Как вы понимаете заключительные строки баллады светлана здесь несчастье лживый сон
8. Проблема воспитания в комедии «Недоросль» Д. И. Фонвизина 8. Как вы понимаете заключительные строки баллады «Светлана»: «Здесь несчастье-лживый сон, счастье-пробужденье»? (ЕГЭ по литературе)
Проблема воспитания является одной из главных в комедии «Недоросль» Д. И. Фонвизина.
Во-вторых, Простакова постоянно следит за своим «затейником» и прибегает к нему в любое время. Ей всегда кажется, что Митрофанушка болен, устал и переутомился.
«Г-жа Простакова. Уж не послать ли за доктором в город?». Несомненно, она чересчур сильно заботится о своем сыне и буквально боится за каждый его шаг.
Итак, можно сделать вывод, что система воспитания в семье Простаковых построена на вседозволенности и чрезмерной опеке.
В заключительных строках баллады «Светлана» автор пишет: «Здесь несчастье — лживый сон; Счастье — пробужденье».
Эта фраза служит, во-первых, для того, чтобы объяснить читателю, что обманчивое сновидение принесло главной героине предчувствие приближающегося горя. «Ах! ужасный, грозный сон! Не добро вещает он — горькую судьбину», «Глядь, Светлана. о творец! Милый друг её — мертвец!». Когда бедная девушка спала, она увидела ужасную судьбу своего возлюбленного, и мысли об этом причиняли ей огромную боль.
А пробужденье было для нее спасением от пугающего сна. «В тонкий занавес окна светит луч денницы; шумным бьет крылом петух, день встречая пеньем; всё блестит…», «Виден сквозь тумана; снег на солнышке блестит, пар алеет тонкий. Чу. в дали пустой гремит Колокольчик звонкий». Рассвет прервал мученья Светланы, солнечный день подарил ей чувство неуверенности в том, что она увидела раннее.
Таким образом, в этих строках В. А. Жуковский раскрывает главную мысль текста: лживый сон — был ужасным испытанием для главной героини, а вот пробуждение принесло ей истинное счастье
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
8. Почему в заключительных строках «Светланы» автор говорит: «Здесь несчастье — лживый сон; Счастье — пробуждение»? 8. Какую роль в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» играет тема сплетен? (ЕГЭ по литературе)
В заключительных строках автор противопоставляет «сон» Светланы и её «пробуждение»
Во-вторых, девушка слышит «колокольчик звонкий» и видит, как «статный гость к крыльцу идет».
Героиня понимает, что это её жених. Он, как и взаимоотношения возлюбленных, «всё тот же»: «Та ж любовь в его очах, / Те ж приятны взоры; / То ж на сладостных устах / Милы разговоры». Светлана рада: «милый друг» жив, значит ей приснился «лживый» сон.
Таким образом, в балладе «Светлана» сон героини противопоставлен реальности: результат гадания не сбывается, выбор остается за самой Светланой потому, что она олицетворяет идеал русской женщины, а главное — верит в Бога.
В комедии А. С. Грибоелова «Горе от ума» тема сплетен имеет большую роль.
Во-первых, один из главных героев, Павел Афанасьевич Фамусов, боится людской молвы. Например, когда приезжает Скалозуб, он просит Чацкого молчать, чтобы тот не узнал, каких взглядов придерживался Александр Андреич. Так, даже дворянин, имеющий хорошее положение в обществе, боится оступиться и быть осужденным, поэтому придерживается популярного мнения, в то время, как Чацкий смело произносит свои монолог: «А судьи кто? / За древностью лет / К свободной жизнь их вражда непримирима. «. В этом фрагменте мотив слухов является характеристикой персонажей
Таким образом, тема сплетен имеет большую роль в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», так как оно характеризует главных героев, а также является кульминацией пьесы, после которой наступает развязка общественного конфликта.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Урок литературы в 5 классе (ФГОС) по теме :«Здесь несчастье – лживый сон; счастье – пробужденье» (В.А. Жуковский и его баллада «Светлана»).
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ
Тема урока: «Здесь несчастье – лживый сон; счастье – пробужденье» (В.А. Жуковский и его баллада «Светлана») .
На данном уроке: наша задача выявить коренные отличия
«Леноры» и «Светланы». Сформулировать, в чём особенности
русского варианта баллады
формулировать тему, проблему и цели урока.
2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.
1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную. 2.Пользоваться приёмами изучающего чтения.
3.Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).
4.Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.
5.Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.
6.Пользоваться словарями, справочниками.
7.Осуществлять анализ и синтез.
8.Устанавливать причинно-следственные связи.
1.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
2.Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
3.Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
4.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.
5.Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
6.Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
7.Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями
1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.
« На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
Какую оценку ты себе ставишь?
Максимальный уровень — решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.
II. Работа с текстом.
1.Формулирование темы урока. Работа с текстом до чтения.
2. Работа с текстом во время чтения. Комментированное чтение произведения В.А. Жуковского.
3. Работа с текстом после чтения
Вы прочитали «Ленору» Бюргера в переводе В.А. Жуковского, и «Светлану», написанную Жуковским. Что можно сказать об этих двух произведениях? (Они похожи по сюжету, это одна и та же история и т.д.)
Можно ли сказать, что эти произведения принципиально отличаются, и если да – то чем? (Окончанием, в «Светлане» оно счастливое).
Известно, что Жуковский написал свою «Светлану» под влиянием баллады Бюргера. Сегодня мы будем её анализировать. Как вы думаете, что нам необходимо узнать прежде всего?
Формулируем тему урока:
Как «Ленора» стала «Светланой»?
Информация для учителя: Жуковского не зря назвали «Певцом Светланы». До него этого имени просто не существовало. Впервые придумал и использовал его в романсе «Светлана и Мстислав» А.Х. Востоков в 1802 году, но только в 1813 году, после публикации «Светланы» Жуковского оно приобрело известность именно как имя. Будучи неканоническим (в святцах его нет, аналог – Фотина), общеупотребительным оно стало после Октябрьской революции, параллельно с Октябриной, Энгельсиной и т.д.
То есть, можно сказать, что Светлана – единственное имя, родившееся под пером литератора и обретшее жизнь.
Раз в крещенский вечерок
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали; (самый распространенный способ, позволяющий узнать, с какой стороны придет суженый: куда башмачок обращен носом, оттуда он и явится)
Снег пололи (отыскивали спрятанное в снегу кольцо, кто отыщет – тому повезет) ; под окном
Слушали; (если у соседей скандал, значит и у вас год будет «веселый», если тихо – хорошим и гармоничным) кормили
Счетным курицу зерном; (считали зерна и отдавали курице как в «любишь-не любишь»: выйдет или не выйдет замуж. Осталось одно последнее зерно – выйдет, нет – нет)
Ярый воск топили; (растопленный воск выливали в блюдечко с молоком и смотрели на получившиеся фигурки)
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны. (под специальные святочные (подблюдные) песни-загадки из-под белого платка извлекались вещи участников: какая песня – такая и судьба)
Тускло светится луна
Молчалива и грустна
Милая Светлана (сравнение с луной и одновременно, упоминание о времени суток)
«Что, подруженька, с тобой?
Слушай песни круговой;
Пой, красавица: «Кузнец,
Скуй мне злат и нов венец,
Скуй кольцо златое;
Мне венчаться тем венцом,
Обручаться тем кольцом
«Как могу, подружки, петь?
Мне судьбина умереть
В грусти одинокой. (заметьте, в отличие от Леноры Светлана и не думает роптать, она просто грустит)
Год промчался – вести нет,
Он ко мне не пишет;
Ах! А им лишь красен свет,
Им лишь сердце дышит…
Иль не вспомнишь обо мне?
Где, в какой ты стороне?
Я молюсь и слезы лью!
Ангел – утешитель». (опять-таки: Ленора, в отличие от Светланы, предполагает одинаково страшные для себя вещи – или гибель жениха, или его женитьбу на сопернице).
Вот в светлице стол накрыт
И на том столе стоит
Два прибора на столе.
В чистом зеркала стекле
В полночь, без обмана
Ты узнаешь жребий свой:
Стукнет в двери милый твой
Упадет с двери запор;
Сядет он за свой прибор
(Само по себе подобное гадание с православной точки зрения является грехом, так как предполагает общение с потусторонними силами. Об этом говорит еще и то, что человеку, осуществлявшему гаданию, требовалось снять с себя нательный крест. Вот, собственно, в чем пока только и состоит вина Светланы).
Вот красавица одна;
С тайной робостью она
В зеркало глядится;
Тёмно в зеркале; кругом
Свечка трепетным огнем
Чуть лиет сиянье… (нарастает напряжение)
Робость в ней волнует грудь,
Страшно ей назад взглянуть,
С треском пыхнул огонек,
Крикнул жалобно сверчок.
Вестник полуночи… (от ожидания обостряется слух и становятся слышными все, до той поры незаметные звуки)
Чуть Светлана дышит…
Вот… легохонько замком
Кто-то стукнул, слышит; (от напряжения начинаются видения)
Робко в зеркало глядит:
Кто-то, чудилось, блестит
Занялся от страха дух…
Вдруг в ее влетает слух
Тихий, легкий шепот:
«Я с тобой, моя краса;
Твой услышан ропот!» (начинается действие)
Оглянулась… милый к ней
Радость, свет моих очей,
Нет для нас разлуки.
Едем! Поп уж в церкви ждет
С дьяконом, дьячками;
Хор венчальну песнь поет;
Храм блестит свечами». (достаточно странно для полуночи. Венчания в такое время проводятся по очень большой просьбе. Еще более странно выглядит чин отпевания в полночь. Но Светлану, похоже, не смущает ни то, ни другое)
Был в ответ умильный взор;
Идут на широкий двор,
У ворот их санки ждут;
С нетерпенья кони рвут
Повода шелковы (шелковые поводья – праздничные, дорогие)
Сели… кони с места враз;
Пышут дым ноздрями;
От копыт их поднялась
Скачут… пусто всё вокруг, (возникает легкая тревога)
Степь в очах Светланы:
На луне туманный круг; (к метели, непогоде)
Чуть блестят поляны.
Сердце вещее дрожит; (девушка чувствует недоброе)
Робко дева говорит:
«Что ты смолкнул, милый?»
Ни полслова ей в ответ:
Он глядит на лунный свет,
Бледен и унылый. (тут совпадение с Ленорой, но дальше опять пойдут разночтения. Луну называют «солнцем мертвых», имея в виду то, что нечисть обычно появляется при лунном свете)
Кони мчатся по буграм;
Топчут снег глубокий …(то есть, едут по непроезжим местам)
Вот в сторонке Божий храм
Виден одинокий; (в сторонке и одинокий – выделяется)
Двери вихорь отворил;
Тьма людей во храме; (выделяется слово «тьма» от «темный»)
Яркий свет паникадил
Тускнет в фимиаме; (фимиам – благовония, выделяется слово «тускнет»)
На средине черный гроб; (обычно – с левой стороны: с правой – крестят, с левой – отпевают, некий круговорот, т.к. церковь символизирует мир)
И гласит протяжно поп:
«Буди взят могилой!» (таких слов и близко нет в заупокойной службе. Тут бы Светлане уже и понять, что происходит что-то совсем нехорошее)
Пуще девица дрожит;
Кони мимо; друг молчит,
Бледен и унылый. (повторяется во второй раз, подчеркивая неподвижность и некую неодушевленность спутника Светланы)
Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками; (вот почему луна была в ореоле)
Черный вран, свистя крылом,
Ворон каркает: печаль! (увидеть во сне ворона, летящего над вами и каркающего, согласно народным поверьям – к смерти близкого человека)
Чутко смотрят в темну даль,
Брезжит в поле огонек;
Виден мирный уголок,
Хижинка под снегом. (ситуация успокаивается)
Кони борзые быстрей,
Снег взрывая, прямо к ней
Мчатся дружным бегом
Вот примчалися… и вмиг
Будто не бывали. (для сказок – обычная ситуация: морок, привидения. Вообще, множество страшных поверий на Руси связано с ночной дорогой)
В страшных девица местах;
Вкруг метель и вьюга.
Возвратиться – следу нет…
Виден ей в избушке свет:
Вот перекрестилась; (для человека того времени абсолютно естественное поведение)
В дверь с молитвою стучит…
Дверь шатнулася… скрыпит… (опять нагнетание страха)
Что ж? В избушке гроб; накрыт
Спасов лик в ногах стоит;
Свечка пред иконой… (тоже вполне нормальная картина – никаких ужасов)
Ах, Светлана, что с тобой?
В чью зашла обитель?
Страшен хижины пустой
Входит с трепетом, в слезах;
Пред иконой пала в прах,
И с крестом своим в руке
Под святыми в уголке
Робко притаилась. (опять-таки, абсолютно нормальное поведение для того времени)
Всё утихло… вьюги нет…
Слабо свечка тлится, (тлеет. Опять тишина, звон в ушах, слышны даже самые тихие звуки)
То прольет дрожащий свет,
Все в глубоком, мертвом сне,
Чу, Светлана. в тишине
Вот глядит: к ней в уголок
С светлыми глазами,
К ней на перси тихо сел,
Обнял их крылами. (в православной символике – Святой Дух)
Смолкло все опять кругом…
Вот Светлане мнится,
Что под белым полотном
Сорвался покров; мертвец
Виден весь: на лбу венец,
Вдруг… в устах сомкнутых стон;
Силится раздвинуть он
Что же девица? Дрожит…
Гибель близко… но не спит
К мертвецу на грудь вспорхнул…
Всей лишенный силы, (Святой Дух своим присутствием лишил нечистое создание силы)
И на деву засверкал
Снова бледность на устах;
В закатившихся глазах
Глядь Светлана… о Творец!
Милый друг ее – мертвец!
Где ж. У зеркала, одна
В тонкий занавес окна
Шумным бьет крылом петух,
День встречая пеньем;
Все блестит… Светланин дух
Смутен сновиденьем. (хорошо, реально написанная картина зимнего утра)
«Ах! Ужасный, грозный сон!
Не добро вещает он –
Горькую судьбину; (по толкованию сновидений так и выходит)
Тайный мрак грядущих дней,
Что сулишь душе моей,
Радость иль кручину?»
Села (тяжко ноет грудь)
Под окном Светлана;
Из окна широкий путь
Виден сквозь тумана; (туман – значит оттепель, снег тает).
Снег на солнышке блестит,
Пар алеет тонкий …(на фоне пронзительно синего неба, озаренный красным, восходящим солнцем, виден тонкий, легкий дымок из труб)
Чу!. В дали пустой гремит
На дороге снежный прах;
Мчат, как будто на крылах,
Санки кони рьяны; (повторение ночного сна, но уже в позитивном смысле)
Ближе; вот уж у ворот;
Статный гость к крыльцу идет…
Кто? Жених Светланы.
Что же твой, Светлана, сон,
Друг с тобой; все тот же он
Та ж любовь в его очах,
Те ж приятны взоры;
Те ж на сладостных устах
Милы разговоры. (Не ропщи, не сомневайся, не верь предсказаниям)
Отворяйся ж, Божий храм;
Вы летите к небесам,
Верные обеты; (итак, счастливая концовка, а теперь последует авторское резюме)
Соберитесь, стар и млад;
Сдвинув звонки чаши, в лад
В ней большие чудеса,
Очень мало складу. (Жуковский скромничает)
Взором счастливый твоим,
Слава – нас учили – дым;
Свет – судья лукавый.
Вот баллады толк моей:
«Лучший друг нам в жизни сей
Благ Зиждителя закон:
Здесь несчастье – лживый сон;
Счастье – пробужденье». (Вот оно, коренное отличие двух текстов!)
О! не знай сих страшных снов
Будь, Создатель, ей покров!
Ни минутной грусти тень
К ней да не коснется;
В ней душа, как ясный день;
Мимо – бедствия рука;
Как приятный ручейка
Блеск на лоне луга,
Будь вся жизнь ее светла,
Будь веселость, как была,
Работа в парах: составление литературного портрета Светланы и Леноры. Выявление отличий.
Индивидуальная работа (рабочая тетрадь, стр. 7, задания 1-2).
Для того, чтобы понять, почему Ленора и Светлана отличаются, давайте вспомним разные национальные традиции составления баллад (работа по группам, вспоминаем домашнее задание прошлого урока).
Вывод: Баллада в традициях разных народов – в большинстве случаев – произведение трагическое. В исполнении Жуковского трагедия превращается просто в историю про девушку Светлану со счастливой развязкой.
Информация для учителя
Балладу немецкого поэта Г.А. Биргера (Бюргера) «Ленора» Жуковский переводил трижды. В первый раз, в 1808 году, он переименовал героиню в Людмилу (кстати сказать, популярным это имя, изначально старославянское, стало тоже благодаря «отцу русского романтизма». Затем, в 1812 году появилась «Светлана», хотя и написанная по мотивам Биргера, но ставшая оригинальным творением Жуковского. Затем, третьим переводом, стала собственно «Ленора», переведенная близко к тексту. Жуковский лишь смягчил хулу на Бога, которую возводила героиня баллады.
В разных истолкованиях «Сказания о мертвом женихе» четко видна разная традиция – русская и западная – истолкования подобных событий.
Таким образом, в западной стилистике очень сильна тема возмездия – наказания за грехи. В русской – перевешивает тема прощения и покаяния. «Здесь несчастье – лживый сон; Счастье – пробужденье».
I V. Домашнее задание
К следующему уроку учащиеся выполняют задание 3 (рабочая тетрадь, стр.7-10) читают балладу И.-В. Гёте «Лесной царь».
Можно ли сказать что в этих словах отражается авторская позиция?
Можно сказать что отражается авторская позиция.
Почему в балладе светлана автор использует сон?
Почему в балладе светлана автор использует сон.
Изображение быта в балладе Светлана?
Изображение быта в балладе Светлана.
Сюжет баллады Светлана Жуковский?
Сюжет баллады Светлана Жуковский.
ПОМОГИТЕ, ПОЖАЛУЙСТАА?
Как ты понимаешь смысл заключительных строк повести «Алые паруса»
Помогите пожалуйста?
Почему по мнению автора, счастье достойна Светлана, а не Людмила(В балладах Жуковского «Светлана» и «Людмила»).
Баллада Светлана?
Каково содержание её сна?
Почему он не сбылся?
А было ли гадание на святочный сон?
В. А Жуковский «Светлана»?
В. А Жуковский «Светлана».
Какой характер у Светланы?
Помогите?
План баллады Светлана( Жуковсого).
ПОМОГИТЕ, пожалуйста?
Как ты понимаешь смысл заключительных строк повести «Алые паруса».
1. Бой поляков и козаков2. Тарас видит, что впередивсех скачет Андрий ( убивает врагов)хороших оценок.
1. Сказка не потеряла своей актуальности и по сей день, потому и жанр ее философский. Он становится реализатором размышлений автора над сущностью человеческого бытия. Сказка обращена ко всем людям и поднимает вечные проблемы.
1)злой король 2)нынешние жёны и новой свадьба 3)приказ 4)тайная комната 5)разгаданая тайна 6)казнь 7)сестра Анна 8)смерть синий бороды.
Рассказчик любит наведываться под Липино. Там на реке — большой омут, который избегали даже гуси. В этом месте рыбачит только старый, прошедший войну перевозчик Акимыч. Вновь посетив родные места, рассказчик снова встречает Акимыча. Он держа в ру..
Само по себе странно, что люди могут жить в таких условиях, да и судьбы истории каждого из «подземельцев» странны и до мурашек положительны своей откровенностью.