военная академия октябрьское поле
Военно-Дипломатическая Академия Генерального штаба ВС (ВДА) была создана в годы войны, когда изменившаяся международная обстановка потребовала расширения военно-дипломатической связи с заграницей. По часто меняющимся учебным планам Академии можно было предвидеть шаги нашей внешней политики за несколько лет вперед.
Академия была сформирована на базе Высшей Дипломатической Школы, Высшей Разведывательной школы, Института Восточных Культур и ряда других военных и гражданских высших учебных заведений.
Во время Великой Отечественной восточный Факультет Академии, кроме японского и китайского, имел еще арабское, турецкое, персидское, индусское и афганское отделения. Западный Факультет, кроме английского, немецкого и французского, еще норвежское, шведское, финское, голландское, итальянское и т.д. пр. отделения. Дальше следует Военно-Морской Факультет, имевший отделения всех омываемых морями и океанами держав. Военно-Воздушный Факультет временно преобразован в Парашютно-Десантную Группу с упором на национальности, где в ближайшем будущем предвидится непосредственный контакт.
Структура
К 80-м годам структура Академии сильно изменилась. По данным открытых источников, к распаду СССР она выглядела так (практически не изменившись до сегодняшнего дня):
Хотя официально считалось, что на 1-м факультете обучались слушатели, которым предстояло работать под гражданским прикрытием (сотрудники посольств, торгпредств, торгового флота, «Аэрофлота» и т.д.), а на 2-м факультете — те, кого намеревались использовать в качестве работников военного атташата, их программы была весьма похожи. Кроме того, очень часто выпускники 1-го факультета направлялись в военный атташат, и наоборот.
При ВДА существует также факультет иностранных языков, адъюнктура Военно-дипломатической академии ГРУ и Высшие академические курсы при Военно-дипломатической академии
Здание
Центральная глыба Военно-дипломатической академии высится на улице Народного ополчения. Понятно, что никаких названий вы тут не увидите. Только оград узор чугунный, буйные заросли сирени, да колонны, да окна в решетках, да плотные шторы и часовые по углам. Но это — не главное. Тут учат только тех, кто будет работать в большой зоне, в соцлагере. А нас, расконвоированных, тех, кто из лагеря выход иметь будет, готовят не тут. Слушатели основных факультетов разбросаны по всей Москве, по небольшим учебным точкам. / Источник: Аквариум /
Поступление
В Военной-дипломатическую академию принимают только на второе образование. / Источник http://www.collega5.ru/articles/?id=10 /. Кандидаты на зачисление в академию отбирались в основном среди офицеров войскового звена, и перед тем как получить допуск к вступительным экзаменам, они на протяжении двух-трех лет проходили всестороннюю проверку на благонадежность и моральные качества.
Перед поступлением офицер должен пройти Военно-врачебную комиссию (ВВК). Согласно приказу Министра обороны №315 «Медицинской освидетельствование граждан», в отношении граждан, признанных годными к поступлению в в/ч 22177 (то есть в Академию), ВВК одновременно выносит заключение о годности к военной службе в любых климатических условиях.
28 марта 2002 года Министр обороны Сергей Иванов заявил, что на обучение одного курсанта Военно-дипломатической академии в год тратится 30 тысяч долларов США. / Источник: Страна.Ру «Силовые ведомства в 2002 году»/.
Общежитие для курсантов ВДА находится в самой Академии /Источник: А. Азальский «Глаша» /
Другие военные учебные заведения, где готовят разведчиков:
Факультеты в военных ВУЗах и кафедры разведывательных курсов и дисциплин в различных военно-учебных заведениях (кафедра разведки ВМФ в Военно-морской академии, разведывательный факультет в Академии Генерального штаба, разведывательный факультет в Военной академии им. М.В.Фрунзе, разведывательный факультет Военно-морской академии, специальный факультет Военной академии связи, Военный институт иностранных языков, Череповецкое высшее военное училище связи, специальный факультет Высшего военно-морского училища радиоэлектроники, факультет спецназа Рязанского высшего воздушно-десантного училища, разведывательный факультет Киевского Высшего военного командного училища, специальный факультет 2-го Харьковского Высшего военного авиационно-технического училища, факультет спецразведки (с 1994 года) и факультет войсковой разведки в Новосибирском Высшем военном командном училище). /Источник: Империя ГРУ/
ВОЕННО-ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ГРУ: ПОДБОР И ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРОВ-РАЗВЕДЧИКОВ
Подготовка офицеров-разведчиков осуществляется Военно-дипломатической академией (бывшая Академия Советской Армии), а в народе ее называют «Консерватория». Академия расположена недалеко от станции метро «Октябрьское поле». В академии имеется несколько факультетов, на которых осуществляется подготовка разведчиков как для работы за границей, так и для службы в разведорганах армии страны.
