Изучение снов в психологии
О чем наши сны? Исследования сновидений
Сотни лет люди ищут ответ на вопрос, что означают сны и для чего они нужны.
Это сообщения от нашего подсознательного, отражающие самые сокровенные желания, как предполагал Зигмунд Фрейд и другие психоаналитики? Или же сюжеты снов возникают в процессе очистки нашего разума — как некий побочный продукт обработки повседневного опыта? До сих пор ответы на эти вопросы — неокончательные, а взгляды ученых расходятся.
История толкования сновидений
«Онейрокритика» Артемидоруса Далдиануса
Представление о том, что сны содержат некий скрытый смысл, было популярно на протяжении столетий. Во втором веке нашей эры Артемидор Далдиан (Artemidorus Daldianus) выпустил пятитомный труд под названием Oneirocritica (Толкование снов), в котором каталогизировалось значение большого количества символов и ситуаций. Артемидор предполагал, что сны уникальны для человека, и что жизнь человека наяву влияет на символы в его снах. Он считал, что «сновидящий разум» способен использовать метафоры в своих сообщениях.
Так, первый том «Онейрокритики» посвящен анатомии и деятельности человеческого тела: 82 раздела объясняют, как во сне появляются такие предметы, как размер головы, еда и сексуальная активность. Например, в разделе 52 говорится об одном действии тела: «Все инструменты, которые разрезают и разделяют вещи пополам, означают разногласия, фракции и травмы. Инструменты, сглаживающие поверхности, предсказывают конец вражде».
Вторая книга рассматривает объекты и события в мире природы, такие как погода, животные, боги и полет. Раздел о животных включает в себя млекопитающих (домашних и диких), морских существ, рептилий и летающих. Например, в главе 12 пишется: «Между всеми дикими животными и нашими врагами есть родство. Волк означает жестокого врага. Лиса указывает, что враг не будет атаковать открыто, а будет тайно строить заговоры».
Артемидор переходит от содержания сновидения к технике толкования сновидений в четвертой книге, адресованной его сыну. Он заявляет, что толкователю снов надо знать предысторию сновидца, такую как его род занятий, здоровье, статус, привычки и возраст. Следует учитывать правдоподобность содержания сновидения. Толкователь должен выяснить, как испытуемый думает о каждой составляющей сновидения. В пятой книге Артемидор представляет еще 95 собранных им снов, чтобы его сын мог использовать их в качестве практического материала.
Артемидор подчеркивал эмпирический характер своего исследования. «Я полагался не на какую-либо простую теорию вероятностей, а скорее на опыт и свидетельства реального исполнения снов». В ходе своего исследования он посетил города Греции Италии, а также Малой Азии. Он утверждал, что изучил всю доступную литературу о сновидениях и потратил годы на консультации с толкователями.
Творение Артемидора было самой популярной работой по толкованию снов на протяжении веков. Только относительно недавно — в 1900-х годах — ее потеснила с пьедестала работа Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений».
Зигмунд Фрейд: сон как влечение
Зигмунд Фрейд попытался связать определенные значения с персонажами, объектами, животными и сценариями, которые часто появлялись в снах. Несмотря на признание важности большого количества символов и ситуаций, Фрейд в основном сосредоточился на двух основных скрытых человеческих потребностях: сексе и агрессии.
Согласно Фрейду сновидение — это код, шифр, посредством которого находят свое удовлетворение скрытые желания.
С точки зрения Фрейда, все сны являются формами исполнения неудовлетворенного в реальности желания. В сновидении желание представляется исполнившимся: «Если я вечером ем соленые блюда, то ночью у меня появляется жажда, и я просыпаюсь. Перед пробуждением, однако, мне снится, что я пью».
Сновидения, по мнению Фрейда, формируются как результат двух психических процессов. Первый процесс включает в себя бессознательные силы, которые создают желание, которое выражается мечтой. Второй — это процесс цензуры, который принудительно искажает выражение желания и, соответственно — настоящее содержание сна.
Фрейд выдвинул идею о том, что существует «манифестное» и скрытое, истинное содержание сна. Скрытое содержание относится к настоящему значению сна. Во время сна бессознательное конденсируется, смещается и искажает представление о содержании сна, настоящий смысл которого часто не поддается распознаванию индивидом после пробуждения.
Механизмы искажения сновидений под действием цензуры:
Фрейд утверждал, что «толкование сновидений является королевским путем к познанию бессознательной деятельности ума».
Карл Густав Юнг: сон как архетип
Другой выдающийся психоаналитик — Карл Густав Юнг — отвергал воззрения Зигмунда Фрейда, что сновидения являются «шифром», кодирующим запретные импульсы сексуального влечения или агрессии. По Юнгу, смысл сновидения гораздо шире и отражает не только индивидуальное, но и коллективное бессознательное.
Через символы и персонажи сна проявляются коллективные архетипы (Анима и анимус, Тень и др.), универсальные для всего человечества. Например, это может быть старик, молодая девушка или огромный паук. Каждый воплощает бессознательную установку, по большей части скрытую от сознания. Даже являясь неотъемлемой частью психики сновидца, они зачастую существуют автономно и воспринимаются сновидцем как внешние фигуры.
Поскольку сновидения говорят на мифологическом языке символов, помощь в их интерпретации способна оказать мифология.
Сновидения, как и само бессознательное, говорят на собственном языке. Будучи репрезентациями бессознательного, образы сновидений самодостаточны и обладают собственной логикой. Карл Юнг полагал, что сновидения могут содержать «важные сообщения, философские идеи, иллюзии, дикие фантазии, воспоминания, планы, иррациональные переживания и даже телепатические прозрения».
Знакомство с архетипами, проявляющимися в символах сновидений, позволяют человеку лучше осознавать свои бессознательные установки, интегрировать расщепленные части своей личности и достичь понимания своей Самости (психологической целостности).
Сны как терапия
Сегодня толкование сновидений — это инструмент, который активно используется психологами и психотерапевтами. Например, для анализа бессознательных желаний и конфликтов (во фрейдистском и юнгианском психоанализе) и для внесения содержания сновидения в реальную жизнь клиента, помогая ему прояснить чувства со всех сторон (в гештальт-терапии).
Терапевтический анализ сновидений можно использовать для повышения самосознания, выявления скрытых эмоциональных состояний и помощи людям в преодолении серьезных жизненных ситуаций и травм, для решения многих проблем психического здоровья. Для тех, кто страдает от кошмаров, толкование снов и, в конечном итоге, влияние на них — это способы частично вылечить свое состояние.
Также используют концепцию осознанных сновидений. Осознанное сновидение — это сон, в котором сновидец осознает, что видит сон, и может контролировать свои действия. Способность интерпретировать их трансформируется в возможность воздействовать на них, и такую способность часто используются в качестве лечения. Терапия на основе осознанных сновидений эффективна, в частности, для снижения частоты кошмаров.
В современной терапии часто используется и терапия с репетициями образов (Imagery Rehearsal Therapy, IRT): терапевты просят своих клиентов вспомнить свои плохие сны, записывать их, а затем изменять их содержание на что-то позитивное, побуждая тех мысленно репетировать эти новые сценарии сновидений каждый раз.
Персонажи, взаимодействия и эмоции. Шкала Холла и Ван де Кастла
Современные ученые, занимающиеся сном, давно показали, что сны нельзя сводить только к мечтам о сексе и насилии, как предполагал Фрейд. Сегодня существует более 150 шкал оценки сновидений по различным параметрам.
Наиболее проверенной и широко используемой является шкала Холла и Ван де Кастла (Hall & Van de Castle).
В 1940-х годах психолог Кэлвин Холл проанализировал тысячи письменных отчетов о сновидениях и разработал эмпирические категории, которые он систематически измерял в этих отчетах. Позже, с помощью коллеги-психолога Роберта Ван де Кастла, он расширил, уточнил и формализовал категоризацию, опубликованную в их совместной книге «Контент-анализ сновидений».
В последующие годы система стала эталоном для количественного анализа сновидений, в том числе благодаря своему объективному подходу, который способствует воспроизводимости и высокой надежности.
Окончательная система кодирования сновидений Холла — Ван де Кастла состоит из 10 категорий (и их подкатегорий) элементов, появляющихся в сновидениях, вместе с подробными правилами распознавания и измерения этих элементов из письменных отчетов.
На практике не все эти категории имеют одинаковое значение для отражения психопатологических аспектов содержания сновидения. Три категории обычно являются наиболее ценными и информативными, чем все остальные вместе взятые.
Современные исследования снов
Исследование сновидений обычно усложняется тем, что влечет за собой трудоемкое ручное аннотирование текста. Шкалы анализа содержания сновидений сложны для кодирования и требуют вмешательства человека.
Чтобы решить эту проблему, Алессандро Фоли (Alessandro Fogli) из Римского университета и его коллеги в 2020 году разработали инструмент, который автоматически оценивает отчеты о сновидениях, используя широко используемую шкалу анализа сновидений Холла и Ван де Кастла [2].
Они использовали адаптивную компьютерную программу, чтобы проанализировать содержания сновидений, описанных в более 24000 отчетах, содержащиеся в двух национальных банках данных.
На основании коннотации определенных понятий и их значений алгоритм смог определить и проанализировать три ключевых признака в содержании сновидений.
«До сих пор большинство попыток автоматизированного анализа снов ограничивались тем, чтобы определить эмоции, которые переходили в сны, — пояснили ученые. — Другие аспекты анализа снов, в частности персонажи, которые в них появляются, и характер их взаимодействия, оставались без внимания». Распространенная шкала анализа Холла — Ван де Кастла как раз учитывает эти аспекты снов.
Компьютерная система, разработанная Фоли и его коллегами, предложение за предложением изучает описания снов и на основании выбора слов, грамматики и контекста обнаруживает, кто являются главными действующими лицами — мужчина или женщина, живые люди или привидения (фантастические существа). Затем на основе использованных глаголов алгоритм определяет, какова природа взаимодействий и действий: дружеская, агрессивная или сексуальная. Для этого программа оценивала эмоциональную окраску слов, использованных в описаниях. На основе специального эмоционального лексикона программа классифицировала содержания сновидений по основным чувствами — злости, страха, напряжения, доверия, неожиданности, печали, дружбы и отвращения.
Чтобы проверить надежность своего инструмента, ученые сравнили одну часть своего исследования с выводами других психологов и исследователей сна. «Наши результаты показывают, что такая технология может обнаружить важные аспекты сна и проанализировать их», — сказал Фоли.
Гипотеза непрерывности сновидений и теория ночного терапевта
Ученые обнаружили, что в их анализе содержания снов есть указания на правильность «гипотезы непрерывности сновидений» (continuity hypothesis of dreams). Она утверждает, что большинство сновидений являются продолжением того, что происходит в повседневной жизни. Например, тревога в жизни приводит к сновидениям с негативным аффектом и наоборот. Таким образом во сне люди прорабатывают и проживают повседневный опыт. «Наши будни определяют множество факторов, среди них пол, жизненный этап, глубинные переживания и опыт повседневного насилия», — объясняют ученые.
Независимо от повседневного опыта человека, 80% снов связаны с различными формами отрицательных эмоций. Это значительное присутствие отрицательных эмоций объясняется с помощью того, что ученые назвали теорией «ночного терапевта» (nocturnal therapist theory). Согласно этой теории, сновидения можно рассматривать как «ночного терапевта», который помогает сновидцу выявлять беспокойства и опасения. Также было обнаружено, что «ночной терапевт» помогает находить новаторские решения проблем: во сне разум пытается решить проблему, глядя на нее с необычной точки зрения.
Если гипотеза непрерывности правильная, то сны женщин, например, должны отличаться от тех, что видят мужчины, подростковые сновидения — от снов у взрослых, а сны ветеранов войны — от снов людей, которые никогда не занимались военным делом. Именно это проверили Алессандро Фоли и его коллеги.
Всего они выдвинули пять гипотез (H1-H5):
1. Пол
Культурные и психологические исследования неоднократно показывали, что агрессивное поведение у женщин встречается реже и менее интенсивно, чем у мужчин. Эти различия могут быть результатом эволюционных, а также социальных, культурных и экономических факторов. Кроме того, способность выражать эмоции, которая, как было показано, снимает стресс и улучшает самочувствие, является еще одним фактором, влияющим на агрессивность. Эта способность более развита у женщин, чем у мужчин. Так, подруги обычно говорят о своих эмоциях, в то время как друзья-мужчины более склонны их подавлять. В результате мужчины не получают друг от друга эмоциональной поддержки, а, скорее, «делают что-нибудь» вместе (гольф, лыжи, выпивка). В 2007 году ручная проверка небольшого корпуса сновидений действительно показала, что, в отличие от женщин, «мужчинам чаще снится физическая агрессия». Из теории непрерывности следует, что:
H1. Женские сны характеризуются скорее эмоциями, чем взаимодействием вокруг деятельности, и ограниченным уровнем агрессии.
2. Подростковый возраст
Когда дети достигают подросткового возраста, их эмоциональная устойчивость подвергается испытанию. Социальная тревога возрастает вследствие различных факторов, включая новые социальные переживания, увеличение конфликтов с родителями и гормональные изменения. Переживание отрицательных эмоций подростками систематически регистрировалось для обоих полов, особенно для женщин. У девочек в возрасте от 10 до 14 лет обычно наблюдается первоначальный спад в эмоциональной стабильности, за которым следует повышение по мере того, как они достигают юношеского возраста и начинают вступать в сексуальные отношения. Вторая гипотеза на основе теории непрерывности сновидений:
H2. Сны подростка характеризуются отрицательными эмоциями, за которыми следует сексуальное взаимодействие в раннем взрослом возрасте.
3. Война
Около 17% американских солдат, возвращающихся из Ирака, и 11% тех, кто возвращается из Афганистана, страдали посттравматическим стрессовым расстройством (то есть тревожным расстройством, вызванным очень стрессовыми, пугающими или тревожными событиями). Итак, третья гипотеза:
H3. Сны ветерана войны характеризуются отрицательными эмоциями и агрессией. Ранее эта гипотеза подтвердилась среди ветеранов Вьетнама: они часто видели сны, связанные с чувством вины и насилия.
4. Слепота
Повседневная жизнь слепых людей сравнима с повседневной жизнью людей в целом, но есть два основных исключения. Во-первых, слепым людям могут понадобиться опекуны, которыми часто оказываются женщины, и поэтому гипотеза непрерывности предполагает, что опекуны будут присутствовать в отчетах о сновидениях слепых людей. Во-вторых, сенсорное восприятие слепых людей, как правило, усиливается из-за повышенной чувствительности тактильных, акустических и обонятельных рецепторов. Эта чувствительность так сильно влияет на внутреннюю работу воображения, что предыдущие исследования показали, что слепые люди представляют больше «нереальных» образов, чем зрячие. Это соответствует тезису, что существует концептуальная связь между восприятием и чувственным воображением. Основываясь на этих элементах, четвертая гипотеза такова:
H4. Сны слепых людей содержат больше воображаемых персонажей и аспектов, связанных с их реальными опекунами (например, они изображают женщин).
5. Повседневная агрессия
Уровень насильственных преступлений в США был значительным в 1960-х годах, затем неуклонно снижался и продолжает снижаться сегодня. Поэтому пятая и последняя гипотеза такова:
H5. Сны во время социальной агрессии (в 1960-е годы) характеризуются агрессией.
Эта последняя гипотеза была проверена во время террористических атак 11 сентября на башни-близнецы в Нью-Йорке. Атаки вызвали резкое увеличение числа людей в США, которым снились взрывы, смерти и пожары. Таким образом, не только переживание стрессового события, но и слух о нем могут привести к очень травмирующим сновидениям.
Для анализа были использованы следующие наборы отчетов о сновидениях:
Результаты исследования следующие.
При анализе отдельных описаний эти тенденции не были очевидными, зато в исследовании большого количества рассказов о снах их было легче выявлять и квантифицировать. Большая база данных облегчила выявления таких аспектов, объяснили ученые.
На основании своих исследований ученые пришли к выводу: гипотеза продолжения повседневного опыта в снах подтверждается: «Наши результаты согласуются с идеей, что существует непрерывность между тем, что человек переживает на самом деле, и тем, что ему снится».
Итак, компьютерный анализ более 24000 описаний сновидений подтвердил предположение, что во сне люди преимущественно прорабатывают свои впечатления, полученные в состоянии бодрствования, то есть опыт повседневности. В снах мужчин чаще присутствуют негативные эмоции и агрессивные действия, чем в снах женщин. Зато сны подростков отражают их переход во взрослый возраст.
Осознанные сновидения: психофизиология и феноменология
Научные исследования сна
Сон – явление человеческой жизни, постоянно притягивающее внимание писателей, философов, мистиков, художников, ученых. По-настоящему глубокие, основанные на объективных методах научных исследований труды о сне стали появляться только в XX веке. Это не означает, что сама проблема взаимодействия между сном, сновидениями и дневной жизнью человека не интересовала ученых раньше. Достаточно вспомнить труды З. Фрейда и К. Г. Юнга, работы А. Адлера. Однако едва ли не фантастический размах эта деятельность приобрела уже в современную эпоху.
Несколько особняком стоят исследования Хейден института, который специализируется на духовной (в религиозно-мистическом смысле) стороне сновидений, используя юнгианский подход.
Пожалуй, все направления изучения сна и сновидений в исторической перспективе можно связать с двумя основными тенденциями: «анализ содержания» и «анализ формы» (в исследованиях последних лет появляется мысль о сближении этих направлений). Анализом содержания занимались философы и религиозные мистики, в этом же русле развивалась теория З. Фрейда. Анализ формы, по мнению Дж. Аллана Хобсона – основная парадигма современной науки о сне, предполагающая изучение не столько сюжетов и образов, сколько самого механизма их возникновения, взаимодействие мозга и сознания (если допустим именно этот термин, так как Хобсон имеет в виду интегративное взаимодействие, взаимодействие внутри того целого, которое они образуют как единая система) [5].
Введем некоторые необходимые понятия:
Сон. Сон можно определить как необходимое для восстановления функций, обработки информации эмоциональной памятью и пр. генетически обусловленное физиологическое состояние живого организма, в целом характеризующееся уменьшением активности мозга и изменением ее характера по сравнению с бодрствованием. Эта активность не одинакова на протяжении сна, который представляет собой многократную смену различных по интенсивности и зонам активации периодов – фаз. Изучением особенностей сна, трактуемых как патологии сна, занимается сомнология.
Осознанные сновидения: объективная теория и субъективный опыт
Осознанным сновидением называют состояние сознания, возникающее в фазе быстрого сна, которое и субъективно воспринимается как сон, но сновидения в таком сне приобретают высокую степень образной и эмоциональной насыщенности, и – самое важное – сновидения управляются сновидцем, который осознает себя субъектом сновидения. Состояние осознанного сна может наступить спонтанно, но вполне может быть инициировано спящим в момент засыпания или прямо в состоянии сна. Разработаны методики погружения в осознанный сон, контроля за развитием сюжета сновидения и выхода из него. Опыт ОС на протяжении XX века описывался неоднократно, интерес к изучению этого феномена то затухал, то снова разгорался, и современная его активизация представляет собой примерно третий «цикл» дискуссий, размышлений и экспериментов в этой области.
Психофизиология осознанных сновидений
Для описания деятельности мозга в состоянии осознанного сновидения обратимся к статье «Осознанные сновидения: состояние сознания на границе между бодрствованием и неосознанным сном», авторы: У. Восс, Р. Хольцман, И. Туин,Дж. АлланХобсон. Статья опубликована в журнале «Сон» в 2009 году [8].
Исследование было проведено в Лаборатории сна неврологической клиники Франкфуртского университета. В результате проведенных экспериментов были получены объективные данные, подтверждающие, что деятельность мозга во время осознанных сновидений отличается и от состояния быстрого сна, и от состояния бодрствования. Было замечено, что физиологическая картина ОС физиологическая картина ОС ближе к картине бодрствования, чем к картине быстрого сна, для которого обычно и характерны сновидения. Особенно отчетливо различие в степени активности лобных и фронтолатеральных областей мозга, которые отвечают за ясность понимания, планирование и контроль. Однако эксперимент подтвердил, что состояние ОС не является какой-либо формой бодрствования, несмотря на сходство многих показателей, так как они существенно отличались от картины перехода испытуемых в реальное бодрствование.
Таким образом, субъективно осознаваемые появление саморефлексии и произвольный контроль в то время, как испытуемые продолжали спать, связаны с некоторым повышением активности лобных областей мозга. В статье используется идея «вторичного сознания», впервые, видимо, обозначенная Джеральдом Морисом Эдельманом, обратившим внимание на связь между содержанием сознания и особенностями распределения кортикальной активности. Вторичным сознанием авторами называются эффекты саморефлексии и волевого контроля, связанные с активацией обширных зон коры во время ОС, потенциированной повышением активности лобной области. Эта картина типична для состояния осознанного восприятия. Авторы статьи выдвигают гипотезу о существовании разных уровней сознания/осознанности. ОС показывают, что сегодня нельзя ограничиваться только различением состояний бодрствования, фаз медленного и быстрого сна, есть и другие состояния сознания, обусловленные еще не полностью исследованными возможностями мозга.
Научно-методологическая ценность ОС состоит в том, что лабораторные исследования вкупе с информацией о субъективном опыте сновидцев могут помочь раскрыть многие тайны сознания.
Проблемы теоретического объективного изучения ОС связаны в первую очередь с отсутствием фундаментальной теории самого сознания: сегодня нет авторитетного дискурса, который бы позволил не только описывать характер активности мозга в те или иные моменты работы сознания с учетом субъективного опыта сознающего индивида, но определил бы саму сущность феномена.
Феноменология осознанных сновидений
Осознанные сновидения привлекают чрезвычайно много людей, стремящихся к получению необычного опыта. Они создают удивительную возможность переживания ситуаций, недостижимых в реальной жизни по тем или иным причинам. При этом человек может оценивать свое поведение, управлять им. Состояние осознанного сновидения позволяет получить материал для самопознания и самоанализа. Психотерапевтический эффект осознанных сновидений основан на получении сновидцем нового опыта, который при определенных условиях может быть перенесен в реальную жизнь. Практика осознанных сновидений, в отличие от теории, насчитывает многие столетия. Каково современное состояние методологии осознания снов?
Идеи С. Лабержа и Г. Рейнгольда. Обучение осознанным сновидениям
Стивен Лаберж и Говард Рейнгольд в книге «Исследование мира осознанных сновидений» предлагают взглянуть на сон как на возможность сделать свою жизнь более яркой и полноценной, подробно разъясняя все перспективы, открывающиеся перед тем, кто обучится осознавать свои сны. Авторами предложена методика овладения искусством осознания снов. Человек проводит во сне значительную часть своей жизни, это та часть, которая остается за пределами его контроля. Физиологическая польза сна исследуется сегодня. Но в чем польза сновидений? Авторы книги настаивают на том, что сновидения помогут человеку, если они станут осознанными, а значит и управляемыми. Осознанный сон является вместилищем богатейшего опыта, новых переживаний. На своем опыте обладатели способности видеть осознанные сновидения утверждают, что такие сны дают им ни с чем несравнимое состояние радости, наслаждения. Они перестают быть жертвами «плохих» снов, так как могут влиять на содержание сна. Но способность осознавать свои сны приходит не сразу, а в процессе обучения.
Первым этапом этого обучения является развитие умения концентрировать дневное восприятие на визуальных образах, вкусовых, аудиальных и других ощущениях, запахах, эмоциях, мыслях. Управление сном маловероятно без развитого восприятия реального мира и понимания, что сознание человека, его «Я» не равно переживаемым человеком чувствам, представлениям. Этот опыт «дистанцирования» «Я» от впечатлений и чувств окажется бесценным, когда речь зайдет об управлении образами сна, которые так же, как и дневные впечатления, только следы реальности в сознании, но не само сознание и не сама реальность. Наше «Я» может отбирать их, изменять, управлять степенью их ценности для нашей жизни. Однако бодрствующее сознание ограничено тем, что следы эти оставляют объекты, существующие в реальном мире и обладающие относительной неизменностью. Во сне же образы и события, как правило, не имеют источника во вне. Их источник внутри нас – это наша память. Во сне, который гораздо более изменчив и динамичен, мы еще более свободны в своем влиянии: сновидение с легкостью, несвойственной реальному миру, откликликается на малейшие наши желания и чувства, а опыт, получаемый в результате этого влияния, запечатлевается с той же четкостью, что и опыт, получаемый в реальной жизни. Один из главных «подарков», которые получает сновидец, осознающий сон, – опыт переживания своих огромных возможностей, так необходимый многим из тех, кто сомневается в своих силах, в способности что-то изменить в собственной жизни.
Среди трудностей, связанных с состоянием осознанного сна, заметную роль играет необходимость осознать свое нахождение во сне, что не так-то просто сделать. Авторы названной книги предлагают несколько методик, позволяющих осознать себя в качестве сновидца. Они детально рассказывают, как установить контроль над сном и использовать сновидение для достижения своих целей: будь то стремление решить психологическую или иную жизненную проблему, увеличить свой творчески потенциал, избавиться от ночных кошмаров, улучшить качество жизни.
Михаил Радуга: Осознанное сновидение или состояние «фазы»
На специальном сайте М. Радуги раскрываются некоторые особенности физиологии сна и ОС, декларируется принципиальная установка на «полифонию» взглядов и интерпретаций, если речь идет о теоретическом объяснении явления: от эзотерических до психофизиологических и психоаналитических (что явно порождает синкретизм научных и ненаучных объяснительных моделей). Также предлагается несколько гипотез, разъясняющих известные библейские и иные сюжеты с позиции состояния «фазы» как феномена, имеющего материальную основу, что переносит их из религиозно-мистического смыслового поля в пространство рационалистического дискурса [10].
К сожалению, проблеме ОС в исследованиях ученых (от нейробиологов, физиологов, психологов до социологов и философов) уделяется недостаточное внимание. Это при том, что практики ОС популяризируются на фоне роста интереса к виртуальности как таковой, а это значит, что в отсутствие этических барьеров и глубоких знаний о природе феномена увеличивается число тех, кто стремится испытать новые ощущения «не вставая с дивана». Вряд ли «заклинание молчанием» будет эффективно. Не учитывается, видимо, и то, насколько важный материал для работы над проблемами сознания могут дать экспериментальные исследования ОС.
По мнению автора настоящей статьи, не снимается вопрос о вероятном взаимовлиянии между ОС и патологиями. Учитывая то, что уже известно о психофизиологии ОС, мы имеем дело с такой картиной активности мозга, которая несколько отличается и от бодрствования, и от БГД – фазы. Это в своем роде новое для индивида состояние (хотя оно, конечно, обусловлено естественной природой мозга и сознания). Нельзя не задуматься над вопросом о том, как ОС может повлиять на человека, уже имеющего какие-либо нетипичные проявления мозговой активности (что встречается при некоторых патопсихологических состояниях).
Терапевтическое действие осознанных сновидений
Едва ли не в каждой работе, посвященной осознанным сновидениям, мы найдем указания на возможность их терапевтического использования. В электронном научно-популярном журнале «Психология сегодня» приводится интервью с Б. Де Урсо (BeverlyD᷾Urso) [14], практикующей осознанные сновидения уже в течение многих лет (фактически с детства, когда частичное управление сновидением помогло героине интервью избавиться от кошмара [12]) и занимающейся теоретическими изысканиями в этой сфере.
Вслед за С. Лабержем Б. Де Урсо утверждает особую роль умения сосредотачивать внимание на деталях, замечать нюансы (что вполне согласуется с древними истоками ОС), потому что опыт дневного восприятия, запечатлевшись в памяти, воспроизводится в сновидениях. Его многократное повторение превращается в настоящую тренировку памяти и восприятия, отмечается, что опытные сновидцы гораздо более внимательны, более наблюдательны и способны в реальной жизни замечать и запоминать гораздо больше деталей.
Де Урсо приводит пример и сугубо терапевтического эффекта ОС, рассказывая о ситуации, когда у нее возникли проблемы с написанием научного труда. Это явление знакомо некоторым начинающим ученым: собран материал, есть идеи, но нет силы, которая заставила бы взять в руки ручку или сесть за компьютер и приступить к изложению. В одном из ОС героиня интервью смоделировала эту ситуацию, образны сна (независимо от ее воли) были эмоционально насыщены и вызывали страх (например, сидение стула имело отверстие, ведущее, как казалось, в самый ад; тело с трудом подчинялось управлению). Во сне ей все-таки удалось преодолеть свой страх, сесть за компьютер и … в этот момент она провалилась вниз. Вскоре в реальной жизни она смогла вернуться к работе над диссертацией и завершила исследование. Как утверждает Де Урсо, подобных проблем у нее больше никогда не было.
По словам доктора медицины Э. Хартмана, «Изменения происходят, потому что сны создают новую реальность, остающуюся в памяти, а это создает новые связи, обеспечивает новое понимание мира, которое позволяет нам находить абсолютно новые решения» [11]. Иначе – пережитый в осознанном сне опыт воспринимается сознанием как реальный опыт, который оно использует, подобно любому пережитому нами в реальности событию. На этом феномене основан психотерапевтический эффект осознанного сновидения. Данная идея косвенно подтверждается последними исследованиями в области эмоциональной памяти. Во сне происходит закрепление эмоциональной картины какой-либо ситуации в когнитивных структурах. В приведенном примере это – преодоленный страх, за которым не последовало никакого, подтверждающего его обоснованность события. Сформировался разрыв между негативной эмоцией и действием, который был успешно закреплен в эмоциональной памяти даже без проигрывания этой ситуации в бодрствующем состоянии. Отметим, что формирование эмоциональной памяти усиливается именно в фазе быстрого сна, который является почвой для ОС. Стикголд, Хобсон, Фосс называют это состояние «Офф-лайн конструированием памяти» [9].
Есть факты, подтверждающие, что изменения могут произойти, независимо от того, был ли сон действительно осознанным. В пользу этого свидетельствует следующий пример, приведенный «Dreams That Change Our Lives»: однажды преподавателю, когда-то бывшему экспертом в некой области, но долго не обращавшемуся к ней и со временем потерявшему уверенность в своих способностях настолько, что он собирался отказаться от выгодного предложения, связанного с прежними навыками, приснился сон, о котором он рассказал следующее:
«Во сне я шел по пустыне и вдруг увидел старый проржавевший автомобиль, в котором сидел человек. Человек этот показался мне мертвым. Но мой компаньон, лица которого я не видел, потому что он шел позади меня, сказал: «Он только спит, подойди и прикоснись к нему». Я возражал, но, в конце концов, все-таки уступил настояниям голоса, подошел и прикоснулся к сидящему в машине мужчине. В тот же момент он ожил, а его полуразвалившийся автомобиль стал совершенно новым».
Проснувшись, преподаватель передумал отказываться и принял предложение. Только спустя значительное время он понял, что сон был метафорическим ответом на его сомнения, он помог изменить герою рассказанной истории отношение к своему профессионализму, подсказал, что нужно «оживить» его своим «прикосновением», не бояться контакта с тем, что, казалось, принадлежит уже только прошлому.
Литература:
Автор: Лазаренко Любовь
канд. филол. наук, преподаватель