Гуманитарное направление в школе что входит
Концепция обучения по гуманитарному профилю
Чубукова Марина Вячеславовна
Цели, специфика, учебный план, результаты обучения. Обучение по гуманитарному профилю является одним их шести направлений обучения в Лицее НИУ ВШЭ наряду с социально-экономическим, права, математики и информатики, востоковедения, дизайна.
Обучение по гуманитарному профилю направлено на:
Обучение молодежи по гуманитарному профилю чрезвычайно важно в настоящий исторический момент, так как позволяет уравновесить формирующееся и закрепляющееся в обществе прагматичное, утилитарное отношение к накопленным человечеством знаниям и возможностям. Профилизация этого типа призвана сориентировать подрастающее поколение в области развития гуманитарных и смежных с ними наук, определиться с выбором своей дальнейшей образовательной траектории, в конечном счете, определиться с выбором профессии, своего места и роли в жизни.
Организация обучения по гуманитарному профилю соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения и предполагает работу по индивидуальным учебным планам, обеспечивающим индивидуальную образовательную траекторию каждому обучающемуся.
Обозначенные выше направления не укладываются в традиционное представление о гуманитарном профиле, который связывается прежде всего с такими дисциплинами школьного курса, как «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание». Представление о гуманитарном профиле в рамках обучения в Лицее, с одной стороны, расширено до понимания гуманитарного направления как направления ориентированного на изучение областей знания, связанных с сознанием и состоянием сознания человека (мышление, речь, коммуникация на уровне синхронии и диахронии), с другой стороны, из обучения по гуманитарному профилю выделены в отдельные такие направления, как социально-экономический, права, востоковедения.
Обучение по гуманитарному профилю в соответствии с ФГОС нового поколения включает обязательное изучение предметов: интегрированный курс «Русский язык и литература» (на базовом или углубленном уровне), углубленный курс иностранного языка, курс «Математика» (на базовом или углубленном уровне), курс «История» (на базовом или углубленном уровне), один курс из области «Естественные науки» – «Биология» (на базовом или углубленном уровне) или «Физика» (на базовом уровне), курс «Физическая культура и ОБЖ». Уровень изучения обязательных для изучения предметов выбирается обучающимся.
Предмет(ы) по выбору свободно выбирает(ют)ся обучающимся. К предметам по выбору относятся: «Информатика» (базовый курс), «Обществознание» (модульный курс по 1 семестру экономика, право, социология, политология – базовый уровень), «История культуры» (углубленный курс), «Психология», «География», «Второй иностранный язык», «Философия».
Обязательным для изучения в Лицее является курс «Теория познания», отсутствующий в ФГОС, но утвержденный в Учебном плане Лицея для всех профилей по рекомендации Совета Лицея на Ученом Совете НИУ ВШЭ. Данный курс напрвлен на развитие критического мышления, полезен и важен для обучающихся, планирующих продолжать образование в высшей школе.
Условием, которое должно быть соблюдено при составлении индивидуального учебного плана является требование «Общее количество аудиторных часов не может превосходить 37 часов».
В рамках гуманитарного направления возможно изменение индивидуального учебного плана в течение первого года обучения, что позволяет обучающимся точнее определиться с собственным выбором.
Исследовательский проект. Участие в профильных конференциях. В соответствии с ФГОС нового поколения в Лицее каждый обучающийся готовит проект, который обязательно является исследовательским. В Лицее разработаны документы, обеспечивающие педагогическое сопровождение работы обучающихся над исследовательским проектом (к онцепция проектной деятельности учащихся, положение о проектной деятельности учащихся. памятка учащемуся по индивидуальному проекту включающая систему проблемных вопросов, ориентирующих учащегося на этапе выбора темы, образец отчета руководителя проекта и учащегося, выполнившего индивидуальный проект).
Для подготовки индивидуального проекта лицеисты этого направления могут выбрать один из шести предметов: журналистику, культурологию, философию, филологию, психологию или историю.
Индивидуальный проект курируется представителем профессорско-преподавательского состава вуза, консультирование по проекту может осуществляться любым компетентным относительно проблематики проекта специалистом.
Тематика и проблематика исследовательских проектов самая широкая. Выбор темы и ответственность за результаты исследования лежит на обучающемся. Лицей заинтересован в успешности выполнения исследовательских проектов, организует конференцию по итогам защиты проектов, рекомендует успешные исследовательские работы к публикации.
Специализированные для гуманитарного профиля конференции сегодня – это Международная научно-практическая конференция «Языкознание для всех», Московская городская конференция «Мир-Россия-Москва», Московский городской конкурс «Чтения Вернадского», Московская городская научно-практическая конференция на иностранных языках «Лингва»). Обучающиеся специально оповещаются о возможности участия в этих конференциях, об их регламенте и форме устно, посредством объявлений на странице Лицея в сети и по электронной почте.
Сотрудники Лицея обосновали необходимость, готовят и проводят Исследовательскую олимпиаду СТУПЕНИ («Стратегия и тактика передового научного исследования»), в которой отдельно предлагается состязание по гуманитарному направлению.
Образовательная среда, дополнительно образование, олимпиадное движение. Обучение в Лицее позволяет обучающемуся погрузиться в широкое пространство образовательной среды вуза, расширить кругозор и в полной мере осознать разнообразие позиций, мнений, интерпретаций.
Лицей является образовательной организацией полного дня. Каждый лицеист может договариваться с преподавателями Лицея и других подразделений НИУ ВШЭ, студентами, аспирантами (при помощи администрации) об индивидуальной консультации по вопросам, связанным с индивидуальными проектами. Наряду с индивидуальными проектами (которые могут быть краткосрочными и долгосрочными) обучающиеся участвуют в коллективных проектах, осуществляемых на уроке и во внеурочное время. Темы проектов связаны с осваиваемым в учебных курсах материалом или с интересами обучающегося, групп обучающихся, причем эти группы могут образовываться по указанию учителя или свободно.
Для обучающихся открыта возможность:
Обучающиеся также имеют право, как и все российские школьники, участвовать в олимпиадах и конкурсах местного, регионального, всероссийского и международного значения.
В рамках дополнительного образования обучающиеся имеют возможность посещать
В Лицее приветствуется участие в олимпиадах и конкурсах, обучающимся оказывается поддержка со стороны администрации и преподавателей.
Преимущества и риски. Образование в Лицее, в том числе по гуманитарному профилю, сопряжено с рядом рисков, которые становятся обратной стороной очевидных достигаемых преимуществ.
В Лицее ведут занятия преподаватели НИУ ВШЭ, часть из которых одновременно работает со студентами и аспирантами. Лицеисты и преподаватели двигаются навстречу друг другу для достижения взаимопонимания и наилучшего результата. Лицеисты постепенно принимают правила высшей школы, преподаватели находят способы адаптации требований высшей школы к возрастным особенностям лицеистов.
Программы традиционных школьных курсов (иностранные языки, история, русский язык и литература) оказываются насыщены большим количеством теоретического материала, темпы его изучения выше. Кроме того, имеются курсы, традиционно отсутствующие в школьной программе (психология, история культуры). Избыточность предлагаемого к рассмотрению материала (исторические источники, словари, электронные информационные ресурсы, монографии и сборники статей, пр.) имеет своей целью расширить кругозор обучающихся и дать им широкое поле для развития мышления и вариативности интерпретаций. В задачу преподавателя включатся необходимость сформировать критическое отношение к потоку информации, обучать способам работы с ней.
Ситуация постоянного выбора из широкого спектра возможностей приводит к самоопределению относительно учебных предпочтений, хотя может быть сопряжена с трудностями осуществления этого выбора. Лицей гарантирует поддержку обучающихся кураторами, преподавателями предметниками, представителями психологической службы.
Специфичным для предметов гуманитарного цикла является постоянные серьезные, порой неоправданные колебания в сфере итоговой аттестации (прежде всего это касается предмета «Русский язык и литература»). Методисты постоянно контролируют развитие ситуации в отношении итоговой аттестации и вовремя вносят коррективы в программы преподавания.
Особенности преподавания отдельных курсов.
Русский язык и литература. В соответствии с ФГОС нового поколения в Лицее преподается интегрированный курс «Русский язык и литература». На углубленном базовом уровне внимание обучающихся сосредотачивается прежде всего на текстах, их жанровых, функциональных и стилистических особенностях. На базовом уровне большее внимание, чем традиционно, уделяется текстам нехудожественным. На углубленном уровне наряду с литературной критикой, касающейся идейно-эстетического содержания текстов, рассматриваются работы литературоведов и лингвистов, в которых они касаются стиля автора, механизмов возникновения художествнного текста, текстов вообще. Особое внимание в обучении на обоих уровнях уделяется развитию оригинально письменной речи учащихся. Навык грамотного письма (орфография, пунктуация, грамматика) поддерживается благодаря системе диктантов и тестов, предлагаемых для выполнения в электронном виде.
Гуманитарный профиль
Для тех учащихся, у кого есть желание углубленно изучать гуманитарные предметы, в школе открыты профильные классы гуманитарной направленности!
Чем вызвано желание стать учеником гуманитарного класса? Фундаментальная подготовка по предметам гуманитарного цикла, позволяющая уверенно пройти такие важные судьбоносные испытания, как Единый государственный экзамен. Интересная, не дающая скучать школьная жизнь, включающая участие во Всероссийской и Московской олимпиадах школьников.
В 10-11 классах углубленно изучаются такие предметы, как русский язык, история, английский язык.
В течение учебного года учащиеся готовят индивидуальные проектные работы, которые защищают на ставшей уже традиционной школьной конференции творческих и проектных работ, на Городском конкурсе проектных и исследовательских работ. В круговороте школьных событий и встречи с интересными людьми, представляющими современную науку, на празднике Фестиваль наук.
В каникулярное время ученики совершают экскурсии по различным историко-культурным объектам Москвы по программе, специально разработанной для учащихся профильных гуманитарных классов.
Обучение русскому языку и литературе в классах
гуманитарного профиля
Русский зык и литература в классах гуманитарного профиля являются предметами первостепенной важности. Именно от качества преподавания русского языка и литературы зависит успешное формирование будущих гуманитариев, поэтому данным предметам среди прочих дисциплин цикла отведена особая роль.
Русский язык
Обучение русскому языку строится с опорой на тематику заданий ЕГЭ, повторение идет в соответствии с типологией заданий и включаемым в них материалом, особое внимание уделяется при этом и орфографическому, и пунктуационному анализу текстов. Отдельным блоком проводится обучение написанию сочинения-рассуждения по русскому языку, отбору языковых средств, формулированию проблемы, созданию текстов уровня повышенной сложности.
Литература
Специфика изучения литературы в гуманитарном направлении заключается в сочетании традиционных и новаторских принципов подачи теоретико-литературного материала. В центре изучения находится анализ литературного произведения в целом, связь литературного произведения с историко-культурным и историческим контекстом.
Изучению каждого произведения предшествует написание проверочной работы по содержанию. При изучении текста обязательным элементом является обращение к различным критическим статьям, их конспектирование и анализ. На выходе – подготовка к написанию и написание глубокой и осмысленной работы – сочинения по литературе.
Хотелось бы отметить, что в течение учебного года в рамках изучения русского языка и литературы обучающимся дается возможность посещать занятия кружка «История русского литературного языка».
Обучение иностранным языкам в классах гуманитарного профиля
В классах гуманитарного профиля учащиеся изучают английский язык. Обучение ведется по аутентичным учебникам с использованием инновационных педагогических технологий.
На уроках учащиеся развивают навыки устной и письменной речи, необходимые для успешной сдачи выпускных экзаменов и для дальнейшей полноценной жизни. Также учащиеся могут посещать дополнительные профильные языковые кружки и курсы «Разговорный английский».
Обучение истории и обществознанию в классах гуманитарного профиля
Содержание отдельных учебных курсов (история, обществознание) органично сочетаются, дополняют, углубляют знания учащихся, дают возможность качественной подготовки к итоговой аттестации и олимпиадам, а также способствуют формированию мировоззрения, создавая культурное поле личности.
История
Учащиеся гуманитарных профильных классов переходят от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и Всеобщей истории. Таким образом, критерий качества связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием коммуникативной культуры учащихся. Ребятам предоставляется возможность посещать занятия внеурочной деятельности и кружки дополнительного образования «Страницы истории», «Актуальные вопросы современности», «Политическая идеология», «Листая страницы истории».
Обществознание
В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право. Программа даёт возможность качественной подготовки к итоговой аттестации и олимпиадам, содержит элементы практической деятельности в рамках каждого урока.
Решая вопросы гуманитарного образования, мы обращаемся к педагогическим технологиям, направленным на индивидуальное развитие учащихся, их творческую инициативу, на навыки самостоятельного движения в мире информации, универсальные умения.
Если вы хотите углубленно изучать предметы гуманитарного профиля, приходите учиться к нам!
Здесь вы встретитесь с квалифицированными, яркими, профессиональными Педагогами. Они помогут, подскажут, направят!
Как выбрать школу: гуманитарные направления
МОСЛЕНТА продолжает цикл публикаций, которые помогут с выбором учебного заведения. Представляем обзор лучших школ для детей, которые имеют склонность к гуманитарным наукам, — лидеров филологического, социально-гуманитарного и социально-экономического профиля.
Московский центр непрерывного математического образования впервые готовит рейтинг столичных школ, в котором собраны лучшие учебные заведения по разным профилям. В основу рейтинга, как и прежде, легли результаты ЕГЭ и Всероссийских олимпиад по профильным предметам. Для филологического профиля оценивались результаты по русскому и иностранному языкам, литературе; для социально-гуманитарного профиля — по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, праву; для социально-экономического профиля — по обществознанию, экономике, праву и географии.
1. Лицей №1535
Округ: ЦАО
Профиль: гуманитарный, медико-биологический, психологический, экономико-математический
Поступление: письменное тестирование по русскому языку, контрольная по математике, тестирование и устное собеседование по английскому языку. Для поступления в 10-й класс учитываются также результаты профильных ОГЭ: на гуманитарный профиль дополнительно — литература или история, на социально-гуманитарный и социально-экономический — обществознание.
Место в столичном рейтинге: в 2014 году — 1, в 2015 году — 1
Лицей открылся в 1991 году при Институте стран Азии и Африки МГУ на базе 14-го китайского интерната как экспериментальная школа с востоковедческим уклоном. Здесь можно было выучить не только китайский язык, но и хинди, урду, японский и арабский. На сегодняшний день из восточных языков остался только китайский, зато английский и другие европейские языки, в том числе латынь, преподают на высочайшем уровне. Лицей славится основательной гуманитарной базой. Программа государственная, но подавляющее количество преподавателей — авторы собственных методик и учебников.
Основная жалоба, которую можно услышать от учеников и даже родителей: учиться приходится всегда — семь дней в неделю с утра и до вечера. Что, конечно, вполне естественно для учебного заведения столь высокого статуса. В рейтинге «Топ-100 лучших школ по профильным направлениям» московский лицей №1535 занял первое место по социально-гуманитарному и социально-экономическому профилю и пятое — по филологическому.
Дочь перешла в лицей 1535 в 10-й класс из самой обычной школы. Учиться сложнее, но если ребенок привык трудиться, то проблем нет. Учиться очень интересно. Учась на гуманитарном направлении, проблем с математикой нет. Год закончила с одними пятерками. Репетиторов ни по математике, ни по другим предметам нет. При этом дочь успевает и встречаться с друзьями, и ходить в театр, и заниматься в театральной студии
Направление «Гуманитарные науки» в Лицее: Q&A
Елизавета Алексеевна Космидис, руководитель направления
Кому подойдет гуманитарное направление?
Сложно выделить одну категорию абитуриентов: это могут быть серьезно увлеченные наукой (историей, лингвистикой, философией) ребята, или те, кто планирует связать свою жизнь с проектной сферой в области культуры. А еще Гум подойдет тем, кто следит за современными трендами в развитии общества и реагирует на события в области городского планирования или медиасферы. Направлений очень много, но, что важно для всех — готовность глубоко погрузиться в новую сферу знаний и быть открытыми для новых навыков и опыта.
Кто нам не подойдет — те, кто просто бежит от точных или естественно-научных дисциплин с мыслью, что учиться на гуманитарном направлении будет легко 🙂
В чем главная фишка направления? Что отличает его от других?
Благодаря широте учебного плана, различным взглядам на дальнейшую учебу и карьеру, так получается, что на Гуме собираются абсолютно разные люди. У каждого свои интересы, свои таланты, но именно благодаря вот такой многогранности участников получаются самые интересные и сложные проекты, которые позволяют каждому найти себя и заняться именно тем, что доставляет ему удовольствие!
Правда, что на Гуме целых 15 факультетских дней? Как выбирать?
Что-то около того 🙂 У нас, как и на других крупных направлениях, есть специальная карусель, в рамках которой лицеисты могут выбрать свой ФД. Мой главный совет такой: даже если вы уже точно решили, что хотите поступать на «Международные отношения» и выбирать именно это направление в рамках ФД, то обязательно послушайте и про другие варианты. У нас очень часто были случаи, когда даже самые уверенные в своем решении лицеисты резко меняли решение и оставались довольны.
Какие образовательные треки выбирают ребята на Гуме?
В образовательной программе направления закреплены 4 трека, они неформальные и не требуют официального прикрепления.
Они скорее помогают классифицировать лицеистов в зависимости от их дальнейших образовательных и даже профессиональных целей.
Фундаментальный трек — для тех, кто ориентирован на приобретение фундаментального знания в области гуманитарных наук (философия, история, культурология и так далее);
Креативный — для тех, кому важен прикладной характер деятельности, связан с созданием собственных продуктов, например ОП «Журналистика», «Медиакоммуникации»;
Лингвистический концентрируется на работе с языком;
Дипломатический ставит в центр владение иностранными языками и решение коммуникативных задач.
Какие внеучебные возможности даёт направление?
На направлении действительно много внутренних социальных проектов, которые регулярно возникают и передаются от набора к набору, а также существует значительное количество общелицейских мероприятий (например, Медианочь или Антропологическая практика) возникли именно на Гуме. Помимо этого мы стараемся активно работать с поиском внешних партнеров и привлекать лицеистов к работе с ними (например, VAC foundation).
Лицеисты и выпускники Гума рассказали о фишках направления, о выборе дальнейшего образовательного пути и своих «спасибо» Гуму.
Настя Богданова, выпускница 2019 Нина Афанасьевна, выпускница 2020 Оля Сябренко, 11 класс
Почему ты выбрала гуманитарное направление?
Настя Богданова: Изначально я выбрала Гум, потому что это было самым безопасным решением — я всегда достаточно хорошо знала языки, обществознание, литературу, поэтому мне не казалось сложным сдать по ним вступительные испытания. Второй причиной стало то, что на тот момент мне было интересно изучать журналистику, медиа, сферу рекламы, а это как раз одно из основных дальнейших перспектив поступления в Вышку после гуманитарного направления.
Нина Афанасьева: У меня всегда был огромный порыв к творчеству, и гуманитарное направление казалось мне идеальной базой для реализации любых моих инициатив. После дня открытых дверей я поняла, что нет ничего более подходящего для выплеска моей гуманитарной энергии — ведь помимо углубленных занятий русским языком, литературой, историей культуры и иностранными языками, все ребята вокруг меня активно участвовали в социальных проектах, занимались журналистикой, обсуждением литературы. Рай для гуманитария!
Оля Сябренко: Тут можно было бы написать нечто вроде «потому что только там можно окунуться в ту самую уникальную атмосферу Лицея», но я просто выбрала то, что больше соответствовало моим предметным предпочтениям. Я точно не математик, не дизайнер, не психолог, так что тягот выбора я не испытывала.
В чем главная фишка направления? Что отличает его от других?
Настя Богданова: Главная фишка гуманитарного направления — в вариативности учебного плана (хотя, по сравнению с планом набора 2021, наш кажется очень узким!) Можно было выбрать и иностранные языки, и профильные гуманитарные предметы, и обществознание.
От других направлений его отличает по большей части коллектив — на Гуме все очень разные, с абсолютно разными хобби и интересами, но у нас все равно сложилась очень дружеская атмосфера.
Нина Афанасьева: Главная фишка Гума — люди! Люди, которые не боятся быть открытыми, искренними, которые стремятся проявлять себя в любой деятельности или организовывать что-то самостоятельно.
Я так вдохновилась, что создала свой собственный проект, официальную группу гуманитарного направления «гУМные новости» — советую заглянуть!
На Гуме ежедневный праздник сочетается с ежедневной серьезной учебой.
Мне интересно наблюдать, как одни люди активно занимаются социальной деятельностью, а другие — столь же активно академической. Третьи преуспевают в обеих сферах. Такой контраст не даёт скучать.
Помогла ли учеба на гуме с выбором дальнейшей образовательной траекторией?
Настя Богданова: Сейчас я учусь в Вышке на ФСН, на ОП «Психология» — мой нынешний профиль нельзя назвать гуманитарным. Учеба в Лицее помогла мне понять, что мне не так интересны гуманитарные науки, как казалось ранее.
Нина Афанасьева: У меня довольно необычный опыт, потому что, поступая на Гум, я хотела идти в журналистику, но жизнь мою изменило углубленное обществознание и занятия по праву. Я влюбилась в эту сферу и решила стать юристом. Однако и на юрфаке журналистика осталась моей страстью!
На каком факультетском дне ты училась?
Настя Богданова: Я училась на ФД «Реклама». Я считаю, что иногда важнее понять не то, что нужно, а то, что тебе не нужно. Реклама, на которую я ориентировалась в начале учебы в Лицее, оказалась совсем не тем, чем я ее представляла. Поэтому этот опыт тоже помог мне выбрать траекторию дальнейшего образования.
Оля Сябренко: Я занималась философией. С выбором дальнейшего пути этот курс не помог, но я совершенно не разочарована — это был неповторимый образовательный опыт!
Топ твоих «спасибо» гуманитарному направлению
1. Широкий кругозор в сфере гуманитарных наук
2. Понимание того, как в дальнейшем строится высшее образование в сфере медиа и рекламы
3. Атмосфера клуба лицеистов на Колобке
Дорогой Гум! Спасибо тебе за все возможности, что ты мне дал, за невероятных преподавателей, за атмосферу свободы, юности, за ощущение, что передо мной открыт весь мир!
Спасибо Гуму за то, что помог мне раскрыть свой потенциал, стать менеджером собственного проекта! Но главное — спасибо моему родному направлению за друзей, которые, надеюсь, останутся со мной на всю жизнь!
3 — расширение социальных горизонтов
2 — непривычная свобода самовыражения
1 — уникальные, непревзойденные, восхитительные гуманитарии!
Напутствие от руководителя направления Елизаветы Алексеевны Космидис
Дорогие друзья, мы будем очень рады вам на направлении гуманитарных наук! Учеба здесь подойдет всем, у кого есть интерес к тому, как устроен этот мир, тем, у кого есть желание глубже разобраться во многих окружающих нас процессах. На занятиях мы учимся рассуждать, говорить об увиденном, работать с самыми разными текстами. Но в целом на направлении мы не ограничиваемся работой в учебных аудиториях, а пробуем себя в проектной деятельности, устраиваем разные мероприятия, организуем встречи с представителями профессий, ездим в исследовательские экспедиции.