На рис. 2.19 приведена организационная структура академии с ее факультетами и специализированными кафедрами.
Набор новых офицеров в академию по давно апробированной схеме (процедуре) производится, как правило, в конце каждого года. Руководство академии рассылает по войскам и флотам своих представителей для набора слушателей. Предпочтение отдается боеспособным воинским частям и соединениям Военно-морского флота и Военно-воздушных сил.
Прибывая в дивизию, бригаду или армию, преподаватели академии ГРУ в первую очередь детально знакомятся с личными делами офицеров в возрасте до 35 лет и с воинским званием не ниже капитана. Те офицеры, личные дела которых удовлетворяют преподавателей академии ГРУ, после начала нового года вызывают в Москву на собеседование. Некоторым из них предлагается сдать вступительные экзамены, которые проводятся с января по май, а в сентябре выдержавшие вступительные экзамены начинают обучение в академии.
Военно-дипломатическая академия занимает достойное место в подготовке офицеров-разведчиков для многих видов деятельности как внутри страны, так и за границей. Академия в своем составе имеет высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, имеющий богатый опыт военной разведки, в том числе и за рубежом — на нелегальной работе.
Практика показывает, что в процессе обучения, которое длится три года, многие из слушателей отсеиваются по профессиональной непригодности к разведывательной деятельности. Особое внимание уделяется изучению иностранных языков тех стран, в которые предстоит уехать данному офицеру.
На рис. 2.20 показана технология (алгоритм) отбора, оценки и «вербовки» офицеров из воинских соединений для обучения в академии.
Хотелось бы остановиться на отдельных деталях подбора и оценки будущих слушателей в академию ГРУ. Представителю ГРУ поручается отбирать не более 10 офицеров, но ему приходится проверять около 100 человек, чтобы найти этот десяток самых-самых. Ряд будущих слушателей набирают из числа выпускников военных академий. Такой подбор оправдывает усилия представителей ГРУ, и действительно 90 % из них зачисляются в Военно-дипломатическую академию.
Один из этапов проверки состоит в том, что представитель академии ГРУ приходит на квартиру кандидата и ведет с ним, как правило, обычный разговор. При этом важное значение придает и оценке жены кандидата. Иногда бывает, что жена не подходит по какой-то причине, например по интеллекту или чрезмерной эмоциональности. А это означает, что как бы ни был хорош сам офицер — разведчиком ему не быть. Необходимо подчеркнуть, что представители ГРУ являются настолько опытными, что по первому взгляду на домашнюю обстановку понимают — пришли напрасно или разговор имеет смысл продолжить.
Основные критерии, которыми руководствуются представители группы отбора, приведены на рис. 2.21.
По приезде в Москву отобранные представителями ГРУ кандидаты перед сдачей экзаменов подвергаются проверке с помощью многообразных испытательных тестов. Часть этих тестов, а их достаточно большое количество, приведена на рис. 2.22. Среди них имеются тесты на память, на способность к изучению иностранных языков, на внимание, на «помехоустойчивость». Как правило, кандидаты проходят через сотни тестов, с 9 часов утра до 17 часов вечера в течение целой недели.
Во время тестирования преподаватель может, например, сказать фразу на незнакомом языке и попросить ее повторить. Или, например, показывает подряд в достаточно быстром темпе десятки фотопортретов и представляет их по фамилии: Иванов, Петров, Сидоров, Васильев… Затем фотографии перемешивают и снова быстро показывают, а офицер должен поставить номера у заранее написанных ФИО, каким теперь по счету номером стали Петров, Сидоров… Или говорят ряд слов из строки и просят повторить, не изменив порядка слов.
Практика показывает, что 100 %-ного количества офицеров, прошедших испытание, как правило, не бывает. То есть часть отобранных кандидатов испытаний не выдерживают. Конечно, бывают случаи, когда некоторые офицеры проходят все тесты с положительным успехом.
Поэтому берут в академию офицеров и частично не прошедших тесты. Следует заметить, что офицеров, прошедших все тесты с большим успехом, как правило, не берут в академию. В разведке действует принцип: разведчик не должен выделяться своими чрезмерными способностями среди других.
Как я уже писал, после прохождения тестов будущие слушатели обязаны сдать конкурсные экзамены. Чаще всего на экзаменах проявляется способность к изучению иностранных языков.
На последнем этапе с будущими слушателями проводят собеседование, которое происходит в торжественной обстановке, как правило, в большом зале. На собеседование приглашаются специалисты академии, в том числе психологи, и задаются различные интересующие их вопросы. В числе них, например, почему вы решили идти в разведку? Или что вы пьете из спиртных напитков и сколько? Любите ли женщин и как к ним относитесь?
Имеется и одна прочно устоявшаяся особенность. В процессе отбора абитуриенты видят только свою группу, с которой придется учиться. А всех тех, кто сдает тесты, разными коридорами разводят по отдельным кабинетам.
В академию не берут лиц, которые сами приходят, но иногда все же «блатные» имеются. Это, как правило, офицеры, у которых имеются высокопоставленные начальники ГРУ, Генштаба, Минобороны и т. д. Как не порадеть в таком случае, особенно когда появляется возможность работать в дипломатических представительствах за рубежом.
После прохождения вышеизложенных процедур офицеры становятся слушателями первого курса одного из факультетов Военно-дипломатической академии ГРУ. Слушатели включаются в учебный процесс, при этом самое серьезное внимание уделяется изучению иностранных языков. Ранее я уже писал, как и каким образом специалисты-языковеды обучают иностранным языкам. Я приводил свой личный пример по изучению арабского языка с капитаном Н. Майбуровым и иврита с А. Рубинштейном.
К сожалению, некоторым слушателям практически не даются такие языки, как арабский, персидский, китайский, вьетнамский, тогда их приходится после первого же семестра отчислять и отправлять в войска по месту прежней или иной другой службы. Изучают и другие предметы, среди которых страноведение, спецтехника, вождение автомобиля и прочее.
Профессорско-преподавательский состав в академии прилагает значительные усилия, чтобы наиболее качественно подготовить офицеров-разведчиков.
На рис. 2.23 указаны те основные учебные дисциплины, которые надлежит осваивать будущим военным разведчикам, выезжающим в длительные командировки в зарубежные страны.
Особое внимание уделяется методам и способам тренировки каждого. Так, чтобы запомнить 50 слов, надо составить рассказ с этими словами, в котором активно действует сам слушатель. Учат искусству общения с возможными агентами и искусству уходить, когда за тобой следует «хвост», то есть представитель контрразведки страны пребывания. Значительное внимание уделяется изучению процессов агентурной работы. Это закрытая тема, и не принято раскрывать технологию обучения слушателей агентурной работе. Это своего рода ноу-хау военной разведки любой страны мира. Все же определенные моменты следует изложить.
Так, например, еще на первом курсе всю Москву делят на сектора и каждому слушателю выделяют свой сектор. В выделенном секторе слушатель должен подготовить маршруты с явками, местами проверки. Маршруты, как правило, отрабатываются до автоматизма с целью своевременно «засечь наружку», которая выслеживает «агента» — слушателя академии. Ведут агента несколько человек, которые имеют между собою радиосвязь. Важно запомнить, что если «агент» слегка притормаживает и пару раз из-за угла вылетают какие-то граждане, то лучше уйти с данного маршрута.
Или, допустим, «агент-слушатель» выпрыгнул из вагона метро в последний момент перед закрытием дверей и вдруг обнаружил, что где-то еще одна дверь вагона запоздало хлопнула, опять-таки рисковать не стоит. Но если «ты ушел», то в любой стране «наружка» тебя обязательно подставит, например спровоцирует драку, еще чего-нибудь. И ты автоматически попадешь в справочник «Кто есть кто» и становишься персоной «нон грата», то есть тебе светит выезд из страны в течение 24–72 часов.
Вспоминаю случай, который произошел с одним из моих друзей-разведчиков. Это было в 60—70-е годы в Австрии. Там работал наш советский разведчик под дипломатическим прикрытием. Однажды он немного выпил и, чтобы не попасть в какую-либо необычную историю, решил поймать такси и отправиться к месту проживания. А за ним, видимо, уже следили. Он остановил такси и сел в машину. Водитель тронул с места с большой скоростью, и только тогда наш разведчик заметил, что рядом с ним на заднем сиденье сидит молодая красивая женщина.
Разведчик не знал, что решить: или ехать молча, или остановить машину и выйти. Не успел он осмыслить происходящее, как эта молодая женщина попыталась сесть ему на колени и расстегнуть кофточку, а под кофточкой был заранее снят бюстгальтер. Вдруг водитель поправляет переднее зеркало и видит эту парочку во всем блеске. Тогда он немедленно подвозит их к ближайшему полицейскому участку. Как только машина остановилась, дверь открывает полиция и всю картину фотографирует.
Дальше излагать уже нет смысла. Наш офицер, опытный и продуктивный в работе, в течение 24 часов вынужден был вылететь в Советский Союз.
Опыт показывает, что уйти разведчику от «наружки» достаточно сложно. Особенно в последние годы, когда можно прикрепить к автомобилю крошечный датчик и «наружка» уже не нужна. Во время учебы в академии «наружку» выполняют офицеры КГБ (ФСБ). Иногда, в целях обучения специально дается команда взять «слушателя» при закладке тайника или при движении его по маршруту на встречу с «агентами». Комитетчики очень серьезно относятся к таким тренировкам и все записывают на видео, а затем передают руководству академии.
Выбор тайника — дело очень серьезное. Важно, чтобы к нему были удачны подходы, а информация должна моментально закладываться и изыматься.
Из практики моих коллег по разведке приведу один пример. Мой коллега, с которым я учился в Военном институте иностранных языков, был направлен в одну из арабских стран на нелегальную работу. Получив хорошо отработанную «легенду», в возрасте 24 лет этот молодой лейтенант по прибытии в страну купил на рынке палатку для ремонта женской обуви. Эта палатка и была местом явки агентов и его тайником. Приходила женщина или девушка и просила починить каблук ее туфли.
Лейтенант брал ее туфель, откручивал каблук и изымал донесение и туда же вкладывал другое задание. И так продолжалось несколько десятилетий. За границу он уехал лейтенантом, а на Родину вернулся уже полковником. Кстати, система подготовки офицеров-нелегалов осуществляется по другой схеме и в других помещениях, имеющихся на балансе ГРУ. На рис. 2.24 показана примерная схема подготовки офицеров-разведчиков для работы в нелегальных условиях.
Учебные заведения, в которых проходили подготовку будущие офицеры ГРУ, приведены на рис. 2.25.
Заключительным моментом в обучении разведчиков является «проникновение» на режимный объект в г. Москве, в данном случае в один из «почтовых ящиков», притом легально. А повод для проникновения он должен придумать сам. Известно, что режимные предприятия всегда строго охранялись и без пропуска туда попасть практически невозможно. А как это сделать, будущий разведчик должен сам решить, крутиться, искать знакомства. Кроме того, он должен «завербовать» своего агента, способного дать ему необходимую информацию о работе предприятия, структуре объекта, о принимаемых на нем решениях и т. д.
Но при всем этом жестко действует одно ограничение — слушатель не имеет права вербовать лиц женского пола. Необходимо также отметить, что «завербованные агенты» не несут какой-либо ответственности, так как ГРУ эту информацию не раскрывают вообще. На этом обучение в Военно-дипломатической академии ГРУ заканчивается, и выпускник отправляется к месту службы по решению специальной комиссии.
