветами умеренности, пришла на праздник Вечного Царя, то есть на день рождения Господа Спасителя, со спокойной совестью, блистающей непорочностью, сверкающей любовью и искренней жертвенностью.
Тихон Задонский (1724−1783)
Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною
Вот Сам Бог хочет к нам прийти, и Себя в познание нам подать! Он у всякого при дверях стоит, и всякому хочет познаться, но мало кто слышит Его, стучащего в двери, поскольку у всякого слух заглушен похотями греховными и любовью мира. И так постучав в двери и ничего не обретя, отходит ни с чем от человека. Успокой и утишь ум и сердце твое от похотей плотских и шума мирских вожделений. От всего этого отвратись и внимай Ему одному. Тогда воистину познаешь, что Он возле тебя стоит и стучит в двери сердца твоего, и услышишь пресладкий голос Его, и откроешь Ему двери. Тогда войдет в дом твой и будет вечерять с тобою и ты с Ним. Тогда вкусишь, и увидишь, «как Благ Господь» (Пс. 33:9). Тогда воззовешь и ты с любовью и радостью: «Щедр и Милостив Господь, долготерпелив, и Многомилостив, и Истинен» (Исх. 34:6). И еще: «возлюблю Тебя, Господи, крепость моя», и далее. И еще: «что мне на небе? И без Тебя чего желать мне на земле?» и далее. Ищи везде Того, Который везде есть, и, оставив все, одного Его ищи. И тогда непременно найдешь.
Источник: Сокровище духовное, от мира собираемое.
Макарий Великий (
Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною
Источник: Собрание рукописей типа II. Беседа 30.
Источник: Собрание рукописей типа III. Поучение 16.
Иоанн Кронштадтский (1829−1908)
Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною
Господь стучит в двери сердца каждого, и внимательные знают, когда и как стучится Господь, и слышат глас Его, и отворяют Ему двери своего сердца, и Он входит к ним совершенно ощутительно, осязательно, утешая, упокоевая и веселя их и беседуя с ними, как с истинными друзьями Своими. Но невнимательные пропускают мимо ушей стучание Господа: среди попечений житейских и шума страстей глас Господа бывает или невнятен, или хотя и слышен, но не хотят к нему прислушаться и, как невежды, как неискусные в деле своего спасения, лишаются чрез то величайшего душевного сокровища — своего Господа, Творца и Владыки, дающего всем живот и дыхание и вся. Многие слышат глас Господа: иди за Мною (Ин. 1,43) — и думают: это не до меня касается, Господь зовет за собою следовать апостола; другие знают, что это и к ним относится, но им кажется удобнее идти вслед своих похотей, богатства, чести, удовольствий света, пресыщения, пьянства. Это — не овцы, а козлища; Господь знает внутренне овец Своих и живот вечный даст им.
Господь ищет себе место в нашем сердце. Стою у двери и стучу. И диавол — тоже. Что это значит? Внимайте: сердце — душа наша.
Источник: Дневник. Том III. 1859−1860.
Се, стою у двери и стучу. Это значит, что Господь постоянно стоит при дверях нашего сердца, запертого или запираемого для Него грехами или разными пристрастиями. Се, стою. Вы молитесь, а Он у самого сердца вашего стоит и внимает каждому сердечному вашему движению и чувству.
Источник: Дневник. Том IV. 1860−1861.
Иероним Стридонский (
Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною
Впрочем, Бог позволяет и нам быть царями земли, чтобы мы царствовали над землею и повелевали своей собственной плотью. Как и говорит апостол: да не царствует грех в смертном вашем теле (Рим. 6:12), — и в другом месте написано: Сердце царя в руке Господа (Притч. 21:1). Было ли сердце Юлиана-преследователя в руке Божией? Сердце Саула в руке Божией? Сердце Ахава в руке Божией? Сердца всех нечестивых царей иудейских в руке Божией? Ты видишь, что о буквальном понимании здесь не может и речи идти. Таким образом, цари здесь — это святые, это их сердце в руке Господа. И будем молить Бога о том, чтобы быть царями и править своей плотью, чтобы она повиновалась нам. Как и говорит апостол: Но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным (1 Кор. 9:27). Да приказывает душа наша, и да повинуется тело, и тотчас войдет Христос и будет жить в нас.
Источник: Трактат на Псалмы.
Экумений († X в.)
войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною
Господь являет Себя незлобивым и мирным. Ибо дьявол, согласно слову пророка, секирой и бердышом (Пс. 73:6) сокрушает двери тех, кто его не принимает. А Господь и ныне, и в Песни Песней говорит невесте: отвори мне, сестра моя, возлюбленная моя (Песн. 5:2). И если кто-то отворит ему, то Он войдет. Трапеза же с Господом означает принятие Святых Таинств [Тела и Крови].
Источник: Комментарий на Откровение.
Лопухин А.П. (1852−1904)
Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною
«Се, стою у двери и стучу», — вот выражение истинной любви Божией к людям. Господь не стесняет человеческой свободы; Он кротко взывает к людям или через Свое откровенное слово, или через внутренние движения человеческой совести и человеческого сердца. Стуча, Господь ожидает, что грешник сам добровольно и охотно отворит дверь своего сердца. Господь теперь приходит Сам к человеку для его блаженства до конца жизни; а потом сам человек придет к Нему на вечерю Царства небесного после своей смерти.
Се, у двери стою.
«Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чём не имею нужды»;
а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ и слеп и наг. Се, стою
у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду
к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною.» (Откровение, 3:17 и 20)
Ты – за дверью, Иисус, и Тебя не пускают…
Говорят: в том нужды никакой больше нет!
Все богаты, все – золоту счёта не знают,
Каждый сыт и здоров, и прилично одет.
Если б грешники так говорили – не страшно!
Если б те, Иисус, кто с Тобой незнаком!
Говорят христиане, солидно и важно.
Говорят, но на деле богат ли их дом?
Нет, куда-то исчезла вся сила Христова!
Говорят, что теперь так не будет, как встарь…
Дом сердечный – на крепких железных засовах,
А внутри – чуть дымящийся сердца алтарь.
И богатство – обман: всё изъедено молью!
Золотые запасы – фальшивый металл.
Кто же будет для мира и светом, и солью,
Если нет в христианах богатства Христа?
*
Христианство на мир внешне очень похоже!
Если бегло взглянуть на людскую толпу,
Трудно будет сказать:
кто, действительно, Божии,
Кто свободу имеет от диавольских пут.
*
Христиане почти разучились молиться,
Мудрость черпают из человеческих книг.
И библейские тщетно желают страницы,
Чтобы кто-то надолго к ним с жаждой приник.
Нет, не жарко в сердцах, никому не согреться!
Лучше – холод, чем сонное это тепло…
И найдётся ль сегодня горячее сердце,
Чтоб огнём чью-то душу к спасенью зажгло?
*
Иисус, все Твои – быть Твоей должны частью.
Разве Ты стал другим? Христианство больно!
«Тёплым» ставишь диагноз:
«Ты жалок, несчастен,
Нищ и слеп, и одеться тебе не дано».
*
Да, последнее время! Так сухо, так душно!
Божий клич над Церквями: горячие – где?
Иисус, исцелить Ты готов равнодушных,
Всем слепым дать прозренье, нагих всех одеть.
Сделать бедных богатыми твёрдою верой,
Сделать жалких источником силы Своей…
И поэтому Ты не ушёл: Ты – за дверью.
Ты стучишь! Открывайте Иисусу скорей!
Сколько раз в сердце ваше другие стучали?
Вы впускали охотно, отнюдь, не друзей!
Вы садились за стол, сердцем не замечали,
Как от ужинов тех становились бедней.
*
Но откроют Иисусу не все – кто услышит.
И к открывшим войдёт добрый Пастырь и Друг!
Он негромко стучит, но, прислушайтесь, тише!
Диавол хочет в сердцах заглушить этот стук.
Он готов обольстить вас звенящей монетой,
Каждый день он подарки дарить вам готов.
Вы останетесь слепы, голодны, раздеты…
Кроме Бога, помочь вам не сможет никто!
Широко распахните дверь в ваше жилище,
Наготу не пытайтесь пред Богом прикрыть,
Не стыдитесь признаться – что жалки и нищи!
Это счастье: Спасителю двери открыть.
*
«Се, у двери стою. » –
Голос мягкий и нежный.
«Се, у двери стучу. » –
Это Бог говорит.
«Кто услышит – войду. »
Не исчезла надежда.
Там, куда Он вошёл,
сердце жарко горит!
Се, стою у двери и стучу
«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною».
Откровение 3: 20
Вот вновь иду и в двери вновь стучу,
Открой, дитя, ведь Я тебя зову.
Ты слышишь ныне этот тихий стук?
Открой Мне, Я твой самый лучший Друг.
Стучу Я в двери сердца твоего,
В вечерней мгле стучу уже давно.
Побудь со Мной, ты Мне необходим,
Мое творение, ты Мной любим.
Ты – Мой цветок чудесной красоты
И лишь со Мною можешь ты расти.
Кто ныне дверь свою отворит Мне,
Тот будет петь хвалу в святой стране.
Ты всякий день куда-то всё спешишь,
Чего-то ищешь, чем-то дорожишь.
Вся жизнь твоя в заботах, в суете,
А сколько времени ты даришь Мне?
Каких сокровищ ты себе собрал,
На чём свой дом все годы созидал?
Я, твой Творец, ревную о тебе
И Я желаю помогать тебе.
Летят мгновения, летят года;
О, как нужна тебе Моя рука!
Ты посиди со Мной наедине,
Два сердца будут рядом в тишине.
Хочу Я слышать милый голос твой,
Мое дитя, поговори со Мной.
Я расскажу о чудесах любви
И буду в тайны посвящать Мои.
И вот начнет бутон сердечный твой
Благоухать небесной чистотой.
Я приведу на пажити Мои,
Где истекают дивные струи.
Там Мой елей прольется на главу
И напоит всю внутренность твою.
Дитя, открой сегодня Мне,
Не знаешь ты, как близок Я к тебе.
И в жизнь твою ты пригласи Меня
И без остатка Мне отдай себя.
Ты слышишь ныне этот тихий стук?
Не медли, Я твой самый лучший Друг.
Вот скоро уж не буду Я стучать,
К тебе сегодня Божья благодать.