Инверсия сна у ребенка
Терапия поведенческих нарушений сна у детей
Споры вокруг методов самостоятельного засыпания ребенка всегда раззгораются нешуточные. А почему, собственно? Потому что мамы дают оценку методу лечения нарушения сна не по эффективности, а по принципу «жалко/не жалко», «гуманно/негуманно», «работает/не работает». Кто-то вообще написал, что плохо, когда врачи лезут не в свое дело, т.е. в педагогику.
Так вот. Прежде чем я напишу о принципах обучения детей самостоятельному засыпанию, хочу уточнить одну важную вещь. Обучение ребенка самостоятельному засыпанию относится к методам поведенческой терапии. Терапия = лечение. Более того, я специально попросила нашего уважаемого психиатра, Сергея Владимировича написать пост о том, что такое поведенческая терапия (подробности и ссылки на исследования ищите в оригинале материала). На минуточку, когнитивно-поведенческая терапия — это единственная научно доказанная методика, которая входит в американские гайдлайны работы с поведенческими нарушениями и психическими расстройствами! Эффективность остальных методик, которые так любят психиатры (НЛП, гипноз и пр.), в крупных исследованиях не доказана и до сих пор остается под вопросом.
Ведь мало кто рассуждает, гуманно или не гуманно отрезать человеку целый орган (миндалины или желчный пузырь, например) в случае, если для этого имеются медицинские показания. Можно же довести ситуацию вообще до абсурда: природа лишнего не придумала, раз есть аппендикс, значит, он не лишний. Плюс его удаляют в операционной, под наркозом, а наркоз — это вредно, разлука с мамой в операционной — вредно, отходить от наркоза — слезно, пребывать в стационаре — стресс. Давайте не будем удалять воспаленный аппендикс.
Но все-таки мы понимаем, что есть соотношение польза — риск (которое врач оценивает каждый раз, прежде чем предложить тот или иной метод лечения), и польза от аппендэктомии или удаления желчного пузыря с камнями явно превышает риск от бездействия или осложнений, которые могут возникнуть в ходе операции, или стресса, который неминуемо испытает и взрослый, и ребенок.
Так почему же родители не дают свою личную оценку оперативным или консервативным видам лечения, но бурно обсуждают поведенческую терапию? На мой взгляд, дело в ответственности и вовлеченности родителей в процесс. При проведении операции или назначении медикаментозного лечения ответственность в большей степени ложится на врача. Роль родителей минимальна. А вот в поведенческой терапии ответственность за результаты лечения ложится в равной степени на врача и родителей. Врачу важно грамотно объяснить принципы лечения, грамотно подобрать методику обучения, а родителям важно не делать ошибок и четко следовать инструкции специалиста. Ну а если говорить о вовлеченности в процесс, то тут вся работа в принципе ложится на плечи родителей. Поэтому мамы, будучи потенциально активными участниками процесса, оценивают его, примеряя на себя, и дают личную оценку методу. Наверное, это не плохо.
Вопрос только в том, что публичное высказывание личной позиции (а в большинстве случаев это делают те мамы, у которых в принципе дети спят хорошо, и они просто примеряют на себя приемлемость методики) может травмировать мам, которые эти методики уже применяли или только собираются применять. Я знаю много историй, когда и мама, и ребенок страдали от нарушений сна, но не решались на коррекцию, потому что у них из головы не выходили слова женщин, которые не применяли эти методы, не собирались их применять, у которых вообще дети отлично спят, но они публично оценивали эти методы: «гестапо», «бесчеловечно», «это ж как надо не любить своего ребенка».
Есть даже целые исследовательские работы, которые рассматривают причины, по которым родители предпочитают страдать от нарушений сна ребенка и его последствий (плохое настроение, истерики, снижение внимания и памяти), чем обучать ребенка самостоятельному засыпанию.
Поэтому я хочу еще раз напомнить мамам: при условии правильной работы поведенческая терапия доказанно эффективна и безопасна. И других методов коррекции еще не придумали.
Показания к поведенческой терапии нарушений сна:
При всем этом у ребенка должны наблюдаться признаки нехватки сна: малыш просыпается в плохом настроении, плаксивый в течение дня, случаются истерики на пустом месте, перевозбужден, очень активен (часто ближе к ночи) или, наоборот, засыпает во второй половине дня во время тихих игр, не дожидаясь сигналов родителей, ребенок спит при любом удобном случаем (в машине, слинге, коляске, при этом время сна не соответствует режиму, установленному родителями, но как только движение прекращается — ребенок просыпается), ребенок засыпает всегда со слезами.
Работа проводится с соматически здоровыми детьми, а в случае наличия хронических заболеваний ребенок должен быть в стадии ремиссии. До 6 месяцев (при ИВ) и 9 месяцев (при ГВ) ночные кормления сохраняются. Отмена ночных кормлений решается в индивидуальном порядке, согласовывается с педиатром и консультантом по ГВ (если у мамы есть проблемы с ГВ).
Итак, в чем суть поведенческой терапии нарушений сна?
Мы предлагаем ребенку новую модель поведения — самостоятельное засыпание. Для этого после проведения всех необходимых процедур подготовки ко сну кладем малыша в кроватку и выходим из комнаты. Далее, в зависимости от выбранной методики, либо взаимодействуем с малышом (возвращаясь к нему), подкрепляя правильное поведение и игнорируя нежелательное, либо не взаимодействуем вовсе.
Чем проще правила, которые мы транслируем ребенку, тем быстрее он их понимает и принимает, тем быстрее достигается эффект. Но есть одно «но».
Чем радикальнее изменяются условия и правила засыпания, тем активнее ребенок выражает протест этим изменениям.
Отсюда следуют два вывода:
Говоря простым языком, самые быстрые и эффективные методики требуют минимального участия в них родителей (потому что конечной целью является засыпание ребенка без участия взрослых), но сопровождаются бурным протестом малыша. Чем методика мягче (т.е. изменение условий засыпания постепенное), тем более активное участие родителей в процессе требуется, тем менее понятные для ребенка правила засыпания, тем дольше времени ребенку надо, чтобы эти правила усвоить, а значит, эффект от обучения мы увидим позже. Но зато протест малыша будет не таким ярким, как в быстрых методиках.
Радикальные, или быстрые методы
Метод исключения плача
После завершения привычных ритуалов и пожелания спокойной ночи взрослый выходит из комнаты и игнорирует все проявления недовольства ребенка до утра. Таким образом ребенку транслируется новое правило: теперь ты засыпаешь сам, без помощи взрослых, и спишь в кроватке до утра.
Так как правила очень простые, то ребенок быстро понимает и принимает их, и уже через 3–5 дней засыпает самостоятельно, без слез, а т.к. изменение привычных условий радикальное, то обучение сопровождается ярким протестом со стороны ребенка.
Но тем не менее есть дети и родители, которым подойдет именно этот метод обучения, например детям старше 9 месяцев, которые отличаются энергичностью и упрямством, а значит, только возбуждаются от присутствия взрослых. А также родителям с очень крепкими нервами, уверенными в последовательности своих действий (если взрослый хотя бы единожды откликается на плач, это дает малышу ложную надежду на возвращение прежних правил на засыпание и усиливает проявления недовольства).
Подробнее с методикой можно ознакомиться в книге М. Вайсблута «Здоровый сон — счастливый ребенок».
Метод контролируемого плача
После завершения привычных ритуалов и пожелания спокойной ночи взрослый выходит из комнаты, но если ребенок плачет, то возвращается к малышу спустя 3 минуты после начала плача и успокаивает его в кроватке. Лучше не брать малыша на руки (так он успокоится быстрее, но попадание в кроватку вызовет новую волну возбуждения). Когда ребенок успокоится, родитель снова выходит из комнаты. Если малыш опять начинает плакать, то взрослый заходит в комнату теперь уже через 5 минут. Так, увеличивая интервалы между началом плача ребенка и возвращением родителя в комнату, взрослые действуют до засыпания малыша.
Правила для ребенка остаются достаточно простыми: ребенок засыпает сам в кроватке, но поведение родителей немного усложняют задачу для ребенка. С одной стороны, родители реагируют на плач ребенка и заходят в комнату, чтобы успокоить малыша, как бы подкрепляя его протест, с другой стороны, как только малыш успокоился, родители все равно выходят из комнаты, транслируя неизменность нового правила: теперь малыш засыпает в кроватке сам.
Из-за визитов родителей процесс привыкания затягивается, поэтому ждать результатов приходится уже не через 3–5 дней, а через 7–10. Из-за радикальных изменений привычных условий засыпания протест ребенка будет особенно ярким, но у родителей есть возможность участвовать в успокоении малыша.
У этого метода много поклонников, т.к. он достаточно быстрый, но в то же время не исключает полностью взаимодействие взрослого и ребенка, помогая родителям легче перенести слезы малыша.
Подробнее с методикой можно ознакомиться в книгах: Р. Фербер «Сон ребенка. Решение всех проблем», Э. Эстивиль «Спите спокойно».
Мягкие методики, в которых не допускается, чтобы ребенок плакал в одиночестве
Метод стула
После завершения привычных ритуалов и пожелания спокойной ночи взрослый выходит из комнаты, но если ребенок плачет, то он возвращается к малышу и садится на стул, заранее поставленный рядом с кроваткой. Взрослый, который укладывает малыша спать, сидит рядом с ребенком и не покидает комнату, пока тот не заснет полностью. Родитель может помогать малышу успокаиваться в кроватке руками или голосом. Спустя две-три ночи стул постепенно отодвигают от кроватки и уменьшают степень участия взрослого в засыпании. Этому алгоритму следуют, пока стул не окажется за пределами комнаты.
Из-за того, что правила меняются (каждые три дня взрослый меняет свое положение относительно кроватки и уменьшает степень своего участия в засыпании малыша), ребенку нужно больше времени, чтобы понять, что от него требуется, и усвоить новое правило засыпания, поэтому обучение затягивается в среднем на 2 недели. Но зато изменения в условиях засыпания не такие радикальные (если малыш привык засыпать в присутствии взрослого, то он продолжает засыпать со взрослым, сидящим в комнате), поэтому протест минимальный.
Метод подойдет детям, которые тяжело переносят разлуку (часто это малыши, которые только научились ползать или ходить), и родителям, которые достаточно терпеливы и последовательны, но не могут позволить, чтобы ребенок плакал в одиночестве.
Подробнее с этой методикой можно ознакомиться в книге Ким Вест «Спокойной ночи, спи крепко».
Метод «Обнял-положил»
После завершения привычных ритуалов и пожелания спокойной ночи взрослый выходит из комнаты, но если ребенок плачет, то возвращается к малышу.
Каждый раз, когда ребенок начинает плакать, взрослый берет его на руки, обнимает, успокаивает и кладет обратно, как только плач прекращается. Если малыш снова начинает проявлять беспокойство, нужно снова брать его на руки и успокаивать, а затем возвращать в кроватку. Процесс повторяется до тех пор, пока ребенок не заснет. Самое главное, чтобы ребенок заснул в кроватке, а не в маминых объятиях.
В этой методике понять ребенку правило самостоятельного засыпания еще сложнее, т.к. поведение родителей неоднозначно — вроде бы берут на ручки по первому требованию и успокаивают, но с другой стороны все равно кладут в кроватку. Поэтому сам процесс укладывания затягивается на час или даже дольше, а работа по методике длится до 3–4 четырех недель, пока малыш не поймет и не усвоит новое правило. Но зато в этой методике ребенок не плачет в одиночестве, а всегда успокаивается у мамы/папы на руках.
Методика подойдет терпеливым родителям, готовым к долгой работе, которым важно постоянное присутствие рядом с ребенком.
Подробнее с методикой можно ознакомиться в книгах: Т.Хогг «Чего хочет ваш малыш»; Э. Пэнтли «Как уложить ребенка спать без слез».
Нельзя сказать, какая из этих методик лучше, а какая — хуже. Все они работают, у всех есть свои плюсы и минусы. Важно подобрать ту методику, которая будет соответствовать философии воспитания в семье, подходить ребенку по темпераменту и возрасту, а также соответствовать возможностям родителей следовать методике.
Можно не ограничиваться какой-то одной методикой, а комбинировать техники, переходя от мягких к более радикальным.
Спасибо за внимание! С пожеланием сладких снов, детский невролог Островерхова Анна Максимовна
СДВГ у детей и расстройства сна
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – расстройство, которое характеризуется устойчивой недостаточностью внимания, гиперактивностью, импульсивностью.
СДВГ наблюдается как у детей, так и у взрослых. Только взрослый, вероятнее всего, уже подобрал свои способы справиться с симптомами, возможно, столкнулся с осуждением, неприятием, раздражением окружающих, и умерил свой уровень притязаний, отказался от некоторых возможностей. Без соответствующего лечения синдром дефицита внимания и гиперактивности может создавать серьезные трудности в учебе, работе и повседневной жизни.
Поведение детей с СДВГ зачастую несоответствует ожиданиям родителей, что может приводить к конфликтам и трудностям взаимоотношений в семье. Таким детям труднее чем другим выполнять монотонные и однообразные задания, в том числе школьные, запоминать длинные инструкции. Они могут неожиданно ударить или начать громко кричать, если их расстроили или обидели.
Типы СДВГ у детей
Принято выделять три типа синдрома дефицита внимания и гиперактивности в зависимости от наиболее выраженных особенностей, сильнее всего влияющих на поведение:
СДВГ и нарушение сна
Американский педиатрический институт сообщает о высокой распространенности нарушений сна у детей с СДВГ – от 25 до 50%. При этом часто данные нарушения остаются без внимания и соответствующего лечения.
Расстройства сна влияют на когнитивное, эмоциональное и физическое состояние ребенка, а это может вторично усиливать симптомы основного заболевания.
Иерусалимские исследователи провели опрос среди подростков и выявили, что у подростков с нарушениями сна наблюдается усиление гиперактивности и ухудшение концентрации внимания, появляется дневная сонливость. С помощью психологического тестирования у них были выявлены ухудшения внимания, способности к самоорганизации и снижение эффективности использования информации. Несмотря на достаточные способности, их достижения были ниже, чем у подростков без нарушений сна. Это говорит о том, что они не могли в полной мере их демонстрировать. Они испытывали меньшую удовлетворенность жизнью по сравнению с детьми без нарушений сна, а также сообщали о депрессивных переживаниях, эмоциональных трудностях, повышенной чувствительности.
Формы расстройств сна при СДВГ
При 1-м типе СДВГ у детей чаще бывает дневная сонливость и увеличение времени сна, а для 3 типа в большей степени характерны инсомния (расстройство сна), беспокойство, ночные пробуждения и кошмары, а также чаще проявляется синдром периодического движения конечностей.
По данным опросов родителей, проведенных американским педиатрическим институтом, чаще всего у детей встречаются жалобы на трудности засыпания, удлиненный период отхода ко сну, парасомнии (необычное поведение и действия, возникающие перед засыпанием, во время сна или сразу после пробуждения), частые ночные пробуждения, кошмары, снижение общего времени сна, дневную сонливость, нарушения дыхания во время сна. Жалобы на выраженность этих нарушений были связаны в том числе с силой симптомов СДВГ – недостаточности внимания, импульсивностью, гиперактивностью.
При наличии у ребенка нарушений сна специалистам также бывает важно изучить особенности детско-родительских отношений и возможные трудности, значимость сна ребенка для родителей, неустойчивость сна ребенка в домашних условиях. Такие темы могут стать повесткой обсуждения и коррекции с психологами отделений во время госпитализации.
Нарушение качества сна и его недостаток могут приводить к дневной сонливости, что оказывает непосредственное влияние на концентрацию внимания, память, мышление, эмоциональное состояние.
Нарушения сна требуют консультации специалиста в том числе при симптоматике, напоминающей СДВГ. Сходные проблемы с концентрацией внимания, памятью, отвлекаемостью и эмоциональными состояниями могут иметь совершенно разную природу нарушений. Поэтому важно разбираться в первопричине и своевременно обращаться к врачу.
Причины нарушений сна у детей с СДВГ
Причины, которые могут оказывать влияние на качество сна при СДВГ, могут быть разнообразными. Выделим некоторые:
Лечение СДВГ у детей. Помощь детям с нарушениями сна
Проблемы со сном влияют на выраженность симптомов заболевания у ребенка, а значит, являются фокусом пристального внимания специалистов. Для того, чтобы иметь полную картину особенностей сна специалистам нужна информация о лекарствах, которые принимает ребенок, сопутствующих расстройствах, об отношениях в семье и привычках, связанных со сном. Это включает детальную информацию о времени отхода ко сну и времени пробуждения, возможных ритуалах перед сном (например, чашка молока, прием душа, игра в телефоне), наличии пробуждений ночью или сонливости днем. Специалисту также важно знать о времени начала нарушений сна.
Рекомендуем заранее подумать, уточнить информацию, выписать себе основные пункты, чтобы у врача была возможность ознакомиться с полной картиной состояния ребенка. Для этого вы можете вести специальную ежедневную таблицу, разлинованную на 24 часа по столбцам и по строчкам на 14 дней, где будете указывать время укладывания, время подъема, раскрашивать время непосредственного сна, отмечать некоторые привычки, которые, как вы думаете, могут влиять на сон ребенка (например, игра в телефон, прием душа, подвижная игра, прием дополнительного препарата). Эта таблица может быть основой для разговора с врачом и другими специалистами.
Специалист может детальнее расспросить о трудностях укладывания, ночных пробуждениях, чтобы лучше понять причины расстройств. После сбора анамнеза врач может рекомендовать провести дополнительные исследования с помощью актиографии (мониторинг активности сна), полисомнографии (компьютерное исследование сна) и множественного теста латенции сна, а также сдать дополнительные анализы.
СДВГ у детей часто сопровождается трудностями в самоорганизации. Большинство симптомов СДВГ, такие как прокрастинация (откладывание важных и нужных дел «на завтра»), расстройства настроения, проблема распределения энергии и мотивации, могут оказывать влияние на сон. Усиливается вероятность закрепления порочного круга, в котором неэффективный сон влияет на настроение днем, что также может сказываться на ухудшении концентрации внимания и снижении мотивации, что, в свою очередь, может усиливать проблемы со сном, закрепляя снижение продуктивности.
Подход к коррекции нарушений сна требует изучения многих факторов, которые могут относиться к разным «уровням» помощи – от поведенческой коррекции до фармакологической поддержки.
Специалисты могут дать советы по психогигиене сна, например, что следует ограничить возбуждающие стимулы (телевизор, гаджеты, шумные игры и т.д.) заблаговременно до укладывания ребенка, заменив их расслабляющими занятиями и умеренной физической активностью днем. Также может быть полезным ведение дневников, чтобы отслеживать время засыпания и пробуждения.
Для детей с СДВГ в рамках поведенческой и семейной терапии могут быть полезными согласование четкого режима дня, установление семейных правил, с которыми все согласны и четко им следуют. Это значительно поможет ребенку лучше ориентироваться в ситуации, научит самоорганизации. При отходе ко сну для детей важно ввести ритуалы, которые могут давать сигнал организму о приближении сна.
Специалисты Центра им. Г.Е.Сухаревой ДЗМ всегда готовы прийти на помощь и подробно, понятно разъяснить детали, подобрать варианты, подходящие именно вашему малышу, оказать поддержку в непростом деле по изменению мешающих привычек поведения. При наличии трудностей засыпания от большого количества мыслей для детей и подростков может быть полезной индивидуальная когнитивно-бихевиоральная терапия, когда ребенок учится лучше понимать свои мысли и эмоции. Медикаментозное лечение обычно прописывается в случае, если методы психологической коррекции и психогигиены оказались недостаточно действенными.
Жорина Яна, медицинский психолог Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ
Нарушения сна у детей
Нарушения сна у детей — это ряд состояний, характеризующихся неудовлетворительным качеством, недостаточной продолжительностью сна или их сочетанием на протяжении длительного периода времени. Основные симптомы: расстройства засыпания и пробуждения, ночные страхи и кошмары, сомнамбулизм, остановки дыхания. В диагностике «золотым стандартом» является полисомнография. Лечение большинства проявлений консервативное: режимные мероприятия, медикаментозная терапия. Нарушения сна, сочетающиеся с ЛОР-патологиями у детей, могут требовать хирургической коррекции соматического заболевания.
МКБ-10
Общие сведения
Нарушения сна у детей в специальной литературе обозначаются термином «инсомния». Инсомнии − распространенная и актуальная проблема в педиатрии и детской неврологии. Для детей до 2-х лет сон — главная физиологическая потребность. Здоровый отдых закладывает условия для нормального психоэмоционального, речевого и физического развития. По статистическим данным, патология встречается у 80% детей раннего возраста, у 30% детей младшего школьного возраста, у 40% подростков. Наибольшая обращаемость родителей (80% от общего числа нарушений сна) отмечается по поводу сноговорения.
Причины
Нарушения сна в детской практике полиэтиологичны. Зачастую в основе заболевания лежит сочетание психических и физических факторов. Причины подразделяются на несколько больших групп:
Патогенез
В норме сон имеет определенную цикличность: медленный сон (non-REM) сменяется быстрым или парадоксальным (REM). Циклы повторяются 4-6 раз за ночь, при этом в начале ночи удлинена фаза медленного сна, под утро — быстрого. Главная функция non-REM сна состоит в восстановлении энергетического и электролитного гомеостаза мозговой ткани, REM — в обработке полученной за день информации.
Разные структуры мозга отвечают за разные фазы сна, например, таламус и гипоталамус — за медленный сон, продолговатый и средний мозг — за парадоксальный. Воздействие на них внутренних или внешних факторов определяет характер нарушения сна. Из-за расстройства быстрой фазы развиваются психологические проблемы, ухудшается концентрация внимания. Дефицит медленной фазы влечет снижение продукции гормона роста, тестостерона, изменение ликвороциркуляции.
Классификация
Нарушения сна — собирательное понятие. Согласно международной классификации заболеваний, в группу входит более десятка нозологий. Для удобства практической работы медицинским сообществом выделено несколько подгрупп:
Симптомы нарушений сна у детей
К общим проявлениям нарушения сна относятся постоянная усталость, вялость по утрам, сонливость в течение дня. Дети жалуются на беспричинные головные боли, головокружения. При засыпании или пробуждении возможно возникновение галлюцинаций и/или скованности движений по типу парализованности. Дети младшего возраста вечером проявляют агрессивность и излишнюю капризность, ночью просыпаются более двух раз и имеют сложности с засыпанием. Привычка систематически приходить в постель родителей также говорит в пользу нарушения сна у детей.
Поведенческая инсомния
При детской поведенческой инсомнии у ребенка формируются неверные установки сна: патологическая зависимость засыпания от определенного ритуала (укачивание, кормление грудью). Укладывание сопровождается различными просьбами: накормить, напоить, успокоить, сводить в туалет.
Снохождение
Типичная детская парасомния — снохождение, или сомнамбулизм, которое сочетает в себе элементы сна и бодрствования: ребенок ходит, находясь в состоянии затуманенного сознания и сниженной реактивности, а, просыпаясь, забывает данный эпизод. Возникает в первой половине ночи. Что касается сноговорения, данное нарушение встречается как у больных, так и у 20% условно здоровых детей.
Ночные ужасы и кошмары
Ночные ужасы более типичны для детей от 4 до 12 лет. Выглядят как вскакивание с постели, сопровождающееся криком, двигательным возбуждением, повышенной потливостью. Память о случившемся утром ограничена. В отличие от ужасов, ночные кошмары не имеют двигательного компонента. Это яркие переживания и страхи во сне, которые ребенок поутру может вспомнить в мельчайших деталях.
Двигательные расстройства
У 2-10% детей, страдающих нарушениями сна, встречается синдром беспокойных ног. К середине ночи возникает болезненность в нижних конечностях. Желая купировать неприятные ощущения, ребенок совершает активные движения ногами. Длительность события может достигать нескольких часов. К двигательным расстройствам также относятся судороги икроножных мышц (синдром крампи), скрежет зубами (бруксизм), ритмичные подергивания туловища, головы.
Апноэ сна
Синдром обструктивного ночного апноэ регистрируется у 1-14% детей, чаще в возрасте 2-8 лет. Характеризуется кратковременной остановкой дыхания во сне в сочетании с храпом. У недоношенных грудничков риск апноэ выше в 3-5 раз по сравнению с доношенными детьми.
Энурез
Признаком нарушения глубокого сна у детей является энурез. Энурезом считается недержание мочи после пятилетнего возраста, повторяющееся с частотой 1-2 раза в месяц и более.
Осложнения
Нелеченные нарушения сна грозят детям серьезными осложнениями. На их фоне формируется гиперактивность с дефицитом внимания, возникают депрессивные расстройства. Дети с длительным течением болезни отстают от сверстников в физическом и психомоторном развитии. Ночное обструктивное апноэ может закончиться синдромом внезапной детской смерти. Снохождение в 5% случаев является предиктором эпилепсии.
Диагностика
Обследование пациента врач-педиатр начинает со сбора анамнеза заболевания. Характерны жалобы на сложности засыпания, капризность, разбитость по утрам, ухудшение успеваемости в школе. Ребенка с подозрением на нарушения сна направляют к детскому неврологу.
Основным методом инструментального обследования выступает полисомнография. Сочетает регистрацию ЭЭГ, ЭКГ, пульсоксиметрии, а также электроокулограммы во время ночного сна. Позволяет выявить апноэ и его длительность, ЭЭГ-активации, снижение сатурации менее 90%. На основании полученных данных составляется гипнограмма — графическое изображение фаз сна и их искажений.
При нарушениях сна результаты лабораторных анализов соответствуют возрастным нормам. По данным нейросонографии грубых изменений не определяется. В ходе диагностики исключают эпилепсию, органические патологии головного мозга, общемозговой синдром.
Лечение нарушений сна у детей
Консервативная терапия
Не всякое расстройство сна требует медикаментозной помощи. Лечение начинается с нормализации режима дня, стиля питания, гигиены сна. Родителям рекомендуют ограничить физические и эмоциональные нагрузки на ребенка, увеличить время пребывания на свежем воздухе. Ужин должен состоять из легких блюд, происходить за 2-3 часа до засыпания. Важно исключить из рациона продукты, содержащие кофеин: кофе, чай, шоколад, тонизирующие напитки.
Гигиена сна включает отхождение ко сну, пробуждение в одно и то же время, соблюдение возрастных норм по количеству часов отдыха, сон в темном, тихом помещении, на удобном спальном месте. При необходимости фармакотерапии в детской неврологии используются группы препаратов:
Хирургические лечение
Оперативное вмешательство выполняется пациентам с ночными апноэ при неэффективном консервативном лечении. Цель операции заключается в устранении дефектов ЛОР-органов, расширении просвета верхних дыхательных путей. Осуществляется удаление гипертрофированной лимфоидной ткани у больных с сопутствующим аденоидитом, тонзиллитом, иссечение полипов полости носа. При челюстно-лицевых аномалиях осуществляется их коррекция путем компрессионно-дистракционного остеосинтеза.
Прогноз и профилактика
При верной тактике терапии прогноз для здоровья при нарушении сна благоприятен. Профилактика инсомнии состоит в соблюдении гигиены отдыха, правильного ритма «сон-бодрствование» с рождения. У детей школьного возраста важна организация режима дня, адекватная дотация нагрузок, прививание здорового образа жизни. При имеющихся расстройствах неврологической или психоэмоциональной сферы необходимо своевременно получать профилактическое лечение и обследование.