В реальной практике офицерам-разведчикам за рубежом приходится вступать в различные контакты, основные из них указаны на рис. 2.26. Во всех этих ситуациях разведчики обязаны быть осторожными, чтобы не подвергнуть опасности выполнение заданий, возложенных на них ГРУ.
Несомненно, самая сложная работа достается именно офицерам-нелегалам, которые в чужой стране должны жить и выполнять возложенные на них разведывательные задания.
Военная академия Министерства обороны Российской Федерации (Москва)
Войсковая часть 22177.
Бывшая Военно-дипломатическая академия.
Была создана в годы войны, когда изменившаяся международная обстановка потребовала расширения военно-дипломатической связи с заграницей. По часто меняющимся учебным планам Академии можно было предвидеть шаги нашей внешней политики за несколько лет вперёд.
Академия была сформирована на базе Высшей дипломатической школы, Высшей разведывательной школы, Института восточных культур и ряда других военных и гражданских высших учебных заведений.
Во время Великой Отечественной войны Восточный факультет Академии, кроме японского и китайского, имел ещё арабское, турецкое, персидское, индусское и афганское отделения. Западный факультет, кроме английского, немецкого и французского, также норвежское, шведское, финское, голландское, итальянское и т.п. отделения. Дальше следует Военно-Морской факультет, имевший отделения всех омываемых морями и океанами держав. Военно-Воздушный факультет временно преобразован в Парашютно-десантную группу с упором на национальности, где в ближайшем будущем предвидится непосредственный контакт.
Военная академия октябрьское поле
Новости
Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации (далее – Военный университет) – межвидовая военная образовательная организация, ведущий учебно-методический и научный центр Вооруженных Сил Российской Федерации по военной проблематике гуманитарного, юридического, филологического, финансово-экономического и дирижерского направлений подготовки офицерских кадров.
Является правопреемником Военно-политической академии имени В.И.Ленина, Военного института иностранных языков, Военно-юридической академии, Ярославского высшего военного финансового училища имени генерала армии А.В.Хрулева, Львовского высшего военно-политического училища, Московской военной консерватории.
День образования Военного университета установлен 5 ноября (день формирования Учительского института Красной Армии в 1919 году).
Более 300 выпускников вузов-предшественников Военного университета стали Героями Советского Союза. В новейшей отечественной истории 15 офицеров стали Героями России. Более 700 человек получили генеральское звание.
Указом Президента Российской Федерации за заслуги в подготовке военных кадров Военный университет награжден орденом Жукова в 2019 году. Всего на Боевом знамени Военного университета семь отечественных и 10 иностранных орденов.
К основным штатным структурным подразделениям университета относятся 52 кафедры, 11 факультетов (в том числе внебюджетный), военный институт, три центра, три научно-исследовательских отдела, отделы и службы, подразделения обеспечения.
Военный университет реализует образовательные программы подготовки офицеров тактического и оперативно-тактического звена управления. В 2021 году вуз получил государственную аккредитацию образовательной деятельности сроком на 6 лет.
Основные профессиональные образовательные программы подготовки офицеров военно-политических органов реализуются в сетевой форме на базе ведущих вузов видов Вооруженных Сил и родов войск.
Осуществляется подготовка иностранных военнослужащих по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам из почти 30 стран ближнего и дальнего зарубежья.
В соответствии с решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 29 мая 2015 г. Военному университету придан статус базовой организации государств – участников Содружества Независимых Государств по подготовке специалистов военно-гуманитарного профиля. Военный университет – член Ассоциации высших военно-учебных заведений государств – участников Содружества Независимых Государств.
В Военном университете изучается 45 иностранных языков.
Достижения Военного университета отмечены в Книге рекордов Вооруженных Сил Российской Федерации, ежегодном сборнике Минобороны России «Армия в цифрах».
Подготовка научно-педагогических кадров организована в форме очной и заочной адъюнктуры, докторантуры. Научный потенциал Военного университета превышает требования государственной аккредитации образовательной деятельности.
В университете сформирована электронная информационно-образовательная среда. Учебные занятия проводятся в аудиториях, оснащенных современными техническими средствами обучения. По всем учебным дисциплинам разработано более 800 электронных учебников. Педагогами Военного университета разработаны 23 базовых электронных учебника для всех вузов Министерства обороны Российской Федерации.
