К биологическим потребностям относятся сон семья еда учеба
Биологические потребности человека
Всего получено оценок: 31.
Всего получено оценок: 31.
Человек ежедневно совершает множество действий. В их основе лежит удовлетворение потребностей, то есть нужд в чём-либо. В качестве мотивов деятельности может выступать желание прокормить себя и близких, повысить социальный статус, приобрести материальные блага, развиться в определённой области. Узнаем, какие бывают потребности, чем они отличаются.
Виды потребностей
В обществознании принято выделять три вида потребностей: биологические, социальные, духовные. Кратко рассмотрим каждый вид.
Некоторые исследователи выделяют группу материальных потребностей. К ним относится нужда в обладании благами, необходимыми для комфортной жизни: предметами мебели, одеждой, жильём. Чаще всего эту группу объединяют с биологическими потребностями.
Биологические потребности
Человек является созданием природы. Поэтому в основе его деятельности лежит удовлетворение биологических потребностей. По-другому их называют физиологическими, естественными, органическими. Они даны нам с рождения. Если их игнорировать, организм человека может прекратить нормальное функционирование. Рассмотрим примеры таких потребностей.
Человек может прожить лишь несколько минут без воздуха, без воды — около недели, без еды — чуть больше месяца. Отсутствие сна в течение 5–6 суток приводит к печальным последствиям: нарушениям психики, галлюцинациям, гибели.
Связь биологических потребностей с потребностями других видов
Человека отличает от других живых существ способность брать биологические потребности под контроль. Например, испытывая голод, люди способны ждать приём пищи; нуждаясь во сне, человек добирается до дома и ложится в кровать.
Без удовлетворения нужд организма потребности других групп отодвигаются на второй план. Например, если ученик не принимал пищу длительное время, он вряд ли сможет усвоить материал, изучаемый на уроках.
Рис. 3. Школьники в классе.
Игнорирование требований организма оказывает негативное влияние на социальные потребности: голодный человек может стать агрессивным в общении, нарушить нормы поведения, плохо выполнять работу.
Что мы узнали?
Потребности человека, изучаемы в 6 классе, делятся на биологические, социальные и духовные. К биологическим относятся такие, как потребность в дыхании, движении, пище. Их игнорирование приводит к сбоям в работе организма, влияет на другие группы нужд.
Виды и описание биологических потребностей человека
Каждый человек – это отдельный живой организм. У него есть собственные нужды. Существуют биологические потребности человека. Без их удовлетворения людям невозможно существовать. Неудовлетворенность порождает не только агрессию, но и различные заболевания. Хронические в том числе.
Потребность – некая своеобразная нужда в чем-либо. Это «что-то» требуется для поддержки жизнедеятельности организма, а также формирования и сохранения личности, групп лиц, общества. Служит внутренним побудителем активности.
Важно: нужды есть не только у людей, но и у любых других живых организмов. Во втором случае они порождают возбуждение животных инстинктов.
Какие потребности есть у человека?
Человеческие потребности можно разделять различными способами. Существует стандартная классификация. Она подразумевает следующие нужды:
Биологические. Это то, что связано с физическим телом.
Социальные. Подобным образом характеризуют необходимость индивида в общении, коммуникациях с себеподобными. Сюда также включают взаимопонимание, поддержку, общественную деятельность и признание населением. Все, что связано с социальными коммуникациями.
Идеальные (духовные). Самореализация и создание чего-то прекрасного. Получение жизненного опыта и нового багажа знаний, самосовершенствование, самообразование, изучение духовности. Некоторые включают в данную категорию религию. Соответствующий «блок» безграничен. Тесно связан с формированием личности, а также развитием творчества, ценностей, жизненных ориентиров.
Все перечисленные категории тесно связаны между собой. Стоит обратить внимание на то, что у многих социальные потребности являются основополагающими. Возвышаются над идеальными: знания – это хорошо, но общественность предпочтет общение. Последнее в современном мире нередко позволяет «пробиться в люди». Иметь хорошие связи нынче – на вес золота.
Что такое биологические потребности?
Огромную роль для каждого играют физиологические нужды. В качестве сущности так называемых биологических потребностей человека выступает удовлетворение «базовых вещей». Того, что имеет тесную и постоянную связь с телом лица.
Удовлетворение подобных нужд – это основополагающая жизни. За счет данной особенности обеспечивается поддержка и развитие личности. Сюда относят разнообразные процессы. Например:
употребление жидкости (воды);
Но есть и более сложные «манипуляции», которые на первый взгляд могут показаться не жизненно важными. Сюда включают потребности в безопасности, сбалансированном и качественном питании (а не абы каком), тепловой комфорт, продолжение рода, лечение, получение качественных медицинских услуг.
Важно: защита от болезней и иных недугов – тоже стандартная биологическая нужда.
Рассматриваемая категория находится на самой вершине в пирамиде потребностей Маслоу. Рекомендуется обратить внимание на то, что человек способен «протянуть»:
3-5 минут – в бездыханном состоянии;
4 суток – отсутствие сна (в принципе, не обязательно полноценного);
7-10 суток – без жидкости;
до 45 дней – голодовки.
Это то, что присуще всем живым существам. Их могут называть естественными, физиологическими, биогенными и органическими. В некоторых обстоятельствах встречается название «витальные» (от слова «vita» – жизнь).
Базовые потребности людей
Нужды базового характера представляют собой все то, без чего человек не может существовать. И речь идет вовсе не о «повышенном комфорте». Подразумеваются преимущественно физиологические моменты. Они варьируются в зависимости от липа конкретной личности и темперамента.
Например, если говорить о необходимости употреблять пищу, можно заметить: кому-то требуется для нормальной жизни «постоянно что-то жевать», а кто-то сыт от нескольких ложек салата. Это нормальное явление.
К базовым потребностям с развитием населения стали относить не только биологические, но и такие моменты, как ношение одежды и обуви. Отдельные лица могут включать сюда необходимость побыть наедине с самим собой в целях успокоения, обретения гармонии с миром и восстановления сил. Для кого-то «базой» является общение. Но есть и те, для кого крайне важны ежедневные тренировки (спорт) или определенные иные занятия. Без оных человек начинает на физическом уровне ощущать себя нехорошо.
Важно: из вышесказанного следует, что индивиды имеют возможность обладания индивидуальными набора базовых потребностей. Но все они обязательно включают «физиологию».
Естественные или физиологические потребности
Естественными называют потребности человека, которые важны для поддержки жизнедеятельности. Они – на вершине пирамиды Маслоу. Все то, что помогает населению не только жить, но и выживать. У людей такие же физиологические нужды, как и у животных – употребление еды и воды, сон, дыхание, размножение.
Если население обеспечено едой, водой, воздухом и достаточным количеством сна, организм начинает испытывать потребность в размножении. Долгое отсутствие удовлетворения соответствующей нужды способно привести к невротическим расстройствам, а также к изменению психики.
Классификация потребностей по Симонову П. В
Павел Васильевич Симонов (психофизиолог, биофизик и психолог, 1926-2002) предложил разделить биологические потребности исходя из наличия физиологического субстрата в мозге, а именно конкретного отдела или части подсистемы, отвечающих за нижеупомянутые функции. Врожденно заданные поведенческие программы, для каждой из которых выделены свои мозговые центры, подразделяются на три группы:
Витальные («жизненно необходимые»).
Зоосоциальные («внутривидовое взаимодействие»).
Саморазвития («направлены в будущее»).
Витальные потребности, присущие человеку как представителю биологического вида. Это потребность в пище, воде, сне, продолжении рода, в защите от внешних опасностей и т.п. Сюда же относится и важнейшая потребность в экономии сил, побуждающая затрачивать на достижение цели минимум усилий. Потребность в экономии сил инициирует изобретательность и совершенствование технологии, но может приобрести самодовлеющее значение и обернуться ленью.
Перечень витальных потребностей:
Пищевые и питьевые.
Пассивно-оборонительные (страх, тревожность).
Гомеостатические (дыхание, кровообращение, терморегуляция, сон и бодрствование).
Экономия сил («рефлексы лени»).
Груминг («уход за телом»).
Каждая группа, как правило, включает в себя комплекс врожденных программ: простых и сложных, запускаемых биологически полезными и биологически вредными стимулами.
Пример: простое и сложное пищевое поведение: глотание и плетение сети пауком; биологически полезные и вредные стимулы (положительное и отрицательное подкрепление): сладкий вкус («хорошо») и горький вкус («плохо»).
Социальные потребности в собственном смысле (поскольку социально обусловлены все потребности человека). Мы имеем в виду потребность принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное место, пользоваться вниманием, уважением и любовью со стороны других людей. Чрезвычайно важна потребность следования нормам, принятым в данном сообществе, без соблюдения которых любое подобное сообщество в принципе оказалось бы невозможным. Эту потребность Гегель выделил в особую группу, обозначив ее как потребность в религии, хотя в более широком смысле ее следовало бы назвать потребностью в идеологии, нормирующее удовлетворение биологических, социальных и духовных потребностей.
Зоосоциальные потребности – это:
Материнское (родительское) поведение.
«Детское» поведение (стремление к контакту с родителем).
Территориальное поведение («защита от перенаселения»).
Иерархическое поведение (стремление к лидерству и стремление подчиняться вожаку).
Реакции сопереживания («перенос» на себя эмоций, испытываемых другой особью).
Идеальные потребности (саморазвитие), наиболее ярким представителем которых является потребность познания себя, окружающего мира, своего места в этом мире, смысла и назначения своего существования на земле. Эта же потребность, в частности, побуждает людей создавать произведения искусства и обращаться к ним.
Исследовательская: сбор новой информации, «любопытство».
Подражательная: «делай, как. ».
«Рефлекс свободы» (преодоление ограничений).
Игровая (тренировка двигательных навыков).
Каждая группа врожденных поведенческих программ обеспечивается работой особых нервных клеток внутри головного мозга – как правило, в его глубоких («древних») структурах. Важнейшая из таких структур – гипоталамус, по праву называемый «центром бессознательного».
Очень большую значимость имеет также деятельность миндалины (относится к базальным ганглиям; в глубине височной доли больших полушарий).
Активность центров потребностей зависит от:
Сигналов из внутренней среды организма.
Сигналов из внешней среды.
Гипоталамус содержит центры голода и жажды, страха и агрессии, половой и родительской мотивации; эндокринологический и вегетативный центры.
Центры пищевой и питьевой потребностей (голода и жажды) находятся в средней части гипоталамуса и мало связаны с миндалиной.
Центры полового и родительского поведения (передняя часть гипоталамуса) работают вместе с миндалиной, «откликаясь» на изменения концентрации ряда гормонов.
Центры страха и агрессии (задняя часть гипоталамуса) работают под управлением миндалины. С миндалиной также связана потребность доминирования в стае и ряд других зоосоциальных потребностей.
Источник: Лекция «Мозг и потребности человека», Профессор Дубынин В.А., 16 сентября 2015 года https://www.youtube.com/watch?v=ejmiYbbRnSc&list=PLfBdaF.
Психология | Psychology
8K поста 43.8K подписчика
Правила сообщества
Обратите особое внимание!
1) При заимствовании статей указывайте источник.
— непроверенную и/или антинаучную информацию;
— информацию без доказательств.
Я сама это состояние знаю. В этом случае, в первую очередь нужно куда-то деть свои мысли.
Прекрасная техника №1: берете листы и начинаете писать. Пишем все подряд, насколько бы абсурдно это не было. Пытаемся написать максимально много. Перечитывать не обязательно.
Техника №2: прощальное письмо. Эта техника подходит и в тех случаях, когда вы точно решили попращаться с чем-то/кем-то, либо же, если вы еще в замешательстве, то сделав ее вы будете четче понимать, что вы чувствуете и точно ли оно вам нужно.
Суть в том, что вы находите уединенное место, время, когда вам не будут мешать, берете лист (желательно побольше) и отвечаете на вопросы:
Важные детали: писать искренне; давать эмоциям выходить, если они появляются (а они появляются и это нормально); отвечать на вопросы в прошедшем времени, как будто это уже произошло.
В конечном итоге во время и после написания письма у вас будут появляться определенные эмоции и чувства, которые помогут успокоиться и обдумать ситуацию.
Дилемма «разделенного мозга». Мысленный эксперимент (дополнено)
В течение последних лет я интересуюсь вопросами нейробиологии и сознания. Одной из наиболее интересных тем, которая лично меня зацепило это существование пациентов с полностью разделенными полушариями (гемисферами) головного мозга.
Если коротко, то данную операцию проводят в качестве крайней меры пациентам, страдающих от тяжелых форм эпилепсии. Суть операции заключается в рассечении мозолистого тела мозга, что приводит к разрушению связей между левым и правым полушарием. По этой теме имеется много статей и материалов.
Если коротко, то пациенты продолжают в целом жить обычной жизнью и окружающие даже не замечают изменений. Тем не менее, нейробиологи поставили ряд экспериментов, в результате которых были получены данные, свидетельствующие в пользу наличия двух изолированных сознаний левого и правого полушария.
Например, приведу вот такую выдержку:
Благодаря специальному устройству, контролирующему поступление потока визуальной информации в мозг, исследователи стремились доказать, что разделение мозга производит две личности, по одной на полушарие.
Они уже знали, что оба глаза отправляют информацию в оба полушария мозга, которые находятся в сложном взаимодействии друг с другом. Если вы фиксируете одну точку, то все слева от этой точки (левое визуальное поле) обрабатывается правым полушарием, а все справа от вашей точки фиксации (правое поле зрения) обрабатывается левым полушарием. Более того, левое полушарие контролирует правую часть тела и язык (речевой аппарат), а правое полушарие контролирует левую часть тела и отвечает за визуальное восприятие и обработку лиц.
Когда Сперри и Газзанига активировали стимулы в области правого визуального поля (обработанные левым полушарием), пациент реагировал нормально. Однако когда стимулы были показаны в левом визуальном поле (обработанное «немым» правым полушарием), пациент говорил, что ничего не видит. Но его левая рука нарисовала показанное изображение. Когда его спросили, почему его левая рука сделала это, пациент выглядел озадаченным и ответил, что он не знает.
Что же это означает? Левое полушарие не могло видеть левое визуальное поле, поэтому, когда появился стимул, пациент ответил, что действительно ничего не видит. Тем не менее, правое полушарие увидело стимул и указало на это единственным способом, которым располагало, задействовав левую руку. Вывод, сделанный Сперри и Газзанигой, был ясен: одного пациента с разделенным мозгом фактически следует рассматривать как двух пациентов с однополушарным мозгом на каждого, словно сиамских близнецов. Сперри утверждал, что это выходит далеко за рамки простого любопытства, так как исследование в прямом смысле доказало идею о материальной основе сознания. Если при разделении мозга происходит разделение личности, это фактически опровергает идею существования нематериальной души.
(к сожалению, на русском языке мало материала, но есть книги на английском)
В общем, я придумал мысленный эксперимент, касательно проблематики разделенных полушарий.
Как упоминалось выше, операция по разделению полушарий мозга проводится в целях лечения эпилепсии и делается хирургическим путем, что само по себе необратимый процесс разделения полушарий. Тем не менее, вопрос, касательно появления 2 обособленных личностей очень интересен и может иметь далеко идущие следствия. Вот представьте, что Вам на завтрашний день назначили операцию по полному разделению полушарий. Сегодня вы одна целостная личность, ваше привычное субъективное Я. Вот наступает день операции, вы входите в наркоз и засыпаете. Пока все как обычно.
Но теперь наступает момент пробуждения. Хирурги достойно выполнили свою работу и Ваши полушария полностью разделены между собой.
Вопрос (дилемма) №2: Предположим нам уже сделали операцию, прошло с тех пор несколько лет. Нас все устраивает, все отлично. Вы себя обнаруживаете в качестве субъекта левого полушария, управляете речевым центром и вроде бы все хорошо (ну не считая периодических синдромов чужой руки, с которыми вы уже привыкли жить и все окей).
И вот снова наступает день Х. Вы ложитесь на операционный стол, вам вводят наркоз, вы засыпаете и. есть несколько вариантов:
1. Вы (субъективно) уже никогда не просыпаетесь и попросту умираете вместе со своим левым полушарием. Да для окружающих вы выживете, но это будете не вы, а субъективное сознание вашего правого полушария.
2. Вы просыпаетесь и осознаете себя в правом полушарии.
Предлагаю обсудить эту тему. Как по мне проблема более чем реальная.
Позволю себе немного продолжить наш мысленный эксперимент:
Допустим, мы изобрели некое устройство, которое временно функционально разделяет полушария мозга, а потом снова соединяет (как именно работает устройство не так важно, главное концептуальная часть).
В общем, у нас такое устройство есть, и мы подопытный.
Ход эксперимента: мы будем многократно включать и отключать прибор, при этом включая прибор мы на каждой итерации фиксируем в каком полушарии «оказалось» наше «Я».
Возможные исходы эксперимента:
1. Первый вариант, что мы при эксперименте каждый раз будем «находить» субъективно свое «Я» то в одном, то в другом полушарии. Например:
Такой исход эксперимента задаст создаст очень трудную проблему философского уровня, т.к. механизм «переноса Я» будет крайне сложно объяснить и думаю такому исходу эксперимента будут рады те, кто верят в душу и т.п. В то время как нейропсихологам придется серьезно поломать голову, и не факт, что получится найти ответ.
В таком случае возникает вопрос: «А когда прибор отключен, то мы все равно остаемся в этом полушарии?».
Также мы можем попробовать продолжить функционально «дробить» наш мозг (не затрагивая вегетативные функции ствола мозга) с помощью прибора, уже рассекая его не на 2 части, а на 4, 8 и т.д. И при этом каждый раз фиксировать, работа какого участка будет соответствовать нашему субъективному опыту от первого лица. В итоге может оказаться, что наше «Я» при таком дроблении раз за разом будет оказываться в небольшом участке мозга (скажем, 2х2 сантиметра). Но при отключении прибора все будет возвращаться в целостность.
Тогда автоматически будет возникать еще 2 вопроса:
— Почему при «дроблении» мозга наше «Я» осознает себя именно этим участком мозга, а не другим?
— Что будет, если мы полностью удалим этот участок мозга 2х2 см и что при этом изменится: Если мы это сделаем во время работы прибора и при отключенном приборе.
Если такой эксперимент все же удастся провести в будущем, то думаю он прольет свет на такие философские вопросы как возможность переноса сознания на внешние носители (цифровое бессмертие) и т.п.
Потребности человека: классификация и описание
Приветствую Вас, друзья!
В этой статье представлена классификация потребностей человека и их подробное описание. Также мы разберем основы: что такое потребности человека, как они проявляются. Кроме того, рассмотрим несколько наиболее популярных научных подходов к изучению потребностей человека, в том числе знаменитую «Пирамиду потребностей Маслоу». Начнем.
Что такое потребности?
Потребность – внутреннее ощущение нужды в определенных ресурсах, обстоятельствах или действиях. Из всего животного мира для людей характерен наиболее широкий спектр потребностей: от приземлённых физиологических до возвышенных духовных. К потребностям можно отнести все материальные и нематериальные ресурсы, действия, обстоятельства и прочие факторы, необходимые человеку для ощущения удовлетворенности или счастья.
Потребности человека проявляются следующим образом:
Также человеческим потребностям свойственны следующие особенности:
Потребности являются важнейшим мотиватором, заставляющим нас действовать и двигаться вперёд. Наиболее базовые из них заставляют нас работать, чтобы обеспечивать своё существование, а более высокие стимулируют нас к развитию, совершенствованию и самоактуализации. Все существующие достижения человечества, включая изобретения, научные теории, предметы искусства, музыкальные и литературные произведения, созданы под влиянием человеческих потребностей.
Классификация потребностей человека
В психологии все человеческие потребности принято делить на три группы. Данная классификация является достаточно однозначной, поскольку у каждой группы имеются вполне конкретные и очевидные критерии. Рассмотрим каждую из них подробно.
1. Биологические потребности
Данная категория включает базовые потребности, направленные на выживание, достижение физического комфорта и продолжение рода. В неё входят:
Перечисленные стремления присутствуют у всех живых существ. Они сформировались эволюционно, чтобы обеспечить выживание популяции. По сути, все они являются механизмами, позволяющими человеку (или другому существу) выжить и достичь «репродуктивного успеха» (произвести потомство и обеспечить его выживание в будущем).
2. Социальные потребности
Поскольку человек – существо социальное, у него присутствует ряд инстинктивных стремлений, направленных на повышение собственной значимости в обществе или своей группе. Наиболее показательными являются следующие примеры:
3. Духовные потребности
Существует система общечеловеческих духовных ценностей, которую так или иначе разделяет большинство людей. Мы стремимся к моральному и духовному росту, ценим красоту, изящество форм и гармонию, наслаждаемся созерцанием предметов искусства и прослушиванием красивой музыки. При этом у каждого человека собственный вкус, поэтому нам всем нравятся разные стили в музыке и направления в живописи. Кроме того, приоритеты духовных ценностей меняются в течение всей жизни.
К духовным относятся такие потребности как:
Духовные потребности, в отличие от биологических и социальных, присутствуют только у людей. При этом их список не просто обширен, а практически бесконечен, поскольку каждый человек находит какие-то свои увлечения, которые не обязательно разделять с кем-то другим. Кому-то нравится рыбалка, а кто-то предпочитает вязание, кто-то смотрит сериалы, а кто-то в сотый раз перечитывает «Маленького принца», кто-то обожает шум проливного дождя за окном, а кто-то испытывает умиротворение от гулкого кваканья лягушек в ближайшем пруду.
Научные теории о потребностях человека
Теория Абрахама Маслоу
Это самая известная классификация потребностей человека, о ней знает каждый, кто хотя бы однажды интересовался саморазвитием. Данную концепцию предложил и развил американский психолог Абрахам Маслоу в ряде своих работ о мотивации. Он отсортировал все потребности человека по возвышенности: от низших (биологических) до высших (духовных). Благодаря характерной форме схематического изображения эта классификация получила название «Пирамида Маслоу».
Сам автор выделял в своей классификации 5 уровней:
1. Физиологические потребности. В эту группу он включил пищу, воду, сон, сексуальное удовлетворение – все базовые нужды нашего организма.
2. Безопасность. Когда все физиологические потребности удовлетворены, человек стремится обезопасить себя и свою семью. В данную группу входит не только хорошая защищенность от хищников и прочих опасностей, но и уверенность в стабильности и порядке.
3. Любовь и принадлежность. Здесь речь идёт о хороших отношениях, любви, дружбе, принадлежности к некой социальной группе.
4. Уважение и признание. Если человек уверен в собственном благополучии во всех сферах, входящих в первые три уровня пирамиды, у него появляется устойчивая потребность в уважении и признании. Здесь речь не о банальном «Ты меня уважаешь, нет?!», а о реальном уважении за поступки и достижения.
5. Самоактуализация. Абрахам Маслоу включил в эту группу саморазвитие, самообразование и иные способы работы над собой, своими навыками, знаниями и способностями.
Если внимательно посмотреть на 5 ярусов пирамиды Маслоу, можно заметить, что на первых двух находятся биологические, на третьем и четвертом – социальные и частично духовные, а на пятом – чисто духовные потребности.
Одно из важнейших утверждений теории Маслоу заключается в том, что каждый из уровней обретает важность только при условии, что все потребности, находящиеся на более низких уровнях, полностью удовлетворены. К примеру, голод или нереализованность сексуального инстинкта (первый уровень) заставляют человека забыть об осторожности и безопасности (второй уровень).
Если сравнивать низшие потребности с высшими, то можно заметить несколько характерных отличий:
В первоначальной концепции, предложенной Абрахамом Маслоу, было 5 ярусов, которые мы рассмотрели выше. Позже многие авторы допускали вольности в её трактовке и привносили дополнения, увеличивая количество уровней. Поэтому не удивляйтесь, если увидите разные вариации пирамиды с 7 или 10 ярусами. В любом случае, базовая концепция теории Маслоу сохраняется.
Более подробно о Пирамиде потребностей Маслоу читайте в этой статье.
Теория ERG Альдерфера
Американский профессор Клейтон Альдерфер предложил альтернативную теорию мотивации. Она не противоречит теории Маслоу, но в ней используется собственная классификация потребностей, включающая 3 группы (от их названий и образована аббревиатура ERG):
Как несложно догадаться, первая группа представлена физиологическими потребностями, вторая – социальными, а третья – духовными. При этом Клейтон Альдерфер показал, что взаимосвязь между этими группами несколько сложнее, чем описывал Маслоу (влияние на приоритеты оказывает не только сам факт удовлетворения, но и степень удовлетворенности).
Кроме того, он заметил, что неудовлетворенность высших потребностей усиливает стремление удовлетворить низшие. К примеру, известно, что во время любых кризисов резко увеличивается выручка кондитерских магазинов. Объясняется это тем, что люди, теряя ощущение стабильности, начинают покупать больше сладостей (даже те, кто их вообще не любит и обычно не покупает).
Теория Фромма
Немецкий психолог и социолог Эрих Фромм считал социальное взаимодействие ключевым фактором, влияющим на психику человека. Это нашло отражение в его теории потребностей. Он предложил иерархическую схему из пяти пунктов:
Будучи одним из основателей неофрейдизма, Фромм считал, что нашими основными потребностями управляет бессознательное. Но поскольку бессознательное часто сталкивается с такими преградами как табу, стереотипы, логика, рациональность и прочее, потребности остаются нереализованными.
Теория приобретаемых потребностей МакКлелланда
Американский писатель и психолог Дэвид МакКлелланд предложил свою теорию мотивации. Он считал, что все потребности формируются в детском возрасте. При этом подразделял их на три группы, объясняя механизм формирования каждой из них:
Заключение
Знание того, какие существуют потребности и как они взаимосвязаны, имеет большую ценность для любого человека, заинтересованного в самосовершенствовании. Хорошо понимая, как работает данный механизм, можно лучше понять уровень своей удовлетворенности жизнью, а также эффективнее мотивировать себя на достижение важных целей. Кроме того, это знание поможет своевременно отказываться от лишних желаний, сосредотачиваясь на самом важном.