Как давно снятся нам только белые сны

Как давно снятся нам только белые сны

Белое безмолвие (Владимир Высоцкий, 1972)

Все года, и века, и эпохи подряд
Всё стремится к теплу от морозов и вьюг.
Почему ж эти птицы на север летят,
Если птицам положено только на юг?

Слава им не нужна и величие,
Вот под крыльями кончится лёд —
И найдут они счастие птичее
Как награду за дерзкий полёт!

Что же нам не жилось, что же нам не спалось?
Что нас выгнало в путь по высокой волне?
Нам сиянья пока наблюдать не пришлось,
Это редко бывает — сиянья в цене!

Тишина. Только чайки — как молнии,
Пустотой мы их кормим из рук.
Но наградою нам за безмолвие
Обязательно будет звук!

Как давно снятся нам только белые сны,
Все иные оттенки снега занесли,
Мы ослепли давно от такой белизны,
Но прозреем от чёрной полоски земли.

Наше горло отпустит молчание,
Наша слабость растает как тень.
И наградой за ночи отчаянья
Будет вечный полярный день!

Север, воля, надежда. Страна без границ.
Снег без грязи — как долгая жизнь без вранья.
Вороньё нам не выклюет глаз из глазниц,
Потому что не водится здесь воронья.

Кто не верил в дурные пророчества,
В снег не лёг ни на миг отдохнуть,
Тем наградою за одиночество
Должен встретиться кто-нибудь!

Егор Летов поёт «Все другие оттенки снега занесли. » (у В. Высоцкого — «иные»)

Как давно снятся нам только белые сны

Как давно снятся нам только белые сны

Как давно снятся нам только белые сны

Как давно снятся нам только белые сны

Как давно снятся нам только белые сны

Как давно снятся нам только белые сны

Присутствует на следующих релизах:

На концертах, насколько известно, песня никогда не исполнялась.

Изначально — песня, написанная Владимиром Высоцким в 1972 году для фильма «Земля Санникова», в котором он должен был сниматься. Однако, в связи с тем, что песни Высоцкого прозвучали на «Немецкой волне» — «враждебном радиоголосе», художественный совет киностудии «Мосфильм» не утвердил его на роль в фильме. Позже песня в авторском исполнении прозвучала в фильме «72 градуса ниже нуля» (1976).

. Стремясь к выработке своего понимания проблемы свободы, Высоцкий выбирает самые необычные и разнообразные сюжеты для своих произведений, поэтому каждый новый текст несет в себе новые грани смысла этой проблемы. Пытаясь абсолютизировать ее, поэт разрабатывает проблему свободы на материале мира природы («Белое безмолвие»). Образ птиц в этом плане становится наиболее удачным воплощением для раскрытия самой сути термина «свобода», так как они — из мира природы, где все законы естественны. Свобода в песне «Белое безмолвие» ассоциируется со свободой поэта, свободой звука вместо безмолвия, свободой горла. Нанизывание символических синонимов в пределах одного текста позволяет раскрывать все новые и новые грани смысла проблемы свободы в творчестве В.С. Высоцкого.
Двухуровневая структура конфликта в песне «Белое безмолвие» (1. тепло холод (морозы, вьюги); 2. птицы летят на север птицы должны лететь на юг (свобода / несвобода)) определяет многообразие всевозможных интерпретационных моделей, что позволяет раскрыть самые неожиданные ракурсы в раскрытии проблемы свободы. В данном произведении сомнению подвергаются самые коренные устои жизни, весь ход жизни меняет свои ориентиры вопреки всему. Вырисовывается и третья оппозиция: обычное необычное (норма — антинорма, предсказуемость — непредсказуемость). Первая часть оппозиции выступает как знак устоявшегося, нормированного, не подлежащего вторжению личного начала и каким-либо новациям уклада жизни. Вторая часть оппозиции олицетворяет собой жизнь, не втиснутую в узкие рамки запретов, традиций, устоев. В ней главное — индивидуальное «Я», которое может поступать вопреки всем нормам и табу во имя утверждения собственного права на поведение по своему усмотрению. Конфликт разрабатывается и в нескольких других вариантах: несчастье счастье, безмолвие звук, ночь день, одиночество кто-нибудь. Глубокую разработку получает в тексте образ птиц, выступающих в символическом плане носителями свободного состояния духа.

. Борьба героя за свою свободу становится борьбой с условностями социальной действительности и искусственно созданными, чуждыми природе человека, законами. Герой здесь не виновен, а прав в своем стремлении к свободе, в желании проявления своей человеческой индивидуальности. Достижение этой цели перерастает в обличение социальных норм жизни. Здесь лирический герой Высоцкого — человек, пытающийся вырваться из обычных рамок, выйти за горизонт видимых возможностей человека. Эта позиция определяется совокупностью нравственных норм, установок, целей его жизни.

. Выбор, перед которым стоит герой, заключается в приятии или неприятии предлагаемой системы ценностей, позиции смирения или несмирения.
В процессе развития проблемы свободы в творчестве Высоцкого обнаруживается ее соотнесение с понятием судьбы — случая — Рока. Вторгаясь в жизнь субъекта, случай меняет ее коренным образом. Для Высоцкого отношения между понятиями свобода и судьба обусловливаются их соотношением с понятием правды. Тем самым, выстраивается триада Свобода — Правда — Судьба. Свобода (включая понятие ответственности) есть Правда в высшем своем проявлении. Однако ее истинной реализации подчас мешает конкретный случай, Судьба. Тем самым судьба у Высоцкого выступает в качестве силы, регулирующей наличие правды и лжи в мире, а значит, и степень свободы каждой личности.

. В песне «Белое безмолвие» судьба — это уже не Рок, преследующий человека, а истинное внутреннее существо жизни, определяющее ход жизни индивида. В данном случае человек не противится ей, а подчиняется ее зову.

Источник

Белое безмолвие

Все года, и века, и эпохи подряд

Всё стремится к теплу от морозов и вьюг.

Почему ж эти птицы на север летят,

Если птицам положено только на юг?

Слава им не нужна и величие,

Вот под крыльями кончится лёд —

И найдут они счастие птичее

Как награду за дерзкий полёт!

Что же нам не жилось, что же нам не спалось?

Что нас выгнало в путь по высокой волне?

Нам сиянья пока наблюдать не пришлось,

Это редко бывает — сиянья в цене!

Тишина… Только чайки — как молнии,

Пустотой мы их кормим из рук.

Но наградою нам за безмолвие

Обязательно будет звук!

Как давно снятся нам только белые сны,

Все иные оттенки снега занесли,

Мы ослепли давно от такой белизны,

Но прозреем от чёрной полоски земли.

Наше горло отпустит молчание,

Наша слабость растает как тень.

И наградой за ночи отчаянья

Будет вечный полярный день!

Север, воля, надежда. Страна без границ.

Снег без грязи — как долгая жизнь без вранья.

Вороньё нам не выклюет глаз из глазниц,

Потому что не водится здесь воронья.

Кто не верил в дурные пророчества,

В снег не лёг ни на миг отдохнуть,

Тем наградою за одиночество

Должен встретиться кто-нибудь!

Понравился пост? Поставь лайки (от 1 до 50), напиши комментарий и поделись им в своих соц.сетях! Автору будет очень приятно😌

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *