Гутное стекло что это
Гутное стекло
Название «гутное стекло» происходит от наименования кустарных мастерских «гут».
Первые литературные сведения о стекольных мастерских, или гутах, относятся к XV ст. Стеклоделием занимались по всей Украине, но гуты были особенно распространены в северных и западных ее районах, где залежи чистого кварцевого песка и большие лесные массивы создавали благоприятные условия для гутного промысла.
Во второй половине XIX ст. маленькие гуты с их ручным трудом были вытеснены большими стекольными заводами, собственники которых интересовались только прибылью. Гутничество пришло в упадок.
Характерно, что гутничество начало возрождаться именно на Львовщине, в районе наиболее интенсивного развития этого промысла в прошлом.
В ранних своих работах львовские гутники иногда наследовали старые формы. И это неудивительно, поскольку это был период ознакомления с гутным наследием, с приемами обработки старинного стекла. Теперь на основании добытых знаний они создают современные стеклянные изделия.
Своеобразно работает Петр Думич. Он любит массивные приземистые или стройные веретенообразные формы, которые украшает спиральная цветная нитка, размещенная в толще прозрачного стекла. Нередко средина вазы имеет легкую синеватую или другую окраску, которая подчеркивает рисунок внутренней полости и ритмично повторяет силуэт вазы.
Достижения народных мастеров в гутничестве оказали большое влияние на творчество художников, занятых в стекольной промышленности. В последнее время они все больше обращаются к технике свободного выдувания стекла. Особенно характерны в этом плане работы художников Киевского завода художественного стекла Ивана Зарицкого, Павла Аверкова, Ивана Аполлонова.
Как на Руси появилось гутное стекло?
Известные человечеству прозрачные материалы можно пересчитать по пальцам. Главнейший из них — стекло. Из-за красоты и высоких гигиенических свойств его с охотой используют для изготовления посуды. Нескончаемое разнообразие форм и расцветок позволяют стеклянной посуде не выходить из моды на протяжении тысячелетий.
Говорят, нет ничего более прочного, чем битая посуда. Чего не скажешь о посуде целой. Именно поэтому древняя посуда доходит до нас преимущественно в виде осколков, хорошо еще, если не разрозненных. С тем большим волнением смотрим мы на посуду, дошедшую до нас через столетия неповрежденной, хоть сейчас пользуйся. Но делать это, ежеминутно рискуя превратить ее в осколки, чересчур расточительно — она бесценна. А посему — место таких раритетов в музее, где есть хоть какая-то надежда, жаль, что не гарантия, что посуду сохранят и дальше, и на нее смогут посмотреть наши внуки.
Мы не знаем, кто изобрел стекло. Спорят даже о том, в какой стране оно появилось впервые — то ли в Египте, то ли в Месопотамии. Древнеримский историк Плиний-старший (79−23 гг. до н.э.) считал, что впервые стекло случайно открыли финикийские моряки.
Самому древнему рукотворному кусочку стекла, зеленоватой бусинке длиной 9 мм — около пяти с половиной тысяч лет. Посуда появилась позже. До нас дошли древнейшие образцы стеклянной посуды — три чаши фараона Тутмоса III (ок. 1450 г. до н.э.). Выдувать посуду научились еще позже. Эту технологию изобрели в Сирии в 27−14 гг. до н.э.
Вы спросите, а как же делали чаши, не зная выдувания? Очень просто: из мелкого песка лепили форму, и на несколько секунд окунали в расплав стекла. Затем форму с налипшим на нее тонким слоем стекломассы остужали, а песок удаляли.
С Ближнего Востока стекло распространилось по всему миру, его стали делать в Индии, Китае, странах Европы. К ІІІ веку нашей эры оно добралось и до нашей родины. Первые отечественные стеклянные изделия, в том числе и посуду, археологи нашли при раскопках в Черновицкой области. Более поздние находки относятся ко временам Киевской Руси. На территории Украины археологи раскопали множество стекловаренных печей. Отличное стекло, к примеру, варили в мастерских Киевской Лавры.
Интересное наблюдение: процветает государство — процветает и стекловаренный промысел. Разрушительные набеги татаро-монгольских орд не могли не сказаться на стекловарении, оно надолго пришло в упадок, мастера разбежались кто куда.
Но посуда нужна всегда, и вот в тихих заповедных местах, дремучих чащах, где не было проблем с дровами, на берегах рек и озер, где имелись залежи огнеупорных глин и чистых кварцевых песков, стали возникать небольшие полукустарные стекловаренные предприятия — гуты. Их было много на севере и западе Украины. Это нашло отражение в названиях населенных пунктов. Только в Киевской области находятся четыре «Гуты».
Эти мини-заводы были крайне примитивно оборудованы: как правило, одна печь на несколько стекловаренных горшков, металлическая трубка и… все. Посуду выдували без формы, поэтому она не имела правильных очертаний. Для работы в столь примитивных условиях нужны были опытные мастера, которые справились бы со сложной технологией выдувания. И они не замедлили появиться. Необходимость породила высочайшее мастерство.
Закончились набеги орд и жестокие казацкие освободительные войны. Украина вошла в состав Российской империи. И производство стеклянной посуды отныне стало развиваться на основании высочайших повелений. В «Полном собрании сочинений законов Российской империи» за 1720 год читаем: «Великий Государь указал «зеркальные стеклянные заводы завесть в Киеве в пристойном месте; и на тех заводах делать зеркальные стекла и хрустальную посуду…». Их и стали строить, и не только в Киеве — дело-то выгодное.
Хрупкая красота: галицкое гутное стекло
Во время моих путешествий по Украине я старалась прокладывать маршруты так, чтобы хоть не надолго очутиться во Львове. Этот старинный западноукраинский город – моя любовь еще со студенческих лет, и каждую возможность оказаться в нем вновь я воспринимаю, как подарок судьбы. Как правило, времени между пересадками с поезда на поезд, не очень много, поэтому я стараюсь использовать его рационально. Но, старый центр города с его узкими мощеными улочками, маленькими кафешками, откуда доносится аромат знаменитой львовской кавы, притягивают неимоверно. Гуляя по площади Ратуши и прилегающим улочкам, я обратила внимание на вывеску «Музей стекла». Любопытство подталкивало заглянуть внутрь, но в тот раз времени уже не оставалось и посещение пришлось отложить. Планируя очередную поездку с пересадкой во Львове, я как обязательный пункт программы, включила и экскурсию в приглянувшийся музей.
Во второй части музея представлена постоянно действующая экспозиция лучших изделий предприятия «Галицкое Стекло», которая постоянно обновляется и пополняется новыми произведениями мастеров-стеклодувов. Сотрудники музея предлагают экскурсию в мастерские художников- стеклодувов, чтобы желающие могли воотчию увидеть, как рождается хрупкая сказка.
Фотографиями, сделанными во время посещения музея, я проиллюстрировала свой рассказ.
Гутное стекло — это стекло свободного выдувания. Каждое изделие, созданное в гуте ручным трудом мастера, индивидуально и неповторимо. Гутное стекло наделено цветом, прозрачностью, волшебной способностью передавать преломление, игру света, что может вызывать у зрителя самые разнообразные поэтические ассоциации.
Во второй половине XIX ст. маленькие гуты с их ручным трудом были вытеснены большими стекольными заводами, собственники которых интересовались только прибылью. Гутничество пришло в упадок.
Только в наше время забытое искусство изготовления художественного стекла стало восстанавливаться. Характерно, что гутничество начало возрождаться именно на Львовщине, в районе наиболее интенсивного развития этого промысла в прошлом.
Богатое традициями и древней историей галицкое стекло и сегодня является визитной карточкой Украины, представляя ее многовековую культуру.