Гуттаперчевый мальчик о чем повесть
«Гуттаперчевый мальчик» читательский дневник
Всего получено оценок: 155.
Всего получено оценок: 155.
«Гуттаперчевый мальчик» – очень грустная, трогательная история жизни маленького мальчика-сироты, который был вынужден зарабатывать на кусок хлеба, совершая опасные трюки под куполом цирка.
Краткое содержание «Гуттаперчевый мальчик» для читательского дневника
ФИО автора: Григорович Дмитрий Васильевич
Название: Гуттаперчевый мальчик
Число страниц: 48. Григорович Д. В. «Гуттаперчевый мальчик». Издательство «Дрофа». 2012 год
Жанр: Повесть
Год написания: 1883 год
Главные герои
Петя – восьмилетний мальчик-сирота, цирковой артист, акробат, чья жизнь полна невзгод и опасностей.
Карл Беккер – известный акробат, жесткий и требовательный наставник Пети, бездушный человек.
Эдвард – старый клоун, беспробудный пьяница, единственный близкий человек Пети.
Верочка Листомирова – старшая дочь графа, добрая, жалостливая девочка.
Сюжет
Пете было всего пять лет, когда его мать умерла и он остался один на белом свете. В городе гастролировал цирк, и худенького гибкого мальчика согласился взять себе в качестве помощника известный акробат Карл Беккер. Мальчику нравилось жить среди артистов, но он очень боялся Беккера – при виде его фигуры он тотчас забивался в угол и долго трясся от страха.
Пете тяжело давалось обучение. Поначалу тело совсем не хотело его слушаться, мышцы постоянно болели от напряжения, и всё тело было в синяках от падений. Однако Беккер не обращал на это никакого внимания: ему был важен лишь результат, и только старый клоун Эдвард жалел одинокого мальчика.
Однажды Эдвард решил порадовать сиротку и подарил ему крошечного щенка. Петя был очень рад тёплому комочку, но всё испортил жестокий Беккер, убивший щенка и ударивший своего воспитанника.
Совсем иначе протекала жизнь детей графа Листомирова. В богатом доме были созданы все условия для радостного, счастливого детства. Самой старшей была Верочка – нежная, чутка девочка с большим любящим сердцем. Узнав о предстоящем цирковом выступлении, она загорелась туда пойти, ведь главным номером были акробатические трюки гуттаперчевого мальчика – Пети.
Наконец, наступил долгожданный день, и дети, заняв свои места в цирке, приготовились следить за артистами. Когда на сцену вышел Беккер и установил длинный шест, по которому стал карабкаться Петя, зрителям было видно, что шест держится неустойчиво. Кто-то даже потребовал прекратить опасный для жизни номер. В этот миг Петя упал на землю с большой высоты и разбился насмерть.
После увиденной трагедии Верочка ещё долго не могла успокоиться: ей было до слёз жалко разбившегося гуттаперчевого мальчика. А жизнь между тем продолжалась, и на следующий день шли те же самые представления, но уже без номера с гуттаперчевым мальчиком.
План пересказа
Главная мысль
Каждый ребёнок заслуживает счастливое, беспечное детство.
Чему учит
Повесть учит быть добрыми, милосердными, не оставлять в беде слабых и беззащитных. Учит не быть равнодушным к чужому горю.
Отзыв
Жизнь маленького Пети с самого начала была полна трудностей и лишений. У него не было никакой отдушины, никаких маленьких, скромных радостей. Жизнь никому не нужного мальчика угасла, и пожалел его лишь старый клоун да маленькая девочка.
Рисунок-иллюстрация к повести Гуттаперчевый мальчик.
Пословицы
Что понравилось
Понравилось, что у Верочки Листомировой, несмотря на её роскошную жизнь, оказалось такое доброе, отзывчивое сердечко. Ей было искренне жаль несчастного мальчика, но она ничем не могла помочь ему.
Гуттаперчевый мальчик
За кулисами цирка толпятся артисты, народ весёлый и беспечный. Среди них выделяется уже не слишком молодой лысый человек, чьё лицо густо раскрашено белым и красным. Это клоун Эдвардс, вступивший в «период тоски», за которым последует период тяжкого запоя. Эдвардс — главное украшение цирка, его приманка, но поведение клоуна ненадёжно, в любой день он может сорваться и запить.
Режиссёр просит Эдвардса продержаться хотя бы ещё два дня, до конца масленицы, а там уже и цирк закроется на время поста.
Клоун отделывается ничего не значащими словами и заглядывает в уборную акробата Беккера, грубого мускулистого великана.
Интересует Эдвардса не Беккер, а его питомец, «гуттаперчевый мальчик», подручный акробата. Клоун просит разрешения погулять с ним, доказывая Беккеру, что после отдыха и развлечения маленький артист станет лучше работать. Всегда чем-то раздражённый Беккер и слышать об этом не хочет. И без того тихому и безгласному мальчику он грозит хлыстом.
История «гуттаперчевого мальчика» была проста и печальна. Он лишился матери, взбалмошной и излишне любвеобильной кухарки, на пятом году жизни. И при матери порой приходилось ему и голодать и мёрзнуть, но он все же не чувствовал себя одиноким.
После смерти матери её землячка, прачка Варвара, устроила судьбу сироты, определив его в ученье к Беккеру. При первой встрече с Петей Карл Богданович грубо и больно ощупал раздетого догола мальчика, замершего от боли и ужаса. Как он ни плакал, как ни цеплялся за подол прачки, Варвара отдала его в полное владение акробату.
Первые впечатления от цирка с его пестротой и шумом у Пети были так сильны, что всю ночь он вскрикивал и несколько раз просыпался.
Учение акробатическим трюкам давалось нелегко тщедушному мальчику. Он падал, расшибался, и ни разу суровый великан не ободрил Петю, не приласкал его, а ведь ребёнку шёл всего лишь восьмой год. Один только Эдвардc показывал ему, как выполнить то или иное упражнение, и Петя тянулся к нему всей душой.
Однажды клоун подарил Пете щенка, однако счастье мальчика было недолгим. Беккер хватил собачонку о стену, и она тут же испустила дух. Заодно и Петя заработал пощёчину. Одним словом, Петя был «не столько гуттаперчевым, сколько несчастным мальчиком».
А в детских комнатах графа Листомирова царит совсем другая атмосфера. Здесь все приспособлено для удобства и веселья детей, за здоровьем и настроением которых тщательно следит гувернантка.
В один из последних дней масленицы графские дети были особенно оживлены. Ещё бы! Тётя Соня, сестра их матери, обещала повести их в пятницу в цирк.
Восьмилетняя Верочка, шестилетняя Зина и пятилетний пухлый бутуз по прозвищу Паф изо всех сил стараются примерным поведением заслужить обещанное развлечение, но не могут думать о чем-либо, кроме цирка. Грамотейка Верочка читает сестре и брату цирковую афишу, в которой их особенно заинтриговывает гуттаперчевый мальчик. Время для детей тянется очень медленно.
Наконец наступает долгожданная пятница. И вот уже все волнения и страхи позади. Дети усаживаются на свои места задолго до начала представления. Им все интересно. С неподдельным восторгом смотрят дети на наездницу, жонглёра и клоунов, предвкушая встречу с гуттаперчевым мальчиком.
Второе отделение программы начинается с выхода Беккера и Пети. Акробат прикрепляет к поясу тяжёлый золочёный шест с небольшой перекладиной наверху. Конец шеста устремляется под самый купол. Шест колеблется, публика видит, с каким трудом великан Беккер удерживает его.
Петя карабкается вверх по шесту, вот он уже почти не виден. Публика аплодирует и начинает кричать, что следует прекратить опасный номер. Но мальчик должен ещё зацепиться ногами за перекладину и повиснуть вниз головой.
Он выполняет и эту часть трюка, как вдруг «что-то сверкнуло и завертелось в ту же секунду послышался глухой звук чего-то упавшего на арену».
Служители и артисты подхватывают маленькое тельце и быстро уносят. Оркестр играет весёлый мотив, выбегают, кувыркаясь, клоуны.
Расстроенная публика начинает тесниться к выходам. Верочка истерически кричит и рыдает: «Ай, мальчик! мальчик!»
Дома детей с трудом удаётся успокоить и уложить в постель. Ночью тётя Соня заглядывает к Верочке и видит, что сон её неспокоен, а на щеке засохла слезинка.
А в тёмном безлюдном цирке на тюфяке лежит обвязанный тряпками ребёнок с переломанными рёбрами и разбитой грудью.
Время от времени из мрака появляется Эдвардc и наклоняется над маленьким акробатом. Чувствуется, что клоун уже вступил в полосу запоя, недаром на столе виднеется почти опорожнённый графин.
Все вокруг погружается во мрак и тишину. На следующее утро в афише не указывался номер «гуттаперчевого мальчика» — его уже не было на свете.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Краткое содержание Д. Григорович «Гуттаперчевый мальчик»
В 1883 году Дмитрий Васильевич Григорович написал повесть о мальчике-сироте, оказавшемся в цирке. Краткое содержание книги «Гуттаперчевый мальчик» поможет составить план для сочинения и ознакомиться с характерами героев. На его чтение уйдет около шести минут.
Основные персонажи
В пересказе повести «Гуттаперчевый мальчик» также стоит упомянуть героев второго плана:
Краткий пересказ
У Пети умерла мать, и он остался сиротой. Знакомая прачка Варвара привела его к циркачам и отдала на воспитание к грубому и жестокому акробату Беккеру. Мальчик вынужден выступать даже больным и обессиленным.
В это же время в Петербурге живут, ни в чем не нуждаясь, дети графа Листомирова. Они отправляются на представление, где будет выступать Петя. Выполняя номер, мальчик срывается вниз и разбивается. Верочка очень впечатлена этим, она бредит и плачет, но вскоре засыпает, окруженная заботой близких. Гуттаперчевый мальчик умирает в коридоре цирка. Рядом с ним никого нет.
После ознакомления с кратким пересказом повести о гуттаперчевом мальчике желательно прочитать ее полностью. Это поможет лучше проникнуться историей и обогатить словарный запас.
Краткое содержание по главам
Описание глав может быть полезно для ведения читательского дневника. Оно также поможет подготовиться к сочинению.
Глава I
События развиваются в Петербурге в цирковых балаганах во время праздника Масленицы (конец февраля).
Григорович подробно описывает атмосферу цирка после утреннего представления. Среди циркачей появляется фигура клоуна Эдвардса. Он настоящий любимец публики, но у него начинается тоскливый период и сопутствующий ему запой.
Эдвардс озабочен здоровьем гуттаперчевого мальчика, которому предстоит выступать еще два дня. Он заходит в уборную, где сидит Беккер, и просит отпустить уставшего ребенка прогуляться. Но Беккер грубо отказывает.
Глава II
Краткое содержание рассказа о жизни юного акробата показывает, насколько он был несчастен.
Гуттаперчевого мальчика на самом деле зовут Петей, и он потерял мать на пятом году. Она была чухонкой (прибалтийско-финская народность), звали ее Анна. Работала кухаркой и часто меняла место из-за неаккуратности и влюбчивости. Отец Пети вначале работал швейцаром, потом его забрали на военную службу, где он погиб в одном из походов.
Жили они бедно, часто голодали, мать долго не могла найти работу. Наконец, благодаря содействию ее соотечественницы Варвары, Анна устроилась прачкой и во второй раз вышла замуж, за портного. Отчим пил, дрался, невзлюбил Петю и грозил утопить. Вскоре отчим пропал, а мать заболела и умерла.
Глава III
Петя жил то у соседской старушки, то у Варвары. Она и решила пристроить его к знакомым циркачам.
В книге описано отчаянье ребенка, которого забрал к себе на воспитание грубый и жестокий акробат Беккер. Вначале Петя всего боялся, прятался, но постепенно привык к шумной цирковой братии. Он оказался легким и гибким в суставах, но мышцы его были слабыми. Его стали называть «гуттаперчевым мальчиком».
Акрабат проверяет гибкость мальчика. Художник А.З. Иткин
Беккер заставлял тренироваться, превозмогая боль. Иногда Петя не выдерживал и кричал. За него вступался клоун Эдвардс. Благодаря его советам, у Пети получалось выполнять сложные упражнения, Беккера же он по-прежнему очень боялся.
Акробат совершенно не следил за состоянием ребенка:
«…белье на теле мальчика носилось иногда без перемены по две недели, шея его и уши были не вымыты, а сапожишки просили каши…»
Глава IV
Четвертая глава начинается с описания детских комнат в доме у графа Листомирова. Там множество игрушек и книг.
«Пестрые английские раскрашенные тетрадки и книжки, кроватки с куклами, картинки, комоды, маленькие кухни, фарфоровые сервизы…»
Описывается роскошная уборная, в которой утром и вечером гувернантка мисс Бликс моет детей. Эта обстановка – яркий контраст по сравнению с условиями жизни гуттаперчевого мальчика.
Тетя Соня объявляет, что, поскольку дети вели себя хорошо, в пятницу они едут в цирк. Все в восторге, даже пухленький и флегматичный Паф.
Идет описание детей: старшая Верочка 8 лет, болезненная Зина младше на 2 года, и Павел – мальчик 5 лет, но все называют его Пафом, он любимец родителей.
Глава V
В столовой завтракают граф и графиня. К ним присоединяется тетя Соня. Графиня сомневается, стоит ли отправлять детей в цирк, ведь они еще маленькие и такие впечатлительные. Но меланхоличный и требовательный к порядку граф не возражает.
В столовую заходят дети. Им сообщают, что родители разрешили поехать на представление. Верочка хватает афишку и читает названия номеров. Среди прочих заявлено выступление гуттаперчевого мальчика.
Глава VI
Перед началом представления у касс цирка суета, гремит оркестр. Дети пестрой толпой в красивых нарядах стоят у барьера и рассматривают арену.
Представление начинается с выхода клоунов. Затем на лошади выступает пятнадцатилетняя девушка Амалия, за ней жонглер. Гуттаперчевый мальчик выходит вместе с Беккером, облаченный в трико телесного цвета и обсыпанный блестками.
Беккер удерживает у пояса длинный шест, а мальчик влезает по нему на самый верх. Он посылает воздушный поцелуй в зал и начинает показывать упражнения.
Выполнение упражнений под куполом цирка, художник В. Панов
Внезапно что-то блеснуло в вышине, и раздался гулкий звук. Это мальчик сорвался вниз. Оркестр замолк, в зале стали звать доктора. Служители цирка спешно выбежали на арену, подхватили тело и вынесли.
После этого вновь заиграл оркестр, но люди уже начали тесниться к выходу. Больше всех оказалась под впечатлением от увиденного Верочка. Она рыдала и постоянно повторяла: «Ай, мальчик! Мальчик!!».
Граф был очень недоволен и возмущен. Для Верочки даже хотели вызвать доктора, но, в конце концов, все успокоились и уснули.
Глава VII
В коридоре цирка на тюфяке лежит перебинтованный гуттаперчевый мальчик со сломанными ребрами. Возле него никого нет. Лишь иногда подходит клоун Эдвардс, которого уже охватила тоска, и он погружается в запой.
Утром имя мальчика убрали из афиши. Его несчастная жизнь закончилась.
В это же время дочери и сын графа окружены постоянной заботой и вниманием, им ни в чем не отказывают, покупают игрушки, учат грамоте.
Основная идея повести
Книга учит сопереживать горю другого человека. Она показывает социальное неравенство и бесправность низших слоев общества, абсолютную правовую незащищенность детей в 19 веке.
Смысл произведения «Гуттаперчевый мальчик»
«Гуттаперчевый мальчик» — повесть Д. В. Григоровича, рассказывающая о судьбе восьмилетнего мальчика Пети, по воле судьбы оказавшегося в цирке. История его оканчивается трагически. Параллельно с его историей рассказывается о жизнь дворянской семьи Листомировых, что делает мир Пети еще более контрастным по сравнению с ним.
Герои повести и ее краткое содержание
После смерти матери Петя, недолго прожив у бабушки, оказывается передан прачкой Варварой (возможно, за вознаграждение, так как сироту все равно не стали бы искать, поскольку он был бабушке в тягость) в цирк под руководство Карла Беккера. Беккеру нужен новый акробат – он желает сделать из Пети гуттаперчевого мальчика. Для достижения своей цели использует жестокие методы – бьет ребенка, принуждает к тяжелым тренировкам. Петя тяжело обучается цирковому искусству, боится Беккера, хотя с остальными артистами цирка общается лучше.
Его жалеет Эдвардс, дарит ребенку маленького щенка. Но счастье Пети длится недолго – обнаружив собаку, Беккер злится, убивает щенка и наказывает ребенка, избивая его.
Жизнь детей графа Листомирова показана иначе – семья богата, у детей есть все, что может только понадобиться, все их капризы исполняются. Старшая дочь графа, Верочка, решает посетить цирковое представление, как только артисты появляются в городе.
Во время представления Петя срывается вниз с неустойчивого шеста, принесенного на аренду Беккером, и ломает ребра, ломает грудь. Падение видит Верочка Листомирова. Происшествие сильно поражает девочку – возвратившись домой, она переживает о том, что неизвестный ей мальчик упал.
Петя не выдерживает полученных травм и погибает. Работа цирка продолжается как и прежде, об умершем ребенке переживает только клоун Эдвардс. Он и Верочка Листомирова – единственные герои повести, которые переживают о смерти Пети.
Смысл произведения
Основная идея произведения – каждый ребенок должен получить счастливое детство, а не зарабатывать на жизнь, рискуя ей и собственным здоровьем. Необходимо оставаться добросердечными, защищать тех, кто слаб и не способен защитить себя. Больше всего в защите нуждаются дети — Петя не смог ничего сделать, когда его передавали в цирк. К сожалению, практически все взрослые в повести равнодушны к чужому горю, и больше всех переживает ребенок, доброта которого не потеряна, несмотря на богатство его семьи.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 3.4 / 5. Количество оценок: 31
Краткое содержание повести «Гуттаперчевый мальчик» Д. Григоровича
Повесть «Гуттаперчевый мальчик» Григоровича, написанная в 1883 году, описывает непростую судьбу маленького сиротки Пети, отданного на обучение циркачу. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Гуттаперчевого мальчика» по главам, которое будет полезным при подготовке к уроку литературы и для читательского дневника. Эмоциональная составляющая произведения очень сильная, и никого не оставляет равнодушным.
Основные персонажи повести
«Гуттаперчевый мальчик» очень краткое содержание
Д. Григорович «Гуттаперчевый мальчик» краткое содержание для читательского дневника:
Оставшись сиротой, Петя попадает в ученики к бывшему акробату, грубому и жестокому человеку. Он безжалостно заставлял малыша вновь и вновь выполнять трудные и опасные трюки высоко на шесте.
Мальчик часто падал и расшибался, но никто его не жалел, кроме старого клоуна- пропойцы, который украдкой жалел и ласкал мальчугана. Вскоре на афишах цирка появилась надпись про «гуттаперчевого мальчика», который выполняет свои номера высоко на шесте без всякой страховки.
И вот однажды случилась трагедия: бедный малыш сорвался с шеста и разбился, его побыстрей унесли с арены, чтобы не пугать видом крови почтеннейшую публику и уложили на грязный тюфяк за кулисами. К утру мальчик умер без всякой помощи, и только бедный клоун вспоминал о нем, но и его уволили из цирка за беспробудное пьянство.
Тяжелым было положение детей, и не только сирот, в конце ХIХ века. Их отдавали в ученики и подмастерья, они были бесправными, не могли получить образование и выбиться в люди. В рассказе говорится и о детях, которые пришли посмотреть веселое представление, но случайно оказались свидетелями трагедии. Только они и пожалели маленького акробата, а больше его судьба никого не интересовала.
Повесть Н. Дубова «Мальчик у моря», написанная в 1963 году, повествует о том, что человек с большим и добрым сердцем обязательно найдет свою звезду и многого добьется. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Мальчик у моря» по главам. Сжатый пересказ можно использовать для читательского дневника.
Короткий пересказ «Гуттаперчевого мальчика»
«Гуттаперчевый мальчик» Григорович краткое содержание:
За кулисами цирка толпятся артисты, народ весёлый и беспечный. Среди них выделяется уже не слишком молодой лысый человек, чьё лицо густо раскрашено белым и красным. Это клоун Эдвардс, вступивший в «период тоски», за которым последует период тяжкого запоя. Эдвардс — главное украшение цирка, его приманка, но поведение клоуна ненадёжно, в любой день он может сорваться и запить.
Режиссёр просит Эдвардса продержаться хотя бы ещё два дня, до конца масленицы, а там уже и цирк закроется на время поста.
Клоун отделывается ничего не значащими словами и заглядывает в уборную акробата Беккера, грубого мускулистого великана.
Интересует Эдвардса не Беккер, а его питомец, «гуттаперчевый мальчик», подручный акробата. Клоун просит разрешения погулять с ним, доказывая Беккеру, что после отдыха и развлечения маленький артист станет лучше работать. Всегда чем-то раздражённый Беккер и слышать об этом не хочет. И без того тихому и безгласному мальчику он грозит хлыстом.
История «гуттаперчевого мальчика» была проста и печальна. Он лишился матери, взбалмошной и излишне любвеобильной кухарки, на пятом году жизни. И при матери порой приходилось ему и голодать и мёрзнуть, но он все же не чувствовал себя одиноким.
После смерти матери её землячка, прачка Варвара, устроила судьбу сироты, определив его в ученье к Беккеру. При первой встрече с Петей Карл Богданович грубо и больно ощупал раздетого догола мальчика, замершего от боли и ужаса. Как он ни плакал, как ни цеплялся за подол прачки, Варвара отдала его в полное владение акробату.
Первые впечатления от цирка с его пестротой и шумом у Пети были так сильны, что всю ночь он вскрикивал и несколько раз просыпался.
Учение акробатическим трюкам давалось нелегко тщедушному мальчику. Он падал, расшибался, и ни разу суровый великан не ободрил Петю, не приласкал его, а ведь ребёнку шёл всего лишь восьмой год. Один только Эдвардc показывал ему, как выполнить то или иное упражнение, и Петя тянулся к нему всей душой.
Однажды клоун подарил Пете щенка, однако счастье мальчика было недолгим. Беккер хватил собачонку о стену, и она тут же испустила дух. Заодно и Петя заработал пощёчину. Одним словом, Петя был «не столько гуттаперчевым, сколько несчастным мальчиком».
А в детских комнатах графа Листомирова царит совсем другая атмосфера. Здесь все приспособлено для удобства и веселья детей, за здоровьем и настроением которых тщательно следит гувернантка.
В один из последних дней масленицы графские дети были особенно оживлены. Ещё бы! Тётя Соня, сестра их матери, обещала повести их в пятницу в цирк.
Восьмилетняя Верочка, шестилетняя Зина и пятилетний пухлый бутуз по прозвищу Паф изо всех сил стараются примерным поведением заслужить обещанное развлечение, но не могут думать о чем-либо, кроме цирка. Грамотейка Верочка читает сестре и брату цирковую афишу, в которой их особенно заинтриговывает гуттаперчевый мальчик. Время для детей тянется очень медленно.
Наконец наступает долгожданная пятница. И вот уже все волнения и страхи позади. Дети усаживаются на свои места задолго до начала представления. Им все интересно. С неподдельным восторгом смотрят дети на наездницу, жонглёра и клоунов, предвкушая встречу с гуттаперчевым мальчиком.
Второе отделение программы начинается с выхода Беккера и Пети. Акробат прикрепляет к поясу тяжёлый золочёный шест с небольшой перекладиной наверху. Конец шеста устремляется под самый купол. Шест колеблется, публика видит, с каким трудом великан Беккер удерживает его.
Петя карабкается вверх по шесту, вот он уже почти не виден. Публика аплодирует и начинает кричать, что следует прекратить опасный номер. Но мальчик должен ещё зацепиться ногами за перекладину и повиснуть вниз головой.
Он выполняет и эту часть трюка, как вдруг «что-то сверкнуло и завертелось в ту же секунду послышался глухой звук чего-то упавшего на арену».
Служители и артисты подхватывают маленькое тельце и быстро уносят. Оркестр играет весёлый мотив, выбегают, кувыркаясь, клоуны…
Расстроенная публика начинает тесниться к выходам. Верочка истерически кричит и рыдает: «Ай, мальчик! мальчик!»
Дома детей с трудом удаётся успокоить и уложить в постель. Ночью тётя Соня заглядывает к Верочке и видит, что сон её неспокоен, а на щеке засохла слезинка.
А в тёмном безлюдном цирке на тюфяке лежит обвязанный тряпками ребёнок с переломанными рёбрами и разбитой грудью.
Время от времени из мрака появляется Эдвардc и наклоняется над маленьким акробатом. Чувствуется, что клоун уже вступил в полосу запоя, недаром на столе виднеется почти опорожнённый графин.
Все вокруг погружается во мрак и тишину. На следующее утро в афише не указывался номер «гуттаперчевого мальчика» — его уже не было на свете.
Рассказ «Мальчики» Чехова написан в 1887 году. Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Мальчики» с цитатами. В своем произведении Антон Павлович мастерски раскрывает движения детской души, которые зачастую недоступны взрослым.
Сюжет повести «Гуттаперчевый мальчик» по главам
Краткое содержание «Гуттаперчевый мальчик» Григорович с описанием каждой главы:
Жители Петербурга празднуют пятый день Масленицы. Цирковые артисты выступают утром и вечером: они уже успели переодеться и смыть яркий грим после утреннего выступления, и готовы покинуть помещение цирка.
Режиссер просит остаться клоуна Эдвардса и фрау Браун, рядом с которой стоит ее дочь – худенькая девушка, наездница. Режиссер отчитывает женщину за то, что ее дочь трижды упала во время представления и тем самым сильно испугала публику.
Не внушает доверия режиссеру и клоун Эдвардс, который является «душою цирка, главным его украшением, главной приманкой». Но в период тоски он мог в любой момент сорваться и уйти в тяжкий запой. Режиссер просит его продержаться хотя бы пару дней, до конца масленицы, когда цирк закроется на время поста.
Настоящее имя «гуттаперчевого мальчика» – Петя. История его жизни коротка, ведь ему «минул всего восьмой год». Мать его была «взбалмошная, хотя и добрая чухонка» по имени Анна, служившая кухаркой.
Выйдя замуж за швейцара, она обосновалась в его крошечной коморке, и вскоре родила тщедушного и болезненного мальчика, которого назвали Петей.
Швейцара призвали в солдаты, и спустя время Анна получила известие о его смерти. У кухарки и ее малолетнего сына началась тяжелая жизнь – никто не хотел брать ее на работу с таким довеском.
Положение еще больше ухудшилась, когда Анна вышла замуж за сильно пьющего мужичонку. Он сразу люто возненавидел Петю, и «грозил утопить его в проруби». Отчим пропивал все деньги, и зачастую в доме не было даже хлеба. Изможденная постоянным голодом, Анна умерла, оставив Петю на попечение своей соотечественницы, прачки Варвары.
Варвара жила по соседству с цирковым артистами. Иногда она брала к себе Петю, и вскоре все узнали печальную историю его жизни. В разговорах Варвара частенько упоминала о том, как было бы неплохо, если бы «кто-нибудь из господ сжалился и взял сироту в обученье». Никто не изъявлял такого желания, и лишь акробат Беккер о чем-то задумался.
Однажды Варвара привела испуганного Петю к Беккеру на осмотр – «акробат обещал взять его на воспитанье в случае, когда он окажется пригодным». Заметив природную гибкость мальчика, тот согласился взять его себе в качестве ученика.
Петя никак не мог привыкнуть к своему хозяину, которого очень боялся, но «особенно тяжело стало ему, когда началось ученье». Главная трудность для Пети заключалась в том, что в процессе выполнения сложных акробатических трюков его «лицо должно было сохранять самое приятное, смеющееся выражение».
Жизнь Пети у Беккера была совсем несладкой: мальчик жил впроголодь, носил одни лохмотья, подолгу не мылся, и ни разу не слышал от своего наставника ни единого доброго слова.
В детских комнатах графа Листомирова все создано для веселых забав, учебы и общего комфорта его отпрысков. За прилежное поведение тетя Соня, родная сестра матери, пообещала отвести их в цирк. Дети находятся в радостном возбуждении, поскольку давно мечтают об этом. «Старшей девочке, Верочке, было уже восемь лет; за нею шла шестилетняя Зина», а после – пятилетний бутуз Павел, которого родные называли не иначе как Паф.
С тех пор, «как обещано было представленье в цирке», Верочка зорко следила за поведением сестры и брата, чтобы ненароком не разгневать взрослых и не остаться без цирка. Благодаря миловидной внешности и кроткому нраву она была любимицей всей семьи.
Во время чинного завтрака с родителями Верочка обнаруживает цирковые афишки. Она просит одну у матери, и, с удобством расположившись в детской, принимается внимательно ее изучать. Ее внимание привлекает номер с гуттаперчевым мальчиком, и она забрасывает тетю Соню многочисленными вопросами.
Разыгравшаяся метель ставит под угрозу поход в цирк, и Верочка нервничает целый день. Ее лицо проясняется лишь при известии о том, «что граф и графиня велели одевать детей и везти их в цирк».
Дети усаживаются на свои места и с интересом разглядывают цирковую арену. По обычаю, вечерние представление начинает клоун Эдвардс, «на смену ему поспешно была выведена толстая белая лошадь» с тоненькой наездницей, упавшей утром три раза. Затем приходит черед выступать жонглерам, дрессированным собакам, канатоходцам.
Наконец, на арену выходят Беккер и Петя. На длинном шесте, удерживаемом Беккером, мальчик демонстрирует различные трюки и, во время выполнения самого сложного из них неожиданно падает с большой высоты на пол.
Трагедия, разыгравшаяся на глазах Верочки, глубоко ранит ее. Весь вечер она не перестает рыдать, думая о несчастном мальчике.
Во внутреннем коридоре цирка лежит «ребенок с переломленными ребрами и разбитою грудью». Лишь изредка из темноты появляется сгорбленная фигура пожилого клоуна, который приходит проведать умирающего мальчика. Не сдержав данного режиссеру обещания, он уходит в запой.
На следующее утро в афишках цирка выступление гуттаперчевого мальчика более не значилось – его «уже не было на свете» …
Заключение
Повесть Дмитрия Григоровича учит сопереживанию, умению понять горе другого человека, не оставаться равнодушным при виде жестокой несправедливости.
Рассказ Виктора Астафева «Мальчик в белой рубахе», написанный в 1968 году, является очень серьезным и трагическим. Сюжет рассказа разворачивается вокруг одной семьи – матери и трех её сыновей. При подготовке к уроку по литературе предлагаем прочитать краткое содержание «Мальчик в белой рубашке» для читательского дневника.
Видео краткое содержание «Гуттаперчевый мальчик» Григорович
Рассказывается о не простой судьбе маленького сироты. О том, какая у него нелегкая доля. Что ему приходится пережить в цирке, какие испытания. И как детки в разных условиях, живут. Завершается рассказ достаточно трагично, гибелью «гуттаперчевого мальчика». Этот рассказ нас учит тому, что не нужно к детям применять жестокость. Нужно их понимать, и относится к ним очень бережно.