Обучающимся и научно-педагогическому составу обеспечен свободный доступ к электронной библиотечной системе Военного университета, электронной библиотеке Минобороны России, Национальной электронной библиотеке, Президентской библиотеке имени Б.Н.Ельцина.
Военный университет регулярно проводит дни открытых дверей в режиме онлайн. Интернет-аудитория на официальных страницах Минобороны России в социальных сетях превышает 320 тысяч человек.
Современная спортивная база позволяет качественно проводить как учебные занятия по физической подготовке, так и соревнования по военно-прикладным и другим видам спорта.
Личный состав Военного университета ежегодно 9 мая принимает участие в военном параде на Красной площади в Москве.
Общевойсковая ордена Жукова академия Вооруженных Сил Российской Федерации
Общевойсковая ордена Жукова академия Вооруженных Сил Российской Федерации является одним из престижных ВУЗов России. Общевойсковая академия ВС РФ осуществляет профессиональную переподготовку и повышение квалификации военнослужащих, организацию и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований.
Рассмотрим более подробно данный ВУЗ, какие были необходимые правила приема, как добраться и где остановиться родственникам.
История создания
Предшественниками Академии были Военная академия имени М. В. Фрунзе, Военная академия бронетанковых войск имени Маршала Советского Союза Р. Я. Малиновского и Высшие офицерские курсы «Выстрел» имени Маршала Советского Союза Б. М. Шапошникова. На их базе была создана Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации.
С 2006 года на основании распоряжения Правительства РФ № 473-р в состав Общевойсковой академии в качестве структурного подразделения был включен Военный институт (инженерных войск) в ходе реорганизации Военно-инженерной академии имени В. В. Куйбышева.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. № 1951-р на базе Общевойсковой академии был создан «Военный учебно-научный центр Сухопутных войск „Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации“». Реорганизация была проведена путем присоединения к Академии государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования:
5 июня 2007 года в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1422 «О боевом знамени воинской части» Общевойсковой орденов Ленина и Октябрьской Революции, Краснознаменной, ордена Суворова академии Вооруженных Сил Российской Федерации вручено боевое знамя. Академия подчинена Главнокомандующему Сухопутными войсками.
В настоящее время Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации имеет один филиал:
Структура
Организационно Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая ордена Жукова академия Вооруженных Сил Российской Федерации» состоит из:
Управление Военного учебно-научный центра Сухопутных войск «Общевойсковая ордена Жукова академия Вооруженных Сил Российской Федерации»:
Основные подразделения Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая ордена Жукова академия Вооруженных Сил Российской Федерации»:
Один военный институт:
Подразделения обеспечения Военного учебно-научный центра Сухопутных войск «Общевойсковая ордена Жукова академия Вооруженных Сил Российской Федерации»:
Деятельность
Военный учебно-научный центр осуществляет:
Организационно ВУНЦ СВ состоит из командования с аппаратом управления, военного института (инженерных войск), 1 филиала, факультетов, кафедр, научно-исследовательских групп и лабораторий, академических курсов, докторантуры, адъюнктуры, подразделений и служб обеспечения учебного процесса.
На всех факультетах очного обучения в течение 2 лет готовятся офицеры-управленцы для замещения должностей в бригадном звене.
На специальных факультетах обучаются офицеры и курсанты иностранных армий. Срок их обучения такой же, как и у российских слушателей и курсантов, но предварительно в течение года некоторые из них на подготовительном курсе изучают русский язык. Обучение иностранных военнослужащих осуществляется на русском языке практически по тем же планам и программам, что и российских военнослужащих с ограничениями в соответствии с заключенными договорами.
В докторантуре и адъюнктуре ведется подготовка научно-педагогических и научных кадров. В течение 3 лет адъюнкты и докторанты проводят исследования в выбранной области, разрабатывают и защищают диссертации на соискание ученой степени.
Формы обучения
Виды обучения
Список документов
Кандидаты в слушатели, прибывающие для профессионального отбора, должны иметь при себе: