Гуманитарный университет что изучают
Что значит гуманитарный факультет
Содержание статьи
Образование в сфере гуманитарных наук предполагает получение знаний и профессиональных навыков по философии, истории, языковеденью, праву, экономике, искусствоведенью и других. Такое образование определяет мировоззрение и общий уровень развития человека, а для общества – это основа идеологического и нравственного воспитания. Любой факультет гуманитарного образования выполняет культурно-просветительскую задачу. Без этого направления сферы образования наша жизнь была бы значительно скучнее, ведь благодаря ему появляются новые писатели, поэты артисты, музыканты.
Особенности образования на факультете
Спецификой образования на факультете является высокий уровень гуманитарных знаний, которые являются актуальными во все времена. Гуманитарный факультет выпускает специалистов, которые успешно конкурируют в необходимых экономических условиях.
В настоящее время учебный процесс на факультете строится на современных мировых методиках, к чтению лекций часто привлекаются лучшие профессионалы западных университетов. Факультет проводит подготовку бакалавров, срок обучения которых составляет 4 года и магистров, которые учатся 6 лет. Одной из особенностей обучения на гуманитарном профиле является глубокое изучение иностранного языка.
Специалисты гуманитарного направления играют большую роль в научном и культурном сотрудничестве нашей страны с другими мировыми культурными сообществами.
Университет гуманитарного профиля
Университет гуманитарного профиля утверждает идеалы и ценности общества, развивает сотрудничество через гуманитаризацию мировоззрения, обучает и развивает студентов на основе свободы личности. Каждый гуманитарный университет факультеты имеет разные:
— культура и искусство;
— дизайн;
— политология и международные отношения;
— филология и иностранные языки и другие.
Они выбираются с учетом образовательных стандартов современности и эффективности получаемого образования. Гуманитарные знания становятся важной частью фундаментального образования и позволяют получать специалистов с широким мировоззрением.
Образование в сфере гуманитарных наук позволяет формировать не специалистов с узким специальным образованием, а настоящих личностей с широкими взглядами на мир, природу и человека. Гуманитарии уравновешивают общество, не дают ему скатиться в нравственную, духовную и культурную пропасть. Гуманитарные вузы продолжают славные традиции ценностно-ориентированного образования.
Гуманитарные специальности и вузы
Профориентация,ВУЗЫ И КОЛЛЕДЖИ
Тяжело быть гуманитарием, когда везде сплошные программисты и информационные технологии… Спокойствие! Ребята, вы все еще нужны этому миру, потому мы расскажем о направлениях, где раскроются ваши таланты, и о вузах, которые сделают вас профессионалами.
В этой статье:
Чтобы не обсуждать что-то абстрактное, будем говорить о специальностях из реестра Министерства образования. Утвержденный перечень состоит из укрупненных направлений подготовки, а они состоят… Из просто направлений, которые мы обычно называем специальностями.
Например: Экономика и управление – это укрупненное направление. А вот популярная нынче Экономика – специальность. Но и это не все, есть еще более мелкие единицы – программы обучения. Скажем, можно выучить Экономику труда или Налоги и налогообложение, каждый вуз придумывает на свое усмотрение.
Договоримся, что гуманитарии – это люди, которые избегают в своей жизни математики, физики, информатики, химии и биологии. Таким образом, у нас выходит довольно ограниченный список гуманитарных специальностей, из которого мы исключим все творческое, потому что это, пожалуй, тема для отдельной статьи.
Гуманитарные специальности
История и археология
Представьте, мир все еще нуждается в археологах! Правда «Археология» – это скорее название программы по гуманитарной специальности «История».
Историки, археологи, антропологи, библиотекари, документоведы, архивариусы выпускаются с этих направлений:
46.03.01 – История. Ясное дело, учат на ней историков! Причем историки бывают разные: один изучает Азию, другой – Древнюю Грецию, третий – историю России. Проверяйте программу, на которую поступаете!
46.03.02 – Документоведение и архивоведение. Тут надо очень любить возиться с бумажками!
46.03.03 – Антропология и этнология,
51.03.06 – Библиотечно-информационная деятельность.
Педагогические науки
Учителем математики вам, конечно, не стать, но и без того вариантов масса: можете преподавать все, что любите сами. Языки, историю, географию, физкультуру, рисование, музыку… Выбирайте из этих гуманитарных специальностей:
44.03.01 — Педагогическое образование,
44.03.05 — Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).
Политика и дипломатия
Готовит политиков и дипломатов. Основных направлений тут три:
41.03.05 — Международные отношения,
41.03.06 — Публичная политика и социальные науки.
Психологические науки
Не обольщайтесь, в этом суровом мире психологи сдают математику. Для гуманитариев есть только:
Регионоведение
Относительно молодая дисциплина. Изучает все, что касается какого-то региона: местный язык, культуру, географию, природные ресурсы, историю…
41.03.01 — Зарубежное регионоведение,
41.03.02 — Регионоведение России,
41.03.03 — Востоковедение и африканистика.
Словом, выбираем часть света по душе и погружаемся с головой в тонкости своей или чужой культуры!
Сервис и туризм
Направление для тех, кто хочет организовывать людям классный отдых. Тут всего 2 специальности:
43.03.03 — Гостиничное дело.
СМИ и издательское дело
Идем сюда за всем, что касается:
42.03.01 — Рекламы и связей с общественностью,
42.03.02 — Журналистики,
42.03.03 — Издательского дела,
42.03.04 — Телевидения.
Социология и социальная работа
«Социальный работник – тот МАСТЕР, который может реально изменить общество, повысить социальное благополучие и качество жизни россиян».
Доктор философских наук, профессор, В.Н.Келасьев
39.03.02 — Социальная работа,
39.03.03 — Организация работы с молодежью.
Философия, этика и религиоведение
Это направление очень похоже на направление истории и археологии.
47.03.01 — Философия. Представьте себе, вузы до сих пор учат философов! Философ – гуманитарный специалист широкого профиля. Он может работать и в политике, и в журналистике, и книги писать.
47.03.02 — Прикладная этика. Это о насущных этических проблемах современного общества: хорошо ли использовать атомную энергию, этично ли пересаживать органы, можно ли казнить преступника…
47.03.03 — Религиоведение. Например, тут можно стать настоящим служителем церкви;
48.03.01 — Теология. И тут тоже можно им стать.
Экономика и управление
И снова не обольщайтесь! Экономика всегда требует математики, но есть одна специальность, куда можно поступить с гуманитарными предметами:
38.05.02 — Таможенное дело.
Юриспруденция
Подробно о юридических профессиях мы писали в статье «Список профессий в юридической сфере».
40.05.01 — Правовое обеспечение национальной безопасности,
40.05.02 — Правоохранительная деятельность,
40.05.03 — Судебная экспертиза,
40.05.04 — Судебная и прокурорская деятельность.
Языки и литература
45.03.02 — Лингвистика,
45.05.01 — Перевод и переводоведение. Если синхронный перевод машина, может, и научится выполнять, то литературу будут переводить вручную еще долго.
Топ гуманитарных вузов России
Согласно рейтингу RAEX, большинство топовых гуманитарных вузовсосредоточились в Москве.
Десятка лучших гуманитарных вузов в 2016 году выглядела так, и с тех пор вряд ли что-то сильно поменялось:
Интересно, а получится ли у вас угадать вуз по фотографии?
Еще интересный рейтинг гуманитарных вузов ищите на сайте RussiaEdu.
Высшее гуманитарное образование в России
«Свободная касса!» — так обычно подшучивают над гуманитариями. Однако это очень поверхностное понимание профессий, которые относятся к данному профилю.
Давайте разберёмся, что из себя на самом деле представляет высшее гуманитарное образование в России, какие специальности к нему относятся, а также с какими проблемами и тенденциями развития сталкиваются гуманитарные институты.
Подпишитесь на наш Telegram-канал, чтобы первыми получать полезные и интересные статьи из сферы образования. А также следите за акциями и скидками — с ними гораздо выгоднее учиться.
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Высшее гуманитарное образование: что это такое
Что же из себя представляет гуманитарное образование и зачем оно нужно?
Высшее гуманитарное образование — это совокупность знаний в сфере общественных наук, направленных на изучение человека и различных областей его жизни. К таким наукам относятся — философия, история, право, экономика, филология, искусствоведение, литература и многие другие.
Что такое гуманитарный вуз? Это университеты, основная цель которых развивать и прививать студентам гуманитарную мысль. Это значит, научить их думать широко, видеть связи между событиями, читать и понимать фундаментальные труды, учитывать множество факторов, принимать нетривиальные решения и подходить к задачам творчески.
История развития гуманитарного образования
«Мой друг… познай себя, ведь когда мы познаем себя, мы можем научиться заботиться о себе»
Термин «гуманитарное образование» часто применяют не только к конкретному ряду научных дисциплин, но и к высшему обучению в целом. В РФ и европейских странах академическое обучение направлено не только на получение конкретных профессиональных навыков, но и на развитие кругозора.
Исторически гуманитарные науки восходят к древнегреческим исследовательским методам познания мира. Эволюция университетов двигалась от желания философов охватить все явления во вселенной к развитию конкретных профессиональных сфер.
Фрагмент картины Рафаэля Санти «Афинская школа»
Роль гуманитарных наук сложно переоценить. Именно они помогают людям развивать свои soft skills, находить общий язык с другими, повышать культурный уровень и пытаться ответить на сложные философские вопросы:
Гуманитарное образование: специальности
Какие же специальности считаются гуманитарными? Мы составили свой рейтинг топ-10 самых интересных и востребованных в современном мире профессий:
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Давайте посмотрим, чем конкретно занимаются все эти специалисты.
Юристы
Среди юридических профессий самыми популярными традиционно считаются адвокаты. И пусть большое количество выпускников создаёт высокую конкуренцию на рынке, при упорстве, трудолюбии, любви к юриспруденции и умении находить подход к клиентам можно быстро построить хорошую карьеру.
Менеджеры
Грамотные управленцы нужны всегда. И неудивительно, что чаще всего высокие посты занимают именно специалисты с дипломами гуманитарных вузов. Они могут не только глубоко разбираться в проблемах, но и учитывать множество нюансов: возможные перспективы и риски развития, взаимодействия внутри коллектива, рыночную конкуренцию.
Маркетологи
Российский рынок нуждается в хорошо подготовленных маркетологах. Именно эти специалисты просчитывают рекламные стратегии и бюджеты, могут «видеть» рынок и учитывать его тенденции при разработке новых продуктов и товаров компании.
Маркетологи разрабатывают маркетинговую стратегию компании
Экономисты
Как бы удивительно это ни звучало, но экономика — это гуманитарная наука. А экономисты не только должны уметь работать с цифрами, но и понимать, как их деятельность связана с рынком и обществом. Часто они непосредственно работают с людьми, поэтому навыки общения также важны для экономистов.
PR-специалисты
Пиар — дело тонкое и требует многих знаний: понимать рынок, изучать активности конкурентов, предвидеть реакцию пользователей, чувствовать тенденции и тренды. Всё это помогает грамотному PR-специалисту уверенно продвигать бренды и повышать свою востребованность.
Переводчики
Люди, которые могут найти общий язык с представителями других наций — очень важные кадры в международных компаниях. Особенно высоко ценятся синхронисты, способные в моменте здесь и сейчас переводить устную речь. Но даже если вы не готовы к такого рода перегрузкам, всегда можно найти работу в переводческих агентствах.
Дипломаты
Самые яркие представители гуманитарных профессий — это дипломаты. Их задача — представлять РФ на международном уровне, решать вопросы, которые возникают в разных странах и быстро реагировать на конфликтные ситуации, соблюдая государственную политику. Попасть на работу в посольства и консульства сложно. Но для самых упорных и способных открываются двери даже в дипломатические представительства.
Психологи
Психологи — знатоки человеческих душ. Их значение в современном мире растёт с каждым годом. Если раньше в России лечились горячительными напитками и душевными разговорами, то теперь в Москве и других крупных городах успешные люди предпочитают посещать психологов. Так что найти своих клиентов и сделать успешную карьеру можно и в нашей стране.
Россия подарила миру множество известных психологов. Чего только стоят труды таких выдающихся фигур как В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, Н.Н. Ланге, И.П. Павлова, С.Л. Рубинштейна и многие другие.
Копирайтеры
Пройти обучение в российском вузе и стать копирайтером пока нельзя. Но эта профессия как никакая соответствует гуманитарному профилю. Ведь грамотный копирайтер должен обладать широким кругозором, уметь находить и обрабатывать разную информацию, чётко и логично излагать мысли. Именно эти навыки позволяют специалистам создавать интересные тексты и хорошо зарабатывать.
SMM-менеджеры
Ещё одна новая, но уже очень востребованная профессия, которую часто выбирают для себя гуманитарии. SMM-менеджер — это человек, способный выполнять множество задач: продумывать коммуникационную стратегию, составлять контент-планы, искать партнёров и подрядчиков, общаться с пользователями, анализировать показатели и самостоятельно принимать решения.
Все перечисленные профессии относятся именно к гуманитарной сфере знаний. Поэтому если не удалось устроиться по специальности, совсем не обязательно рассматривать вакансии McDonald’s, подтверждая слова злопыхателей. Просто выбирайте одну из описанных выше специальностей и дерзайте!
Лучшее гуманитарное образование в России: список вузов
Где можно получить высшее гуманитарное образование в России? Его предоставляют университеты гуманитарно-социальных направлений. В РФ таких вузов более 500. Лидерство по количеству гуманитарных университетов — ожидаемо за Москвой. В столице 120 подобных учебных заведений.
А среди лучших гуманитарных университетов страны следующие:
Выпускники Санкт-Петербургского государственного университета
Если у вас нет возможности поступить в один из этих вузов, не расстраивайтесь. Изучите те гуманитарные вузы, которые действуют в вашем регионе. Постарайтесь узнать, какие перспективы предлагают заведения, подбирают ли трудовые места и какое количество студентов и как быстро смогли устроиться после учёбы. А уже с этой информацией принимайте взвешенное решение.
Проблемы гуманитарного образования
В России было несколько периодов в истории развития гуманитарных институтов. Первые университеты опирались как раз на принципы гуманитарного знания. Во времена царской России дворяне в обязательном порядке учили латынь, философию и историю. И даже в СССР высоко ценились специалисты гуманитарных областей.
В наши дни гуманитарное образование столкнулось с существенными проблемами, вызванными следующими причинами:
Всё это приводит к тому, что студенты несерьёзно относятся к образованию. Они учатся ради «корочки», чтобы потом работать не по специальности.
Тенденции развития гуманитарного образования в России
Существуют ли тенденции для развития гуманитарного образования в России? Да, и даже две:
Объединение гуманитарного профиля с практическим
Этот тренд очень популярен во всём мире. Всё больше молодых специалистов получают гуманитарные и технические навыки во время обучения. Это делает их более востребованными и даже в чём-то уникальными работниками. Особенно нуждаются в таких специалистах IT-компании и исследовательские институты.
Коммуникации с другими — главный скилл гуманитариев
Возрождение классического гуманитарного образования
Сократовские методы вопрошания, семь свободных искусств, активное вовлечение студентов в образовательный процесс — всё это возрождается в университетах, которые внедряют модель Liberal Arts. Она также предполагает междисциплинарный подход, который позволяет студентам осваивать знания из разных направлений.
Гуманитарное образование — это основа культурного развития человечества. Хочется верить, что его ценность и престиж в РФ со временем всё-таки возрастут. Так что не бойтесь выбирать гуманитарные профессии и поступать в профильные вузы. А если понадобится помощь с написанием работ — обращайтесь в студенческий сервис.
«Я видала такую чепуху, по сравнению с которой эта чепуха — толковый словарь» (Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»). Любительница йоги, спиральной динамики и душевных разговоров 😊
Популярные гуманитарные направления в Высшей школе экономики
Культурология
В рамках образовательной программы студенты учатся понимать, анализировать и учитывать современные культурные тенденции. Программа включает фундаментальные гуманитарные предметы и дисциплины — от истории и социологии культуры до риторики повседневности и критического письма. Уже с первого курса студенты осваивают актуальные исследовательские инструменты, методы и техники работы с фактами культуры, а также имеют возможность включения в практическую реализацию разнообразных культурных проектов и событий.
Занятия проходят не только в университетских аудиториях: учебными площадками и одновременно объектами изучения являются также музеи и театры, библиотеки и редакции, издательства и книжные магазины, дома культуры и парки, кафе и торговые центры.
Бакалавры участвуют в работе студенческих проектов (клубы для интересующихся кино, театром, музеями и выставками, музыкой, фотографией, путешествиями; социальный проект по работе с воспитанниками детских домов; организация встреч с деятелями культуры; дискуссионные площадки для обсуждения актуальных культурных событий).
Студенты проходят практику в государственных и коммерческих учреждениях культуры (Российский НИИ культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева, Российский институт культурологии, Министерство культуры Московской области, фонд «Наследие Евразии», фонд «Центр политической философии», «Мосфильм»), проводят социокультурные исследования в рамках выездных зимних и летних школ (в городах Торжок, Сатка, Дубна) и экспедиций в различные регионы РФ, работают в исследовательских лабораториях и научно-учебных группах.
В качестве волонтеров и помощников организаторов студенты участвуют в крупных культурных событиях — театральных и кинофестивалях, культурных форумах и биеннале современного искусства. Ежегодно студенты и преподаватели совместными усилиями проводят Международную культурологическую конференцию аспирантов и студентов.
На программе преподают крупные ученые, известные своими исследованиями в области теории и истории культуры, а также практики из различных сфер культурной деятельности — издатели, редакторы журналов, колумнисты, кураторы, критики, эксперты, государственные чиновники в сфере управления культуры.
Выбрал Вышку, потому что это самый живой и продвинутый университет нашей страны. Можно ответственно заявить, что подавляющему большинству других российских университетов сегодня приходится догонять ВШЭ. Это касается как гибкого подхода к образовательному процессу, так и организации научной деятельности и стимулирования преподавателей. Прежде всего, Вышка и Школа культурологии научили меня критическому мышлению, как говорил Иммануил Кант, «способностью пользоваться собственным рассудком»; делать работу вовремя и всегда стремиться к тому, чтобы первым почуять важное.
В 11 классе я принял участие в Вышкинской олимпиаде и стал призером. Взвесив все варианты, я принес документы сразу после выпускного. Очень хотелось поскорее узнать, что такое «корпоративный дух Вышки» — ведь именно он объединяет студентов и преподавателей в разбросанных по всей Москве корпусах и общежитиях.
Больше всего тогда поразило разнообразие студенческой жизни, от спортивных секций до танцевальных студий, театра и волонтерских проектов, как общеуниверситетских, так и сугубо факультетских. Гордостью университета, безусловно, являются его преподаватели, многие из которых имеют степени PhD и являются авторами собственных курсов. Многие из них с недавних пор «вышли в город» — Вышка теперь постоянно организует лекции в Парке Горького, музейные четверги, онлайн-курсы, бесплатные факультативы и т.п. Для меня это означает, что Вышка является не только закрытой институцией, но и частью креативного производства, неотъемлемой частью жизни большого города. Школа культурологии, на мой взгляд, факультет, наглядно воплощающий эту творческую сторону жизни университета.
Культурология — теоретическая дисциплина, однако абсолютно бессмысленная вне связи с современной жизнью и ее реалиями. Нас с первого курса учили тому, как писать рецензии и статьи, подбирать аналитические материалы и т.д. У нас три года проходит проектный семинар, в рамках которого каждый студент реализует выбранный им проект из уже существующих на отделении (или придумывает свой собственный) и развивает его от начала до конца: придумывает концепцию, организует мероприятия, учится их модерировать, снимать, фотографировать, создавать медиаповоды, находить финансирование и т.п. Практики студентов проходят на самых разных площадках города: это и «Гараж», и Московский международный кинофестиваль и многие другие. Школа культурологии ВШЭ — идеальное место для человека, которого привлекают одновременно и теория, и ее практическое применение.
Философия
Цель образовательной программы «Философия» — профессиональная подготовка в области классической и современной философии, предполагающая формирование широких гуманитарных компетенций. По направлению подготовки «Философия» предметный рейтинг QS World University Rankings by Subject 2015 включил НИУ ВШЭ в топ-200.
Реализация программы факультетом гуманитарных наук НИУ ВШЭ гарантирует высокую квалификацию преподавателей, в числе которых — видные отечественные ученые и зарубежные исследователи, рекрутированные на международном рынке труда. А также — отсутствие междисциплинарных барьеров, возможность выбора дисциплин смежных образовательных программ и междисциплинарных учебных курсов; дополнительное образование по любому читаемому в НИУ ВШЭ майнору; поддержку научных исследований, финансирование проектов научно-учебных групп и лабораторий с участием студентов; организацию проектной работы; интеграцию в мировое научное сообщество: участие в международных научных проектах, финансирование зарубежных стажировок студентов.
Программа включает фундаментальные курсы истории западной, русской и восточной философии, онтологии, философии культуры, искусства, религии, политической и социальной философии, этики и эстетики, кластер дисциплин когнитивного цикла (логика, эпистемология, философия науки, теория аргументации), классические и современные языки. Ряд учебных курсов читается на английском языке. С третьего курса студентам предоставляется возможность специализации по философии или религиоведению. Выпускники образовательной программы работают в различных профессиональных сферах, связанных с педагогической, переводческой и редакторской практикой, аналитикой в области культурной политики, реализацией медийных и арт-проектов.
О Вышке узнал, когда участвовал во Всероссийской олимпиаде по экономике. Тогда понял, что это — один из сильнейших в России вузов. Когда решил изучать философию, выбрал именно ее. Философское образование в Вышке дало мне в первую очередь приближение к пониманию того, что такое философия, и помогло разобраться с теми вопросами, которые и привели меня на факультет. Также учеба в Вышке — вне зависимости от факультета — позволяет освоить основные академические компетенции: начиная с бакалавриата, студент имеет возможность (и это поощряется, в т.ч. финансово) активно заниматься научной работой.
Филология
Филология — это, как известно, любовь к слову: устному и письменному, старинному и новейшему, чужому и своему. Филология в Вышке — программа, которая создает для такой любви уникальную питательную среду. Мы учим студентов говорить, читать и писать на трех иностранных языках, подбирать для каждого текста (например, для «таинственной» повести И.С. Тургенева «Призраки») или группы текстов (например, булгаковских «Записок юного врача») подходящую именно им методику анализа. При этом наши студенты хорошо представляют себе, зачем филологу знания и навыки из области истории, социологии, философии, искусствоведения, археологии и других гуманитарных наук и как их применять. Учиться у нас не просто интересно — это захватывающе созидательно, ведь возможности слова практически безграничны.
В 2011 году, когда я была абитуриентом, Высшая школа экономики проводила свой первый набор филологов. Выбор в пользу нового, непрофильного для Вышки факультета, мог показаться рискованным, но риск полностью оправдался, а о своем решении я ни разу не пожалела. Вышка привлекла меня, с одной стороны, уважением к академическим традициям, а с другой — своей открытостью новому и вниманием к происходящему вокруг. За эти четыре года мне открылось много возможностей, связанных как с учебой (филологические дисциплины на высшем уровне, сильная языковая подготовка), так и с внеучебной жизнью (участие в конференциях в России и за рубежом, работа ассистентом преподавателя, вовлеченность в различные научные проекты, возможность стажировок в зарубежных университетах). В этом году я закончила бакалавриат и дальше планирую идти в филологическую магистратуру Вышки, так как главное, что принесла мне учеба здесь — понимание того, чем я хочу заниматься дальше, и что здесь мне в этом обязательно помогут.
История
Образовательная программа «История» на факультете гуманитарных наук НИУ ВШЭ работает с 2010 года. Уже состоялось два выпуска бакалавров, многие из которых продолжили свое образование в магистратуре.
Особенностью образовательной программы «История» является то, что помимо общепрофессиональных исторических дисциплин, студенты получают возможность изучения курсов по философии, психологии, социологии. Таким образом, наши студенты получают разносторонне фундаментальное гуманитарное образование, которое помогает им как в собственно исторических исследованиях, так и при выборе дальнейшего обучения в магистратурах.
На программе предусмотрена сильная языковая подготовка, включающая как новые, так и древние языки. Ряд курсов преподается на английском языке преподавателями зарубежных вузов. Особенностью программы является значительное количество курсов по выбору, начиная со второго года обучения, что позволяет студенту формировать свою, индивидуальную образовательную траекторию. Профессорско-преподавательский состав программы состоит из признанных специалистов, таких как акад. А.Б. Давидсон, член-корр. П.Ю. Уваров, д.и.н. М.А.Бойцов, д.и.н. И.Н. Данилевский, д.и.н. А.Б.Каменский. Для программы «История» действуют все те бонусы, которыми отличается обучение в НИУ ВШЭ: скидки на платное обучение, образовательный кредит в 7,06%, благоустроенное общежитие, занятия в спортивных секциях, студенческое самоуправление и, конечно, интересная учеба.
Я закончила бакалавриат по программе «История» факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ в этом году. Передо мной стоял выбор между другими образовательными программами ВШЭ и историей, но, выбрав историю и Школу исторических наук, я ни разу об этом не пожалела за все четыре года обучения.
Причин тому масса: во-первых, конечно, стоит отметить преподавательский состав факультета, среди которого деятели исторической науки мирового масштаба, которые регулярно публикуются в России и за рубежом. Помимо преподавателей мое внимание сразу же привлекла учебная программа. Кроме непосредственно исторических дисциплин, значительную ее долю составляют экономические и социальные науки, что позволяет получить полное гуманитарное образование и после окончания истфака иметь возможность работать в различных сферах, будь то телевидение или государственное управление.
Я решила продолжить обучение и поступила в магистратуру. На нашей программе дается широкий выбор языков для изучения — как современных, так и древних. Кроме того, учебный процесс позволяет максимально сконцентрироваться на изучении наиболее интересной вам темы, постоянно работать с научным руководителем. А наши практики и выездные школы! Не меньше при поступлении меня волновало и то, каким образом устроен сам учебный процесс. К регулярным дедлайнам привыкаешь быстро, а система, при которой оценка накапливается в течение всего модуля (или модулей) не дает расслабиться и бездельничать. Мне нравится, что в Школе исторических наук, да и в ВШЭ в целом, наука и учеба неразделимы. Мы все ходили на интереснейшие научные семинары и слушали выдающихся ученых, посещали общеуниверситетские факультативы. За четыре года обучения каждый нашел себе тему по душе. Мы имели возможность почувствовать себя преподавателями, работая в самом университете учебными ассистентами, помогая лекторам и студентам младших курсов.
Кроме того, важной для всех поступающих на коммерцию является система скидок за успешное обучение, аналогов которой нет, а также возможность перевода на стопроцентную скидку, которой некоторые из моих однокурсников воспользовались. Помимо прочего, на программе «История» есть возможность поехать в заграничную стажировку, для работы над своими исследованиями.
История искусств
Программа предлагает современное искусствоведческое образование. В рамках этого направления происходит освоение методов анализа изобразительного объекта, перевода и интерпретации визуальной информации на язык идей и словесного текста. Обучение проходит в постоянном контакте с подлинными произведениями искусства. Начиная с первого курса, студенты работают в семинарах, которые проводятся в залах ГМИИ им. А.С.Пушкина и ГТГ, знакомятся с разными видами и техниками изобразительного искусства в реставрационных мастерских.
Когда меня спрашивают, где я учусь, я отвечаю: «В Высшей школе экономики». «На каком направлении?» — «История искусств». После такого ответа на меня обычно смотрят как на сумасшедшую. Действительно, когда я поступала, у меня были опасения: новая гуманитарная программа в экономическом вузе настораживала. Но выбор вуза был однозначным, благодаря четкой и понятной информации, оперативной работе приемной комиссии, дающей понять, что тебе здесь рады. Динамичный, современный, научный центр сразу выигрывал на фоне остальных учебных заведений. Проучившись год, могу сказать, что не пожалела ни разу.
Самым важным для меня остается внутренняя свобода, которая здесь только приветствуется.
Здесь ты учишься с удовольствием и для себя, постоянно открываешь что-то интересное на занятиях и практиках, общаешься с лучшими преподавателями твоего направления.
Психология
Образовательная программа «Психология» разработана с использованием мирового опыта преподавания психологии, реализуется на русском и английском языках и нацелена на формирование профессиональных компетенций, необходимых для практической и исследовательской деятельности психолога.
В процессе обучения студент может выбрать одну из трех специализаций: социальная и организационная психология, когнитивная психология и психофизиология или исследования личности и консультирование. Вне зависимости от специализации 25% учебного времени студента занимают разнообразные формы проектной деятельности, реализуемые как на базе научно-учебных лабораторий и центров, так и в коммерческих и государственных организациях-партнерах программы. Обучение на программе открывает широкие возможности для поступления на магистерские программы российских и западных университетов и дает возможность выпускникам получить европейское подтверждение диплома (EuroPsy) без дополнительной сертификации.
Сразу после окончания школы я поступила в МПГУ на преподавателя английского языка. Решение было странное, не слишком обдуманное и осознанное. Уже в сентябре я поняла, что место это не для меня, а общение с друзьями с других университетов усилили мое желание сменить место учебы. Друзья-вышкинцы рассказывали о том, как они учатся и живут, сколько всего крутого происходит у них в университете. Уже через год я стала частью семьи под названием НИУ ВШЭ.
Больше всего я люблю в моем университете его дух, атмосферу. В Вышке идеи рождаются сами собой, а администрация всячески способствует реализации этих идей.
К нам в гости приезжают совершенно разные люди: от Шварценеггера и Жириновского до Карло Гинзбурга.
Вышка дает невероятное количество возможностей для роста и развития, для обогащения себя новой информацией и взглядами, для пробы себя в новых делах.
Одним из лучших способов развития себя я считаю работу в студенческом совете. До недавнего времени я была председателем совета факультета психологии. Это реально работающий орган, имеющий доступ на часть совещаний администрации. Студсовет принимает участие в формировании учебных планов, в бытовых вопросах жизни студентов (например, взаимодействие с общежитиями), самостоятельно реализовывает большие проекты (школы для абитуриентов, развлекательные мероприятия, посвящения первокурсников и многое-многое другое). Работа в студенческом совете сродне настоящей работе: мы должны быть менеджерами и исполнителями, дизайнерами и завхозами, студентами и взрослыми одновременно. А когда начинаешь совмещать эту работу с учебой, то понимаешь, что такое дедлайн и с чем его едят. Я очень люблю Вышку за то, как она поменяла и продолжает менять меня и мою жизнь. Самое удивительное в Вышке — это люди: и преподаватели, и студенты, и администрация. Всех нас объединяет любовь к познанию, истине и свободе. Это очень ценно и важно.
Фундаментальная и компьютерная лингвистика
Лингвистика — это весьма интересная программа, которая, во-первых, молодая. Она образовалась всего 4 года назад, в этом году появились первые выпускники. Причём, когда она образовалась, мы этого не ожидали, на эту программу пришло огромное количество студентов — 75. И, в принципе, это число держится до сих пор, бывает поменьше, бывает побольше. Был год, когда пришло 129 студентов, и был год, когда пришло 60 или 70.
Эта программа хороша и замечательна, в особенности для тех людей, которые нетвердо знают, гуманитарии они или нет. В своё время, когда я училась в школе, мне было интересно и с гуманитарными предметами, и с математикой. Есть люди с особой, двойственной организацией мышления: им интересно решать задачу про воду, которая в трубу вливается и из трубы выливается, одновременно думая о какие-то гуманитарных вещах. И вот оказывается, что эти два рода мышления сталкиваются и совмещаются в задачах, которые ставит перед нами язык. С одной стороны, на программе есть очень много размышлений о культуре, а с другой стороны — это формализация естественных процессов в языке. С одной стороны это естественные процессы, и социальные во многом, и это то, что привлекает нас из гуманитарной области, а с другой стороны — это компьютерные приложения.
Подал документы в Вышку, скорее, по необходимости, однако ни разу не пожалел. После окончания школы очень хотелось продолжить образование именно в Москве, так как в родной Уфе, увы, почти нет достойного гуманитарного образования. Выбрал «Школу лингвистики» (тогда еще направление факультета филологии), в первую очередь, из-за преподавательского состава. На тот момент о лингвистике я не знал ничего, однако показалось, что именно этим людям стоит доверить свою дальнейшую судьбу.
Очень рад, что все ожидания оправдались, и что со всеми преподавателями получилось познакомиться и научиться от них не только лингвистике, но и многим другим полезным вещам. Кроме того, именно благодаря Вышке мне удалось съездить на стажировку в Норвегию и провести там замечательные шесть месяцев.
Иностранные языки и межкультурная коммуникация
НИУ ВШЭ открыла первый набор на новую программу «Иностранные языки и межкультурная коммуникация» в 2015 году. По результатам приемной кампании 2015 года она стала одной из самых популярных и востребованных программ Вышки. Чем можно объяснить такую популярность? Конечно, это связано не только с повышением роли иностранного языка и осознанием важности понимания основ межкультурного общения, но и со спецификой программы, сильнейшей языковой подготовкой с акцентом на культуру и мир изучаемого языка, фундаментальной общегуманитарной, лингвистической и филологической подготовкой, балансом теории и практики и по-настоящему звездному преподавательскому составу.
В рамках программы предполагается серьёзная языковая подготовка (по 2-3 пары в неделю для 1 и 2 иностранного языка, практическая грамматика, практическая фонетика, курсы и факультативы, читаемые на иностранном языке и пр.). Предусмотрено обязательное изучение двух иностранных языков и возможное изучение третьего иностранного языка. Кроме европейских языков (английский, немецкий, французский, испанский, итальянский и др.) студенты смогут изучать восточные и славянские языки. При этом большое внимание уделяется культуре, истории и особенностям межкультурного общения стран изучаемых иностранных языков.
Только глубоко понимая культуру, обычаи, национальные ценности конкретной страны можно изучить и почувствовать язык ее носителей.
Благодаря фундаментальному изучению дисциплин общегуманитарного цикла (история, философия, культура речи и др.) у студентов формируются основы устного и письменного академического общения, аналитическая культура и широкий ряд гуманитарных компетенций. За счет фундаментального изучения филологических и лингвистических дисциплин студенты научатся не только работать с текстом, но и смогут продолжить дальнейшую профессиональную и академическую карьеру в области лингвистики и филологии. Изучение прикладных дисциплин, практики, стажировки, участие в реальных проектах так же приблизят ваше обучение к реальной работе в профессии. Кроме того, целый ряд дисциплин будет читаться выдающимися специалистами-практиками в области преподавания иностранных языков, перевода и межкультурной коммуникации. Такая подготовка обеспечивает системный взгляд на мир и предоставляет выпускникам широкие возможности для трудоустройства в различных сферах деятельности.
Моя история поступления, наверное, мало чем отличается от историй множества абитуриентов со всей страны. К 11 классу я так и не определилась, чем же я хочу заниматься в жизни. Как-то так сложилось, что в 9 классе я решила сдавать обществознание и английский язык. Сдала я экзамены на отлично, поэтому решила не метаться и выбрать их также для сдачи ЕГЭ. Но позже передо мной встал вопрос поступления. Сказать, что определиться было сложно — ничего не сказать. Я тяготела к языкам, однако для поступления в лингвистические вузы требовалась история, с которой у меня не сложилось. Знала я её неплохо, но сдавать ЕГЭ точно была не готова. И вот однажды, когда я почти уже рассталась с мечтой стать лингвистом, я узнала о Вышке. К моему удивлению, я обнаружила достойные факультеты гуманитарной направленности. Однако мой набор предметов снова оказался неподходящим. Спустя месяц, я случайно наткнулась на сайт Вышки и узнала любопытную новость: Департамент иностранных языков планировал открыть собственную программу в 2015 году. И в списке необходимых предметов я увидела. обществознание! Моей радости не было предела.
Опустим месяцы напряжённой подготовки к ЕГЭ, школьные будни и мучительное ожидание. В приемной комиссии меня зарегистрировали, присвоив счастливый номер 656. Не раздумывая, я отдала оригинал аттестата и фотографии. Теперь оставалось только снова ждать. Думаю, бессмысленно также рассказывать о том, с каким волнением я наблюдала за нараставшей волной олимпиадников, моим продвижением вниз по списку подавших документы и буквально тающими на глазах шансами на поступление. Тем временем, я находилась в топе другого института. Я уже была готова забрать оригинал, но мама твердила: «Не спеши. Давай ещё немного подождём».
Я и не подозревала, что число людей в «зеленой волне» разительно отличается от заявленного числа бюджетных мест. Не подозревала я и о том, что многие люди, находившиеся впереди меня по списку, заберут или не принесут оригиналы аттестатов. Но, послушав маму, я ждала. И, как оказалось, ждала не зря. Я несказанно рада тому, что сама судьба свела меня с этим университетом. Впереди меня ждут бесценные знания, полезный жизненный опыт и увлекательная студенческая жизнь.