Гуманисты считали что человек

Гуманизм: понятие, основные идеи, виды гуманизма, сторонники

Гуманисты считали что человек

Что такое гуманизм?

Гуманизм – это мировоззрение, согласно которому наивысшей ценностью считается человеческая жизнь, и все доступные ресурсы должны использоваться для её сохранения и улучшения её качества. В более широком смысле гуманизм – это система устройства человеческого общества, в основе которой лежит данное мировоззрение.

Термин «гуманизм» образован от латинского слова humanitas, которое переводится как «человечность». Однако в русском языке эти понятия не тождественны. Словом «гуманизм» обозначают систему взглядов, тогда как человечность – это характеристика личности, подразумевающая доброту и уважение к окружающим.

Термин «гуманизм» имеет несколько разных значений. Он может употребляться по отношению к мировоззрению, жизненной позиции, системе устройства общества, философской концепции или общественному движению. Но при этом он всегда сводится к идее человеколюбия. Его ключевая идея заключается в том, что каждый человек имеет полное право самостоятельно определять смысл и форму своей жизни при условии, что он соблюдает данный принцип в отношении других людей.

Гуманисты убеждены, что каждый здравомыслящий человек способен отличать добро от зла, основываясь на собственных представлениях о морали и нравственности. Все его действия должны быть направлены на то, чтобы приносить благо себе и окружающим, и за каждый свой поступок он несёт личную ответственность.

Принципы гуманизма

Чтобы лучше понять, что такое гуманизм, следует ознакомиться с основными идеями, на которых основывается данная концепция. Основные идеи гуманизма можно сформулировать следующим образом:

Основная идея гуманизма состоит в том, что высшей ценностью является человеческая жизнь, и при этом каждый человек имеет право на счастье, благополучие и возможность самореализации.

Виды гуманизма

Основные идеи данной концепции можно найти в трудах Сократа, Аристотеля, Демокрита, Конфуция и других мыслителей древности. И всё же принято считать, что в относительно современном виде гуманизм зародился в эпоху Возрождения. С тех пор он менялся и развивался, в связи с чем можно выделить следующие его виды:

Израильский историк Юваль Харари предлагает свою классификацию, согласно которой существует 3 вида гуманизма:

Представители гуманизма

Сторонниками данного мировоззрения были многие философы и писатели. Мы рассмотрим нескольких из них – тех, чей вклад можно считать наиболее значимым.

Франческо Петрарка (1304-1374)

Это выдающийся итальянский поэт, творивший в эпоху Проторенессанса (период, непосредственно предшествовавший Ренессансу). Его считают первым гуманистом, поскольку он в своих произведениях уделял пристальное внимание жизни и персональным потребностям человека, превозносил любовь и другие чувства.

Он привнёс в литературу следующие идеи:

В средние века человека считали «сосудом греха», в котором божественная душа заключена для прохождения земных испытаний всевозможными искушениями. Петрарка же популяризировал идею, что человек – это самое совершенное творение Бога. Будучи созданным по подобию Бога, он также является творцом и поэтому получает радость от творчества.

Джаноццо Манетти (1396-1459)

Это выдающийся флорентийский гуманист, государственный деятель, оратор и писатель эпохи Возрождения. Он был христианином, однако отрицал при этом все формы принижения человеческого достоинства и подавления свободы, встречающиеся в христианстве. Также он был противником религиозного аскетизма, выступая за активную жизнь, построенную на развитии личности, познании и творчестве.

Одна из важнейших идей Манетти заключалась в том, что человека нужно оценивать по его личным качествам и достижениям, а не по социальному статусу и богатству. Звучит обыденно, однако в XV веке подобное утверждение звучало весьма смело, ведь тогда большое значение имели происхождение, титул и достаток.

Лоренцо Валла (1407-1457)

Этот итальянский историк и гуманист считал естественным и правильным всё, что служит для самосохранения человека, а также для удовлетворения его потребностей, получения удовольствия и достижения счастья. Его религиозные взгляды были близки к пантеизму, поэтому он считал, что удовлетворение человеком своих потребностей – это требование природы.

Одно из важнейших его достижений заключалось в доказательстве того, что «Константинов Дар» – фальшивка. Это документ, который якобы составил император Константин, завещавший папам власть в Римской империи. Именно благодаря ему папы претендовали на светскую власть. Однако Лоренцо Валла смог доказать, что документ не был составлен лично Константином в III веке, а был сфальсифицирован гораздо позже – в VIII веке.

Эразм Роттердамский (1466-1536)

Дезидерий Эразм из Роттердама называл себя учеником Лоренцо Валлы. Будучи очень образованным человеком, он уделял много внимания популяризации грамотности среди населения. При этом он всячески высмеивал глупость и невежество, в частности, написал сатирическое произведение «Похвала глупости» (которое считается самым известным образцом его творчества). Высмеивая невежество, он считал, что распространение образования – это и есть путь к достижению всеобщего счастья.

Мишель Монтень (1533-1592)

Монтень считается крупнейшим учёным Северного Возрождения и одним из величайших гуманистов в истории. Он был убеждённым скептиком и считал что вся суть философии сводится к тому, чтобы сомневаться. Значительную часть своей жизни он посвятил борьбе со средневековым догматизмом. Путешествуя по Европе, он встретился и подружился со многими гуманистами.

Современный гуманизм

Достаточно подробное описание того, что представляет собой данная философская концепция сегодня, даёт Юрий Чёрный в работе «Современный гуманизм». Описывая историю развития гуманизма, он выделяет 3 периода:

Сегодня гуманизм включает множество разных направлений, но его основу составляет светский гуманизм. Его суть сводится к тому, что не существует никаких сверхъестественных сущностей, ради примирения с которыми следовало бы отказываться от удовольствий и удовлетворения потребностей. Вместо религиозных обрядов светский гуманизм требует соблюдения законов морали.

Отличия гуманизма от гуманности

Многие люди не понимают, чем гуманизм отличается от гуманности, и даже отождествляют эти понятия. Конечно же, они взаимосвязаны, однако обозначают совершенно разные вещи.

Заключение

Гуманизм – это одна из самых перспективных систем построения человеческого общества. Он задаёт моральные и нравственные ориентиры, не позволяющие людям причинять вред другу другу и в то же время подталкивающие человечество к развитию. Существует много направлений в гуманизме, но в основе большинства из них лежит право человека самостоятельно определять смысл и форму своей жизни.

Источник

Что такое гуманизм? От эпохи Возрождения до российского права

Гуманисты считали что человек

Гуманисты считали что человек

Прилагательное гуманный означает «человечный, человеколюбивый». Например: « Да здравствует наш суд, самый гуманный суд в мире! » (из кинофильма «Кавказская пленница»).

Прилагательное гуманистический означает нечто, имеющее отношение к гуманизму. Например: « Яркий представитель гуманистической философии ».

Гуманизм в эпоху Возрождения

В то время как церковь призывала посвятить жизнь искуплению грехов, гуманисты отстаивали право человека на земное счастье, духовную свободу и стремление к идеалу.

Гуманисты считали что человек

До XX века гуманизм связывали с естественным прогрессом общества. Но тоталитарные режимы и кровопролитные войны XX века показали, что технический прогресс может сочетаться с чудовищной жестокостью. Это заставило заговорить о крахе традиционных ценностей, философы стали искать новые трактовки гуманизма.

Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам. Таким образом, нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы ее задумал. Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать.

Гуманисты считали что человек

Что такое светский гуманизм

«Декларация светского гуманизма» провозглашает 10 базовых принципов этого мировоззрения:

Свободное исследование. Свобода слова, недопустимость цензуры

Отделение церкви от государства. Свобода совести

Идеал свободы. Демократия, права человека, недопустимость тоталитаризма

Этика, основанная на критическом мышлении. Решение вопросов морали с опорой на разум

Моральное образование. Нравственное воспитание детей

Религиозный скептицизм. Настороженное отношение к идеям о всем сверхъественном

Разум. Рациональные методы исследования, логика

Наука и техника. Научный метод как наиболее достоверный способ познания мира

Образование. Передача знаний, поощрение морального роста, саморазвития

Что такое трансгуманизм и кто такие трансгуманисты

Гуманисты считали что человек

Гуманизм в российском праве

В уголовном праве принцип гуманизма означает, что наказание и иные меры уголовно-правового характера не должны причинять человеку физические страдания или унижения. Приципу гуманизма посвящена статья 7 Уголовного кодекса РФ.

УК РФ Статья 7. Принцип гуманизма

1. Уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека.

2. Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

Источник

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 29

КУЛЬТУРА РАННЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ В ИТАЛИИ

Вопросы в тексте параграфа

Назовите характерные признаки античной культуры

Античная культура Средиземноморья считается величайшим творением человечества. Ограниченная пространством и временем, античная культура раздвинула рамки своего существования, по праву заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры, скульптуры, поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания.

Прежде всего античная культура космологична – космос выступает ее абсолютным выражением. Космос по-гречески – это не только мир, вселенная, но и Порядок, противостоящий Хаосу своей упорядоченностью и красотой. Верность природной, естественной красоте становится незыблемым принципом античного искусства. В основе этой красоты не только подражание природе, но и результаты ее познания, выраженные в обоснованных принципах соразмерности, гармонии, единства в многообразии.

Итак, основными чертами античной культуры являются:

Каким явлениям в культуре Западной Европы и Арабского халифата VIIIIX веков ученые дали название «Возрождение»?

Взрывной рост наук и искусств на основе интереса к античному наследию ученые назвали Возрождением. Причем сначала термин «Возрождение» применялся лишь к эпохе расцвета науки и культуры в позднесредневековой Италии, поскольку этот этап символизировал возвращение к античным ценностям и идеалам красоты на фоне ухода от угрюмости, зашоренности и мрачности Средних веков. Следует отметить, что Арабское возрождение не символизирует возвращение к античным идеалам (хотя интерес на античной науке наблюдался), поскольку в Арабском халифате была собственная вера, собственная культура и полно собственных научных достижений. Поэтому эпоху Арабского возрождения правильнее называть эпохой «пробуждения» — духовного, культурного, научного и делового подъема государства.

В чем состояло своеобразие политической жизни средневековой Италии?

Политическое устройство средневековой Италии основывалось не на отношениях феодала и вассала, а на принципах устройства городов-республик. Именно в итальянских городах-республиках власть была сосредоточена в олигархических руках: семьи, руководство цехов и гильдий. Для итальянских республик характерно появление политических партий и объединений, ведущих политическую борьбу за власть. При этом сохраняются видимые признаки античной демократии – разнообразные народные советы, выборные должности и т.д. Ограничение выборного права лишь членами цехов и гильдий само по себе является ограничением демократии. Именно средневековые города-республики первыми в истории показали, что идеальная античная демократия в большом открытом обществе практически невозможна, она неизменно подменяется властью олигархических кланов или даже скрытой тиранией.

Какие элементы здания напоминают готику, а какие относятся к архитектуре Возрождения?

Гуманисты считали что человек

На этой картинке мы видим лишь входную часть огромного кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре, самого знаменитого архитектурного сооружения флорентийского Возрождения. В нем наряду с готическими элементами мы видим яркие примеры архитектуры Возрождения. Так, к готике можно отнести три окна-розы с витражами, три входных портала с каменной резьбой и стреловидное оформление ряда архитектурных элементов. К традиционным архитектурным приемам эпохи Возрождения стоит отнести богато украшенные карнизы, фронтон на крыше в античном стиле, вытянутые окна с небольшим полукруглым завершением, оформление цоколя и визуально разделение на уровни.

Какие черты античной архитектуры можно найти в этом здании?

Гуманисты считали что человек

На фотографии мы видим знаменитое Палаццо Питти, бывшую резиденцию семейства Медичи во Флоренции. В этом здании мы видим чисто античный карниз, идущий вдоль крыши, а также небольшие треугольные фронтоны над окнами и подоконники, типичные для античной архитектуры.

Работаем с документом

Гуманисты считали что человек

Какие чувства вызывает у вас данный сонет?

Франческо Петрарка попытался в этом сонете описать любовь. Полагаю, ему это удалось. Простыми словами он создал возвышенную атмосферу любви, на грани фанатизма. Это, безусловно, красивый сонет, но на мой взгляд чрезмерно эмоциональный.

Обобщение информации параграфа

1. Кто называл себя «любителями мудрости»?

«Любителями мудрости» называла себя группа людей, считавших, что античная эпоха была золотым веком человечества, когда процветали науки, искусства, а люди были мудрыми и доблестными. Любители мудрости стремились возродить античные ценности в современном мире, для чего изучали латынь и греческий язык, разыскивали античные статуи, переписывали и изучали античные рукописи, и даже подражали античным героям и философам.

2. Как гуманисты представляли роль и значение человека?

Гуманисты считали, что человек – это лучшее творение Бога. Человек в своей земной жизни должен добиться величия и счастья, развивая и используя все то, что дал ему Бог – разум, стремление к познанию и свободную волю. Наградой такому человеку будет не блаженство на небесах, а счастье, слава и общественное признание в земной жизни.

3. Чем отличались представления о благородстве, распространенные в феодальном обществе и у гуманистов?

В феодальном обществе человек был благородным, только если у него были знатные предки. Гуманисты считали, то благородство не дается с происхождением – благороден лишь тот, кто воспитал свою душу образованием и размышлением над возвышенными предметами.

В этих оценках благородства мы видим, как со временем меняется сам смысл этого понятия. Сегодня мы совершенно по-другому воспринимаем благородство, нежели в феодальном обществе или в среде гуманистов. Мы считаем, что благородство связано с высокой нравственностью, самоотверженностью и честностью. Благородство не может быть само по себе, его проявление обязательно происходит по отношению к кому-то. Поэтому только чужая оценка человеческих помыслов и поступков, основанная на общепринятом понимании нравственности, может определить, благороден человек или нет.

4. Почему «любители мудрости» назвали свое время эпохой Возрождения?

Любители мудрости назвали свое время эпохой Возрождения, потому что считали, что античная эпоха была золотым веком для культуры и науки, а с приходом варваров наступили темные времена Средних веков, воцарилось невежество и жестокость, и лишь возрождение античных ценностей сможет вывести человека из этого невежества.

Стоит отметить, что деятельность любителей мудрости была лишь частным проявлением эпохи Возрождения, вроде «кружка толкиенистов», бегающих по лесам с луками в одежде эльфов. Идеология Возрождения намного шире и не заключается лишь в подражании античным традициям. Помимо расцвета интереса к античной культуре, в эпохе Возрождения мы видим и другие отличительные черты – светский характер культуры, развитие гуманизма и антропоцентризма (учения, что человек – средоточие Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий).

Возрождение – это новое культурное мировоззрение, возникшее вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе. Особое значение в становлении Возрождения имело падение Византийского государства и бежавшие в Европу византийцы, взявшие с собой свои библиотеки и произведения искусства, содержавшие множество античных источников, неизвестных средневековой Европе, а также являвшиеся носителями античной культуры, в Византии никогда не забывавшейся.

Возрождение стало прямым следствием появления нового мировоззрения, а не кружка «любителей мудрости», как сказано в учебнике. Рост городов-республик в Италии привёл к росту влияния сословий, ранее не участвовавших в феодальных отношениях: мастеров и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Кроме того, изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.

5. Что нового привнесли в архитектуру, скульптуру и живопись деятели искусства Возрождения?

Полагаю, что ответ – все – будет чрезмерно кратким. Поэтому придется давать развернутый ответ в общем и в деталях. Если рассматривать в целом изменения в культуре в эпоху Возрождения, то можно сказать, что деятели искусства привнесли античные ценности и понятия красоты и гармонии, новое мироощущение, новое видение места человека в мире, новое отношение к Богу и ориентацию на светскую жизнь. Человек теперь считался центром мироздания, наделенный разумом и собственной волей он стремился жить здесь и сейчас, получая от земной жизни удовольствие. На мой взгляд еще одним важным новшеством эпохи Возрождения можно назвать стремление к свободному творчеству, самовыражению в искусстве.

Теперь о новшествах в деталях. В архитектуре на первый план выходит красота зданий и удобство для человека. В компоновке соборов уходит излишнее стремление ввысь, характерное для готического периода. В планах жилых построек проявляются римские принципы построения домов – внутренние закрытые дворики, круговые проходные комнаты и т.д. Также появляются различные архитектурные приемы и элементы, в которых явно видно влияние античности: карнизы, фронтоны, ордерная система и колонны. Разрабатываются и элементы, свойственные лишь архитектуре Возрождения: вытянутые окна с круглым завершением, разделение карнизами фасада на уровни и т.д. Принципами архитектурного стиля Возрождения становятся симметрия, логика, гармония, индивидуализация. Строения эпохи Возрождения отличаются от готических сооружений своей жизненностью, уютом, они надежно стоят на земле, имеют правильные и приятные глазу очертания, простые правильные геометрические формы, четкую этажность.

Скульптура Возрождения вновь обретает самостоятельное значение, избавляясь от привязки к архитектуре. Главными мотивами скульптуры становится ориентация на античные образцы и любование человеческой личностью. Скульптура освобождается от религиозно-мистического содержания, она обращается к жизни, к реальным образам действительности, к человеку. Развитие получает жанр портрета реальных людей, создаются конные статуи, украшающие площади городов. Несмотря на ориентацию на античные традиции, мастера эпохи Возрождения не слепо им следуют, не подражают бездумно – они перерабатывают античные идеи для своего времени и воплощают собственные мысли в свои скульптуры. К примеру, для римлян монумент своей внушительностью и незыблемостью должен воплощать неизменность, силу и крепость государства. Скульпторы же Возрождения ставили перед собой задачу показать, что величие христианского памятника не может состоять в мощи, выставляемой напоказ силе, гнетущей тяжести массы. Идея должна выражаться духовными и нравственными ценностями через совершенство пропорций, красоту, гармоничность форм и белизну мрамора.

Живопись Возрождения вообще поднялась на небывалую высоту. Эпоха Возрождения послужила толчком для смещения акцентов в живописи, с помощью которой человечество стремилось познать реальный мир, отобразить его богатство, красоту и разнообразие. Другими словами, личность Ренессанса стремилась обрести художественное познание путем обращения к научному знанию, которое наиболее полно отражает все природные формы. Таким образом, занимаясь художественным творчеством, авторы выходили через художественные проблемы пропорций – в математику и анатомию, а через перспективу – в область физики и оптики. Такой подход позволил художникам Возрождения соединить искусство и науку, что позволило решить многие важные изобразительные проблемы. В эпоху Возрождения выработалась новая система художественного видения мира, которая основана на доверии к восприятию человека, прежде всего зрительному. Таким образом, определился исходный принцип художников Ренессанса – изображать так, как мы это видим. Это означает, что вещи рассматриваются не изолировано, а в единении со средой, в которой они находятся. Кроме того, художникам удалось добиться высочайшего мастерства в передаче мимики лица и движения тела человека, в способах передачи пространства, в построении композиции. Их работы несут красоту, гармонию, свежесть и яркость. Они аллегоричны и наполнены смыслом. Именно в эпоху Возрождения появляется такой жанр живописи как пейзаж, в рамках которого художники стремятся добиться гармоничного и целостного изображения природы.

6. Самостоятельно составьте и заполните таблицу «Мыслители и художники раннего Возрождения».

ИмяСфера деятельностиИзвестные произведения
ДонателлоСкульпторМария Магдалина, Гаттамелата, Иоанн Креститель
Леонардо да ВинчиХудожник, скульптор, архитектор, ученый, изобретатель, поэт, музыкантТайная вечеря, Джаконда, Мадонна в гроте, Дама с горностаем, орнитоптер (летательная машина), изучение строения человеческого глаза и механики полета птиц.
Сандро БоттичеллиХудожникВесна, Рождение Венеры, Венера и Марс
Франческо ПетраркаПоэт, философКанцоньере (сонеты к Лауре), философские диалоги и трактаты
Данте АлигьериПисатель, поэт, философ, политикБожественная комедия, Пир, Новая жизнь
Джованни БоккаччоПисатель, поэтДекамерон, поэмы и романы

1. Гуманисты считали, что истинного величия можно достичь только неустанным изучением античной словесности. Поясните эту мысль. Согласны ли вы с ней? Свое мнение аргументируйте.

Вопрос очень непростой, с заковыркой. Проблема заключается в недостаточно верном понимании самого термина «античной словесности». Сегодня нам известно определение литературы, как письменно зафиксированного авторского словесного искусства. Поэтому можно подумать, что «словесность» — это умение красиво составлять слова. Но это не так. В Античности термина литература вообще не существовало: все произведения словесного искусства называли «поэтическим искусством». Но если разобраться в термине «поэзия», то мы поймем, что изначально для людей древности определяющим признаком поэзии были вовсе не стихи или проза. Слово «поэзия» восходит к древнегреческому глаголу «poieo» — делаю, творю, создаю, причем без дальнейшей конкретизации. К поэзии относились и танцы, и музыка, и пантомима, словом все, что сегодня мы называем «творчеством». Поэтому античную словесность не следует воспринимать просто как умение красиво говорить или писать. Это умение создавать нечто новое – творить.

Теперь к самому вопросу. Если гуманисты считали, что истинного величия можно достичь только неустанным изучением античной словесности, подразумевая под этим творчество, то они правы, но частично. Способность творить невозможно получить у кого-то, эта способность заложена или не заложена в человеке изначально. Изучение трудов ученых, произведений скульпторов, поэтов, живописцев, архитекторов может только дать необходимые инструменты для творчества, но не научить творить.

2. Почему Данте называют лишь предвестником эпохи Возрождения? Для ответа на этот вопрос воспользуйтесь дополнительной литературой.

Данте действительно называют первым мыслителем эпохи Возрождения, хотя он и жил раньше, во время расцвета схоластической философии. Именно у Данте впервые появились идеи, не укладывающиеся в русло традиционной схоластической философии и католического мировоззрения. В его произведениях можно найти очень много таких примеров. Например, в «Божественной Комедии» проводником Данте по Аду и Чистилищу является персонаж, далекий от христианства – античный мудрец, оратор и поэт Вергилий, а не какой-нибудь католический святой или ангел. В Раю Данте сопровождает тоже далеко не небесный ангел, а земная любовь писателя – Беатриче. Известного еретика Сигера Брабантского, главу аверроистов, Данте помещает в Раю рядом с Фомой Аквинским, который всю жизнь боролся с аверроизмом. Античных философов (Демокрита, Сократа, Платона) Данте помещает не в сама Аду, как того требовало общепринятое мнение, а в лимбе – самом первом круге Ада, вместе с невинными некрещенными младенцами и т.д.

Картина мира в Комедии соответствует католической, но сама иерархия небес Рая во многом напоминает неоплатоническое построение. Данте не противопоставляет земную природу Божественному миру, а наоборот, указывает, что сама природа так же божественна, а человек как существо, имеющее тело и душу, стремится к двум видам блаженства – небесному и земному. К земному блаженству, как указывает Данте, ведет путь философских наставлений, которые познаются разумом, а к небесному блаженству – путь духовных наставлений Святого Писания. Таким образом, философия для устроения земной жизни оказывается более нужной, чем богословие. Поэтому и смысл жизни на земле Данте видит не в аскетизме, не в бегстве от земных благ, а наоборот, в жизни сообразно с природой, человеческими, земными целями и в совершенствовании земных условий жизни.

3. Выясните, чем отличались друг от друга арабское Возрождение, Каролингское возрождение и раннее итальянское Возрождение. Предположите, почему ученые применили одинаковое определение для столь разных культурных эпох.

Арабское возрождениеВ VII веке благодаря возникновению большой исламской республики на огромном пространстве установились общая культура, религия и литературный язык. Это очень сильно стимулировало развитие культуры и, как следствие, науки. Быстро распространились изобретения, созданные ранее в разных местах — сталь, шелк, бумага, фарфор. На деньги халифов сочинения греческих ученых и философов переводятся на арабский язык. В период с VII по X век культура и наука арабов по многим признакам напоминала культуру эпохи Возрождения, что и привело к появлению понятия «арабское возрождение».
Каролингское возрождениеЭпоха культурного подъема в империи Карла Великого в VIII-IX веках. В основе каролингского возрождения лежал интерес к раннехристианскому наследию Древнего Рима. Каролингское возрождение было непосредственно связано с политикой короля франков Карла Великого, направленной на повышение образовательного уровня франкского духовенства, и проявилось в развитии литературы, философии, богословия, охватывало изобразительное искусство и архитектуру, в меньшей степени музыку.
Итальянское ВозрождениеЭпоха в культурном развитии европейских стран вследствие изменений общественных отношений, пришедший на смену «тёмным» Средним векам. В этот период наблюдается небывалый расцвет изобразительного искусства, время географических и научных открытый, развития банковского дела, торговли и ремесел. Термин «Возрождение» связан со вспыхнувшим интересом к идеалам Античности. Европейское Возрождение – гигантский шаг вперед для всей европейской цивилизации. Изменилось не только искусство, но и сам человек. Освободившись от средневековых представлений, он по-новому смотрит на окружающий мир и на самого себя. Меняется его отношение к Богу, его цели и образ мышления. А новое искусство, подобно зеркалу, отражает эти изменения.

Как мы видим, в таблице представлены краткие характеристики различных периодов, в последствии названных Возрождением. Все они имеют общую черту – повышение интереса к античному искусству и науке. Однако, они имеют и достаточно серьезные различия.

4. Уточните по словарю, в каком значении сейчас употребляют слово «гуманист». Изменилось ли его значение по сравнению с эпохой Возрождения?

Гуманисты эпохи Возрождения считали, что человек – это лучшее творение Бога. Человек в своей земной жизни должен добиться величия и счастья, развивая и используя все то, что дал ему Бог – разум, стремление к познанию и свободную волю. Наградой такому человеку будет не блаженство на небесах, а счастье, слава и общественное признание в земной жизни. Именно поэтому гуманисты стремились улучшить человеческую природу через постижение античных ценностей.

Сегодня гуманистами называют разные группы людей. Зачастую это разделение связывают с понятиями гуманизма и гуманность. Таким образом, гуманист может быть:

Согласитесь, что лишь первый вариант более или менее напоминает философию гуманистов Возрождения, поскольку считается, что именно современный гуманизм и берет свои корни.

5. Подготовьте презентацию «Шедевр искусства раннего Возрождения (5-7 слайдов), посвященную какой-либо картине или архитектурному памятнику эпохи.

Гуманисты считали что человек

Рождение богини красоты

Одним из самых красивых и пленительных образов раннего Возрождения на мой взгляд является картина Сандро Боттичелли «Рождение Венеры». Ориентированная на античные идеалы красоты, картина стала символом эпохи Возрождения.

На этой картине показан мифологический сюжет Древней Греции о рождении Афродиты. Правда художник назвал Афродиту, богиню красоты, на древнеримский манер – Венерой. Но на картине мы видим не просто холодную красоту античной богини, а живую, нежную и милосердную женщину с кротким взглядом и умением прощать. Именно к этому образу обращались те художники, которые не хотели просто подражать образцам и идолам, но стремились вдохнуть настоящую жизнь в свои творения.

Сандро Боттичелли

Гуманисты считали что человек

Сандро Боттичелли – один из самых известных художников раннего Возрождения, представитель флорентийской школы живописи. Учиться рисовать Сандро начал в мастерской Филиппо Липпи, где он пробыл пять лет. Потом он перешел в мастерскую Андреа Вероккьо, куда чуть раньше поступил подмастерьем юный Леонардо да Винчи. Уже в 25 лет Боттичелли имел собственную художественную мастерскую, знакомится с Симонеттой Веспуччи, и пишет свои знаменитые полотна, наполненные нежностью и красотой.

В 1485 году Боттичелли создает прославленное полотно «Рождение Венеры». В этот же период он пишет самое загадочное свое произведение — «Весну», а также серию иллюстраций к «Божественной комедии» Данте. В конце XV века Боттичелли вынужден отказаться от своего прежнего стиля и писать в основном на религиозные мотивы. С тех пор стиль Боттичелли резко меняется, он становится аскетичным, среди красок преобладают темные тона.

Боттичелли завещал, чтобы его похоронили рядом с Симонеттой в церкви Оньиссанти, что и было исполнено через 34 года после её смерти.

Симонетта Веспуччи

Гуманисты считали что человек

Считается, что прообразом богини в картине «Рождение Венеры» была именно Симонетта Веспуччи, жена Марко Веспуччи, родственника будущего знаменитого флорентийского мореплавателя Америго Веспуччи, в чью честь назван континент Америка. Предполагается, что Сандро Боттичелли был поражен естественной красотой и скромностью Симонетты. Её современник Полициано описывает её как «простую и невинную даму, которая никогда не давала повода к ревности или скандалу», и говорит, что «среди других исключительных даров природы она обладала такой милой и привлекательной манерой общения, что все, кто сводил с ней близкое знакомство, или же те, к кому она проявляла хоть малейшее внимание, чувствовали себя объектом её привязанности. Не было ни единой женщины, завидовавшей ей, и все настолько хвалили её, что это казалось вещью необыкновенной: так много мужчин любили её без возбуждения и ревности, и так много дам восхваляли её без злобы».

Действительно, если сравнить прижизненные портреты Симонетты кисти того же Сандро Боттичелли, мы сможем увидеть явное сходство. Более того, образ Симонетты Веспуччи художник пронес через всю свою жизнь – он встречается во многих картинах Боттичелли. И хотя, как считается, Симонетта ни разу не позировала Боттичелли для мифологических или религиозных полотен, он повторял её лицо, ставшее воплощением идеала флорентийской красоты, из картины в картину — вероятно, по памяти, и во многих случаях уже после её смерти.

Аллегории и смыслы, скрытые в картине

Гуманисты считали что человек

Согласно мифу Афродита (Венера) родилась из морской пены. Рожденная богиня плывет к берегу в створке раковины морского гребешка, подгоняемая ветром. В левой части картины образ западного ветра Зефир в объятьях своей супруги нимфы Хлориды (по-римски Флоры, нимфы весны и растительности) дует на раковину, создавая ветер, наполненный цветами. Считалось, что дыхание Зефира обладает способностью создавать новую жизнь. На берегу богиню встречает одна из граций, предлагая ей накидку, украшенную весенними цветами, и свою вечную службу. Судя по одеянию, эта грация – Ора Талло, весенняя богиня цветения растений.

Опираясь на античный сюжет, художник насытил картину различными аллегориями:

Техника написания картины

Многие специалисты отмечали исключительную технику и прекрасные материалы, используемые Боттичелли для выполнения этой работы. В то время деревянные панели были самыми популярными для написания картин. Дополнительную популярность постепенно набирал и холст. Он стоил дешевле, чем дерево, и считался менее формальным, и более подходящим для частных показов. Боттичелли выбрал для своей картины именно холст.

Картина выполнена в технике — темпера. Ее особенность состоит не только в одноименных красках, основанных на пигментных порошках, воде и связующих материалах (яичный желток, жир). С помощью темперы художник может добиться как эффекта акварельных красок (нежность тонов), так и эффекта масляных красок (яркость цветов), применяя различную консистенцию связующих элементов. Считается, что после высыхания темперные краски приобретают особую гибкость и не трескаются со временем. Более того, считается, что Боттичелли покрыл свою картину слоем из яичного желтка, что по мнению некоторых экспертов и позволило так хорошо сохраниться картине. Однако, известно, что многие современники и последователи Боттичелли тоже покрывали картины яичным желтком, но хорошо сохранилась картина только у Боттичелли, и только «Рождение Венеры». Так что, вряд ли именно этот прием сделал картину долговечной.

Сегодня картина находится в галерее Уффици во Флоренции (Италия). Кстати, в 1987 году была проведена реставрация картины. С нее был удален слой лака, превратившийся за несколько веков в жёлто-коричневый налет – картина снова заиграла яркими цветами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *