К духовным потребностям относятся религия творческая деятельность общение сон
Духовные потребности
Смотреть что такое «Духовные потребности» в других словарях:
ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ — – потребности человека в духовной культуре. К Д.п. относятся потребности в знаниях об окружающем мире (в науке, просвещении), эстетические потребности (в искусстве, зрелищах), моральные потребности (в дружбе, заботе о людях, исполнении долга).… … Терминологический ювенологический словарь
удовлетворявший духовные потребности — прил., кол во синонимов: 1 • питавшийся (31) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Потребности — Потребность – источник активности живых существ. Наиболее древние в эволюционном плане потребности являются генетическими программами, направленными на сохранение жизни, размножение и освоение окружающей среды. Чем больше полезных потребностей у… … Википедия
потребности — нужда в чём либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. В психологии особое состояние психики индивида, ощущаемое или… … Энциклопедический словарь
Потребности человека — осознанные или неосознанные условия обеспечения жизнедеятельности человека или нужда его в объектах и явлениях, без которых он испытывает дискомфорт, ухудшающий состояние его здоровья. Потребности человека выступают источником его активности.… … Экология человека
ПОТРЕБНОСТИ — конкретная форма проявления человеческих нужд, зависящая от условий жизни, навыков, традиций, культуры, уровня развития производства и других факторов. Неомарксисты (Маркузе) говорят о «лжепотребностях», создаваемых с помощью рекламы. Следует… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
ПОТРЕБНОСТИ — ПОТРЕБНОСТИ, нужда в чём либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутр. побудитель активности. П. общества, и прежде всего экон. П. как основа всего… … Демографический энциклопедический словарь
потребности — Категория. Форма проявления интенциональной природы психики. Специфика. В соответствии с ними живой организм побуждается к осуществлению качественно определенных форм деятельности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода. Первично… … Большая психологическая энциклопедия
ПОТРЕБНОСТИ — нужда или недостаток в ч. л. необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеч. личности, социальной группы, общества в целом; внутр. побудитель активности. Биологич. П. (в том числе и у человека) обусловлены… … Философская энциклопедия
Потребности — нужда или недостаток в чем либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Биологические П. (в т. ч. и у человека)… … Большая советская энциклопедия
Духовные потребности — что это такое для людей
Духовная ценность – одна из высших потребностей человека, регулирующая процесс познания и самопознания личности. Богатство внутреннего мира дает уникальную возможность проявить индивидуальность: раскрыть природные способности, проявить таланты и дарования.
Основные ценности человечества
Духовные потребности людей что такое
Духовные потребности – стремление к познанию внутреннего мира через самосовершенствование. В поиске гармонии личность приобщается к науке, искусству, философии, религии.
В чем отличие от материальных потребностей
Духовные потребности человека, в отличие от материальных, не удовлетворяют личные нужды: голод, холод, меры безопасности. Удовольствие от наполнения внутреннего мира – моральное, преимущественно эстетического характера.
Разницу легко определить по мотивациям – причинам, склоняющим личность к решению вопросов. Материальные потребности появляются при непосредственных нуждах и являются тактической, сиюминутной стороной жизни. Силой духа движет не конкретная выгода, а любопытство. Желание познать неизведанное мотивируется надеждой на получение пользы в будущем.
Средства удовлетворения материальных запросов предметны, зависят от ресурсной базы. Единственным инструментом восполнения духовного потенциала выступает творчество.
Важно! В основе определения форм творческого самовыражения лежат коммуникация и познание.
Коммуникативная функция сознания способствует получению значимых средств информации из печатных, графических и аудио источников, включая непосредственное общение с носителем требуемой информации. Познавательная часть сосредоточена на переработке полученных сведений, удалении лишнего и усвоении актуальных данных.
Основные признаки духовных потребностей
Краткий список характерных особенностей духовных запросов включает:
Базовые потребности людей
Духовная пища объективна по содержанию. Объяснить ее сущность помогают обстоятельства жизни людей и потребность познания внешней среды. Чем развитее цивилизация, тем заметнее действует закон «возвышения запросов», важнее для большинства индивидов обретение духовно-культурных ценностей. Одновременно необходимость в духовном развитии субъективна, предстает отражением внутреннего мира людей, социальной и личной сущности.
Виды духовных потребностей
Главные нужды в духовной сфере условно разделены на 2 части: одна – связана с накоплением духовного потенциала, вторая – его проявлением в обществе.
Первую группу составляют:
Ко второй группе относят потребности социального характера:
Последовательность реализации запросов обеих групп нельзя назвать линейной. Чаще она сопряжена с материальными нуждами и внутренним миром субъекта.
Потребность в познании
Человек, чувствующий необходимость узнавать новое, стремится разнообразить будни, расширяет кругозор через курсы, мастер-классы, литературные произведения. Природный интерес к внешним факторам побуждает людей принимать активные действия для повышения уровня знаний и способностей. Если потребность не удовлетворяется, личность замыкается и может отрицательно относиться к переменам.
Самосовершенствование
Самосовершенствование – способность самостоятельно развивать разум, заботиться о личностном росте, воспитывать положительные качества личности. Процесс саморазвития является интеллектуальным, предполагает осознанность человеком собственного места в мире, мотивов, результатов деятельности. Одновременно процесс является волевым, зависит от конкретной ситуации и образа жизни индивида.
На этапе самосовершенствования важно проводить аналоги со вчерашним существованием. Осознание личностного развития положительно отражается на новых сферах жизни. Мечты становятся смелее, планы далеко идущими, появляется надежда на будущее. Для идеального самосовершенствования нужно четко определить цели.
Важно! Неуверенность и страх разрушительно действуют на исход событий. Не стоит оглядываться на других, люди свободны в выборе действий и желаний.
Любимое дело
Любимое дело заряжает энергией для самореализации, придает смысл действительности, вдохновляет на подвиги, помогает выразить индивидуальность. На пути к цели индивиды используют собственный талант, умственные и физические способности. Человек, посвящающий большую часть времени творчеству или бизнесу, по доброй воле не откажется от любимого дела.
Любовь и счастье
Любовь – доброта, дарующая людям положительные эмоции, и потребность осчастливить всех вокруг, наслаждаясь чужим счастьем как олицетворением собственных чувств. Потребность излучать любовь сильнее материальных нужд, статуса в обществе и успеха в бизнесе. Каждый человек желает чувствовать себя нужным и востребованным окружающими людьми. Одиночество наводит тоску и скуку, создает, прежде всего, ощущение внутренней пустоты.
Возможности удовлетворения духовных потребностей
Реализовать духовные качества помогут:
Поиск душевной гармонии через единение с природой
Духовные потребности требуют трепетного внимания и долгой подготовки. Однако методом проб и ошибок, обучаясь и обжигаясь, человек способен найти оптимальные пути реализации. Результат приведет к устойчивой гармонии и пониманию того, что время и силы потрачены не напрасно.
Почему духовные потребности тяжелее удовлетворить
Духовные потребности создаются самим человеком, их сложно удовлетворить, поскольку нужно предварительно реализовать остальные нужды. Например, для получения знаний надо отыскать источники (литературу, веб-сайт), выучить и законспектировать материал. Дополнительной преградой становится поиск занятий по душе. Дело должно приносить не материальную, а духовную радость.
От духовных запросов зависит вид жизнедеятельности людей. Материальные нужды не остановят развитие сильных духовных натур. Примитив, грубость, мнимая многозадачность вытесняются более изысканными и тонкими вещами. Данный принцип является базой человеческого прогресса. О душе нужно помнить и постоянно стремиться к достижению новых высот.
Видео
Духовная потребность человека
Духовные потребности человека вместе с запросами материального характера становятся, по сути, двумя сторонами одной и той же медали. Как существа, принадлежащие к животному миру, люди до конца своих дней остаются заложниками физиологии, которая требует от общества постоянного восполнения материальных ресурсов, необходимых для жизни. Человечеству нужна пища, кров, спасающий от невзгод погоды. Много чего нужно, чтобы жизнь стала безопасной и сытной. В том числе то, о чём, по невежеству, человек пока не догадывается.Но существует ещё и эстетическая сторона. Как показала человеческая практика, начиная с Адама и Евы, удовлетворение только биологических потребностей для индивида из племени homo sapiens не достаточно. Почему? Для человека, обладающего разум, нужна ещё идеологическая обусловленность своих поступков. Людям нужны определенные жизненные ориентиры, дающие более объёмно и рационально обозначить и, по возможности, усвоить блага, гарантирующие оптимальный комфорт.
Духовность становится этим посредником. По крайней мере, самым важным из всех достижимых. Она наполняет сознание индивида теми ориентирами, которые предоставляют возможность жить лучше. Дают в руки каждому тот самый метафорический дарвиновский сучок, с помощью которого можно дотянутся до недоступного прежде. Наполняя интеллект новыми знаниями, чувственными образами и применяя всё это на практике, человек совершенствует свои возможности, понимает их меру и тем самым всё лучше познаёт окружающее и себя.
Отличие духовные потребности от материальных
Главное отличие духовных запросов от материальных представляется в том, что, на первый взгляд, они не становятся необходимыми. В них нет никакой личной корысти. Они не смогут накормить, укрыть от холода, обезопасить от врагов. Удовольствие от заполнения духовного мира — только моральное, имеющее преимущественно эстетический характер.
Другой отличающий момент заключается в мотивации, причинах, склоняющих личность к удовлетворению тех или иных потребностей. Материальные запросы возникают при непосредственной в них нужде. Это своего рода тактическая, сиюминутная, сторона жизни. Главной силой духовных наклонностей становится не конкретная выгода, а любопытство. Это свойство каждой животной натуры, человека в особенности, является ничем иным как попыткой заглянуть чуть дальше своего носа. Увидеть что-то новое в надежде, что оно окажется полезным в будущем.
При этом духовная деятельность, в отличие от материальной, по возможностям своим беспредельна. Её ограничивает только отсутствие свободного времени.
Теперь о средствах удовлетворения потребностей. Материальные запросы предметны и обусловлены находящейся в наличии ресурсной базой. Единственным средством пополнения духовного потенциала становится творчество.
Каким образом реализует себя творческая личность? Определяющими здесь становятся две функции, присущие человеческому сознанию. Одна из них связана с той или иной формой общения, другая с чувственным познанием мира.
Коммуникативная функция сознания разрешает субъекту получить необходимую духовную или практическую информацию из печатных, визуальных и аудиоисточников, в том числе в результате непосредственного общения с обладателем нужных данных.
Познавательная сторона творчества предусматривает не только получение каких-либо сведений, но также их селекцию, отбрасывание лишнего и усвоение того, что представляется необходимым сейчас.
Виды духовных потребностей
За долгую историю человечество опробовало множество вариантов духовного идеала, определявших мораль того или иного общества. Эта мораль обретала ужасающие черты, развращающие природу человека. Мучительная практика многих веков показала самыми постоянными духовными ценностями всех времён и народов становятся любовь, дети, дружба, вера в лучшее, надежда на то, что оно сбудется, верность, преданность, всё то, что включает в себя понятие счастья. В этот список можно включить ещё свободу творчества, независимость в принятии судьбоносных решений, уверенность в своей правоте.
Главные потребности в духовной сфере условно разделяют на две группы. Первая из них связана с накоплением духовного потенциала, вторая — с его реализацией в социальной среде.
К первой группе духовных потребностей относятся:
Во вторую группу, означающую потребности социального плана, входят:
Последовательность в удовлетворении потребностей обеих групп не становится строго линейной. Чаще всего она соотносится с материальными запросами и индивидуальными особенностями субъекта. Так по мере реализации основных биологических задач у большинства людей обостряется нужда в духовной ауре. Но в ряде случаев на первое место выдвигаются именно духовные цели.
Роль искусства
Без преувеличения можно сказать, что искусство — величайший учитель, дающий наглядный пример настоящей духовности.
В лучших своих образцах художественные, философские, живописные, музыкальные, скульптурные и архитектурные шедевры современной и прошлых цивилизаций показывают, насколько глубоко и изящно простирается человеческая мысль. Приобщаясь к духовной культуре, человечество не просто удовлетворяет духовные запросы, оно и решает множество прежде недостижимых задач.
Коммуникативная составляющая искусства, включённая в образы литературных творений, даёт возможность на опыте достойных людей представить себе и оценить значение и возможность настоящей, преданной дружбы, любви, вызывающей желание жить красиво и ярко, внимания к проблемам друг друга, сочувствия в беде, плодотворность обмена стоящими идеями.
Познавательная сторона обретённых таким образом знаний позволяет раскрыться своим лучшим качествам, использовать их на личное и общественное благо, заслужить уважение современников и потомков.
Способности, обнаруживаемые в себе посредством общения с прекрасным, рождают и новые потребности. Это проявляется уже у ребёнка. Духовный потенциал личности при благоприятных условиях воспитания и нравственного климата в обществе наращивается на протяжении всей жизни. Расширяется кругозор, совершенствуются взгляды и поведение человека, утончаются его манеры.
Духовное развитие, а вместе с ним и потребление — процесс большей частью творческий. Его результатом становится появление более яркого, сильного, деятельного человека. Уровень культуры людей зависит не только от образования, но и от наличия перед глазами весомых примеров, показывающих, что жить красиво и достойно можно и нужно. По сути, это главная задача искусства.
Заключение
От духовных запросов зависит и атмосфера, в которой люди предпочитают обустроить личную жизнь. Не всегда это удаётся в полной мере, и, тем не менее, никакая материальная нужда, не способна остановить развитие сильной духовной натуры. Примитивное и грубое всё равно будет вытесняться более изысканным и тонким. На этом принципе базируется человеческий прогресс. И, если человечество хочет, чтобы так продолжалось и впредь, о душе нужно помнить и постоянно поднимать её на всё новые и новые высоты.
В чем заключаются духовные потребности человека
Что такое духовные потребности человека
В мотивах деятельности индивида проявляются его потребности.
Потребностью называют нужду человека в чем-либо.
Удовлетворение потребностей — условие существования человека.
Потребности различают по видам:
Виды потребностей взаимосвязаны между собой. Когда удовлетворены основные потребности человека — биологические — осуществляется переход к социальным и духовным потребностям.
Под духовными потребностями понимают объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности.
По классификации А. Маслоу, духовные потребности являются вторичными или приобретенными. Сущность выражается в самоактуализации, самореализации.
На первом месте у человека — удовлетворение физиологических потребностей. Это основание пирамиды потребностей А. Маслоу.
На втором месте — безопасность и стабильность как условия успешной интеграции в социум.
На третьем — потребность в любви, семье, обусловленная необходимостью приобщения человека к социальной жизни в конкретной социальной ячейке.
На четвертом — потребность в уважении и признании, базирующаяся на удовлетворении предыдущих потребностей.
И на пятом месте — потребность в самореализации.
Духовная жизнь человека проявляется в основе его практической деятельности. Это форма отражения окружающего мира и средство взаимодействия с ним.
К элементам духовной жизни относят: мораль, науку, искусство, религию, право.
Описание и характеристика
Духовные потребности человека связаны с обогащением внутреннего мира с помощью саморазвития, эстетического удовлетворения, приобщения к искусству и творческого выражения.
Основой духовных потребностей выступает желание индивида достичь гармонии внутри себя, личностного счастья, душевного равновесия и спокойствия.
К признакам или особенностям духовных потребностей относят:
Духовные потребности формируют духовную культуру.
Культура — процесс активной творческой деятельности, в ходе которого создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.
Духовная жизнь общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, правовое сознание.
Процесс формирования духовных потребностей
Процесс формирования духовных потребностей характеризуется совокупностью факторов:
На основе этих факторов у каждого индивида формируется индивидуальный набор духовных потребностей, которые он стремится удовлетворить.
Разновидности духовных потребностей
Духовные потребности разделяют на группы:
Духовные потребности могут быть основаны на формировании способов духовного развития. Проявляются в наблюдении за реальными и нереальными субъектами — книги, спектакли, фильмы; получении наслаждения от природы, музыки; расширении границ с помощью научно-познавательной деятельности; поддержании здоровья.
Другим основанием духовных потребностей является использование накопленных знаний социума. Проявляется в:
Отличие от материальных потребностей
Духовные потребности не удовлетворяют биологические и материальные нужны, например, потребности в тепле, пище, доме. Они нацелены на наполнение внутреннего мира человека.
При этом неудовлетворение определенных материальных потребностей может привести к гибели индивида. А неудовлетворение духовных потребностей не способствует возникновению потенциально опасных для здоровья ситуаций. Трудности коснутся человека в эмоциональном и психическом планах.
Еще одно отличие духовных потребностей от материальных проявляется в мотивации. Материальные ценности связаны с необходимостью, непосредственной нуждой в определенное время. А духовные потребности не ограничены временным промежутком. Они долгосрочные.
Как удовлетворить духовные потребности
Способы удовлетворения духовных потребностей зависят от наличия сформированной потребности и личностных особенностей.
Если у человека есть потребность в саморазвитии, то удовлетворить ее можно с помощью:
Проявление потребности приобщения к искусству, расширения кругозора — посещение музеев, выставок, просмотр научно-популярных фильмов.
Потребность в самовыражении актуализируется в процессе индивидуальной деятельности человека. Она может выражаться в творчестве, карьерных достижениях, индивидуальной позиции.
Моральные потребности реализуются в дружбе, заботе о других людях, любви.
Примеры духовных потребностей
Примерами духовных потребностей выступают:
Искусство — неотъемлемая часть жизни. Познавательная составляющая позволяет формировать эстетически подкованного человека, способного раскрыть свой потенциал.
Саморазвитие — непрерывный процесс деятельности, когда индивид получает новые знания или совершенствует уже имеющиеся навыки. Самый простой способ — чтение. Литературные источники многогранны.
Отсутствие понимания смысла жизни может привести к внутреннему конфликту личности. Часто это случается в сложных периодах жизни. Поэтому стремление познать мир и найти свое место в нем благоприятно складывается на состоянии личности.
Познание окружающего мира сопутствует человеку на протяжении всего периода его существования. Индивид определяет интересующие его сферы жизни и развивается в соответствующих направлениях. Полученные знания применяют на практике.
Образование служит формированию необходимых навыков анализа, верификации и классификации знаний и умений. Благодаря им человек удовлетворяет другие нужды.
Развитый и образованный человек способен:
Какие потребности человека относятся к духовным?
Что это такое?
Потребности — определенные нужды человека или животного, которые необходимо удовлетворять для создания чувства комфорта, уверенности, спокойствия.
Физиологические потребности являются опорой для все остальных, поскольку их недостаточное удовлетворение подрывает жизнедеятельность.
Согласно идеям Абрахама Маслоу, за физиологическими потребностями следуют социальные: необходимость общаться, ощущать общность, быть принятым окружающими, быть любимым и защищенным. И лишь после них идут духовные.
Духовные потребности — наиболее высокие потребности человека, которые можно должным образом удовлетворить только в том случае, если нужды более низшего уровня удовлетворены хотя бы относительно.
Какие бывают? Список духовных потребностей:
Главные проблемы, препятствующие человеку реализовывать духовные потребности, — это неудовлетворенность более низших нужд, психические и физические заболевания.
Описание
При неудовлетворении духовных потребностей человек не умирает, его соматическое состояние здоровья не страдает, а в отдельных случаях это не влияет и на психическое здоровье, особенно если человек имеет различные врожденные либо приобретенные интеллектуальные отклонения.
При этом большинство людей все равно нуждается в удовлетворении духовных потребностей в той или иной мере. Какие потребности можно назвать духовными, что к ним относится?
Познавательная активность
Даже в каменном веке и ранее люди стремились к познанию окружающего мира, пытались понять, как работает то, что их окружает, как можно объяснить те или иные явления.
Их умозаключения приводили к появлению первых верований и суеверий, поскольку наиболее простой способ объяснить происхождение обыденных для нынешних людей, но совершенно необъяснимых для древних явлений (грозы, огня, дождя) — это связать их с деятельностью потусторонних сил, богов, духов, магии.
Именно благодаря стремлению к познавательной активности человечество находится на нынешней ступени развития и продолжает совершенствоваться.
Эта потребность имеет тесную связь с другими духовными нуждами и является ключом к достижению важных для большинства людей целей.
Как удовлетворить эту потребность?
Каждому человеку важно найти свой путь к познанию и определить, какие сферы ему наиболее интересны.
Кому-то подойдет чтение книг и статей, кому-то — просмотр обучающих роликов, посещение секций, кружков, курсов.
Чтобы информация была должным образом усвоена и принесла пользу, важно регулярно использовать ее для достижения практических целей, совершенствовать навыки.
Самосовершенствование
Эта потребность тесно связана с предыдущей, но не во всех аспектах, поскольку самосовершенствование включает в себя не только развитие, связанное с увеличением объема знаний и количества навыков, но и интеллектуальное (нельзя оценивать ум человека лишь по объему знаний в памяти, есть и другие критерии), физическое, моральное.
Под моральным развитием подразумевается совершенствование своих взглядов на окружающий мир: человек в процессе существования сталкивается с моральными задачами и, решая их, растет духовно, увеличивает силу воли, становится мудрее и доброжелательнее.
Под высоким интеллектом можно подразумевать ряд различных вещей, таких как:
И, разумеется, наличие багажа знаний, умений и навыков. Поэтому, говоря об интеллектуальном самосовершенствовании, есть смысл подразумевать нацеленность на развитие всех этих способностей или их части.
Люди, регулярно занимающиеся различной физической активностью, в среднем более здоровы (за исключением профессиональных спортсменов) и живут дольше.
Также физическая активность благоприятно влияет на психическое здоровье человека.
Как удовлетворить эту потребность? Могут помочь удовлетворить нужду в моральном самосовершенствовании качественные книги, фильмы, сериалы, игры.
Также важно смело идти навстречу трудностям, чтобы получить моральный опыт.
Чтобы стать сильнее и умнее, важно регулярно уделять время для саморазвития: тренироваться, изучать научные публикации, применять навыки, связанные с активным использованием мышления, на практике и так далее.
Реализация в трудовой деятельности
Большинство людей стремятся добиться большего в деятельности, которой занимаются.
Этой деятельностью может быть как работа, так и хобби.
Не у всех есть возможность зарабатывать деньги, выполняя ту работу, которая вызывает теплые чувства, поэтому значительная часть людей вынуждена трудиться в сферах, которые им не слишком нравятся.
В таких случаях потребность реализоваться через работу способна снизиться, и человек может попытаться компенсировать это за счет хобби.
Реализация важна в плане удовлетворения не только духовных, но и социальных потребностей: если тебя ценят на рабочем месте, у тебя появятся друзья, чувство общности, безопасности.
В процессе достижения трудовых целей человек самосовершенствуется, получает новые навыки и знания, начинает ощущать собственную значимость, лучше понимает, чего хочет от жизни.
Как удовлетворить эту потребность? Уделяйте работе столько времени и сил, сколько можете, но при этом следите, чтобы Ваше психическое и физическое здоровье не страдали.
Старайтесь больше узнать о сфере, в которой работаете, повышайте собственную компетентность, общайтесь с опытными коллегами, развивайте когнитивные способности.
Удовлетворение эстетических чувств
Стремление находиться в красивых интерьерах, любоваться красотой окружающего мира и общаться с привлекательными с точки зрения общества людьми крайне развито у человека.
Также эстетические чувства и желание нравиться окружающим толкают людей на коррекцию собственной внешности при помощи косметики, украшений, одежды, физической активности и даже пластических операций.
У человека, длительное время находящегося в однообразной обстановке, лишенной привлекательных с его точки зрения элементов, увеличивается вероятность развития депрессии.
Как удовлетворить эту потребность? Наслаждайтесь художественным контентом — фильмами, картинами, посещайте музеи, выставки, изучайте искусство.
Чаще гуляйте на свежем воздухе и в процессе прогулок присматривайтесь к разным элементам природного мира. Держите свой дом и свое тело в чистоте и порядке.
Потребность отыскать смысл жизни
Философские вопросы часто терзают людей, особенно тех, которые находятся в кризисных периодах. Время от времени каждый может испытывать потребность переосмыслить собственную жизнь и найти новые цели.
Это важный процесс, и, если человек не найдет ответы, устраивающие его, у него могут возникать внутренние конфликты, психические заболевания.
Как удовлетворить эту потребность?
Важно уметь прислушиваться к себе, анализировать жизненную ситуацию, задавать правильные вопросы в процессе рассуждений.
Также стоит помнить, что смысл жизни не обязан быть глобальным, любые цели важны и значимы.
Нравственное развитие личности
Система ценностей отражает индивидуальность человека, но вначале жизненного пути (первые годы после рождения) человек усваивает чью-то систему ценностей (родители, педагоги). Постепенно формируется одно из возможных отношений к ней:
Первый серьезный слом устоявшейся системы ценностей приходится на подростковый возраст. Тогда же наступает пик развития нравственного сознания. Однако его формирование начинается еще раньше.
Американский психолог Лоуренс Кольберг разработал теорию морального развития личности. Автор выделил три стадии развития нравственного сознания. Каждая из стадий имеет два подэтапа:
Согласно теории Кольберга, большинство людей достигают второго этапа второй стадии и останавливаются на этом. В целом же уровень развития нравственного сознания зависит от уровня интеллекта и общего развития личности.
Переход на новый уровень или этап происходит за счет развития эмпатии и когнитивных навыков. Новый этап сохраняет все, что было усвоено на предыдущих. Нельзя перескочить какой-либо этап, но задержаться на одном из этапов или спуститься вниз можно. Притом развитие и переходы не зависят от возраста. Кто-то уже в юности может достичь третьего уровня, а кто-то всю жизнь находится на первом.
Предлагаем ознакомиться: К чему чешется правый левый сосок примета для девушек и мужчин
Моральные нормы и принципы формируются исключительно в процессе социального взаимодействия. Наказание и порицание не являются эффективными методами нравственного воспитания. Воспитать в ребенке ценности можно только личным примером или примерами из книг, фильмов, мультфильмов, игр и т. д. Так же происходит и во взрослой жизни. Изменить систему ценностей, развить нравственное сознание можно в любом возрасте.
Как формируются?
На процесс формирования духовных потребностей влияет ряд факторов, таких как:
Духовные потребности начинают формироваться еще в раннем детстве.
Виды и уровни ценностей
Психолог и социолог С. В. Капиканов делит ценности на две группы: социально-деструктивные и социально-конструктивные. К первым автор относит деньги, известность, комфорт, телесное наслаждение. Ко вторым – семью, любовь, веру, родину. Первая группа ценностей превращает людей в вещи, разрушает отношения, учит воспринимать других как средство достижения цели или как препятствие. Вторая группа учит взаимопомощи, поддержке и сплочению.
Но стоит упомянуть об относительности отдельных ценностей. Не все люди готовы идти по головам других ради личного успеха. А другие ради семьи готовы пойти даже на обман и мошенничество. Любую ценность нужно оценивать исключительно в системе ценностей отдельного человека.
Это далеко не единственная классификация. Обобщенно можно выделить следующие критерии и виды ценностей:
Существует еще немало классификаций ценностей, но в широком смысле их можно поделить на две группы: материальные и моральные (духовные). Формируются ценности в ходе специально организованного (семья, школа) и случайного (улица, СМИ, друзья) воспитания.
Отличие от материальных
Таблица базовых отличий:
Духовные | Материальные |
Ощущаются как что-то, без чего можно обойтись, разве что частично пострадает качество жизни. | Ощущаются как необходимые. |
Редко ориентированы на получение выгоды (такая цель может быть, но обычно она не стоит на первом месте), прежде всего нужны человеку для достижения гармонии, счастья, глубокого удовлетворения. | Получение выгоды обычно в приоритете. |
Нацелены на достижение психологического комфорта. | Ориентированы на получение комфорта для тела (одежда, еда, жилье, физическая безопасность). |
Пример: список 50 целей
Придумать цели бывает сложно, если мало практики и осознанности. Поэтому полезно просматривать примеры общих развивающих целей, и адаптировать понравившиеся.
Предлагаем примеры, которые ведут к развитию личности, к приобретению опыта, расширению представлений о себе и вселенной. Желательно иметь что-то ещё за этим целями, но они и так будут развивать вас, если вы решите их достичь. Собрал цели, более экологичные для нашей головушки.