Испытание сном рисунок к мифу
Топ-10 Древних легенд о снах
Сновидения всегда были одной из главных загадок человечества. Ещё в 5000 году до нашей эры жители Месопотамии записывали свои сны на глиняные таблички, и в каждой культуре мира есть своя собственная интерпретация царства, которое находится между бодрствованием и сном. В некоторых легендах сны посылаются богами, в других на периферии сознания таятся жуткие монстры, ожидая своего шанса пробраться в тени наших подсознаний. Десять легенд, о которых мы расскажем в этой статье, включают в себя сновидения и кошмары из различных культур, разбросанных по 7000 лет человеческой истории.
10. Баку (Baku)
Фотография: Momotarou2012/Wikimedia
Согласно японской легенде, Баку это животное-дух, поедающее сновидения, которое посещает дома посреди ночи и пожирает кошмары людей, которые спят. Оно обычно описывается как тапир, обладающий формой, похожей на свинью с длинным носом. В царстве духов сна, Баку является доброжелательным духом, который защищает людей от ужасов плохих снов.
9. Морфей (Morpheus)
Лишь немногие культуры углублялись в мир сновидений так глубоко как греки. Как и в случае большинства аспектов жизни, у них был бог, который олицетворял мир сновидений: Морфей. Он был сыном Гипноса (Hypnos), бога сна, и обладал способностью входить в сновидения смертных, чтобы донести до них сообщения от богов.
Морфей впервые появился в эпической поэме Метаморфозы (Metamorphoses), которая была написана поэтом, жившим в первом веке и известным как Овидий (Ovid). Несмотря на то, что он мог принимать форму человека, когда он доставлял сообщения во время сновидений, его истинной формой была фигура похожая на демона с огромными чёрными крыльями, которые позволяли ему быстро путешествовать по миру грёз. Морфей был выбран в качестве посланника, потому что, из тысяч детей Гипноса, он лучше всего мог замаскироваться под человека.
8. Мара (Mara)
Фотография: Hintha/WIkimedia
В германском фольклоре, мара является злым духом, который сидит у вас на груди, пока вы спите и мешает свободно дышать, превращая ваши сновидения в кошмары. Она появляется в той или иной форме во всех германских культурах, хотя конкретное название и описание изменяется в каждом языке.
В частности, английским словом для Мары является «mare», от которого появилось слово кошмар – «nightmare». Хорваты считают, что в ночное время Мара принимает форму красивой женщины. Она посещает мужчин в их снах, чтобы мучить их и медленно высасывать их жизненную силу в течение десятилетий. В других культурах, Мара является толстокожим гоблином.
7. Ловля снов
Фотография: Media123
Оджибве (Ojibwe) это индейское племя, которое первоначально жило у берегов Озера Верхнего (Lake Superior) на севере США. Тем не менее, в соответствии с их собственной легендой, их народ появился на мифическом Черепашьем острове (Turtle Island). Там, Женщина-паук, или Asibikaashi, присматривала за народом Оджибве. Каждое утро она строит домик, который ловит солнце и приносит его своим детям. Поскольку она паук, домиком является паутина, а утренняя роса отражает утренний солнечный свет, «ловя» его.
Поскольку народ оджибве начал распространяться, Asibikaashi уже не могла присматривать за каждым человеком по отдельности, поэтому она позволила людям создавать свои собственные домики-ловцы снов, через которые она защищала их от ночных кошмаров. Согласно легенде, если вы повесите Ловца снов над кроватью ночью, хорошие сны будут проходить через отверстия, а кошмары застрянут в нём, не достигнув вашей головы.
6. Фобетор (Phobetor) и Ониры (Oneiroi)
У греков было много разных богов для олицетворения различных аспектов сна. И в то время как Морфей служил посыльным во время сновидений, его брат Фобетор был носителем кошмаров. Его имя переводится с греческого языка как «следует опасаться». Каждую ночь, он появляется из обители вечной тьмы в виде крылатого демона, чтобы портить сновидения смертных.
Поэма Метаморфозы описывает Фобетора как оборотня, который «принимает вид зверей и птиц и длинных ползучих змей». Он является сыном Тьмы, и одним из самых важных фигур среди Онир. Ониры являются пантеоном богов сна, которые живут в Эребосе (Erebos), который был частью греческой преисподней. Дети Фобетора сотканы из самих кошмаров, что позволяет ему распространить своё влияние на всех спящих людей мира.
5. Сонный паралич
Это странное явление сонного паралича происходит тогда, когда вы просыпаетесь внезапно и не можете ни двигаться, ни говорить. По некоторым причинам, большинство людей, которые переживают это явление, также испытывают ощущение того, что «кто-то за ними наблюдает», и это, как правило, очень страшно. Люди описывают демонов, инопланетных посетителей, и духов, которые находятся с ними в тёмной комнате. Несмотря на то, что это на самом деле просто трюк ума, идея о том, что незнакомец смотрит вас посреди ночи, является, безусловно, пугающей.
Поэтому вполне понятно, почему почти в каждой культуре в истории было своё олицетворение для сонного паралича. Мара о которой мы упоминали ранее, была придумана, чтобы объяснить это явление. В Кашмире, это явление было вызвано пасикдхаром (pasikdhar), невидимым демоном, который нападал на вас в ночное время. В Турции джинн сидит на руках спящего, прикрывает его рот, и душит его. Пакистанская легенда гласит о том, что в спящего человека вселялся сам Шайтан (Сатана).
4. Брауни (Brownies)
В Равнинной Шотландии существует легенда о крошечных человечках называемых брауни, которые приходят в ваш дом ночью, и делают за вас работу по дому, пока вы спите. Они похожи на домовых, которые традиционно живут на сельскохозяйственных угодьях и, до тех пор, пока они всем довольны, они помогают по ферме. Но Боже вас упаси, если вы оскорбите домового, потому что их способность к добру, уступает только лишь их неуёмной любви к разрушению. Они опрокидывают вилы, пугают овец, или даже, если вы их действительно разозлите, воруют пироги с подоконников.
В отличие от домовых, брауни, обычно доброжелательные. Они не любят, чтобы их замечали люди, поэтому они ждут, когда вы крепко заснёте, и вам начнут сниться сновидения, и только тогда они зайдут в дом. Они будут работать ещё лучше, если вы оставите им немного еды, и они особенно любят кашу и молоко.
3. Великий Дух (Great Spirit)
Абенаки (Abenaki) это индейское племя, представители которого жили в районе Новой Англии в Соединённых Штатах, и их деревни простирались вплоть до Южного Квебека (Southern Quebec). Их самое значимое сновидение также является их историей происхождения.
Согласно мифу, Великий Дух изначально жил в пустоте, в мире, где не было ни формы, ни функции. Поэтому он призвал Великую Черепаху, чтобы сформировать земли мира, и налепил глину на панцирь черепахи, чтобы создать горы. Но потом он замер в нерешительности: Какие существа будут жить в этом мире? Думая об этом, он задремал и начал видеть сновидение. В своём сне он увидел всех животных и людей, которые наполняют мир сегодня, и подумал, что ему приснился кошмар.
Когда Великий Дух проснулся, он обнаружил, что его сновидение создало всех животных на Земле, и чем больше он смотрел на них, тем больше он замечал, как всё в природе работало в совокупности на пути к прекрасной цели.
2. Нуэ (Nue)
Нуэ это химера из японского фольклора, которая служит предвестником болезни и неудачи. У этого существа лапы тигра, лицо обезьяны, и тело тануки, а вместо хвоста у него длинная ядовитая змея.
1. Песочный человек (Sandman)
Каждый маленький ребёнок знает историю о Песочном человеке, доброжелательном существе, которое сыпет песок в глаза спящих мальчиков и девочек, чтобы они могли видеть сны. Когда вы просыпаетесь с корочками вокруг глаз, это потому, что Песочный человек посетил вас накануне вечером.
Песочный человек был впервые введен в литературу в сказке Ханса Кристиана Андерсена (Hans Christian Andersen) «Оле-Лукойе» (Ole Lukøje). Однако умы маленьких детей многие годы мучал именно рассказ «Песочный человек» (Der Sandman) 1816 года. В этом варианте, Песочный человек посещал только тех детей, которые не хотели идти спать. Его песок заставлял выпадать из глазниц их глаза, которые он собрал и скармливал своим демоническим детям в своей железной крепости на Луне.
Поддержи Бугага.ру и поделись этим постом с друзьями! Спасибо! 🙂
12. Испытание сном
Задача яги не уснуть очень часто связана с поручением достать гусли-самогуды. «Пожалуй, подарю тебе (гусли), только с одним уговором: как стану я гусли настраивать, чтоб никто не спал» (Аф. 216). «Ты теперь сиди и не дремли, а то не получишь гусли-самогуды» (См. 310).
Расшифровку этого мотива мы начнем с указания на американский материал. В работе Гайтона, посвященной сюжету мужа, отправляющегося искать умершую жену (Gayton), видно, что пришелец не должен зевать и не должен спать, так как это выдает в нем живого. Сон здесь имеет такое же значение, как и запах. Живые узнаются потому, что они пахнут, зевают, спят и смеются. Мертвецы всего этого не делают. Естественно поэтому, что страж, охраняющий царство мертвых от живых, пытается по запаху, смеху и сну узнать природу пришельца, а этим самым определить его право на дальнейшее следование. Так, одна из записей этого сюжета пересказывается Гайтоном так: герой отправляется искать умершую жену, приходит к главарю другого мира и после трапезы высказывает ему свое желание. «Тот сказал, что он не думает, что он добудет свою жену, так как ему придется бодрствовать всю ночь. Он ему сказал, что он не получит обратно жену, если он уснет хотя бы на одно мгновение» (Gayton 258).
Что испытание сном отнюдь не случайное явление, видно еще по эпосу о Гильгамеше. Здесь герой Гильгамеш ищет ут-Напиштима, чтобы получить от него бессмертие (аналогия к живой воде нашей сказки). Ут-Напиштим — такой же испытатель и даритель, какой имеется в сказках. Он предлагает герою не спать шесть дней и семь ночей. Но Гильгамеш, усталый от далекого пути, засыпает. Однако жена Ут-Напиштима его жалеет и будит его в тот момент, когда он засыпает (Jensen 46). Грессман прибавляет: «Тогда ее муж предлагает ей испечь для Гильгамеша хлеба, вероятно, на дорогу. Следует довольно загадочная сцена печения хлеба, которому, как кажется, приписывалась какая-то магическая сила» (Gressmann 56). Мы уже знаем, какая сила приписывалась еде, вкушаемой у входа в царство мертвых. В основном же эти случаи показывают, что запрет сна прекрасно вяжется с образом яги и ее ролью.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
ИСПЫТАНИЕ
ИСПЫТАНИЕ В печах, где не смолкает клокотанье, Железо закаляется огнем. Затем металл проходит испытанье На твердость, на разрыв и на излом… В любви и в гневе, в счастье и страданье И на чужбине, и в краю родном — И
АНАТОЛИЙ БЕЛОЗЕРЦЕВ ИСПЫТАНИЕ НА ЗРЕЛОСТЬ
АНАТОЛИЙ БЕЛОЗЕРЦЕВ ИСПЫТАНИЕ НА ЗРЕЛОСТЬ «Среди фронтовиков 1922-го, 23-го и 24-го годов рождения в живых осталось только три процента. Это значит, что из каждой сотни мальчишек домой вернулись лишь трое… Но война (освободительная война!) — это не только кровь, страдания и
ИСПЫТАНИЕ ПРАВДОЙ
ИСПЫТАНИЕ ПРАВДОЙ «…Мы оказались соседями по времени, в котором досталось жить. А время всех ставит рядом: больших, маленьких, посредственных, ничтожных — всех, всех, всех». Ю. Трифонов В «Калине красной» лизоблюд-шестерка распахивал перед гуляющим во всю ширь души
14. Испытание баней
14. Испытание баней Большой популярностью пользуется задача просидеть в горячей бане. «Та баня топилась три месяца, и так накалена была, что за пять верст нельзя было подойти к ней» (Аф. 137). Герой теряется. «Что вы, с ума сошли? Да я сгорю там!». Но тут он вспоминает о своих
15. Испытание едой
15. Испытание едой Испытание горячей баней очень часто связано с испытанием едой. «Ну, коли ты такой хитрый, так покажи свое удальство: Съешь со своими товарищами за один раз двенадцать быков жареных да двенадцать кулей печеного хлеба» (Аф. 144). «Царь приказал большой обед
Екатерина Хасанова
Испытание сном
Это началось холодным майским вечером. Мы с моей подругой Мариной и её сестрой Юлей ехали на машине отдыхать в пансионат. Я так и не поняла, было ли это пансионатом или лагерем, но туда можно было заселится бесплатно. Только приходи, если захочешь. Об этом месте случайно узнала Юля, и сейчас она вела машину к нашему новому месту пребывания. Она лихо и уверенно припарковала машину возле пансионата, и мы, забрав чемоданы, пошли заселяться. Не знаю, зачем я решила ехать с ними непонятно куда, возможно мне необходимо было развеяться и сменить обстановку, да и с подругами хотелось пообщаться.
Нас разместили в номерах на втором этаже здания. У каждой из нас был свой отдельный номер, больше похожий на больничную палату. Закравшиеся было сомнения развеяла Марина – она сказала, что раз это оздоровительный пансионат, к тому же с бесплатным пребыванием, то зачем удивляться такой обстановке. Поздним вечером, в Юлином номере, мы распили бутылку вина на троих, тем самым отметив приезд. Роскошный ужин, состоящий из разнообразных блюд на выбор, подвозили прямо к палатам, пардон, к номерам на этаже. Одним из условий бесплатного пребывания в пансионате было то, что нельзя за всё нахождение здесь покидать свой этаж. На этаже и в номерах не было окон.
Ближе к полуночи мы с Мариной решили разойтись по своим комнатам. Выходя от Юли, мы заметили странную картину: практически все постояльцы вышли в общий коридор этажа и повернулись в одну сторону. Они смотрели в самый дальний конец коридора. Люди смотрели на дверь. Меня поразили некоторые постояльцы с бледной кожей, особенно запомнился худой, долговязый, седовласый мужчина. На нём был засаленный старый полосатый халат. Мужчина повернулся ко мне, почувствовав мой взгляд, и я застыла под его выцветшими, полными ужаса серыми глазами. Затем он вновь посмотрел в сторону двери.
«Наверное, это один из самых тяжёлых пациентов», – подумала я. Это место всё больше напоминало мне больницу. Только где же врачи?
– Почему они все так стоят? – взволнованно спросила Юля.
– А ты не знаешь? Ты случайно не читала брошюрку с распорядком дня? – ответила сестре вопросом на вопрос Марина.
Вдруг дверь в конце коридора распахнулась как будто от сквозняка, и у меня получилось разглядеть сумеречный свет, льющийся из невидимого окна. Хотя какой свет? Ведь уже была полночь. Вся комната была какой-то серой. Невольно поддавшись вперёд, я услышала звуки сквозняка из двери. Любопытство взяло верх над страхом, и я прошла немного вперёд коридора, чтобы рассмотреть поближе странную комнату. Подруги шли за мной по пятам. Обернувшись назад, я увидела, как Юля крепко прижалась к Марине, которая обнимала её за плечи. Также я увидела, как мужчина с выцветшими глазами быстро вернулся в свою палату. Мы с подругами заметили, что некоторые люди тоже подходят к двери. Там были незнакомые нам молодые парни, которые дурачились и пытались вытолкнуть одного из своих друзей за дверь страшной комнаты, пока кто-то из пациентов постарше не сделал им замечание. Мы видели, как примерно шесть человек подошли ближе к двери, один из них взялся за ручку серой двери, которая вела в комнату, слабо освещённую как в пасмурный вечер. Все замерли.
Мужчина стоял будто бы собираясь с духом, затем, не оглядываясь, он переступил порог комнаты. Я готова была поклясться, что дверь сама аккуратно закрылась за ним!
Он что, ушёл на какие-то процедуры? Мы с Мариной и Юлей были в каком-то ступоре и очнулись от него, когда люди на этаже стали расходится по своим комнатам, наполняя коридор звуками шагов и приглушёнными разговорами.
– Так, девочки, давайте пока по койкам, а завтра на трезвую голову обсудим. – предложила я, прервав молчание.
– Не думаю, что после увиденного нам стоит спать по отдельности. – – засомневалась Марина.
– Но кровати рассчитаны именно на одного человека. Вы поместитесь вместе? Тем более правила здесь гласят, что за каждым человеком закреплён отдельный номер.
Марина твёрдо ответила мне: «Мне всё равно, что там за правила! Я буду со своей сестрой».
А я не любила нарушать правила, какими бы глупыми они мне не казались. Во мне жил страх возможных укоров от окружающих за нарушение установленных порядков, что сильно мешало мне по жизни, и только мой муж помог понять мне это. В принципе, иногда у меня получалось давать отпор, но себя и свои чувства я так и не полюбила по-настоящему.
Но здесь, в пансионате, я была без мужа и без его наставлений, поэтому опять подчинилась правилам в ущерб себе. Мне очень хотелось ночевать вместе с подругами, но я снова испугалась неодобрения посторонних мне людей.
Ночь прошла беспокойно. На следующее утро, забирая завтрак у женщины, которая развозила нам еду, я попыталась узнать у неё о странной комнате:
– Мне запрещено говорить на эту тему. Но могу сказать, что каждый заходит в неё в своё время, рано или поздно.
Забирая у неё яичницу с жареным беконом, я всё же решила продолжить разговор: